Конституционные законы

Глава 3. Право

Итак, внутри права мы отчётливо можем выделить нормы, институты, отрасли права.

Норма права — отдельное правило поведения лиц в какой-либо правовой ситуации, которое должно обязательно исполняться.

Норма права носит общеобязательный характер; не персонифицируется применительно к конкретному субъекту (например, к Васильеву или Петрову); связана с государством и обеспечивается его силой; гарантируется и защищается им; закрепляет признаваемые в обществе ценности; выражена в источниках права (законах, прецедентах) и регулирует общественные отношения; за её нарушение наступает юридическая ответственность.

Институт права — группа правовых норм, регулирующих определённый вид однородных общественных отношений.

К основным отраслям права относятся: конституционное (государственное), гражданское, уголовное и административное право.

Рассмотрим некоторые отрасли права:

    — конституционное право устанавливает основы государственного строя, указывает на правовой статус личности;

    — гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения;

    — административное право связано с управленческими отношениями, возникающими в процессе исполнительнораспорядительной деятельности органов государства;

    — уголовное право устанавливает, какие поступки людей являются наиболее опасными для общества, человека или государства и вид наказания за их совершение.

В настоящее время появились новые отрасли права. К ним относят налоговое право, компьютерное право, муниципальное право, экологическое право, корпоративное право и т. д.

Отрасль права — группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Как регулируются общественные отношения

Традиция разделения права на частное и публичное идёт от древнеримского юриста Ульпиана, который писал о том, что всё относящееся к положению государства является публичным правом, а всё, что служит пользе отдельных лиц, — частным. Это разделение прошло через века и определило характер законодательства, юридической науки и практики в разных странах. В большинстве случаев регулирование общественных отношений в России заключается в сочетании публичноправовых и частноправовых методов.

Частное право — совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

В области частного права субъекты более свободны. Здесь людям или их объединениям предоставляется возможность самостоятельно решать многие вопросы, которые могут быть оформлены в договорах. Отношения между супругами по вопросу об их имуществе находятся в области частного права.

Публичное право — совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общий интерес.

К отраслям публичного права относятся: конституционное, уголовное, административное, финансовое, хозяйственное, антимонопольное, экологическое и др. Так, отношения между сотрудником полиции (он наделён властными полномочиями) и нарушившим общественный порядок дворником находятся в области публичного права.

Формы права

Каждый юрист знает о том, что нормы права выражаются в определённой форме. А вот тем, кто не является профессионалом, необходимо помнить, что прочитать общеобязательные правила поведения мы можем не везде. Оказывается, они содержатся в разных источниках. В России наиболее распространённой формой права является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт — юридический документ, принимаемый в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом.

Нормативные правовые акты содержат общеобязательные для исполнения нормы и имеют, по мнению многих юристов, достаточно много преимуществ по сравнению с другими источниками права. Они удобны для регулирования различных жизненных ситуаций, могут отменяться, изменяться, в них чётко зафиксированы правила поведения.

Нормативные правовые акты могут быть различными. Среди них ведущая роль отводится закону (лат. lex).

Юристы выделяют конституционные (органические) законы, текущие (например, о бюджете, которые действуют в течение года или нескольких лет) и кодифицированные (кодексы).

Закон — нормативный акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

На основе закона могут приниматься подзаконные акты, конкретизирующие его отдельные положения. Они не должны противоречить закону.

Окончание >>>

Текст федерального конституционного закона № 9-ФКЗ от 27 декабря 2009 года, размещённый на сайте президента РФ Основная статья: Федеральный конституционный закон

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, непосредственным действием на всей территории Российской Федерации, а также отличается усложнённой процедурой принятия.

Принятие федеральных конституционных законов осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции и положениями регламентов палат Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы и не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию, право вето на него не распространяется.

В настоящем списке в хронологическом порядке представлены все действующие и утратившие силу федеральные конституционные законы Российской Федерации.

Закон -принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений

Законы принимаются определенным способом – создаются высшим представительным органом государственной власти (законодательным органом).

В каждом государстве действует большое множество законов и для того, чтобы можно было их систематизировать, соотносить по юридической силе (иерархия) в науке КП используется несколько разновидностей законов:

1.Конституционные законы, принимаются в особом порядке квалифицированным

2.Органические законы, большинством (конкретно указано количество)

3. «Обычные» законы, текущие принимаются простым большинством

Они отличаются по значению в правовой системе, по юридической силе, по порядку принятия.

1. Конституционные законы –самые важные, это такие законы, которые издаются по наиболее важным государственным проблемам, общественным проблемам, которые чаще всего в Конституции обозначены, но кратко, не развернуто (пример: вопросы избирательного права, вопросы, связанные с положением личности и т.д). Конституционные законы либо дополняют К РФ, либо содержат какие-либо переходные положения.

В федеративных государствах иногда КЗ называют (предавая им соответствующую юридическую силу) ПА субъектов федерации, также – правовые положения профсоюзов, избирательной системы. Т.е. юридическая сила этих вопросов должна выделяться на фоне всего остального законодательства, т.к. это в силу объективных причин, нельзя выделить в К РФ (объем), во многих странах такие вопросы выделяют в отдельный КЗ. Возможно, в РФ скоро придут к этому.

2. Органические законы- группы законов, которые детализируют правовой статус высших (конституционных) органов государства. Целый ряд органов государственной власти нуждается в каком-либо правовом регулировании. (Когда в Конституции устанавливается перечень таких органов, они не могут полностью расписать их деятельность, и это расписывается в органических законах).

Иногда органическим законом закрепляются важнейшие конституционные процедуры на основе прямых указаний или ссылок в самой Конституции.

Органических законов нет в РФ.

3.Обычные (текущие) законы-принимаются по всем остальным вопросам. Принимаются законодательным органом власти простым большинством.

Законы в РФ.

Закон -принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений

1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ — В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона — закон о поправке к Конституции РФ

2. ФКЗ -это законы, конкретизирующие положения конституции, определяющие основные начала государственной и общественной жизни страны, принятие которых предусмотрено в самой конституции.

3. ФЗ -нормативный правовой акт, изданный федеральным органом законодательной власти Российской Федерации и регламентирующий наиболее важные и основополагающие стороны общественных отношений и государственной жизни.

4. Законы субъектов РФ -нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. (К основным разновидностям З.с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.)

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания .

Добавить комментарий