Конституция Германии 1919

В 1919 году в Германии коалиция трех партий — Социал-демократической, Демократической и партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и большинством голосов приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской.

При голосовании 31 июля 1919 года в Национальном собрании за конституцию было подано всего 262 голоса. Более 80 депутатов отсутствовало, 75 проголосовало против.

11 августа 1919 года Веймарская конституция была подписана президентом Эбертом, а 14 августа была опубликована и вступила в силу.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ 1919 Г.

Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началась восстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к ней. Под влиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали советы рабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9 ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию.

В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее «спасение отечества». В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э. Бернштейн, Н. Каутский и д.р.) предсказывали успешный, мирный путь развития страны через разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства, а значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирное врастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовой борьбы и социальной революции.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом начало подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве Германии.

Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая — 13,5 млн. Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции — Веймарская.

В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало временным президентом Германии Макса Эберта, бывшего с 1916 г. руководителем социал-демократической партии в рейхстаге, а затем назначенного канцлером (по указу принца Макса Баденского).

Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической, партии Центра — составило правительство Германии во главе с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против — 75.

Начавшаяся под руководством главы ведомства внутренних дел Гуго Пройса — профессора публичного права в Берлинской торговой школе и видного деятеля Национально-либеральной партии, работа по подготовке проекта конституции объединила ведущих политиков и ученых и преследовала своей целью модернизацию системы внутригосударственных отношений, в первую очередь, перестройку системы региональных отношений, которая бы соответствовала условиям развития современного общества.

Проект конституции был составлен в течение нескольких дней на основе разработанного им ранее по собственной инициативе проекта и после доработки, в которой участвовал в качестве представителя правительства М. Вебер, был направлен в СНУ под названием «Проект будущей конституции (общая часть)». Состоящий всего из 68 статей «предварительный проект» конституции содержал три раздела: «Империя и свободные германские государства», «Рейхстаг», «Имперский президент и имперское правительство». В нем конструировалась модель парламентской республики с двумя взаимодействующими и сдерживающими друг друга центрами государственной власти: рейхстагом и президентом. Основные права и свободы не были подробно прописаны в проекте и были представлены лишь статьями о свободе совести, о равенстве всех немцев перед законом и о защите национальных меньшинств. Составитель стремился избежать длительных дебатов по этому поводу в Национальном собрании, способных увести в небытие сам проект, как это имело место во Франкфурте-на-Майне в 1848 г.

Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн. жителей, земель (областей).

В январе 1919 г. проект конституции был передан в СНУ, члены которого, в частности Эберт, потребовали большего выявления его демократического характера, за счет прежде всего включения широкого перечня прав и свобод.

Результатом последующей полугодовой работы над проектом конституции (включая дебаты в Национальном собрании) стал новый его вариант, составленный из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев». Отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первом месте был перечень прав и свобод, не был случайным. Г. Прейс и его коллеги по Конституционному комитету считали, что «сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права».

Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции нашли отражение в ее преамбуле. Это — принцип «народного единства» и «народного суверенитета», а также принципы «свободы» и «социальной справедливости». Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные рейхстаг и президент.

1. Конституция Германии: порядок принятия, структура, порядок внесения поправок

После капитуляции Германии в 1945 году вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 году), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.

Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван «Конституция». В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Основной закон – это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. Основной закон состоит из Преамбулы, 14 разделов, причем три раздела были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Конституция Германии 1949 г. к настоящему моменту претерпела около 50 изменений. Она не стала от этого нестабильной — ее просто вовремя совершенствовали.

Преамбула содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру.

По способу изменения основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. Это, однако, не мешало довольно часть изменять его и дополнять. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и дополнениям свыше 100 статей. Добавлены три новых раздела, включены новые статьи.

Порядок изменения конституции и внесения поправок урегулирован в основном законе. Конституция устанавливает, что «Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст основного закона. Такой закон требует одобрения в 2/3 голосов Бундестага и в 2/3 голосов членов Бундесрата» — ч. 1 и 2 ст. 79.

2. Территориальное устройство Германии

Германский Основной закон включает следующие особенности территориального устройства Германии.

  • германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;

  • земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто — свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова — она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

  • германская федерация строится по принципу «сильный центр — сильные земли», на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия «горизонтальных связей» между землями;

Оно состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии — ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин — как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз ). Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них — Бремен (и по территории, и по населению). Самая большая — Бавария — превосходит в 176 раз, а самая населенная — Северный Рейн-Вестфалия превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать ассиметричной. Все земли имеют равные права.

Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:

  • исключительной компетенции федерации;

  • совместной компетенции;

  • компетенции земель.

В исключительной компетенции федерации находятся:

  • международная политика ФРГ;

  • оборона;

  • гражданская оборона;

  • гражданство;

  • валюта;

  • режим мер и весов, точного времени;

  • таможня;

  • воздушное сообщение;

  • почта и телекоммуникации;

  • авторские права и иная интеллектуальная собственность;

  • федеральная государственная службу;

  • статистика.

Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:

  • гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство;

  • акты гражданского состояния;

  • гражданство в землях;

  • трудовое право;

  • сельское хозяйство;

  • экология;

  • судоходство;

  • дорожное движение.

Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.

Каждая земля имеет однопалатный парламент — ландтаг (в Баварии — двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер-министром.

Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду. Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:

Важной особенностью немецкой федерации является возможность федерального принуждения земли к выполнению каких-либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами. Федеральное принуждение в различных формах применяется федеральным правительством с одобрением бундесрата.
При необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях. Однако не может быть предметом пересмотра федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли

3. Парламент Германии: порядок формирования, структура, полномочия

Основная масса законов и иных актов принимается парламентом — бундестагом. Некоторые законы и иные нормативно-правовые акты, особенно касающиеся федерации, земель или имеющие большую государственную важность, принимаются и бундестагом, и бундесратом. В то же время бундестаг и бундесрат не являются «нижней» и «верхней» палатой одного парламента.
Бундестаг (однопалатный парламент):

  • состоит из 656 депутатов (согласно Федеральному избирательному закону);

  • избирается народом Германии на 4-летний срок по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, то есть половина депутатов избирается в мажоритарных одномандатных округах, а половина — по пропорциональной системе в земельных территориальных округах (по земельным партийным спискам); причем к распределению мандатов по партийным спискам допускаются лишь те партии, которые преодолеют 5-процентный заградительный барьер в масштабе всей страны.

Депутаты бундестага имеют свободный мандат . Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вице-президентов.

Бундесрат — орган представительства земель. В настоящее время он состоит из 68 членов, которые делегируются в бундесрат правительствами земель в пропорции: любая земля делегирует минимум 3 членов; с населением свыше 2 млн. — 4; с населением свыше 6 млн. — 5, свыше 7 млн. — 6 членов бундесрата.
Члены бундесрата имеют императивный мандат , связаны волей пославшего их правительства и могут быть в любой момент отозваны. Депутаты от каждой земли в бундесрате должны подавать голоса солидарно (то есть члены бундесрата, делегированные одной землей, должны по каждому вопросу договориться межу собой и проголосовать одинаково).
Бундестаг и бундесрат вместе принимают лишь самые важные законы. Изменения и дополнения к Основному закону также принимаются совместно- 2/3 голосов депутатов бундестага и 2/3 голосов членов бундесрата.
Особенностью функционирования законодательной власти ФРГ является то, что в ситуации законодательной необходимости правительство может передать данное право от бундестага бундесрату.
В случае войны или военной опасности бундестаг и бундесрат могут создать Совместный комитет («мини-парламент»), на 2/3 состоящий из депутатов бундестага и на 1/3 — из членов бундесрата, правомочный принимать законы и иные решения.

4. Исполнительная власть ФРГ: федеральный президент, федеральное правительство, федеральные министры

Высшую исполнительную власть в стране осуществляет федеральное правительство , в состав которого входят федеральные министры и канцлер. Особую роль играет председатель правительства — федеральный канцлер. Фактически именно он является политическим лидером страны.

Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента, затем канцлер формирует правительство. По сложившемуся обычаю федеральным канцлером избирается лидер партии, победившей на выборах, или иной кандидат, выдвинутый на пост канцлера партией-победительницей.
Основной закон ФРГ 1949 г. стал первой конституций предусмотревшей институт конституционного вотума недоверия . Суть его в том, что при постановке вопроса о вотуме недоверия выдвигается кандидатура на пост федерального канцлера. Голосование за недоверие действующему правительству одновременно является избранием нового канцлера.

Главой государства в ФРГ является федеральный президент , избираемый специальной коллегией, половина которой составляют депутаты бундестага, а другую половину — точно такое же количество выборщиков, выдвинутых ландтагами земель. Данная коллегия именуется Федеральным собранием имеет только одну задачу — избрание президента, после чего она распускается. Президентом ФРГ может стать каждый немец (гражданин ФРГ), достигший 40 лет и обладающий избирательным правом. Срок полномочий президента — 5 лет. Одно и то же лицо может занимать этот пост не боле чем на 2 срока.
Президент ФРГ почти не обладает реальными полномочиями, вследствие чего его часто именуют «слабым» президентом по сравнению с «сильным» канцлером. Однако федеральный президент символизирует государство, его единство, выступает арбитром между ветвями власти, формально осуществляет ключевые назначения, выполняет важные церемониально-представительские функции.

5. Местное самоуправление и управление

Основной закон не содержит подробных постановлений о местном управлении и самоуправлении. Он указывает, что общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объединения общин должны также обладать право самоуправления. В округах и общинах должны создаваться представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных, тайных выборов.

Современные определения понятия «местное самоуправление», как правило, основываются на тех же положениях. Местное самоуправление рассматривается как самостоятельная инициативная деятельность местного населения, имеющего целью удовлетворить свои нужды и интересы.

В основном законе ФРГ, например, лишь констатируется, что «в землях, уездах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами» (п. 1 ст. 28).

Сходные понятия используются в разных европейских странах. Так, в Германии используется термин «selbstverwaltung» — самостоятельное управление.

Каждая земля самостоятельно определяет структуру и полномочия органов местного самоуправления и управления: в общих чертах – в земельных конституциях, а более подробно – в специальных законах. Система местного управления и самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением земель. Большинство земель ФРГР (Бавария, Баден-Вюртемберг, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Сверенный Рейн-Вестфалия) в административном отношении делятся на округа, уезды и общины; большая часть новых земель (Бранденбург, Мекленбург – Верхняя Померания, Саксония – Анхальт, Тюрингия), а также две небольшие западные земли (Саар, Шлезвиг-Гольштейн) – только на уезды и общины. Крупные города приравниваются к уездам.

Города-земли Берлин, Бремен и Гамбург имеют свои особенности административного устройства. Берлин в административном отношении делится на районы, которые пользуются самоуправлением, но не обладают правами общин: они не принимают собственный устав и не обладают финансовой самостоятельностью.

Бремен состоит из двух общин (Бремен и Бременхафен), являясь одновременно землей и объединением общин. Гамбург – одновременно земля и община, подразделяющаяся на городские районы.

Система местного управления создается в округах. Она формируется правительственными учреждениями земли, действует по их прямым указаниям и подчиняется им во всей своей деятельности.

Органом управления в округе является правительственный президент, назначаемый правительством или премьер-министром земли и подчиняющийся министру внутренних дел земли. При правительственном президенте образуется правительственный президиум, который является не коллегиальным органом управления, а аппаратом правительственного президента, т.е. группой чиновников, ведающих отдельными административными вопросами.

Правительственным президентам подчинены главы местной администрации в уездах – ландраты, или уездные директоры. Эти должностные лица вместе с создаваемыми при них управами и дирекциями выступают как часть государственной (земельной) администрации на уровне уезда. Параллельно с ними в уездах существуют и органы местного самоуправления. Там образуются выборные органы, представляющие население уезда. Порядок формирования этих органов и их полномочия регламентируются положениями об уездах, которые принимаются в каждой земле.

Что касается общин, то согласно законодательству ФРГ община является корпорацией публичного права, обладающей правом самоуправления в местным делах. Сфера самоуправления определяется законами земель и охватывает в основном вопросы коммунального хозяйства. Земельные конституции обычно относят к компетенции общин следующие вопросы: управление общинным имуществом, общинными предприятиями; местный транспорт и дорожное строительство; коммунальные услуги; местная полиция и пожарная охрана; местные культурные учреждения; спортивные учреждения (стадионы, бассейны, т.п.); социальные учреждения (дома престарелых) и др. Но какие именно задачи отдельные общины будут решать самостоятельно в конституциях детально не определено. Общинные власти функционируют и как исполнительные органы государства, и как самостоятельные политические органы, осуществляющие определенные самоуправленческие задачи.

Список использованных источников

Похожие главы из других работ:

Германские государства в период абсолютной монархии

4. Развитие правовой системы в Германии. Особенности правового регулирования в Германии

Начиная с XII века в Германии не существовало «общегepманского права», а было право территориальных образований и городов. Правовая система характеризуется обособлением правовых норм, относящихся к высшему феодальному сословию…

Конституция как основной закон государства

1. Понятие, сущность Конституции как Основного Закона государства

Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства…

Конституция ФРГ 1949 г.

2.Краткая характеристика Основного закона. Его главные черты

Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван «Конституция». В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии…

Нормативно-правовой акт

2.3. Структура закона

Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами): — наименование органа…

Основной Закон ФРГ 1949 г.

1. История создания Основного закона ФРГ 1949 г.

После поражения Германии во Второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции…

Основной Закон ФРГ 1949 г.

4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.

Основной закон Германии в первоначальной редакции состоял из преамбулы, 11 глав и 146 статей. Он относится к категории «жестких» конституций: согласно ст. 79 п. 2…

Основы государственного права ФРГ

1. Конституция и конституционное развитие в ФРГ. Охрана основного Закона

Германия — официальное название: Федеративная Республика Германия — высокоразвитая европейская страна. Германия в современных границах существует с 3 октября 1990 г….

Основы конституционного строя Германии

Глава II. Общая характеристика основного закона ФРГ

Основы пенсионного обеспечения и социального страхования. Функции Конституции

1. Понятие и сущность конституции как основного закона государства

Конституции — важнейший институт демократии. В современном значении они возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего Времени, появилась и 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793гт…

Основы пенсионного обеспечения и социального страхования. Функции Конституции

2. Функции конституции как основного закона государства

Каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Исходя из сказанного выше…

Понятие, сущность и основные черты Конституции

1. Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства, юридические и другие свойства Конституции РФ

Конституция (от латинского слова constitution — устанавливаю, учреждаю) — основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя…

Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию

1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона

Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество менее значительных и более существенных предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права…

Система уголовного законодательства России

Задание 1. Уголовное законодательство Российской Федерации и его система (действующее уголовное законодательство; система и структура норм уголовного закона; действие уголовного закона во времени; обратная сила закона; действие уголовного закона в пространстве)

В период существования СССР наряду с УК РСФСР, ещё до включения в него, применялись общесоюзные уголовные законы. В настоящее время на территории РФ действует только УК РФ. В соответствии со ст…

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

Глава 1. Общая характеристика Конституции США и Конституции РФ как основного закона государства

Структура и техника уголовного закона

1.2. Структура уголовного закона

Уголовный закон является формой выражения норм уголовного права. Следовательно, закон является формой, а норма — его содержанием. УК РФ состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть УК РФ состоит из шести разделов, которые делятся на главы…

Учредительное собрание социал-демократов состоялось 6 февраля 1919 года в Веймаре. Руководство социал-демократов заявило о самоликвидации. Коммунистическая партия, которая уже возникла к тому времени, в Учредительном собрании участия не принимала. Она бойкотировала Учредительное собрание. Собрание приняло конституцию, получившую название Веймарской.

Определение 1

Веймарская конституция – одна из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам.

Основные положения Веймарской конституции

Веймарская конституция объявила Германию демократической республикой, определила положения о том, что перед законом все равны и имеют свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Документ гарантировал неприкосновенность личности, тайну переписки, прямое избирательное право. Вместе с тем конституция давала возможность буржуазии ограничивать права и свободы граждан, так как это был документ буржуазно-демократического толка.

Определение 2

Рейхстаг являлся органом общеимперского законодательства. Депутаты рейхстага не несли ответственности перед избирателями.

В конституционном документе говорилось, что депутаты подчиняются только своей совести. В исключительное законодательство империи входили: внешние взаимодействия, колониальные вопросы, гражданство, свобода передвижения, иммиграция, выдача преступных элементов, оборона, монетное дело, таможни, почта, телеграф, телефон.

В конкурирующее законодательство империи вошли вопросы гражданского и уголовного права, судопроизводство, свобода собраний, здравоохранение, рабочее законодательство.

Определение 3

Рейхсрат представлял германские земли, каждая земля обладала как минимум одним голосом, более крупные земли имели несколько голосов. Члены правительств земель были представителями в рейхсрате.

Проекты законов вносились в рейхстаг по инициативе рейхсрата либо правительством при согласовании с рейхсратом

Рейхсрат мог опротестовать закон, принятый рейхстагом. Если возникала спорная ситуация, то вопрос решался президентом. Президент либо поддерживал рейхстаг, либо назначал референдум. Требование референдума рейхстагом обеспечивалось двумя третями голосов, тогда президент опубликовывал закон в редакции рейхстага, либо выставлял его на референдум.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Права президента

Определение 4

Президента избирало население страны на семилетний срок. Он обладал очень большими правами: представлял страну на международном уровне, заключал договоры и соглашения от имени Германии с иностранными государствами, командовал армией, имел право помиловать человека или ужесточить ему наказание, смещал с должности и назначал на должность чиновников и офицеров. При возникновении причин, мог досрочно распустить рейхстаг.

Рейхстаг со своей стороны двумя третями голосов мог потребовать проведения референдума, а на нем поставить вопрос о смещении президента. Были случаи роспуска рейхстага президентом, но отстранения президента от власти рейхстагом в истории Германии не было.

Президент, в соответствии со ст. 48, получал право принятия мер в случае нарушения общественной безопасности, вплоть до задействования армии. Президент мог приостановить действие таких прав, как личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища гражданина, свобода слова и др. В Конституции говорилось, что перед принятием таких мер в известность должен быть поставлен рейхстаг, который вправе отменить эти меры. Даже при возможности отмены мер, статья Конституции носит антидемократический характер. В 1923 году была применена сила в отношении революционного восстания в Саксонии.

Права правительства

Президент назначал правительство, которое должно было пользоваться доверием рейхстага. Если рейхстаг выражал недоверие правительству, оно должно было уйти в отставку. В этом случае права президента на роспуск рейхстага не действовали.

Замечание 1

За период действия Веймарской конституции работало несколько президентских правительств, то есть назначавшихся исключительно президентом. Такими были несколько правительств до прихода к власти фашистов.

Документ был передовым в вопросе централизации Германии, но все же большая часть прав оставаласьу земель империи. Земли сохраняли за собой законодательную власть.

Безусловно, Конституция по внешнему оформлению имела демократический характер, но по сути охраняла капиталистическую собственность.

В ст. 156 было провозглашено о сотрудничестве всех производящих слоев населения, работодатели и рабочие должны были совместно участвовать в управлении, добывании, производстве и распределении. Это привело не к социализации промышленности Германии, а, напротив, к укреплению господства монополистической буржуазии.

В основном сохранилась старая государственность: суды, военные кадры, бюрократия. Этот документ более соответствовал интересам буржуазии, чем монархические принципы Вильгельма. Главную роль играла Пруссия. Прусские юнкеры поддержали буржуазию, она укрепилась у власти. Это был переходный период к установлению открытой террористической диктатуры.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий