Легализованное принуждение

В юридической науке принято выделять три особые функции государства по отношению к праву: правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную. Без создания механизма, обеспечивающего исполнение государственной воли, существование и развитие государства, гражданского общества становится невозможным.

Могущество государственной власти концентрируется в аппарате, обладающем инструментами навязывания воли властвующих, прежде всего, инструментами принуждения, а также институтами, способными придать воле властвующих общеобязательных характер (законы, судебные органы, иные институты позитивного права). Государственная власть по своей природе предназначена для того, чтобы через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. Эта правообеспечительная деятельность государства реализуется через систему государственных органов, наделенных специальными полномочиями на применение государственного принуждения и составляет государственный аппарат принуждения.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.

По характеру воздействия на субъекта, принуждение выступает как:

— физическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права посредством непосредственного воздействия на него;

— имущественное, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права посредством воздействия на его имущество;

— психологическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права под угрозой наступления для него неблагоприятных последствий.

По целям применения принуждения, выделяют:

— превентивное (предупредительное) принуждение, направленное на недопущение неправомерного поведения субъектов либо каких-либо неблагоприятных последствий. В этом качестве выступает принудительный досмотр пассажиров в аэропортах, досмотр их багажа; запрет на посещение карантинных зон и т.д. В этом случае применение принуждения не связано с совершением правонарушения и применяется в рамках регулирования общественных отношений.

— пресекательное принуждение направлено на прекращение уже начавшегося неправомерного поведения. Основная цель применения принуждения – заставить субъекта отказаться от дальнейшего нарушения закона. Например, задержание лица, совершающего правонарушение; приостановление деятельности предприятия, нарушающего санитарное, противопожарное законодательство; запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.д. Меры пресекательного принуждения могут применяться как отдельно, самостоятельно, так и предшествовать применению мер юридической ответственности.

— юридическая ответственность применяется в целях наказания лица, за совершенное им правонарушение. В зависимости от вида правонарушения, применяется соответствующий вид юридической ответственности. Например, совершение преступления вызывает применение уголовной ответственности; административного правонарушения – административную ответственность; дисциплинарного проступка – дисциплинарную ответственность; деликта – гражданско-правовую ответственность; причинение материального ущерба – материальную ответственность.

Применение государственного принуждения всегда связано с применением права. Применение права – это властно-организующая деятельность государственных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных ситуациях реализацию юридических норм. Применение права происходит в случаях, когда субъекты сами не выполняют свои обязанности; совершают правонарушения; когда необходимо разрешить спор между сторонами и т.д.

Применение права необходимо в случаях:

· когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля;

· когда есть спор о праве, правах и обязанностях;

· когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав и совершаются иные правонарушения.

Учреждения и лица, осуществляющие применение права (правоприменительные органы) разнообразны, а их деятельность может осуществляться: 1)при регулировании общественных отношений; 2)при охране особо значимых общественных отношений. В первом случае государственный орган, применяющий право должен установить наличие либо отсутствие каких-либо обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение субъектом прав и обязанностей. Например, получение гражданином РФ паспорта; получение лицом льгот или субсидий; приобретение лицензии на занятие определенным видом деятельности и т.д. У государственных органов, осуществляющих правоприменение в регулятивной сфере, полномочия на применение государственного принуждения минимальны и производны от функции контроля за деятельностью субъектов в подведомственной им отрасли управления. Предполагается, что субъекты права сознательно и добровольно соблюдают российское законодательство, а применение принуждения допускается только в превентивных (предупредительных) целях. Например, таможенный досмотр, меры карантинного характера и др.

Во втором случае, применение принуждения становится если не единственной, то одной из основных функций государственного органа. Принуждение, являясь методом, формирующим состояние подчиненности субъекта, представляет собой властное веление или прямое действие. Государство, в лице своих органов и должностных лиц заставляет конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий, под угрозой наступления неблагоприятных последствий. В основе применения принуждения лежит совершенное, либо совершаемое субъектом правонарушение. Следовательно, и принуждение, применяемое здесь, направлено либо на пресечение (прерывание) неправомерного поведения субъекта, либо на его юридическую ответственность.

Для юридической науки наибольший интерес представляют государственные органы, осуществляющие правоприменение в охранительной сфере, так как именно они наибольшим образом стесняют права и свободы человека и гражданина. Все эти органы обладают собственной юрисдикцией. Юрисдикция – это деятельность компетентных государственных органов (административных или судебных), управомоченных на рассмотрение правовых споров и на вынесение по ним юридически обязательных решений. Органами юрисдикции являются административные или судебные органы. Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства на основании действующего закона. Административно-юрисдикционная деятельность – это деятельность государственных органов по разрешению административных споров.

Не все юрисдикционные органы входят в систему органов государственного принуждения. Не являются таковыми судебные органы, основная задача которых – осуществление правосудия. Следовательно, систему органов государственного принуждения составляют такие органы государственной власти, в полномочиях которых предусмотрено применение принуждения для пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к юридической ответственности, а также органы обеспечивающие исполнение решений юрисдикционных органов.

Система органов государственного принуждения включает в себя государственные органы, обладающие полномочиями по применению административного, административно-процессуального, уголовного и уголовно-процессуального принуждения. Внутри системы существует распределение полномочий по применению принуждения различных видов. Например, административное и административно-процессуальное принуждение реализуют практически все указанные ниже органы; уголовное принуждение (исполнение наказания) реализуется органом, на который возложено исполнение наказания; уголовно-процессуальное принуждение – органом, осуществляющим производство по уголовному делу.

Система органов административного и административно-процессуального принуждения (гл. 23 КоАП РФ):

· Органы внутренних дел;

· Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

· Налоговые органы;

· Таможенные органы;

· Государственные инспекции труда;

· Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

· Органы, осуществляющие государственные надзор в сельском хозяйстве;

· Органы, осуществляющие государственный надзор за использованием природных объектов (воды, леса, объектов животного мира и т.д.);

· Органы, осуществляющие государственный экологический контроль;

· Органы государственного энергетического надзора;

· Органы, осуществляющие технический контроль;

· Органы государственного противопожарного надзора;

· Органы автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного и др. транспорта;

· Органы государственного контроля в области информации;

· Антимонопольные органы;

· Органы государственной торговой инспекции;

· Органы государственной жилищной инспекции;

· Органы государственного архитектурно-строительного надзора и другие государственные органы (или их структурные подразделения), обеспечивающие контроль и надзор в различных сферах общественной жизни.

Как правило, каждый из административно-юрисдикционных органов обладает полномочиями как на пресечение правонарушений, так и на привлечение лица к административной ответственности. Полномочия по применению пресекательного принуждения регулируются соответствующими специальными законами РФ либо субъектов РФ (например, Федеральные Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и другие), а по применению административной ответственности – Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В качестве самостоятельного вида административной деятельности выделяют оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую специально уполномоченными органами, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ».

Система органов уголовного принуждения:

· Служба судебных приставов (по имущественным взысканиям: штраф, конфискация имущества);

· Служба исполнения наказаний (обязательные работы; лишение права; исправительные работы; ограничение свободы, лишение свободы).

Основанием для применения уголовного принуждения является вступивший в силу приговор суда. Наказание, связанное с имущественными взысканиями исполняется Федеральной службой судебных приставов. Все остальные виды наказания исполняются Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

Система органов уголовно-процессуального принуждения включает органы, обладающие полномочиями по возбуждению уголовных дел, осуществлению предварительного расследования, рассмотрению и разрешению уголовных дел:

· органы внутренних дел;

· пограничные органы ФСБ;

· служба судебных приставов МЮ;

· таможенные органы;

· органы противопожарного надзора МЧС;

· служба наркоконтроля;

· следственный комитет при МВД РФ;

· следственный комитет при Прокуратуре РФ;

· следственный комитет ФСБ РФ;

· Прокуратура РФ.

Помимо органов административной власти, полномочиями по применению уголовно-процессуального принуждении обладает суд, при рассмотрении и разрешении уголовного дела.

Общество – совокупность индивидов, объединенных взаимными интересами, совместной деятельностью и заинтересованных друг в друге.

Власть – отношения господства и подчинения, где воля одного субъекта подчинена воли другого субъекта.

Власть бывает: формальной — это власть должности, обусловленная официальным местом лица в структуре управления; реальной — это власть как должности, так и авторитета.

Существует несколько форм власти:
Власть принуждения. Она основана на зависимости и страхе, что отказ от выполнения требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой негативные последствия — санкции (штраф, лишение премии, статус, служебное положение, авторитет и др.). Если эта власть основана на законном принуждении, то она называется административной.

Власть, основанная на вознаграждении. Основной источник этой власти, это обещание вознаграждения.

Власть примера или харизма. Профессиональные, деловые и личностные качества руководителя кажутся подчиненным настолько привлекательными, что они хотят быть на него похожи, во всем следовать его примеру.

Экспертная или эталонная власть. Подчиненные считают что их руководитель обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы принимать правильные решения и поэтому беспрекословно выполняет все его распоряжении

Традиционная власть. Подчиненные считают, что руководитель имеет право приказывать и распоряжаться только потому что он их начальник. Это власть должности.

Власть является порождением различных устойчивых общественных связей между людьми, результатом их стремления к удовлетворению своих интересов и средством достижения поставленных целей.

Главное отличие политической власти от власти вообще являются ее нерасторжимая связь с той или иной формой и степенью развития государственности.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством или санкционирована им и проводится при его поддержки.

Прежде чем охарактеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организационной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная же власть представляет собой разновидность социальной власти. В специальной литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

Государственная впасть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); действует система налогов; население делится по территориальному признаку;

ей присущи легитимность, легальность и т.п.

4. Понятие и сущность государства. (посмотри как сократила!!!!!!все лишнее остальное думаю)

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определённой территории.

Два аспекта сущности государства:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Подходы к сущности государства:

— классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса (государство используется как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, что вызывает сопротивление других классов и рождает насилие, диктатуры);

— общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.

Признаки государства:

Организация политической власти – состоит в том, что:

1.Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в т/ч правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление;

2.Она внешне и официально представляет все общество;

3.Цель – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей.

Суверенитет – выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного гос-ва с другими.

Территория – определенная часть земной поверхности , находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территорий других государств государственной границей.

Налоги – взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

Легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Государство характеризует четкое закрепление, как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

Следующий признак государства – население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность.

Еще одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет.

Суверенитет государства – полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности).

Суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Он включает в себя два аспекта – внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму – независимость государства в международных отношениях. Суверенитет главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим важным элементом государства является налоговая система. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного, социального и медицинского страхования) – централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет – это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества – налогоплательщиками.

Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Признаком государства является его символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сопоставив приведенные признаки государства, понятие «государство» можно определить как суверенную политическую организацию, официально представляющую и охватывающую все население в пределах определенной территории, имеющую собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающую специальным аппаратом управления и принуждения.

Материал подготовлен на основе информации Дипломатического словаря (1986, М) и открытых источников

Добавить комментарий