Механизм гражданско правового регулирования

обязателен для всех членов корпорации, а сделки точно для того лица, от имени и на счет которого она совершена.

Также в главе первой было рассмотрено место сделок в механизме регулирования общественных отношений. В результате чего были сделаны следующие выводы: в связи с регулирующей функцией сделок сделки выступают в механизме регулирования самостоятельным элементом, располагающимся между устанавливающими их правовой режим нормами права и правоотношениями; по регулирующей силе сделки стоят в одном ряду с нормами права, но не могут быть отнесены к нормативной основе отрасли по ряду причин, т.о. сделки выступают самостоятельным правовым явлением-средством индивидуального регулирования.

В главе второй при рассмотрении вопроса о классификации сделок были сделаны следующие выводы: о том, что большинство известных гражданскому праву видов и разновидностей сделок, различающихся по предмету регулирования, сконструированы как каузальные; дифференциация сделок на возмездные и безвозмездные наглядно демонстрирует, что сделка способствует обеспечению равновесия интересов участников гражданского оборота. Также был сделан вывод о том, что в связи с тем, что в безвозмездной сделке обязанность предоставления встречного удовлетворения другой стороной отсутствует, то возмездными могут быть только двусторонние и многосторонние сделки.Также был сделан вывод о возможности классификации одного вида сделок в качестве реальных и консенсуальных.

Также было отмечено, что одиночный волевой акт субъекта права в рамках существующего правоотношения может рассматриваться в качестве сделки лишь в случае, когда он совершен по усмотрению данного субъекта в рамках правомочия, основанного не на правоотношении, а на норме права. Также было акцентировано внимание на том, что социально значимый акт поведения, основанный на административном акте не может рассматриваться в качестве односторонней сделки. Что касается оферты и акцепты, то во второй главе было обосновано мнение, что все-таки они не представляют из себя односторонних сделок.

Относительно двусторонней сделки было отмечено, что такого рода сделка порождает правовой результат только при наличии волеизъявления двух сторон, преследующих собственные правовые цели. Волеизъявление сторон в двусторонней сделке должно быть встречным и совпадающим. При многосторонней же сделке правовой результат возникает при совпадающем волеизъявлении.

Таким образом, на основании исследования данной темы необходимо отметить главное, а т.е.,что сделка направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка является юридическим актом;сделка — всегда волевой акт, характеризующийся наличием правовой цели;сделка-это правомерное действие;сделка выступает как средство

Сущность гражданско-правового регулирования чаще всего усматривают в построении гражданско-правовых связей по особому типу, отличающемуся юридическим равенством субъектов, отсутствием в их правах и обязанностях начал власти и подчинения. Приведенная черта действительно характеризует гражданско-правовой способ воздействия на отношения и может быть с успехом использована для отграничения гражданского права и его правоотношений от других отраслей и складывающихся в сфере их действия правовых связей.

Но равенство субъектов далеко не исчерпывает ни особенностей юридического содержания норм отрасли, ни специфики общего правового положения ее субъектов, ни своеобразия построения конкретных правовых связей. Другими словами, юридическое равенство не может быть признано единственной чертой гражданско-правового регулирования.

Суть правового регулирования — в установлении прав и обязанностей, обеспеченных государством. В целом такой способ воздействия является общим для всех отраслей права. Любая из них использует все формы велений: дозволение, предписание, запрет определенного поведения — и обеспечивает их соответствующими принудительными мерами. Вопрос лишь в их соотношении в рамках той или иной отрасли.

Гражданское право неизбежно должно наделять субъектов комплексом правовых возможностей, обеспечивающих имущественно-распорядительную самостоятельность сторон, эквивалентность в их товарно-денежных связях. Поэтому главной чертой гражданско-правового метода является наделение лиц субъективными правами, достаточными для выступления в отношениях собственности в качестве субъектов, осуществляющих владение, пользование, распоряжение имуществом или личными неимущественными правами.

Такие приемы регулирования, как возложение активных и пассивных обязанностей, угроза применения принуждения, непосредственное применение последнего, в данной отрасли права подчинены основной задаче обеспечения лиц правовыми средствами удовлетворения признаваемых законом интересов. Действительно, возложение пассивных обязанностей (запретов) в абсолютных правоотношениях происходит с целью создания условий для беспрепятственного осуществления права управомоченным лицом. В относительных правоотношениях обязанность одного лица служит «обратной стороной» субъективного права другого лица, т.е. средством установления и осуществления субъективного права.

Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Теория права относит к элементам механизма правового регулирования нормы права, юридические факты, правоотношения и меры принуждения.

Механизм гражданско-правового регулирования — единство норм гражданского права и основанных на них частно-автономных положений (односторонние сделки, договоры, корпоративные акты), с помощью которых обеспечивается осуществление имущественных и личных неимущественных интересов субъектов общественных отношений.

Проблемы предмета гражданского права: содержания имущественных отношений; значение личных неимущественных отношений; роль корпоративных отношений в предмете гражданского права.

Предмет гражданского права, законодательно определен в ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

В предмете отрасли выделены: правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Следовательно, предметом отраслевого регулирования по определению являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, соответствующие законодательно установленным признакам.

Уже в самом обозначении отношений регулируемых ГП в качестве предмета, прослеживается ее исключительный характер, поскольку общеизвестно что общественные отношения являются объектом, а не предметом права. Это связано с тем что законодатель использует здесь своеобразную конструкцию построения предметной области, где, во-первых, перечисляются виды регулируемых ОО, и во-вторых метод отраслевого регулирования.

Однако применение общих признаков равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, регулируемых гражданским правом общественных отношений, исключает возможность четкого разграничения предмета и метода гражданского права. И указание их как признака предмета приводит к тому что не предмет определяет метод, а наоборот метод предмет.

Содержание имущественных отношений:Имущественные отношения — общественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ (вещей, работ, услуг и иного имущества), имеющих стоимостный характер (особое внимание на стоимостный характер).

Исследование имущественных отношений как структурного элемента предмета гражданско-правового регулирования осуществляется в их сопоставлении с понятиями собственности, производственных, экономических и товарно-денежных отношений, что, безусловно, научно оправданно. Однако, некоторые указывают на более узкий круг этих отношений, замыкая их на отношениях собственности, а все остальные включая экономические и др. являются лишь последствиями данных отношений, т.е. волевые отношения, связанные с различными формами использования объектов собственности, порождают экономические и др. ПО (динамика собственности образует другие ПО).

Среди различных научных подходов к исследованию имущественных отношений как структурного элемента предмета гражданско-правового регулирования следует выделить взгляды авторов, раскрывающих их специфику как отношений, выраженных в товарно-денежной, стоимостной форме (схож с предметом ГК СССР, когда еще не было представлений об имущественных и лично-неимущественных отношениях, прибегали к определению предмета следующим образом: … товарно-денежные отношения. . .) подобное обозначение позволяет говорить о предметном единстве ГП (типо имущественные отношения регулируются не только ГП), тогда как в других случаях (ну например финансовое, бюджетное, налоговое право) данная характеристика отсутствует.

Также по содержанию имущественные отношения делят на две группы:

1) связанные с принадлежностью имущества определенному лицу

· отношения собственности (сюда же входит и ИС, но не забывайте, что ИС бывает и лично-неимущественная);

· отношения, возникающие в связи с нахождением имущества у лиц, не являющихся собственниками (ХВ, ОУ)

2) связанные с переходом имущественных благ:

· вытекающие из ГП договоров (лицензионные дог. тоже)

· возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения

· связанные с наследованием

Значение личных неимущественных отношений (ЛНО):ЛНОкак предмет ГП впервые закрепился в ГК 1964 годаи в начале они регулировали только ЛНО связанные с гл. 8.

Практическое значение в разграничении имущественных и личных неимущественных правоотношений состоит, в частности, в том, что при нарушении прав и обязанностей, вытекающих из имущественных правоотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера, тогда как при нарушении неимущественных прав и обязанностей помимо имущественных обычно применяются иные меры правоохранительного характера.В отличии от имущества обладание которым одним лицом делает невозможным обладание другим лицом, объекты ЛНО могут находиться у неограниченного круга лиц. Но, однако, субъективно обладать ЛНО-м правом может только одно лицо.

Условно их делят на ЛНО связанные с ИО (право автора на неприкосновенность произведения) и ЛНО не связанные с ИО (репутация, честь, достоинство).Здесь короче махач был между нашей Малеиной в авангарде и др. с Брагинским и др. в общем Брагинский говорил, что ЛНО не связанные с ИО гражданским кодексом не регулируются из-за п.2. ст. 2, т.е. не регулируются, а защищаются (например, при нанесении вреда – моральный вред), но Малеина сказала, что Брагинский на вооружение взял концепцию, основанную на искусственном противопоставлении регулирования и защиты. Трудами ведущих цивилистов убедительно доказано, что противопоставление правового регулирования и правовой защиты в области гражданского права в высшей степени условно, и что личные неимущественные, не связанные с имущественными, отношения составляют предмет гражданского права не только когда они нарушены, но и до их нарушения (Ю.К. Толстой). Короче Малеина фаталити!

Роль корпоративных отношений в предмете гражданского права:

Интеграция корпоративных отношений в предмет гражданского права логически свидетельствует о том, что эти отношения не относятся ни к имущественным, ни к личным неимущественным и образуют самостоятельный структурный элемент предмета отрасли.

Признание гражданско-правовой природы корпоративных отношений не снимает проблемы определения их видовой (внутриотраслевой) принадлежности. Здесь можно выделить следующие основные позиции:

· корпоративные отношения как личные неимущественные отношения (С.Н. Братусь, Е.Н. Гендзехадзе);

· как не личные, но неимущественные (Д.В. Ломакин, А.М. Эрделевский, Ф.О. Богатырев);

· как имущественные (Е.А. Суханов, Т.В. Кашанина, И.Н. Шабунова);

Видимо, только с учетом последней точки зрения можно объяснить современную структуру предмета гражданского права, поскольку корпоративные отношения здесь трактуются в качестве особых — корпоративных — отношений, не охватываемых ни вещным, ни обязательственным правом. Но в любом случае корпоративные отношения подвергаются гражданско-правовому регулированию только при условии, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Выделение корпоративных отношений как вида отношений, регулируемых частным правом, а не как их частного случая, нарушает системный характер гражданского права.

На основании изложенного полагаем, что корпоративные отношения не представляют собой самостоятельного вида общественных отношений, регулируемых гражданским правом. Их гражданско-правовая принадлежность может быть обеспечена по аналогии с предпринимательскими отношениями посредством указания на то, что гражданское законодательство регулирует отношения,связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.

В статье рассматриваются теоретические вопросы договора, юридическая природа договора, признаки договора. Договор ‒ это соглашение двух или нескольких лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Договоры принято считать разновидностью cделок, к договорам применяются правила о двухи многосторонних сделках. Только двухсторонняя или многосторонняя сделка, в которой происходит взаимное согласование волеизъявления двух или более лиц, будет договором.

«Договорное регулирование» ‒ новый термин, который используется в юридической литературе .

Введение в научный оборот и активное использование термина «договорное регулирование» и регулятивных свойств договора восполняет пробел в науке договорного права и способствует решению проблем договорного права. Договорное регулирование, его механизм подвергались теоретической разработке, прежде всего, в работах М.Ф. Казанцева, А.Д. Корецкого, Б.В. Пугинского, О.М. Родионова и др. .

Разработка теоретических проблем договорного регулирования, в частности, хозяйственных связей была главным направлением научной деятельности профессора М.К. Сулейменова . Договорному регулированию хозяйственных связей и в целом договорному праву он посвятил десятки работ. Показательно также, что в последние годы отдельные виды договоров, иные вопросы договорного права нередко рассматриваются в контексте договорного регулирования, хотя часто этот контекст ограничивается только использованием термина «договорное регулирование».

Имеется и другой термин «гражданскоправовое договорное регулирование», который указывает на связь обозначаемого им понятия с общеправовой категорией «правовое регулирование». Поэтому важно хотя бы кратко обратиться к рассмотрению названной категории, что послужит общетеоретической основой для определения собственно гражданско-правового договорного регулирования. В юриспруденции категория правового регулирования является узловой, краеугольной, наряду с такими категориями, как норма права, правовой акт, правоотношение. Она часто употребляется в юридической литературе, причем чаще всего как некая данность, как само собой разумеющееся.

Правовое регулирование отражено в трудах С.С. Алексеева. С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями .

Отталкиваясь от означенного подхода к пониманию правового регулирования, можно сформулировать следующие суждения о правовом регулировании, которые затем понадобятся в качестве теоретико-правовой основы для характеристики гражданско-правового договорного регулирования в качестве разновидности правового регулирования.

Правовое регулирование также является видом социального регулирования, которое осуществляется правовыми средствами. При этом необходимо различать правовое регулирование как единовременный акт правового регулирования, выражающийся в принятии (совершении, издании) регулятивного правового акта, и правовое регулирование как процесс правового регулирования.

В последнее время вышло несколько крупных работ, специально посвященных договорному регулированию, а именно: Б.И. Пугинского «Теория и практика договорного регулирования»; М.Ф. Казанцева М.Ф. «Концепция договорного регулирования» и др.

Для понимания договорного регулирования как вида правового регулирования наиболее важны такие характеристики последнего, как субъект правового регулирования и средство правового регулирования.

Субъект правового регулирования ‒ это субъект, осуществляющий правовое регулирование. Типичными субъектами правового регулирования являются различного рода правотворческие органы, издающие законы и иные нормативные правовые акты; органы, организации, должностные и иные лица, издающие ненормативные правовые акты, заключающие договоры; суды, принимающие судебные акты.

Средство правового регулирования ‒ это правовое средство, с помощью которого осуществляется правовое регулирование. Основным и почти единственным средством правового регулирования (иными словами ‒ регулятивным правовым средством) является правовой акт . Кроме правового акта, к средствам правового регулирования следует отнести, пожалуй, только еще одно правовое средство ‒ правовой обычай, в том числе обычай делового оборота. Наиболее распространенными правовыми актами ‒ средствами правового регулирования выступают нормативный правовой акт, ненормативный директивный правовой акт (административный правовой акт), правовой договор, судебный правовой акт. В зависимости от того, какими средствами осуществляется правовое регулирование, последнее подразделяется на виды, в ряду которых стоит правовое договорное регулирование, вообще, и гражданско-правовое договорное регулирование, в частности.

Договорное правовое регулирование может быть определено как правовое регулирование, осуществляемое субъектами права посредством заключаемых между ними правовых договоров. Гражданско-правовое договорное регулирование можно рассматривать как вид договорного правового регулирования и, соответственно, определить как договорное правовое регулирование, осуществляемое посредством гражданско-правовых договоров. Более предпочтительно определение гражданско-правового договорного регулирования непосредственно через правовое регулирование. Таким образом, договорное регулирование ‒ это правовое регулирование, осуществляемое субъектами частного права посредством заключаемых между ними гражданско-правовых договоров .

Так, И.В. Федоров рассматривает договорное регулирование хозяйственных связей, с одной стороны, как разновидность метода гражданско-правового регулирования, а с другой ‒ как процесс правового воздействия на развитие хозяйственных связей, включающий нормотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность органов государства и хозяйствующих субъектов .

Самостоятельный характер договорного регулирования отмечается Л.И. Шевченко, которая пишет: «Договор является основным инструментом организации рыночных отношений, а договорное регулировании ‒ самостоятельным правовым способом организации конкретных индивидуальных связей хозяйствующих субъектов, существующим наряду с нормативно-правовой регламентацией» .

Договорное регулирование выступает как разновидность децентрализованного (автономного, частного) правового регулирования. В.Ф. Яковлев писал, что договор представляет собой средство автономного регулирования отношений, т.е. установления экономико-правовой связи и определения ее содержания с учетом волеизъявления самих участников этой связи . В современных условиях саморегулирование, осуществляемое сторонами, прежде всего посредством договора, как компонент, определяет начало децентрализации в частно-правовом регулировании .

Договорное регулирование как вид децентрализованного правового регулирования необходимо определять как понятие децентрализованного правового регулирования и соподчиненного с ним понятия централизованного правового регулирования, начиная с последнего из названных.

Централизованное правовое регулирование – это правовое регулирование, осуществляемое государственными и муниципальными органами, иными субъектами в рамках публичных властных полномочий и предметом которого являются отношения физических лиц, организаций, иных субъектов права. Типичным проявлением централизованного правового регулирования является правовое регулирование, осуществляемое посредством законов, правовых актов органов власти.

Децентрализованное (автономное, частное) правовое регулирование ‒ это правовое регулирование, осуществляемое субъектами права (физическими лицами, организациями), предметом которого являются отношения с участием самих этих субъектов или их внутриорганизационные отношения. Помимо договорного регулирования, к децентрализованному правовому регулированию относится, в частности, правовое регулирование, осуществляемое посредством уставов организаций, иных локальных, в том числе корпоративных правовых актов. Децентрализованное (автономное) правовое регулирование рассматривается нередко в рамках проблематики индивидуального и локального правового регулирования .

Договорное регулирование отношений осуществляется самими участниками отношений ‒ сторонами договора, и в этом смысле выступает как саморегулирование, что неоднократно отмечалось в литературе. Наряду с договором в правовом регулировании договорных отношений регулятивные функции выполняют нормативно-правовые акты, в том числе, административные правовые акты, а в отдельных случаях судебные правовые акты.

Таким образом, можно обозначить компоненты правового регулирования договорных отношений. Это законодательное правовое регулирование договорных отношений; административное правовое регулирование договорных отношений; судебное правовое регулирование договорных отношений. Помимо перечисленных основных компонентов правового регулирования договорных отношений, могут быть и другие, например компонент, образуемый односторонними гражданско-правовыми сделками, которые могут оказывать определенное влияние на правовое регулирование договорных отношений.

Законодательное правовое регулирование это правовое регулирование, осуществляемое посредством законов, иных нормативных правовых актов (норм права) .

Административное правовое регулирование это правовое регулирование, осуществляемое посредством ненормативных административных правовых актов .

Судебное правовое регулирование ‒ это правовое регулирование, осуществляемое посредством судебных правовых актов . Для обозначения законодательного правового регулирования договорных отношений далее будет использоваться более краткий термин «законодательное регулирование договорных отношений». Разрешение судами споров и принятие ими соответствующих судебных актов обычно не воспринимается как правовое регулирование. В отдельных случаях судебный правовой акт оказывает регулирующее воздействие на отношения спорящих сторон. Поэтому суд посредством судебных актов осуществляет пусть специфическое, производное от нормативноправового, но все же правовое регулирование.

Указанные компоненты правового регулирования договорных отношений взаимосвязаны между собой. Правовое регулирование договорных отношений в целом можно понять, только разложив его на отдельные компоненты и выявив их значение. Равным образом, каждый компонент правового регулирования договорных отношений можно понять, только уяснив его взаимодействие с другими компонентами правового регулирования как единого целого.

Таким образом, необходим дифференцированный подход к рассмотрению правового регулирования договорных отношений, при котором самостоятельно рассматриваются договорное, законодательное, административное и судебное правовое регулирование, а также возможен комплексный взгляд на правовое регулирование договорных отношений как цельное явление, включающее все упомянутые компоненты правового регулирования.

Литература

Добавить комментарий