Метод финансового контроля

Метод финансового контроля — это совокупность способов, средств и приемов осуществления контрольных функций. Следует отметить, что анализ методов финансового контроля основывается на достижениях как финансового права, так и некоторых смежных наук (статистики, бухгалтерского учета, логики).

Применение тех или иных методов в первую очередь зависит от компетенции органа контроля, поставленных перед ним целей и задач, момента проведения финансового контроля.

Основными методами финансового контроля являются: наблюдение, обследование, учет, анализ, проверка и ревизия. Все они конкретизируются в различных ведомственных методиках и правилах проведения контроля.

Наблюдение (мониторинг) — общее отслеживание финансовой деятельности контролируемого предприятия. С некоторыми оговорками можно считать наблюдением и деятельность по финансовому мониторингу в соответствии с требованиями Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2002 г..

Учет является весьма специфическим финансово-контрольным методом, сфера применения которого ограничивается преимущественно деятельностью органов контроля при осуществлении регистрации субъектов контроля (например, налогоплательщиков) или в других случаях, определенных действующим законодательством. Учет не ограничивается сугубо регистрационной работой, а предполагает также аналитику и создание информационной базы.

Обследование проводят в основном в процессе предварительного контроля. Оно заключается в изучении конкретных направлений финансовой деятельности субъекта контроля. В частности, осуществляют диагностику его финансового состояния, исследуют отчетность, проводят первичный анализ соблюдения финансового законодательства, оценивают соответствие его деятельности уставным документам.

Специальными приемами при обследовании является опрос и анкетирование.

В случае выявления в процессе обследования каких-то негативных результатов орган контроля принимает решение о проведении проверки или ревизии.

Анализ проводят по данным отчетности (текущей или за определенный период), применяя такие специальные статистические методы, как индексный, метод средних и относительных величин. Анализируют основные финансово-экономические характеристики объекта контроля, позволяет выявить неявные нарушения финансовой дисциплины и их причины. Особенно эффективным при этом такой финансово-экономический прием, как сравнение.

Проверка. Различают виды проверок по следующим признакам:

1) организационными:

— Плановые (внесенные в установленном порядке в план работы органа контроля);

— Внеплановые (проводятся в определенной степени внезапно, вне плана, при наличии важных оснований, установленных действующим законодательством: в случае поступления жалоб граждан или иной информации о нарушениях финансовой дисциплины, упущение в работе, требующих неотложной проверки; по требованию компетентных государственных органов);

2) по основанию назначения:

— Повторные (проводят через определенное время после первичной финансовой проверки в случае признания ее таковой, что проведена некачественно, или с целью контроля за устранением выявленных нарушений. Такую проверку проводят по тем же вопросам и за тот же период, что и первичную)

— Дополнительная (осуществляют для выяснения вопросов, которые не ставились перед первичной проверкой, а в основном — в связи с новыми обстоятельствами).

3) по объему:

— Полные (охватывают все направления финансово-хозяйственной деятельности);

— Частичные (или неполные, во время которых исследуют отдельные направления финансово-хозяйственной деятельности);

— Комплексные (их обычно проводит группа специалистов, изучая широкий круг взаимосвязанных вопросов). Одним из подвидов комплексной проверки является сквозная проверка, охватывающая финансово-хозяйственной деятельности нескольких организаций или предприятий, связанных между собой отношениями субординации;

— Тематические (или целевые), направленных на выяснение определенных вопросов, исследования определенного участка работы (темы), отдельного направления деятельности субъекта, которого проверяют, конкретного типа операций);

4) полнотой охвата:

— Сплошные (фронтальные)) во время которых изучают абсолютно все документы и учетные записи за определенный период);

— Выборочные (проверяют не весь субъект, а его подразделение или отдельное направление деятельности, выделенный по определенному принципу).

5) место проведения:

— Выездные (осуществляют по местонахождению объекта контроля);

— Камеральные (проводят по месту дислокации органа финансового контроля);

6) характером контролируемых показателей:

— Формальные, при которых проверяют правильность оформления документов (например, выясняют подлинность подписей, наличие пидчищань и исправлений, правильность заполнения реквизитов);

— Арифметические (оценивают правильность математических расчетов и таксувань)

7) характером субъектов контроля:

— Вневедомственные (возлагаются на органы другого ведомства или министерства, которому подчинена организация, которую проверяют)

— Ведомственные (осуществляет в рамках того же ведомства или министерства, но работник высшего уровня, высшей организации).

Отдельно следует выделить «встречную» проверку, при которой первичные документы или отчетные данные сопоставляются с аналогичными или взаимозависимыми данным предприятия-контрагента.

Ревизия — важнейший метод финансового контроля, отличается самыми действенностью, глубиной и полнотой. Ревизию следует отнести к последующего контроля.

Осуществляют ревизию специальные органы финансового контроля для выявления фактов нарушения законности, достоверности и целесообразности. Во время ревизии анализируют финансово-хозяйственную документацию на предмет правильности ведения бухгалтерского учета, сохранности средств и материально-технических ресурсов, своевременности и полноты отчетности.

Ревизор наделяется определенными правами:

— Проверять планы, сметы, денежные, бухгалтерские и другие документы, наличие денег и ценностей, а в случае выявления подделок и других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии;

— Проверять правильность списания сырья, топлива, других материальных ценностей, тепло- и электроэнергии на издержки производства; полноту оприходования готовой продукции; требовать от руководства субъекта, проверяют, проведение контрольного измерения выполненных работ;

— Требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, проверки денежных средств, в случае необходимости опечатывать кассы, склады, архивы;

— Получать от других предприятий, учреждений и организаций справки и копии документов, связанных с операциями, которые проверяют;

— Получать от должностных лиц письменные объяснения. Классификация ревизий, как видим, в основном идентична классификации

проверок, с некоторыми незначительными оговорками. Например, можно выделить такой подвид внеплановой ревизии, как ревизия, предназначена постановлением органов следствия.

Срок проведения ревизии — не более ЗО дней (может быть продлен только с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию).

По результатам ревизии составляется акт. Руководитель органа, назначившего ревизию, обязан в недельный срок рассмотреть ее результаты и принять меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, устранения причин и условий, которые привели к нарушению финансовой дисциплины.

Финансово-экономическая экспертиза. Осуществление экспертно-аналитической деятельности относится к компетенции Счетной палаты .. Она обязана по поручению Верховной Рады Украины проводить экспертизу и давать заключения по проектам: Государственный бюджет Украины, законов и других нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных целевых программ, программ Кабинета Министров Украины и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы, средства его осуществления. Следует отметить, что в финансовом законодательстве и соответствующей литературе отсутствуют единообразие и последовательность в использовании применительно к финансовому контролю терминов «метод», «форма», «вид». Например, ст.265 БК РФ формами финансового контроля называет предварительный, текущий, последующий контроль. В то же время НК РФ (ст.82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений ит.п. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Выделяют следующие виды методов финансового контроля:

— наблюдение;

— проверка;

— обследование;

— анализ;

— ревизия;

— аудит;

Необходимо различать методы финансового контроля и отдельные контрольные действия. Например, в ходе проверки могут осуществляться следующие контрольные действия: допрос свидетелей, выемка документов, осмотр помещений и т.д., которые сами по себе самостоятельным мероприятием финансового контроля не являются.

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах. (Химичева Н.И. Финансовое право)

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверка — это контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).

Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ — это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов.

Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизия – это основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

1) в содержании;

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации убедительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными активами;

8) операции, связанные с инвестициями;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г. № 43-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации».

Виды ревизии:

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические.

Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. Устанавливают обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии. Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. (Юлин Б.А., Алексеев В.Б., Алексеева Д.В., Григорьев Д.В. Финансовое права Российской Федерации)

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимом в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом.

Виды аудита:

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим ФЗ.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. (Голосов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. – М.: бухгалтерский учет, 2009)

Если рассматривать сходства ревизии и аудиторской проверки то можно обнаружить, что они сходны по предмету, т.е. изучают:

— финансовое состояние хозяйствующих субъектов

— ведение бухгалтерского учета

— достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности

— соблюдение при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего финансового законодательства Российской Федерации.

А также по технике проведения — используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

  • — наблюдение;
  • — проверки;
  • — обследования;
  • — надзор;
  • — экономический анализ;
  • — ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка — производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Виды проверок раскрыть по Указу № 510 (плановая, внеплановая; дополнительная, контрольная, основная; комплексная и тематическая; камеральная и выездная)

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ — как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

полные — предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

частичные — проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

комплексные — являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

тематические. Они проводятся по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

сплошные — предполагают проверку всех операций на оп¬ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные — предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции .

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

  • 1 Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  • 2 Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  • 3 Личное ознакомление с объектом.
  • 4 Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  • 5 Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  • 6 Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  • 7 Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц .

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, предоставляемых субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролируемого органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителем начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Выделяют так же встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Проверки и ревизии — самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов. Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Способами осуществления проверок являются:

  • — проведение встречных проверок;
  • — осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
  • — проведение личного досмотра;
  • — контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
  • — назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • — контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  • — иные определенные законодательными актами способы.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах. Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы — фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Текущий контроль проводится ежедневно, систематически путем рассмотрения финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы. Он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Таким образом, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально — экономического развития страны и отдельных регионов .

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Основным методом финансового контроля является ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

Существующие формы и методы финансового контроля, позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ фи­нансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой дея­тельности на основе отчетной документации и расходных докумен­тов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины наме­чаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функ­ционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финан­совых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за со­бой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за исполь­зованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредито­ра с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невы­полнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъ­емлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контро­ля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают пол­ные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финан­сово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Частич­ная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов фи­нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Тема­тическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Комплексная реви­зия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов со­хранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, свое­временности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в про­цессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в про­верке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выбо­рочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждает­ся программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкрет­ные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.

Результаты ре­визии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

По времени проведения финансовый контроль бывает:

  • а) предварительный — осуществляется до использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, проводится, главным образом, на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов и смет с целью изыскания возможностей увеличения доходов и снижения расходов предприятий и организаций, законности и целесообразности проведения мероприятий.
  • б) текущий — осуществляется повседневно в ходе выполнения финансовых планов, в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности путем ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета, приемки и проверки отчетов материально ответственных и подотчетных лиц, приема и выдачи денежных средств, отпуска и оприходования материальных ценностей.
  • в) последующий — в его ходе проверяются документы, которыми оформлены уже совершенные операции, с точки зрения их законности и целесообразности, а также с целью разработки мероприятий по улучшению и оздоровлению финансовой деятельности предприятий и организаций. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов, балансов, проверок и ревизий непосредственно на месте .

Методы финансового контроля — это приемы, способы и средства его осуществления.

Многие авторы к методам финансового контроля относят ревизии, проверки, обследования, наблюдения, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов и др.

Основными методами финансового контроля являются:

  • 1. ревизия — это метод, предусматривающий наиболее глубокое и всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или всех направлениях подконтрольного субъекта.
  • 2. проверка — метод контроля, при котором проверяется хозяйственно-финансовая деятельность и устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким направлениям финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.
  • 3. обследование — строгое уточнение правильности расходования денежных средств и иных материальных ценностей в соответствии с теми планами по количественным и качественным показателям, которые были установлены для данного подконтрольного субъекта .

К общим принципам осуществления функций контроля относятся следующие: объективность, гибкость, экономичность, всеобъемлемость, внезапность, непрерывность, действенность, плановость, научность, гласность, массовость.

Объективность — непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на объекте контроля.

Гибкость необходима для достижения эффективности, несмотря на непредвиденные изменения в планах. Этот принцип дает возможность специалистам, осуществляющим контроль, вносить изменения в планы осуществления контрольных действий, которые, как правило, составляются на этапе подготовки к проведению контроля, при наличии оснований для таких корректировок.

Экономичность — осуществление контроля с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение.

Всеобъемлемость — распространение контроля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспроизводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций и предприятий.

Внезапность — осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами хозяйствования, ставшими объектами контроля. Планы проведения всех видов контрольной работы являются документами, не подлежащими разглашению.

Непрерывность — принцип, означающий, что систематическое выполнение контрольных функций обусловлено непрерывным характером процессов расширенного производства. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки.

Действенность предполагает активное воздействие контроля на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков и других негативных отклонений, предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций и предприятий.

Плановость — выполнение контрольных функций, осуществление этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий.

Научность — применение достижений науки и передового опыта в осуществлении контроля. В процессе контроля необходимо определить главную задачу, чтобы сосредоточить на ней внимание и разработать научно обоснованные предложения по использованию выявленных резервов.

Гласность — своевременное информирование заинтересованных должностных лиц и специалистов (как объекта контроля, так и его субъекта) о результатах проведенных контрольных действий.

Массовость — участие всех специалистов и других привлеченных лиц в осуществлении контроля на определенном уровне .

Добавить комментарий