Международная деятельность банка России

Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 42

  1. Foreign Office – структура, функции…..
  2. III. Вегетативные функции НС.
  3. III. Функции полномочного представителя
  4. SQL-функции
  5. Авалювання векселів банками
  6. Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  7. Аксиома 2. Для реализации деятельности необходим субъект деятельности.
  8. Анализ безубыточности деятельности. Влияние на безубыточность деятельности производителей цены продукции, затрат на производство, объемов продаж
  9. Анализ доходов коммерческого банка. Оценка доходности активных операций в целом и отдельных видов доходных активов
  10. Анализ и оценка качества капитала в соответствии с Указанием Банка России

Функции Банка России в управлении ВЭД. ЦБ РФ — это орган валютного контроля на гос-ом уровне. ЦБРФ осущ. любые операции в иностр. валюте в России и за границей, которые соотв-ют закон-ву РФ и приняты в между-ой банковской практике; регулирует курс рубля по отношению к ден. единицам инос-ых гос-в; выдает лицензии уполномоченным банкам на их деят-ть и при необходимости аннулирует их. В последние годы успешно проводится практика управления вэд-тью ЦБРФ совместно с Госуд-ым таможенным комитетом, посредством принятия совместных инструкций и осуществления контроля над экспортно-импортными операциями, обоснованностью платежей в иностранной валюте при импорте товаров в РФ.

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

1. Согласно законодательству, Банк России в международной сфере имеет право:

• представлять интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;

• открывать представительства на территориях иностранных государств;

• запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций. В отношении полученных информации и документов ЦБ РФ обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств;

• предоставить органу банковского надзора иностранного государства информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к ЦБ РФ.

2. ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации.

Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций установлен Положением, утвержденным приказом ЦБ РФ от 07.10.97 № 02-437.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 26; Нарушение авторских прав



МИР

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

INTERNATIONAL ACTIVITY OF RUSSIAN BANKS IN THE ECONOMY INNOVATIVE DEVELOPMENT CONTEXT

Ю. С. Кибардина,

младший научный сотрудник

Российские банки должны вести свою деятельность с учетом предстоящей международной банковской реформы Базель-3 и в контексте сложившейся ситуации в мировой финансово-банковской системе. Интернационализация российской банковской системы и повышение эффективности её международной деятельности требуют комплекса эффективных мер по совершенствованию механизма государственного регулирования, включающего приведение участия иностранного капитала в банковской системе России и в ее экономике в соответствие с интересами страны. В финансовой и инвестиционной политике необходимо ориентироваться на обеспечение неуязвимости отечественной экономики от внешних воздействий и на поддержку ее реального сектора.

Ключевые слова: международная деятельность, российские банки, Базель-3, механизм государственного регулирования, иностранный капитал, инновации, модернизация.

Перед Россией стоят две стратегические задачи: войти в мировое банковское сообщество и сохранить экономическую самостоятельность своей банковской системы.

Тенденции развития мировой экономики последних десятилетий, усиление взаимозависимости всех стран ведут к расширению сферы международных финансовых отношений, возрастанию объема операций на финансовых рынках, увеличению валютных потоков из одних стран в другие. Финансовая глобализация меняет свои формы, механизмы реализации и проявления, оставаясь постоянной составляющей мировых экономических процессов. Наиболее существенные проявления финансовая глобализация нашла в развитии банковского сектора. Наряду с крупнейшими транснациональными компаниями (ТНК), все более определяющую роль в мировой экономике стали играть транснациональные банки (ТНБ).

Глобальный финансовый кризис 2007-2009 гг. привел к существенной трансформации международной деятельности банков в направлении требований глобализации мировой экономики. Пересмотр финансовой стратегии банков, изменение принципов банковского регулирования и масштабная государственная поддержка банковских секторов существенно изменили расстановку сил в мировой финансовой системе, которые будут определять развитие мировой банковской системы в средне- и долгосрочной перспективе. В ближайшие годы можно ожидать дальнейших изменений в функционировании мирового банковского сектора, в том числе и российских банков.

Международная деятельность банков получила значительное развитие со второй половины XX века в связи с начавшимся процессом либерализации банковской деятельности, который постепенно превратился в один из основных механиз-

ИННОВАЦИИ

мов и факторов ее дальнейшего развития. Более полувека назад национальные банковские системы вышли за границы отдельных государств, что нашло выражение в концентрации банковского капитала, в слияниях и поглощениях, в расширении сферы международного бизнеса банков, в диверсификации банковских продуктов и услуг. Интеграция национальных экономик в глобальное экономическое пространство возможна лишь, если финансово-банковская система страны соответствует требованиям мирового рынка, ее финансово-банковские институты в состоянии производить те международные операции, которые необходимы для нормального функционирования экономики страны в глобальном масштабе.

Сегодня международные банки и фонды включают различные институты, действующие во многих странах мира. Их целью является оказание помощи различным странам в финансировании экономического развития и содействие стабильности платежного баланса.

Инновационную экономику трудно представить без эффективного банковского сектора. Капиталоёмкость современных технологий столь велика, что без привлечения заёмного финансирования создание новых заводов и транспортных магистралей почти невозможно. Аккумулируя сбережения населения, привлекая средства на рынках капитала и предоставляя кредиты предприятиям, банки призваны служить своеобразными локомотивами модернизации.

Острыми проблемами для современной России остаются слабая конкурентоспособность, деформированная структура производства и воспроизводственная модель экономики. Сейчас еще мало делается для инновационного развития экономики страны и разработки механизмов их реализации. Крупных технологических прорывов нет ни в сырьевых компаниях, ни в корпорациях новой экономики. Средства тратятся в основном на усовершенствование существующего продукта и процесса. Лишь незначительное число компаний внедряют нововведения, улучшающие производимый продукт. Авиастроение и автомобилестроение находятся на грани утраты научно-технического и инновационного потенциала и существенно отстают от мировых лидеров по темпам инновационного обновления. Не лучшее положение с малым инновационным предпринимательством, одним из главных источников генерации инноваций. Все это снижает динамику экономического роста. Необходима трансформация воспроизводственной парадигмы путем обеспечения межотраслевого перетока капитала в высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности с развитием науки и инновационных технологий.

Ускорение экономического роста на основе инноваций должно быть достигнуто, с одной стороны, инновационно-технологическим прорывом в энергосырьевых отраслях, с другой, — повышением доли наукоемких отраслей и производств в ВВП при использовании конкурентных преимуществ России в сфере науки и возможностей коммерциализации научно-технических достижений. Федеральные целевые программы должны быть направлены не просто на освоение денег министерствами, а на обеспечение технологических прорывов в стратегически важных отраслях и направлениях, на упорядочение взаимодействия научных организаций с компаниями, на оказание поддержки проектам НИОКР, выполняемым силами негосударственных научных институтов и фондов.

Необходимыми условиями для реализации курса России на модернизацию экономики являются интеграция в мировую финансово-экономическую систему и использование конкурентных преимуществ нашей страны на мировом рынке. Особенно это актуально в контексте переговоров по присоединению к Всемирной Торговой Организации (ВТО) и о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Международная банковская деятельность, проводимая российскими банками, чрезмерно сконцентрирована на количественных показателях реорганизации, вследствие чего многим банкам угрожает процедура поглощения. Однако одна лишь концентрация банковского капитала не решает (да и не может решить) все проблемы повышения надежности и эффективности международной банковской деятельности в условиях дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

Международная банковская деятельность включает комплекс международных банковских операций (рис. 1).

Международные банки предоставляют кредиты на промышленные, сельскохозяйственные и инфраструктурные проекты и, при необходимости, оказывают техническое содействие во многих областях экономической и общественной жизни. Среди ведущих организаций — группа Мирового банка, Европейский банк развития и инвестиций, Азиатский банк развития.

Особое место среди международных банков принадлежит Банку международных расчетов (БМР), образованному в 1930 году при участии нескольких центральных банков европейских стран. Он контролирует международные банковские операции и предоставляет краткосрочные кредиты Центральным банкам.

Созданный в 1974 г. управляющими центральных банков стран «группы десяти» Базельский комитет

Банковские расчетм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некредитные операции

Привлечение средств

Международный финансовый консалтинг

Продажа ценных бумаг банка

Между народные маркетинговые услуги

Банковское финансирование

Международные аккредитивы Торговля деринагивами Срочн ые депозиты Банковские кредиты

1 1 1 !

Банковские акцепты Нал ютный дилинг Депозиты до востребования Факторинг

1 I 1 Г

Международные инкассо Брокерские услуги Кредитные карты Форфейтинговое финансирование

1 1 1 1

Трансферты между! 1арод} 1 ых фондов Работа на фондовых рынках Депозитные сертификаты Финансирование проектов

1 1 1 1

М ежду 11 а роди ые денежные переводы, дорожные чеки, чип-карты а т.п. Международный андеррайтинг Заимствование с еврорынка Международное финансирование слиянии и поглощений

1 1

Рис. 1. Классификация международных банковских операций

по банковскому надзору служит решению проблем устойчивости банковских систем путем выработки стандартов в области банковского надзора на основе сближения национальных подходов к регулированию банковской деятельности.

Основной документ Базельского комитета — «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» («Базельские принципы»), изданный еще в 1997 г., является кратким изложением основ банковского регулирования и надзора. Эти принципы носят всеобъемлющий характер и предусматривают свод рекомендаций по лицензированию банковской деятельности, созданию системы критериев по определению достаточности банковского капитала, формированию резервов на возможные потери по ссудам, ведению бухучета банков по международным стандартам.

Однако конкретные пути применения этих стандартов должны учитывать национальные особенности. Каждая страна вправе решать, в какой мере она может применять эти стандарты для минимизации рисков, превалирующих на ее собственном рынке.

Присоединение России к Базельскому Соглашению об Основных принципах банковского надзора и следование рекомендациям Базельского комитета, несомненно, способствуют повышению

эффективности российской банковской системы, позволяют ее кредитным организациям стать полноправными участниками международных банковских операций, укрепляют доверие иностранных инвесторов, что представляется достаточно важным в условиях глобализации мировой экономики и финансовых рынков.

Недавний мировой финансовый кризис выявил необходимость доработки международных стандартов деятельности банков, поскольку пруденциальные стандарты оказались неспособными предотвратить его. В меньшей степени подверглись потрясениям те банки, которые дополняли стандартные подходы собственными моделями и независимыми оценками сторонних инвесторов.

Совершенствование системы международной банковской деятельности заключается в следующем:

1. Совершенствование институциональной базы международной банковской системы на основе пакета законов, предусматривающих: • ужесточение требований к системам страхования рисков по различным видам деятельности кредитных учреждений и степени взаимной согласованности этих систем внутри отдельного банка (стандарты Базельского Соглашения);

• определение специализированных кредитных организаций, четкое формальное описание их функций и критериев деятельности и выработка жестких требований по совместимости различных ее видов (сберегательных, инвестиционных, инновационных, земельных, ипотечных и т.п.);

• увеличение роли саморегулируемых организаций банковского сообщества (типа Ассоциации российских банков), создание их по видам банковской деятельности с последующей передачей таким организациям части регулирующих функций от ЦБ;

• приоритетность развития национальных банков, включая государственную поддержку в информационном, технологическом, методическом обеспечении, а в исключительных случаях — прямую протекционистскую защиту (не персонифицированную) или финансовую поддержку всей системы;

• регулирование банковского аудита на законодательном уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• введение форм учета и отчетности, банковских технологий, подходов к обеспечению безопасности, принятых в мировом банковском сообществе.

Деятельность ЦБ РФ по регулированию международной деятельности российских банков должна быть реорганизована на следующих принципах:

• жесткая регламентация границ деятельности ЦБ РФ и, прежде всего, безусловное исключение его коммерческой деятельности;

• независимый статус ЦБ РФ в системе государственного управления должен из декларативного превратиться в реально обеспечивающий выполнение им его консолидирующей роли в защите интересов всех кредитных структур (а не только крупных), в обеспечении устойчивости банковской системы в целом;

• укрепление системообразующих элементов банковской системы и оптимизация ее структуры для устранения существенной несогласованности и автономного функционирования двух уровней банковской системы — верхнего (ЦБ РФ) и нижнего (сеть коммерческих банков), определяющего нестабильность отношений между ними.

В современных условиях развитие финансово-банковской системы страны в отрыве от мировых глобализирующихся рынков не представляется возможным, так как только внутренних ресурсов банковских систем недостаточно для удовлетворения растущих потребностей модернизируемой экономики.

Налицо противоречие современного этапа развития национальных финансово-банковских систем и задач инновационного пути развития. С одной стороны, активное вовлечение банка в операции глобализирующихся финансовых рынков может спровоцировать кризисные явления в самой национальной экономике. С другой стороны, именно глубокое вовлечение банка в международные операции различных уровней способствует значительно более эффективному использованию ресурсов для модернизации, не говоря уже об обеспечении национальной экономики финансовыми ресурсами. Развитая финансово-банковская система страны, в том числе международная составляющая ее деятельности, также может способствовать скорейшему устранению последствий мирового финансового кризиса, в том числе избежать ряда серьезных проблем за счет оперативного реагирования на изменяющиеся условия мировых финансовых рынков. Значительная диверсификация международной деятельности финансово-банковского института, наряду с высоким уровнем профессионализма в сфере международных операций, позволяет использовать возможности мировых финансовых рынков для минимизации рисков.

Таким образом, характерным для современной международной банковской деятельности в современных условиях глобализации является противоречие, состоящее в ее неоднозначном влиянии на национальную экономику. Разрешение данного противоречия в пользу инновационной стратегии видится в значительном увеличении объемов международных банковских операций.

В течение довольно длительного времени отечественные банки развивались хаотично под влиянием сложных и противоречивых трансформаций мировой и национальных экономик. Неотъемлемой частью этих экономик стали банки с участием иностранного капитала. Со времени появления в России первого иностранного банка прошло более 15 лет. В настоящее время на территории России функционируют 202 кредитные организации с участием иностранного капитала, в том числе 63 — со 100%-ным его участием и 23 — с участием от 50 и более %, когда иностранному капиталу принадлежит ключевая роль в принятии решений в банке 1.

Внедряясь на российский рынок банковских услуг, иностранные банки декларировали намерение стать универсальными банками, предоставляющими широкий спектр банковских операций. На

1 Имеются в виду банки, где участие нерезидентов составляет более 50%.

российском рынке иностранные банки специализируются преимущественно для обслуживания иностранного частнопредпринимательского капитала. Они являются крупнейшими участниками межбанковского кредитного рынка. Что касается кредитования реального сектора экономики, то это направление их деятельности в России не получило должного развития.

На российском рынке иностранные банки стали основными игроками банковских слияний и поглощений. Сейчас ими полностью поглощены или в подавляющей степени скуплены многие российские банки: «Росбанк», «Импексбанк», «Инвестсбер-банк», «ММБ», «Абсолют-банк», «Оргрэс-банк», «Городской ипотечный банк» и т.д. Бельгийская группа KBC приобрела 92,5% банка «Абсолют». Французская группа BSGV купила 30% акций Росбанка. Один из лидеров немецкого финансового рынка -Commerzbank — вошел в капитал Промсвязьбанка, а российская Объединенная финансовая группа (UFG) вошла в состав крупнейшей в мире инвестиционно-банковской структуры Deutsche Bank. Она активно взаимодействует, прежде всего, с инвестиционно-банковским направлением Deutsche Bank, куда входят подразделения, занимающиеся трейдинговыми операциями, в том числе торговлей акциями, инструментами с фиксированной доходностью, деривати-вами и т.д. Кроме того, UFG совместно с Deutsche Bank оказывает инвестиционно-банковские услуги, такие как консультирование по слияниям и поглощениям, по привлечению финансирования, направленного на приобретение новых бизнесов и объектов.

Активно скупаются страховые и лизинговые компании. Итальянская страховая группа Generali получила разрешение ФАС на приобретение компании, владеющей 9,6% акций «Макса». Финская Sampo купила 100%-ный пакет в питерском «Регионе». Турецкая Fiba Group получила лицензию российской «дочки» «Кредит: ЕвропаЛайф». Французская Mondial Assistance открыла офис в Москве. Кроме универсальных банков, таких как Societe Generale и KBC, российский рынок банковских услуг стали активно осваивать «монопродуктовые» и узкоспециализированные иностранные структуры. Прежде всего, речь идет о банках крупных автопроизводителей — Toyota и DaimlerChrysler.

«АйСиАйСиАй Банк Евразия» успел пробиться в топ-50 российских банков по размеру активов. ICICI позиционирует себя как финансово-кредитная структура, занимающаяся исключительно работой с клиентами — физическими лицами.

Было бы экономически и логически необоснованным требовать от всех российских банков выхода на мировой рынок. Россия не пойдет по пути боль-

шинства стран Восточной Европы, где доля иностранного капитала в банковских системах на сегодняшний день достигает 80-90, а то и все 100% (как, например, в Словакии).

Расширение деятельности иностранных банков в России является позитивным фактором для отечественной индустрии. Однако бесконтрольная экспансия иностранного капитала, стремительное проникновение иностранных банков как через их дочерние структуры, так и минуя их, огромный рост иностранных заимствований корпоративного сектора России могут привести к постепенному снижению устойчивости национальной банковской системы и ослаблению потенциала роста российских кредитных организаций. В более долгосрочной перспективе это может обернуться для российских банков потерей доминирующего положения на внутреннем рынке и утратой государством контроля финансовой сферы.

Опасность массированного проникновения иностранного капитала в банковскую систему России заключается в его стратегических и экономических последствиях. В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, принятых в ЕС, Россия рассматривается Европейским сообществом, а также США, Японией и Китаем как конкурент на мировой экономической арене. Если экономика вновь принятых в ЕС стран защищена от злоупотребления со стороны транснациональных банков (ТНБ) своим положением в ЕС, то России эти органы скорее «выламывают руки» в целях получения выгодных для себя условий экономического взаимодействия.

Очевидно, что с развитием российской экономики и снижением рисков банковской деятельности масштабы присутствия иностранного капитала в стране будут увеличиваться. К 2012 г. доля иностранного участия в капитале и активах отечественной банковской системы может удвоиться и составить 20%, а к 2020 г. — около 30-35%. При этом на отдельных сегментах банковского рынка, в частности на рынке кредитования крупных корпоративных клиентов и населения, позиции иностранных банков могут оказаться еще сильнее.

Для укрепления российской банковской системы целесообразно: обеспечить равные условия конкуренции для отечественных и иностранных банков; стимулировать российские банки к трансформации в открытые акционерные общества и публичному размещению акций на фондовом рынке (IPO); допустить наиболее надежные российские банки (напрямую или через Российский банк развития) к долгосрочным финансовым ресурсам, в том числе, к пенсионным накоплениям и средствам Инвестиционного фонда РФ; стимулировать с помощью инструментов валютного и налогового

регулирования крупные российские компании к увеличению заимствований у российских банков; создать механизм государственных гарантий по кредитам, предоставляемым российскими банками предприятиям нефинансового сектора экономики; установить предельный уровень участия иностранного капитала в активах и капитале российской банковской системы, не превышающий 30% на период до 2020 г. Если не вводить такие ограничения, теоретически иностранные банки при желании реально могут «освоить» весь российский рынок банковских услуг.

Именно самостоятельное «проникновение» в Россию и последующее приобретение здесь банка или группы банков становится излюбленной стратегией иностранных финансовых групп. Некоторые из них, как например, Morgan Stanley, уже пошли по этому пути, другие, начавшие работу в России «с чистого листа», активно подыскивают себе стратегического «партнера» из числа российских банков. К ним относится и южноафриканский Standart Bank, заявивший, что он рассматривает возможность покупки одного или более российских банков с тем, чтобы на их основе развернуть свой розничный бизнес в России.

Представляется целесообразным объединить усилия государства и предпринимательства (в данном случае, прежде всего, банков), разработать и реализовать программу консолидации банковского сектора и установить твердые нормы допуска иностранных банков на российский рынок. Однако сейчас через Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и Фонд валютных резервов изымаются денежные ресурсы из страны и инвестируются в госбумаги 14 развитых государств. Поддерживаем не свои банки, а терпящие убытки Fannie Mae, Freddie Mac и др.

Приход в нашу страну западных финансово-кредитных структур приведет к усилению конкуренции в банковском секторе и, следовательно, к повышению качества оказываемых услуг и появлению на рынке новых банковских продуктов, которые могут быть очень интересны для населения. Однако результатом «вторжения» иностранных банков на российский рынок может стать не столько повышение качества работы, сколько потеря национальными банками своего доминирующего положения, и даже утрата государством контроля финансовой сферы.

Ни в одной стране мира вокруг принятия решения о допуске банков с участием иностранного капитала не возникало такого мощного противостояния, как в России. С одной стороны, процесс глобализации и интеграции России в мировое сообщество не стоит на месте. Но с другой стороны,

готова ли еще неокрепшая, как показал текущий финансовый кризис, сырьевая экономика к снятию барьеров или их минимизации в международном сотрудничестве?

Россия заинтересована в присутствии иностранных банков в качестве инвесторов, так как объем национальных инвестиций недостаточен для развития экономики. Иностранные банки могут сыграть важную роль в мобилизации сбережений населения в иностранной валюте, оцениваемые примерно в 70 млрд. долл. Этот огромный резерв для развития экономики используется весьма слабо. И здесь иностранные банки обладают преимуществом перед российскими, поскольку их репутация может служить гарантией сохранности вкладов.

Основные причины низких объемов банковского инвестирования в реальный сектор экономики России состоят в том, что, во-первых, как иностранные банки, так и другие банковские учреждения заинтересованы в надежном инвестировании средств. Но рентабельность производства в среднем по России составляет лишь около 5%. Реальная окупаемость кредита составляет несколько лет. Наиболее привлекательны экспортные и быстро развивающиеся отрасли: топливная промышленность, торговля, связь. Во-вторых, значительным препятствием является низкая капитализация банковской системы.

Привлекательность России в глазах иностранных инвесторов сейчас высока потому, что нигде в мире в обозримом будущем доходы банков не будут расти столь стремительно, как в России. Впрочем, она уже и на сегодняшний день является мировым лидером по этому показателю. Стремительно развивающиеся банковские рынки Китая и Индии демонстрируют довольно скромные показатели доходности: 15% и 10%, соответственно. На рынках Восточной Европы доходы банкиров ежегодно увеличиваются в среднем на 24% в год, а в России эти темпы превышают 40%, тогда как в странах со стабильными банковскими рынками 2-3% ежегодной доходности в банковском секторе считаются вполне неплохим показателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранные банки наращивают объемы кредитования, выступая в качестве финансового посредника в экономике России. Однако особенностью финансового посредничества иностранных банков является привлечение ими средств предприятий сырьевых отраслей и обрабатывающей промышленности, которые, в то же время, выступают их основными заемщиками. Таким образом, привлеченные ресурсы не распределяются в другие отрасли, нуждающиеся в кредитах, а используются в данных секторах без учета потребности

МИР

структурной перестройки и модернизации экономики России.

Надо менять финансовую политику в направлении активного финансирования диверсификации производства, даже за счет уменьшения резервов и увеличения дефицита бюджета. Денежно-кредитная политика должна быть взвешенной: с одной стороны, чтобы обеспечить последовательное снижение инфляции и стабильность валютного курса, с другой, — не слишком жесткой, чтобы не тормозить кредитование экономики. Необходимо ориентироваться на обеспечение неуязвимости отечественной экономики от внешних воздействий и поддержку реального сектора.

Интернационализация российской банковской системы и повышение эффективности её международной деятельности предполагает комплекс эффективных мер по совершенствованию механизма государственного регулирования, включающий международные банковские расчеты, деятельность по привлечению средств, разнообразные международные некредитные операции и др.

Анализ международных банковских операций позволил определить пути повышения эффективности международной банковской деятельности российских банков следующим образом.

Государство должно стимулировать концентрацию банковского капитала не повсеместно, а «точечно», прежде всего, в системообразующих банках, включая транснациональные.

Назрела необходимость создания специального органа, следящего за процедурами слияния и поглощения банков-участников международной банковской деятельности.

Необходимы дополнительные налогово-финансовые стимулы и оказание коммерческим банкам методической и консультационной помощи для проведения международной банковской деятельности.

Следует и далее совершенствовать законодательно-нормативную базу международной банковской деятельности.

Таким образом будут созданы финансовые условия перехода страны к устойчивому экономическому развитию инновационного типа.

Библиографический список

1. Базель-3 и Европейские банки: Влияние реформ, реакция банков, проблемы реализации. EMEA Banking, McKinsey & Company, November 2010

2. Глазьев С.Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М.: ИД «Экономическая газета», 2011. — 576 с.

3. Материалы Базельского комитета по банковскому надзору // Банк международных расчетов. — 2010.

4. Модернизация и экономическая безопасность России / под ред. акад. Н.Я. Петракова. М.: ИД «Финансы и кредит», 2009. — 568 с.

6. Риск-менеджмент финансовых компаний и банков. М.: Эксперт РА, 26.10.2010 (www.raexpert.ru).

7. Симчера В., Кургузов В. Антикризисные финансовые реформы: насколько они действенны? М.: Экономист, 2011. — № 2.

8. Смитиенко Б.М. Актуальные проблемы эффективного включения России в современные мирохозяйственные связи. В сб. «Финансово-налоговые, банковские и валютные аспекты интеграции России в мировую экономику». М.: Финансы и статистика», 2009.

Кибардина Ю. С. — младший научный сотрудник Института региональных экономических исследований Kibardina Yu. S. — Junior Researcher, Regional Economic Research Institute e-mail: ukibardina@fondservice.ru

Добавить комментарий