Монократическая форма

Помимо множества различных точек зрения к определению понятия формы государства, профессор Венгеров А.Б. также вывелтипологию форм государства, основанную на ее главных признаках. В типологии выделяются следующие виды: 1)монократический (единовластный); 2)сегментарный (смешанный); 3)поликратический (многовластный).

1. У монократического вида формы государстваглавным признаком является принцип единовластия. Он характеризуетсясосредоточением всей государственной власти у одного лица (например, фюрер в фашистской Германии),или сосредоточением всей государственной власти у группы лиц , или сосредоточением всей государственной власти в советах ив партийно-государственной номенклатуре (СССР).

Монократическому виду формы государства свойственны отсутствие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и доминирование определенной идеологии (фашистской, коммунистической, религиозной и т.д.).

В своей работе Анатолий Борисович Венгеров выделил разновидности монократической формы государства:

а)теократическая форма (греч.теос – Бог, крат – власть). Власть принадлежит религиозной организации. В основе государственной доктрины лежит религиозное учение, на базе которого формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни;

б) экстремистская форма (фашистская Германия);

в) милитаристская форма (правление военного центра, например, КНДР);

г) монократическая форма в условиях тоталитарного социализма.

2. Следующая поликратическая (многовластная) форма государствапрямо противоположна монократической. Для нее главными признаками в отличие от предыдущей будут являться:

а) принцип разделения властей;

б)демократические методы управления;

в) идеологический и политический плюрализм;

г) свободой вероисповедания и т.д.

Разновидности поликратической формы государства:

а) традиционные государства (США, Великобритания)

б) постсоциалистические государства (Россия, страны СНГ и др.).

1. Сегментарная форма государства, по мнению А.Б. Венгерова, являетсяпромежуточной(др. греч. – отрезок целого). У неетак же имеется разделение ветвей власти, функций по управлению государством, но нет системы «сдержек и противовесов». Ведущую роль играет исполнительная власть, роль судебной власти традиционно слаба, а законодательная власть принижена. Местное самоуправление может существовать в отдельных административно-территориальных единицах, но выборные органы находятся под жестким контролем чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами. В государственном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий нередко ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Государственная власть в условиях сегментарной формы государства лишь в малой степени открыта для общества.

Эта форма также имеет свои разновидности:

а) сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);

б) более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).

Венгеров А.Б. основал свой подход на видах политического режима, а с точки зрения Александра Федоровича Черданцева форма государства определяется не только политическим режимом, но и типом государства (например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному – республика), соотношением классовых сил, конкретно-исторических условий (в Германии в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим), национального состава страны (мононациональные – унитарные государства, например, Армения, Дания, Египет, Япония; многонациональные – федеративные, например, ряд стран Восточной Европы, Россия, Азия и др.), традиций (в Англии традиции ограниченной монархии), идеологии (например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть).

Я разделяю обе точки зрения авторов, так как они оба верно классифицировали типологию формы государства и дополнили труды друг друга.

Подробно изучив типологию формы государства, я сделала вывод, что форма государства зависит от многих факторов (политических, экономических, правовых, географических, религиозных и др.). Так, например, наша страна относится ко второму типу, так она обладает всеми признаками поликратической формы государства, а именно: главным признаком является принцип разделения властей, также России присущи демократические методы управления, идеологический и политический плюрализм, свобода вероисповедания. Точно также по признакам можно классифицировать и зарубежные страны, например, фашистская Германия относится к монократическому виду, так как вся власть сосредоточена в руках одного правителя, разделение властей и местное самоуправление практически отсутствует, права и свободы граждан не признаются и систематически нарушаются, существует обязательная государственная идеология.

Форма государства –представляет собой его внутреннюю организацию; она раскрывает его структуру, порядок образования органов государства, разграничение их полномочий и принципы взаимоотношений между собой; форма государства отвечает также на вопросы о соотношении государства как целого со своими составными частями, о методах и способах осуществления государственной власти в обществе.

Обычно выделяют три основных элемента, из которых складывается форма государства: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) государственно-правовой (политический) режим.

1. Форма правления –показывает, как организована высшая (верховная) государственная власть в обществе (монархия или республика).

2. Форма государственного устройства – показывает, как распределена государственная власть между центром и частями государства (унитарные, федеративные и конфедеративные).

3. Государственно-правовой (политический) режим –представляет собой совокупность средств, способов и методов, при помощи которых осуществляется государственная (политическая) власть. Государственно-правовой режим выражает содержание и характер власти, складывающейся и осуществляемой государством (демократический, тоталитарный, авторитарный).

20. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды, его особенности в РФ.

Государственно-правовой (политический) режим –это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.

Признаки государственно-правового (политического) режима.

1.Показывает степень участия народа в механизмах формирования государственной власти, а также сами способы такого формирования.

2.Показывает соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности.

3.Показывает характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации государственной власти непосредственно народом.

4.Показывает положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата.

5.Показывает место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти.

6.Показывает доминирование определённых методов (убеждения, поощрения, принуждения) при осуществлении государственной власти.

7.Показывает политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.).

8.Показывает меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Демократический государственно-правовой режим –это такой режим, при котором высшей ценностью провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; закрепляется обеспечивается выборность и сменяемость органов государственной власти; закрепляется и обеспечивается политический плюрализм, гласность, свободные СМИ; государственная власть способствует развитию гражданского общества.

Признаки демократического государственно-правового режима.

1.Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2.Решения государственной властью принимаются большинством с учётом интересов меньшинства.

3.Выборность и сменяемость органов государственной власти.

4.Народ – единственный источник власти.

5.Контроль населения за принятием политических решений.

6.Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган.

7.При осуществлении государственного управления доминируют методы убеждения, поощрения и компромисса.

8.Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества.

9.Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций.

10.Политический плюрализм – свободное выражение интересов всех социальных групп общества (а его показатели – деятельность различных политических партий и общественных организаций).

11.Гласность; средства массовой информации свободны от цензуры.

12.Наличие гражданского общества.

Авторитарный государственно-правовой режим –это специфический механизм осуществления государственной власти, где полнота государственной власти сосредоточивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности) и сочетающих жёсткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики.

Признаки авторитарного государственно-правового режима.

1.Это государство, в котором власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом.

2.Государственная власть произвольно осуществляется ограниченным количеством органов и лиц.

3.Прямо используются управленческий административный аппарат, вооружённые силы и карательные учреждения.

4.Права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе.

5.Существует формальное требование соблюдения законов.

6.Сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты).

7.Бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти.

8.Юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения.

9.Введение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных.

10.Допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.).

11.Определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества.

12.Жёсткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции.

13.Активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействие (административный и судебный произвол, политический террор).

Тоталитарный государственно-правовой режим –это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической духовной), которая полностью поглощает гражданское общество.

Признаки тоталитарного государственно-правового режима.

1.Управление в обществе строится на началах всевластия административного аппарата или отдельных его лиц.

2.Это всевластие не определяется законом.

3.Из жизни общества исключается независимое правосудие.

4.Права и свободы игнорируются.

5.Общество находится под тотальным контролем административного аппарата, а также вооружённых сил и карательных учреждений.

6.Беспрепятственно подавляется личность.

7.Внеэкономическое принуждение к труду.

8.Политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии).

9.Политизированная иерархическая социальная структура (положение человека в обществе определяется его местом в структуре власти, отношением к власти).

10.Венчающая пирамиду тоталитарной бюрократии харизматическая фигура вождя, сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть.

11.Псевдодемократизм, имитация «народовластия» и заботы о благосостоянии народа (рабочих, трудящихся).

12.Мощные следящая и карательная система, способные обеспечить тотальный контроль; периодический массовый террор; псевдоправосудие как элемент карательной системы; фиктивность законодательства.

13.Милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика.

14.Принудительная идеология, открытое отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия.

15.Нагнетание путём репрессий атмосферы страха, что обеспечивает тотальное повиновение; насаждение в обществе образа врага, что позволяет убедить часть населения в необходимости тотального контроля, репрессий, уничтожения некоторых социальных групп («врагов народа»).

Особенности государственно-правового режима в РФ.

Конституция 1993 года, характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим.

1.Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

3.Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства – Президента РФ; выборы депутатов Государственной Думы – нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция РФ была принята на референдуме – всеобщем голосовании – в 1993 году.

4.На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

5.В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе.

6.Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

7.Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

8.В России существует местное самоуправление.

9.Важнейший признак демократии как государственного режима – учёт мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

10.Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

11.Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

21. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

Термин «государство» употребляется в трёх значениях:

1.Государством называют совокупность людей, проживающих на определённой территории и объединённых публичной властью (страна, т.е. политико-географическое значение). Государство-страна включает в себя три элемента: 1) население (народ); 2) территорию; 3) власть.

2.Государством называют людей, осуществляющих государственную власть, составляющих государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов и должностных лиц, обладающих публично-властными полномочиями (охватывает форму организации политической власти аппарат, механизм власти в обществе, т.е. система институтов власти).

3.Государство рассматривают как совокупность политических, публично-властных отношений повеления и подчинения.

Во всех трёх случаях речь идёт об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о её разных аспектах. Однако существующие разные понятия государства учитывают все три значения термина «государство». Так что три значения термина «государство» – это ещё не три разных понятия государства. Разные понятия государства возникают тогда, когда сущность государственной власти понимают по-разному.

Различные подходы к пониманию государства.

1. Теологический подход.Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI. Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев. Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

2. Юридический подход.Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен – подразумевает под государством оформленный законом аппарат публичной политической власти, его организацию и функционирование, его законные полномочия. Фактически государство отождествляется с совокупностью законов о власти, с содержание конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т.д. Государством считается то, что предписывают законы о монархе, президенте, правительстве, суде, прокуратуре, полиции и должностных лицах, причём независимо от того, что именно предписывают эти законы. Государственная жизнь рассматривается как осуществление законных полномочий власти и выполнение подвластными законных обязанностей и предписаний власти, как законопорядок. Итак, государством здесь называется содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти. Действительность государства объясняется как реализация этих законов.

3. Кибернетический подход.Государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Ибо осуществление власти в определённой мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных нормативно-правовых актов, обращённых к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.

4. Социологический подход.Общей чертой социологического понятия государства является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально-юридических, а фактических социальных явлений, а именно явлений властвования. Иначе говоря, в социологическом понятии государство отождествляется с организацией публичной политической власти независимо от содержания власти. И поскольку публичная политическая власть – это всегда принуждение, и к тому же в круг объектов, описываемых понятием государства, попадает и деспотия, то сущность государства объясняется как сила, организованное насилие. Общее определение социологического понятия государства сводится к следующему: государство – это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения, проживающего в пределах определённой территории. Сущность власти – это сила, не связанная никакой законной формой. Сила может соблюдать форму, но может и не соблюдать. Разновидностью социологического понятия является марксистко-ленинское понятие государство. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.

5. Либеральный подход.Государство – это концепция «государства – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические, социальные и духовные отношения, не управляет экономикой, культурой, а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок. Основоположник немецкого либерализма, великий философ И. Кант определял государство как множество людей, подчинённых правовым законам. Гениальный мыслитель Г. Гегель видел в государстве правовую форму политического принуждения, в истории государства – прогресс свободы.

6. «Государство – социальный арбитр».Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать разного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.

Классовый подход к пониманию государства.

1.Появление государства – регрессивное событие, шаг назад в истории человечества, нарушающее его естественно-природное существование и развитие. Первобытное общество называлось обществом равных возможностей и даже «первобытным коммунизмом».

2.Замена родового строя государством было вызвано прежде всего экономическими причинами, а именно, разделением общественного труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности.

3.Перемена в экономических условиях жизни общества расколола общество на непримиримые классы, который создал государство с мощным аппаратом подавления и принуждения эксплуатируемого класса.

4.Общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса.

5.Сущность государства – это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов.

6.Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и может не считаться с интересами других классов. «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (И.В. Сталин).

7.По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав.

8.Фактическая (экономическая) сила членов общества даёт им большую или меньшую фактическую свободу произвола.

9.Диктатура класса означает несвязанность власти какими бы то ни было законами. «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами» (В.И. Ленин).

10.Таким образом, классовый подход объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть фактически ограничена даже законом.

11.Судьба государства как орудия насилия и угнетения исторически предрешена: оно должно отмереть, исчезнуть и быть заменено органами самоуправления народа.

Цивилизационный подход к пониманию государства.

1.Возникновение государства – это переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств самостоятельной, саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество полностью зависимо от природы, базируется на природно-естественном укладе жизни людей племени, союза племён.

2.Движение к цивилизации, т.е. к государству, связано с выделением из однородной массы, коллектива (каким и были род, племя) автономной, свободной, независимой личности. Чему способствовали такие факторы, как избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, осознание человеком своего «Я», своих личных потребностей и интересов, несовпадающих с общественными, а также исторические, национальные, географические и другие факторы.

3.Самостоятельными, независимыми или правовыми личностями в условиях перехода от первобытного общества к цивилизации в силу объективных и субъективных причин могли стать не многие люди, а только наиболее активные, зрелые, подготовленные к обособленной, самостоятельной жизни. Поэтому естественно, что разрыв с родовой общиной, её распад проходили в тяжёлой, жестокой борьбе, но это была борьба и за личную свободу, и за свои права. Причём, чтобы стать реальными, права и свободы должны были обязательно получать закрепление и защиту. Это могла сделать только новая организация власти – государство.

4.Государство явилось результатом соглашения, компромисса объединённых в класс свободных, правовых личностей – собственников. Их свобода утверждалась с помощью силы и вопреки общему равенству, при наличии несвободы других людей. И всё же это был огромный шаг вперёд.

5.По мере продвижения человечества по ступеням цивилизации государство превращается из орудия преимущественно подавления в средство реализации общественных дел, инструмент согласия и поиска компромисса. Его основная обязанность – защищать права и свободы.

6.Государство есть фактор общечеловеческой культуры, общецивилизационное достояние, это прежде всего общесоциальная ценность.

7.Государство, его органы, общественные объединения – короче, все социальные институты, играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним.

8.Государство служит обществу в целом и поэтому выражает такой всеобщий интерес, который состоит в обеспечении целостности и стабильности социальной системы. Но государство выражает ещё и общие интересы частных лиц – обеспечение прав и свобод личности.

9.Сила государства заключается не в том, что власть способна ограничивать свободу подвластных, а в том, что она способна эффективно обеспечивать их права и свободы, действуя в пределах, установленных правовыми законами.

10.Государственные институты власти рассчитаны на то, что граждане, как автономные субъекты, способны самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому государство приходит им на помощь лишь тогда, когда они требуют административной или судебной защиты своих прав и свобод.

11.Государственная организация, возникнув на определённой ступени зрелости социального организма, становится вечной, неотъемлемой принадлежностью человеческой цивилизации.

Монократическая форма государства характеризуется единовластием. Государственная власть концентрируется в руках либо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, коммунистической) и т.д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение властей в монократическом государстве отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Местного самоуправления нет. Устанавливаются, как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда религиозный характер. Для монократической формы государства зачастую характерны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной власти и отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности. Монократическая форма имеет несколько разновидностей. Выделяются, в частности, такие, как: теократическая монократическая форма государства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экстремистская монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах); милитаристская монократическая форма (современный Ирак); монократическая государственная форма тоталитарного социализма. Любая из этих форм может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать выборные органы, конституция, провозглашаться права и свободы личности, однако в действительности все это реального значения не имеет. Поликратическая форма государства (ее называют также полиархической) является прямой противоположностью монократической. Для нее характерны разделение властей, децентрализация управления территориями, высокая степень автономности административно-территориальных и иных образований, наличие местного самоуправления. Институты государственной власти формируются населением путем свободных, демократических выборов. Права и свободы личности гарантируются государством. Существует политический и идеологический плюрализм. Экономика отделена от политики и государства. Выделяются (правда, с некоторой долей условности) две разновидности поликратической формы: традиционная и постсоциалистическая. Первая сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны и считается зрелой разновидностью поликратической формы государства. Другая еще переживает период своего становления. Сегментарная форма государства является промежуточной, поскольку сочетает в себе черты монократической и поликратической форм. Она присуща государствам с полудемократическими и авторитарными режимами и в значительной степени носит олигархический характер. В таких государствах преобладающую роль играют кланы, племена, сословия, семьи, олигархические группы. Разделение властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обществом. Существуют элементы местного самоуправления и автономии территориально-административных единиц. Нет безраздельного господства какого-либо органа или должностного лица, но имеется лидирующий орган или доминирующее должностное лицо. Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересованных групп. Политический плюрализм существует в ограниченном виде. Это выражается в том, что-либо законом устанавливается ограниченное число разрешаемых государственной властью политических партий (Индонезия, Нигерия, Сенегал), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (например, Египет). Демократические права и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

27. Монархическая форма правления: понятие основные черты, разновидности.

Монархия (от греч. «monarchia» – единовластие, единодержавие) – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха и т.д.), является пожизненной и передается по наследству. Монархия – наиболее древняя форма правления. Подавляющее большинство рабовладельческих и феодальных государств были монархиями. В современном мире из 192 государств более сорока имеют монархическую форму правления. Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками.

Во-первых, высшая государственная власть в монархии полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Во-вторых, монарх является несменяемым главой государства и осуществляет государственную власть пожизненно. В-третьих, власть монарха передается по наследству. В-четвертых, монарх осуществляет государственную власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны. В-пятых, монархическая форма правления характеризуется юридической безответственностью монарха, т.е. монарх не несет за результаты своего правления юридической , а также политической ответственности. Все монархии принято подразделять на абсолютные (или неограниченные) и ограниченные. В абсолютной монархии государственная власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким–либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Зародившись в глубокой древности (древневосточные деспотии), абсолютные монархии просуществовали почти до конца XX в. По мнению ряда государствоведов в современном мире абсолютных монархий в чистом виде уже нет, но полуабсолютные монархии еще встречаются (например, Саудовская Аравия). В ограниченной монархии в отличие от абсолютной власть монарха всегда ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительная и конституционная монархии. Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха. Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства. Правда, степень ограничения власти монарха и организация самой верховной власти не во всех конституционных монархиях одинаковы. В этой связи их принято подразделять на дуалистические и парламентарные (парламентские). В дуалистической монархии (от лат. «dualis» – двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть. При этом монарх обладает значительными властными полномочиями. Он имеет право налагать вето на закон, принятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты (указы, декреты и т.п.), по юридической силе равные законам парламента. Для управления страной монарх формирует правительство, ответственное только перед ним, назначает министров и других должностных лиц. Дуалистическая монархия считается формой правления, переходной от абсолютной к парламентарной монархии. Ее возникновение связывается с выступлениями против абсолютизма в XVIII-XIXвв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством. Дуалистическая монархия имела место в Германии, Турции, Таиланде, Ливии и многих других странах. В настоящее время такой формы правления в чистом виде, как принято считать, не существует, хотя полудуалистические монархии встречаются (например, в Непале, Иордании, Марокко). Парламентарная монархия в отличие от дуалистической является более прогрессивной формой правления. Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) имеют именно эту форму правления. Здесь уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом. Монарх является главой государства и по конституции может обладать достаточно широким кругом полномочий. Однако эти полномочия во многом носят номинальный характер, так как монарх либо по существующей традиции их не использует (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании не используется с 1707 г.), либо не может осуществлять их самостоятельно (например, монарх может назначать министров, но выполняет он при этом волю парламента). Поэтому в парламентарной монархии монарх по большей части является лишь символом нации. Он, как принято считать, царствует, но не правит.

28. Республиканская форма правления: понятие основные черты, разновидности.

Республика (от лат. «res publica» – общественное дело) – это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит уже выборным органам. Они избираются на определенный срок и несут ответственность перед избирателями. Республика – тоже довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей. Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки. Во-первых, высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам. Во-вторых, главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует. В-третьих, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии. В-четвертых, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо социальных групп. И, в-пятых, республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями. Теперь о классификации республик. Следует заметить, что этот вопрос еще не получил должной разработки в отечественной теории государства и права. В учебниках обычно говорится о современных республиках, которые принято подразделять на президентские и парламентские (парламентарные). Однако такая классификация не охватывает всех республиканских форм правления, которые существовали и существуют в действительности. Поэтому, думается, все республики первоначально можно подразделить на демократические и антидемократические. К демократическим относятся республики, в которых источником власти признается народ, а высшие представительные органы государства формируются непосредственно населением, выражают его волю и подотчетны ему. Данная форма правления возникла в глубокой древности (Афинская демократическая республика V-IV вв. до н.э.), но наибольшее распространение получила в Новое время в виде президентской и парламентарной республик. К антидемократическим относятся республики, в которых народовластие либо вообще отсутствует, либо носит формальный характер. Это известные с древнейших времен аристократические (Спарта, Рим) и олигархические (Карфаген) республики, а также встречающиеся в Новейшее время авторитарные и тоталитарные республики. В современном мире существуют преимущественно демократические республики, которые принято подразделять на президентские и парламентарные. Для президентской республики (США, Аргентина, Бразилия, Португалия и др.) характерным является следующее. Во-первых, здесь имеет место жесткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент, правительство) власти. Во-вторых, президент избирается населением и имеет равную с парламентом легитимность. В-третьих, президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В-четвертых, правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Ничего этого нет в парламентарной республике (Италия, ФРГ и др.). Вместо жесткого разделения здесь существует сотрудничество законодательной и исполнительной власти. Президент избирается парламентом. Он является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Возглавляется оно премьер-министром, который обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти.

1. Понятие и основные черты науки теории государства и права

Термин «теория государства и права» употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под ним понимают все учение о государстве и праве, иными словами, юридическую науку в целом. Но обычно в этом значении используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция». В узком смысле под теорией государства и права (ТГП) понимают одну из юридических дисциплин, которую так и называют — теория государства и права. Эта дисциплина являет собой совокупность знаний и представлений об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Как юридическая дисциплина эта наука имеет следующие черты:

1. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам, поскольку изучает общественные явления — государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

2. Теория государства и права является политико-юридической дисциплиной, потому что изучает два явления: государство и право. Первое явление, т. е. государство, — политическое, второе явление, т. е. право — юридическое. Таким образом, ТГП носит двойственный, политико-юридический характер.

3. Теория государства и права является единой наукой о государстве и праве: хотя сами государство и право неравнозначны, но они связаны друг с другом и не существуют одно без другого.

4. Теория государства и права считается общей наукой о государстве и праве, хотя далеко единственной, изучающей государство и право. В отличие от других юридических наук она занимается изучением наиболее общих вопросов и наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

5. Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим наукам, поскольку не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве.

6. Теория государства и права является методологической наукой, поскольку она связана с формированием мировоззрения и оценкой окружающих нас явлений действительности, так же, например, как и философия.

Методологические подходы к пониманию сущности и назначения государства

Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Философам, юристам издавна интересно выявить и интерпретировать сущность государства, ибо она выражает его природу, особенности как социально-политического образования, так и назначение в обществе. Кроме того, сущность государства отражает его социальную востребованность со стороны общества и особенности в организации власти с целью управления делами общества. Определить сущность государства означает установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих — публичная власть, территория и население. Предварительно заметим: рассмотренные ниже философско-правовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом одинаково понимая основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие.

Теологическое понимание государства. Исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.

По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как «принимающую закон от Бога и оглашающее его», сам закон как «изречение Господа»*(15); целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих.

В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона — Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.

Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир — глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами*(16).

Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия, на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими. Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.

Кибернетический. Государство — определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации — связь государства с обществом — издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь — информация о состоянии управляемых государством общественных процессов.

Социологический — государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С долей условности можно говорить о двух течениях (подходах). Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное (Аристотель, Кант, Коркунов). Второе направление состоит в том, что государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий «живой» организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа — в природе общества. По их мнению, государство не имеет самостоятельных начал, ибо есть отражение социальных процессов, исключение или так называемые элементы самостоятельности, по мнению представителей этого направления, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными.

Либеральный подход — это так называемая концепция государства — ночного сторожа: государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает «правила игры» — нормы права и с помощью их охраняет порядок в обществе и т.п. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача — разработка и принятие законодательства. Заметим, что теория правового государства своими корнями во многом уходит в либеральный подход, ибо здесь признается примат права и конституции, при условии разделения государственной власти.

«Государство — менеджер» — государство есть нейтральный руководитель общественными делами, хозяйственно-финансовой деятельностью, неполитизированный управляющий.

«Государство — социальный арбитр». Общество неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу. Государство как арбитр разрешает конфликты, снимает противоречия, возникающие на этой почве. Одним из основных средств в решении этих проблем является судебная власть.

Марксистский подход — государство рассматривается как особая организация, выделившаяся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, полагая, что оно есть «машина для подавления одного класса другим», орудие диктатуры определенного класса (К. Маркс, В.И. Ленин).

Добавить комментарий