Надзор банка России за деятельностью кредитных организаций

аналитические функции, что отражают и нормы республиканского законодательства. Статья 18 Закона закрепляет необходимость систематического анализа итогов проводимых контрольных мероприятий, обобщения и исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств республиканского бюджета со стороны Контрольно-счетной палаты. Контрольно-счетная палата должна не только анализировать, но и разрабатывать на основе полученных данных предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Республики Северная Осетия — Алания и развитию бюджетно-финансовой системы в регионе и представлять их на рассмотрение Парламента и Президенту Республики.

Пономарева А.А*

НАДЗОР БАНКА РОССИИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: банковский надзор, место в системе правового регулирования, Банк России, кредитные организации, банковское право, финансовое право, метод правового регулирования, предмет правового регулирования, отрасли права, правовые институты, финансовая деятельность государства.

The article analyses is about determination of place of bank’s supervision in Russian legal system.

* Соискатель Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: PonomarevaAngelikacg’yandex.ni; angelikacg’mccinet.ni.

Непростая проблематика вопросов о структурном членении права, об определении критериев для выделения отраслей права, а также об определении места тех или иных отношений в системе правового регулирования не ограничивается сугубо теоретическим интересом. Так, А.Б. Венгеров, рассуждая о значении деления права на отрасли, пришел к важному выводу о том, что системность и структурность — это объективные свойства права как социального института, их знание — это знание важнейших сторон права. «Но, кроме того, изучение этих свойств позволяет осуществлять упорядочение, систематизацию законодательства, а следовательно, и наиболее эффективную реализацию права»1.

На различных этапах развития общества государственное регулирование отношений, возникающих в сфере финансов, было неодинаковым, и как следствие вызывало научные дискуссии о развитии финансового законодательства 2, о становлении науки финансового права3, о выделении фи-нансово-правовых норм в самостоятельную отрасль права4.

По вопросу о составе предмета отрасли финансового права нет единства мнений, в частности были выявлены нижеследующие научные подходы к решению данного вопроса:

1) Определение традиционных институтов финансового права, составляющих основу финансового права. Отнесение этих институтов к отрасли финансового права научно обосновано и поддерживается большинством ученых.

2) Признание того, что существуют отдельные правовые институты, отнесение которых к отрасли финансового права вызывает научные дискуссии.

3) Признание того, что существуют отдельные правовые институты, которые регулируются не только финансовым правом, но и другими отраслями права (местонахождения этих институтов в системе права вызывают научные споры между учеными — представителями различных юридических наук).

Теорией права установлено, что группы норм права, связанные между собою предметно-функциональными связями, регулирующие конкретный вид однородных общественных отношений и приобретающие в силу этого

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права. Том I. М., 1996. С. 158.

2 Финансовое законодательство получило должное место в системе свода законов Российской империи в 1861 году благодаря графу М.М. Сперанскому. См.: Сперанский М.М. План финансов. СПб., 1885.

4 См., напр.: Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе // Материалы научной конференции «Финансовое право на рубеже веков». С. 31.

относительную устойчивость и самостоятельность функционирования, составляют правовой институт. Правовой институт может иметь в своем составе пединституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права

Возникновение новых институтов финансового права и изменения системы финансового законодательства являются предпосылками для пересмотра состава предмета правового регулирования. Вопросы, связанные с определением границ предмета финансового права, постоянно попадают в поле зрения ученых, поскольку в силу исторического изменения государственного регулирования отношений в финансовой сфере, в силу экономических закономерностей и усложняющихся социальных отношений предмет финансового права нуждается в пересмотре и уточнении.

В начале XX века А.Н. Зак, рассуждая о возможном появлении самостоятельной юридической дисциплины — финансовое право, — задавался вопросом: «Не есть ли финансовое право, может быть только в своей части, как самостоятельная юридическая дисциплина — дело будущего, обуславливающего дальнейшую дифференциацию юридических норм, меняющих свое существо в зависимости от свойств того оборота, в котором они применяются?»2. А.Н. Зак обратил внимание на присущие именно источникам финансового права своеобразные типические уклонения от общих норм права гражданского, административного, международного и т.п.3.

Большинством ученых признается, что основу финансового права составляют следующие традиционные институты: бюджетное право, институт формирования государственных доходов, налоговое право (за исключением отношений, возникающих в сфере налоговых правонарушений), институт государственных расходов, институт финансового контроля4.

Кроме вышеперечисленных институтов финансового права существуют группы правоотношений, отраслевая принадлежность которых вызывает научные споры. Так, например, нет единого мнения среди ученых по вопросу отнесения к предмету отрасли финансового права организации денежной эмиссии, валютного контроля, регулирования операций с наличными денежными средствами, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковского надзора). Представители научной позиции самостоятельности отрасли бан-

1 См.: МорозоваЛ.А. Теория государства и права. М., 2008. С. 275.

2 См.: Зак А.Н. К постановке некоторых очередных вопросов финансовой науки. Ярославль, 1913. С. 18-20.

3 См.: Там же.

ковского права Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин включают названные правовые институты в состав банковского права, предметом которого являются, по их мнению, общественные отношения, возникающие в процессе организации, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, в том числе возникающие в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению авторов научной теории самостоятельности банковского права, общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства, образуют особую группу, присущую исключительно банковскому праву, и составляют специфику его предмета 2. Как указывают ГА. Тосунян, А.Ю. Викулин, специфика предмета банковского права предопределяет наличие (наряду с первичными методами правового регулирования — императивным и диспозитивным) еще одного метода, представляющего собой уникальное сочетание юридических приемов и средств, при помощи которого осуществляется правовое регулирование разнородных, но объединенных в особую юридическую целостность общественных отношений, составляющих предмет банковского права. Данный метод банковского права объединяет в себе отдельные характерные черты первичных гражданско-правового и публично-правового методов, в силу чего он вторичен по отношению к ним и может быть определен в качестве комплексного метода правового регулирования.

Характерными чертами метода, определяемого учеными Г.А. Тосуня-ном и А.Ю. Викулиным, являются: 1) имущественная самостоятельность участников правоотношений; 2) преимущественное применение способов косвенного воздействия на участников правоотношений, которые позволяют содействовать формированию благоприятной для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов; 3) «коридор автономии воли» обязательных участников правоотношений3.

В обоснование позиции о самостоятельности банковского права Г.А. То-суняном в числе доводов также было отмечено следующее: «Нормы банковского права объединяются в особую юридическую общность не по главным,

1 См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Предмет и метод банковского права: дискуссии и обсуждения. // Государство и право. М., 1998, № 9. С. 41.

2 См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Указ. соч. С. 29.

3 См.: Там же. С. 42-43.

а по вторичным юридическим особенностям, не нарушая системы и структуры основных отраслей и не исключая из их состава каких-либо норм. Юридические особенности банковского права как особой юридической общности заключаются не в специфическом отраслевом методе и механизме регулирования, а в особых принципах, общих положениях, специфических приемах регулирования, особых правовых категориях, понятиях и институтах»1.

Доводы ученых, поддерживающих теорию самостоятельности банковского права, на наш взгляд, представляются небесспорными и требуют детального рассмотрения.

Так, например, имеется некоторое противоречие в вышеприведенных доводах, поскольку сначала утверждается, что особенности банковского права как особой юридической общности заключаются не в специфическом отраслевом методе и механизме регулирования, но далее при перечислении юридических особенностей банковского права снова указывается на некие «специфические приемы регулирования». При этом автором не приводится определения используемых понятий: «специфический отраслевой метод», «механизм регулирования», «специфические приемы регулирования», в связи с чем остается неясным: в чем состоит различие между названными понятиями? Необходимо дать определение методу правового регулирования, а также уточнить, как соотносятся понятия правовое «регулирование» и «воздействие».

По общему правилу методом правового регулирования называется совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на участников правовых отношений. Учеными понятие метода интерпретируется по-разному, но во всех определениях сохраняется первоначальный смысл. Так, например, Н.И. Матузов и А.В. Малько правовым методом называют известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желаемого развития2. М.Д. Шаргородский и О.С. Иоффе метод правового регулирования определяли как специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношения3. Согласно

1 Тосунян Т.А. Место банковского права в системе российского права. // Юридический мир. 1998. №8. С. 8-14.

2 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 355.

3 См.: Шаргородский М.Д., Иоффе О. С. О системе советского права // Советское государство и право. 1957. № 6. С. 44.

определению В.Д. Сорокина, правовой метод есть совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую среду в целом и на составляющие ее элементы

Анализ определений понятия метода правового регулирования показал, что в основе всех определений лежит совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на участников отношений.

Кроме того, определяя метод правового регулирования, необходимо отметить, что регулируемые отношения всегда накладывают отпечаток на применяемые способы правового регулирования, то есть можно сказать, что особенности регулируемых общественных отношений определяют специфику метода правового регулирования. С.С. Алексеев обратил внимание на то, что методы правового регулирования субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Методы правового регулирования выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима правового регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань и главные структурные подразделения — в отрасли права2.

Рассматривая соотношение понятий правовое «регулирование» и «воздействие», А.В. Малько отмечал, что эти понятия не совпадают — второе объемнее первого. «Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей»3.

Термин «регулировать» в словаре толкуется следующим образом: «упорядочить, направить что-нибудь, воздействовать на что-нибудь с целью внести порядок, правильность…»4. Термин же «воздействие» обозначается как «система действий, имеющих целью повлиять на кого-, что-нибудь»5.

Если рассмотреть вышеприведенные определения с точки зрения формальной логики, изучающей структуру понятия, суждения, умозаключения, то получается, что понятие «регулирование» входит в объем понятия «воздействие», то есть понятие «регулирование» является видовым по отно-

1 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976. С. 84.

2 См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 156.

3 Малько А.В. Механизм правового регулирования / Лекция А.В. Малько // Правоведение. 1996. № 3 (214). С. 55.

4 Толковый словарь русского языка. Т. 3. М., 1939. С. 1315.

5 Там же. Т. 1. М., 1935. С. 337.

шению к родовому понятию «воздействие». Таким же образом соотносятся и сложные понятия: «приемы воздействия» и «приемы регулирования».

Следует признать, что «приемы регулирования» (о которых упоминалось Г.А. Тосуняном) так же, как и «приемы воздействия», входят в общепринятое понятие метода правового регулирования.

В теории права механизм правового регулирования (в последующем — МПР) наиболее общим образом определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения

С.С. Алексеев справедливо отметил, что основным аспектом МПР является его инструментальная, специально-юридическая характеристика, при которой в единстве рассматривается вся система правовых средств, призванная обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения2.

А.В. Малько определил механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Из данного определения ученым были выделены следующие признаки, характеризующие механизм правового регулирования: 1) цель МПР; 2) средства достижения цели МПР; 3) результативность МПР \

Как видно из приведенных определений механизма правового регулирования, понятие механизма правового регулирования является производным от понятия правового регулирования (рассмотренного нами выше). Как и понятие правового регулирования, понятие механизма правового регулирования в рамках правоведения представляет собой методологическую категорию, конкретизированно выражающую требования материалистической диалектики по отношению к явлениям правовой действительности. Различные аспекты механизма правового регулирования, его основные элементы были подробно исследованы С.С. Алексеевым4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев понятия правового воздействия, правового регулирования, механизма правового регулирования, приемов и способов правового регулирования, а также рассмотрев соотношение этих понятий, можно сделать вывод, что высказанный Г.А. Тосуняном довод о том, что юридические особенности банковского права как особой юридической общности заключаются не в специфическом отраслевом методе, а в специфических приемах регулирования5, является противоречивым и не может свидетельствовать в пользу выделения банковского права в самостоятельную отрасль.

1 Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в двух томах. Том II, М., 1982. С. 9.

2 См.: Алексеев С.С. Там же. С. 23.

3 Малько А.В. Там же. С. 57.

4 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в двух томах. С. 9—24.

5 Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права. // Юридический мир. 1998. № 8. С. 9.

Специфика предмета банковского права, по мнению Г.А. Тосуняна, состоит в том, что в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности возникают специфические отношения, которые, будучи урегулированы нормами банковского и иного законодательства, становятся правовыми отношениями Ученый указывает на то, что специфическая черта, которая оказывает определяющее влияние на другие отличительные особенности банковских правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе осуществления банковской деятельности 2. При этом автором отмечается, что соответствующая деятельность кредитных организаций и Банка России (его учреждений) является банковской постольку, поскольку она взаимосвязана и, что самое главное, взаимообусловлена с проводимыми ими банковскими операциями3.

Однако если согласиться с тем, что именно банковская деятельность, взаимосвязанная и взаимообусловленная проведением банковских операций, определяет специфику предмета банковского права, то тогда за границами этой отрасли остаются правоотношения, возникающие между кредитными организациями и Банком России в процессе осуществления последним банковского надзора.

Осуществляя банковское регулирование и банковский надзор, Банк России не совершает банковских операций.

Кроме того, нельзя не учитывать, что кредитные организации наделены специальными полномочиями, позволяющими им осуществлять контроль за кассовыми операциями клиентов, за операциями, опосредующими движение иностранной валюты (кредитные организации являются агентами валютного контроля), контроль за операциями, подпадающими под признаки операций/сделок, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем4.

(окончание следует)

1 См.: Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8. С. 10.

2 Тамже. С. 10.

3 Тамже. С. 11.

4 Так, например, перечисленные полномочия кредитных организаций закреплены в следующих нормативных актах: Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» // Вестник Банка России, № 36, 18 июня 2004; Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России, 14 января 1998, № 1; Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст* 3418; 2002, №*30. Ст. 3029; № 44. Ст. 4296; 2004, № 31. Ст. 3224.

ЦБ РФ – главный орган банковского регулирования и банковского надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора выступают поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. ЦБ РФ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), а также направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций; бухгалтерского учета и отчетности; организации внутреннего контроля; составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом устанавливаемые ЦБ РФ правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право:

  1. запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;
  2. устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;
  3. запрашивать, и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц – для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, для анализа экономической ситуации.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения ЦБ РФ, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров, а его руководитель назначается Председателем ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций; размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам.

Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России. В статье 59 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) закреплено, что «Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их».

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы.

Контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций

Банковский надзор — это контроль за деятельностью коммерческих банков, осуществляемый Банком России. Банк России выступает органом банковского регулирования и надзора.

Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Субъектами банковского регулирования и банковского надзора являются кредитные организации и банковские группы.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Главной целью банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банковский надзор имеет две составные части: пруденциальный надзор и инспектирование.

Пруденциальный надзор (или ранний, осторожный, осмотрительный) — дистанционный надзор, осуществляемый на документарной основе, включающий в себя установление Банком России пруденциальных норм деятельности коммерческих банков, проверку представленной коммерческими банками отчетности, анализ финансового состояния коммерческих банков, исчисление по представленной отчетности установленных норм и нормативов, выявление отклонений и нарушений законодательства, а также применение мер к нарушителям.

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:

— предельные величины рисков, принимаемые кредитными организациями;

— нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

— требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитной организации или на возможность реальной оценки ее финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Инспекционная деятельность Банка России — составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России.

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности.

Проверки кредитных организаций осуществляются по следующим направлениям:

— оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

— определение размера рисков, активов, пассивов;

— оценка качества активов кредитной организации (ее филиала);

— оценка величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

— оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала);

— оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

— выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в год.

Инспекционные проверки различают в зависимости от круга контролируемых вопросов, от поднадзорности и от включения банка в Сводный план проверок.

По кругу контролируемых вопросов инспекционные проверки разделяются на два вида: комплексные и тематические.

Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности.

Тематическая проверка — проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.

В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные.

Региональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России.

Межрегиональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются:

— наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— существенное изменение финансового состояния кредитных организаций, в том числе наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

— выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней;

— необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций;

— обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении кредитов Банка России или отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

— обращения федеральных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— обращения органов банковского надзора иностранных государств;

— случаи, определенные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

— иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов).

Результаты инспекционной проверки оформляются актом, который относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам.

Меры воздействия (меры надзорного реагирования) к кредитным организациям применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России, которые в целях применения мер воздействия именуются «надзорные органы».

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях се приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

— предупредительные;

— принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда что вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

2. Контроль внешних аудиторов за деятельностью банка

Аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия, банка, организации, учреждения и выражения мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Кредитные истории.
  • Понятие и значение страховой деятельности.
  • Страховые организации как субъекты страховой деятельности.
  • Общество взаимного страхования.
  • Страховые брокеры, страховые актуарии, объединения субъектов страхового дела (ассоциации (союзы), СРО, пулы).

Добавить комментарий