Несовершеннолетние осужденные

УДК 343.81

УГОЛОВНАЯ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

CRIMINAL AND CRIMINAL-EXECUTIVE POLICY JUVENILE

©Деревич А. Р.,

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Новосибирск, Россия, a.derevich@mail.ru

©Derevich A., Tomsk State University, Novosibirsk, Russia, a.derevich@mail.ru

Аннотация. На основании проведенного исследования направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, автор статьи делает следующие выводы. Процессы гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства затрагивают не достигших совершеннолетия преступников, корректируя порядок назначения и исполнения отбывания уголовного наказания, в том числе — лишение свободы. Несмотря на указанные тенденции в последние годы проблема преступности несовершеннолетних представляет собой социально-правовое явление. Так, анализ статистических данных показал, что преступность несовершеннолетних растет в 7 раз быстрее, чем изменяется общее число населения этой возрастной категории, а в некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом.

Причиной повторных преступлений, совершаемых бывшими несовершеннолетними осужденными является возвращение в общество части данной категории лиц, предрасположенных к распространению и пропаганде криминальных, «тюремных» традиций и обычаев среди своих сверстников, а также среди лиц более молодого возраста, что способствует поддержке и росту криминогенного потенциала общества.

Одним из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики России является пенитенциарная и постпенитенциарная ресоциализация лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в частности несовершеннолетних. Так, процесс подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению и создание условий для их полноценной интеграции в общество является важнейшей задачей не только воспитательных колоний, но и органов власти и институтов гражданского общества. Отсутствие федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, создает трудности для несовершеннолетних в процессе ресоциализации. Принятие указанного закона является важной составляющей, поэтому основным содержанием закона должно быть установление строгого контроля за поведением этих лиц, а главным образом гарантия государственной помощи им в процессе возвращения к нормальной жизни в обществе.

Ключевые слова: уголовная политика, уголовно-исполнительная политика, преступность несовершеннолетних, воспитательные колонии, ресоциализация.

Keywords: criminal policy, criminal-executive policy, juvenile delinquency, educational colonies, resocialization.

Стратегическими направлениями уголовной и уголовно-исполнительной политики России принято считать демократизацию и гуманизацию исполнения уголовных наказаний. Данные процессы затрагивают не достигших совершеннолетия преступников, корректируя порядок назначения и исполнения отбывания наказания в воспитательных колониях.

В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых бессчетных возрастных групп населения, занимающая приметное пространство в политической и культурной жизни, системе трудового потенциала государства. Процессы и явления политического, финансового, идейного и демографического характера определяют в совместной форме обстоятельства жизни в обществе, воздействуют на нрав межличностного общения людей, и как раз именно они воздействуют на такие отрицательные явления, как преступность.

В последние годы проблема преступности несовершеннолетних представляет собой довольно массовое социально-правовое явление . Важно подчеркнуть, что рост преступности несовершеннолетних отмечался не только в советский период, но и продолжается сегодня. Так, в настоящее время статистические данные подростковой преступности подтверждают, что преступность несовершеннолетних растет в 7 раз быстрее, чем изменяется общее число населения этой возрастной категории, а в некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом. Например, особо развита молодежная и подростковая преступность в Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях. В указанных регионах несовершеннолетние совершают каждое третье незаконное деяние. Проблема преступности несовершеннолетних, как и преступность лиц, старше 18 лет, относится к числу хронических, вечных социальных болезней общества и поэтому никогда не перестанут быть актуальными попытки поиска средств с целью минимизации преступности несовершеннолетних и ее общественно значимых отрицательных последствий. Одной из многочисленных возрастных групп населения нашей страны является молодежь. Несовершеннолетние преступники в силу своей психологической незрелости, отсутствия должных моральных установок легко поддаются антиобщественной идеологии. Агрессивность и неповиновение выступает как средство для повышения своего статуса в кругу друзей, а чрезмерная демонстрация уверенности в себе провоцирует подростка на совершение противоправных действий .

Основные направления уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних в современный период определяются совокупностью международно-правовых актов, регламентирующих вопросы уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, а также предупреждения преступности несовершеннолетних, на основании которых формируется уголовная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних. Основополагающей идеей всех международных документов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних является признание приоритетности профилактических мероприятий над репрессивными.

На основании проведенного исследования международных документов можно сделать вывод, что совокупность международно-правовых актов, регламентирующих вопросы уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, а также предупреждения преступности несовершеннолетних, на основании которых формируется уголовная политика Российской Федерации в отношении данной категории представлена в следующих документах: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Резолюция Комитета Министров Совета Европы «Краткосрочное не карательное воздействие па молодых преступников в возрасте до 21 года» (1966), Декларация о защите всех лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975), Резолюция Комитета Министров Совета Европы «О ювенальной преступности и социальных изменениях» (1978), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990), Основные принципы обращения с заключенными (1990), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Декларация ООН о преступности и общественной безопасности (1996), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др.

В настоящее время данные правовые акты являются международно-правовой основой реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних. Правовой анализ данных документов показал, что в настоящий момент в международно-правовом поле сформирован универсальный принцип приоритетной защиты прав и интересов ребенка, содержание которого заключается в обязанности государств при проведении внутренней социальной правовой и уголовной политики обеспечить первоочередное соблюдение прав и интересов несовершеннолетнего. Таким образом, принцип приоритетной защиты, наилучшего обеспечения прав несовершеннолетних является исходным международным требованием к формированию и реализации любой политики в отношении лиц в возрасте до 18 лет, в том числе и уголовной.

Уголовная политика в отношении несовершеннолетних выступает частью ювенальной уголовной политики, которая должна быть направлена на создание и обеспечение экономических, правовых, организационных, социальных условий функционирования эффективной системы жизнеобеспечения молодого поколения, а также повышения качества жизни детей и молодежи. По мнению Ткачева В. Н. — ювенальная уголовная политика возникает в процессе реализации направлений уголовной политики Российской Федерации и социальной политики по улучшению положения несовершеннолетних, что отражается в специфике ее объекта, субъекта, ее целей, принципов и содержания. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних по своему содержанию представляет собой высшее проявление уголовной политики государства, основными целями и принципами которой является гуманистический характер ее реализации.

Важной составляющей реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних являются нормативные акты судебной власти: Постановления Пленума Верховного Суда №2 от 11 января 2007 г. «О практике назначения

судами Российской Федерации уголовного наказания», а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» .

В настоящее время ряд изменений в уголовно-исполнительной политике и уголовно-исполнительном законодательстве направлен на введение дополнительных гарантий соблюдения прав человека в местах лишения свободы и повышение эффективности деятельности правозащитных организаций. При всех недостатках закрепления таких гарантий нормами уголовно-исполнительного законодательства действие общей тенденции приоритетного внимания к соблюдению прав человека получило в 2015 г. свое подтверждение.

Несмотря на сложную криминальную ситуацию в России, в уголовной и уголовно-исполнительной политике в 2015 г. продолжилось действие тенденции гуманизации исполнения лишения свободы. Об этом свидетельствуют изменения и дополнения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., внесенные Распоряжением Правительства Российской Федерации №1877-р от 23 сентября 2015 г. .

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы наряду с другими сложными категориями уделяется значительное внимание работе с несовершеннолетними осужденными. Воспитательные колонии являются той «пограничной территорией», которая предопределяет дальнейший выбор жизненного пути подростка: просоциального, асоциального или антисоциального . Так, самой многочисленной возрастной группой осужденных ВК являются 16-17-летние осужденные — их количество от общей массы составляет приблизительно 75% и 18-19-летние — около 20%. Указанные данные говорят о том, что содержащиеся в ВК несовершеннолетние осужденные уже перешагнули определенную ступень социализации в обществе, и это важно при планировании социально-педагогического воздействия на них. Статистические данные показывают, что до осуждения многие из несовершеннолетних учились в общеобразовательных школах и других учебных заведениях — около 75%, лишь 4% из них до направления в ВК работали, а более 21% не работали и не учились. Поступающие в ВК несовершеннолетние осужденные характеризуются пониженным уровнем физического и психического здоровья .

Причиной повторных преступлений, совершаемых бывшими несовершеннолетними осужденными является то, что возвращаясь в общество часть данной категории лиц предрасположены к распространению и пропаганде криминальных, «тюремных» традиций и обычаев среди своих сверстников, а также среди лиц более молодого возраста, что способствует поддержке и росту криминогенного потенциала общества . По статистике примерно 1/3 всех криминальных правонарушений имеют рецидивный характер. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние и осужденные, вступившие в полосу зрелости уже в воспитательной колонии. Именно подростковый рецидив самый значительный — согласно официальной статистике, например, Уполномоченного по правам человека в Московской области, рецидив несовершеннолетних составляет не менее 70 процентов.

Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания является одной из наиболее четко регламентированных отечественным законодательством. Так, права в полном объеме гарантируются Конституцией и действующим уголовно-исполнительным законодательством РФ, а также такими международными актами, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) .

Проблема реализации прав несовершеннолетних осужденных вызывает много вопросов, так как любой вид наказания предполагает ограничение прав и свобод, но, несмотря на это осужденные остаются гражданами государства и обладают правами и обязанностями. Гарантия прав позволяют обеспечить законность и эффективность выполнения органами воспитательной колонии должностных функций . Правоограничения охватывают сферу имеющихся у них гражданских прав и свобод, которая определена изоляцией от общества. В первую очередь это касается условий отбывания наказания рассматриваемой категории лиц: свиданий, телефонных разговоров, получения и отправки посылок и др. Правоограничения не являются всеобъемлющими, ведь они не касаются абсолютно всех субъективных прав заключенных (к примеру, имущественных), но, при этом, в полной мере определяют специфику их реализации (к примеру, права на информацию).

Одним из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики России является пенитенциарная и постпенитенциарная ресоциализация лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в частности несовершеннолетних. Так, в современный период масштабного реформирования российской уголовно-исполнительной системы, ее модернизации и дальнейшего совершенствования законодательства в этой отрасли права процесс подготовки осужденных к освобождению и создание условий для их полноценной интеграции в общество является важнейшей задачей пенитенциарных учреждений, органов власти и институтов гражданского общества .

Успешная реализация подготовки к освобождению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, для возврата к нормальной законопослушной жизни в обществе и оказание им содействия зависит не только от положений уголовно-исполнительного законодательства, но и от предпринимаемых усилий администрацией воспитательной колонии. Так, например, эффективная воспитательная работа способна повысить индивидуальное правосознание несовершеннолетнего до понимания наиболее значимых юридических принципов и требований, отвечающих интересам каждого человека, общества и государства. Это влечет за собой формирование должной правовой культуры, которая находит свое выражение в правопослушном поведении, в правовой активности личности, в сознательном соблюдении норм права, в понимании юридической (в том числе и уголовной) ответственности, в непримиримости к правонарушениям и преступлениям и борьбе с ними .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом отрицательных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, неумение принимать позитивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно в первые месяцы свободной жизни.

Основным содержанием федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы должно быть не просто установление строгого контроля за поведением этих лиц, а главным образом гарантия государственной помощи им в процессе возвращения к нормальной жизни в обществе. Данный закон должен быть наполнен профилактическим содержанием .

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что сегодня мы являемся свидетелями крайне опасного состояния уголовно-правовых общественных отношений, субъектами которых выступают несовершеннолетние, анализ статистических данных убедительно свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста преступлений, совершаемых лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста. Кроме того, преступное поведение несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы, зависит от многих факторов, которые по своей сути значительно отличаются от определений

противоправного поведения подростков в обычных условиях повседневной жизни. Для повышения результативности исправительного воздействия на личность несовершеннолетнего необходимо уделять особое внимание воспитательной работе, получению образования и др.

Успешная реализация направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних может быть достигнута при включении профилактических мероприятий, сосредоточенных на снижении преступности несовершеннолетних, подготовки к освобождению осужденных и полноценного процесса их ресоциализации после отбытия наказания.

Список литературы:

4. Селиверстов В. И. Изменения в уголовно-исполнительной политике и уголовно-исполнительном законодательстве в сфере исполнения лишения свободы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. №2 (20). С. 69-81.

5. Фадеева К. Ф. К вопросу об изучении психологических особенностей несовершеннолетних осужденных женского пола // Юридическая психология. 2015. №2. С. 20-23.

7. Анохин Ю. В. Некоторые аспекты проблемы формирования государственно-правового обеспечения прав и свобод личности в России // История государства и права. 2005. №2. С. 2-3.

8. Минстер М. В. Деятельность исправительной колонии в реализации некоторых прав осужденных к лишению свободы // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. Иркутск, 26-27 мая 2016 г. С. 100-106.

9. Игнатова Е. В. Особенности правового статуса несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Юридические науки. 2016. Т. 2. №47. С. 243-247.

11. Долгинина Д. О. Имущественная преступность несовершеннолетних как одна из основных проблем современной России // Приволжский научный вестник. 2015. №7 (47). С. 131-134.

12. Наумов А. В. Уголовная политика в области назначения и исполнения наказания: противоречие между законодательным идеалом и практикой // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. 2009. №5. С. 3-9.

1. Akhmadov, D. A. (2017). The main characteristics of property crime juveniles. Young scientist, (2). 300-302

6. Kalinina, T. V., Korableva, K. A. (2015). On the problem of resocialization of juvenile convicts. Young Scientist, (23. 2). 55-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.02.2018 г. 18.02.2018 г.

Ссылка для цитирования:

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В основном это несовершеннолетние правонарушители юношеского и подросткового возраста (16-17 лет) и 14-15-летние подростки, осужденные за тяжкие преступления. При этом результаты современных исследований несовершеннолетних осужденных показывают, что подавляющее большинство впервые совершенных преступлений носят насильственный характер, часто под влиянием алкоголя. Корыстный же мотив их совершения имеет второстепенное значение. Основными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними в исправительных учреждениях, являются причинение тяжкого вреда здоровью и дезорганизация деятельности исправительного учреждения. В целом криминогенный потенциал несовершеннолетних осужденных является стабильным.

По данным современных исследований, несовершеннолетние осужденные не считают содеянное тяжким преступлением и не испытывают чувства вины и сочувствия к потерпевшему, но при этом проявляют озабоченность собственной судьбой.

В подростковом возрасте формируются социальные установки, отношение к различным моральным и правовым запретам, осуществляется поиск пределов допустимого в поведении. В то же время подростковый возраст характеризуется дисгармонией социально-нравственного и физического созревания, повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью. Указанные особенности могут обусловливать нарушения дисциплины, общественного порядка, норм уголовного закона.

У многих несовершеннолетних осужденных исследователи отмечают отставание формирования чувства долга, ответственности, правовой инфантилизм. Познавательные интересы у несовершеннолетних правонарушителей либо не сформированы, либо утрачены, либо приобрели криминальную направленность. Характерной тенденцией является значительное снижение уровня образования несовершеннолетних осужденных.

Многие несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, ограничивать свои потребности. Исследователи объясняют это влиянием неадекватного стиля воспитания, обусловливающего формирование неадекватной самооценки и завышенного уровня притязаний у несовершеннолетнего. Не имея возможности удовлетворить свои завышенные запросы честным путем, некоторые встают на путь преступлений. Гипертрофия потребностей проявляется и в условиях социальной изоляции, побуждая воспитанников к совершению нарушений требований режима.

Согласно результатам исследований В.Ф. Пирожкова, общение в преступной среде способствует противоречивости взглядов, суждений, оценок, неверному толкованию несовершеннолетним нравственных понятий. Категории «честность», «принципиальность», «честь», «гордость», «товарищество» имеют для несовершеннолетних осужденных узкогрупповое значение. У них часто выражен скептицизм, цинизм, нигилизм, неуважение к трудовой деятельности.

Многих несовершеннолетних осужденных отличает неадекватная самооценка, демонстративность, некритичность, вследствие чего они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других.

Для несовершеннолетних осужденных характерным является сокращение социально полезных связей. В связи с ограничением социально положительных связей происходят существенные сдвиги в эмоциональной сфере несовершеннолетних осужденных.

Среди осужденных подросткового и юношеского возраста В.Ф. Пирожков выделяет инфантильных воспитанников. Они беспечны, беззаботно относятся к режиму, учебной деятельности и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, нарушение сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, недоразвитие чувства ответственности. Они подвижны, непоседливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. Таких несовершеннолетних осужденных отличает нравственный и правовой инфантилизм: безразличное отношение к нормам морали и права, нетребовательность к себе и другим, активное безнравственное и противоправное поведение. Они не раскаиваются в совершенном преступлении и не испытывают чувства вины, считают наказание несправедливым. По данным Г.И. Шнайдер, некоторые осужденные подросткового и юношеского возраста склонны к аутоагрессии, симуляции и аггравации, употреблению алкоголя и наркотиков.

Совершению несовершеннолетними преступлений как правило предшествуют нарушения поведения — уклонение от различных видов деятельности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, проявление агрессии, аутоагрессии и др. Нарушения поведения, по данным А.Е. Личко, могут быть обусловлены акцентуациями характера. Так, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя предрасполагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная в стрессовых ситуациях — к аффективным реакциям демонстративного типа, сензитивная — к развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально-лабильная — к психогенным депрессивным состояниям. Условия социальной изоляции являются сильнейшим фрустрирующим фактором для несовершеннолетних правонарушителей, способствующим развитию агрессивности.

Отношение несовершеннолетних осужденных к своим недостаткам зависит от норм и ценностей группы, к которым они принадлежат. Исходя из степени самокритичности, отношения к своим недостаткам, понимания необходимости работать над собой И.И. Купцов выделяет следующие группы несовершеннолетних осужденных:

  • — знающие свои недостатки, стремящиеся их устранить, знающие пути их преодоления и умеющие их преодолеть;
  • — осознающие свои недостатки, стремящиеся их преодолеть, но не знающие, как это сделать;
  • — знающие свои недостатки, но не стремящиеся их преодолеть;
  • — ошибочно считающие свои недостатки достоинствами, поэтому не видящие необходимости их преодолевать;
  • — безразлично относящиеся к своим недостаткам;
  • — знающие свои достоинства, но не способные полностью их реализовать.

В среде несовершеннолетних правонарушителей ценятся смелость, решительность и настойчивость при совершении преступления, физическое насилие, агрессивность по отношению к чужим, честность по отношению к друзьям. Характерны агрессивность, бравада, неповиновение, враждебность, высокая чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости.

Несовершеннолетние осужденные группируются, активно ищут возможность общения, которое отвечало бы их интересам, установкам и ценностным ориентациям, обеспечивало им личную безопасность и защиту в группе. При этом общение несовершеннолетних осужденных подросткового и юношеского возраста в условиях социальной изоляции происходит ради общения. Как правило, общение малоинформативно, резко возрастает значимость криминального общения. Таким образом, узкогрупповой характер еще больше нарушает нормальное соотношение сфер общения, ограничивая его неформальным. По данным И.П. Башкатова, В.Ф. Пирожкова содержание общения, установки и ценности несовершеннолетних определяются группой, к которой они принадлежат. Несовершеннолетние осужденные сравнительно легко и быстро усваивают внутригрупповые асоциальные нормы. При этом поведение их часто носит демонстративный характер.

Согласно результатам современных исследований, у несовершеннолетних осужденных отсутствуют социальные позитивные установки, не сформированы социальные ориентиры, мотивация к правопослушному поведению.

Та или иная активность несовершеннолетних осужденных, указывает А.И. Ушатиков, связана с чувственным влечением к какому-либо делу (объекту). Как только оно теряет привлекательность, наступает спад активности, и дело доводится до конца только при контроле (неоднократном напоминании, требовании, наказании или поощрении).

Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая подверженность воздействию усугубляются разнородными по направленности влияниями среды осужденных, сотрудников исправительного учреждения, родителей (родственников), друзей.

У несовершеннолетних осужденных неоднозначное отношение к родным и близким: это могут быть обида, злость, враждебность, агрессивность, обвинение их в случившемся, раскаяние.

Несовершеннолетие осужденные по-разному относятся к ситуации отбывания наказания, что обусловлено как их криминальным опытом, так и личностными качествами. Отношение к преступлению и наказанию обусловлено криминальным опытом, личностными качествами, системой ценностных ориентации.

По данным А.С. Новоселовой, нередко у несовершеннолетних осужденных проявляется установка жить одним днем. Они рассчитывают на то, что в дальнейшем все само собой образуется. Этим обстоятельством, а также неустойчивостью мировоззрения подростка и юноши, слабостью воли и противоречивостью характера во многом обусловливается отсутствие у них намерения позитивного изменения своей личности.

государственной политики в оценках местного населения. — Полития. №4(67). С.169-185.

SPECIFIC FEATURES OF THE LEGITIMATION OF POWER IN THE NORTH CAUCASIAN REPUBLICS

Keywords: North Caucasus, legitimation of power, practices of legitimation, political culture

НЕСТЕРОВ Артем Юрьевич — к.соц.н., старший преподаватель кафедры управления персоналом Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского» (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; ne7terov@rambler.ru)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы пенитенциарных учреждений системы УФСИН России Министерства юстиции РФ. Автор анализирует нормативно-правовую базу исполнения наказаний в РФ, приводит проблемные примеры обращений (жалоб) родителей детей-осужденных. В заключение автор делает выводы рекомендательного характера.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, конституционные права и свободы осужденных, места лишения свободы, детский омбудсмен, меры наказания и поощрения в соответствии с УИК РФ

Необходимость исследования особенностей воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях УФСИН России Минюста РФ определяется тем, что за последние годы подростковая преступность у нас в стране существенно возросла. Представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осужденных на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности. Необходимо продолжать исследовать и систематизировать данные о психолого-личностных особенностях несовершеннолетних осужденных и сущности психолого-воспитательного воздействия на них.

Особое место в структуре преступности занимает молодежная преступность, в частности преступность несовершеннолетних (в возрасте 9-18 лет). В уголовном судопроизводстве несовершеннолетних условно можно подразделить на 3 категории: не достигшие низшего порога уголовной ответственности, т.е. лица

до 14 лет; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет; несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет.

По первой категории несовершеннолетних субъектов уголовного и административного судопроизводства применяется особая практика ювенальных технологий по наказанию малолетних преступников. По нашему мнению, малолетние преступники — это лица от 9 до 14 лет, совершившие уголовное тяжкое или особо тяжкое преступление. Малолетние преступники представляют чрезвычайно опасный для общества элемент: более 2/з всех взрослых преступников начинают свою преступную деятельность с раннего детства. Государство может относиться к малолетним преступникам различным образом: 1) признавать их невменяемыми и, освобождая от наказания, отпускать на свободу (при этом ставить на учет в детской комнате полиции); 2) признавать некоторых из них совершающими уголовные преступления сознательно и подвергать наказанию — помещать в спецшколы (альтернатива воспитательной колонии). В связи с этим заслуживает внимания позиция Ю.Р. Орловой, полагающей, что «термин «несовершеннолетний»… до настоящего времени не имеет универсального законодательного определения» .

В преступности несовершеннолетних особо велика доля латентных преступлений. Кроме общих причин латентности, к этому приводит и широко распространенная практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

Структура преступности несовершеннолетних осужденных традиционно характеризуется совершением главным образом имущественных преступлений (50%), преступлений сексуального характера (25%), преступлений против личности (20%), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (5%). К основным особенностям преступности несовершеннолетних относятся сравнительная узость ее диапазона, преобладание ситуативных преступлений, своеобразие мотивации преступной деятельности (стремление к самоутверждению, юношеский конформизм и т.п.). Заметно преобладание групповой преступности (почти % общего числа совершенных преступлений), которая связана с наиболее опасными преступлениями — разбойными нападениями, изнасилованиями и убийствами.

Групповому совершению преступлений предшествует формирование совместно бездельничающими подростками приятельских, неформальных или этнических групп. Далее группа постепенно вырастает из уже сложившихся групп, где подростки «среди своих» ищут понимания и способы самоутверждения. Чем больше по времени существует группа, тем более сильной, сплоченной и организованной она становится. В современной криминологической науке в последние годы большое внимание стало уделяться личностным особенностям подростков-правонарушителей, при этом констатируется ведущая роль социальных факторов в формировании преступного поведения несовершеннолетних. По нашему мнению, личность несовершеннолетнего преступника — это совокупность социально-демографических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление. Личность несовершеннолетнего преступника еще не сформирована и находится в процессе своего развития. В подростковом (юном) возрасте (от 9 до 15 лет) происходит подлинное становление личности, у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства — понятия долга, ответственности, стыда. Проявление у подростков-юношей 9-15 лет свойств, характерных для более ранних возрастных периодов, свидетельствует о задержке психического развития. Сформированность морального потенциала и правового сознания подростка является критерием успеш-

ности его социализации в обществе (или ресоциализации в местах лишения свободы), достаточной развитости внутреннего и внешнего контроля, что создает личностные предпосылки понимания ответственности за свое поведение, в т.ч. и противоправное.

Большинство несовершеннолетних осужденных жалуются на неправомерность (несправедливость) приговора. В данной публикации мы остановимся на тех письмах, в которых речь идет о проблемах воспитательных колоний ФСИН России. Проблемы эти чрезвычайно важны, так как именно от атмосферы, в которой несовершеннолетний осужденный проведет срок своего наказания в виде лишения свободы, в значительной мере зависит, каким он выйдет на свободу и каким станет его постпенитенциарный адаптационный период. К сожалению, мнение респондентов — несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, подтверждает, что «неволя», тем более длительная, не оказывает благотворное влияние на индивида. Зачастую она портит личность, делает подростка, отбывающего наказание в местах лишения свободы, более жестким, наглым, уверенным в правильности своих противоправных поступков1. По нашему мнению, система исполнения наказаний должна быть устроена так, чтобы не искалечить психику несовершеннолетнего осужденного, не нанести вред здоровью, а самое главное — сохранить человеческое достоинство. Только в таком случае его постпенитенциарная адаптация после освобождения пройдет менее болезненно: он почувствует себя не изгоем социума, а полноценным индивидом современного российского общества. Специфика Российской Федерации заключается в необходимости осуществления не одноотраслевой, а системной модернизации. В настоящее время особенно необходима модернизация социальной сферы, в т.ч. и российской пенитенциарной системы, которая остается самым слабым звеном в процессе устойчивого развития государственного управления в этой отрасли социологии права (ювенальная юстиция).

Рассмотрим, как устроена система исполнения наказаний в России в отношении несовершеннолетних осужденных (ВК ФСИН России) и какие дополнительные проблемы возникли в связи с современным кризисом. Доля несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК УФСИН России Минюста РФ (всего 1 776 чел.), по видам преступлений: за кражу — 17%, грабеж — 16%, разбой — 13,1%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 12,1%, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131 уК РФ) — 10,4%, за убийство — 8,7%, прочие преступления — 22,7%. Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы 1 729 осужденных (47 несовершеннолетних осужденных являются рецидивистами). Ранее имели условную судимость, обязательные или исправительные работы 49% несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы .

В статье 73 Уоловно-исполнительного кодекса РФ2 совершенно резонно устанавливается правило направлять осужденных отбывать наказание в воспитательной колонии УФСИН России соответствующего режима, расположенной в том регионе, где несовершеннолетний осужденный жил и совершил преступление3.

По нашему мнению, замысел законодателя такой установки заключается прежде всего в том, что за время разлуки с родными несовершеннолетний осужденный не должен утратить связь с семьей, у него должна быть возможность

1 По данным исследований: июль-август 2015 г., возраст респондентов 14-18 лет, сплошной опрос методом анкетирования; Омская воспитательная колония УФСИН России по Омской области N = 76 осужденных; Томская воспитательная колония УФСИН России по Томской области N = 68 осужденных; Мариинская воспитательная колония УФСИН России по Кемеровской области N = 81 осужденных.

2 См.: Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

3 Там же. Ч. 1, 2, 3, 4. Ст. 73.

реализовать свое право на свидания с родственниками. Однако в 10,8% обращений, поступающих в региональные приемные детского омбудсмена (по правам и свободам несовершеннолетних осужденных), говорится, что подростки-осужденные, находящихся в ВК УФСИН России на усиленных режимах, были отправлены отбывать наказание в виде лишения свободы более чем за 500, а то и 1 000 км от своего места жительства. Из них подавляющее большинство (90,7%) просят помочь им с переводом в тот субъект федерации, в котором они родились и где постоянно проживает их семья.

Если проанализировать данную проблему с научной и практической точки зрения, то оказывается, что, например, в одно и то же время несовершеннолетнего осужденного из Липецкой области «этапировали» в Челябинскую область, а осужденный из Пензенской области отправляется в Томскую. Аналогичные жалобы содержатся в обращениях родителей несовершеннолетних осужденных к детскому омбудсмену и по другим субъектам федерации.

Всю пагубность такой практики можно наглядно увидеть на конкретных примерах, за которыми стоят трагедии жизни подростков и их родственников. Так, несовершеннолетний осужденный М. Дмитриев (15,7 лет), совершил преступление в Московской области, где он и его родители проживали. За время нахождения в СИЗО УФСИН России по Московской области у него резко обострился туберкулез. Пришлось удалить левое легкое, оставшееся правое также поражено очагами, которые не поддаются рубцеванию. По приговору суда, получив наказание в виде 5 лет лишения свободы, М. Дмитриев был направлен отбывать наказание в республику Татарстан, в учреждение для больных туберкулезом. В настоящее время его состояние не внушает оптимизма: он крайне истощен, при росте 180 см он весит 58 кг, а родители не имеют возможности посылать передачу на такое расстояние.

Как правило, пускается в ход ссылка на ст. 81 УИК РФ1, в которой сказано, что осужденный должен отбывать весь срок наказания в одном учреждении. Сначала ребенка-осужденного в нарушение ст. 73 УИК РФ отправляют за тысячу километров от дома, а потом строго соблюдают ст. 81 УИК РФ не могут восстановить право осужденного на отбывание наказания в своем регионе. В ответе по поводу перевода М. Дмитриева (15,7 лет) было сказано, что действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ не препятствует содержанию М. Дмитриева (15,7 лет) в Республике Татарстан и что в близлежащих регионах нет учреждений для содержания и лечения несовершеннолетних осужденных туберкулезных больных.

Последствия такого подхода к выбору места отбывания наказания очевидны: 1) несовершеннолетние осужденные и их близкие теряют возможность поддерживать друг с другом тесные связи, встречаться во время свиданий; 2) многие несовершеннолетние осужденные лишаются возможности регулярно получать посылки; 3) в одном и том же в воспитательном учреждении УФСИН России Минюста РФ несовершеннолетние осужденные оказываются в неравном положении. Одни могут реализовать свое право на свидание и передачи, а другие такой возможности лишены (в т.ч. и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: примерно 12% воспитанников и выпускников сиротских учреждений совершают правонарушения и впоследствии оказываются в детских воспитательных колониях и тюрьмах) ; 4) ФСИН РФ тратит бюджетные средства на перевозки осужденных, в т.ч. и несовершеннолетних осужденных, по всей России. Поэтому, как нам кажется, в ст. 3 УИК РФ необходимо четко перечислить конкретные обстоятельства, при которых допускается направление

1 См. гл. 11, ст. 81 » Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении» УИК РФ.

несовершеннолетнего осужденного для отбывания наказания в субъект федерации, значительно удаленный от места жительства, причем желание или согласие осужденного должно быть обязательным условием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К актуальным вопросам можно отнести также конфликты между несовершеннолетними осужденными и администрацией воспитательных колоний УФСИН России. Большинство несовершеннолетних осужденных, описывающих свою жизнь в воспитательной колонии, жалуются на условия содержания, писем с положительными отзывами — единицы. Жалобы можно сгруппировать по следующим однородным признакам: 1) материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение в ВК УФСИН (92,4% обращений); 2) безработица и производственные проблемы (48,5% обращений); 3) жестокое обращение со стороны сверстников-осужденных (98,4% обращений); 4) необоснованные взыскания и водворение в ДИЗО; 5) бездействие со стороны администрации ВК УФСИН России (начальники отрядов и воспитатели отделений знают о «беспределе», «моральном опущении достоинства и личности индивида» по отношению к несовершеннолетними осужденными со стороны их сверстников-осужденных) (88,9% жалоб в региональные представительства детского омбудсмена).

Воспитательные колонии УФСИН России Минюста РФ существенно отличаются от исправительных колоний по режиму и условиям содержания. Заключенным во всех видах воспитательных колоний (кроме отбывающих наказание в строгих условиях) уголовно-исполнительным законодательствам предоставляется больший объем прав, чем заключенным, отбывающим наказание в исправительных колониях.

Таблица 1

Установленный список посылок, передач в год, которые может получать несовершеннолетний осужденный1

СИЗО УФСИН России

Общий режим 2 посылки (передачи) и 2 бандероли 2 краткосрочных и 2 длительных свидания

Строгий режим 1 посылка (передача) и 1 бандероль 2 краткосрочных свидания

Воспитательные колонии усиленных видов режима УФСИН России

Обычные условия содержания 8 посылок (передач) и 8 бандеролей 6 краткосрочных и 2 длительных свидания

Облегченные условия содержания 12 посылок (передач) и 12 бандеролей 12 краткосрочных и 4 длительных свидания

Льготные условия содержания без ограничений краткосрочных — без ограничений и 6 длительных свиданий

Строгие условия содержания 4 посылки (передачи) и 4 бандероли 4 краткосрочных свидания

В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2001 г. № 136 «Об объявлении норм питания осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» установлены нормы питания для различных учреждений, в т.ч. и для заключенных ВК Минюста России.

1 Приказ Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 г. N 311 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы». — Российская газета. Федеральный выпуск № 4199. 18 октября 2006 г.

Вместо положенной посылки (передачи) несовершеннолетние осужденные могут приобрести в магазине ВК УФСИН России продукты и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах. Вес приобретенного не должен превышать веса, установленного для посылок (передач)2.

Особо в отношении воспитательных колоний УФСИН России определен и порядок получения заключенными образования. Приказом Министерства юстиции от 30 июня 2000 г. № 185 установлен несколько иной порядок получения осужденными образования, чем в исправительных колониях и тюрьмах. Так, в соответствии с приказом № 185 в классах не могут одновременно обучаться более 25 чел., а в специальных (коррекционных) классах — более 16 чел. Установлены и продолжительность учебного года (36 недель), и обязательные каникулы (не менее 20 дней в течение года и летние каникулы, — как минимум, 10 недель). Устанавливается категорический запрет «отвлекать воспитанников от уроков»3.

Таким образом, учитывая особую актуальность проблемы, следует еще раз заострить внимание на недопустимости выбора места отбывания наказания, удаленного от места жительства осужденного и его семьи. Необходимо принять меры к тому, чтобы все несовершеннолетние осужденные могли отбывать наказание в регионах, расположенных недалеко от места жительства семьи, в т.ч. и осужденные, оставшиеся без попечения родителей (дети-сироты, бывшие воспитанники школ-интернатов VIII вида).

Многие несовершеннолетние осужденные жалуются на то, что в продуктовом магазине при ВК УФСИН России существуют ограничения при покупке продуктов (во многих письмах речь идет о кондитерских изделиях, предметах личной гигиены и даже конвертах и открытках). Необходимо увеличить суммы, которые установлены для приобретения продуктов питания в магазинах ВК независимо от вида режима пенитенциарного учреждения, и не вводить ограничения на покупку товаров разрешенного в колониях ассортимента. Это поможет разрешить проблему удовлетворения материально-бытовых и медико-санитарных нужд. Следует обратить внимание на обеспечение возможности получения несовершеннолетними осужденными пенсии по инвалидности. Ведь эта, пусть небольшая, дотация может хоть в какой-то мере восполнить проблемы в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении детей-осужденных.

В проблемах материального обеспечения (судя по письмам, обращениям в региональные приемные детского омбудсмена) явно прослеживается отрицательная динамика. Но далеко не во всех воспитательных колониях УФСИН России Минюста РФ исчерпаны все возможности для ослабления остроты ситуации за счет внутренних ресурсов. Что касается законодательных мер, то и в этой области еще многое необходимо реформировать, на что мы обращаем внимание

1 Приказ Минюста РФ № 311 от 06.10.2006 «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы». VI. Прием осужденными пищи; Приказ Министерства юстиции РФ от 04.05.2001 № 136 «Об объявлении норм питания осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ».

2 Там же.

3 См.: Приказ Минюста РФ от 30.06.2000 № 185 (ред. от 05.09.2002) «Об утверждении Положения о порядке организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (зарег. в Минюсте РФ 31.10.2000 № 2434).

читателя. И наконец, одна из самых актуальных мер — сокращение численности несовершеннолетних осужденных, приговоренных к реальным и длительным срокам лишения свободы.

Список литературы:

Орлова Ю.Р. 2006. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. М.: Московский университет МВД России; Щит-М. 180 с.

ISSUES OF RIGHTS AND FREEDOMS OF JUVENILE OFFENDERS SERVING SENTENCES BY DEPRIVATION OF LIBERTY: SOCIOLOGICAL ASPECT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий