Нормативно правовые акты органов исполнительной власти примеры

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты

Конституционная характеристика законов как актов высшей юридической силы не исключает необходимости регулирования определенных общественных отношений с помощью иных нормативных правовых актов. Такие акты в определенной степени развивают и дополняют законодательное регулирование. Акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, являются источниками конституционного права.

Безусловно, такое регулирование не должно быть безграничным, не должно вмешиваться во все без исключения сферы общественных отношений, подменять собой законы. И законы, и подзаконные акты — это разновидности социальных регуляторов. Каждый из них занимает собственную нишу в правовой системе, выполняет свойственные ему специфические функции.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти как источники конституционного права появились в России после закрепления в ее правовой системе принципа разделения властей1В советский период подобные акты (в соответствии с принципами единства власти и всевластия Советов) именовались подзаконными нормативными правовыми актами. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Только некоторые из актов органов исполнительной власти, принятые на основе и во исполнение законов, являются подзаконными.. В соответствии с ним (ст. 10 Конституции РФ) «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Иными словами, каждая из ветвей государственной власти получила свою сферу деятельности и компетенцию для осуществления соответствующих функций.

Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти являются общеобязательные предписания нормативного характера, издаваемые главой государства, правительством, центральной и местной администрациями. Значение и иерархия этих актов определяются, как правило, по юридической силе, которая зависит от того, какое место издавший их орган или должностное лицо занимает в системе государственных институтов (акты главы государства, как правило, имеют преимущество перед актами правительства). В отличие от законов, не все нормативные акты органов исполнительной власти носят нормативный характер. Например, указы Президента РФ о награждении, о назначении на должность не являются источниками права.

Указы и распоряжения Президента РФ

В последние годы заметную роль в регулировании конституционно- правовых отношений играют указы и распоряжения Президента РФ. Это связано прежде всего с конституционным статусом Президента как главы государства, избираемого непосредственно народом и ответственного перед ним. Конституция наделяет Президента широкими самостоятельными полномочиями, закрепляет за ним право определять основные направления внутренней и внешней политики страны, функции представительства внутри страны и в международных отношениях.

Акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории страны для всех органов, должностных лиц и граждан. Они не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ)2Ряд исследователей считают, что Указ Президента РФ обладает более высокой силой, чем другой подзаконный акт. Требование непротиворечия по ст. 90 Конституции РФ не является признаком подзаконности, а выступает общим требованием в юриспруденции. (См.: Лучин В.О., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России / Под ред. В О. Лучина. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2008)..

Акты Президента РФ не должны регулировать общественные отношения, которые выходят за рамки предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов.

Отношения, выходящие за указанные рамки, регулируются законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Согласно ст. 125 Конституции РФ вопросы соответствия указов и распоряжений Президента РФ Конституции РФ разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ предусмотрено также, что указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

Указы Президента РФ могут быть нормативными (ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными. Первые издаются на основании определенных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер.

До принятия Конституции РФ 1993 г. (после издания в сентябре 1993 г. Указа № 1400) указы Президента часто устанавливали нормы законодательного уровня. Они как бы замещали недостающие нормы в случаях, когда налицо был пробел в законе. Особую роль указы Президента РФ играли на первом этапе конституционной реформы, когда в целях разрешения кризиса власти была прервана работа Съезда народных депутатов СССР и Советов всех ступеней. До начала работы нового парламента, т.е. в течение около четырех месяцев, предписывалось руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства. Такое регулирование носило временный характер и осуществлялось фактически до официального опубликования Конституции РФ 25 декабря 1993 г.

Однако и в первое время после вступления в силу Конституции 1993 г., когда Государственная Дума еще не успела рассмотреть необходимые законы, Президент РФ издавал нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы.

В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и утвержденное этим указом соответствующее Положение. Этим актом институт полномочных представителей Президента РФ в районах России, существовавший с 1997 г., преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, чьей задачей является обеспечение реализации конституционных полномочий главы государства в пределах созданных семи федеральных округов. Закрепление порядка назначения на должность и освобождения полномочного представителя Президента РФ, определение его основных задач, функций и прав в соответствующем указе Президента позволяют говорить об этом акте как об источнике конституционного права.

Распоряжения Президента РФ сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются (например, распоряжение Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 96-рп «Об утверждении Инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»).

Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ

Другую группу нормативных правовых актов органов исполнительной власти, являющихся источниками конституционного нрава, составляют постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются на основании положений ст. 10 и 115 Конституции РФ и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия Конституции федеральным законам и указам Президента РФ постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Как правило, постановления Правительства РФ издаются тогда, когда в Конституции РФ, законе или указе Президента РФ есть прямое указание на такие акты либо когда Правительству даются конкретные поручения. Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного нрава. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права.

Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления Правительства РФ обязательны для министерств и других ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации но вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72). Правительственные постановления играют двоякую роль. С одной стороны, с их принятия начинается действие законов, которые, как правило, содержат прямое предписание или предусматривают принятие соответствующих подзаконных актов разного уровня. Принимая подзаконный акт, исполнительные органы государственной власти обеспечивают приближение закона к реальной жизни, его эффективную реализацию. С другой стороны, выступая в роли правообразующего фактора, они порождают к жизни многие другие акты органов исполнительной власти.

Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Регламенты палат Федерального Собрания

Федеративный характер устройства России обусловливает существование в качестве источников конституционного права решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа. Конституция РФ предусматривает (ч. 4 ст. 101) право каждой из палат Федерального Собрания РФ принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.). Нормативный характер постановлений вытекает из смысла п. «а» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ.

Конституция не может регулировать весь объем правоотношений, связанных с организацией и деятельностью российского парламента, его взаимоотношений с другими органами государственной власти. Для этого существуют иные нормативные акты — регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.

По своей природе регламенты палат — вполне самостоятельный вид нормативных правовых актов. Это нормативные акты с узкой сферой действия. Они принимаются не для развития и конкретизации конституционных норм, а для определения порядка, внутренней структуры и организации деятельности палат федерального парламента и его основных структурных подразделений. Нормы регламентов палат Федерального Собрания носят процессуальный характер, они касаются регулирования широкого спектра деятельности палат — от порядка формирования их внутренних органов до порядка осуществления законотворческих процедур, т.е. действие регламентов ограничено рамками внутренней деятельности палат Федерального Собрания РФ3Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 39-41..

Регламенты принимаются в облаченном порядке. Они проходят одно чтение (в отличие от законов, которые рассматриваются в трех чтениях). Акты не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента РФ. Оформляются эти акты соответствующими постановлениями палат Федерального Собрания. Облегченный порядок принятия актов делает их открытыми для изменений, которые могут потребоваться в целях совершенствования организации и деятельности парламента.

Порядок принятия постановлений палатами Федерального Собрания определен в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Такой скорый порядок установлен, например, в отношении федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 108).

В соответствии со ст. 103 Конституции РФ постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Так, для утверждения федерального конституционного закона постановление Государственной Думы принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Регламенты палат Федерального Собрания РФ содержат нормы конституционного права, поэтому они рассматриваются в качестве источника отрасли.

Акты органов местного самоуправления

Повышение роли местного самоуправления в общественно-политической жизни России подразумевает признание актов органов местного самоуправления неотъемлемой частью системы нормативных правовых актов.

Конституция РФ отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий издавать собственные нормативные правовые акты. Актами органов местного самоуправления признаются акты представительных, исполнительных и иных предусмотренных законодательством органов местного самоуправления, прежде всего уставы муниципальных образований, решения, принимаемые на местных референдумах, собраниях (конференциях), сходах граждан. Если названные акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), они признаются его источниками.

Иерархия актов органов местного самоуправления и их юридическая сила зависят от субъекта, принявшего соответствующий акт. Так, решение, принятое на местном референдуме, является окончательным, оно не требует утверждения каким-либо органом государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для реализации решения референдума требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Правовым актом, регламентирующим конкретные вопросы организации местного самоуправления в муниципальном образовании, является устав муниципального образования, разрабатываемый муниципальным образованием самостоятельно и принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (ст. 8). Устав имеет характер конституирующего акта для местного самоуправления определенной территории. Он конкретизирует нормы федерального и регионального законодательства применительно к условиям осуществления муниципальной власти в конкретном поселении.

По сфере действия акты местного самоуправления можно считать разновидностью локальных актов. Их действие ограничено пределами соответствующего муниципального образования.

О нормативных правовых актах судебных органов

Некоторые исследователи считают, что источниками конституционного права являются нормативные правовые акты судебных органов. При этом следует оговориться, что в Российской Федерации данный вопрос не решается однозначно. Нормы гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть» признают эту ветвь государственной власти самостоятельной и независимой. Наряду с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть присущими ей средствами осуществляет управление обществом.

Признавая суд в качестве самостоятельной ветви власти, мы одновременно признаем, что суды, осуществляя государственную власть, могут создавать правовые нормы, но только в части организации работы аппарата, регламентарных определений. Судебное решение или судебный прецедент, широко распространенный в мировой практике государств с англосаксонской системой права, в силу существующей доктрины не является распространенным источником права в Российской Федерации.

В странах, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции и действует система общего права, принимаемые судами решения по конституционным вопросам действительно содержат не только выводы о соответствии или несоответствии нормативных актов конституции страны, но нередко и новую конституционно-правовую норму. Эти решения — конституционно-судебные прецеденты — являются важным источником отрасли, они развивают, дополняют и изменяют конституционные положения.

В странах, системы права которых входят в романо-германскую правовую семью, а функции конституционного контроля осуществляют специализированные органы типа конституционных судов, вопрос об актах этих органов как источниках конституционного права решается не столь однозначно.

Конституционный Суд РФ не относится к числу правотворческих органов, не может принимать нормативные правовые акты, которые по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента. Вместе с тем его постановления содержат констатирующую, резолютивную и постановляющую части, посредством публикации приобретают нормативный характер, окончательны, не подлежат обжалованию, что роднит их с прецедентами. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами. Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению, что также в определенной мере создает новые правила поведения для субъектов правоотношений.

Большое значение для правильного понимания и применения конституционно-правовых норм имеют также постановления Конституционного Суда по толкованию Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ — единственный государственный орган, который дает толкование по запросам конкретных органов (п. 5 ст. 125) положений Конституции РФ. Такое толкование является официальным и обязательным дл я всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ).

Виды нормативных правовых актов органов исполнительных власти

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.// Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 33. — Ст. 3895 , все эти органы наделены правом издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции для решения задач и выполнения функций нормативные правовые акты Никифоров М.В. О некоторых проблемах издания нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. — 2003. — № 2. — С. 91.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти — это необходимый элемент механизма правового регулирования. Будучи компонентом механизма действия права, они доводят требования закона до адресата и организуют реализацию этих требований, при этом существенно то, что отдельные законы не могут быть реализованы без издания соответствующих ведомственных актов. Ордина О.Н. Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 6. — С. 283

В зависимости от официально-документальной формы выражения нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут быть следующих видов:

1. Постановления (принимаются Правительством России).

2. Приказы (издаются, в основном, руководителями федеральных министерств и, как правило, утверждают иные нормативные правовые акты).

3. Правила (утверждаются постановлениями Правительства России и приказами федеральных министерств).

4. Положения (утверждаются постановлениями Правительства России, приказами федеральных министерств и иных административных органов).

5. Уставы (утверждаются, как правило, приказами федеральных министерств).

6. Наставления (утверждаются приказами федеральных министерств).

7. Инструкции (издаются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются приказами федеральных министерств и др).

8. Административные и иные регламенты (утверждаются приказами федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти).

9. Порядки (издаются федеральными органами исполнительной власти) и др. Ордина О.Н. Понятие, признаки и классификация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти России // Lex Russica = Русский закон. — 2010. — № 6. — С. 1276

Ведомственные акты занимают самостоятельную позицию среди остальных актов Российской Федерации, в них содержится значительная часть всех правовых предписаний. Эти акты призваны развивать и конкретизировать положения федеральных законов, актов Президента и Правительства. Ордина О.Н. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) как источники административного права Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 2. — С. 157 Следует отметить, что издание (принятие) ведомственных актов не урегулировано ни на конституционном, ни на законодательном уровнях. В Конституции России отсутствует упоминание о праве издания федеральными органами исполнительной власти ведомственных актов, что, конечно, является правовым пробелом. На наш взгляд, ведомственный акт как источник административного права — это нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) федеральным органом исполнительной власти (федеральным министерством, федеральной службой, федеральным агентством) или должностным лицом, действующим от имени этого органа, на основе и во исполнение актов вышестоящих органов, в рамках соответствующих процедур и пределах его компетенции с целью реализации возложенных на него функций, регулирующий осуществление государственного управления в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества или по отдельным его направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.

В п. 2 данных «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Установлен запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм. Кроме этих видов ведомственных актов, издаются и другие: уставы, регламенты, порядки, наставления, нормативы, директивы и другие. Возникает вопрос о правомерности таких актов, поскольку названные Правила такие виды ведомственных актов не предусматривают. В связи с этим указанные правила необходимо обновить. Ввиду недостаточной регламентации вопросов ведомственного регулирования на законодательном уровне федеральными органами исполнительной власти принимаются собственные правила подготовки ведомственных актов, которые как устанавливают виды издаваемых ими нормативных правовых актов, так и определяют содержания понятий различных видов ведомственных нормативных правовых актов. Например, изданы Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденные приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утв. приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 // Документ опубликован не был. .

На наш взгляд, приказ — это нормативный правовой акт руководителя федерального органа исполнительной власти, издаваемый на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, приказ Минэнерго России от 21 апреля 2009 г. № 120 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства энергетики РФ» Приказ Минэнерго России от 21 апреля 2009 г. № 120 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства энергетики РФ» // Российская газета. — 2009. — 10 июня (№ 104)..

Представляется, инструкция — это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного органа или с целью осуществления детального регулирования поведения субъектов права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, приказ ФМС России от 26 июня 2008 г. № 172 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудниками органов внутренних дел РФ, прикомандированным к Федеральной миграционной службе» Приказ ФМС России от 26 июня 2008 г. № 172 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудниками органов внутренних дел РФ, прикомандированным к Федеральной миграционной службе» // Российская газета. — 2008. — 23 июля (№ 155)..

Можно утверждать, что положение — это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) Президентом России, Правительством России или иным федеральным органом исполнительной власти, регламентирующий правовой статус, структуру, порядок образования и деятельности, функции, задачи того или иного федерального органа исполнительной власти или его части, определяющий полномочия, компетенцию данного органа, в общих чертах закрепляющий права и обязанности должностных лиц этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, постановление Правительства России от 16 марта 2009 г. № 228, утвердившее «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства России от 16 марта 2009 г. № 228 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 12. — Ст. 1431..

По нашему мнению, правила — это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) Правительством России или иными федеральными органами исполнительной власти, содержащий процедуру осуществления отдельных видов деятельности этих органов, их должностных лиц в сфере государственного управления, а также порядок действий по реализации и исполнению соответствующих субъективных прав и обязанностей для физических и юридических лиц, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, постановление Правительства России от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», утвердившее «Правила предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» Постановление Правительства России от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 30. — Ст. 3823.

Распоряжение — это индивидуальный правоприменительный административно-правовой акт, издаваемый руководителем федерального органа исполнительной власти на основе и во исполнение нормативного правового акта для решения отдельных вопросов в сфере государственного управления. Распоряжение не имеет нормативного характера. Ордина О.Н. Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 6. — С. 283

В ходе административных преобразований, которые произошли за последние годы, появились нормативные правовые акты под названием «административный регламент». Миронов А.Н. Административный регламент как вид нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 3. — С. 125 Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры), то есть действия или совокупность действий (решений) исполнительного органа государственной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, производимых с определенной целью при осуществлении их полномочий Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред.

Н. М. Конина. — Саратов: Научная книга, 2009. — С. 116. Несмотря на то, что в более общем правовом акте Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 33. — Ст. 3895, посвященном вопросам видов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, такого акта как административный регламент нет, в юридической практике он занял довольно прочную позицию. В связи с этим, ввиду отсутствия законодательных положений, посвященных вопросам подготовки нормативных правовых актов в Российской Федерации, считаем необходимым внести изменение в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, дополнив виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти таким видом, как «административный регламент».

Итак, «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» не определяют критерии разграничения видов и форм нормативных правовых актов, не предусматривают соотношение компетенции федеральных органов исполнительной власти, принимающих различные виды актов. Принятие Административного кодекса Российской Федерации привело бы к установлению единообразия актов управления, созданию и поддержанию баланса между законами и указанными актами, снижению количества случаев, когда правотворческие органы действуют по собственному усмотрению. В кодексе следует законодательно оформить классификацию нормативных правовых актов Президента России и федеральных органов исполнительной власти, при этом учесть все их виды (указы, постановления, приказы, инструкции, положения, правила, распоряжения, уставы, регламенты, порядки, наставления, нормативы, директивы и другие), указать признаки каждого вида актов, установить их иерархию, процедуры их издания (принятия).

исполнительный власть нормотворческий

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается: Конституцией РФ; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, некоторыми другими актами.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде: 1) постановлений, 2) приказов, 3) распоряжений, 4) правил, 5) инструкций и 6) положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1.Постановление ‑ документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции.

2.Приказ ‑ распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

3. Распоряжение ‑ распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

4. Правила ‑ документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, актов Президента РФ и Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Положение — документ, в котором устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления позитивной управленческой деятельности юрисдикционного принуждения.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости ‑ организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны: 1) наименование органа (органов), издавшего акт; 2) наименование вида акта и его название; 3) дата подписания акта и его номер; 4) наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, федеральные агентства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный Банк РФ).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер, т.е. утвержденный двумя или более федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт, содержащий правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций;

4) независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т.е. принятые на определенный срок);

5) в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек;

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

5) акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает: а) юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ; б) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; в) присвоение регистрационного номера; г) занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10дней, а в исключительных случаях ‑ до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Федеральные нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и основные принципы ее организации: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.).

Установление Конституцией РФ института федеральной государственной службы (п. «т» ст. 71), находящейся в исключительном ведении Российской Федерации, обязывает законодателя, во-первых, регулировать законом данный институт; во-вторых, осуществлять регламентирование, контроль и управление государственной службой Российской Федерации как самостоятельным предметом ведения Российской Федерации в полном объеме.

Федеральные законы Российской Федерации.

1. Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года. В соответствии с Конституцией РФ этот закон:

  • определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;
  • юридически закрепляет видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее видов;
  • устанавливает основы регламентирования: должности государственной службы (должности федеральной государственной гражданской службы) (ст. 8); реестры должностей (ст. 9); реестры государственных служащих (ст. 15); правовое положение (статус) федерального государственного служащего (п. 4 ст. 10); формирование кадрового состава государственной службы (ст. 11); поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12); классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (ст. 13); стаж (общая продолжительность) государственной службы; персональные данные государственных служащих (ст. 14); управление государственной службой (ст. 16); кадровый резерв для замещения должностей государственной службы (ст. 17); финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития (ст. 18);
  • являясь базовым, устанавливает общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы, устраняет возникшие в последние годы серьезные противоречия в законодательстве, на его основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о государственной гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов федерации, в частности о государственной гражданской службе субъектов федерации;
  • выделяет, юридически описывает основные подинституты государственной гражданской службы: классификация должностей, порядок их занятия, аттестация, переподготовка и резерв кадров гражданских служащих, их правовое положение и другие традиционные для современной государственной службы положения.

2. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. содержит правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации. В нем отражены правовые проблемы реформирования государственной гражданской службы, ее принципы, правовое положение федерального гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта федерации, дается классификация должностей государственной гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные условия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе и ряд других вопросов.

Многие нормы закона вводятся впервые:

  • гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обеспечению полномочий Российской Федерации или ее субъекта, при этом полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта федерации возложены на руководителя государственного органа, а также на лицо, замещающее государственную должность, либо их представителей;
  • учреждены четыре новые категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, что позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, уровень заработной платы и социальные гарантии;
  • введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение государственных должностей гражданской службы;
  • основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период), при этом срочные служебные контракты касаются преимущественно руководителей, их заместителей и помощников (советников);
  • в целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен должностной регламент, рейдирующий служебную деятельность, который включает в себя квалификационные требования; перечень вопросов, по которым служащий вправе самостоятельно принимать решения; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности служебной деятельности и др.;
  • для определения соответствия служащего занимаемой должности он один раз в три года должен проходить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должны входить независимые эксперты численностью не менее одной четверти от общего количества членов;
  • устанавливаются классные чины вместо квалификационных разрядов, присвоение чина осуществляется по результатам квалификационного экзамена персонально (к компетенции Президента РФ отнесено присвоение только классных чинов действительного

    государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 классов);

  • гражданским служащим разрешается при условии уведомления нанимателя заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов;
  • механизм разрешения возможных конфликтов между государственными и личными интересами на государственной службе включает образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов;
  • станет более доступной для общества информация о функционировании гражданской службы, будут шире использоваться возможности информационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;
  • установлен единый порядок формирования кадрового резерва посредством включения в него наиболее перспективных работников на конкурсной основе в целях качественной работы по профессиональной подготовке и повышению квалификации лиц, рассматриваемых в качестве кандидатов для замещения вышестоящих должностей, а также оперативного решения вопросов назначения на вакантные должности;
  • с целью усиления мер по предотвращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу; вводится ограничение после увольнения с гражданской службы в течение двух лет нельзя занимать должности в организациях, если какие-либо функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • введен новый порядок оплаты служебной деятельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;
  • для привлечения на государственную службу высококвалифицированных специалистов из выпускников высших и средних специальных учебных заведений предусмотрена возможность заключения договора между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

  • впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, которые будут осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;
  • установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению;
  • введен единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служебный) регламент государственного служащего. Он станет основным правовым актом, регламентирующим служебную деятельность гражданскою служащею, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом должностной регламент должен включать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии решений; определять сферу ответственности чиновника; содержать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Таким образом. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» охватывает основные направления регулирования деятельности государственных гражданских служащих.

В результате принятия закона в целом была реализована основополагающая идея Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации о публично-правовом характере государственной службы, об определении ее как института, призванного обеспечивать регулирование отношений между гражданами и государственными органами, а не только исполнение полномочий последних. Идея о публично-правовом статусе государственного служащего означает, что государственная служба относится к предмету публичного права, а государственный служащий перестает быть обычным наемным работником с особенностями правового статуса.

Важную роль в регулировании отношений, связанных с гражданской службой, играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Указы Президента Российской Федерации. Акты Президента РФ представляют собой основной оперативный источник служебного законодательства. Значительная часть указов относится к организации государственной службы и реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе». Все указы Президента РФ можно разделить на несколько групп:

1. Указы по вопросам организации и управления государственной службой.

2. Указы по проблемам повышения квалификации, переподготовки и стажировки государственных служащих.

3. Указы по вопросам финансирования государственной службы и денежного содержания государственных служащих.

В первые дни вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» опубликованы следующие указы Президента РФ: «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О примерной форме служебного контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Следует отметить, что указы содержат в основном нормы прямого действия, адресованные к исполнению как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Акты Правительства Российской Федерации. Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. Правительство РФ принимает правовые и организационные меры по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Фактически акты Правительства РФ образуют существо повседневного управления федеральной государственной службой (подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организация формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов и т.д.). Правительством РФ определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия этих федеральных органов с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Под контролем Правительства РФ должна осуществляться и нормотворческая деятельность государственных органов по вопросам гражданской службы.

Акты федеральных органов государственной власти. К числу источников законодательства о государственной службе относятся и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые закрепляют особенности прохождения государственной службы в федеральных органах государственной власти. К подзаконным нормативным правовым актам по вопросам федеральной государственной службы относятся постановления и разъяснения существовавшего до 2004 г. Магистерства труда и социального развития РФ, правила, инструкции, приказы, положения министерств и ведомств (например, приказ министра здравоохранения и социального развития от 9 декабря 2004 г. «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включается в стаж государственной службы»).

Добавить комментарий