Новгородская феодальная республика

Высшее должностное лицо в Господине Великом Новгороде

Определение 1

Высшее должностное лицо в Великом Новгороде – это должностное лицо, которое возглавляло исполнительную власть в Новгородской республике.

Для Великого Новгорода были характерны определенные особенности феодальных отношений и общественного строя: значительный землевладельческий и социальный вес боярства, его активное участие в промысловой и торговой деятельности.

Вече – собрание мужей города, обладало широкими полномочиями:

  • избирало посадника, владыку и тысяцкого;
  • издавало и отменяло законы;
  • призывало князя и судило о его предполагаемой «вине»;
  • решало вопросы о войне и мире;
  • устанавливало размеры повинностей и податей;
  • избирало в новгородских владениях представителей власти.

Замечание 1

Высшим должностным лицом Нижнего Новгорода был посадник, представляющий исполнительный орган вече. Посадник избирался сроком на 1-2 года и руководил деятельностью всех должностных лиц.

Посадник — высшее выборное должностное лицо, которому передавалось управление делами республики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Высшее должностное лицо в Господине Великом Новгороде 460 руб.
  • Реферат Высшее должностное лицо в Господине Великом Новгороде 270 руб.
  • Контрольная работа Высшее должностное лицо в Господине Великом Новгороде 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Официально посадник избирался вечем из полноправных граждан Великого Новгорода, но фактически эту должность занимал кто-то из знатного рода Новгородской республики. Всеми делами посадник ведал вместе с князем. Князь без посадника не мог раздавать новгородские волости и судить новгородцев. Посадник, в отсутствии князя управлял всем городом.

Посадник распоряжался особым налогом с волостей – поральем, он не получал определенного жалованья.

Должностные обязанности посадника:

  • занимался вопросами управления и суда;
  • руководил боярским советом и вечевым собранием;
  • представлял республику во внешних отношениях;
  • командовал войском.

Исполнительную власть в Нижнем Новгороде также осуществлял тысяцкий. Тысяцкий возглавлял народное ополчение, занимался обороной республики и города, выполнял полицейские функции, занимался вопросами регулирования торговых отношений и торгового суда.

Свои полномочия тысяцкий получал на неопределенный срок, в своем штате он имел мелких агентов, которые исполняли разные административно-полицейские и судебные распоряжения, извещали суд о преступлении, объявляли решения веча, производили обыски, занимались военным судом и т. д.

Совет господ Великого Новгорода

К высшим должностным лицам в Великом Новгороде относили князя и архиепископа.

Князь выполнял обязанности высшей судебной власти, он управлял и руководил судом, скреплял сделки, руководил военной властью. Роль князя в управлении Новгородской республикой определялась договором, установленным вече. Так, древнейшими договорами являются договора с новгородцами князя Ярослава Ярославича Тверского (1265 г., 1270 г.). Основным условием было, чтобы князь не нарушал установленные новгородцами древнейшие обычаи.

Князь имел право назначать на низшие должности в управлении республикой людей из новгородского населения. На все должности князь мог назначать людей только с согласия посадника. Князь не мог лишить должности новгородского чиновника, не объявив предварительно его вины на вече. Свои обязанности князь мог выполнять только в Нижнем Новгороде.

Архиепископ хранил государственную казну, контролировал торговые меры и веса. Но основной его обязанностью было духовное главенство в церковной иерархии. После 1136 года епископ избирался вече.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— посадник всегда являлся выходцем из бояр. Вначале посадник был один, позднее число посадников увеличилось, и в XV в. посадники стали настоящим боярским советом;

— выборный тысяцкий сначала представлял интересы непривилегированных граждан и ведал организацией ополчения и сбором налогов; с середины XIV в. боярство закрепило за собой эту должность;

— большинство историков полагает, что на общегосударственном вече были представлены только члены боярских фамилий (примерно 300 человек);

2) в опровержение, например:

— в республике была создана система «разделения властей* (посадник, тысяцкий, князь, архиепископ) со своей юрисдикцией;

— выходцами исключительно из бояр до середины XIV в. были лишь посадники, остальные должностные лица Новгорода были представителями других социальных групп;

— население города участвовало (на уровне районов-♦ концов» и улиц) в деятельности местных органов самоуправления — кончанских и уличанских вечевых собраний;

— соперничество боярских кланов давало возможность населению выразить своё возмущение конкретной администрацией и порой приводило к изгнанию князей или посадников — как, например, в 1207 г. посадника Дмитра Мирошкинича, вводившего новые тяжёлые налоги.

В составе Великого Новгорода

Урок краеведения в 7 классе по программе Л.К.Ермолаевой

Конспект урока по истории и культуре Санкт – Петербурга

7 класс

Тема урока: «В составе Великого Новгорода»

Педагогическая технология: групповая работа.

Урок в системе уроков: изучение нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с историей края в составе Великого Новгорода (1136 – 1478гг.)

ЗАДАЧИ:

Определить роль нашего края для Новгорода в 1136-1478гг.

Познакомить учащихся с крепостями нашего края.

Вспомнить события Невской битвы и роли Александра Невского в жизни нашего края.

Назвать основные достопримечательности Петербурга и края, связанные с именем Александра Невского.

Воспитывать любовь к родному краю и уважительное отношение к его культурному наследию.

Развивать у учащихся умение работать в группах, проявлять инициативность, самостоятельность и потребность в исследовательской работе.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Презентация (Power Point).

Мультимедийный проектор и ПК.

Экран.

Колонки.

Карта нашего края.

Видеофильм об Александре Невском.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

На экране – тема урока. (Слайд 1)

Учащиеся рассаживаются за парты по 4 человека.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, каждая группа работает на общую отметку, которую вы получите по итогам урока.

Первая возможность заработать балл – это ответить на вопрос, который на экране.

  1. Подготовительная беседа.

— В каком году Новгород вышел из-под власти Киева? (Слайд 2)

(Ответ учащихся: 1136г.)

— В 1136 году Новгород вышел из-под власти Киева, отделился от Древней Руси

— Как называлась территория между реками Лугой и Волховом (покажите её на карте)? Работа с картой.

(Ответ учащихся: Ижорское плато, приневская низменность и волховские земли (то есть вся территория между реками Лугой и Волховом) вошли в состав новгородских владений. Эта территория называлась Водской пятиной Новгорода (пятина – пятая часть Новгородских владений) — (Слайд 4)

— Немецкие купцы из Гамбурга, Бремена, Любека и других прибалтийских городов имели постоянные торговые ряды в Новгороде, а новгородские купцы – в этих городах.

Тяжело гружённые торговые суда двигались из Новгорода по реке Волхову и Ладожскому озеру, по реке Неве и Финскому заливу.

Работа с картой: проследите их путь из Новгорода в один из ганзейских (торговых) городов.

  1. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы поговорим о роли нашего края в составе Великого Новгорода в 1136-1478гг., об особенностях жизни нашего края, о его крепостях и сражениях, о князе Александре Невском и о достопримечательностях города, связанных с его именем.

3.Изложение нового материала.

Земли нашего края были пограничной территорией новгородских владений, хотя чётко обозначенных границ не было. Жившие к северу и юго-западу от Невы племена частично подчинялись Новгороду и приняли православие. Однако некоторые из них сохраняли независимость и языческую веру. О присоединении земель этих племен, а главное, о господстве над торговыми путями мечтали новгородцы, шведы и немецкие рыцари. В то время все спорные вопросы решались силой оружия. И превратилась Водская пятина в арену военных столкновений. Грозно бряцали мечами немецкие рыцари, шведы и новгородцы, вступали с ними в схватки местные племена. Для того, чтобы превратить племена в своих союзников, а затем подчинить их (управлять ими), новгородцы и европейские рыцари стремились обратить язычников в христиан: новгородцы – в православных, а рыцари – в католиков.

4.Обощение материала (работа в группах).

— Прошу каждую группу за 3 минуты по выше изложенному материалу сформулировать 5 основных особенностей жизни нашего края в составе Великого Новгорода в 1136-1478гг. (Слайд 5 с анимацией – проверка по итогам ответов групп)

5.Работа с историческим документом в группах.

— Откройте учебники на страницах 24 – 25 и найдите исторический документ, вопросы на которые вы должны ответить на экране, группы первого ряда отвечают на первый вопрос, группы второго ряда – на второй, группы третьего ряда – на третий. Все ответы должны быть обоснованы, при необходимости используйте карту. (Слайд 6)

  • Справедливо ли утверждение: новгородцы лишь защищались от нападений?
  • Какие крепости были построены на территории современной Ленинградской области?
  • Какие крепости были основаны на реке Неве?

— При ответах учащихся на второй и третий вопросы учитель использует слайды 7 – 14.

6.Обощение материала (работа с картой на слайде 15).

  1. Работа с историческим документом в группах.

— О многих военных событиях тех лет давно уже забыли. Но одно из сражений вошло в историю Руси. Вы знаете о нём из курса русской истории. Прочитайте текст на страницах учебник 25 — 26. Рассмотрите схему на слайде 16. О каком событии идёт речь?

(Ответ учащихся: Невская битва + работа со схемой сражения и текстом документа).

— По своим масштабам это сражение было одним из многих типичных для того времени военных столкновений. Но запомнилось оно потому, что именно в этом 1240 году под натиском полчищ Батыя пал Киев. Русь потеряла независимость, наступил период монгольского ига. Поэтому победа над шведами имела огромное значение. Она показала, что новгородцы способны отстоять и укрепить свои северо-западные рубежи даже в тяжелейших условиях. Князя Александра Ярославича прозвали Невским. Позже, в 16 веке, он был объявлен святым покровителем всей земли Русской и прежде всего невских земель.

8.Просмотр видеофильма об Александре Невском (3 минуты).

9.Работа в группах.

(Слайд 17)

— Прочитайте следующий вопрос на экране: «Что в нашем городе и крае напоминает об Александре Невском?»

— Каждая группа за 3 минуты должна вспомнить как можно больше достопримечательностей нашего города и края, связанных с именем Александра Невского.

10.Обощение материала (проверка работы в группах).

(Слайды 18 – 22).

11.Подведение итогов урока.

Выявление группы, набравшей большее количество баллов, анализ лучших ответов.

Если одна из команд ответит на вопрос из серии «Вопрос для самых умных», то она сможет стать победителем сегодняшнего урока или заработать дополнительную отметку.

— Вопрос на экране: «Когда началось заселение невских берегов и с чем это связано?» (Слайд 23)

(Ответ учащихся: с 1323, после основания новгородцами крепости Орешек.)

— К концу 15 века на берегах Невы от истока до устья располагалось 85 деревень, в которых жили русские, ижоряне, вожане.

12.Домашнее задание.

Параграф 3 (вопросы 2-6).

Добавить комментарий