Оборона государства

оборона система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории. Законодательство РФ в области обороны основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ, ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне». Организация О. страны включает: прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и военной доктрины; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники; мобилизационную подготовку государственных органов, экономики, территории и населения; создание запасов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мер гражданской и территориальной О.; обеспечение сохранения государственной тайны; развитие военной научно-координационной деятельности в области О.; оперативное оборудование территории РФ; гражданский контроль за расходами на О. и деятельностью Минобороны РФ; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной О. В целях О. устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях О. создаются Вооруженные Силы РФ. К О. привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД, войска ФАПСИ, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области О. привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, СВР, органы ФСБ, органы ФПС, ФАПСИ, ФСО, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Все они выполняют задачи в области О. в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Создание формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, положение которых не урегулировано законом, запрещается и преследуется по закону.

СОДЕРЖАНИЕ | СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ

Тема 5. Основы обороны государства

5.1 Основы обороны государства
5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.
5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.
5.4 Вопросы и задания
5.5 Литература

5.1 Основы обороны государства

1 Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ.

Организация обороны включает:

— правовое регулирование в области обороны;

— прогнозирование и оценку военной угрозы;

— разработку военной политики и военной доктрины РФ;

— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;

— разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;

— создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;

— обеспечение сохранения государственной и военной тайны;

— развитие военной науки;

— международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

— другие мероприятия в области обороны.

Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие включает все виды ядерных боезапасов со средствами их доставки, позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надёжностью разрушать административно-политические центры, военные объекты противника, уничтожать группировки его вооружённых сил, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения. Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, ракето-торпеды, глубинные бомбы, а также боеприпасы объёмного взрыва, зажигательные боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника. Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обеспечивающие в автоматизированном режиме распределение и наведение огневых и ударных средств, а также надёжное уничтожение целей и объектов противника в кратчайший срок. Особым видом является оружие, действующее на новых физических принципах (лазерное, ускорительное, радиоволновое). К такому оружию относятся боевые системы космического, наземного, воздушного и морского базирования.

5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.

2 Вооружённые силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Российские Вооружённые Силы созданы на основании Указа Президента РФ № 466 от 7.05.92г. В соответствии с Конституцией Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами является Президент РФ. Непосредственное руководство Вооружёнными силами осуществляет Министр обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота является Генеральный штаб.

Вооружённые Силы РФ применяются для защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов России в случае совершения агрессии против неё или её союзников, а также для пресечения вооружённых конфликтов и любого противоправного вооружённого насилия на государственной границе РФ в соответствии с договорными обязательствами. Вооружённые Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, которые организационно входят в виды вооружённых сил, рода войск и специальные войска.

Видами Вооружённых Сил РФ являются:

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – предназначены для решения стратегических задач в ядерной войне. Основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения России являются стационарные и мобильные ракетные комплексы. Основной боевой единицей является ракетный полк.

Сухопутные войска обладают большой огневой и ударной силой, высокой маневренностью и самостоятельностью. Основными родами войск являются мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация.

Мотострелковые войска – наиболее массовый род Сухопутных войск. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей автоматическим стрелковым оружием (автоматы, пулемёты), артиллерией, танками, боевыми машинами пехоты, бронетраспотёрами, зенитными и артиллерийскими комплексами.

Армейская авиация оснащена вертолётами и частично самолётами.

Войска противовоздушной обороны являются средством прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов с воздуха. Свои задачи выполняют путём уничтожения средств воздушного нападения в полёте на ближних и защитных подступах и обороняемых объектах. Основными родами войск являются: зенитные ракетные войска, авиация ПВО и радиотехнические войска.

Военно-Воздушные силы (ВВС) состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации. Обладая высокой мобильностью, маневренностью и боевой мощью, ВВС способны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направлений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения в любых условиях погоды, времени суток и года.

Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет задачи по переработке воздушных десантов, перевозке войск, техники и материальных средств, в том числе и в мирное время.

Военно-Морской флот (ВМФ) состоит из надводных сил флота, подводных сил флота, авиации ВМФ, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) предназначены для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удерживания важных районов и объектов, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными противотанковыми средствами, бронетранспортёрами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления.

Тыл ВС предназначен для обеспечения армии всеми видами материальных средств, для содержания запасов, для подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, для оказания медицинской помощи раненым и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. Тыл ВС имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие.

5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.

3 Последние 15 лет международное сообщество испытывает всё возрастающий натиск терроризма. Для России на сегодняшний день терроризм является серьёзной угрозой национальной безопасности. Начинать выработку системы мер для защиты государства необходимо с чёткого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объёму действий, количеству участников, мотивации и т.д. Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, освобождение арестованных террористов, «расшатывание” стабильности и запугивание общества и провоцирование боевых действий (войны). Целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности, создания единого банка информации, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении.

В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ). Террористы используют следующие способы взрыва:

— по истечении заданного времени замедления (с помощью механических часов, электронных схем, таймеров);

— по радиосигналу (с помощью радиоигрушек, мобильных телефонов, пейджеров);

— путём подачи импульса тока на электродетонатор по проводам;

— путём подключения потребителей энергии (телевизоры, радиоприёмники) к сети;

— при включении определённого потребителя электроэнергии в автомобиле (фары, звуковой сигнал).

При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:

— припаркованный в неположенном месте автомобиль;

— оставленный прицеп;

— бесхозный предмет с имеющимся на нём источником питания;

— провода, растяжки из проволоки, верёвки;

— необычное расположение контейнеров для мусора.

При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:

— немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;

— изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему и не подпускать других;

— если дело происходит в помещении, эвакуировать персонал;

— исключить использование мобильных телефонов, радиосвязи, так как это может привести к срабатыванию ВУ.

Ликвидация последствий террористических актов взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.

5.4. Вопросы и задания

  1. Что включает в себя оборона государства?

  2. Каково назначение Вооружённых сил РФ?

  3. Перечислите рода войск в Вооружённых силах РФ.

  4. Перечислите необходимые действия граждан при обнаружении взрывчатого устройств.

5.5. Литература

Федеральный закон «об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ определяет:

1. основы и организацию обороны Российской Федерации;

2. полномочия органов государственной власти;

3. функции органов государственной власти субъектов России;

4. функции организаций и их должностных лиц;

5. права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны;

6. силы и средства, привлекаемые для обороны;

7. ответственность за нарушение законодательства в области обороны.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с:

1. Конституцией Российской Федерации;

2. федеральными конституционными законами;

3. федеральными законами;

4. законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В целях обороны устанавливаются:

1. воинская обязанность граждан Российской Федерации;

2. военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее — другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются:

1. инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

2. служба внешней разведки;

3. органы федеральной службы безопасности;

4. федеральный орган специальной связи и информации;

5. федеральные органы государственной охраны;

6. федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти

7. создаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил.

Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.

Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам, другими войсками, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частности собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Организация обороны.

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, других войск, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами, другими войсками;

6) разработку, производство и совершенствование вооружения и военной техники, создание их запасов;

7) планирование перевода органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

8) мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

9) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

10) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

11) оперативное оборудование территории России в целях обороны;

12) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

13) развитие науки в интересах обороны;

14) координацию деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в области обороны;

15) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону;

16) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

Вопрос № 2. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

3) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

4) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения;

5) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

6) присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы;

7) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

8) ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

9) издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву в порядке;

Президент Российской Федерации утверждает:

1) военную доктрину Российской Федерации;

2) концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов,

3) План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный план, а также планы перевода на работу в условиях военного времени, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории в целях обороны;

4) федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

5) программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует их проведение;

6) утверждает единый перечень воинских должностей в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

7) структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала органов;

Указом Президента РФ от 20 декабря 2005 г. N 1478 с 1 января 2006 г. установлена штатная численность военнослужащих войск гражданской обороны в количестве 19,5 тыс. единиц

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 725с с 1 января 1999 г. установлена штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ 1,2 млн. единиц

8) предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;

9) общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

10) положения о Министерстве обороны и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами;

11) Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

12) планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами;

Вопрос № 3. Полномочия Федерального Собрания в области обороны. Полномочия Правительства России в области обороны.

Федеральное Собрание состоит из верхней палаты — Совет Федерации, и нижней палаты — Государственной Думы.

Совет Федерации:

1) рассматривает расходы на оборону;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны;

3) утверждает указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск к выполнению задач не по их предназначению;

4) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Государственная Дума:

1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обороны.

Добавить комментарий