оборона система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории. Законодательство РФ в области обороны основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ, ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне». Организация О. страны включает: прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и военной доктрины; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники; мобилизационную подготовку государственных органов, экономики, территории и населения; создание запасов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мер гражданской и территориальной О.; обеспечение сохранения государственной тайны; развитие военной научно-координационной деятельности в области О.; оперативное оборудование территории РФ; гражданский контроль за расходами на О. и деятельностью Минобороны РФ; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной О. В целях О. устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях О. создаются Вооруженные Силы РФ. К О. привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД, войска ФАПСИ, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области О. привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, СВР, органы ФСБ, органы ФПС, ФАПСИ, ФСО, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Все они выполняют задачи в области О. в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Создание формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, положение которых не урегулировано законом, запрещается и преследуется по закону.
СОДЕРЖАНИЕ | СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ
Тема 5. Основы обороны государства
5.1 Основы обороны государства
5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.
5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.
5.4 Вопросы и задания
5.5 Литература
5.1 Основы обороны государства
1 Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ.
Организация обороны включает:
— правовое регулирование в области обороны;
— прогнозирование и оценку военной угрозы;
— разработку военной политики и военной доктрины РФ;
— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;
— разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;
— создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;
— обеспечение сохранения государственной и военной тайны;
— развитие военной науки;
— международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
— другие мероприятия в области обороны.
Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие включает все виды ядерных боезапасов со средствами их доставки, позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надёжностью разрушать административно-политические центры, военные объекты противника, уничтожать группировки его вооружённых сил, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения. Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, ракето-торпеды, глубинные бомбы, а также боеприпасы объёмного взрыва, зажигательные боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника. Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обеспечивающие в автоматизированном режиме распределение и наведение огневых и ударных средств, а также надёжное уничтожение целей и объектов противника в кратчайший срок. Особым видом является оружие, действующее на новых физических принципах (лазерное, ускорительное, радиоволновое). К такому оружию относятся боевые системы космического, наземного, воздушного и морского базирования.
5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.
2 Вооружённые силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Российские Вооружённые Силы созданы на основании Указа Президента РФ № 466 от 7.05.92г. В соответствии с Конституцией Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами является Президент РФ. Непосредственное руководство Вооружёнными силами осуществляет Министр обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота является Генеральный штаб.
Вооружённые Силы РФ применяются для защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов России в случае совершения агрессии против неё или её союзников, а также для пресечения вооружённых конфликтов и любого противоправного вооружённого насилия на государственной границе РФ в соответствии с договорными обязательствами. Вооружённые Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, которые организационно входят в виды вооружённых сил, рода войск и специальные войска.
Видами Вооружённых Сил РФ являются:
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – предназначены для решения стратегических задач в ядерной войне. Основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения России являются стационарные и мобильные ракетные комплексы. Основной боевой единицей является ракетный полк.
Сухопутные войска обладают большой огневой и ударной силой, высокой маневренностью и самостоятельностью. Основными родами войск являются мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация.
Мотострелковые войска – наиболее массовый род Сухопутных войск. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей автоматическим стрелковым оружием (автоматы, пулемёты), артиллерией, танками, боевыми машинами пехоты, бронетраспотёрами, зенитными и артиллерийскими комплексами.
Армейская авиация оснащена вертолётами и частично самолётами.
Войска противовоздушной обороны являются средством прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов с воздуха. Свои задачи выполняют путём уничтожения средств воздушного нападения в полёте на ближних и защитных подступах и обороняемых объектах. Основными родами войск являются: зенитные ракетные войска, авиация ПВО и радиотехнические войска.
Военно-Воздушные силы (ВВС) состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации. Обладая высокой мобильностью, маневренностью и боевой мощью, ВВС способны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направлений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения в любых условиях погоды, времени суток и года.
Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет задачи по переработке воздушных десантов, перевозке войск, техники и материальных средств, в том числе и в мирное время.
Военно-Морской флот (ВМФ) состоит из надводных сил флота, подводных сил флота, авиации ВМФ, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) предназначены для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удерживания важных районов и объектов, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными противотанковыми средствами, бронетранспортёрами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления.
Тыл ВС предназначен для обеспечения армии всеми видами материальных средств, для содержания запасов, для подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, для оказания медицинской помощи раненым и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. Тыл ВС имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие.
5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.
3 Последние 15 лет международное сообщество испытывает всё возрастающий натиск терроризма. Для России на сегодняшний день терроризм является серьёзной угрозой национальной безопасности. Начинать выработку системы мер для защиты государства необходимо с чёткого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объёму действий, количеству участников, мотивации и т.д. Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, освобождение арестованных террористов, «расшатывание” стабильности и запугивание общества и провоцирование боевых действий (войны). Целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности, создания единого банка информации, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении.
В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ). Террористы используют следующие способы взрыва:
— по истечении заданного времени замедления (с помощью механических часов, электронных схем, таймеров);
— по радиосигналу (с помощью радиоигрушек, мобильных телефонов, пейджеров);
— путём подачи импульса тока на электродетонатор по проводам;
— путём подключения потребителей энергии (телевизоры, радиоприёмники) к сети;
— при включении определённого потребителя электроэнергии в автомобиле (фары, звуковой сигнал).
При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:
— припаркованный в неположенном месте автомобиль;
— оставленный прицеп;
— бесхозный предмет с имеющимся на нём источником питания;
— провода, растяжки из проволоки, верёвки;
— необычное расположение контейнеров для мусора.
При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:
— немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;
— изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему и не подпускать других;
— если дело происходит в помещении, эвакуировать персонал;
— исключить использование мобильных телефонов, радиосвязи, так как это может привести к срабатыванию ВУ.
Ликвидация последствий террористических актов взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.
5.4. Вопросы и задания
-
Что включает в себя оборона государства?
-
Каково назначение Вооружённых сил РФ?
-
Перечислите рода войск в Вооружённых силах РФ.
-
Перечислите необходимые действия граждан при обнаружении взрывчатого устройств.
5.5. Литература
Федеральный закон «об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ определяет:
1. основы и организацию обороны Российской Федерации;
2. полномочия органов государственной власти;
3. функции органов государственной власти субъектов России;
4. функции организаций и их должностных лиц;
5. права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны;
6. силы и средства, привлекаемые для обороны;
7. ответственность за нарушение законодательства в области обороны.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. федеральными конституционными законами;
3. федеральными законами;
4. законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны устанавливаются:
1. воинская обязанность граждан Российской Федерации;
2. военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее — другие войска).
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются:
1. инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
2. служба внешней разведки;
3. органы федеральной службы безопасности;
4. федеральный орган специальной связи и информации;
5. федеральные органы государственной охраны;
6. федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти
7. создаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил.
Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам, другими войсками, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частности собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Организация обороны.
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, других войск, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами, другими войсками;
6) разработку, производство и совершенствование вооружения и военной техники, создание их запасов;
7) планирование перевода органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
8) мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
9) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
10) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
11) оперативное оборудование территории России в целях обороны;
12) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
13) развитие науки в интересах обороны;
14) координацию деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в области обороны;
15) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону;
16) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
Вопрос № 2. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны.
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;
2) осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
3) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;
4) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения;
5) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
6) присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы;
7) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
8) ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;
9) издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву в порядке;
Президент Российской Федерации утверждает:
1) военную доктрину Российской Федерации;
2) концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов,
3) План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный план, а также планы перевода на работу в условиях военного времени, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории в целях обороны;
4) федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
5) программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует их проведение;
6) утверждает единый перечень воинских должностей в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
7) структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала органов;
Указом Президента РФ от 20 декабря 2005 г. N 1478 с 1 января 2006 г. установлена штатная численность военнослужащих войск гражданской обороны в количестве 19,5 тыс. единиц
Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 725с с 1 января 1999 г. установлена штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ 1,2 млн. единиц
8) предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;
9) общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
10) положения о Министерстве обороны и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами;
11) Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;
12) планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами;
Вопрос № 3. Полномочия Федерального Собрания в области обороны. Полномочия Правительства России в области обороны.
Федеральное Собрание состоит из верхней палаты — Совет Федерации, и нижней палаты — Государственной Думы.
Совет Федерации:
1) рассматривает расходы на оборону;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны;
3) утверждает указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск к выполнению задач не по их предназначению;
4) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Государственная Дума:
1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы в области обороны.