Общественно политические

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических отношений. Наряду с ними, заметную роль в политическом процессе играют и такие разновидности общественно-политических объединений, как организации и движения.

Общественно-политические организации и движения – это негосударственные объединения людей, создаваемые, также как и другие социальные организации, на основе совпадения интересов и идеалов различных социальных групп, в целях их защиты и реализации.

Такие объединения имеют богатую историю. Уже в Древнем мире, наряду с государством, в связи с несовпадением социально-политических интересов возникали объединения, как представителей имущих классов, так и свободных граждан. Общественные образования существовали и в эпоху Средневековья. Основу этих образований чаще всего составляли религиозные идеи (рыцарские объединения, орден крестоносцев и т.д.).

Значительное развитие общественно-политические организации и движения получили в индустриальную эпоху, в процессе развития рыночных отношений, в результате освобождения людей от феодально-крепостнической зависимости и утверждения буржуазного права. Рабочий класс, ставший в это время ведущей силой общественных преобразований, активно объединялся в различные общественные организации, с помощью организованных общественных движений, добивался значительных успехов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социально-политические свободы и права.

На новый уровень развития поднялись общественно-политические организации и движения в современных условиях. Они стали массовыми, всеохватывающими. Этому способствуют утверждение демократической тенденции в общественно-политической жизни, развитие системы массовых мировых коммуникаций, возникновение глобальных проблем, представляющих угрозу существованию человеческой цивилизации. Рост и значение общественных, негосударственных организаций и движений обусловлены также падением в последнее время авторитета политических партий среди широких народных масс и особенно молодежи, которые не воспринимают демагогию и политические игры партийных лидеров, отрицательно относятся к заидеологизированности и негибкости в деятельности политических партий.

Интерес людей к участию в деятельности общественно-политических организаций и движений вызван и тем, что они быстрее приспосабливаются к новым социальным условиям, более адекватно реагируют на изменение ситуации, повседневные требования и потребности людей, действуют оперативно, неформально. Сегодня в деятельности негосударственных общественных организаций, в общественно-политических движениях участвуют сотни миллионов людей, а их влияние распространяется на все стороны жизни человеческого сообщества, на международные отношения, на внутриполитические процессы в отдельных странах.

Общественно-политические организации и движения по содержанию, характеру и целям деятельности существенно отличаются от политических партий. Основное их отличие заключается в том, что они не борются, как политические партии, за завоевание государственной власти и участие в ней, чаще всего не противостоят государству, а укрепляют взаимоотношения с ним, являются важнейшим каналом его связи с гражданским обществом. Их деятельность сводится к влиянию и давлению на органы государственной власти в целях учета и реализации этими органами интересов определенных социальных групп, решения общественно-значимых проблем.

В связи с таким характером деятельности общественно-политических организаций и движений в зарубежной политической литературе для обозначения их как социальных феноменов используется понятия «группы интересов», «группы давления», «лобби» и т.п. Однако, в соответствии с отечественной научной традицией, употребление понятий «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» считается более приемлемым.

Они значительно строже отражают социально-политическую природу реально существующих объединений людей, их организационно-динамический, деятельностный аспект. Безусловно, что в отождествлении понятий «группы интересов», «группы давления», «лобби» и «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» и отражаемых ими реальных феноменов, со строго научной точки зрения, допускается определенная упрощенность и прямолинейность.

Общественно-политические организации складывающиеся и функционирующие в политической сфере общества, как и другие социальные организации (социально-экономические, профессионально-творческие, любительские) являются важнейшим элементом структуры современного общества. Их деятельность связана, главным образом, с политико-правовыми проблемами общественных отношений, проблемами организации и функционирования политического процесса.

Общественно-политические организации – это добровольные объединения людей, выражающие интересы той, или иной социальной группы, имеющие конкретные общественно-политические цели и добивающиеся их реализации организованным воздействием на органы государственной власти.

Характерными признаками общественно-политических организаций являются: взаимосвязь и совпадение интересов их членов; общественно-политическая цель деятельности; формальная или неформальная структура; устоявшиеся нормы, процедуры и способы выработки и принятия решений; наличие системы социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов организации.

В современной общественной жизни сложился широкий спектр общественно-политических организаций. Важнейшими из них являются молодежные, женские, ветеранские, просветительско-пропагандистские, патриотические, правозащитные организации. Главной целью деятельности этих организаций является изучение, систематизация и обобщение социально-политических интересов различных социальных групп, предъявление их государству для учета в его политике и практической реализации, гармонизация этих интересов с общественными интересами и целями.

Как организованные социальные объединения общественно-политические организации выполняют такие функции как защита прав и свобод личности, человека и гражданина, развитие политической активности и самодеятельности людей, вовлечение граждан в управление общественными и государственными делами. Для реализации целей деятельности и своих функций общественно-политические организации располагают определенными ресурсами (людскими, материальными, ценностными) и средствами (учреждения, СМИ), используют различные стратегии.

Основными стратегиями деятельности общественно-политических организаций являются прямое влияние на государственные органы и официальных лиц и косвенное воздействие на них через политические партии, влиятельных государственных и партийных чиновников, общественное мнение. Каждой из этих стратегий соответствует свой конкретный набор тактических приемов и методов воздействия. Так, воздействие на органы власти и официальных лиц может осуществляться через информирование, консультирование, угрозы, подкуп, финансирование избирательных кампаний и т.д.

Для влияния на политические партии и общественное мнение могут использоваться пропаганда и агитация в СМИ, убеждение, митинги, пикеты, демонстрации, голодовки и т.д. Использование тех, или иных приемов и методов воздействия на государственные органы в деятельности общественных организаций зависит от складывающейся общественно-политической ситуации, уровня развития организаций, зрелости и активности их членов, социальной остроты и общественной значимости возникшей проблемы.

Нередко, для усиления давления на институты власти, придания высокой социальной значимости какой-либо конкретной проблеме, решение которой зависит от государства, общественно-политические организации тесно взаимодействуют с политическими партиями. Часто в таких ситуациях они координируют свои действия с профессиональными и другими социально-экономическими организациями, с профессионально-творческими и любительскими объединениями людей, которые также играют заметную роль в политической жизни общества.

Деятельность общественно-политических организаций осуществляется в установленном государством правовом поле, с соблюдением конституционно-правовых норм и принципов. Законы любого государства не допускают создания и функционирования общественных организаций, в деятельности которых используются дискредитация существующего политического строя, призывы к нарушению единства и территориальной целостности страны, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

Однако это не означает, что в реальной жизни в некоторых странах не возникают общественные организации, которые стремятся использовать противоправные приемы и методы давления на государство, достижения определенных политических целей. Такие действия, как правило, пресекаются. В демократических странах они получают соответствующую правовую оценку, а деятельность общественных объединений, их допустивших, запрещается. Крайне редко общественные организации могут действовать нелегально.

Широкое многообразие общественно-политических организаций участвует в современном политическом процессе в России. В отличие от советского периода, когда общественно-политические организации были представлены единственной молодежной организацией – ВЛКСМ, небольшим числом ветеранских, женских, пропагандистско-просветительских, патриотических организаций, действовавших под руководством КПСС, и скорее являвшимися государственными, чем общественно-политическими, в настоящее время в стране функционируют десятки и даже сотни общественно-политических организаций.

Созданы и действуют многие молодежные организации различной направленности, ветеранские организации участников различных войн и военных конфликтов, ликвидации чрезвычайных ситуаций, военнослужащих и сотрудников запаса и в отставке разных силовых ведомств, организации ветеранов труда разных сфер профессиональной деятельности, значительное число женских, пропагандистско-просветительских и патриотических организаций. В российском обществе активно функционируют правозащитные организации, отстаивающие права разных социальных групп и отдельных граждан.

Деятельность большинства современных общественно-политических организаций способствует развитию социально-политической активности людей, демократизации политической жизни страны, является эффективным каналом взаимосвязи российского государства со своими гражданами. Однако, некоторые современные российские общественно-политические организации пока являются весьма немногочисленными, можно сказать «камерными», не играют заметной роли в общественной жизни страны, занимаются частными проблемами.

Иногда отдельные общественные организации допускают противоправные деструктивные действия, ведущие к конфликтным ситуациям, социально-политическим эксцессам. Все это означает, что в настоящее время требуется дальнейшее совершенствование организации и функционирования общественно-политических организаций в России, усиление правового регулирования их деятельности в целях оптимизации социально-политического статуса негосударственных общественных объединений.

Помимо общественно-политических организаций важную роль в политической жизни выполняет и такая разновидность общественно-политических объединений как общественно-политические движения. По сравнению с политическими партиями, общественно-политическими организациями, которые, как правило, функционируют в отдельных странах, общественно-политические движения по масштабам и размаху могут быть местными, общенациональными, региональными и мировыми, иметь широкую социальную направленность, ориентироваться на различные социально-политические идеалы.

Общественно-политические движения – это продолжительные совместные действия людей, часто разделенных территориально, направленные на достижение общественно значимых целей.

Основными чертами общественно-политических движений являются широкая социальная база и разнообразие участвующих в них социальных сил, массовость, стихийность зарождения, незавершенность структуры, разнообразие стилей и форм деятельности.

Среди современных мировых и региональных общественно-политических движений выделяются антивоенные движения, движения за демократизацию международных отношений, против распространения оружия массового уничтожения, расовой и национальной дискриминации, терроризма, за права и свободы человека, политическую самостоятельность и национальный суверенитет, экологические и антиглобалистские движения. Общенациональные и местные общественно-политические движения возникают по поводу решения государством актуальных проблем, значимых для населения и отдельных социальных групп конкретной страны, ее отдельного региона, административно-территориального образования.

К таким общественно-политическим движения можно отнести движения в поддержку государственных и политических институтов, известных политических лидеров, социальных групп и граждан, социальных инициатив, развития политических институтов, известных политических лидеров, социальных инициатив, движения за отставку парламента, правительства, руководителей регионов и городов, за уравнивание женщин в правах с мужчинами, против ограничения и нарушения прав и свобод отдельных социальных групп и образований, граждан, против ущемления социальных интересов граждан в отдельных сферах общественной жизни и т.д. Общественно-политические движения разного уровня и характера часто самым различным образом взаимодействуют между собой, могут объединяться в единый фронт.

Общественно-политические движения, как правило, не имеют однозначной, комплексной программы и четких принципов действий. Они формируются и развиваются в связи со стремлением людей реализовать какую-либо социально-значимую для них цель на основе таких понятий как «справедливость», «демократия», «равноправие», «свобода». Движение обычно состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, общественно-политическая организация, блок партий и организаций, социально-активная группа людей и участников движения, консолидирующихся вокруг ядра.

В становлении и развитии общественно-политические движения проходят обычно три основные стадии. На первой стадии, в ответ на возникшие потребности общественной жизни, зарождается идея формирования общественно-политического движения, складываются его ядро и активисты, осуществляется выработка целей и задач движения. На второй стадии пропагандируются цели и задачи движения, осуществляется широкая агитация, привлекаются сторонники среди разных социальных групп и слоев населения.

На третьей стадии формулируются конкретные предложения и требования к институтам власти по решению общественной проблемы, осуществляются организованные массовые действия в различных формах по реализации выдвинутых целей и задач. В процессе развития общественно-политических движений могут быть различные варианты их эволюции. С одной стороны, приобретая четкие организационные формы, они могут трансформироваться в общественно-политическую организацию и даже партию, включиться в борьбу за участие в государственной власти, а с другой – в результате достижения цели и задач, или отсутствия перспективы их достижения, движение затухает, сходит с политической сцены.

В современных условиях общественно-политические движения занимают свою нишу в мировом политическом процессе, в политической жизни отдельных стран, оказывают заметное влияние на социально-политические отношения. В 80-е – начале 90-х годов ХХ века значительную роль в политической жизни СССР играли, например, народные (национальные) движения и фронты. Они представляли массовые общественно-политические движения в поддержку демократизации общества, за возрождение народов, обретение ими экономической самостоятельности и государственной независимости. В последующем, большинство этих движений эволюционировало в политические партии национально-демократической направленности.

Общественно-политические движения на общенациональном и местном уровнях функционируют и в современной России. Однако, большинство этих движений не носят массового характера, их роль в российском политическом процессе малозаметна, а на выдвигаемые ими требования и предложения часто отсутствует необходимая реакция органов государственной власти. Слабость современных общественно-политических движений в России, неэффективность их действий объясняются, прежде всего, недостаточным уровнем политической культурой людей, отсутствием прочных связей между различными социальными группами и образованиями российского общества и неадекватным пониманием ими конкретной ситуации в стране, регионе.

Отрицательно влияют на общественно-политические движения амбициозность и эгоизм лидеров и инициативных групп, пассивность большинства политических партий и общественно-политических организаций, отсутствие конструктивных предложений с их стороны по разрешению возникающих проблем. Преодоление этих причин является необходимым условием усиления роли общественно-политических движений в политической жизни российского общества.

Разнообразие и активность общественно-политических организаций и движений характеризует процесс становления и развития гражданского общества, демократизацию политической жизни, утверждение и развитие общественного самоуправления. Деятельность общественно-политических организаций и движений способствует согласию социально-политических сил в обществе, влияет на выбор ими приоритетов и целей общественного развития.

Общественно-политические объединения являются необходимым элементом всех развитых общественных систем, показателем их зрелости. Еще более чем 150 лет назад французский мыслитель А. де Токвилль отмечал, что » в демократических странах умение создавать объединения – первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области».

Важнейшими разновидностями общественно-политических объединений в современных условиях являются политические партии, общественно-политические организации и движения. Каждый из этих видов общественно-политических объединений обладает своими особенностями, структурой, спецификой содержания, характера и цели деятельности.

В общей системе социальных отношений политические партии, общественно-политические организации и движения представляют механизм взаимодействия государства и гражданского общества, являются институциональными субъектами политики, активно влияющими на политическую жизнь общества, содержание и направленность политического процесса. Благодаря деятельности политических партий, общественно-политических организаций и движений, призванных отражать, выражать и защищать разнообразные социальные потребности и интересы людей, во многом достигаются устойчивость и эффективность государственной власти, стабильность и прогресс общества.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «политическая партия». Назовите главное отличие политической партии от других общественно-политических объединений.

2. Выделите основания классификации политических партии и назовите их основные типы. Чем отличаются правящие и оппозиционные политические партии?

3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем. Какой из них и почему, по вашему мнению, является в современных условиях наиболее оптимальным?

4. Перечислите правовые нормы организации и деятельности политических партий в современной России, закрепленные в Конституции РФ и Федеральном Законе РФ «О политических партиях».

5. Назовите отличительные признаки, главные приемы и методы деятельности общественно-политических организаций. Какие современные общественно-политические организации, действующие в России, Вы знаете?

6. Сформулируйте предпосылки и факторы возникновения и существования общественно-политических движений и раскройте их роль в современном мире.

7. В чем содержание и характер взаимоотношений Вооруженных сил и общественно-политических объединений в современной России?

Литература

Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. – Курск, 2005.

Дюверже М. Политические партии. Пер с фр. – М.: Академический проект, 2002.

Конституция Российской Федерации. – М.: Ось – 89, 1998.

О политических партиях. Федеральный Закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 2001 . – № 29. – ст. 2950.

Партии и выборы: хрестоматия // Отв. ред и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. – М.: ИНИОН РАН, 2004.

Политические партии России: прошлое и настоящее: сб. статей //Отв. ред. М.В. Ходяков. – СПб.: изд-во СПбУ, 2005.

Серебрянников В.В. Силовые структуры и политические партии // Власть, 1999. — № 11.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественные организации – это инструмент дляреализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Социальная база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп.

Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

Основные характеристики политических процессов

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Политический процесс раскрывает две основные формы политического волеизъявления граждан:

– различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов – участие в выборах, референдумах, членство в политических партиях и т. д.;

– формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему. Однако все формы политического поведения и деятельности субъектов объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.

Политический процесс осуществляется в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества политический процесс осуществляется:

– на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне;

– внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов;

– в тех или иных политических партиях и общественных движениях.

Изменения и преобразования в политической сфере общества происходят в результате взаимодействия различных субъектов политики и влияния ряда факторов.

Основные этапы формирования и развития политического процесса:

– этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;

– этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля;

– реализация политических решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

Демократические политические процессы сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

Виды политических процессов

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему.

Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования – политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты.

Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

Общественные организации, как было отмечено выше, являются важным институтом развитого гражданского общества. Развитость этого сектора в структурном, качественном отношениях — своего рода показатель развитости демократии как таковой в данном обществе, индикатор уровня социального развития, умонастроений, реальных прав, свобод и возможностей граждан.

Общественные организации являются важнейшим инструментом выражения и достижения целей, поставленных перед собой группами (объединениями) граждан.

В зависимости от поставленных целей и задач, способов и методов их достижения общественные организации делятся на несколько видов, типов (в зависимости от принципа систематизации). Среди множества подходов к систематизации типологизации общественных организаций следует выделить следующие, наиболее употребимые:

  • 1) по возрастному составу членов организации:
    • а) детские (Белорусская пионерская организация, Белорусский Союз Скаутов);
    • б) молодежные (Белорусский Союз Скаутов, Белорусский Союз молодежи, Лига Добровольного труда молодежи);
    • в) ветеранские (организации ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов (войны в Афганистане) и др.
  • 2) по тендерному критерию:
    • а) женские; б) сексуальных меньшинств.
  • 3) по профессиональному составу (целям, сфере деятельности):
    • а) рабочих; б) рабочей и сельской интеллигенции; в) научной интеллигенции и т.д.

по социальному составу;

по способам и методам действий:

Среди множества классификаций, применимых к структурному анализу общественных объединений, следует учитывать и подходы, точки зрения политологов, исследователей, влияющих как на определение критерия систематизации; так и на выделение конкретным структурных компонент в ее рамках. Пример: марксист, по всей видимости, систематизирует по социальному составу общественные объединения на: рабочие, крестьянские, дворянские и др. (т.е. по классовому признаку в соответствии с теорией марксизма-ленинизма); современные же политологи более склонны брать «на вооружение» англо-американские методики систематизации «третьего сектора» , где уже под термином «класс» может подразумеваться группа с определенными доходами (например, «средний класс») и т.д.

Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным «всплеском» самодеятельной активности масс. Из последних изменений в политических системах стран Западной Европы и США следует назвать появление и достаточно активную роль в общественно-политической жизни так называемых «новых социальных движений» (НСД).

Как таковые НСД оформляются в 1970-е гг. как результат системных изменений в западноевропейских обществах: общий кризис морали и ценностных установок западноевропейского общества, НТР и развитие сети коммуникаций, нерешенность и усугубление многих социальных проблем (экология, милитаризация, региональные конфликты и терроризм, снижение качества жизни и др.), скепсис в отношении эффективности демократии, ее институтов, недоверие традиционным общественным объединениям (партиям, профсоюзам и т.п.), органам государственной власти, стремление граждан к непосредственному участию в решении различных вопросов (в т.ч. и глобальных). Основные направления НСД: экологическое, антивоенное (пацифистское), гражданских инициатив (правозащитное), неофеминизм, солидарности со странами третьего мира, коммунитарное движение и, конечно же, антиглобалисты, неокульты (секты, новые религиозные движения).

Новые социальные движения представляют собой демократические движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические, антивоенные, неофеминистские движения,движения в защиту гражданских прав и др. Несмотря на разнообразный социальный состав, мозаичный характер концепций, участников данных движений объединяет критическое отношение ко многим реалиям современного общества, стремление найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем.

Особенностью новых социальных движений стал поиск новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов социального протеста. Широкое распространение получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся реализовать новую систему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы — форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

Что касается стран так называемого «реального социализма», то здесь формально существовала широкая сеть общественных объединений, охватывающая значительную часть населения. Но фактически общественные организации и движения выполняли роль придатка государственной машины, приводного ремня от коммунистической партии к массам и не имели подлинно общественного, самодеятельного характера. По мере демократизации общества и трансформации политических систем в СССР (СНГ) и странах Восточной Европы происходят существенные изменений в системе общественных объединений. Рост политической активности граждан нашел свое выражение не столько в обновлении существовавших общественных структур, сколько в создании новых самостоятельных организаций и движений. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась созданием множества неформальных общественных формирований — нетрадиционных, альтернативных организаций и движений, которые действовали вне рамок официальных структур, опираясь лишь на инициативу самих граждан и не претендуя на официальный статус. Их деятельность первоначально носила в основном локальный, культурно-просветительский, экологический характер. Но постепенно наблюдается политизация неформального движения, его соединение с широкими народными выступлениями. Особо важное значение имело образование и деятельность Народных Фронтов, а также развитие рабочего, экологического, и др. движений. Во многих случаях неформальные группы, формирования стали прообразом новых общественных организаций и даже политический партий.

политический партия общественный движение

Добавить комментарий