Общественный строй вавилона

Законы Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов.. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Тексты составлены в основном в казуистической форме.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Общественный строй Вавилонского государства

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет.Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. 4 Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»)

Обязательства. Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). ^ Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится оразличногорода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возник­ли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих не­больших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Госу­дарство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения стра­ны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию госу­дарства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро — Аккадское царство.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи. Победив Шумеро — Аккадское царство, они расселились на его территории. Одним из опорных пунктов ко­чевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение,и при цареХаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония) в 1595 г. до н. э. было унич­тожено хеттами и касситами.

В VII-VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем — настала эпоха Ново- Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство пре­вратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию за­хватывает персидский царь Кир. В обществе развивались рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Получили развитие ремесло и торговля. В IV в. до н. э. Вавилон был покорен Александром Македонским.

Общественное устройство Древнего Вавилона было типично рабовладельческим. Соответственно, низший общественный слой составляли рабы — вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Было распро­странено и долговое рабство (до 3 лет). Рабы подразделялись на царских, храмовых и ча­стновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые зна­ки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хо­зяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и пе­реходило к нему после смерти раба.

Свободное население Вавилона делилось на:

полноправных свободных граждан (авилум). Они могли владеть землей, несли иму­щественные и личные повинности;

неполноправных граждан (мушкенум) — жителей покоренных городов и областей.

Наряду с сословным делением населения существовало разделение по профессио­нальным занятиям:

— придворные служащие — царские телохранители и высшее жречество;

— «баирум» («редум»), «декум» («луббутум») — воины, находившиеся на царской службе и военноначальники,

— храмовые служащие;

— чиновничество,

— крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики (находились на низших ступенях профессионально-служебной лестницы).

По своему государственному строю Древне-вавилонское царство было централизо­ванным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Сни­зу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, — Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств.

Древневавилонские правители создали отлаженный управленческий механизм: все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлек­ло вытеснение родовой знати служилой. Очень ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись ор­ганы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматри­вающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция — он имел право по­милования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судеб­ную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В нововавилонском об­ществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представи­тели народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походовсбзыва- лось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общин­ного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относитель­но земли воина считались ничтожным. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат («илку») или отдававших это имущество внаем.

Законы Хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — Покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов и не имеют религиозных или морализирую­щих элементов.

Текст сборника законов состоит из трех частей:

— введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для то­го, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

— 282 статьи законов;

— обширное заключение.

Источниками при составлении Законов Хаммурапи послужили: обычное право; шу­мерские судебники; новое царское законодательство.

Право собственности и обязательственное право Вавилонскому праву из­вестны государственная, общинная, частная собственность на землю. Царским и храмо­вым хозяйством управлял царь через чиновников. Коллективными владениями община пользовалась сообща. Эти земли были изъяты из оборота и первоначально не могли быть предметом купли-продажи, дарения и т.п. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат («илку»), подчинялись особому правовому режиму.

Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. Законами Хам­мурапи подробно регулировались отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

Семейное и наследственное право. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею при­даное, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если жена была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Бу­дучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отда­вать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наслед­ства сына, не совершившего преступления.

Уголовное право. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые при­знаются преступными, Законы Хаммурапи не давали. Но из их содержания можно выде­лить три основных вида преступлений:

— против личности;

— имущественные;

— против семьи.

К преступлениям против личности законы относили неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.

Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, рабов. Отлич­ными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбодеяние (не­верность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Кроме того, Законы Хаммурапи устанавливали ответственность отдельные за пре­ступления против государства (ответственность хозяйки корчмы за недонесение о гото­вящемся заговоре) и против правосудия (лжесвидетельство, изменение судьёй приговора).

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

— смертная казнь — сожжение, утопление, посажение на кол;

— членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.;

— штрафы;

— изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законо­датель руководствовался «принципом талиона» — «мера за меру», когда виновному назна­чалась та же участь, что и потерпевшему.

Процессуальное право. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осу­ществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Явку виновного (ответчика) и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Судоговоре­ние проходило в форме своеобразного состязания (спора) между потерпевшим и винов­ным. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (суд божий), например, испытание водой. Согласно нормам процессуального права судья обя­зан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

1.3. Периодизация истории и государственный строй
Древнего Египта

Государство Древнего Египта — одно из древнейших государств в мире. Оно сложи­лось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования — номы. Они также возникли вследствие развития поливно­го земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства — Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

— период Раннего царства (3100-2800 гг. до н. э.);

— период Древнего царства (около 2800 — 2250 гг. до н. э.);

— период Среднего царства (около 2250 — 1600 гг. до н. э.);

— период Нового царства (1575 — 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожеств­лением ее носителей. В руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централиза­ции управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства — мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство — проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозного обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, вер­ховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник — везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью но­мархов — правителей номов (областей). Постепенно фараоны ограничивали власть номар­хов, заменяя независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти, что способствовало объединению государства и укреплению центральной власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воины, охранявшие царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укре­пление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделе­на на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых ру­ководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области — номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный ка­значей и начальник всех царских работ. Постепенно служилая знать стала отодвигать на второй план знать аристократическую — фараон оказывал покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им санов­ник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникло кадровое офицерство. В Египте начала формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

В Новом царстве шло расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики была создана постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота. Регулярная армия пополнялась в ходе периодически проводи­мой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемни­ков из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции в Древнем Египте сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства — специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зер­нохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в каче­стве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции от­носились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судья­ми в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуще­ствлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных катего­рий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право Древнего Египта

Источниками права в Древнем Египте были обычаи (первоначально), законы царей (фараонов), распоряжения джати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте находилась в собственности фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во вла­дение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин, ими управлял общинный совет.

Обязательственное право. Для заключения договора требовалось произнести торже­ственную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в пись­менной форме. Купля-продажа земли дозволялась представителям высших сословий. В VII в. до н.э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. В Египте был также распространен договор займа. До VII в. до н.э. в случае неуп­латы долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захва­тить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника.

Сельскохозяйственные угодья могли сдаваться в аренду на один год, при этом обра­ботка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждени­ем арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвоз­мездной сделкой.

Семейное и наследственное право. Брак в Египте заключался на основе договора ме­жду мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собст­венностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее, достаточно высокое положение в семье, утрачи­вает прежнее равенство с ним.

Египетское право разрешало наследование, как по закону, так и по завещанию. На­следниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам.

Уголовное право. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государствен­ной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбо­деяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Процессуальное право. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по граж­данским делам. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

1.5. Государственное устройство и общественный строй
Древней Индии

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет на­зад в долине реки Инд. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро — крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разло­жение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершил­ся с приходом индоарийских племен.

Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой поло­вины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образова­нием классового общества и государства — крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь — раджа, вначале назначавшийся народным собра­нием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи стала на­следственной, а роль народных собраний существенно уменьшилась. Органы племенной администрации переросли в государственные органы. Рабовладельческая знать заняла высшие должности в государственной администрации, а племенная дружина превратилась в постоянное войско. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллек­тивов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

Магадхо-Маурийская эпоха была названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период, стала Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV — III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.

Империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства — во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и аппарат управления, распалась на множество госу­дарственных образований.

Особенностью общественного строя Древней Индии явилось то, что разложение пер­вобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства при­вело к появлению сословий — варн. Все свободные люди стали делиться на группы, нерав­ные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабо­владельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

— брахманы — члены жреческих родов;

— кшатрии — военная аристократия;

— вайшьи (вайшии) — свободные полноправные общинники;

— шудры — низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах — дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предпи­сывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Вне варн стояли отверженные (чандалы и парии), а также рабы.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому, в частно­сти, способствовали наследственно закрепленные профессии, строгое запрещение перехо­да из одной варны в другую, ограничение смешанных браков. Впоследствии, с превраще­нием свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению прибли­жаться к шудрам, а две первые касты знати обособились от двух низших.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку она объединяла значительную часть населе­ния — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался госу­дарственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного расслоения:

— верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

— общинники, которые сами работали на своих участках;

— разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были выну­ждены работать в качестве арендаторов.

Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью — наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индий­ские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей. Характерной чертой древнеиндийского рабства также было на­личие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Рабский труд не играл значительной роли в экономике. Кроме того, в праве древ­неиндийского государства отсутствовало отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.

Для государственного устройства Древней Индии Магадхо-Маурийской эпохи были характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования — еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наслед­ником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью — был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.

В число высших царских чиновников входили:

— пурохита — главный советник и жрец царя, принадлежавший к влиятельному брах­манскому роду;

— охармадьякша — верховный судебный чиновник, глава судебного ведомства;

— сеналпати — командующий армией.

При царе существовали советы: паришад — совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет.

В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его полити­ку. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, а его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобра­зования претерпела и сабха — ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа-сабхи.

В эпоху Маурьев государство имело следующее и административно – территориальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); округа (ахале); деревни. Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для про­верки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных ин­спекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинци­ального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов:

— царские;

— внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вме­сте с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состояв­шая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежа­ло право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший.

Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назна­чаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Она должна была стоять на защите государственной целостности, а также выпол­няла функции по охране общественного порядка. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу, среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

— наследственные воины — кшатрии;

— наемники;

— воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Упадок Шумеро-аккадского царства привел к политической раздробленности и борьбе городов-государств за политическую гегемонию. Постепенно в этой борьбе возвышается город Вавилон (Баб-Илу – «Ворота Бога»), расположенный в стратегически удобном месте, где брата свое начало ирригационная система Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути всей Передней Азии.

Вавилон дважды становился столицей централизованного государства. Первое возвышение Вавилона связано с I Вавилонской династией, время правления которой называют старовавилонским периодом (2003–1595 гг. до н.э.). Второй подъем – после крушения Ассирийской державы (605–539 гг. до н.э.) – принято называть Нововавилонским царством.

Расцвет Вавилона в эпоху Старовавилонского царства приходится на правление шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Он создал единое государство, включившее основную часть Междуречья. Возвышение Вавилона при Хаммурапи связано с дальнейшим развитием ирригационного земледелия, расширением посевных площадей, расцветом садоводства и получением больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур. Хаммурапи сохранил экономическую свободу производителя, он не стал отбирать землю у крестьян, а воспользовался только теми землями, которые общины выделили ему как царю.

Общественный строй. Развитие товарно-денежных отношений, торговли, ремесел сформировало общественный строй с четко выраженными различиями в правовом статусе социальных групп. Эти различия определялись рядом статусов: статус свободы, социального происхождения, выполняемых функций (профессия). Структура рабовладельческого общества была юридически закреплена Хаммурапи в его судебнике – Законах Хаммурапи. 282 статьи законов охватывали практически все аспекты жизни вавилонского общества. Все население подразделялось на свободных и рабов.

Свободный гражданин именовался авилум – человек. Однако свободное население Вавилона не было однородным в социальном отношении и включало крупных земельных собственников, гамкаров (торговые агенты), жречество, телохранителей царя – рабовладельцев, а также крестьян-общинников и ремесленников, входивших в класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи в ст. 202 различает человека «высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершенное правонарушение.

С точки зрения объема прав и обязанностей свободное население разделялось на полноправных граждан, имевших имущество, земельный надел, обладающих правами и несущих повинности в пользу государства, и неполноправных мушкенумов – «склоняющихся ниц». Они были свободными, но экономически зависимыми от царя и работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной в результате процесса расслоения, они потеряли свой земельный надел (собственность) и получали его за царскую службу в условное владение. Они были ограничены в гражданских правах. Так, членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении авилума действовал принцип талиона («око за око, зуб за зуб»). Оплата лечения мушкенума была в два раза меньшей, чем свободного человека. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за вещь, находящуюся в собственности царя или храма, – 30-кратный штраф. Тем не менее мушкенумы имели имущество и рабов, их права как собственников строго защищались. Происхождение этой социальной группы спорно: одни ученые рассматривают их в качестве вольноотпущенников, а другие склонны считать их жителями покоренных Хаммурапи городов и областей.

Низший класс вавилонского общества составляли рабы – вардум. Были внешние отличия рабов от свободного населения: табличка на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Источниками рабства были: война; расслоение, приводившее к закабалению соплеменников; власть отца, позволявшая ему продавать в рабство детей; обращение в рабство за преступления; рождение рабом; самопродажа в рабство за долги. Законы Хаммурапи рассматривали рабов как вещь, находящуюся в собственности хозяина. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Различались рабы частновладельческие, государственные (дворцовые), храмовые, рабы мушкенумов. Раб не мог самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, заключать сделки, выступать истцом и ответчиком в суде. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Однако рабство в Древнем Вавилоне не было классическим. Рабы также обладали правами, хотя и очень ограниченными. Они могли иметь небольшое имущество (хотя оно считалось частью собственности хозяина). Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников.

В зависимости от функций, выполняемых в обществе, их значимости судебник выделяет достаточно широкий перечень профессиональных групп. Особое место среди них занимает военное сословие – опора власти правителя. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел. Высокое положение занимали также жречество, высшее чиновничество, знатные вельможи.

Предметом особой заботы государства была торговля, которой занимались тамкары. Судебник определяет подробно их правовое положение. Они вели крупную государственную торговлю, часто осуществляя ее через мелких торговцев-посредников – шаммалумов. Тамкары пользовались широкой свободой торгово- финансовой деятельности, выступали арендаторами царской земли, ростовщиками, создавали банковские дома, совершали крупные сделки. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома.

Государственный строй. Система публичной власти Древнего Вавилона имела черты восточной деспотии. Во главе государства стоял царь, формально обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Царская власть не была деспотической безоговорочно. Во-первых, царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле, поэтому всего лишь осуществлял волю Творца. Несмотря на то что Хаммурапи назывался «богом царей, знающим мудрость», «сердцем Вавилона», «возлюбленным богини Иштар», однако он не был самим божеством и даже верховным жрецом. Царь, например, мог войти в храм только во время празднования Нового года, здесь ежегодно повторялся обряд коронации, принятия им из рук верховного вавилонского бога Мардука царской власти. Во-вторых, три священных города Вавилонского царства – Ниппур, Сиииар и Вавилон – находились под защитой местного божества, имели льготные грамоты и привилегии. Царь не имел права сажать в тюрьму их граждан, заставлять их служить в армии и работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. В-третьих, даже в правление Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления: советы старейшин, старосты общин, хотя и в урезанном виде, но они сохраняли административные (управление общинными землями), финансовые (определение размеров податей), судебные (разрешение споров) функции, а также функцию по поддержанию общественного порядка.

Наиболее сильной царская власть была при Хаммурапи. Экономической основой деспотической власти был обширный фонд царских земель, которые либо сдавались в аренду, либо обрабатывались ишшаккумами – работниками подневольного труда, жившими на царской земле и работавшими за зерновое довольствие. Царская власть опиралась на постоянную армию, формировавшуюся из отрядов тяжеловооруженных (редум) и легковооруженных (баирум) воинов. Их права и обязанности закреплены в 16 статьях судебника. Воины получали за службу неотчуждаемые земельные наделы с садом, домом и скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров – декума и лубутума, предостерегали их использовать в своих целях имущество солдата. Статьи 27–29 судебника предусматривали выкуп воина из плена, обеспечение его семьи путем сохранения участка за малолетним сыном, сохранение всех имущественных прав в течение года. Достаточно высокий статус профессиональных воинов был обусловлен и тем, что армия выполняла полицейские функции.

Управление осуществлялось благодаря огромному бюрократическому аппарату, иерархически выстроенному и подчиненному непосредственно царю. Следует отметить, что система у правления была дворцовой, где высшие чиновники, управлявшие дворцовым хозяйством, одновременно занимали высшие посты в государстве. Во главе централизованного механизма государства стоял верховный сановник – нубанда, аналог визиря. Функционировали центральные ведомства: финансово-податное, военное, судебное, общественных работ. Так, финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой (учитывались урожай, скот, изготовление ремесленных изделий). Был учрежден царский суд, выполнявший все судебные функции и призванный заменить собой храмовый суд, суд общины или суд квартала в городах. За ними была оставлена функция разрешать семейные конфликты. Судьи были объединены в коллегии, им подчинялись служащие судебной администрации: глашатаи, гонцы, писцы, составлявшие судейский протокол.

Страна была разделена на области, находившиеся под управлением царских чиновников – шакканаккумов, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых старост общин – рабианумов. Хаммурапи активно боролся со взяточничеством, подкупом, леностью, недисциплинированностью административного аппарата. Сохранились 60 приказов Хаммурапи царским наместникам, военачальникам, послам, в которых прописано строгое следование законам.

Цивилизация Древнего Вавилона была одной из самых развитых на Ближнем Востоке. Ученые утверждают, что именно в ней зародилась первая письменность. Государственный аппарат имел строгую иерархию, а характеристики общества были характерны для того времени и включали бесправные слои социума.

Общественный строй Древнего Вавилона

В цивилизации население подразделялось на два класса: свободных граждан и рабов. Зависимые от распоряжений других лиц граждане подразделялись на несколько групп:

  • храмовые;
  • царские;
  • частных владельцев.

Вавилонская башня

Источником рабства являлись военнопленные. Также в данную категорию попадали должники. Рожденные от рабов, попадали в ту же категорию. Они владели имуществом только с разрешения хозяина. При смерти раба, его состояние переходило в управление владельца.
Закон защищал только женщин — рабынь, зачавших ребенка от господина. Они пользовались положением свободных людей. Находившиеся в статусе рабов из-за невыплаченных займов, освобождались от положения по истечению трех лет.
Свободные граждане Вавилона подразделялись на две категории:
Полноправные. К ним относились авилумы, обладающие правом на землей, и несущие обязательства перед государством, в том числе личным имуществом. Его жизнь имела определенную ценность.
Неполноправные. Мушкенами называли граждан, служивших при царском дворе. Имущество данных граждан особо охранялась законом.

Государственный строй Древнего Вавилона

Управление царством осуществлял Энси, что в переводе означало «тот, кто построил храм». Он устанавливал порядок течения жизни в пределах городского поселения. Если власть выходила за территориальные рамки, то его называли лагуль — «большой человек».
Для Древнего Вавилона была характерна форма правления в виде неограниченной восточной деспотии. Правитель не всей полнотой власти, судебное производство осуществляли специально назначенные и обученные чиновники. Они проходили обряд посвящения каждый год. Лугаль не имел полноту власти в пределах ряда административных единиц.
Служил помощником царя Нубанда.
Город делился на регионы, находящиеся под управлением должностных лиц, назначаеых Лугалем. Совещательной функцией обладала община, возглавляемая старостами.
Охраняло государство армия из вавилонян. Они получали за службу наделы земли, где могли вести хозяйство.

18. Социальная структура Вавилона

Социальная структура месопотамского общества была сложной, связанной с многоукладным характером экономики, с незавершенным образованием классов, с ранним и относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хозяйстве и не затронувших в значительной мере общинного производства.

Наиболее четкие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами. Между тем рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства Месопотамии. Он был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. Граница социально-экономических различий четко проходила между государственной верхушкой, не принимавшей участия в производительном труде, и общинниками-земледельцами, ведущими самостоятельное мелкое хозяйство, составлявшими самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения.

Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного найма. Разорившиеся общинники-земледельцы пополняли ряды рабов и зависимых арендаторов в царском и храмовом хозяйстве.

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы (вардум). Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Они были царские, храмовые, частновладельческие. Для обозначения рабского состояния вырезались или выжигались на теле особые знаки, рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.

Основную массу свободного населения составляли полноправные, свободные граждане (авилум). Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности, но не были однородным сословием: имелись зажиточные общинники и обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. К свободным, но неполноправным жителям относились жители покоренных городов и областей – мушкенум.

Вавилонское общество имело четкое деление по профессиональным занятиям: высшее положение занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество; затем шли разного рода военнослужащие; храмовые служащие; чиновничество; низшие ступени лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий