Орган судейского сообщества

Положение об органах судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

Принято общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации

21 октября 2014 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации (далее — Верховный Суд) формируются и действуют в соответствии с Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № З0-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», иными федеральными законами и настоящим положением.

1.2. Органами судейского сообщества в Верховном Суде (далее — органы судейского сообщества) являются общее собрание судей Верховного Суда (далее — общее собрание судей) и Совет судей Верховного Суда (далее — Совет судей), предназначенные для выражения интересов судей Верховного Суда как носителей судебной власти.

1.3. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, во взаимодействии с руководством Верховного Суда, при неукоснительном соблюдении принципов гласности, независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

2.1. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

— защита прав и законных интересов судей Верховного Суда, связанных с обеспечением их независимости, поддержанием уровня квалификации, материальной и социальной защитой судей и членов их семей;

— утверждение авторитета Верховного Суда и судебной власти, обеспечение выполнения судьями Верховного Суда требований, предъявляемых к ним кодексом судейской этики.

3. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СУДЕЙ

3.1. Общее собрание судей является высшим органом судейского сообщества в Верховном Суде.

3.2. Общее собрание судей считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда. В работе общего собрания судей могут принимать участие судьи Верховного Суда, пребывающие в отставке. Решения принимаются большинством голосов судей, участвующих в работе общего собрания.

3.3. Общее собрание судей:

— избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства;

— принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде;

— утверждает акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в Верховном Суде, и вносит в них изменения;

— избирает судей Верховного Суда в Совет судей.

3.4. Для решения отдельных задач, связанных с выполнением функций общего собрания судей, при необходимости могут создаваться рабочие органы — комиссии (редакционная, счётная и т.д.). Цели, порядок, период работы и персональный состав таких комиссий рассматриваются и утверждаются на заседании общего собрания судей.,

3.5. Председатель общего собрания судей избирается открытым голосованием на каждом собрании большинством голосов.

4. СОВЕТ СУДЕЙ

4.1. Совет судей является выборным органом судейского сообщества, подотчётным общему собранию судей.

4.2. Совет судей избирается сроком на три года общим собранием судей открытым голосованием из числа выдвинутых в коллегиях (составах) судей, в том числе почётных судей Верховного Суда, с их согласия.

Совет судей избирается в количестве десяти судей Верховного Суда по следующим нормам представительства:

от Судебной коллегии по уголовным делам — три судьи;

от Судебных коллегий по административным, гражданским делам, Судебной коллегии по экономическим спорам — по два судьи;

от Судебной коллегии по делам военнослужащих — одного судьи.

Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов. По истечении указанного срока полномочия Совета судей сохраняются до проведения очередного общего собрания судей.

4.3. Совет судей может осуществлять свои полномочия, если в его состав избрано не менее семи членов Совета.

4.4. Члены Совета судей осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности, обязаны участвовать в заседаниях и отчитываться о выполнении возложенных на них Советом судей поручений.

4.5. Полномочия члена Совета судей могут быть досрочно прекращены решением Совета судей по его инициативе или в связи с невозможностью осуществления полномочий члена Совета судей либо решением общего собрания судей по мотивированному представлению Совета судей.

4.6. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Совета судей осуществляется соответствующими управлениями Верховного Суда.

Информацию для обеспечения деятельности Совета судей в соответствующее управление Верховного Суда представляет Председатель Совета судей.

4.7. Обеспечение делопроизводства, подготовка заседаний Совета судей, ведение протоколов и осуществление иных полномочий секретаря Совета судей возлагаются решением Председателя Верховного Суда или его первого заместителя на одного из работников аппарата Верховного Суда по представлению Председателя Совета судей.

4.8. Совет судей:

— участвует в принятии решений организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности;

— вносит предложения о награждении судей и присвоении им почётных званий и квалификационных классов;

— не реже одного раза в год созывает общее собрание судей и отчитывается о своей деятельности;

— осуществляет иные полномочия по вопросам, связанным с деятельностью Совета судей.

4.9. Совет судей вправе создавать временные комиссии для проработки предложений по отдельным вопросам, связанным с решением возложенных на Совет судей задач.

4.10. Повестку дня заседания формирует председатель Совета судей, а в его отсутствие — заместитель председателя Совета судей.

4.11. Заседание Совета судей считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины его членов.

Решения принимаются простым большинством голосов членов Совета судей, участвующих в заседании.

Постановление Совета судей подписывается его председателем.

4.12. В работе Совета судей могут принимать участие и вносить предложения руководители Верховного Суда и его структурных подразделений.

5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА СУДЕЙ

5.1. Совет судей избирает из своего состава подотчётных ему председателя и его заместителя. Член Совета судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя более двух раз подряд.

5.2. Председатель Совета судей:

— не реже четырёх раз в год созывает Совет судей, организует его работу и осуществляет руководство;

— регулярно информирует членов Совета судей о своей деятельности, судей Верховного Суда — о деятельности Совета судей;

— доводит до сведения руководства Верховного Суда о принятых Советом судей решениях;

— участвует в работе Совета судей Российской Федерации и его органов;

— осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами и настоящим положением.

5.3. В случае временного отсутствия председателя Совета судей его полномочия осуществляет заместитель председателя Совета судей.

5.4. Полномочия председателя Совета судей (его заместителя) могут быть прекращены Советом судей по его инициативе, либо в связи с невыполнением им требований настоящего положения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об органах судейского сообщества в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 15 февраля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002 года

ГЛАВА I. СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Судейское сообщество в Российской Федерации (далее — судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Судья — член судейского сообщества

1. Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Статья 3. Органы судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

2. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

4. В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.12.2010 № 346-ФЗ)

Статья 4. Основные задачи органов судейского сообщества

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Статья 5. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

Статья 6. Всероссийский съезд судей

1. Всероссийский съезд судей (далее также — съезд) является высшим органом судейского сообщества.

Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

2. Делегаты на съезд избираются по следующим нормам представительства:

от судей Конституционного Суда Российской Федерации — десять судей;

от судей Верховного Суда Российской Федерации — двадцать судей;

от судей каждого кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда — по два судьи; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

от судей каждого апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда — по два судьи; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

от судей каждого арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам — по два судьи; (В редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 231-ФЗ)

от судей каждого арбитражного апелляционного суда — по два судьи;

от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации — по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

от судей каждого окружного (флотского) военного суда — по два судьи;

от судей гарнизонных военных судов — по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;

от судей районных судов — по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

от мировых судей — по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;

от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — по одному судье.

(Пункт в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

3. Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов — на конференциях судей субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 14.08.2004 № 100-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ, от 29.07.2018 № 266-ФЗ, от 20.07.2020 № 231-ФЗ)

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, возникновении иных ситуаций, исключающих возможность проведения очередного съезда, созыв съезда может быть перенесен по решению Совета судей Российской Федерации на более поздний срок. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 231-ФЗ)

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Статья 7. Конференции судей субъектов Российской Федерации

1. Конференции судей субъектов Российской Федерации (далее также — конференции судей) представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений. (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

2. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу настоящего Федерального закона конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации, на последующие конференции судей — конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Формирование советов судей

1. Совет судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

В Совете судей Российской Федерации устанавливаются следующие нормы представительства:

от судей Конституционного Суда Российской Федерации — два судьи;

от судей Верховного Суда Российской Федерации — четыре судьи;

от судей кассационных судов общей юрисдикции — семь судей;

от судей кассационного военного суда — один судья;

от судей апелляционных судов общей юрисдикции — два судьи;

от судей апелляционного военного суда — один судья;

от судей арбитражных судов округов — четыре судьи;

от судей Суда по интеллектуальным правам — один судья;

от судей арбитражных апелляционных судов — шесть судей;

от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — пять судей;

от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации — восемь судей;

от судей окружных (флотских) военных судов — два судьи;

от судей гарнизонных военных судов — три судьи;

от судей районных судов — восемь судей;

от мировых судей — пять судей;

от судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — три судьи;

от каждого субъекта Российской Федерации — по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 231-ФЗ)

2. Члены Совета судей Российской Федерации, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.

3. Совет судей Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей Российской Федерации и его заместителей.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 05.10.2015 № 284-ФЗ)

Президиум Совета судей Российской Федерации избирается Советом судей Российской Федерации из числа его членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов, в том числе судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей судов общей юрисдикции, включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В состав Президиума Совета судей Российской Федерации входят по должности председатель Совета судей Российской Федерации и его заместители. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

4. Советы судей субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учетом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Совет судей субъектов Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя совета судей субъекта Российской Федерации и его заместителей.

Член совета судей субъекта Российской Федерации не может быть избран на должность председателя совета судей субъекта Российской Федерации или заместителя председателя совета судей субъекта Российской Федерации более двух раз подряд.

5. Полномочия члена совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей — соответствующим советом судей.

Статья 9. Совет судей Российской Федерации как орган судейского сообщества

1. Совет судей Российской Федерации является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только съезду.

2. Совет судей Российской Федерации созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

3. Рабочим органом Совета судей Российской Федерации является Президиум Совета судей Российской Федерации, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей Российской Федерации.

Заседания Президиума Совета судей Российской Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

31. Пленарные заседания Совета судей Российской Федерации и заседания Президиума Совета судей Российской Федерации проводятся в порядке, определяемом регламентом Совета судей Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2020 № 231-ФЗ)

4. Председатель Совета судей Российской Федерации созывает Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации и руководит их работой в соответствии с регламентом Совета судей Российской Федерации.

5. Председатель Совета судей Российской Федерации представляет Совет судей Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества.

6. По поручению председателя Совета судей Российской Федерации его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

Статья 10. Полномочия советов судей

1. Совет судей Российской Федерации:

1) созывает Всероссийский съезд судей;

2) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;

31) избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

4) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

5) определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;

6) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

2. Представители Совета судей Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании Российской Федерации.

3. Совет судей Российской Федерации, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

31. Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации, совет судей субъекта Российской Федерации в случае выявления признаков совершения судьей дисциплинарного проступка вправе провести проверку и направить в квалификационную коллегию судей обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка при исполнении судьей служебных обязанностей может быть направлено в квалификационную коллегию судей Советом судей Российской Федерации, иным органом судейского сообщества, указанным в

3.2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Бурдина Е.В., к.ю.н., доцент; доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета

Мордовский государственный университет им.

Н.П. Огарева, г. Саранск

Органы судейского сообщества — это органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые этим сообществом для выражения интересов судей, и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости судов и судей.

Органы судейского сообщества, участвуя в государственном управлении судами, наделены властными полномочиями. Однако органы судейского сообщества не входят в структуру государственных органов власти, в государственный механизм управления. Они являются органами негосударственного, публичного образования судей.

Рассматривая правовую природу органов судейского сообщества, следует отметить, что они являются органами самоуправляющейся организации и призваны формировать и выражать вовне ее волю.

По признаку наличия полномочий по формированию и выражению воли сообщества вовне органы судейского сообщества сопоставимы с органами юридического лица.

Так, по мнению М.И. Брагинского, органом юридического лица является его часть, которая формирует и выражает вовне его волю1. Поскольку органы судейского сообщества, также как и органы юридического лица, представляют собой конструкции, через которые сама организация себя проявляет, нельзя обойти вниманием вопрос об их разграничении.

Используя характеристики органа юридического лица, следует отметить иную правовую природу органов судейского сообщества и иную их сущность, что подтверждается следующим:

а) органы судейского сообщества являются субъектами публичного, а не частного права. Их образование и функционирование определяется нормами судоуст-ройственного законодательства;

б) органы судейского сообщества являются волеобразующими и волеизъявляющими. Однако, формируя и выражая волю судей как носителей судебной власти, не все органы могут олицетворять все судейское сообщество. Такие органы как собрания судей судов, конференции судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, квалификационные коллегии судей субъек-

1 См.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. — М.: Спарк, 1995. — С. 104.

тов РФ формируют и выражают волю тех судей, которые образуют данные органы, что и закреплено и в их наименованиях. По признаку наличия представительства от всех судов лишь Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ в полном смысле этого слова выражают волю всего судейского сообщества в Российской Федерации. Однако существование только названных структур значительно бы ослабило возможности судейского самоуправления, снизило бы возможности по обеспечению независимости судебной власти. В этой связи органы судейского сообщества как выразители воли профессиональной единой корпорации могут существовать только в системном качестве, т.е. как система органов, единство которой проявляется в единстве стоящих перед ней целей, задач, принципов;

в) органы судейского сообщества создаются с особой целью: для обеспечения независимости судебной власти, как одна из гарантий невмешательства кого-либо в деятельность по отправлению правосудия, для создания надлежащих условий для названной деятельности. Поэтому органы судейского сообщества призваны участвовать в деятельности по обеспечению правосудия;

г) если орган юридического лица может осуществлять любые виды деятельности, если это не запрещено законом, или не ограничено учредительными документами, то органы судейского сообщества, участвуя в системе государственного управления судами, могут выполнять только возложенные на них функции в рамках делегированных государством полномочий. При этом органы судейского сообщества финансируются не сообществом, а из федерального бюджета, через Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы.

Полагаем, намеченные нами признаки органа судейского сообщества позволят сопоставлять их и с другими частноправовыми и публично-правовыми явлениями в российском праве.

В соответствии с ст.29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном порядке органы судейского сообщества. В качестве таковых органов в указанном законе названы Всероссийский съезд судей — высший орган судейского сообщества, Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, которые формируются Всероссийским съездом судей.

Вопросы определения компетенции и порядка образования органов судейского сообщества разрешены Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» 2002 года, нормами которого установлена их система.

Система органов судейского сообщества представлена четырьмя типами органов судейского сообщества, выполняющих разные функции судейского самоуправления. К числу названных типов органов судейского сообщества относятся: съезд и конференции, советы судей, общие собрания судей, квалификационные коллегии судей. Видовой состав органов судейского самоуправления более разнообразен и обусловлен федеральным построением российского государства. Систему органов судейского сообщества

составляют: Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Действующие в Российской Федерации органы судейского самоуправления в законодательстве не названы как система. Однако в юридической литературе указывается на их системный характер2.

При отсутствии легального указания законодателя на системные качества органов судейского сообщества следует остановиться на анализе данного вопроса.

В философии нет однозначного толкования категории «система».

Термин «система» может пониматься и как определенный порядок в расположении и связи действий3, и как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство4. При этом для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность5.

Опираясь на выработанные в науке системообразующие факторы, проведем анализ совокупности органов судейского сообщества.

К числу системообразующих признаков6 относятся следующие:

Общность природного качества элементов, то есть элементы имеют только им присущие связи (общность происхождения, противостояние внешней среде и пр.), кооперация этих элементов приводит к созданию устойчивой системы.

Названные выше органы судейского сообщества связывает общность правовой природы — они являются органами публичной корпорации судей, на которые возложены государственно-властные полномочия в сфере управления судами. В силу этого органы судейского сообщества, независимо от их типа, имеют общую правовую основу образования и деятельности -только им присущий круг правовых норм; уникальную совокупность задач и функций, отдельные из которых более никто не выполняет; особую систему принципов организации и деятельности; осуществляют свои полномочия в порядке, обозначенном как федеральным законом, так и актами судейского самоуправления (регламентами, положениями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только данные органы выражают интересы всех судей в Российской Федерации и реализуют самоуправление судей. Причем каждый из четырех названных типов органов судейского сообщества несет свойственную только ему функциональную нагрузку. Поэтому выражение интересов судей всех судов в Российской

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1994. — С.708.

4 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — С.408.

5 Философский словарь…- С.408.

Федерации и во всех сферах жизнедеятельности судейского сообщества возможно благодаря совместному взаимодействию органов судейского сообщества, что приводит к созданию между ними устойчивых системных качеств и позволяет говорить о системе корпоративных органов.

Следует отметить также, что органы судейского сообщества, образованные из судей, не сливаются с органами судебной власти, поскольку имеют собственную организацию, построены на принципах общности для судов разных компетенций и уровней (за исключением собраний судов). Вместе с тем, построение судебной системы оказывает немаловажное значение на характер интересов судей, круг их актуальных профессиональных проблем, что не может не оказывать влияния на организацию органов судейского сообщества.

Взаимодополнение — дифференциация элементов до определенного предела ведет к укреплению и совершенствованию системы.

Сочетание интеграционных процессов наряду с дифференциацией проявляется в разграничении функционального предназначения каждого типа органов судейского сообщества. Вместе с тем только взятые воедино органы судейского сообщества осуществляют деятельность по самоуправлению по всех его аспектах.

При этом следует отметить отсутствие четкости в регулировании законодателем функциональной нагрузки таких органов судейского сообщества как съезды и конференции судей, советы судей, собрания судей, что обуславливает, в свою очередь, слабость функциональных взаимосвязей внутри системы корпоративных судебных органов.

Указанные факторы, на наш взгляд, оказывают негативное влияние на формирование единой общности судей, которая должна быть способна саморегулироваться и самовосстанавливаться.

Систему характеризует иерархичность, многоуров-невость построения.

Органы судейского сообщества представлены в виде неоднородных компонентов, с присущими им связями и отношениями. Органы судейского сообщества имеют двухуровневое построение, что предполагает выделение в качестве организационного принципа зависимость их построения от территориального деления Российской Федерации (за исключением собраний судей).

На уровне субъектов Российской Федерации самоуправление осуществляют конференции судей и действующие в период между их работой советы судей, а также квалификационные коллегии судей субъектов Федерации. На уровне Российской Федерации профессиональные интересы судей представляют Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, являющиеся высшими органами судейского сообщества.

Способность системы к самосовершенствованию, способность достраиваться.

Появление новых типов или видов органов судейского сообщества возможно лишь на основании федерального закона, посредством внесения изменений и дополнений в Закон об органах судейского сообщества при неизменности конструкций Федерального конституционного закона «О судебной системе Россий-

ской Федерации». При этом любое достраивание системы должно базироваться на сформулированной законодателем платформе целей, задач и принципов органов судейского сообщества, определяющих их суть.

Связи обмена как способ взаимодействия присущ любой системе.

В статье 16 Закона об органах судейского сообщества закрепляются информационные обязанности органов судейского сообщества в отношении друг друга: «Советы судей и квалификационные коллегии судей периодически обмениваются информацией о своей деятельности».

В отношении квалификационных коллегий судей предусмотрены особые способы информационного обмена, а также связи контролирующего характера. Так, в соответствии со ст. 17 Закона об органах судейского сообщества Высшая квалификационная коллегия судей знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей.

Наличие функциональных связей отражает устойчивые взаимосвязи между объективными явлениями, при этом изменение одних явлений вызывает определенное изменение других7.

Органы судейского сообщества не устроены как централизованная совокупность органов, с вертикалью вышестоящих и нижестоящих органов. Нет среди них и отношений линейной зависимости и подконтрольности. Тем не менее, функциональная зависимость между органами судейского сообщества прослеживается.

Так, Всероссийский съезд судей как высший орган судейского сообщества определяет стратегию развития органов судейского сообщества, принимает основные правила корпоративного поведения, а также решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности сообщества, в чем проявляется его направляющая роль.

Решениями Всероссийского съезда судей руководствуется Совет судей РФ, который функционирует в качестве высшего органа судейского сообщества в период между созывами съезда. Совет судей Российской Федерации является выборным органом, подотчетным только съезду. В подобной организационной модели предназначение Совета судей РФ видится в качестве исполнительного органа съезда, призванного обеспечить выполнение его решений, а также в качестве высшего органа судейского сообщества в период между работой Всероссийского съезда со всей полнотой полномочий последнего, за отдельными изъятиями, составляющими зону исключительных полномочий съезда.

Подобная же модель функциональных отношений существует между конференциями судей субъектов РФ и советами судей субъектов федерации.

Однако, исполнение решений съезда и конференций, решений советов судей требует наличия некого механизма реализации, которого у органов судейского сообщества нет в силу их работы на общественных на-

7 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — С. 504.

чалах, без собственных ресурсов жизнеобеспечения. Исполнимость актов органов судейского сообщества может быть достигнута, как нам видится, при наличии следующих условий: а) наличия материального и иного организационного обеспечения органов судейского сообщества, возложенного на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы, б) обязательности актов высших органов сообщества для других корпоративных органов, в) обязанности каждого члена судейского сообщества исполнять решения корпоративных органов, поскольку каждый судья является членом сообщества, г) наличия отношений координации и контроля между однотипными органами — советами судей и квалификационными коллегиями.

Если названное первое условие исполнимости зафиксировано нормами Закона об органах судейского сообщества, то три последующих прямо в тексте данного Закона не называются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательность актов высших органов судейского сообщества для других корпоративных органов обусловливается необходимостью создания механизма исполнения данных актов при отсутствии у высших органов собственных исполнительских ресурсов. Закон об органах судейского сообщества проблему исполнения, напрямую связанную с проблемой функциональных корпоративных связей, как нам думается, обошел вниманием. В этой связи следует указать, что на настоящем этапе большее влияние на формирование системных качеств между органами сообщества оказывают не нормы права, а нравственно-этические начала, существующие в судейском сообществе.

Считаем, что отсутствие прямого указания в тексте Закона об обязательности решений высших органов судейского сообщества для иных корпоративных органов, а также для всех судей как членов сообщества, делает систему органов корпорации нежизнеспособной, не способной к исполнению собственных решений, со слабыми функциональными связями. Такая система непременно потребует реформирования для придания ей действенности.

Наличие функциональных взаимосвязей объединяют Высшую квалификационную коллегию судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Так, Высшая квалификационная коллегия наделена координирующими полномочиями в отношении квалификационных коллегий судей субъектов РФ, поскольку изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий и дает рекомендации, направленные на единообразие практики, организует учебу членов этих коллегий.

По нашему мнению, указанных функциональных взаимосвязей не достаточно для выработки единства практики квалификационных коллегий. Необходимо решить вопрос о придании Высшей квалификационной коллегии полномочий по пересмотру решений, вынесенных квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

Закон об органах судейского сообщества такого права Высшей квалификационной коллегии не предоставил. Полномочия данного органа судейского сообщества определены законодателем исчерпывающим образом, иные полномочия могут устанавливаться лишь федеральными конституционными и федеральными законами.

Однако в Положении о квалификационных коллегиях судей, утвержденном Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 года, Высшей квалификационной коллегии предоставлено право пересматривать решения квалификационных коллегий судей субъектов федерации по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя районного суда в связи неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей. При этом Высшая квалификационная коллегия судей РФ, рассмотрев жалобу председателя, заместителя председателя районного суда на решение квалификационной коллегии судей субъекта РФ, досрочно прекратившей его полномочия, вправе оставить это решение без изменения, изменить решение, отменить решение и направить материал на новое рассмотрение в ту же квалификационную коллегию судей, отметить решение и оставить представление или обращение без удовлетворения.

Считаем, что наделение Высшей квалификационной коллегии полномочиями по пересмотру решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ и при наличии права на обжалование любых решений квалификационных коллегий в суд, будет еще более способствовать единообразию практики квалификационных органов сообщества, единству обеспечения статуса судей. Исходя из сказанного, необходимо внести изменения в Закон об органах судейского сообщества

и дополнить компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей полномочием по пересмотру отдельных решений квалификационных коллегий судей субъектов федерации, что, в свою очередь, укрепит системные свойства корпоративных органов данного типа.

Таким образом, между органами судейского сообщества прослеживаются определенные системнофункциональные связи, обеспечивающие функционирование судейского сообщества. Однако на сегодняшнем этапе развития органы судейского сообщества отличает неразвитость, слабость их взаимосвязей, что позволяет говорить о проблемах российской модели самоуправления и о перспективах развития системных качеств корпоративных органов. Очевидно, что недостаточная системная сопряженность предопределяется их негосударственной природой, децентрализованным характером построения, действием на общественных началах и отсутствием собственных ресурсов жизнедеятельности.

На основании проведенного анализа системных признаков следует сделать вывод о том, что органы судейского сообщества в Российской Федерации представляют систему корпоративных образований, которая характеризуется наличием упорядоченной совокупности элементов и системообразующими связями между ними.

Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.

Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Органы судейского сообщества включают:

  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;
  • Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

Органы судейского сообщества:

  • обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.

Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.

После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.

38. Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей. (ОТРЕДАКТИРОВАТЬ! МНОГО ПРОБЕЛОВ)

Федеральным законом Об органах судейского сообщества в Российской Федерации кардинально изменен

порядок формирования квалификационных коллегий судей. Признано необходимым формировать эти коллегии не только из числа судей

федеральных судов и судей субъектов Российской Федерации, как это было прежде, но и представителей

общественности, а также представителя Президента Российской Федерации. Так, согласно ст. 11 данного

Закона Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации формируется в количестве 29

членов коллегии, из которых 18 — из числа судей, избираемых на съезде по соответствующим нормам

представительства, 10 — представители общественности, назначаемые Советом Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации, 1 — представитель Президента Российской Федерации, назначаемый

главой государства.

Необходимо заметить, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации не входят в состав

Высшей квалификационной коллегии судей и на них не распространяется ее юрисдикция, поскольку в

отношении указанных судей решение вопросов, связанных, в частности, с приостановлением или

прекращением их полномочий, осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом

«О Конституционном Суде Российской Федерации.

Предусмотренная указанным Федеральным законом схема формирования Высшей квалификационной

коллегии судей применяется и при образовании квалификационных коллегий судей субъектов Российской

Федерации. Большинство этих коллегий формируется в количестве 21 члена коллегии, в том числе 13 — это

судьи, избираемые в коллегию по предусмотренным Законом нормам представительства, 7 — представители

общественности, назначенные законодательным (представительным) органом государственной власти

субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми

актами субъекта Российской Федерации, 1 — представитель Президента Российской Федерации, назначенный

Президентом Российской Федерации.

Представителями общественности и представителями Президента Российской Федерации в

квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет,

имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие

государственных или муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной

службы, не являющиеся адвокатами. Знаменательно, что в целях обеспечения самостоятельности и

независимости членов квалификационных коллегий Законом установлено, что ими не могут быть

председатели судов и их заместители (прежде членами коллегий могли быть председатели и заместители

председателей районных судов). Наряду с этим судья не может быть избран одновременно в совет судей и

квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных

коллегий судей разных уровней.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей

субъектов Российской Федерации формируются соответственно на четыре года и на два года.

Законом предусмотрено, что полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут

быть досрочно прекращены как по его инициативе, так и в случае совершения им дисциплинарного

проступка либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех

месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов

квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период

между съездами (конференциями) судей — соответствующим советом судей.

Квалификационные коллегии судей наделены весьма широкими полномочиями (ст. 17 и 19 Закона об

органах судейского сообщества). Согласно ч. 2 ст. 19 указанного закона квалификационные коллегии судей

субъектов РФ: а) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи; б)

утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на

должность судьи соответствующего суда; в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают пол-

номочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, членов

соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей, председателей и заместителей

председателей районных судов; г) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих

судов; д) налагают дисциплинарные взыскания на судей за совершение дисциплинарного проступка; е)

осуществляют иные полномочия. Не меньшими полномочиями наделена Высшая квалификационная

коллегия судей при Верховном Суде Российской Федерации (ст. 17). Важнейшее различие между

квалификационными коллегиями двух уровней состоит в круге лиц, в отношении которых рассматриваются

те или иные вопросы. Например, Высшая квалификационная коллегия судей рассматривает заявления

кандидатов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителей, председателей, заместителей председателей

других федеральных судов (за исключением районных судов), судей высших судов, федеральных

арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов. Квалификационная коллегия судей субъектов РФ

рассматривает заявления кандидатов на должности судей судов не столь высокого уровня. В целом

полномочия квалификационных коллегий судей (при всем разнообразии рассматриваемых вопросов)

направлены на достижение определенных позитивных результатов. Реализация ими своих прав и обязанно-

стей в конечном итоге имеет цели: сформировать корпус судей на конкурсной основе, провести их

квалификационную аттестацию, приостановить, возобновить либо прекратить полномочия судей,

занимающих соответствующие должности. Наряду с этим указанные коллегии вправе присваивать судьям соответствующие

квалификационные классы, а также налагать на судей дисциплинарные взыскания вплоть до прекращения

их полномочий либо прекращения отставки судей.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают отнесенные к их

компетенции вопросы в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской

Федерации лишь в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской

Федерации.

Закон предоставляет Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации право

рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов

Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями. Такие ситуации могут

возникнуть, когда, например, нижестоящие квалификационные коллегии судей не имеют возможности

рассмотреть тот или иной вопрос (например, ввиду отсутствия кворума).

Ввиду большого объема работы, выполняемого Высшей квалификационной коллегией судей Российской

Федерации, Законом предусмотрено образование Президиума этой коллегии (такой орган фактически

функционировал и прежде), состоящего из председателя коллегии и трех его заместителей, избираемых

самой коллегией из числа ее членов. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и

образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.

В гл. III Закона № 30-ФЗ помещены также правовые нормы, регулирующие порядок производства в

квалификационных коллегиях судей по поступающим к ним материалам. В частности, представление

председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о

прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается

квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих

обстоятельства совершения этого проступка и данных, характеризующих судью. В пределах своих

полномочий указанная коллегия может провести дополнительную проверку представленных материалов,

запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах

совершения судьей дисциплинарного проступка.

В случае, если жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного

проступка, поступили в квалификационную коллегию судей от иных органов или должностных лиц, а также

от граждан, то эти заявления проверяются коллегией самостоятельно либо направляются для проверки

председателю соответствующего суда.

Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более

половины членов квалификационной коллегии судей. Решение считается принятым, если за него

проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. Однако решение о прекращении либо

приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за такое решение

проголосовали не менее двух третей членов коллегии, принимавших участие в заседании.

Решения квалификационных коллегий судей оглашаются непосредственно после принятия и вступают в

силу с момента их оглашения. Они могут быть обжалованы в судебном порядке лицом, в отношении

которого были приняты. При этом решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской

Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной

ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность

судьи, могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации заинтересованным лицом в течение

десяти дней со дня получения копии соответственного решения.

Такие же решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации могут быть

обжалованы тем же лицом и в указанный срок в соответствующие верховные суды республик, краевые,

областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.

Что касается иных решений квалификационных коллегий судей, то они могут быть обжалованы в том же

порядке, но лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.

Создание надлежащих условий для деятельности всех органов судейского сообщества, а также финансовое

и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагаются на Судебный департамент при

Верховном Суде Российской Федерации и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации

Следует отметить, что вся деятельность членов советов судей и квалификационных коллегий судей осуществляется на общественных началах.

Добавить комментарий