Органы государства понятие и классификация

Независимо от правовой природы (государственные или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом спе­цифических признаков.

1. Их деятельность направлена на удовлетворение общест­венных (публичных) интересов, в силу чего они выступают от имени государства или его части (субъекта федерации, населения муниципальной территории).

2. Порядок их формирования и деятельности строго регла­ментирован нормативно-правовыми актами (конституцией, за­конами, подзаконными актами, актами местного самоуправле­ния). Они могут действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативно-правовым актом (в отличие от граждан, которые в большинстве случаев действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом).

3. Деятельность этих органов носит публично-властный ха­рактер и оформляется в подавляющем большинстве случаев в ви­де формально-правовых решений, подлежащих обнародованию. Отсюда принцип: не опубликованный акт юридической силы не имеет. Эти органы лишь в незначительной мере используют устные решения и приказы.

В любом случае решения публично-властных органов могут быть обжалованы заинтересованным лицом и отменены другим публично-властным органом только в строго установленном за­конов порядке.

Публично-властный характер деятельности этих органов позволяет только им использовать принуждение как один из способов реализации их полномочий. Хотя им отнюдь не чуждо использование принципов поощрения, материальной заинтересованности и иных позитивных методов воздействия.

Деятельность граждан в составе этих органов преимущественно носит профессиональный и в силу этого возмездный ха­рактер. Хотя в ряде случаев возможны и отступления от этого правила (в деятельности муниципальных и некоторых представительных органов публичной власти).

Классификация этих органов может быть произведена по различным основаниям. Прежде всего все органы публичной власти по способу формирования делятся на назначае­мые и избираемые.

Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Важнейшие принципы этой процедуры — принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов власти. Гарантия прав выборных лиц — усложненная процедура привлечения их к ответственности, называемая в законодательстве иммунитетом.

В отличие от выборных, назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах, профессиональные требования, повышенная ответственность этих лиц, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.

В основе следующей классификации лежит количественный состав органов публичной власти. С этих позиций все рассматриваемые органы делятся на единоличные и коллегиальные. Причем, дело здесь не в количестве конкретных граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудни­ков Администрации Президента РФ в несколько раз больше аппарата Правительства России. Тем не менее последний относится к числу коллегиальных органов власти), а в способе принятия решений. Единоличный орган принимает решение пу­тем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллеги­альный — большинством голосов граждан, уполномоченных за­коном или иным нормативно-правовым актом принимать реше­ние в пределах своей компетенции. Данный порядок не исключает наличия при единоличном органе публичной власти различного рода коллегиальных совещательных структур. Но да­же если проект решения вырабатывается в них коллегиально, его веление носит консультативно-рекомендательный характер. Окон­чательное юридическое властное решение всегда принадлежит единоличному органу публичной власти.

Некоторые авторы, опираясь на предложенную классифика­цию, делят рассматриваемые формирования на публично-властные органы и должностные лица. Это неверное, на наш взгляд, представление порождено неточностью определения статуса Президента РФ ныне уже утратив­шим силу Законом РСФСР от 4 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР»1, который именовал его высшим должностным лицом РФ (ст. 121-1 Конституции РФ 1978 г. в последующей редакции). На самом деле должностное лицо обладает самостоятельными полномочиями, производными от компетенции того органа публичной власти, от имени которого он выступает. Вместе с тем, Президент РФ, несмотря на его единоличный статус, является орга­ном государственной власти.

Третья классификация органов публичной власти основана на определении места, занимаемого этими органами в иерархии механизма публичной власти. С этих позиций все органы власти делятся на центральные, региональные и местные. Соответственно определяется и территория, на которую распро­страняется юридическая сила принимаемых ими нормативно-правовых актов: общегосударственных, локальных и местных. В ряде случаев по этим же критериям происходит и их отмена вы­шестоящими органами публичной власти.

Исходя из сказанного выше о правовой природе органов публичной власти, их можно разделить на государственные и негосударственные. Однако наиболее важная для механизма осуществления публичной власти классификация рассматри­ваемых органов основана на разделении их по содержанию деятельности. Но этот вопрос требует отдельного, более детального рассмотрения.

Сказанное позволяет определить орган публичной власти как обособленную часть политического обще­ства, предназначенную для осуществления специальной строго опре­деленной законом функции и наделенную необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью.

Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.

Признаки:

1. Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание государственных служащих лежит на обществе.

3. Органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью.

4. Государственные органы обладают определённой компетенцией — властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).

5. Государственные органы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения.

6. Органы государства имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.

7. Активно участвуют в реализации функций государства.

Классификация органов государства:

По способу возникновения:

1. Первичные органы — никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей.

2. Производные органы — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата:

1. Центральные.

2. Региональные.

3. Местные.

По широте компетенции:

1. Органы общей компетенции — решают широкий круг вопросов (правительство).

2. Органы специальной (отраслевой) компетенции — специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По способу формирования:

1. Избираемые — для них характерно выборности и сменяемость.

2. Назначаемые — при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.

По порядку принятия решений:

1. Единоличные — органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.

2. Коллегиальные — такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.

1.1. Что такое государственный аппарат?
Государственный аппарат (лат. apparatus – оборудование) – это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
1.2. Классификация:
1) центральный, федеральный государственный аппарат;
2) аппарат субъектов федерации;
3) аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.
1.3. Функции государственного аппарата.
1) Государственный аппарат осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением.
2) Через государственный аппарат проходит обратная связь населения с институтами государственной власти.
Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей государственной власти. Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти.
2. Структура государственного аппарата.
Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения.
Государственный аппарат = государственные органы + государственные учреждения.
2.1. Государственный орган (от греч. organon – орудие, инструмент) – относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).
Специфические черты (признаки) государственного органа, которые отличают его от иных объединений людей:
1) наличие самостоятельной компетенции, т.е. совокупности государственно-властных полномочий и предметов ведения;
2) каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке;
3) каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.
Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
Компетенция государственного органа = 1) властные полномочия + 2) предметы ведения.
1) Государственно – властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи.
2) Предметы ведения – те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства.
Орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи – обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.
В каких формах выражаются государственно – властные полномочия государственного органа?
1) Издание правовых актов, обязательных для исполнения, 2) непосредственное действие, обеспечивающее исполнение этих актов.
Реализация компетенции является обязанностью государственного органа. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.
Государственный орган состоит из 1) подразделений, осуществляющих полномочия органа, и 2) вспомогательного аппарата.
Классификация государственных органов.
№ 1 (в соответствии с ветвями власти): 1) законодательные органы (парламенты: Федеральное собрание в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции); 2) исполнительные органы (глава государства + правительство); 3) судебные органы; 4) органы прокуратуры.
Координирующую роль в системе государственного аппарата играют высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Это Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный суд РФ. Главная координирующая роль в государственном аппарате принадлежит главе Российского государства – Президенту РФ.
№ 2. (в соответствии с исполняемыми функциями): 1) экономические (Федеральное правительство, различные министерства, Центральный банк РФ, Государственное казначейство, органы государственной статистики и стандартов, налоговые инспекции, контрольно-ревизионные органы); 2) социальные (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования, службы занятости населения, дома инвалидов, дома престарелых, детские дома и дома ребёнка и др.); 3) правоохранительные (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения, Федеральная служба безопасности, санитарно-эпидемиологические инспекции).
2.2. Государственные учреждения.
Государственное учреждение — аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями.
Государственные учреждения: образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта.
Основное отличие государственных учреждений от органов государства: результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ.
Государственное учреждение характеризуется 1) наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; 2) внутренней структурой и субординацией; 3) сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, 4) дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; 5) наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену.
!!! В широком смысле слова государственными учреждениями являются органы исполнительной и судебной власти, осуществляющие соответственно управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан – любые министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратуры и т. д.
3. Государственная служба.
Государственная служба – профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации.
В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида:
1) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.;
2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;
3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.
В разных странах действует разная система найма на госслужбу.
Во Франции, например, госслужба – особая, отличная от других профессиональная деятельность. Она требует особых качеств и полной отдачи. Чиновник, назначенный на госслужбу, остаётся там всю свою трудовую жизнь, продвигаясь по ступенькам карьеры. Ему запрещено заниматься другой профессиональной деятельностью. Поэтому во Франции государственный аппарат стабилен.
В США, наоборот, действует открытая система найма госслужащих. В управленческой сфере развитых стран Западной Европы (ФРГ, Испания, Италия) занято примерно 6 – 7% всех работников. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, министров, депутатов) рядовые сотрудники (государственные служащие) не зависят от выборов и правительственных кризисов, и поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления.
4. Государственная служба в России.
Государственная служба в России строится по номенклатурному принципу. Подбор кадров производится в основном закрыто, открытые выборы – конкурсы – не проводятся. Согласно Закону «О государственной службе» (июль 2004 г.) граждане РФ, которые исполняют обязанности по государственной службе, получают денежное вознаграждение за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.
Деятельность госслужбы связана не с прямым (непосредственным) осуществлением полномочий государственных органов или высших должностных лиц, а с обеспечением этих полномочий. Например, в Администрации Президента РФ насчитывается около двух десятком управлений, в которых профессионалы подготавливают проекты президентских указов и распоряжений, материалы для ежегодных посланий и пр.
Госслужба включает 1) гражданскую, 2) военную и 3) правоохранительную. Государственные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность на определённых должностях, включённых в соответствующие реестры – списки, содержащие перечень должностей госслужбы. Все должности подразделяются на категории. Внутри категорий предусматривается существование должностей различных групп и классных чинов. Высшим классным чином в России является действительный государственный советник первого класса. Самый низший чин – секретарь гражданской службы третьего класса. Человек, который ушёл с военной службы на гражданскую, будет иметь тот же ранг (категорию) и соответствующий оклад, пенсию и пр.
Законодательно закреплённые принципы госслужбы: 1) признание и соблюдение прав человека; 2) профессионализм и компетентность.
5. Бюрократия.
14.5.1. Государственное управление осуществляется 1) политическими руководителями и 2) чиновниками.
С деятельностью чиновничества связано понятие бюрократии. Чин – служебное звание в государственном аппарате.
Бюрократия (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, букв. господство канцелярии) – 1) это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики; 2) слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством чётких правил и процедур.
Макс Вебер рассматривал бюрократию как естественное и положительное явления. Он разработал классическую модель бюрократии, согласно которой политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их.
Признаки бюрократии (Макс Вебер): 1) личная свобода и подчинение только служебному долгу; 2) наличие устойчивой служебной иерархии; 3) твёрдо определённая компетенция; 4) работа по контракту (на основе свободного выбора); 5) работа в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждение постоянными денежными окладами; 7) служба как единственная или главная профессия; 8) предвидит карьеру; 9) работа в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) соблюдение строгой служебной дисциплины и подконтрольность.
Бюрократия в этом смысле является скорее недостижимым идеалом, чем эмпирической реальностью. В обыденном сознании многих россиян бюрократия обычно связывается с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отношение к людям и пр. Деятельность бюрократов не раз ярко и образно критиковали в своих художественных произведениях великие русские писатели (Гоголь, Салтыков-Щедрин). И в наши дни в среде чиновничества процветает коррупция, достигшая за последнее десятилетие небывалых размеров.
5.2. Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – 1) это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения; 2) прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
5.3. Бюрократизм – отрыв чиновничества от народа и превращение его в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство.
В чём заключаются причины бюрократизма?
1) Чиновники работают на постоянной основе. Они в отличие от должностных высшего ранга (президентов, депутатов, министров) не зависят от выборов. Постоянство корпуса бюрократии может вести к порокам – снобизму, формализму, инертности.
Талкотт Парсонс: дисфункции бюрократии – перенос чиновниками акцента с целей организации на её средства, в результате чего средства управления – иерархия, дисциплина, инструкции и т.п. – превращаются в самоцель.
2) Чиновник является экспертом определённого профиля. Он накапливает большой объём информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным образом то, что им сообщают чиновники. Поэтому чиновники становятся скрытыми, негласными политиками.
3) Бюрократия зачастую вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предпринимателей, финансистов). Если бюрократия попадает под влияние этих групп и контролируется ими, то возникают олигархические явления.
6. Закон Паркинсона.
Государственный аппарат в России чрезвычайно раздут и трудно управляем. Неоднократно предпринимались попытки сократить его, но численность чиновников только растёт, с 882 тысяч в 1993 г. до более миллиона в настоящее время.
Закон Паркинсона – эмпирический закон, гласящий, что любая работа увеличивается в объёме, чтобы заполнить всё отпущенное на неё время. Сформулирован историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в его сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году и позднее издан вместе с его другими статьями в книге «Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress» (1958).
7. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.
7.1. Законодательная власть.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является законодательным органом Российской Федерации.
Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру: Федеральное собрание = 1) Совет Федерации + 2) Государственная Дума.
Полномочия Государственной Думы:
1) выдвижение законопроектов и их утверждение;
2) утверждение бюджета;
3) дача согласия президенту на назначение главы правительства;
4) решение вопроса о доверии правительства;
5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка;
6) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты;
7) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
8) объявление амнистии;
9) выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности.
Полномочия Совета Федерации:
1) разработка законопроектов;
2) одобрение законопроектов, принятых ГД;
3) решение вопроса о возможности использования вооружённых сил за пределами страны;
4) назначение выборов Президента;
5) назначение на должности судей КС, ВС, ВАС;
6) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ;
7) утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положений;
8) утверждение изменений границ между субъектами РФ.
7.2. Исполнительная власть.
Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Правительство возглавляет его председатель. В состав правительства входят также заместители председателя правительства (вице-премьеры), федеральные министры.
Полномочия Правительства РФ (ст. 114):
1) разработка бюджета;
2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ;
3) проведение единой политики в культуре, науке, образовании, здравоохранении;
4) управление федеральной собственностью;
5) защита прав и свобод, собственности, охрана правопорядка;
6) обеспечение обороны страны, государственной безопасности, внешняя политика РФ.
7.3. Судебная власть.
Судебная защита в РФ осуществляется всеми судами, создание которых предусмотрено Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации»:
1) суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, верховные суды республик, входящих в Федерацию, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды);
2) арбитражные суды (Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ), рассматривающие споры, возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) конституционные суды (РФ и некоторых субъектов Федерации).
8. Институт президентства.
Правовой статус Президента РФ установлен Конституцией РФ.
Согласно статье 80 президент:
1) глава государства;
2) гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованную работу органов государственной власти;
3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) обладает неприкосновенностью, может быть отрешён от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое преступление.
Приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги (ст. 92).
Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Полномочия Президента РФ:
1) 84 ст.: реализация законодательной власти (назначение выборов Государственной Думы и её роспуск, назначение общенационального референдума, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к ФС с ежегодными посланиями);
2) 83 ст.: реализация исполнительной власти (назначение и освобождение от должности членов правительства РФ, полномочных представителей Президента РФ в территориальных округах, дипломатических представителей, а как Верховный Главнокомандующий назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил РФ);
3) реализация судебной власти: представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей КД РФ, ВС РФ, ВАС РФ, кандидатуру Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.
Иные полномочия:
1) вводит чрезвычайное положение;
2) награждает государственными наградами;
3) осуществляет помилование.
Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Выборы Президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Добавить комментарий