Основные направления развития российского правоведения

Развитие права в современной России

Процесс формирования современной российской правовой системы начался еще в период перестройки. Его характеризовали две основные тенденции. Первая заключалась в необходимости подготовки законодательных актов, обеспечивавших правовое регулирование новых общественных отношений, возникших в связи с кардинальными изменениями экономического и политического строя. Вторая тенденция была обусловлена необходимостью кодификация российского законодательства, в котором до середины 1990-х гг. действовали некоторые нормативные акты бывшего СССР и Российской Федерации, которые нередко содержали противоречия.

В 1990-е гг. изменения затронули практически все отрасли российского права. В этот период активно развивались конституционное, гражданское, трудовое и административное законодательство. Это было вызвано необходимостью обеспечить правовое регулирование развития рыночных отношений, деятельности высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации и органов местного самоуправления, прав и свобод граждан и т.д.

В связи с тем, что современное отечественное право подробно изучается в курсах, посвященных отдельным отраслям права, мы лишь кратко охарактеризуем некоторые из них.

Гражданское право. На первом этапе в суверенной России гражданско-правовые отношения регулировались следующими законодательными актами, принятыми еще в советский период: законом «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. и др.

30 ноября 1994 г. была утверждена первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая положила начало третьей кодификации гражданского права в России. В первой части ГК РФ устанавливались основные принципы частного права и определялся правовой статус физических и юридических лиц. Кроме того, в ней регулировалось право собственности и иные вещные права, а также была представлена общая часть обязательственного права.

Во второй части ГК РФ, принятой 26 января 1996 г., главное внимание уделялось способам возникновения обязательств. Это касалось договоров, а также внедоговорных способов возникновения обязательств, к которым относятся, прежде всего причинение вреда (деликт) и неосновательное обогащение. К специфическому виду возникновения обязательств был отнесен публичный конкурс.

26 ноября 2001 г. была утверждена третья часть ГК РФ, в которой регулировались вопросы наследственного и международного частного права.

18 декабря 2006 г. была принята четвертая часть ГК РФ, в которой вместо термина «интеллектуальная собственность» применяется понятие «право на результаты интеллектуальной деятельности». Это вызвало большие споры у юристов.

Семейное право. 29 декабря 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации, в котором подчеркивалось, что семейное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации. Это положение способствует учету в семейной политике государства национальных и местных особенностей. В Семейном кодексе нашли отражение принципы добровольности союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения споров в семье по взаимному согласию, а также защиты прав детей и нетрудоспособных членов семьи.

Семейный кодекс устанавливал единый возраст в 18 лет для мужчин и женщин, не имевших препятствий к вступлению в брак. В нем указывается, что выявление у одного из супругов сокрытой венерической болезни или ВИЧ-инфекции может являться основанием для признания брака недействительным.

Кодекс предусматривает внесудебный порядок расторжения брака в органах ЗАГС при взаимном согласии и отсутствии несовершеннолетних детей. Брак может быть расторгнут также по заявлению одного из супругов в случае признания судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужденным на срок более 3 лет.

В Семейном кодексе уделяется большое внимание вопросам воспитания и образования детей, установления отцовства и имущественных отношений супругов.

Трудовое право. 30 декабря 2001 г. был принят Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором главной задачей провозглашалось создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. В Кодексе определяется система источников трудового права и их соотношение, вводится новое понятие «трудовое правоотношение», а также указываются основания его возникновения и прекращения. Более четко сформулированы нормы, обеспечивающие защиту трудовых прав работников и введение дополнительных отпусков.

В нормах Трудового кодекса предусматриваются меры защиты прав работников и ответственности работодателей в случаях задержки выплаты заработной платы, а также компенсации морального вреда, причиненного неправомерным действием или бездействием работодателя. Кроме того, устанавливается ответственность работников за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Уголовное право. 13 июня 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), в соответствии с которым главной задачей являлась охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, а также предупреждение преступлений.

В УК РФ устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется какие деяния признаются преступлениями и указываются виды наказаний, а также иные меры за совершение преступлений. В статье 32 УК устанавливается норма об умышленном характере соучастия в преступлении.

8 декабря 2003 г. был утвержден закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласного которому из УК РФ исключался институт неоднократности преступлений. Вместо термина «неоднократность» законодатель предложил использовать термин «совокупность», что допускало возможность сложения наказаний и в целом увеличивало срок наказания.

29 февраля 2012 г. были также внесены изменения и дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми усиливалась ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних и вводилась ответственность за использование несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов.

Таким образом, становление и развитие суверенной российской государственности происходило в сложных международных условиях. После ликвидации организаций социалистического содружества (Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора) руководство СССР допустило непростительную ошибку, не добившись закрепления в соответствующих соглашениях устных обещаний руководителей США и других западных стран о том, что НАТО не будет расширяться на восток. Однако после распада СССР эти обещания были нарушены и военные базы Североатлантического блока стали продвигаться к границам России. В условиях невнятной внешней политики России в 1990-е гг. США удалось быстро распространить свое влияние на те регионы мира, которые до этого находились под контролем СССР. США навязали мировому сообществу однополярный порядок и стали навязывать всем странам и народам якобы демократические ценности. При этом они часто использовали вооруженные силы, полностью игнорируя нормы международного права и нарушая основополагающие принципы ООН. Последующие действия США в Сербии, Ираке, Афганистане и Сирии, а также их активное участие в так называемых «демократических» революциях в Грузии, в странах Северной Африки, на Украине подтвердили их стремление к тотальному доминированию в мире, не считаясь с огромными жертвами и разрушениями.

К сожалению, президент России Б.Н. Ельцин и его окружение в 1990-е гг. не только не смогли отстаивать интересы России, но и нередко поддерживали такую политику США, пользуясь рекомендациями американских советников, которых было немало при отдельных ведомствах правительства России. Второму президенту РФ В.В. Путину удалось постепенно избавиться от диктата США в международных делах. Однако США организовали государственный переворот на Украине и фактически способствовали развязыванию гражданской войны на ее территории. Кроме того, под руководством США НАТО стало распространять свое влияние не только на территории восточноевропейских государств и прибалтийских стран, но и непосредственно на территорию Украины, граничащей с Россией.

Тем не менее меры, принимаемые нынешним руководством страны в сфере обороны и национальной безопасности свидетельствуют о том, что ни экономические санкции, ни политическое давление со стороны США и западных стран не смогут поставить Россию на колени. Мобилизационный ресурс, заложенный в действующей системе органов государственной власти, а также практически всеобщая поддержка политики президента России В. В. Путина со стороны населения, несомненно, помогут преодолеть препятствия и трудности, искусственно созданные США и их союзниками.

В развитии права суверенной России выделяются два периода: первый – до начала 1990-х гг, характеризующийся постепенными демократическими изменениями, попытками либерализовать социалистическую правовую систему; второй – с начала 1990-х гг. – связан с коренными преобразованиями в правовой системе, явившимися следствием перехода от плановой к рыночной экономике.

Правовые нормы Союза ССР на территории России почти все 90-е годы признавались в качестве источников права наряду с российскими нормативно-правовыми актами, если они не противоречили Конституции и законодательству РСФСР. Вместе с тем стали осуществляться кодификационные работы, которые привели к созданию ряда кодексов: Таможенного, Водного, Семейного, Арбитражного процессуального, Гражданского и Уголовного. Эта работа продолжилась и в начале 2000-х гг.

В Конституционное право серьёзные новеллы стали вноситься с 1991 г., с принятия «Декларации прав и свобод человека и гражданина» и закона «О гражданстве РСФСР». Был введён запрет на лишение гражданства в РФ и допущена возможность существования двойного гражданства.

Значительные изменения произошли в избирательном праве. Впервые после 1917 г. в России выборы стали проводиться по пропорциональной системе, предполагающей избрание депутатов от всей территории по партийным спискам. Мажоритарная система, по которой проводились выборы в СССР, также приобрела новое качество, поскольку выборы народных депутатов стали проводиться как по одномандатным, так и по многомандатным избирательным округам. Развитию прямой демократии способствовал и ФКЗ от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации».

Гражданское право. Принятие рыночных законов СССР второй половины 80-х гг. было продолжено в 90-е гг. Важное значение имел закон от 1 января 1991 г. «О собственности в РСФСР», восстановивший в России частную собственность. В собственности граждан могли находиться квартиры (ещё по закону СССР 1990 г.), земельные участки (земля перестала быть монопольной собственностью государства), в 1992 г. было разрешено приватизировать в частную собственность граждан и юридических лиц государственное и муниципальное имущество.

В конце 1994 г. Государственная Дума приняла первую часть нового Гражданского кодекса. Он вобрал в себя всё рыночное законодательство предыдущего периода и провозгласил основные принципы в сфере гражданско-правовых отношений. К ним относились: последовательное возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании; отказ от политических и экономических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламентацию; всемерная охрана имущественных интересов участников гражданского оборота; решение острой и многолетней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского кодекса. Эта проблема была решена в последующие годы.


Семейное право. В декабре 1995 г. принят Семейный кодекс РФ, который сохранил значительную часть действующих норм и дополнил их новыми положениями, призванными защитить в условиях рынка интересы экономически слабых членов семьи. Изменился правовой статус детей в семье. Впервые в кодексе появилась глава, посвящённая правам несовершеннолетних детей, которые получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Семейный кодекс вслед за гражданским зафиксировал раздельность имущества детей и родителей: ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка.

Были зафиксированы 4 формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, передача в приёмную семью и в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления детей, сменивший усыновление путем постановления глав администраций по месту жительства ребёнка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестёр разными лицами. Ребёнок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособие, полагающееся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении.

Введены новеллы в процедуру совершения брака (с 3-х до 1 месяца сократился срок между подачей заявления и регистрацией, узаконена возможность регистрации, при особых обстоятельствах, в день подачи заявления и по достижении брачующимися 16-летнего возраста). Упростилась процедура развода, при отсутствии детей развод стал возможен не в суде, а в органах ЗАГСа. Имущественные права и обязанности супругов определяются брачным договором.


Трудовое право. Ещё в Основах трудового законодательства Союза СССР и союзных республик, а затем в «Кодексе законов о труде РСФСР» появились важные новеллы, регулировавшие деятельность трудовых коллективов и расширявшие их права. Создавались советы трудовых коллективов, вводилась выборность руководителей предприятий и их подразделений, расширялась практика замещения должностей специалистов на конкурсной основе. Нельзя было расторгнуть трудовой договор с руководящим работником, избранным на должность своим коллективом, без согласия общего собрания или совета.

Основы трудового законодательства и Закон о занятости населения 1991 г. определили статус безработного и порядок выплаты пособия по безработице.

В дальнейшем в КзоТ РСФСР были внесены важные дополнения о трудовом контракте как разновидности трудового договора, увеличена продолжительность срочного договора с 3 до 5 лет, сокращена продолжительность рабочего времени с 41 до 40 часов в неделю. С 15 до 24 рабочих дней увеличилась продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков.

Уголовное право. В главе первой УК РСФСР, посвящённой государственным преступлениям, появились не известные ранее виды преступлений, как призывы к совершению преступлений против государства, повреждение трубопроводов, применение биологического оружия, воспрепятствование деятельности конституционных органов власти, выпуск в обращение неофициальных денежных знаков, организация или участие в незаконных вооружённых формированиях.

Новые составы появились и в третьей главе, раскрывающей преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности: похищение человека, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу. Наибольшую степень общественной опасности приобрёл терроризм и заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а также вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание.

Преступления против собственности пополнили такие составы, как присвоение вверенного имущества, хищение предметов, имеющих особую ценность, неправомерное завладением чужим имуществом и т.п.

Вместе с тем возникла необходимость отмены ряда статей УК, в частности, из перечня государственных преступлений были исключены особо опасные государственные преступления, совершённые против другого государства трудящихся, нарушения правил о валютных операциях и т.п. Полностью потеряла силу гл. 2, посвящённая преступлениям против социалистической собственности. Из хозяйственных преступлений исчезли такие составы, как спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество. К сожалению, из преступлений против порядка управления исключается распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй.

В 1993 г. Законом РФ из видов наказаний исключается условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду, ссылка и высылка. Было подчёркнуто стремление государства к полной отмене смертной казни, сократилось количество составов преступлений, в качестве наказания за которые предусматривалась смертная казнь.

Эти и другие изменения в УК все же не вполне отвечали современным требованиям, что заставило законодателя продолжить работу по созданию нового кодекса, принятого в 1996 г. Он расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяний, ввёл специальные разделы, посвящённые уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера, пересмотрел систему наказаний. В частности, был увеличен максимальый срок лишения свободы до 20 лет и введено пожизненное лишение свободы, которое с 1993 г. назначалось только в виде помилования.

Процессуальное законодательство также было изменено. Гражданско-процессуальное – в сторону ускорения разбирательства гражданских дел (судье в 1992 г. предоставляется право единолично рассматривать имущественные споры граждан при цене иска до 30 МРОТ, а также дела, возникающие из семейных и трудовых правоотношений). Далее, расширяется принцип состязательности и равноправия сторон,что находит отражение в освобождении суда (в 1996 г.) от сбора доказательств, которое возлагается на сами стороны. В компетенции суда остаётся определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и содействие в собирании доказательств по ходатайству сторон.

Уголовно-процессуальное законодательство расширяет круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие, за счёт федеральных органов налоговой полиции. Арестованное лицо получает право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей. Защитник допускается к делу с момента объявления постановления о применении этой меры пресечения. В то же время ужесточаются процессуальные действия в отношении лиц, обвиняемых в бандитизме и иных проявлениях организованной преступности. Задержание к ним может быть применено на срок до 30 суток, ещё до возбуждения уголовного дела проведены экспертизы, результаты которых могут рассматриваться в качестве доказательств, назначены проверки финансово-экономической деятельности, имущественного положения данного лица, его родственников, физических и юридических лиц, имуществом, средствами или именем которых подозреваемое лицо могло распоряжаться или пользоваться.

В 1993 г. Закон «О судоустройстве РСФСР» был дополнен разделом «Присяжные заседатели», в котором были определены процедуры суда с участием 12 присяжных заседателей. Суду присяжных подсудны дела об измене Родине, террористических актах, бандитизме, дела об убийствах и изнасиловании, совершённых при отягчающих обстоятельствах, о получении взяток в особо крупных размерах, о преступлениях против правосудия и пр. В 1996 г. в РФ был возрождён институт мировых судей для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел в качестве первой (низшей) инстанции судов общей юрисдикции.

Главная » Юристу » Развитие государственного права

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Государственное право

Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей идеологии — марксизму-ленинизму. В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования. Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа — новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС — ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой.

В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов. Однако сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука государственного права, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем. Это относится, прежде всего, к общетеоретическим проблемам отрасли, к изучению ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т.д. Значительны исследования, касающиеся источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как конституция, ее функций, юридических свойств.
Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве, санкций, присущих этой отрасли. Серьезные исследования посвящены сущности государственного суверенитета, общим аспектам теории народного представительства, формам непосредственной демократии, проблемам правового статуса личности. Рамки обще идеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам для критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов. Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, в научное обоснование их содержания. Научные исследования способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства, планами законодательных работ. Научными проблемами занимались ученые всех союзных республик, входивших в состав бывшего Союза ССР. Это относилось как к общетеоретическим аспектам государствоведения, так и к специфическим, присущим каждой данной национальной республике. Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях. Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их, безусловно, истинными и незыблемыми. Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе. Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа одно партийности — отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований. Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере. Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Особенности принятия Конституции 1993 г. Конституционное развитие после 1993 г.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с «Хабеас корпус акт» и «Билля о правах» (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени.
Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Конституционное совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства положений.
В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы. В октябре-ноябре конституционный проект был уточнен с учетом как предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года.

Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания объединившие прежние пять групп. Окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу. Заключительные и переходные положении Конституции. Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа— Конституционного Собрания. Предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации Конституция Российской Федерации закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития. Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма.

Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом.
Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной. Конституция обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Критически оценивая качество многих федеральных законов, нельзя упускать из виду главное — без них невозможно движение России вперед. Достаточно проанализировать содержание законов о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о референдуме, об основах местного самоуправления, других законодательных актов, закрепляющих отдельные институты и формы народовластия, чтобы объективно оценить их решающую роль в демократизации общественной жизни. За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. В 1994 — 1995 гг. Государственной Думой было принято свыше трехсот федеральных законов, из которых более двухсот подписаны Президентом Российской Федерации. Особенно интенсивно развивалось конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство, законодательство о выборах, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы статуса субъектов Российской Федерации, правового положения государственных органов, органов местного самоуправления, прав и свобод граждан. Рассматривая действующую российскую Конституцию, нельзя обойти вниманием вопрос о ее принятии. Для значительной части граждан голосование «за» или «против» новой Конституции в значительной мере было предопределено отношением к ней различных политических партий и предвыборных блоков, высказывавших полярные точки зрения по этому поводу. Сказалась и психологическая усталость населения от конституционных претензий политиков и ветвей власти. В ходе референдума, большинство проголосовавших избирателей — 32937630 человек — высказались за принятие Конституции. Это внушительная цифра. Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4 — 8) и в значительной мере — две (гл. 1 «Основы конституционного строя» и гл. 3 «Федеративное устройство»). При оценке значения и места Президента, Федерального Собрания и Правительства в новой Конституции многие правоведы и политологи находят аналоги в зарубежном законодательстве, и прежде всего во французской Конституции, утвержденной на референдуме.
Отметим, что контуры и концепция ее были определены Президентом Ш. де Голлем исходя из необходимости сильной личной власти для выхода Франции из тяжелого в те годы кризисного положения. Однако при внешней схожести юридических формул власти, имеющихся в Конституциях России и Франции, нельзя не видеть принципиальных отличий в практике их применения.
Признавая необходимость конкретизации полномочий федеральных органов власти, приходится констатировать: в действующем законодательстве вопрос о том, что в сфере правотворчества должно реализовываться законами, а что указами Президента, до конца не решен. Выйти из положения, как представляется, можно было бы при согласии сторон путем заключения Федеральным Собранием и Президентом хотя бы неписаного соглашения, имеющего значение конституционного обычая.
Но наиболее кардинальное решение — это внесение конституционной поправки. Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто.
В результате встречается «перетягивание каната» субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов. Текст Конституции требует глубокого научного комментирования, а отдельные ее положения — официального толкования. Как известно, право официального толкования принадлежит в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституционному Суду Российской Федерации.
Толкование тем более необходимо, что процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна. Такой порядок изменения Конституции можно оценить позитивно, если вспомнить, что в прежнюю Конституцию за недолгий срок ее действия было внесено свыше 500 различных поправок, нередко внутренне несогласованных и противоречащих друг другу. Теперь для принятия поправок к гл. 3 — 8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам Конституции, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина.
Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием. Содержание поправок, предлагаемых различными участниками законодательного процесса, в основном касается ст. 83, 90, 100 — 105 Конституции. Наибольшая часть их затрагивает прерогативы Президента, расширяет контрольные функции палат Федерального Собрания. Некоторые поправки увеличивают процедурные сроки прохождения законов после их принятия Государственной Думой.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право


| | Вверх

Добавить комментарий