Особенности третейского разбирательства

Особенности современного третейского судопроизводства

Учебное пособие

«Хотел бы обратить внимание еще на одну проблему: механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик. Нам нужно серьезно повысить авторитет Третейского судопроизводства».
(из послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2014 год)

Введение

Введение

В настоящее время, в процессе повседневной экономической деятельности все больше возрастает актуальность быстро и квалифицированно разрешать судебные иски к должникам, что может обеспечить только правильно выбранный Третейский суд.
Настоящее Учебное пособие разработано для практикующих юристов, руководителей и сотрудников юридических служб организаций и служб безопасности. Оно
— раскроет новейшие инструменты и возможности современного третейского судопроизводства (от подачи иска до фактического возврата задолженности),
— раскроет ранее неафишируемые процессуальные особенности участия юристов в исковом и исполнительном производствах при третейских разбирательствах, их принципиальные отличия от государственного суда,
— покажет новые формы третейских соглашений и правила их оформления, а также правила оформления основных процессуальных документов в третейских разбирательствах (исковых заявлений, ходатайств, обращений),
— поможет овладеть методами работы с возражениями при отказе контрагента от подписания третейского соглашения и критериями определения добросовестного Третейского суда.
Предложенные знания необходимы для быстрого и эффективного рассмотрения исков в Третейских судах, поскольку скорость рассмотрения дела и возможность достичь положительного результата напрямую зависят от правовой грамотности участников процесса.

Президент Союза Третейских Судов
Председатель Арбитражного
третейского суда г.Москвы
Кравцов А.В.

Глава 1. Третейское судопроизводство

1.1. Общие правовые основы третейского судопроизводства и основы по отдельным категориям дел

Третейское судопроизводство — это установленный действующим законодательством порядок принятия и рассмотрения исков Третейскими судами.

ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ:

— Гражданский Кодекс РФ
«ст.11. Судебная защита гражданских прав
п.1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд)».
— Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 102-ФЗ
«ст.1 ч.2. В третейский суд может, по соглашению сторон третейского разбирательства, передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений…».
— Регламент Третейского суда — утверждается организацией, учредившей Третейский суд, и направляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения Третейского суда (ст.3 ФЗ-102), который ведет реестр третейских судов.*
________________
* Регламент Арбитражного третейского суда г.Москвы утвержден 20.11.2010 и доступен к ознакомлению на официальном сайте Суда www.a-tsm.ru в разделе «Документы суда».
— Информационное письмо ВАС РФ «О принудительном исполнении решений третейских судов» от 22.12.2005 N 96
— Ст.34 Постановления Пленума ВАС РФ «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» от 12.10.2006 N 55

ПО ДЕЛАМ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ:

— Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»
(Женева, 21 апреля 1961 года, ратифицирована РФ 27.06.62)
— Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»
(Нью-Йорк, 10 июня 1958 года, ратифицирована РФ 10.08.60)

ПО ДЕЛАМ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ:

— Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ
«ст.28. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда».
— Земельный Кодекс РФ
«ст.64. Рассмотрение земельных споров
п.2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд».
— Постановление Конституционного суда РФ «По вопросу о признании прав собственности третейскими судами» от 26.05.2011 N 10-П.
— Письмо Росреестра «О некоторых вопросах государственной регистрации прав на основании решений третейских судов» от 21.05.2012 N 14-3648-ГЕ

ПО ДЕЛАМ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ:

— Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
«ч.2, ст.7. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств».
— Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ
«ст.13. Разрешение споров
п.4. Заемщик и кредитор вправе заключить третейское соглашение о разрешении спора по договору потребительского кредита (займа) только после возникновения оснований для предъявления иска».
По остальным видам кредитов (кроме потребительского) ограничений о заключении третейского соглашения (включении третейской оговорки) нет.
ПО ДЕЛАМ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК:
— Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 21.12.2013 N 44-ФЗ*
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: 05.04.2013 N 44-ФЗ. — Примечание изготовителя базы данных.
«ст.94 ч.3 п.1 «взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта»
ст.95 ч.8.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством».
В соответствии со статьей 11 ГК РФ суд — это суд, арбитражный суд или третейский суд.
Таким образом, споры по госконтрактам могут разрешаться в третейских судах.
— Письмо Минфина РФ «По вопросу оплаты государственными заказчиками третейского сбора» от 12.05.2012 N 02-11-05/1675.
— Письмо Минэкономразвития РФ «О возможности государственным заказчикам заключать третейские соглашения с исполнителями государственных контрактов и обращаться с исками в третейские суды» от 23.07.2013 N Д28и-840.

ВОПРОСЫ: Какими основными нормативными актами регулируется третейское судопроизводство?

1.2. Возможности и преимущества третейского судопроизводства

Возможности третейских судов устанавливаются базовыми нормами, установленными федеральным законодательством (см. Главу 1), а вот индивидуальные преимущества каждого конкретного третейского суда, его индивидуальные отличительные особенности, вырабатываются собственной практикой, исследованиями и наработками. Поэтому показать возможности и преимущества третейского судопроизводства можно только на примере конкретного Третейского суда. Учитывая, что признанным эталоном современного третейского судопроизводства является Арбитражный третейский суд города Москвы (далее — АТСМ), на базе которого создан Союз Третейских Судов и который рекомендуют крупнейшие бизнес-сообщества, то и мы будем изучать этот Третейский суд.

1.2.1. Быстрое рассмотрение исков

— Иск рассматривается в одном судебном заседании на 10 рабочий день с даты его подачи (ст.113 Регламента АТСМ), потому что уведомление сторон АТСМ делает не почтой России за месяц, как государственный суд, а экспресс-почтой DHL — за 1 день. «Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает» (ст.4 ФЗ-102). «Неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания третейского суда, не являются препятствием для третейского разбирательства» (ст.28 ФЗ-102). Основаниями для отложения судебного заседания, в соответствии с ст.120 Регламента АТСМ, могут являться только: ходатайства обоих сторон разбирательства об отложении или болезнь физлица со справкой об освобождении от работы, если оно является стороной по делу (не представителем). Предварительные слушания в АТСМ не проводятся и Регламентом не предусмотрены.
— Решение АТСМ сразу вступает в законную силу и не подлежит оспариванию. Оспорить решение третейского суда можно только, если в третейском соглашении будет прямо указано, что решение третейского суда может быть оспорено (ст.40 ФЗ-102), но на практике такая формулировка нигде не применяется.
Т.к. об окончательности решений записано в ст.139 Регламента АТСМ, а он является неотъемлемой часть третейского соглашения (ч.3 ст.7 ФЗ-102), то положения ст.230-235 АПК РФ и 418-422 ГПК РФ «Оспаривание решений третейских судов» для решений АТСМ не применяются (определение АС Москвы А40-41923/12).

1.2.2. Региональная доступность

Иски к региональным и иностранным Ответчикам, а также от региональных и иностранных Истцов, Суд рассматривает в Москве (ч.2 ст.20 ФЗ-102). Иски и документы можно подавать в Суд нарочно или через электронную приемную на сайте АТСМ.
По ходатайству стороны, участие в судебном заседании может проходить по Скайпу, для чего за 2 дня до судебного процесса необходимо прислать соответствующее ходатайство, доверенность на представителя и копию паспорта (см. Приложение N 1).

1.2.3. Исполнение решений судебными приставами

— На решение АТСМ выдается государственный исполнительный лист, в течение 30-50 дней, который затем передается в службу судебных приставов. Сам АТСМ бесплатно получает его в государственном суде, по доверенности победившей стороны.
— Исполнительные листы выдаются государственными судами или по месту третейского разбирательства (для АТСМ — г.Москва), или по месту нахождения ответчика, а также спорного имущества, в том числе за рубежом.
(Государственный суд может отказать в выдаче исполнительного листа только в случаях, предусмотренных ст.239 АПК РФ и 426 ГПК РФ, если проигравшая сторона представит доказательства того, что:
1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
2) сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если в решении третейского суда постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, арбитражный суд может выдать исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
5) решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено либо его исполнение было приостановлено арбитражным судом или иным судом в Российской Федерации, либо судом другого государства, на территории которого это решение было принято, или государства, закон которого применяется.
3.* Государственный суд без заявления проигравшей стороны отказывает в выдаче исполнительного листа, если установит, что:
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права).
По данным статистики с сайта ВАС РФ за 2013 год отказано в выдаче исполнительных листов всего лишь по 7,8% решений всех третейских судов в России (мониторинг Союза Третейских Судов).
Определение государственного суда о выдаче исполнительного листа сразу вступает в законную силу с отметкой: «Подлежит немедленному исполнению» и может быть обжаловано только в кассацию и только по вышеперечисленным основаниям (ч.5 ст.240 АПК РФ и ч.5 ст.427 ГПК РФ).
— Если государственный суд откажет в выдаче исполнительного листа, АТСМ возвратит третейский сбор (ч.1 ст.85 Регламента АТСМ), а стороны могут повторно подать иск в государственный суд.
— Для получения исполнительного листа по судебному решению российского третейского суда в зарубежной стране, на территории которой должно оно исполняться, необходимо перевести судебное решение на язык этой страны, апостилировать его* и сдать заявление о выдаче исполнительного листа в рамках Конвенции ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений». Исполнительные листы Российского государственного суда, в этом случае, получать не требуется.
________________
* Апостиль (фр. Apostille) — международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.

1.2.4. Сопровождение исполнительного производства

По заявлению стороны третейского разбирательства, АТСМ бесплатно осуществляет следующий комплекс мероприятий по исполнению решения:
1) Подготовка и предъявление в банк(и) должника исполнительного листа и заявления о списании задолженности с его расчетного счета (для региональных банков АТСМ только подготавливает документы для передачи их самим Взыскателем. Контроль исполнения со стороны Суда осуществляется по телефону),
— применение процессуальных мер воздействия в случае отказа банком от такого списания,
— контроль за исполнением этих документов до получения задолженности Взыскателем.
2) Подготовка и предъявление в Службу судебных приставов Москвы исполнительного листа и заявления о возбуждении исполнительного производства (для региональных приставов и банков Суд только подготавливает документы для передачи их самим Взыскателем. Контроль исполнения со стороны Суда осуществляется по телефону),
— применение процессуальных мер воздействия в случае нарушений приставами процедуры или сроков исполнительного производства,
— контроль за исполнением этих документов до получения задолженности Взыскателем.
3) Организация взаимодействия Взыскателя с Коллекторскими агентствами по вопросам, не входящим в компетенцию Суда (розыск имущества, денежных средств в банках, других активов и пассивов должника; личные контакты с должником).

1.2.5. Реальное взыскание

«Горячие» исполнительные листы, полученные взыскателем за 1,5-2 месяца в Третейском суде, и возможность оспаривать сделки должника, совершенные после вынесения решения третейского суда, делают невозможным сокрытие некоторого имущества должника (например недвижимого) и реально возвращают задолженность. Сокрытие имущества после выдачи исполнительного листа на решение третейского суда подпадает под ст.315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» (до 2-х лет) и 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» (до 2-х лет), которые находятся в компетенции отделов дознания службы судебных приставов (письмо ФССП РФ от 29.08.2014 N 043/51/617).
По заявлению стороны, фактический возврат задолженности может начаться уже через 10 дней после подачи иска, т.е. сразу после вынесения судебного решения, специальной Службой взыскания Суда, состоящей из отобранных коллекторских агентств, и под надзором Суда. Услуги коллекторскому агентству оплачиваются напрямую и только по факту взыскания задолженности (в среднем это 20% от взысканной суммы).
Судебное решение исполняется сторонами добровольно. За неисполнение решения Суда в течение 5-ти дней, в пользу победившей стороны взыскивается штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований. Взыскание штрафа возможно по отдельному исковому заявлению, подать которое можно в течение 3-х лет с даты вынесения решения по хозяйственному спору (ч.4 ст.142 Регламента АТСМ).

1.2.6. Помощь в подготовке

До подачи иска, в Суде осуществляется бесплатное консультирование по процессуальным вопросам. Допускается закрепление персонального консультанта. Для этого необходимо письменно обратиться в АТСМ на бланке организации.

1.2.7. Квалифицированные и независимые судьи

Требования к судьям — высшее юридическое образование и стаж работы более 5 лет в определенной отрасли экономики, что исключает риски судебных ошибок. Кандидаты в третейские судьи отбираются председателем АТСМ в ходе судебных процессов с их участием, в качестве представителей.
— Судью выбирают сами стороны из списка третейских судей на официальном сайте АТСМ, обеспечивая независимость процесса. Личные данные третейских судей полностью закрыты, исключая их коррупционные контакты с участниками процесса. Также исключены личные коррупционные контакты третейских судей с аппаратом АТСМ, т.к. документооборот осуществляется только удаленно через личный Интернет-кабинет судьи.

1.2.8. Объединенная юрисдикция

В одном Суде рассматриваются иски как к юридическим лицам, так и к физическим лицам. Соответственно, исполнительные листы выдаются или арбитражными судами, или судами общей юрисдикции.
Третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми (ст.25 ФЗ-102).
Срок принятия решения об обеспечении иска — 1 сутки с даты подачи ходатайства. Срок выдачи исполнительного листа госсудом — 1-2 суток.
«Арбитражный суд принимает обеспечительные меры по заявлению стороны третейского разбирательства по общим правилам, предусмотренным нормами АПК РФ, с учетом особенностей третейской формы разбирательства споров, основанной на соглашении сторон (третейском (арбитражном) соглашении). При рассмотрении таких ходатайств арбитражный суд проверяет действительность арбитражного соглашения (третейского соглашения).
Арбитражный суд отказывает в принятии обеспечительных мер по заявлению стороны третейского разбирательства, если спор не может быть предметом третейского разбирательства, например, носит публичный характер либо затрагивает исключительную юрисдикцию государственных судов (п.34 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»)».

1.2.10. Экспертизы

Экспертиза назначается и проводится по аналогии с процессом в госсуде.
В день подачи ходатайства о проведении экспертизы, АТСМ принимает определение о предоставлении вопросов эксперту и внесении заявителем депозита на р/с АТСМ в течение 2-х дней в размере выставленной стоимости работ экспертной организацией для минимального срока их исполнения в срок не более 5-и дней.
Срок проведения экспертизы — не более 5-и дней. В соответствии с договорами с АТСМ, экспертные учреждения проводят экспертизы за минимальное время, но за максимальную стоимость своих работ.

1.2.11. Взыскание неустоек

Третейские суды не входят в систему государственных судов, поэтому постановления Пленумов и Президиумов высших государственных судов (ВАС, ВС или ФАС), направленные на исполнение государственным судам, на третейские суды не распространяются.
В связи с этим, АТСМ не применяет ст.333 ГК РФ и не срезает договорные неустойки. Расчет договорной неустойки АТСМ осуществляется по формуле, установленной договором.

1.3. Компетенция третейских судов

Все экономические договорные отношения, предусмотренные ГК РФ (ст.11 ГК РФ и ч.2 ст.1 ФЗ-102):
взыскание задолженности, процентов, убытков, штрафов, неустойки, возврат или обращение взыскания на имущество,
— по договорам кредита, поручительства, залога, банковской гарантии,
— по договорам подряда, оказания услуг,
— по договорам купли-продажи, поставки,
— по договорам аренды, лизинга,
— по договорам перевозки, хранения,
— по договорам инвестиций и доверительного управления,
— по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектировочных и технологических услуг,
— по лицензионным соглашениям на пользование результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (авторское, патентное и смежные с ними, товарный знак),
— по признанию прав собственности на движимое (авто), недвижимое имущество, земельные участки,
— по государственным контрактам и контрактам по 223-ФЗ,
— по иным основаниям, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности.
Не входит в компетенцию третейских судов: административные споры, публичные отношения, признание банкротом, корпоративные и трудовые споры.

1.4. Расчет третейского сбора

Размер третейского сбора определяется в зависимости от цены иска в соответствии со следующей шкалой (ст.83 Регламента АТСМ):

Цена Иска

Третейский сбор

До 3000000 рублей

5% от цены иска, но не менее 30000 руб.

От 3000000 рублей
до 30000000 рублей

3% от цены иска

От 30000000 рублей
до 100000000 рублей

2% от цены иска

От 100000000 рублей
до 200000000 рублей

1,3% от цены иска

От 200000000 рублей

3000000 рублей + 0,5% от цены иска, превышающей 200000000 рублей
(согласуется с Председателем суда)

Сравнительная таблица расходов на судопроизводство в госсуде, в АТСМ и в АП Милана

Понятие и значение третейского разбирательства. Третейский суд

1. Российское законодательство, как и законодательство многих стран, предусматривает возможность передачи правовых споров на рассмотрение третейского суда.

Третейское разбирательство является общепризнанной формой рассмотрения правовых споров наряду с судебным и административным порядком. Возможность защиты нарушенных прав третейскими судами предусмотрена ст. 11 ГК. Такая возможность конкретизируется многими законами, в частности ЗК (п. 2 ст. 64), Законом о саморегулируемых организациях (ст. 6), Законом о сельскохозяйственной кооперации (ст. 33.1), Законом о соглашениях о разделе продукции (ст. 22).

Общепризнано, что предоставление заинтересованным лицам права по своему усмотрению обратиться за разрешением спора в государственный суд (суд общей юрисдикции, арбитражный суд) в соответствии с его компетенцией, установленной законом, или избрать альтернативную форму защиты своих прав и обратиться в третейский суд расширяет возможности разрешения споров в сфере гражданского оборота. Аналогичную позицию занимает Европейский суд по правам человека.

Третейское разбирательство представляет собой согласованный сторонами в соответствии с заключенным ими третейским соглашением порядок рассмотрения и разрешения определенных правовых споров (спора) третейским судом (судьями), избираемым сторонами.

Сущность третейского разбирательства заключается в том, что защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется избранными в согласованном порядке сторонами правового спора судом (судьей) путем его рассмотрения и разрешения в соответствии с подлежащими применению правовыми нормами с вынесением обязательного для сторон решения.

Третейский суд — суд (судья), избранный сторонами для разрешения спора (споров) между ними, решения которого стороны признают для себя обязательными и обязуются им подчиниться.

Третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть, не входят в судебную систему РФ, занимают самостоятельное место среди юрисдикционных органов. Рассмотрение споров третейским судом является альтернативой разбирательству в государственных судах.

Третейский суд является одним из институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями. Преимуществами третейского разбирательства являются свобода сторон в выборе судей, конфиденциальность третейского разбирательства, участие сторон в определении порядка рассмотрения дела, простота и доступность процедур.

При рассмотрении дела в третейском суде у сторон сохраняется возможность обращения в государственный суд с заявлением об обеспечении иска, предъявленного в третейский суд, требованиями об оспаривании решения третейского и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 25,40, 45 Закона о третейских судах).

против Соединенного Королевства» и от 03.04. 2008 по делу «Риджент Кампани (Regent Company) против Украины».

Порядок организации и деятельности третейских судов определяется в специальном законодательстве РФ и международных актах. В России основополагающими актами в этой области являются Закон о третейских судах и Закон о международном коммерческом арбитраже. Так, среди многочисленных международных актов, принятых по вопросам арбитражного (третейского) разбирательства, необходимо отметить Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г.

2. Виды третейских судов. Действующие в РФ третейские суды можно классифицировать по различным основаниям.

По предмету третейского разбирательства выделяются:

  • третейские суды, рассматривающие споры между российскими гражданами и организациями. Деятельность таких судов регулируется Законом о третейских судах;
  • третейские суды, рассматривающие споры из внешнеторговых и иных видов международных экономических связей. Такие третейские суды называются международными коммерческими арбитражами, их деятельность на территории РФ определяется Законом о международном коммерческом арбитраже.

В настоящем учебнике рассматриваются вопросы деятельности третейских судов, созданных в соответствии с Законом о третейских судах.

В зависимости от времени действия выделяют постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (так называемые разовые или ad hoc).

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами). Порядок третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде устанавливается положениями этого суда (уставами, регламентами). Поэтому порядок рассмотрения дела в постоянно действующем третейском суде заранее известен будущим участникам третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения, т. е. обязательны для них.

Порядок создания постоянно действующего третейского суда в соответствии с Законом о третейских судах определяется ст. 3 данного закона. Наиболее известными постоянно действующими третейскими судами в нашей стране являются Третейский суд для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ, Третейский суд при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, Сибирский третейский суд, Третейский суд Ассоциации российских банков и другие.

Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется в соответствии с соглашением сторон с соблюдением обязательных требований Закона о третейских судах. Правила рассмотрения спора в таком суде стороны каждый раз создают заново, а закон устанавливает в основном диспозитивные нормы, которые должны восполнить пробелы в случае, если какая-либо часть необходимых для третейского разбирательства процедур не будет согласована сторонами.

Подведомственность дел третейскому суду, т. е. относимость правовых споров к ведению третейского суда, определяется нормами законодательства РФ и соглашением сторон. Применительно к постоянно действующим третейским судам — также с учетом правил, регламентирующих их деятельность.

Закон о третейских судах предусматривает возможность передачи на рассмотрение третейского суда споров, вытекающих из гражданских правоотношений (ст. 2 ГК). Следовательно, к подведомственности третейского суда не могут быть отнесены споры, вытекающие из налоговых, финансовых, иных административных отношений, дела особого производства, а также те споры, которые соответствующими законами отнесены исключительно к ведению государственного суда (например, дела о банкротстве).

Что касается подведомственности споров по субъектному составу, необходимо отметить, что закон относит к компетенции третейского суда споры с участием и физических лиц, и организаций.

Правила постоянно действующего третейского суда определяют круг правовых споров, которые могут быть приняты к рассмотрению конкретным третейским судом.

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда — третейское соглашение — является обязательным условием для принятия и рассмотрения спора третейским судом.

По своей сути третейское соглашение представляет собой договор.

Содержание третейского соглашения определяется его сторонами.

В него может включаться либо только условие о передаче спора в какой-либо конкретный постоянно действующий третейский суд или приглашаемым для его рассмотрения арбитрам, либо стороны могут сразу в своем соглашении согласовать порядок будущего третейского разбирательства: место, язык проведения разбирательства, кандидатуры судей (арбитров) или требования, предъявляемые к судьям, порядок обмена корреспонденцией между сторонами и т. п. необходимые условия, которые в силу закона могут быть определены сторонами по своему усмотрению.

Формулирование третейского соглашения — сложная и достаточно специфичная работа. Для облегчения положения сторон, желающих передать свой спор на рассмотрение третейского суда, в постоянно действующих судах разработаны примерные формы третейских соглашений, рекомендуемые для использования.

Практике известны различные виды третейских соглашений:

  • третейский договор — соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о передаче в третейский суд возникающих между его сторонами споров (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем);
  • третейская оговорка — соглашение, включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора.

Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после, в том числе в ходе рассмотрения спора в государственном суде до принятия решения по существу спора судом первой инстанции.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме. Закон о третейских судах устанавливает обязательные требования к форме и содержанию третейского соглашения, несоблюдение которых влечет признание его незаключенным (ст. 7).

Необходимо обратить внимание на принцип автономии третейского соглашения, предусмотренный в ст. 17 Закона о третейских судах, согласно которому третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как независящее от других условий договора. Признание договора недействительным не влечет автоматического признания третейского соглашения недействительным.

Рассмотрение споров в третейском суде

Определение порядка рассмотрения споров в третейских судах имеет специфику. Если порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах определяется исключительно нормами процессуального законодательства, то порядок разбирательства в третейском суде регламентируется нормами Закона о третейских судах, соглашением сторон, правилами постоянно действующего третейского суда, если спор передается на рассмотрение такого третейского суда.

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. Большинство названных принципов присуще судопроизводству в государственных судах.

Однако применительно к третейскому разбирательству они имеют свое особое содержание. Рассмотрим отдельные аспекты.

Так, действие принципа диспозитивности проявляется дополнительно в возможности сторон определять по своей воле в соглашении, — какие споры передать на рассмотрение третейского суда, в какой именно третейский суд; изменять и дополнять требования, предъявленные в третейский суд; заявлять встречный иск, оспаривать решение третейского суда в компетентном суде, если соглашением сторон не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным; обращаться в компетентный суд с просьбой о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В соответствии с принципом состязательности третейского разбирательства каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Однако он лишен возможности обязать сторону представить имеющееся у нее доказательство либо истребовать их по свой инициативе.

Для разъяснения возникающих при разрешении дела вопросов, требующих специальных познаний, третейский суд может назначить экспертизу и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов (ст. 29 Закона о третейских судах).

Принцип конфиденциальности является противоположностью принципа гласности. В соответствии с принципом конфиденциальности состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон и их правопреемников. О таких сведениях он не может быть допрошен в качестве свидетеля.

Гарантией принципа независимости и беспристрастности третейских судей выступает особый порядок формирования состава третейского суда. Состав третейского суда либо порядок его формирования определяется соглашением сторон или правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным. Для рассмотрения дела может быть назначен (избран) и один третейский судья.

Законом установлены требования, предъявляемые к третейскому судье. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора такое требование предъявляется к председателю состава третейского суда. Дополнительные требования к квалификации третейского судьи могут быть согласованы сторонами или определены правилами третейского разбирательства.

Если третейский судья не отвечает указанным требованиям, ему может быть заявлен отвод.

Порядок обращения в третейский суд и рассмотрения спора.

Для обращения в третейский суд необходимо оформить исковое заявление. Содержание искового заявления должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 23 Закона о третейских судах.

Копия искового заявления направляется ответчику.

Свои возражения против иска ответчик может изложить в отзыве на исковое заявление, который представляется истцу и в третейский суд, как правило, до первого заседания.

Ответчик также вправе подать встречный иск. При этом установлены два условия предъявления встречного иска, первое из которых присуще и гражданскому судопроизводству — наличие взаимной связи встречного иска и требований истца.

Второе условие является специфичным и состоит в том, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом только, если данное требование подпадает под действие третейского соглашения.

Расходы, связанные с рассмотрением спора третейским судом, возмещаются сторонами третейского разбирательства. В отличие от судебных расходов, которые несут стороны гражданского судопроизводства, на стороны третейского разбирательства дополнительно возложена обязанность выплачивать гонорар третейским судьям, нести расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства, а также иные расходы, определяемые третейским судом. Размер гонорара третейского судьи определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного судьями на третейское разбирательство.

О времени и месте заседания третейского суда стороны третейского разбирательства должны быть заблаговременно извещены. Неявка надлежащим образом уведомленных сторон на заседание без уважительных причин не является препятствием для разбирательства дела и принятия решения третейским судом.

Третейское разбирательство осуществляется на языке, определенном соглашением сторон, а при его отсутствии на русском языке. Перевод документов на язык третейского разбирательства обеспечивается сторонами. Рассмотрение дела третейским судом происходит в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином.

Обеспечение иска. Закон наделил третейский суд полномочиями по просьбе любой стороны распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора, а также потребовать от другой стороны предоставления надлежащего обеспечения в связи с такими мерами. С целью принятия обеспечительных мер стороны третейского разбирательства могут обратиться с заявлением в компетентный государственный суд по месту осуществления третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры (ст. 25 Закона о третейских судах).

Решение третейского суда. Третейский суд принимает акты в форме решений и определений.

Решение третейского суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности (ст. 33 Закона). К решению третейского суда Законом предъявляется требование обязательности, которое состоит в обязанности сторон добровольно исполнять это решение.

По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение (например, ст. 38, ч. 4 ст. 17, ч. 4 ст. 25 Закона).

Оспаривание решений третейских судов

В Законе о третейских судах предусмотрена возможность оспаривания решений третейского суда в государственном суде.

В соответствии со ст. 40 Закона о третейских судах заявление об отмене решения постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного сторонами для решения конкретного спора, подается в компетентный суд стороной третейского разбирательства, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным.

Суды общей юрисдикции компетентны рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, которые приняты по спорам, не связанным с осуществлением его сторонами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрение заявлений, подведомственных судам общей юрисдикции, осуществляется в рамках производства по делам об оспаривании решений третейских судов, регламентированного гл. 46 ГПК.

Согласно ст. 418 ГПК заявление об оспаривании решения третейского суда может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Заявление может быть подано стороной третейского разбирательства, а также лицами, не являющимися участниками третейского соглашения, если вопрос об их правах и обязанностях разрешен третейским судом.

Подсудность дел об оспаривании решений третейских судов установлена ч. 2 ст. 418 ГПК. Заявление подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда.

С заявления об отмене решения третейского суда взимается государственная пошлина в размере, установленном п. 13 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Заявление об оспаривании решений третейского суда должно быть оформлено в соответствии с требованиями к его форме и содержанию, установленным в ст. 419 ГПК.

Порядок рассмотрения заявлений об отмене решений третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в судебном заседании не позднее одного месяца со дня поступления заявления в суд.

При подготовке дела к судебному разбирательству при наличии ходатайства обеих сторон судья истребует материалы дела из третейского суда по правилам, предусмотренным ст. 57 ГПК.

Заявление рассматривается в судебном заседании по общим правилам судопроизводства в суде первой инстанции. Неявка надлежащим образом извещенных сторон третейского разбирательства в судебное заседание не препятствует рассмотрению заявления. При рассмотрении дела суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда путем исследования представленных сторонами третейского разбирательства доказательств.

Отмена решения третейского суда возможна только по основаниям, исчерпывающе определенным в ст. 421 ГПК. Эти основания аналогичны определенным ст. 42 Закона о третейских судах. Выявление данных оснований не связано с проверкой обоснованности выводов третейского суда по существу рассматриваемого спора, правильности применения норм материального права.

Все основания для отмены решения третейского суда можно разделить на две группы:

  1. основания, которые должны быть доказаны стороной, подавшей заявление;
  2. основания, устанавливаемые судом, независимо от того, ссылается на них сторона, подавшая заявление, или нет.

В соответствии с ч. 2 ст. 421 ГПК суд общей юрисдикции должен отменить решение третейского суда, если сторона третейского разбирательства, обратившаяся в суд с заявлением, докажет, что:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Третейское соглашение может быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 168–179 ГК. Дополнительное основание признания недействительным третейского соглашения предусмотрено п. 3 ст. 5 Закона о третейских судах;

2) сторона не была уведомлена надлежащим образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению сторон или федеральному закону. В частности, нарушение ст. 8, 10, 11 и 19 Закона о третейских судах суде влечет отмену его решения.

Суд также отменяет решение третейского суда, если в ходе рассмотрения дела установит, что:

1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом (см. о подведомственности третейскому суду);

2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

К основополагающим принципам российского права здесь прежде всего относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, а также отраслевые принципы гражданского права. Например, принципы равенства участников гражданских правоотношений, свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств на территории РФ и др.

Для отмены решения третейского суда суду достаточно установить наличие любого из перечисленных оснований.

По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда суд выносит определение об отмене решения третейского суда или об отказе в этом (ст. 422 ГПК), которое может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Исполнение решений третейских судов

По общему правилу решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, которые установлены в самом решении. Если решение добровольно не исполняется, то оно может быть обращено к принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного государственным судом исполнительного листа.

При обращении в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа необходимо учитывать положение п. 4 ст. 45 Закона о третейских судах, согласно которому такое заявление может быть подано в суд не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.

Право на обращение в суд с заявлениями о выдаче исполнительного листа принадлежит стороне третейского разбирательства, в пользу которой принято решение.

В случае достижения сторонами третейского разбирательства мирового соглашения и утверждения его третейским судом, право обращения в суд за исполнительным листом имеет любая сторона третейского разбирательства, считающая, что мировое соглашение добровольно не исполняется другой стороной.

Рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суды общей юрисдикции, исходя из содержания ст. 22 ГПК и ст. 27, 31 АПК, рассматривают дела о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, вынесенные по гражданско-правовым спорам, не связанным с осуществлением его сторонами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подсудность заявлений о выдаче исполнительных листов судам общей юрисдикции определяется в соответствии с ч. 2 ст. 423 ГПК. Данные дела отнесены к подсудности районных судов (родовая подсудность). Территориальная подсудность определяется по месту нахождения должника либо по месту жительства, а в случае, если его место жительства или место нахождения неизвестно, — заявление может быть предъявлено в суд по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства.

Заявления о выдаче исполнительного листа оформляется в соответствии с требованиями к его форме и содержанию, установленными в ст. 424 ГПК. Заявление оплачивается государственной пошлиной в размере, определенном п. 11 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Порядок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительного листа. Согласно ч. 1 ст. 425 ГПК заявления о выдаче исполнительного листа рассматриваются судьей единолично в месячный срок по правилам, предусмотренным кодексом.

Подготовка данных дел осуществляется по правилам главы 14 ГПК с учетом ч. 2 ст. 425. Судья вправе по ходатайству обеих сторон истребовать из третейского суда материалы дела. Истребование материалов дела осуществляется по правилам для истребования доказательств, установленным в ст. 57 ГПК.

Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа происходит с участием сторон третейского разбирательства. Однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.

При рассмотрении дела в судебном заседании суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа, предусмотренных в ст. 426 ГПК. Выявление оснований для отказа в выдаче исполнительного листа не связано с проверкой обоснованности выводов третейского суда по существу спора и правильности применения третейским судом норм материального права.

ГПК предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение третейского суда, предусмотренные ст. 426 ГПК, можно так же как и основания для отмены решения третейского суда, разделить на две группы:

1) обстоятельства, по которым будет отказано в выдаче исполнительного листа, если их наличие докажет сторона третейского разбирательства, против которой принято решение третейского суда (ч. 1 ст. 426);

2) обстоятельства, по которым будет отказано в выдаче исполнительного листа, если они будут установлены судом, рассматривающим дело, независимо от того, ссылалась на них сторона или нет (ч. 2 ст. 426).

Основания для отказа в выдаче исполнительного листа, содержащиеся в п. 1–4 ч. 1 и ч. 2 ст. 426 ГПК совпадают с основаниями для отмены решения третейского суда. Лишь в п. 5 ч. 1 ст. 426 ГПК РФ закреплено основание, присущее только делам о выдаче исполнительных листов. В указанной норме предусмотрено, что суд отказывает в выдаче исполнительного листа, если решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства (т. е. на момент рассмотрения заявления не наступил срок исполнения решения) или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 425 суд вправе отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа, если в производстве суда, указанного в ч. 2 ст. 418 ГПК, находится заявление об отмене решения, в отношении которого испрашивается исполнительный лист на принудительное исполнение. Судебное разбирательство будет возобновлено после рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда и вынесения соответствующего определения по делу.

По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда суд выносит определение (ст. 427 ГПК). В зависимости от обстоятельств, установленных в судебном заседании, может быть вынесено определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в этом.

В соответствии с п. 8 ст. 45 Закона о третейских судах определение о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению, при этом согласно ч. 5 ст. 427 ГПК определение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Если после вынесения определения об отказе в выдаче исполнительного листа возможность обращения в третейский суд не утрачена, стороны третейского разбирательства могут повторно обратиться за разрешением спора в третейский суд (ч. 3 ст. 427 ГПК). Если оснований обращения в третейский суд не имеется, сторона третейского разбирательства вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой нарушенных прав в исковом порядке.

Третейский суд в России представляет собой негосударственный суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного возникшего спора гражданско-правового экономического характера, с обязательством подчиниться решению этого суда.

В ст. 11 ГК говорится о том, что третейский суд в соответствии с правилами подведомственности осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Третейский суд является самым первым судом в истории общества и наиболее демократично формируемым органом разбирательства возникающих споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада». И некоторые исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд предшествовал государственному.

В настоящее время в мире существуют различные третейские суды: негосударственные коммерческие арбитражи. При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третью сторону рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда – суд третьего. Вместе с тем третейский суд не осуществляет судопроизводство в обычном понимании, которое имеет свою процессуальную специфику и лишь условно называется судом. Поэтому, выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению.

Российские третейские суды, именуемые так в соответствии с отечественным законодательством, за рубежом называют арбитражем. В России же арбитражем назван государственный коммерческий суд, а арбитраж в западном смысле – третейский суд.

На первый взгляд кажется, что перепутаны всего лишь названия, однако на практике это порождает определенные сложности в отношениях как с западными странами, так и в России, поскольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за рубежом применяется только к государственным структурам, а термин «арбитраж» – только к структурам негосударственного разрешения споров. То есть арбитраж – это процедура внесудебного разрешения спора в сфере предпринимательской деятельности.

Третейский суд может создаваться для рассмотрения и разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает свое существование (случайный суд, суд adhoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

Бесспорно, что постоянно действующие третейские суды более предпочтительны. Если, например, судьей adhoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно действующие суды включаются авторитетные ученые-юристы, профессионалы высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.

В настоящее время в России действует Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», который регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ. Действие данного Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

Кроме того, при Торгово-промышленной палате РФ созданы и действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, предназначенные для разбирательства споров в области международной торговли и мореплавания.

Институционными третейскими судами для разрешения экономических споров также являются Третейский суд при Союзе юристов России, Третейский суд Ассоциации российских банков, Третейский суд Союза акционерных обществ, Третейский суд при Московской товарной бирже и др.

Третейские суды, представляющие собой общественные образования и не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют правосудие и не наделены государственной силой принуждения, успешно функционируют наряду с государственными судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.

Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, нередко их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора, норм иностранного права и пр.

Однако названные случаи довольно редки, значительно чаще в третейских судах разрешаются споры, возникающие в международном частном праве. Такие споры, по общему правилу, неподведомственны национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает производство третейских судов с арбитражным и гражданским процессом. Можно говорить также о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского арбитражного процессуального права. Сказанное относится только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов.

Юрисдикционные органы, сформированные на международно-договорной основе, нс могут быть включены в национальную судебную систему.

Преимущества третейского суда. К числу преимуществ третейского суда перед государственным арбитражным судом следует отнести, прежде всего, быстроту и экономичность третейской процедуры, ее конфиденциальность, а также предоставляемую участникам спора возможность самим выбора судей.

Процедура третейского разбирательства основана на принципах защиты законных интересов конкретных участников имущественного оборота.

В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) всего в одной (первой) инстанции.

Стороны вправе выбрать себе судей как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, в который включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи избирают затем возглавляющего их председателя состава.

Такие судьи независимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение спора.

Размер третейского сбора существенно ниже размера госпошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.

Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство, по общему правилу, носит закрытый характер. Решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны.

В процессе рассмотрения спора активно используется принцип состязательности сторон. Важнейшими правовыми основаниями для принятия решения третейским судом являются договоры, торговые обычаи.

Основными источниками регулирования третейского процесса в Российской Федерации являются четыре нормативных акта — Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», АПК РФ, ГПК РФ.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции заключительного постановления по делу (решения, определения об оставлении искового заявления без рассмотрения, определения о прекращении производства) может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч.6 ст.4 АПК РФ). Указание на споры только из гражданских правоотношений означает, что подведомственные арбитражному суду дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и несостоятельности в третейском порядке вообще рассмотрению не подлежат.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О третейских судах в РФ» в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Третейские суды для разрешения конкретного спора создаются сторонами, которые, в принципе, могут самостоятельно определять порядок их образования и правила разбирательства споров, но с соблюдением предусмотренных Федерального закона «О третейских судах в РФ» обязательных положений, не подлежащих изменению по желанию сторон.

Постоянно действующие третейские суды формируются в качестве стабильных центров, обеспечивающих третейское разбирательство конкретных категорий споров в порядке, устанавливаемом их внутренними документами. Они могут создаваться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и иными организациями — юридическими лицами. Вместе с тем необходимо отметить, что не допускается образование третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Организация, создающая новый третейский суд для разрешения экономических споров, должна представить так называемому арбитражному суду, на территории которого будет находиться этот третейский суд, копии ряда документов: решение о его образовании, положение (устав, регламент) о суде, состав третейских судей.

Обязательным условием принятия третейским судом дела к своему производству является наличие соглашения о передаче на его рассмотрение и разрешение спора в целом или его отдельных частей в связи с конкретным правоотношением. Неизменное требование — заключение соглашения в письменной форме. Оно может быть закреплено подписанным сторонами отдельным документом или включением в гражданский договор статьи о передаче дела в третейский суд.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения о передаче спора ему на рассмотрение. Если он придет к заключению об отсутствии или недействительности такого соглашения, сторонам остается только передать спор в арбитражный суд.

Процессуальные последствия наличия соглашения сторон о передаче спора третейскому суду определены п.5 ст.148 АПК РФ. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора арбитражному суду первой инстанции выдвинет по этому мотиву возражение против продолжения производства в суде. Более того, даже когда никакого соглашения до начала процесса в арбитражном суде не было, стороны не лишены возможности обратиться к третейской форме защиты. Они вправе заключить соответствующее соглашение вплоть до завершения процесса судом первой инстанции. В таком случае при возражении любой из сторон против рассмотрения дела арбитражным судом последний должен оставить исковое заявление без рассмотрения. Такие последствия не наступают, если арбитражный суд признает, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Одним из главных элементов конструкции третейского производства является то, что стороны правового спора доверяют его рассмотрение и вынесение решения третьим лицам. Статья 8 Федерального закона «О третейских судах в РФ» содержит требования, предъявляемые к третейскому судье. Таковым может быть избрано (или назначено) полностью дееспособное физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в его исходе, независимое от сторон, согласившееся исполнять функцию третейского судьи. Председатель коллегиального состава или судья, рассматривающий дело единолично, должен иметь высшее юридическое образование. Есть и другие критерии, исключающие для гражданина возможность выступать третейским судьей: наличие судимости; привлечение к уголовной ответственности; совершение проступков, несовместимых с профессиональной деятельностью и повлекших исключение из состава работников правоохранительных органов; невозможность быть третейским судьей согласно должностному статусу, определенному федеральным законом. Стороны могут установить дополнительные требования.

Число третейских судей при рассмотрении конкретного дела должно быть нечетным. Стороны вправе определить количественный состав суда. Но если они этого не сделали, применяется общее правило, согласно которому избираются (назначаются) три судьи.

Порядок формирования состава третейского суда для рассмотрения конкретного спора регламентирован с учетом вида третейского суда. В постоянно действующем суде он предусмотрен правилами регламента (положения), в суде разовом — зависит от пожеланий сторон, руководствующихся разными мотивами (экономии расходов и т.п.). Если они не воспользовались правом определить такую процедуру или разошлись во мнениях, то при составе третейского суда из трех судей каждая сторона назначает по одному судье, а два последних избирают третьего, который затем выступает как председатель состава.

В течение 15 дней после получения просьбы от противоположной стороны сторона должна назвать третейского судью, который войдет в коллегию, либо выдвинуть или согласиться с предложенной кандидатурой единоличного судьи. Такой же срок установлен двум судьям для избрания третьего. Если надлежащие действия не совершены, третейское производство прекращается и заинтересованное лицо может составить по данному спору исковое заявление и направить его компетентному арбитражному суду.

Третейский суд должен до начала рассмотрения дела по существу определить, правомочен ли он рассматривать переданный ему спор с учетом наличия и содержания третейского соглашения. Этот вопрос заслуживает тем более особого внимания, если одна из сторон (точнее обычно ответчик) заявляет, что соглашения нет вообще или оно недействительно. Однако третейский суд, обнаруживший отсутствие у него полномочия разрешать данный спор в силу закона или правил производства, обязан независимо от наличия третейского соглашения и в любой момент прекратить процесс.

Вывод третейского суда о своей некомпетентности, изложенный в специально вынесенном определении, приводит к необходимости подачи заинтересованным лицом искового заявления в соответствующий арбитражный суд. Напротив, постановление третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции рассматривать спор в течение месяца может быть оспорено стороной путем подачи заявления в надлежащий арбитражный суд, который выносит определение об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции или об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Исковое заявление составляется в письменной форме. Оно должно содержать дату, наименование и реквизиты сторон, обоснование компетенции третейского суда, требование и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и подтверждающие их доказательства, цену иска (если иск подлежит оценке), перечень прилагаемых к заявлению документов и иных материалов.

Копии заявления и других приобщенных к нему документов передаются ответчику, который в срок, определенный правилами третейского разбирательства либо до первого заседания третейского суда, вправе представить истцу и в суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свою позицию. Непредставление ответчиком отзыва не является препятствием к рассмотрению спора и не считается признанием требований истца. Равным образом неявка без уважительных причин сторон (или их представителей) на заседание суда, если они были надлежащим образом извещены о его месте и времени, не препятствует вынесению третейским судом решения по спору.

Третейский суд наделяется полномочием распорядиться о принятии обеспечительных мер, если стороны не договорились об ином. После возникновения дела третейский суд по ходатайству любой из сторон может вынести определение об обеспечительных мерах в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Для реализации обеспечительных мер заинтересованному лицу надлежит обратиться к компетентному государственному суду, который рассматривает и разрешает заявление по правилам ст. ст.90 — 98 АПК РФ.

С учетом принципа диспозитивности в ходе третейского разбирательства истец вправе изменить или дополнить свои исковые требования, а ответчик — возражения на иск. Ответчик также может подать встречный иск или потребовать зачета встречного требования.

Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения. Но определенной активностью наделен третейский суд. Так, третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Третейский суд рассматривает дело в закрытом заседании, на которое отдельные посторонние лица допускаются лишь с согласия сторон.

Место разбирательства дела определяется сторонами спора или третейским судом, исходя из конкретных обстоятельств, с учетом удобства для заинтересованных лиц. В постоянно действующем третейском суде место рассмотрения дела определяется в соответствии с правилами этого суда. Участники процесса должны своевременно извещаться о заседании третейского суда с использованием средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

Рассмотрение третейским судом спора может завершиться не только его разрешением по существу, но и определением о прекращении производства. Ликвидировать третейское разбирательство могут стороны по взаимному согласию и без указания каких-либо мотивов. Для третейского суда преюдициальную силу, влекущую прекращение производства, имеют не только вынесенные по тождественному иску решения суда арбитражного или общей юрисдикции, но также решения другого третейского суда. Наконец, в случае участия гражданина, выступавшего стороной по делу, правопреемник его место автоматически не занимает, и процесс в третейском суде завершается без вынесения решения. Институт оставления заявления без рассмотрения третейскому судопроизводству неизвестен.

Вынесенное в третейском порядке решение подписывает состав суда. Судья, имеющий иное суждение по существу рассмотренного спора, может изложить его в письменном виде и приложить к решению суда в качестве особого мнения.

Если третейское разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством судей состава третейского суда, а в отношении судей, не подписавших решения, должна быть указана причина отсутствия подписей. Решение считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав суда. Федеральный закон «О третейских судах в РФ» предоставляет третейскому суду довольно широкую свободу объявлять сторонам только резолютивную часть решения, а полностью мотивированное решение направить сторонам в срок до 15 дней.

Нормальное решение третейского суда должно основываться на всех обстоятельствах дела, имеющих юридическое значение, подтвержденных исследованными доказательствами. Оценив представленные доказательства, суд должен прийти к правильным и однозначным выводам.

Каждая сторона получает экземпляр полного решения. Обнаруженные в решении арифметические ошибки, опечатки, иные технические погрешности исправляются по ходатайствам сторон или по инициативе суда. У стороны есть право обратиться в течение 10 дней после получения решения в тот же третейский суд за разъяснениями с уведомлением другой стороны. Третейский суд в такой же срок после получения ходатайства дает разъяснение, не изменяя содержания решения.

Неполнота решения возникает в случаях, когда некоторые требования заявлялись, однако не получили отражения в окончательном решении суда. По ходатайству одной из сторон, заявленному в течение 10 дней после получения решения, третейский суд в 10-дневный срок обязан провести заседание с уведомлением всех заинтересованных лиц и при обнаружении пробелов ликвидировать их дополнительным решением.

Дело, рассмотренное третейским судом, должно сдаваться на хранение в арбитражный суд по месту рассмотрения спора в месячный срок со дня вынесения решения или храниться в постоянно действующем третейском суде, где оно рассматривалось в течение пяти лет с даты принятия по нему решения, если в правилах не определен другой срок.

Добавить комментарий