Освобождения от административной ответственности

Оно может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений взысканий либо оснований^для их применения.
В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав (ст. 3.6, 3.7, 3.8).
Как отмечено КоАП РФ, военнослужащие и признанные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За определенные правонарушения (правил дорожного движения, таможенных правил, пограничного режима и др.) лица, на которых распространяется действие уставов или специальных положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обя,занностей дисциплинарную ответственность, а в остальных — административную ответственность на общих основаниях.

Случаи, когда лицо должно быть освобождено от ответственности

По результатам рассмотрения административных дел могут выноситься 2 вида решений: о назначении наказания либо о прекращении производства. Прекращение производства по делу означает в том числе освобождение привлекаемого лица от наказания, т. е. по факту — освобождение от административной ответственности.

КоАП РФ прямо не указывает, в каких случаях возможно освобождение от административной ответственности и что такое «освобождение». В широком понимании освобождение от ответственности — любой случай, когда лицу по тем или иным причинам не назначается наказание.

В силу ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу (и, соответственно, освобождение от административной ответственности) возможно в различных случаях, а именно:

  1. При наличии обстоятельств, которые перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ.
  2. При признании правонарушения малозначительным.
  3. В случае обнаружения в действиях лица признаков преступления.
  4. В иных случаях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ.

Подробнее обо всех перечисленных основаниях для освобождения от ответственности расскажем далее.

Освобождение от ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ

В рассматриваемой норме перечислены случаи, когда административная ответственность исключается.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Лицо освобождается от наказания, если:

  1. Нет события нарушения, то есть не было противоправного действия (бездействия), за которое предусмотрена ответственность.
  2. Нет состава нарушения, то есть как минимум одного из четырех его обязательных элементов.
  3. Нарушитель не достиг возраста привлечения к ответственности.
  4. Нарушитель является невменяемым.
  5. Правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости (то есть должен был совершить нарушение, чтобы предотвратить более серьезное правонарушение или преступление, либо причинение вреда имуществу, жизни, здоровью людей).
  6. Правонарушитель был амнистирован.
  7. Закон, который устанавливал административную ответственность, утратил силу.
  8. Истекли сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ.
  9. Нарушитель уже был привлечен к ответственности за те же действия по той же статье, которая ему вменена, либо производство по аналогичному делу уже было прекращено.
  10. Правонарушитель умер.
  11. Юридическое лицо, привлекаемое к ответственности, ликвидировано.

Случаи, когда к нарушителю не могут применяться определенные виды наказаний

При наличии определенных оснований возможно ограничение административной ответственности. Ограничение предполагает, что лицо, признанное виновным, по каким-то причинам освобождается от конкретного вида наказания.

Так, КоАП РФ предусматривает возможность назначения различных видов наказаний, в том числе:

  1. Штрафа.
  2. Ареста.
  3. Дисквалификации.
  4. Выдворения.
  5. Лишения специального права (например, водительского удостоверения).
  6. Приостановление деятельности.

При этом арест не может назначаться беременным женщинам, несовершеннолетним, инвалидам, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан. Соответственно, если статья КоАП РФ будет предусматривать наказание в виде ареста, то назначить его не имеют права.

Подпишитесь на рассылку

Штраф, в свою очередь, не может быть назначен гражданам, проходящим службу по призыву и имеющим звания старшин и сержантов, а также солдатам и матросам.

Лишить специального права нельзя тех, кто им не обладает, например, охотничьего билета нельзя лишить того, кто его не получил.

Дисквалификацию нельзя назначить физическим и юридическим лицам, поскольку данный вид наказания предусмотрен только для должностных лиц.

Выдворение назначается исключительно иностранным гражданам. Соответственно, граждане РФ не могут быть подвергнуты данному наказанию, как и должностные лица и организации.

Приостановление деятельности может быть назначено только организациям, но не физическим лицам.

***

Таким образом, КоАП РФ предусматривает различные основания для освобождения от административной ответственности. Кроме того, предусмотрены случаи ограничения ответственности, предполагающие, что тот или иной вид наказания не может быть назначен определенной категории лиц.

Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Статья 2.3 КоАП РФ устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, не нарушая при этом права и свободы других лиц. Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (п. 2 ст. 26 ГК РФ).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

— сообщение родителям или законным представителям;

— исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению.

Новый Кодекс сохраняет провозглашенный КоАП РСФСР принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних. КоАП РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест; несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство. Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности.

Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф).

Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие.

Итак, своеобразным способом освобождения от административной ответственности выступает ответственность родителей за правонарушения, совершаемые их детьми, т.к. за проступок отвечают не сами правонарушители (несовершеннолетние), а другие лица (родители и лица, их заменяющие. Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними.

Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

В соответствии с законом Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008г. исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители (законные представители) в соответствии с федеральным законодательством принимают меры по недопущению:

а) пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей);

б) нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в интернет-залах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;

в) употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;

г) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц:

— несовершеннолетних в возрасте до 7 лет — круглосуточно;

— несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов;

— несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.

Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению участия несовершеннолетних в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешности несовершеннолетних.

Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в игорных заведениях; организациях, осуществляющих реализацию товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу, распространение печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению пребывания несовершеннолетних без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Под водя итог вышеизложенному, определим специфику освобождения несовершеннолетних от административной ответственности: 1) освобождение от административной ответственности может быть применено только на основе учета конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет; 2) учет таких обстоятельств осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит определения термина «освобождение от административной ответственности”. И говорит лишь об основаниях, когда лицо может быть освобождено от административного наказания. Или от отдельных видов наказания.

Когда к нарушителю не применяют административное наказание, это и есть освобождение от административной ответственности. В широком смысле это прекращение административного производства. Ведь перечень оснований прекращения производства открытый. И включает в себя все иные случаи, когда есть обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ

Статья 24.5. КоАП РФ содержит примерный перечень обстоятельств, при которых не должно происходить возбуждение дела об административном правонарушении. А если оно уже возбуждено, то подлежит прекращению на любой стадии.

Во-первых, это отсутствие события правонарушения. То есть и не было никакого противоправного действия (бездействия).

Во-вторых, это отсутствие состава правонарушения. Действие (бездействие) было, а вины нет. Или действие совершил недееспособный или невменяемый гражданин. Возможно, нарушителю еще не исполнилось 16 лет. И так далее.

В-третьих, если правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости. Интересное, но сложно доказуемое основание. Нарушитель должен доказать, что иными способами, кроме как совершенными, он не мог устранить опасность. Его интересам и правам, правам и охраняемых законом интересам третьих лиц, государства и общества. А также тот факт, что причиненный в результате нарушения вред – менее значительный, чем предотвращенный.

В-четвертых, истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Учитывая особенности длящегося административного правонарушения.

И иные способы, о которых мы рассказали в публикации «прекращение административного производства». И в ряде дополнительных статей.

Малозначительность – основание освобождения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности административного нарушения. Решение принимает орган власти (должностное лицо, суд) по подведомственности административных дел. Но это право, а не обязанность органа, рассматривающего дело.

В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.

Специальные случаи освобождения от административного наказания

Комиссия по делам несовершеннолетних – один из органов, рассматривающих дела. О правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние (с 16 до 18 лет). И этот орган вправе освободить нарушителя от административной ответственности. Однако при этом применит иные меры, которые предусматривает специальное законодательство РФ. Это индивидуальная профилактическая работы. Основы ее закрепляет закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. А также иные многочисленные программы и законы в этой сфере. Решение принимается с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя.

Не секрет, что огромное количество постановлений за нарушения в области дорожного движения фиксируют камеры. И административный штраф придет собственнику транспортного средства. А если транспортом управлял не собственник? Ведь постановление-то уже вынесено. Тогда такой собственник может написать жалобу на постановление. И доказать, что в момент совершения нарушения автомобилем управляло иное лицо. В том числе в результате противоправных действий. Тогда уполномоченный орган вынесет решение об освобождении от административной ответственности собственника. аналогичный порядок действует и для собственников земельных участков при фиксации нарушений правил в области благоустройства территорий. От административной ответственности освобождается гражданин, который добровольно сдал наркотические средства (и т.п. средства и вещества). Однако в том случае, если не преследовал цели их продажи. Такое же решение будет принято, если гражданин добровольно обратился в медицинскую организацию за лечением от наркомании. Или добровольно направлен на социальную реабилитацию. Эти основания действуют для лиц, употребляющих наркотики или психотропные средства (а также в отношении хранения, перевозки, изготовления без цели сбыта). Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям). Кроме правонарушений (ст. 2.5. КоАП РФ), за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях. Примечания к ряду статей Особенной части КоАП РФ устанавливают специальные основания освобождения от административной ответственности, связанные с поведением лица после совершения нарушения.

Выделяют следующие виды основанийосвобождения от административной ответственности:

· малозначительность;

· невменяемость лица;

· замена другим видом наказания;

· другие основания.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации не содержит никаких указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В то же время при применении ст. 2.9 следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Хотя при применении ст. 2.9 КоАП РФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание.


В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые административные правонарушения по дисциплинарным уставам).

Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Условия для освобождения от административной ответственности:

1. наличие в действиях правонарушителя состава административного правонарушения;

2. целесообразность применения к правонарушителю мер общественного воздействия;

3. принятие решения об освобождении от ответственности органом или лицом, уполномоченным рассматривать данное дело.

От освобождения от административной ответственности необходимо отличать обстоятельства, исключающие ответственность. В первом случае вопрос привлечения к ответственности передается на усмотрение соответствующего органа или лица, например, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия (статья 20 КоАП), а во втором случае вопрос о привлечении к ответственности вообще не встает.

Не подлежат административной ответственности лица, хотя и совершившие административное правонарушение, но действующее при этом в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости.-

Согласно статье 17 КоАП не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

При крайней необходимости сталкиваются два интереса:

1. угроза причинения вреда одним интересам устраняется путем причинения меньшего вреда другим интересам;

2. если путем причинения вреда опасность не предотвращена, то ответственность за причиненный вред не исключается, но мотив его причинения рассматривается как смягчающее обстоятельство.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная реальная, а не мнимая опасность государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления.

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы — наводнения, пожары, землетрясения и другие.

Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса или другого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность за административные проступки. Например, в случае нарушения правил дорожного движения одним водителем, другой, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, выезжает на левую сторону дороги, т.е. нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного проступка.

Согласно статье 18 КоАП необходимая оборона не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону способствует привлечению населения к активному участию в борьбе с правонарушениями, их предупреждению и пресечению. Защита от посягательства при необходимой обороне, в отличие от крайней необходимости может осуществляться путем причинения вреда только посягающему, но не третьим лицам.

Действия считаются совершенными в состоянии необходимой обороны при наличии определенных условий:

1. необходимая оборона допустима только в отношении противоправных действий. Оборона от правомерных действий, хотя и затрагивающая интересы обороняющегося, не является необходимой;

2. необходимая оборона допустима только от действительного нападения. Не будет ее тогда, когда человек обороняется от кажущегося ему нападения или для предотвращения нападения в будущем. Не будет ее и тога, когда нападение уже завершено и нападавший, например, убегает;

3. не будет необходимой обороны, когда лицо умышленно спровоцировало нападение, чтобы под предлогом необходимой обороны причинить вред нападающему;

4. гражданин имеет право на необходимую оборону, независимо от того, мог ли он избежать грозящей опасности, уклониться от нападения и т.д.

Для некоторых лиц необходимая оборона является не только правом, но и обязанностью (для работников правоохранительных органов). Для них уклонение от обороны является служебным или более серьезным нарушением.

Не подлежат административной ответственности лица, которые во время совершения правонарушения находились в состоянии невменяемости, т.е. не могли отдавать отчет своим действиям или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Для решения вопроса о невменяемости должна быть назначена психиатрическая экспертиза. К лицу, признанному невменяемым применяются меры медицинского характера. Такие же меры применяются к лицу, совершившему правонарушение в нормальном состоянии, но до вынесения решения по делу заболевшего психической болезнью.

Возможно также освобождение от административной ответственности и при малозначительности правонарушения. В таком случае орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Не подлежат административной ответственности правонарушители в случае отсутствия события и состава административного правонарушения, истечения к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 37 КоАП и в случае смерти лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Заключение

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: общественное или государственное осуждение (порицание) виновного поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (в виде санкций — штрафа, исправительных работ, лишение специального права, конфискации и т.д.).

С другой стороны административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административная ответственность обладает рядом черт отличающих ее от других видов юридической ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты:

основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда);

— административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях);

административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность -гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права);

— в установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.

К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектами исполнительной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных.

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

На мой взгляд, в законодательстве должно быть дано четкое определение понятия должностного лица, обязательное для всех отраслей права.

Административное правонарушение — негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам. В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов.

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержание государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями. Вместе с тем законодательство, базируясь на принципах гуманизма и экономии средств, предусматривает возможность освобождения правонарушителя от того или иного вида юридической ответственности.

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. Среди оснований освобождения от ответственности Кодекс называет характер и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержание этих понятий, но логично, что ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения: личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение

Административное право в течение последних лет существенно изменилось. Зарождение рыночных отношений в стране и их дальнейшее развитие, разделение властей, необходимость укрепления государственности, стремление создать современное правовое государство, — все это не может не вызвать потребности установления адекватного административно-процессуального обеспечения происходящих в управленческой сфере перемен.

Изменяется сегодня и институт административной ответственности, который затрагивает во многом права, свободы и интересы граждан, поэтому и является важным элементом правового статуса гражданина. Институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы. Будучи неразрывно связанными между собой, они составляют сложный, но в тоже время единый институт административного права в целом.

Список используемой литературы.

1. Конституция Российской Федерации. — 1993г

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник.

5. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права.

6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник.

8. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие.

9. Бахрах Д.Н., Ренев А.В. Производство по делам об административных правонарушениях.

10. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: Учебное пособие.

Добавить комментарий