Парламентская реформа

Для Великобритании конца XIX века одним из наиболее значительных событий стал переход к строю буржуазной демократии. Но в отличие от Франции или США, где буржуазно-демократические порядки установились в ходе революций, британский путь к ним лежал через реформы, в том числе парламентские. Их необходимость обуславливалась архаичностью системы формирования нижней палаты. Основную массу её депутатов составляли представители мелких городов и местечек, в разное время получивших это право. Одни из таких поселений давно уже были оставлены жителями, другие насчитывали лишь по несколько десятков человек, отчего все они числились «гнилыми». В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата. Вследствие такой практики Лондон с полумиллионным населением избирал четверых депутатов, а 165 тысяч населения графства Корнуэллс посылало 44 своих представителей. К тому же множество местечек являлись собственностью крупных землевладельцев, которые прямо указывали жителям, за кого им следовало голосовать. В конце 18 века из 658 депутатов 424 были фактически назначены лендлордами. В то же время новые города, выросшие на волне промышленной революции, либо вообще не выбирали, либо имели представительство, не соответствующее численности населения. Поэтому городская промышленная буржуазия настойчиво добивалась реформирования избирательной системы.

Началу этому положила реформа, проведённая вигами в ещё 1832 году. Акт о народном представительстве уничтожил 56 «гнилых» местечек, сократила представительство от оставшихся тридцати, распределила освободившиеся в парламенте 143 места в пропорции: 13 депутатских мандатов предоставили Шотландии, Уэллсу и Ирландии, по 65 получили сельские и городские округа (статья 3 и 4) Батыр, К.И. Всеобщая история. М., 2000. С. 218.. Кроме того, расширили круг избирателей. В городах ими стали все собственники домов, приносивших не менее 10 фунтов стерлингов в год, и арендаторы квартир, платившие за них такую же годовую сумму. В графствах — владельцы участков (фригольдеры), а также наследственные и долгосрочные арендаторы (копигольдеры), имевшие 10 фунтов годового дохода с земли. Краткосрочные арендаторы становились избирателями при годовом доходе более 50 фунтов стерлингов. Право голоса, таким образом, получила сельская и городская буржуазия.

Нововведения, отражённые в статьях с тринадцатой по двадцать седьмую, имели своей основой желание урегулировать порядок избрания депутатов. Однако статья двадцать шестая вводила серьёзные ограничения, основывающиеся на порядке регистрации и отсылающие к 27 статье.

Статья 27 прямо указывала: «…Ставиться непременным условием, что никакое лицо не будет внесено в списки избирателей в каком-либо году, если оно не владеет указанными помещениями в течение двенадцати календарных месяцев, предшествующих последнему дню июля в соответствующем году…» Грин, Д. История Англии и английского народа. М., 2003. С. 296..

Широкое разочарование ограниченностью билля о реформе вызвало массовое движение в поддержку «Народной хартии», включавшей 6 основных пунктов: всеобщее избирательное право для взрослого мужского населения; равные избирательные округа; ежегодное переизбрание членов парламента; оплата труда парламентёров; тайное голосование; отмена имущественного ценза при выборах в парламент. В 1836 году в Лондоне была создана «Ассоциация рабочих», ставшая ядром «чартизма» — рабочего движения за всеобщее избирательное право. Политическую платформу движения составила хартия. Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии, но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло требования к парламенту массовыми демонстрациями и рабочими митингами.

«Чартизм» сотрясал Англию до 1848, его отзвуки чувствовались вплоть до середины 50-х годов. Он потерпел поражение, но показал всеобщую заинтересованность в справедливом представительстве, с которым связывались надежды на социальные преобразования. Буржуазия, стремившаяся к усилению политического влияния, использовала желание широких масс участвовать в формировании парламента, сделав ставку на расширение электората за счёт наиболее обеспеченной части рабочего класса, на голоса которых имела основание рассчитывать.

Проведённая в 1867 году вторая парламентская реформа окончательно уничтожила «гнилые» местечки, передав графствам 30 и городам 23 освободившиеся места. Новые избирательные правила существенно понизили имущественный ценз. Право голоса в городах получили не только владельцы домов и те, кто уплачивал 10 фунтов годовой арендной платы за жильё, но и все наниматели квартир, даже дешёвых, если они платили налог в пользу бедных. В графствах избирателями стали собственники и наследственные арендаторы земли с доходом не менее 5 фунтов в год, а также краткосрочные арендаторы, получавшие 12 фунтов стерлингов годового дохода. Реформа включила в число избирателей мелкую буржуазию, квалифицированных рабочих, зажиточных фермеров.

Регулируя, таким образом, распределение лиц, имеющих право участвовать в выборах депутатов, Акт о народном представительстве 1867 года довольно чётко выделял категории таковых, одновременно отменяя старые и вводя новые ограничения, менее жёсткие. Это, в конце концов, способствовало дальнейшей демократизации избирательной системы Англии.

В 1872 году либералы ввели на парламентских выборах тайное голосование, что было давним требованием демократических сил. Затем либеральная партия обеспечила проведение в 1884-1885 годах третьей парламентской реформы. Для жителей графств вводились такие же условия получения права голоса, как и для населения городов. Избирателями становились все, кто имел дом или платил за аренду квартиры не менее 10 фунтов стерлингов в год. К голосованию были допущены мелкие фермеры. Кроме того, реформа предусмотрела новое распределение избирательных округов примерно по 50 тысяч человек в каждом. Крупные города получили право посылать по нескольку депутатов в соответствии с числом жителей (Лондон стал избирать 52 депутата).

В результате проведения парламентских реформ смягчилась политическая напряжённость в обществе.

Ещё одним важнейшим следствием реформ явились изменения в составе избирателей. Первая парламентская реформа довела их до 670 тысяч, вторая позволила иметь 2 миллиона 500 тысяч, третья — 5,7 миллионов, что расширило социальную базу электората Байер, М., Винклер, Г. Революционное рабочее единство. Эйзенах. Гота. Эрфурт. М., 2001. С. 198.. Великобритания несколько приблизилась к осуществлению одного из важнейших принципов демократического государства, которым является участие народа в управлении путём волеизъявления на выборах. Но и при этом избирательное право не стало всеобщим. Возможность голосования связывалась не с личностью, а с владением домами. Их собственники могли быть избирателями во всех округах, где они удовлетворяли установленным правилам.

Допуск к избирательным урнам мелкой буржуазии, высокооплачиваемых рабочих, фермеров изменил облик палаты общин. С 1832 по 1901 года число депутатов парламента, имевших земельную собственность, уменьшилось с 464 до 198, а количество депутатов-финансистов, владельцев промышленных, транспортных и торговых предприятий возросло с 86 до 655. Реформы обеспечили политическое преобладание в нижней палате представителей буржуазии, тогда как лендлорды потеряли былое господство в ней.

В то же время наследственная верхняя палата ограничивала законодательную деятельность Палаты общин, имея возможность отклонить любой её законопроект. Это не соответствовало интересам буржуазии, которая не хотела больше мириться с привилегированным положением лендлордов. Укрепить политические позиции промышленной буржуазии и был призван проект перераспределения полномочий между палатами. Он вызвал ожесточённое сопротивление лордов. Только получив согласие Георга Пятого пополнить верхнюю палату сторонниками реформы, премьер-министр Асквит заставил лордов утвердить билль, получивший название «Акт о парламенте для определения отношений между палатой лордов и палатой общин и для ограничения срока полномочий парламента 18 августа 1911 года» Полетаева Н. Экономическая история зарубежных стран. — М., 2002. — С. 314.. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонили предложенный правительством и утверждённый палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте предусматривал:

  • 1. Финансовый билль, принятый палатой общин, но неутверждённый верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом.
  • 2. Нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трёх чтениях, шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • 3. Введение жалованья депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.

Получили объективную возможность претендовать на место в Палате общин люди без личного состояния — мелкая буржуазия, интеллигенты, рабочие.

Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 20

В отличие от Франции и США, где буржуазно-демократические по­рядки установились в ходе революций, британский путь к ним лежал че­рез реформы, в том числе парламентские. Их необходимость обусловли­валась архаичностью системы формирования нижней палаты. Основную массу ее депутатов составляли представители мелких городов и местечек, в разное время получивших это право. Одни из таких поселений давно уже были оставлены жителями, другие насчитывали лишь по несколько десятков человек, отчего все они числились «гнилыми». В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Вследствие такой практики Лондон с полумиллионным населением избирал 4 депу­татов, а 165 тыс. населения графства Корнуэлле — 44 представителя. К тому же множество местечек являлись собственностью крупных земле­владельцев, которые прямо указывали жителям, за кого им следовало го­лосовать. В конце XVIII в. из 658 депутатов 424 были фактически назна­чены лендлордами. В то же время новые города, выросшие на волне про­мышленной революции, либо вообще не выбирали, либо имели предста­вительство, не соответствовавшее численности населения. Поэтому городская промышленная буржуазия настойчиво добивалась реформи­рования избирательной системы.

Реформа, проведенная вигами в 1832 г., уничтожила 56 «гнилых» местечек, сократила представительство от оставшихся, распределила ос­вободившиеся в парламенте 143 места следующим образом: 13 депутат-

С. 138ских мандатов предоставили Шотландии, Уэллсу и Ирландии, по 65 полу­чили сельские и городские округа. Кроме того, расширили круг избирате­лей. В городах ими стали все собственники и арендаторы домов или не­жилых строений, приносивших доход не менее 10 ф. ст. в год. В графствах — владельцы участков (фригольдеры), а также наследствен­ные и долгосрочные арендаторы (копигольдеры), имевшие 10 ф. ст. чис­того, т. е. за вычетом всех причитающихся рент и платежей, годового до­хода с земли. Краткосрочные арендаторы становились избирателями при условии уплаты годовой ренты в 50 ф. ст. В результате реформы число избирателей увеличилось на 455 тыс. человек, или вдвое. Избирательное право являлось достоянием лишь городской и сельской буржуазии. Од­нако изменение социального состава Палаты общин имело далеко иду­щие политические последствия: уже на протяжении 30-х годов оконча­тельно утвердился принцип ответственности кабинета перед парламен­том.

Принятый в 1834 г. закон о бедных лишил местные приходы права выдавать пособия беднякам. Теперь пособия шли на содержание работ­ных домов. В них помещали всех, признанных пауперами, независимо от того, была ли нужда вызвана временной безработицей, болезнью или преклонным возрастом. Поскольку закон исходил из предпосылки, что бедность порождается «мошенничеством, ленью и расточительностью», содержание в работном доме рассматривалось как наказание. Условия жизни здесь были сродни тюремным: грубо и плохо приготовленной пищи не хватало; детей разлучали с родителями; супружеские пары разъединя­ли; без письменного разрешения не допускались свидания даже с родст­венниками; всех трудоспособных обязывали работать. Новую систему, несмотря на массовое сопротивление, ввели по всей стране. Она вызыва­ла у людей труда ужас и чувство безнадежной обреченности.

Разочарование биллем о реформе и возмущение законом о бедных подводило рабочих к пониманию необходимости всеобщего избиратель­ного права. Справедливое представительство в органах государственной власти казалось решающей предпосылкой социальных преобразований, которые позволили бы рабочим, по выражению одного участника движе­ния, «при 3-часовом рабочем дне иметь добрый кусок мяса, сливовый пу­динг и кружку крепкого пива».

В июне 1836 г. группа квалифицированных ремесленников по ини­циативе У. Ловетта образовала Лондонскую ассоциацию рабочих. В 1838 г. она сформулировала и опубликовала в форме петиции програм-

С. 139му, включавшую 6 пунктов политического характера: всеобщее избира­тельное право для взрослого мужского населения; равные избиратель­ные округа; ежегодное переизбрание членов парламента; оплата членов парламента; тайное голосование; отмена имущественного ценза на вы­борах в парламент. Эти требования встретили поддержку 150 массовых организаций, в том числе Большого северного союза, руководителем ко­торого был Ф. О’Коннор. Так родилось движение, ставшее известным как чартизм.

Оно быстро стало массовым и, как следствие этого, неоднородным. Одни связывали с чартизмом завоевание избирательного права как сред­ства политического и социального освобождения, другие — ликвидацию работных домов, установление 10-часового рабочего дня и гарантиро­ванной «справедливой платы», третьи — возвращение к утраченному обществу мелких производителей и квалифицированных ремесленников. Участников разделяли взгляды и на методы борьбы. Постепенно в движе­нии сформировались два течения. Лидеры первого («физическая сила»), такие как Дж. Гарни, признавали вооруженное восстание в качестве не­обходимого условия осуществления требований Хартии; но их взгляды не разделяли О’Коннор, Дж. О’Брайен, считая революционную борьбу крайним средством. Сторонники второго течения («моральная сила») во главе с Ловеттом настаивали на преобразованиях путем законодатель­ных изменений.

При всех различиях во взглядах на способы достижения цели выступ­ления чартистов объединяло стремление заставить враждебно настроен­ный и упорно сопротивлявшийся парламент принять шесть пунктов Хар­тии. Широкое обсуждение петиции, с которой вожди чартизма намерева­лись обратиться в парламент, развернулось с августа 1838 г. В Глазго на митинге присутствовало 150 тыс. человек, в Бирмингеме — 200 тыс., в Манчестере — четверть миллиона. Всего петиция собрала более 1,2 млн подписей.

С февраля по сентябрь 1839 г. в Лондоне работал первый чартист­ский национальный конвент. Он направил во все концы страны своих представителей, которые вербовали новых сторонников, распространя­ли пропагандистскую литературу, собирали подписи под петицией. Кон­вент разработал план борьбы за Хартию на случай ее отклонения парла­ментом. Он предусматривал всеобщую стачку, отказ от уплаты налогов и арендной платы, изъятие денег из сберегательных касс, бойкот всех не сочувствовавших чартизму торговцев.

С. 14012 июля 1839 г. петицию вручили парламенту, но Палата общин от­вергла ее подавляющим большинством голосов. Однако ответные дейст­вия чартистов ограничились локальными вспышками насилия и уличны­ми беспорядками. Конвент не смог организовать массовые выступления, как это было задумано, и в сентябре 1839 г. самораспустился.

Выяснение причин провала привело чартистов к выводу о необходи­мости создания единой политической организации. Этот замысел реали­зовали в июле 1840 г., создав Национальную чартистскую ассоциацию во главе с О’Коннором. Через два года она насчитывала более 50 тыс. чле­нов. Ассоциация разработала вторую петицию, которая в дополнение к прежним политическим требованиям включала социальные. Они преду­сматривали отмену закона о бедных 1834 г., повышение заработной пла­ты, сокращение рабочего дня, уменьшение налогов. Эту Хартию подпи­сали более 3,3 млн человек.

Палата общин в мае 1842 г. вновь отвергла петицию, что привело к массовым забастовкам в промышленных районах страны с требования­ми, обобщенным выражением которых стал лозунг: «Хартия и справед­ливая заработная плата». Несмотря на невиданный размах движения, оно и на этот раз не увенчалось успехом: едва забастовка стала всеобщей, выяснилось, что стачечники не знают, каким путем идти дальше — На­циональная ассоциация вела себя пассивно. Власти с помощью армии и полиции овладели положением. Преследованиям подверглись многие видные чартисты, только арестованных насчитывалось полторы тысячи.

Новая неудача ослабила Национальную ассоциацию, но ее члены не отказались от борьбы в иных, нежели подача петиций, формах. Продол­жалось участие в стачечных выступлениях тред-юнионов. Еще одно на­правление деятельности чартистов составила борьба против законов, ог­раничивавших ввоз зерна. Третью линию наметили кооперативы, кото­рые отказались от претензий изменить общественный строй и предпочли сосредоточиться на экономических проблемах ради улучшения матери­ального положения рабочих. Сам О’Коннор выдвинул одобренную в 1846 г. съездом чартистов идею организации кооперативного общества для покупки земель с целью раздачи их мелкими участками рабочим, что­бы они могли вернуться к земледелию.

Последний всплеск чартизма пришелся на 1848 г., когда в парламент передали третью по счету петицию. Палата общин, обезопасив себя со­средоточением войск, отклонила ее. Чартизм вступил в полосу заката. Последний значительный митинг чартистов состоялся в 1852 г. на похо­ронах О’Коннора.

С. 141Чартизм впервые вывел рабочее движение Англии за рамки экономи­ческой борьбы. Выполнения требований Хартии не удалось добиться, но агитация за них сыграла огромную роль в ускорении процесса демократи­зации политического строя Великобритании. Английские рабочие перио­да чартизма шли во главе европейского рабочего движения, борясь за во­площение в жизнь своих политических и социальных идеалов. Чартизм потерпел поражение, но движение показало всеобщую заинтересован­ность в справедливом представительстве, с которым связывали надежды на социальные преобразования. Буржуазия, стремившаяся к усилению политического влияния, использовала желание широких масс участво­вать в формировании парламента, сделав ставку на расширение электо­рата за счет наиболее обеспеченной части рабочего класса, на голоса ко­торой имела основания рассчитывать.

ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА БАЛКАНАХ

К началу XIX в. на Балканском полуострове Османская империя вла­дела албанскими, болгарскими, греческими, боснийскими и сербскими территориями, княжествами Молдова и Валахия. Лишь Черногория фак­тически сохранила независимость, но и она не имела статуса независимо­го государства. Несмотря на активную исламизацию, охватившую в Бос­нии и Герцеговине, Болгарии и Македонии до трети, а в Албании — большинство населения, христианство в европейских владениях Осман­ской империи продолжало определять образ жизни большинства жите­лей Балкан. Христианские регионы полуострова в экономическом и куль­турном развитии значительно опередили этнически турецкие земли, что в сочетании с ослаблением центральной власти турецких султанов и исто­рической памятью о былой государственности в общественном сознании православных народов питало идею национального освобождения.

Национальное восстание 1821 —1829 гг. и образование независимого Греческого государства

Все слои греческого общества тяготились турецким игом. Буржуазия могла заниматься лишь посреднической торговлей со странами Востока и Запада, и расширение сферы ееэкономической деятельности связывали с национальным освобождением. Владевшая землями знать (фанариоты), находившася на службе у султана, тем не менее была заинтересована в образовании Греческого государства с

с. 142включением других народов Балканского полуострова. Жестоко экс­плуатируемое крестьянство непрестанно вело партизанскую борьбу с по­работителями. Развертыванию освободительного движения способство­вали и внешние обстоятельства. В 1814 г. в Одессе греческие переселен­цы-купцы создали тайное общество «Филики этерия» («Дружеское общест­во»), поставившее целью освобождение родины. Этеристов поддержива­ли как в самой Греции, так и в греческих зарубежных анклавах. В 1820 г. общество возглавил генерал-майор русской армии, флигель-адъютант Александра I А. Ипсиланти. Однако он действовал нерешительно, а глав­ное, избрал неудачный план действий, связанный с выступлением в Мол­дове и Валахии, где, как выходец из знатной фанариотской семьи (отец Ипсиланти одно время был господарем Молдовы и Валахии), не мог рас­считывать на поддержку местного населения. Несмотря на это, в марте 1821 г. Ипсиланти со своими сподвижниками перешел Прут и в Яссах выступил с призывом к восстанию. Военные действия в Дунайских кня­жествах продолжались недолго: турецкие войска разбили отряд Ипси­ланти, а сам он бежал в Трансильванию. Австрийские власти не замедли­ли посадить его в тюрьму.

Выступление Ипсиланти послужило сигналом к восстанию в Греции. Восстание началось в конце марта 1821 г. Хотя не было никакого общего руководства и каждые город и округ выступали самостоятельно, восста­ние быстро охватило континентальную и островную части страны. Мало­численные турецкие гарнизоны — почти все силы Высокой Порты были сосредоточены в Румынии и Албании — не смогли противостоять пов­станцам. В январе 1822 г. представители всех областей собрались в Эпи-давре и объявили себя Национальным собранием. Принятая временная конституция провозгласила Грецию республикой, предусмотрела выбор­ные сенат и исполнительный совет из 5 членов, декларировала свободу вероисповеданий, гражданские права, защиту личности и собственности. Тогда же президентом выбрали А. Маврокордатоса.

В ответ турецкие власти повсюду, где только имели возможность, расправлялись с греческим населением. В 1821 г. страшная резня про­изошла на островах Крите, Кипре и в других местах. В 1822 г. на острове Хиос 23 тыс. жителей были вырезаны, а 47 тыс. проданы в рабство. Опустошению подверглись многие территории континентальной Греции. В стремлении окончательно подавить революцию османская армия в июле 1822 г. вторглась в Пелопоннес, но понесла сокрушительное пора­жение. Восставшие заняли Афины.

Неспособный самостоятельно подавить восстание султан Махмуд II обещанием территориальных уступок вовлек в войну своего вассала пра­вителя Египта Мухаммеда Али. Обученные по европейскому образцу египетские войска в феврале 1825 г. высадились в Пелопоннесе. После

С. 143жестоких боев пали опорные пункты греков, в том числе Афины. После взятия Миссолунги из 15 тыс. жителей большинство погибли, а остав­шиеся 3—4 тыс. проданы в рабство. Все греческие области к северу от Коринфского перешейка вновь были захвачены турецко-египетской ар­мией. В Греции остались лишь немногие очаги сопротивления. Это не по­мешало Национальному собранию, собравшемуся в марте 1827 г. в Тризине, принять новую конституцию. Она провозгласила суверенитет наро­да, равенство граждан перед законом, свободу печати и слова. Президен­том избрали И. Каподистрия, оставившего к тому времени русскую службу и находившегося в Женеве. Национально-освободительная борьба греческого народа и его неисчислимые жертвы вызвали широкое общественное движение солидарности. В Лондоне, Женеве, Штутгарте и многих других городах действовали комитеты по сбору пожертвований на нужды греческой революции и для вербовки волонтеров. Одно только парижское «Филантропическое общество помощи грекам» в 1825 и 1826 гг. собрало около 3 млн франков, не считая оружия, снаряжения и одежды. Тысячи добровольцев сражались на стороне греков. Одним из первых в Грецию отправился великий английский поэт лорд Байрон, умерший в Миссолунге в апреле 1824 г. Баварский король Людовик I по­слал в Грецию деньги, а затем и офицеров. Добровольную помощь бе­жавшим из Османской империи в Бессарабию и Новороссию оказывали и в России.

Греческая революция знаменовала необратимые перемены на Бал­канском полуострове, и великие державы вынуждены были выработать новое отношение к проблеме турецкого владычества в этом регионе. В 1823 г. Англия признала Грецию воюющей стороной, а в последующие два года предоставила ей крупные займы. В апреле 1826 г. Россия и Анг­лия подписали протокол по греческому вопросу, позже к нему присоеди­нилась Франция. 6 июля 1827 г. Англия, Россия и Франция заключили договор, который предусматривал совместные действия по прекращению войны в Греции на основе предоставления ей полной внутренней автоно­мии. Высокая Порта проигнорировала демарш трех держав и была готова продолжить войну с Грецией. Чтобы предотвратить новое побоище, Рос­сия, Англия и Франция направили в Эгейское море свои эскадры. 20 ок­тября 1827 г. в Наваринской бухте турецко-египетский флот был раз­громлен.

Ответственность за поражение султан возложил на Россию, что обо­стрило отношения между двумя странами и имело продолжение в рус­ско-турецкой войне 1828—1829 гг. Армия И.И. Дибича остановилась в 60 км от турецкой столицы Константинополя, и султан Махмуд II вынуж­ден был пойти на мир. Подписанный 14 сентября 1829 г. в Андрианополе договор, наряду с обязательством Высокой Порты предоставить автоно-

С. 144мию Дунайским княжествам и Сербии, признал заключенные Россией, Англией и Францией соглашения относительно государственной само­стоятельности Греции. Национально-освободительная революция за­вершилась. В 1830 г. Порта вынуждена была подтвердить независимость Греции. Однако Фессалия, Эпир, Крит и ряд других территорий остались под турецким владычеством.

Греческая республика получила возможность укрепить государст­венность. Но в стране развернулась борьба проанглийских, профранцузских и прорусских политических сил. Ориентация И. Каподистрии на Россию вызвала недовольство греческих прозападных кругов, они подня­ли мятеж, и в 1831 г. И. Каподистрия был убит. Политическая нестабиль­ность в стране усилилась, обострилась борьба за власть. Сохранения республики прежде всего не желали великие державы. Под их давлением королем Греции в мае 1832 г. был избран Оттон Баварский. Греция окон­чательно обрела статус независимого государства. Теперь перед коро­левством встала новая задача — воссоединение земель, оказавшихся за его пределами.

Крымская война и образование Румынского княжества

Россия в царствование Николая I стремилась к господству на Балканах, Ближнем Востоке и в Турции. В январе 1853 г. император говорил британскому послу Г. Сеймуру о своих планах раздела османского наследст­ва после падения Турецкой империи. Он намеревался в этом случае «временно» занять Константинополь и установить российский протекто­рат над Молдовой, Валахией, Сербией и Болгарией. В обмен признава­лось право Англии на захват Египта и острова Крит. Но поддержки своих планов раздела Турецкой империи российский император не нашел. Анг­лия не была заинтересована в усилении позиций России на Востоке и считала недопустимым переход Константинополя под ее контроль. Фран­цию Николай I в расчет вообще не принимал — и серьезно просчитался. Наполеон III был провозглашен императором французов незадолго до рассматриваемых событий, 21 ноября 1852 г., путем плебисцита, т. е. че­рез процедуру, отвергавшуюся европейскими монархами. Последние — и российский император первый среди них — не торопились по самому факту происхождения власти Наполеона III признать его равным себе. И в самой Франции недовольных режимом Наполеона III было достаточно. Поэтому для самоутверждения французскому императору нужна была война. Основания надеяться на нее давал «восточный вопрос». Внешне противоречия между Россией и Францией проявлялись в споре, кому — православной или католической церкви — должны принадле­жать права и преимущества в так называемых «святых местах», т. е. в Иерусалиме и Вифлееме. На деле для Николая I за проблемой «святых

С. 145мест» скрывались притязания на установление фактического протекто­рата над Турцией под предлогом защиты интересов православных под­данных султана. Наполеон III счел этот конфликт удобным предлогом для развязывания военных действий. Будучи в курсе российских и английских интересов на Востоке, а на Балканах — российских и австрийских, На­полеон III использовал экспансионистские намерения Николая I с целью разъединить Россию и Англию, Россию и Австрию. Это ему удалось: в «восточном вопросе» Англия и Франция в феврале 1853 г. договорились ничего не предпринимать без предварительной договоренности. Австрия, в свою очередь, сохранила неблагоприятный для Николая I нейтралитет. В марте — мае 1853 г. князь А.С. Меншиков, полномочный предста­витель России в Турции, ультимативно потребовал от султана Абдул-Меджида согласия заключить на основе прежних договоров согла­шение о предоставлении православной церкви в Турции религиозной свободы и светских привилегий, гарантом чего должна была стать Рос­сия. Султан, действия которого инспирировали английский и француз­ский послы, отказался, и Меншиков покинул Константинополь. За про­валом переговоров последовал ввод 21 июня 1853 г. русских войск в Молдову и Валахию. Ответным шагом стала концентрация французских и британских военных кораблей в Эгейском море, а затем и их продвиже­ние к Константинополю. 4 октября 1853 г. султан объявил войну России, которая на Черном море не замедлила с решительными действиями: уже 30 ноября вице-адмирал П. С. Нахимов в Синопской бухте уничтожил ту­рецкий флот. Это предотвратило угрозу высадки турецких войск на кав­казском побережье. Но в войну вмешались западные державы. Чтобы защитить турецкие корабли от дальнейшего истребления, соединенная англо-французская эскадра 4 января 1854 г. вошла в Черное море. Исход войны на море был предопределен. Русский парусный флот не мог проти­востоять паровым кораблям Англии и Франции. Часть судов отвели к Се­вастополю, часть — затопили у входа в гавань, экипажи и артиллерию перевели на берег для усиления оборонительных ресурсов крепости.

На сухопутном театре России так же, как и на море, пришлось вести боевые действия против коалиции противостоявших ей держав. Англия и Франция 12 марта 1854 г. подписали союзный договор с Турцией, а 27 и 28 марта объявили войну России. Это не помешало русским войскам в марте 1854 г. перейти на правый, болгарский, берег Дуная и осадить ту­рецкую крепость Силистрию. Взять ее не удалось, несмотря на 6 штур­мов, к тому же в Варне сосредоточился 50-тысячный англо-французский корпус, а Австрия предъявила России ультиматум с требованием вывести войска из Дунайских княжеств. Неблагоприятная ситуация вынудила русскую армию в июне 1854 г. покинуть пределы Молдовы и Валахии, эти княжества тотчас оккупировали австрийские войска. Затем, 2 декабря

С. 1461854 г., Австрия подписала договор с Англией и Францией, согласно ко­торому обязалась охранять Молдову и Валахию от нового наступления русских.

Англо-французские эскадры развернули военные действия у Аланд­ских островов на Балтике, в Белом море напали на Соловецкий мона­стырь, безуспешно штурмовали порт Петропавловск на Камчатке. Но все эти военные демонстрации не оказали сколько-нибудь существенно­го влияния на ход войны. Основные военные действия развернулись в Крыму. В сентябре 1854 г. 62-тысячная союзная армия высадилась в Крыму и с боями двигалась к Севастополю. 5 октября 1854 г. артиллерия союзников впервые обстреляла Севастополь. Началась осада города. Созданная возглавившими оборону адмиралами В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.И. Истоминым, военным инженером подполковни­ком Э.И. Тотлебеным мощная система укреплений, массовый героизм солдат и матросов позволили гарнизону продержаться 11 месяцев. Но силы были неравными. В январе 1855 г. в войну вступила Сардиния, при­славшая 18-тысячный корпус. К лету 1855 г. 75-тысячному гарнизону противостояла 170-тысячная армия коалиции. Оснащенные нарезными, более дальнобойными и меткими, ружьями, войска коалиции превосхо­дили защитников Севастополя и в огневой силе. Потери были огромны. В боях погибли руководители гарнизона. Только в ходе последнего штурма 8 сентября 1855 г. защитники города потеряли 13 тыс. человек. С паде­нием Севастополя военные действия продолжались только на Кавказе. Здесь 28 ноября 1855 г. после двухмесячной осады русские войска при­няли капитуляцию турецкого гарнизона крепости Каре. Эта победа дала возможность добиться более благоприятных условий мира. К миру скло­нялся и Александр И, унаследовавший корону Российской империи после смерти 2 марта 1855 г. Николая I.

Политические итоги Крымской войны подвел Парижский конгресс, проходивший 25 февраля — 30 марта 1856 г. с участием России, Фран­ции, Англии, Австрии, Сардинии, Турции. Подписанный его участниками мирный трактат предусматривал нейтрализацию Черного моря, что за­прещало России и Турции держать военный флот и арсеналы на побере­жье. Конгресс подтвердил конвенцию 1841 г. о закрытии проливов Бос­фор и Дарданеллы для прохода всех, кроме турецких, военных судов. В Азии восстановили довоенную границу между Россией и Турцией. Рос­сию обязали вернуть Каре, уступить Молдове три южных уезда Бессара­бии. Трактат зафиксировал принцип неприкосновенности и внутренней самостоятельности Османской империи. На конгрессе определили ста­тус Дунайских княжеств, которым при сохранении верховной власти Ос-

С. 147манской империи гарантировали внутреннюю автономию, независимое национальное управление, свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства. В Молдове и Валахии был установлен режим коллективного протектората Англии, Франции и Австрии.

В развитие решений Парижского конгресса 1856 г. его участники в марте — августе 1858 г. в этом же городе провели новые переговоры о государственном устройстве Дунайских княжеств. Принятая конферен­цией конвенция предусмотрела образование при сохранении суверените­та турецкого султана «Соединенных княжеств Молдовы и Валахии» с по­жизненным избранием в каждом из них своего князя. В начале 1859 г. из­бирательные собрания Молдовы и Валахии, несмотря на противодейст­вие Турции, выбрали общего господаря (князя). Им стал полковник Александр Куза. Россия и Франция поддержали объединение княжеств, Турция ввиду этого была вынуждена согласиться с избранием Кузы, а в 1861 г. новое государство признали участники Парижской конференции 1858 г. Политическое объединение Молдовы и Валахии в единое госу­дарство было юридически закреплено 24 января 1862 г. образованием общего правительства и Национального собрания. В Европе возникло новое государство — Румынское княжество со столицей в г. Бухаресте.

Парламентская реформа 1832 г.

Борьба промышленной буржуазии за парламентскую реформу также способствовала втягиванию рабочего класса в политическую жизнь.

Под влиянием Французской революции 1830 г. сторонники парламентской реформы в Англии активизировали свою деятельность. В ноябре 1830 г. реакционное правительство герцога Веллингтона вынуждено было уйти в отставку. Новый кабинет во главе с Греем, опиравшийся на вигов и левое крыло тори, выдвинул проект реформы, который предусматривал изменение представительства в парламенте в интересах буржуазии за счет уничтожения так называемых «гнилых местечек» — обезлюдевших избирательных округов в сельских местностях, где депутатов фактически назначал лендлорд. Земельная аристократия, пользовавшаяся преобладанием в парламенте, решительно воспротивилась этой реформе. Чтобы сломить сопротивление лендлордов, буржуазия обратилась за помощью к народным массам. В конечном счете народ и заставил лендлордов отступить.

Созданные буржуазией сначала в Бирмингеме, а затем и в других крупных городах политические союзы вели широкую агитацию, обещая трудящимся, что избирательная реформа значительно улучшит их положение. Митинги и демонстрации, организованные политическими союзами, приняли внушительные размеры. Особенно большую активность проявил «Национальный политический союз» в Бирмингеме. Буржуазные руководители движения, в частности бирмингемский банкир Атвуд и владелец портняжной мастерской в Лондоне Френсис Плэс, грозили противникам реформы прекратить уплату налогов и совершить «набег на банки», т. е. начать массовое изъятие денежных вкладов. Министр внутренних дел лорд Джон Рассел и другие члены правительства, принадлежавшие к партии вигов, активно поддерживали сторонников парламентской реформы. Для ведения агитации Плэс получал средства из секретных фондов.

Осенью 1830 г. в ряде графств Англии развернулось массовое движение батраков, которые требовали повышения заработной платы. Их поддерживали мелкие фермеры, тяготившиеся высокой арендной платой и десятиной в пользу церкви. Анонимные письма лендлордам, заключавшие в себе требования батраков, подписывались мифическим именем «Свинг» (это слово означает качели, но иносказательно также и виселицу). Движение «свинг», затронувшее главным образом южные районы страны, охватило 16 графств и сильно встревожило лендлордов. Крупные полицейские и военные силы, присланные правительством, жестоко расправились с участниками движения.

Через год, осенью 1831 г., в связи с отказом палаты лордов утвердить билль о реформе, уже принятый палатой общин, в различных частях Англии произошли серьезные события. Дворцы и замки некоторых противников билля подверглись нападению; в Бристоле и в Глазго вспыхнули народные волнения. Эти выступления были подавлены, однако они оказали свое действие: оба лагеря господствующих классов — и сторонники и противники реформы, напуганные активностью масс, начали склоняться к компромиссу. Поэтому, когда правительство пригрозило поставить вопрос о пополнении верхней палаты новыми членами — сторонниками реформы, лорды пошли на уступки. В июне 1832 г., после двухлетней напряжённой борьбы, билль о реформе был утвержден.

Парламентская реформа 1832 г. ликвидировала многие «гнилые местечки», созданы новые избирательные округа, преимущественно в новых промышленных городах, ранее не имевших представительства в парламенте. Но трудящиеся не получили избирательных прав: последние были предоставлены только имущим классам, плательщикам высокого подоходного налога.

Реформа 1832 г. означала политический компромисс между земельной аристократией и крупной буржуазией. В результате этого компромисса, как писал Маркс, буржуазия была «признана господствующим классом и в политическом отношении».( К. Маркс, Британская конституция, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 11, изд. 2, стр. 100.) Однако ее господство и после этой реформы не сделалось полным: земельная аристократия сохранила значительное влияние на общее управление страной и законодательные органы.

Получив доступ к государственной власти, крупная промышленная буржуазия с целью укрепления своего экономического господства провела ряд мер, направленных к закабалению рабочих. В 1834 г. парламент принял новый закон о бедных, который лишал безработных и бедняков права на общественную помощь; отныне получение такой помощи было обусловлено пребыванием в «работном доме», где обитателей изнуряли непосильной и непроизводительной работой, тюремной дисциплиной, морили голодом. Все было сделано для того, чтобы заставить безработных наниматься за гроши.

Законодательство начала 30-х годов разоблачило классовую сущность английского буржуазного либерализма. Рабочий класс, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, убедился, что буржуазия обманула его и присвоила себе все плоды победы, одержанной над земельной аристократией.

Быстро и выгодно купить билеты на елку в Пушкинском Музее рекомендуем сейчас на нашем сайте.

1911 год Акт о парламенте:

всякий билль, который спикер палаты общин найдет «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов;

всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в «социалистическом направлении» при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

16 декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:

изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

«предварительный вопрос» — право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

«гильотина» — постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

«кенгуру-гильотина» — право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает «несущественными».

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер — лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год — Акт о народном представительстве:

Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы — 344 места, либералы — 118, лейбористы — 142, коммунисты — 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы — 258 мест, лейбористы — 191, либералы — 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное «социалистическое» правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год — крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

1928 год — Акт о народном представительстве:

женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, — тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

единственный избирательный ценз — ценз оседлости (три месяца).

избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим — вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения «беспорядков» и пр.

1948 год — Акт о народном представительстве:

для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

право голоса при выборах в парламент — совершеннолетние лица, которые проживают в округе, являются британскими подданными и неограниченны в правах;

никто не может голосовать более чем в одном округе.

1969 год — Акт о народном представительстве:

для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.



ВСПОМНИТЕ

• Как в Англии началась промышленная революция?

Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, наблюдавшийся в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.

Основной чертой промышленной революции являлась индустриализация — переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий) и увеличением жизненного уровня населения.

• Что вы знаете о тори и вигах?

15 ноября 1680 года в ходе конфликта, возникшего по вопросу о наследовании английского престола Яковом Йоркским, после 7-часовой дискуссии в верхней палате английского парламента возникли две партии — консервативная (тори) и либеральная (виги). Тори (от ирландского toraidh — наследник) были сторонниками короля Карла II и его брата Иакова Йоркского, который в 1672 году принял католическую веру. Вигы (от шотландского whigs — конокрады) поддерживали протестанта Джеймса (Якова) Стюарта, герцога Монмаутського, незаконно рожденного сына Карла II.

Тори — политическая партия в Великобритании (17-19 век), представляющая интересы крупных землевладельцев, предшественница современной партии консерваторов. Виги — политическая партия в Великобритании (17-19вв), выражающая интересы обуржуазившейся дворянской аристократии, крупной торговой и финансовой буржуазии, предшественница английской либеральной партии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

В чём причины расцвета английской экономики?

У Англии был ряд преимуществ. Она являлась первой страной промышленной революции. Ремесленники в остальной Европе не могли тягаться с английскими машинами, конкуренция Франции была устранена и Англия господствовала на огромных неевропейских рынках сбыта. При этом существовал товар, пользовавшийся особым спросом, — английские машины, экспорт которых за следующие 25 лет вырос в 6 раз. В Англии появились и первые железные дороги, давшие толчок развитию всей экономики. В остальной Европе промышленная революция только начиналась, а в Англии к середине XIX в. она уже закончилась: машины начали производиться заводским способом, тяжёлая промышленность становилась ведущей отраслью экономики. К этому времени Англия производила почти половину мировой промышленной продукции, став настоящей «мастерской мира».

Почему началась парламентская реформа?

В начале XIX в. новые группы населения не располагали многими политическими правами. Выросшие города почти не имели избирательных округов, а опустевшие деревни превратились в «карманные» округа местной знати. В парламенте преобладала партия крупных землевладельцев — тори. В их интересах в 1815 г. были приняты хлебные законы о высоких пошлинах на ввоз продукции сельского хозяйства. Выросли цены на ввоз на хлеб и сырьё для фабрик, от чего страдали и рабочие, и предприниматели. Началось движение за реформу парламента, отмену хлебных законов и свободу торговли.

Каковы особенности рабочего движения в Англии?

Отличительной чертой рабочего движения в Англии были мирные методы. Исключение составляли лишь луддиты, которые в 1810-х гг. ломали машины, считая их корнем всех бед. Преобладали же два других пути — борьба за участие рабочих в парламенте для принятия выгодных для них законов и создание профсоюзов для защиты их экономических прав. Мирные методы объяснялись наличием широкого слоя квалифицированных рабочих с хорошей зарплатой — рабочей аристократии, представители которой возглавили рабочее движение, особенно профсоюзы — самые развитые в Европе.

Добавить комментарий