Политический анализ

Известно несколько видов анализа. Одним из них является мысленное расчленение целого на части, выявляющее структуру целого и предполагающее установление отношений между частями. Другим видом анализа является анализ общих свойств, предметов и отношений между ними, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие элементы; одни из них подвергаются дальнейшему анализу, а от других отвлекаются; на следующем этапе анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям.

Политический анализ выступает в различных формах, одной из которых служит классификация изучаемых политических событий и процессов. Как и в любой другой отрасли знаний или области практической деятельности, в политической науке в качестве оснований деления в классификации обычно выбирают признаки, существенные для данных политических событий. В этом случае классификация выявляет основные сходства и различия между событиями.

Система методов политического анализа отличается большим разнообразием: общие методы (системный, структурно-функциональный, сравнительный, бихевиористский, социологический, нормативно-ценностный, антропологический, социокультурный и др.); общелогические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического).

Рассматривая политический анализ как специфический исследовательский процесс, можно выделить его внутренние логические этапы, которые предопределяют успешность познавательно-прикладных действий. К основным этапам этого аналитического процесса можно отнести следующие: концептуализация проблемы, ее моделирование, составление программы исследования конкретной проблемы, выбор методов ее исследования.

Смыслом начального этапа политического анализа является концептуализация проблемы. Это предполагает рассмотрение конкретной ситуации с точки зрения ее влияния на реализацию интересов важнейших политических субъектов, на деятельность органов государственного управления, их взаимодействие с зарубежными партнерами и вообще существенное изменение политического контекста. Выявление этой проблемы предполагает тщательный сбор информации, формулировку проблемы с характеристикой ее наиболее отличительных черт и структурных компонентов, отличий от иных проблемных ситуаций.

На втором этапе осуществляется моделирование проблемы, т. е. выработка представлений, несколько упрощающих, но одновременно предполагающих целостное восприятие наиболее значимых элементов, внешней формы и внутренней структуры. Как правило, такая модель строится на основе определенной исследовательской гипотезы, в рамках которой выявляются и уточняются важнейшие параметры проблемы. В идеале моделирование стремится к максимальной формализации, предполагающей использование математического аппарата для описания данных политических явлений.

Следующий, третий этап — составление программы исследования, обоснования и формулировки логики исследования конкретной проблемы. Здесь формулируются конкретные цели исследования (с учетом того, что должно быть достигнуто в результате изучения проблемы), уточняются значения переменных показателей в рамках вариантов решения поставленной задачи, детально описываются организация и проведение наблюдений. Задача такой программы — упорядочение эмпирических данных. В зависимости оттого, какого характера ситуация анализируется и, соответственно, какой тип целей превалирует, могут формироваться различные программы политического анализа: прогностические, направленные на исследование будущей гипотетической ситуации; актуальные, связанные с анализом текущей ситуации, и ретроспективные, ориентированные на поиск новых подходов к прочтению уже произошедших событий.

Принципиальное значение имеет и четвертый этап — выбор методов исследования проблемы и решения конкретной задачи. Применяемые на данном этапе методики имеют междисциплинарный характер. Тем не менее, решение любой конкретной задачи всегда предполагает выбор приоритетных средств и приемов исследования, который определяется характером самой проблемы, подготовленностью аналитиков, условиями, в которых осуществляется анализ. При всех вариантах такой выбор непременно требует сочетания качественных и количественных, теоретических и эмпирических подходов и т. д. Применяемые методы также могут разниться и по своей форме («мозговой штурм», индивидуальная или групповая экспертиза и т. д.).

Наряду с отбором методов исследования неотъемлемой составной частью этого этапа является определение правил, процедур, уточнение последовательности операций, упорядочивающих применение разнообразных техник и методик познания.

В современной политической науке существуют различные методологические подходы к анализу политической жизни. Французский политолог Р.Ж.Шварценберг называет следующие типы анализа в политической теории: марксистский, системный, функциональный, кибернетический. Несмотря на различия мировоззренческих основ, отмеченные типы анализа ориентированы, во-первых, на глобальный подход к социальной действительности, то есть рассмотрение общества как целого, единого организма, а во-вторых, на объективное отражение реальности.

Конечно, существуют немалые трудности достижения объективного знания в политическом анализе. Они связаны как со сложностью политических процессов, так и с проблемой «социального заказа», который нередко вынужден выполнять политолог, находясь под давлением определенных политических сил, обосновывая «правильность» того или иного действия, решения властей или оппозиции. Но признание этого вовсе не означает отрицания объективности политического анализа.

Методологический арсенал современной политической науки в качестве своего существенного элемента включает исторический анализ, значение которого для познания политических явлений трудно переоценить. Сопоставление настоящего с прошлым, выяснение исторических истоков, факторов, этапов возникновения и развития тех или иных политических явлений, систем, институтов позволяет выявить их глубинные основания, понять грядущие трансформации. Известно: кто не владеет прошлым, тот не способен объяснить настоящее. Но искажение прошлого еще более опасно для политической практики, чем его незнание. При этом для политического анализа важен не только позитивный, но и негативный исторический опыт.

В арсенале политического анализа необходимо выделить системный анализ. Это один из самых распространенных подходов политологических исследований. Следует отметить то обстоятельство, что с точки зрения системного анализа, политическая жизнь изучается как комплекс элементов, образующих целостную систему в ее связи со средой — гражданским обществом, экономической системой и др. Кроме того, само понятие «политическая система» стало возможным с введением в политологию системного подхода. Большую роль в этом сыграли американские политологи Д.Истон, К.Дойч, Г.Алмонд и др. Использование этого метода в политической науке определяется сложностью и многообразием политической жизни.

Системный анализ охватывает три основополагающих измерения: ставшее или реально существующее, проявляющееся в структуре; действование, поведение или функция; становление или эволюция. Предмет системного анализа может различаться в зависимости от намерений исследователей.

С помощью системного анализа удается определить место политических феноменов в развитии общества, функции и возможности политики при осуществлении преобразований. Однако системный анализ в политике малоэффективен при изучении индивидуального поведения (например, роли лидера), рассмотрении кризисных ситуаций.

Одним из широко используемых в политической науке методов является сравнительный анализ. С точки зрения формальной логики всякое сравнение — это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как «кто знает одно, не знает ни одного».

На основе принципа сравнения Платон, Аристотель, Полибий, Н.Макиавелли, Ш.-Л.Монтескье, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Соловьев, В.Ленин и другие строили свои типологии общественно-государственного устройства, политических режимов, властных структур, форм правления и т. п. В современном понимании сравнительный анализ возник в 50-е годы XX в. Приверженцы этого метода исходят из положения, что принцип сравнения в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие по определенным параметрам общих черт политической жизни разных стран, народов, эпох.

Объектом сравнительного анализа являются, как правило, события, процессы, структуры, функции различных политических систем и режимов, расстановка участников политических событий и уровень их силы, а также государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, институт президентства, механизмы формирования политической культуры и политической социализации, стиль политического управления.

При сравнительном анализе необходимо учитывать то обстоятельство, что политика каждого государства реализуется в контексте его политических ценностей, мифов, идеологий и логически вытекающей из этого политической культуры, а также физической среды. Вместе взятые, они представляют собой совокупность национально-политического опыта, разнообразного в каждой стране.

В последнее время все большие симпатии исследователей завоевывает такой методологический инструментарий анализа политических феноменов, как социокультурный. Этот ракурс исследования явлений и процессов общественно-политической жизни в отечественном обществознании интенсифицировался недавно. Он подразумевает фокусировку внимания исследователя на взаимодействии людей, их связях и отношениях в корреляции с ценностями, нормами, привычками, политическими ориентациями, стереотипами. Сам по себе социокультурный подход, конечно, не нов. Как верно заметил еще Г.Клемма, один из его основоположников, уже Вольтер первым отказался от изучения династий, перечисления королей, битв и обратился к тому, что действительно важно в истории, а именно — к культуре. Однако господствовавший долгое время в России панполитизм способствовал тому, что социокультурные явления в сфере политики лишались своей специфичности, качественной определенности, что вело к односторонним обобщениям, выводам, интерпретациям, усугубляя зависимость научного знания от политической конъюнктуры, господствующих оценок и настроений.

Преимущество анализа политических явлений, базирующегося на социокультурном примате, позволяет выявить истоки, национально-цивилизационную специфику, причины воспроизводимости негативных политических феноменов, выявить пути их устранения или нейтрализации.

Политический анализ выполняет свою методологическую функцию не только в рамках теоретического, но и эмпирического, прикладного подхода к политическим реалиям. Он органично включен в исследования многих аспектов практической политики. Непосредственно сфокусированный на изучении и решении практических коллизий политической жизни, такой анализ связан с различными аспектами деятельности определенных государств, других политических институтов, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретной ситуации и в определенном временном контексте.

Эмпирические методы анализа (конкретные данные, например, об элите, рейтинге политических деятелей, позициях политических партий и их парламентских фракций в отношении курса правительства на решение текущих социально-политических проблем) снижают уровень неопределенности абстрактных, теоретических положений, раскрывают отличительные особенности правящей и оппозиционной элиты, характеризуют фазы, этапы властных решений и тем самым помогают акторам политического процесса лучше разобраться в текущей политической ситуации, особенностях политической линии лидеров, партий, органов управления, формулируют практические рекомендации и краткосрочные прогнозы для властных политических субъектов в целях повышения эффективности их деятельности.

Бихевиористский анализ стал широко применяться в политологических исследованиях с 50-х годов XX века. Именно тогда в политологии сформировалось направление исследований: политическое поведение человека как действенный фактор функционирования политических систем.

Бихевиористский анализ — это, во-первых, научная ориентация или установка на сбор, анализ и интерпретацию фактов по канонам естественнонаучного исследования. В политологии бихевиоризм, или поведенческий подход, был связан с использованием таких исследовательских методов, как, во-первых, репрезентативные опросы, мультифакторный анализ; во-вторых, исследование, в фокусе которого находится поведение индивида; в-третьих, рассмотрение политики как части более широкого социального и культурного контекста.

Начало этого течения в 50-е годы XX в. связано с именами ученых, которые в 30-е годы ввели в политологию новые объекты исследования (личность, установку, убеждения, ценности, электоральное поведение, общественное мнение и другие неинституционализированные элементы политического процесса) и новые методы, заимствованные из социологии, психологии, антропологии и психиатрии.

В настоящее время научная репутация бихевиористского анализа остается весьма высокой, что связано, по большей части, со стремлением ученых избавить политическую науку от субъективизма и политической ангажированности, сделать возможной эмпирическую проверку гипотез и количественное измерение политических процессов.

Становление и развитие политической науки в нашей стране отражает все большую роль тех специалистов, которые делают ставку на системный подход и применение количественных методов и моделей. Это ясно видно при решении политических задач, основанных на необходимости учета знаний об «обществе, в котором мы живем». Последнее облегчается при использовании структурно-логической модели, известной как «колеса Тихомирова».

С позиций этой модели каждая общественная система рассматривается как совокупность ее основных элементов (ранее говорили о «силах»), которые действуют между собой (имеются соответствующие «связи» или отношения) согласно закону связей. Последнее означает, что система характеризуется определенной структурой.

Особенность рассматриваемой модели состоит в том, что в системе сначала выделяются четыре ее основных компонента. Затем они детализируются с выделением в каждом из них материальной и духовной сферы, где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего на этом этапе рассматривается 8 блоков («колес»), каждый из которых является компонентом некой «колесницы», моделирующей общественную систему в целом.

Точная и научно обоснованная оценка политических сил в обществе (анализ расстановки политических сил) для любого политика является исходным пунктом его деятельности. В политической практике существует множество технологий и методик определения — кто из участников политических событий будет поддерживать (и в какой степени) или будет сопротивляться тем или иным действиям.

Распространенной методикой является деление участников политических событий на правых и левых. Такое деление политических сил относится к периоду Великой французской буржуазной революции 1789г. Разумеется, это деление во многом условно. Конкретная политическая ситуация дает значительные модификации такого разграничения политических сил. Кроме того, их блокировка по проблемам текущей политики — характерная черта современной политической жизни.

«Линейная» методика. Эта методика названа «линейной», но по внешней схожести могла бы называться и «температурной», и «градусной». Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует либо позиции политического субъекта (лидер, партия, правящая элита и оппозиционная элита); либо политическому действию (поступок, событие, решение). Справа и слева от исходной точки по линии располагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной — здесь условно можно проградуировать линию от 0 до + 100 и от 0 до-100.

Линейная методика выглядит сравнительно просто, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно прогнозировать реакцию того или иного источника информации на любой шаг властвующих и оппозиционных сил. Однако линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные трансформации анализируемых субъектов.

Табличная методика. По форме построения она наиболее разнообразна: это могут быть графики, диаграммы, таблицы, секторные круги и многое другое. Но основное правило табличной методики должно быть таковым: в ней четко указываются участники политических событий, позиции которых анализируются, политическое действие (субъект политики), отношение к которому определяется, и возможные варианты такого отношения. Эта методика дает хорошую возможность выявить позиции основных слоев общества относительно какого-либо политического события или действия властвующей элиты. Но она имеет ограниченные аналитические возможности: недостаточная научная строгость в подборе социальных слоев для анализа и определении критериев их отношения к политическому событию; статичность (позиции сторон зафиксированы в определенном временном интервале и в таблице нет возможности показать те изменения в позициях социальных групп, которые могут произойти под влиянием различных факторов).

Динамичная методика. Позволяет проанализировать изменения в позициях политических субъектов по отношению к конкретному политическому событию. Методика основывается на делении политических сил на поддерживающих событие и противодействующих ему.

Рассмотренные методики анализа расстановки политических сил в обществе не исчерпывают всего методологического инструментария политической науки, но основные из них здесь представлены и могут быть использованы при изучении многих аспектов политической жизни, в частности, избирательных кампаний.

Специфическим видом политического анализа является анализ выборов в органы власти. В последнее время этому процессу уделяется много внимания. Он осуществляется путем:

— изучения экономических, социальных, политических условий и ситуаций жизни населения;

— вычленения острых проблем, волнующих людей;

— выявления состава электората в разрезе основных социальных слоев и групп, их особенностей;

— выяснения политических предпочтений электората на основе проведения конкретных социологических исследований;

— исследования партийных предпочтений избирателей;

— изучения содержания предвыборных программ, лозунгов, политических и организационно-идеологических приемов конкурентов в борьбе за голоса избирателей;

— выявления мотивов голосования;

— выработки прогноза и внесения корректив в технологию избирательной кампании исходя из понимания особенностей текущего момента и хода предвыборной борьбы;

— подведения итогов выборов, изучения причин, приведших к успеху или неудаче, в целях извлечения уроков для будущей избирательной кампании.

Главным направлением анализа выборов является изучение политического поведения избирателей как суммы действий, выполняемых в связи с участием в голосовании, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе осуществления этих действий и в то же время их обусловливающих. В этих целях анализируются статистические данные в разрезе пола, возраста, социального происхождения, профессии избирателей и исследуется влияние этих факторов на активность избирателей. Методики статистического подхода к изучению выборов обстоятельно разработаны зарубежными политологами. В ряде стран исследование выборов осуществляется на основе трех подходов: социолого-демографического («колумбийская школа»); социально-психологического («мичиганская модель»); экономического, рационалистического.

В политике приходится иметь дело с большим количеством различных документов, источников информации. Вся эта информация отражает сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому контент-анализ как специфически-формализованный анализ содержания того или иного текста становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогнозов.

Контент-анализ — это исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах реальной политической действительности (в частности, источника текста сообщения). Количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Конкретные приемы контент-анализа впервые были подробно описаны в 40-е годы XX в. В политической практике последних лет этот метод стал очень широко использоваться, что определяется целым рядом его преимуществ: здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна, ограничение субъективных влияний при работе с имеющейся информацией, доступность материалов для анализа.

В зависимости от содержания имеющегося текста существуют два вида контент-анализа: количественный и неколичественный. Первый основан на частной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания — индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Второй вид анализа основан на использовании количественных мер. Его задача — получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

Итогом проведения контент-анализа является аналитическая записка, содержащая в себе выводы и рекомендации для принятия обоснованного политического решения.

Компьютерные технологии дают возможность существенно повысить аналитический потенциал политических деятелей при анализе политических реалий, принятии важных государственных решений. Существует много компьютерных средств, предназначенных для аккумулирования информации, анализа и прогнозирования развития политических событий, контроля за выполнением принятых политических решений. Их использование позволяет автоматизировать проведение исследований, компьютеризировать аналитическую деятельность, разработку вариантов политических решений, моделирование их вероятных последствий, выбор наиболее предпочтительного решения и его оформление в виде документа. В последние годы были разработаны и внедрены десятки компьютерных, информационно-аналитических и информационно-прогнозных технологий для Администрации Президента Российской Федера­ции, информационных агентств ИТАР-ТАСС и Интерфакс, Конгресса российских деловых кругов, ряда банков и коммерческих структур.

Раздел 7

Политический анализ, прогноз и политическое консультирование

Успешной политическая деятельность является лишь тогда, когда происходит постоянно осуществляемый политический анализ, на основе которого осуществляется определенный прогноз, выстраивается стратегия действий и обеспечивается консультирование субъекта (участника) политического процесса.

7.1. Политический анализ и политическое прогнозирование

Политический анализ: особенности осуществления. Политические явления не являются случайными и изолированными друг от друга. Все явления политической жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Кроме того, они имеют тесные связи также с демографическими, экономическими, юридическими и иными социальными отношениями в обществе. Т.е. политическую практику невозможно представить без политического анализа.

Политический анализ (от греч. analysis — разложение, разделение) — это: 1) метод, предполагающий мысленное разложение политических явлений на отдельные составляющие; 2) совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации .

Приведенное трудно назвать однозначным определению понятия «политический анализ”, которое было бы наиболее приближено к сущности политического менеджмента. Здесь наилучшим образом подойдет такое определение: политический анализ — процесс сбора и обобщения информации о политической систему в целом и отдельные ее составляющие, выявление связей, взаимозависимости и механизмов взаимодействия субъектов политического процесса, его закономерностей, аналогов и детерминант с целью прогнозирования направлений и будущих результатов, последствий политических действий и их влияния на развитие общества .

Ключевым понятием политического анализа является политическая идея как форма осмысления политической действительности.

Начало политического анализа находим еще в религиозных мифах и легендах (более 5 тыс. лет назад), позже — в мифах Древней Греции, Индии, Древних Китая и Рима. Такой анализ имел форму философских трактатов, определенных изложений или толкований законов, этических норм и т.д.

Как ведущая теоретико-прикладная отрасль в комплексе политических наук политическая аналитика, а следовательно и политический анализ, сформировавшихся в ХХ в.

Как прикладная дисциплина политический анализ выполняет три основные функции :

• описательную (отражение политической системы, политических явлений и процессов);

• регулятивную (предоставления предложений, рекомендаций, прогнозов относительно практического решения политических вопросов и проблем);

• прогностическую (моделирование политических процессов и их последствий в практической политической деятельности).

Научным инструментарием политического анализа являются:

• системный подход (систематизация совокупности объектов, выявление их связей и взаимодействий);

• структурно-функциональный анализ (связи и взаимодействие групп объектов системы);

• сравнительный анализ (сопоставление, выявление аналогов, противоречий, различий, определение динамики в политике);

• математико-статистический анализ (представление общественно-политических явлений, процессов в виде схем, диаграмм, моделей) .

Политический анализ имеет ярко выраженный синергетический характер и поэтому ему присущи большинство признаков системности, то есть широчайшего охвата предмета анализа.

Политический анализ имеет два основных философских принципах, на которых он базируется и практически осуществляется:

• принцип взаимосвязи политических явлений. Такие связи являются: длительными и короткими, существенными и несущественными, непосредственными и косвенными, случайными и необходимыми, внутренними и внешними;

• принцип постоянного развития (историзма). Все политические явления постоянно развиваются (во времени и пространстве, генетически — от зарождения, становления, развития и отмирания). Принцип постоянного развития часто называют еще принципом системности.

Политический анализ имеет отдельные виды (формы), среди которых выделяют следующие основные: анализ данных, диахронный анализ, дисперсионный анализ, анализ документов, кластерный анализ, анализ когорты, контекстуальный анализ, корреляционный анализ, многомерный анализ, многофакторный анализ, синхронный анализ, системный анализ, структурный анализ и др.

Анализ данных — эмпирический анализ собранных данных о политических явлениях и событиях, политической жизни с целью получения первичной информации, раскрытие определенных связей между явлениями и данными, исследуются.

Диахронный анализ — анализ политических объектов, явлений, событий, процессов в их временном пространстве, то есть есть возможность и делается попытка взглянуть на генезис таких объектов и явлений, зафиксировать их в времени.

Дисперсионный анализ (по методу Г. Фишера) — позволяет выявить систематические расхождения между результатами непосредственных политических изменений при определенных условиях, что также меняются.

Анализ документов — один из самых распространенных в политике, поскольку первое, а часто и наиболее точное представление о конкретные политические события, явления, объекты политики можно получить в результате глубокого анализа (часто контент-анализа) политических документов (проекты, решения, воззвания, программы, уставы, листовки и т.д).

Кластерный анализ — метод группировки определенных данных о политике, объекты политики, политической деятельности за определенными классами. Собраны и распределены по классам, такие данные становятся ближе друг к одних и, следовательно, более точной общая картина объекта, события и т.п.

Анализ когорты — анализ отдельных социальных групп (групп населения) с целью определения и фиксации характерных (и отличных от других групп) черт, характеристик, политических действий, политического поведения. На основе таких анализов можно сделать соответствующие выводы и настоящем долговременные политические прогнозы.

Контекстуальный анализ — используется тогда, когда возникает потребность определить индивидуальные признаки любого политического явления или объекта политики в контексте с другими.

Политический анализ имеет три основных компоненты, ради которых он и осуществляется:

• анализ реально существующей политической ситуации;

• прогноз развития такой ситуации;

• принятие соответствующих компетентных политических решений.

Политическое прогнозирование: сущность и особенности. Любая будущая (в перспективе) политическая деятельность закономерно связана, вытекает из прошлого и сегодняшнего развития политики, политических явлений и действий. Осуществлен политический анализ дает возможность определить набор возможных вариантов реализации цели, задачи в практической политической деятельности, то есть осуществить политический прогноз относительно возможного хода событий и их результата.

Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях, пути, тенденции развития определенного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроки их осуществления.

Не следует путать прогноз (в частности политический) с предвидением. Последнее имеет характер определенной абсолютизованої достоверности.

Политическое прогнозирование связано с большим количеством политических переменных, поэтому оно также совершенно отличное от политического планирования.

Чтобы понять особенности именно политического прогнозирования, напомним, что прогнозирование вообще, это: а) форма опережающего отражения чего-либо в научном познании; б) процесс определение перспектив развития определенного явления, события, основанное на знании закономерностей развития и информации о прошлом и современное состояние этого явления или события .

Прогноз предполагает определенное моделирование явлений, событий, процессов, создания мысленных образов.

Объектами прогнозирования, как правило, есть процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Поэтому в зависимости от природы объектов различают объекты прогнозирования социальные, экономические, научно-технические и политические.

Согласно цели разработки прогноза (проблемно-целевой критерий) существуют два основных типа прогнозов:

• поисковый прогноз — определение возможных состояний какого-либо явления в будущем. Это своеобразная ретроспекция, проектирование современного явления в будущем;

• нормативный прогноз — поиск путей, возможностей, средств с целью достижения желаемого, желаемого, ожидаемого состояния соответствующих явлений. При этом заранее задаются как основа определенные нормы, стимулы, идеалы и т.д.

Кроме того, прогнозы разделяют на: оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго — и далекострокові (наддовгострокові).

Основными способами разработки прогнозов являются:

• анкетирование (интервью, опроса);

• экстраполированием и интерполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления);

• моделирование (построение поисковых и нормативных моделей с учетом предполагаемой или желаемой изменения прогнозируемого явления на определенный, предсказуемый период и т.д.).

Часто в процессе прогнозирования используются несколько или все указанные способы разработки прогнозов.

Политический прогноз — процесс разработка научно обоснованного рассуждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления, а также о рекомендации по практической деятельности в условиях определенной теоретической действительности.

Объектом политического прогнозирования могут быть: политические системы, политические партии, власть, политические группы, отдельные лица, то есть все субъекты политики, политического процесса.

Для осуществления политического прогнозирования, разработки и реализации стратегической политики любой политик, участник политического процесса должен обязательно иметь так называемое стратегическое мышление в политике. По мнению А. Валевского, стратегическое политическое мышление находится под влиянием и детермінацією исторически-культурной традиции народа, страны, определенных стратегических интересов, иерархии стратегических целей т.д.

Политическое прогнозирование, предсказания непосредственно связано с политической вероятностью, поскольку любое политическое действие, явление при определенных условиях и обстоятельствах вполне возможны.

Самыми распространенными в политике есть логическая, статистическая и субъективная вероятность.

Политическая вероятность — возникновение определенного утверждения, точки зрения, полученных в результате логических действий.

Статистическая вероятность существует тогда, когда учитывается соответствующая частота (периодичность) повторение явлений, событий т.д. Например, политические забастовки, которые при соответствующих условиях происходили на протяжении некоторого последнего времени.

Субъективная вероятность — оценка индивидом (спостерігаючою, действующим лицом) возможности возникновения определенного события на основе повторного опыта.

Политическое прогнозирование — не просто проекция в будущее, предвидение ожидаемого результата — это научно обоснованная, всесторонняя информация о будущем развитии определенных политических процессов и разработка на этой почве соответствующих стратегических и тактических основ политической деятельности.

Политический прогноз — это: а) научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и путях его развития; б) способ научного обоснования политических решений.

Методологической основой политического прогнозирование считается философия политики, поскольку только с ее помощью можно осуществлять действительно комплексный, всесторонний анализ политических явлений, событий, процессов, прогнозировать их развитие. В последнее время начала активно формироваться и такая сравнительно новая научная дисциплина, как политическая прогностика.

Каждый политический прогноз имеет соответствующий степень вероятности, возможности. Идеальных прогнозов не объективно существует, хотя всегда те, кто составляет прогноз, пытаются что представить его себе как самый точный и самый вероятный, то есть идеальный.

Главная цель политических прогнозов: избавиться от нежелательного, неожиданного, неудовлетворительного (для конкретного субъекта политики) развития политических событий; привыкнуть к необратимому, того, что может произойти почти неизбежно; ускорить вероятное развитие конкретного политического явления, процесса в желаемом направлении.

Политические прогнозы сбываются с целью: определения основных тенденций в развитии международных отношений; предсказание развития политических конфликтов, итогов избирательных кампаний; определение популярности политических партий, общественных организаций, объединений, отдельных лидеров, государственных, общественных деятелей, возможных последствий определенного политического решения и т.д.

Основные функции политического прогноза:

• нормативная. Во время прогнозирования максимально придерживаются определенных показателей, норм, пытаются реализовать прогностическую модель;

• орієнтувальна. Речь идет о определение субъектом управления наиболее реальных, оптимальных направлений деятельности и об избирательном подходе к информации;

• предупредительная. В этом случае речь идет о предупреждении органа управления, субъекта политики в отношении возможных и реальных отклонений от существующей прогностической модели.

Типы политических прогнозов:

• научные, нормативные, интервальные;

• кратко-, средне-, долгосрочные.

Последние по временным срокам тоже конкретизируются:

• оперативные (до 1 месяца);

• краткосрочные (до 1 года);

• среднесрочные (от 1 до 5 лет);

• долгосрочные (от 5 до 15 лет);

• стратегические (сверхсрочные) — до 30 лет.

Различают также такие типы политического прогнозирования:

• внутриполитическое. Как правило, это прогнозирование конкретных политических событий, деятельности политических институтов общества, политических процессов, имеющих место в нем;

• внешнеполитическое. Это прогнозирование в сфере международных отношений и внешней политики в целом. При этом в первую очередь оценивают и прогнозируют общую обстановку в мире, регионе, стране, отношения между странами, правительствами и т.д.

Политические прогнозы могут быть двух типов:

• поисковые. Это выявление и уточнения тех перспективных проблем, которые можно попробовать решить именно политическим путем, методом политического управления. Составляется прогноз (предположение) — что произойдет в обществе, политике при условии сохранения реально существующих общественно-политического состояния, ситуации;

• нормативные. В этом случае внимание сосредотачивается на путях, средствах, возможностях изменения положения дел.

Основные принципы политического прогнозирования:

• системность. В этом случае политика, политический процесс рассматриваются комплексно, в их целостности, единстве, как определенная совокупность самостоятельных направлений (составляющих) прогнозирования;

• согласованность. Самостоятельные направления (составляющие), этапы политического прогноза должны быть взаимосогласованными, взаимосвязанными, что обеспечивает наибольшую достоверность прогноза;

• непрерывность. По мере возникновения, поступления новых данных, информации во времени политический прогноз имеет непрерывно корректироваться, уточняться, углубляться;

• верифікаційність. Существует потребность и необходимость постоянного определения достоверности разработанного политического прогноза, на что и направлен этот принцип;

• альтернативность. Политическая жизнь может и развивается по многим траекториям, направлениями, моделями, поскольку взаимоотношения между субъектами политики являются также слишком изменчивыми, специфическими. То есть должны учитывать (предполагать) все возможные пути и особенности развития политических отношений, а на этой основе предвидеть альтернативные модели политических решений и действий;

• рентабельность. В какой степени осуществление политических проектов, действий, решений может быть максимально реализованным и результативным.

Известный российский политолог А. В. Сергеев выделяет следующие принципы политического прогнозирования:

• отношение к социально-политической действительности как к объективной реальности. Речь идет прежде всего о прогнозе развития объективных факторов, влияющих на суть и характер политики, политических процессов;

• целостный, системный подход, т.е. нужно стараться принимать во внимание и рассматривать все части (субъекты) политического процесса системно, целостно, в их единстве, взаимодействии;

• признание исторического детерминизма, то есть объективных закономерностей функционирования и развития социально-политических систем;

• комплексный характер прогнозирования;

• классовый подход, что конкретизируется в принципе партийности. Имеется в виду, что для политического прогнозирование существенное значение имеет прогнозирование.

Политические прогнозы составляются по счет использования определенного инструментария: анкетирование, опрос общественного мнения, анализ различных источников информации, данных, результатов различных исследований (научных, прикладных, специальных).

Существует более 150 различных методов политического прогнозирования, среди которых наиболее распространенными являются:

• верификации (проверки достоверности данных);

• іконічного (образного) моделирования;

• анализа публикаций;

• экспертных оценок;

• генерации идей;

• построения сценариев;

• интервью.

Итак, инструментарий политического прогнозирование состоит в основном из различных методов анкетирования, качественных и количественных методов оценки различных данных опроса общественного мнения, специальных систем развития событий и т.д.

В последнее время в политике используют некоторые довольно интересные инновационные методы политического анализа, среди которых заметно выделяются такие:

• метод коллективной экспертной оценки. Для его использования создаются специальные экспертные группы, которые назначают экспертов и на основе их ответов на конкретные вопросы определяют окончательную оценку как своеобразное среднее суждение (среднее арифметическое значение оценок всех экспертов или среднее нормализованное, взвешенное значение оценки);

• метод коллективной генерации идей (метод «мозговой атаки”). Это что-то вроде метода дискуссии. Сначала формируется группа участников «мозговой атаки” (до 15 человек). Затем составляется проблемная записка участника «мозговой атаки”, по которой далее ведется обсуждение (критика, дополнения, вынесение на рассмотрение новых мыслей, идей, предложений). На следующем этапе происходит систематизация наработанных идей, их обоснование, объяснение. После этого обоснованные идеи могут критиковаться учитывая наличие проблем и препятствий к ее осуществления. На завершающем этапе участники «мозговой атаки” составляют перечень тех идей и предложений, которые фактически выдержали критику и имеют право на существование. «Мозговую атаку” могут осуществлять несколько групп одновременно, параллельно, работая над разработкой одной и той же проблемы;

• метод построения сценариев. Основа такого метода — попытка установить логическую последовательность действий в политике, политическом процессе, чтобы обеспечить практическое решение существующих проблем. Это дает возможность хорошо учесть расстановку сил, спланировать постепенное приближение к зпрогнозованого результата.

Известный украинский политолог В. П. Горбатенко среди основных методов политического прогнозирования называет еще и такие :

• экспертный опрос. Чаще всего речь идет о заполнении экспертами специальных анкет, а затем их обработка;

• историческая аналогия. Базируется на переносе определенных закономерностей исторического развития, схожих событий по времени из других сфер знания;

• контекстуальное картографирование. Это — системное рассмотрение объекта путем последовательного или комбинированного просмотра, анализа и синтеза всех вероятных комбинаций его составляющих;

• сеточные графики. Осуществление поиска и определение кратчайших путей к определенной, очерченной цели;

• дерево целей. Разделение объекта познания на отдельные элементы (составляющие), иерархически, логически связаны между собой;

• имитирование. Это построение, создание соответствующих моделей (прежде всего математических) с целью изучения и верификации прогнозных решений;

• операционное моделирование. Базируется на применении, использовании математического аппарата;

• анализ взаимных влияний. Предусматривает использование своеобразных матриц событий, которые влияют на развитие политической ситуации или составляют основу исследования политических проблем;

• каузальное моделирование. Базируется на установке соответствующих причинно-следственных связей известных политических событий, явлений;

• статистическое моделирование. Это разработка и анализ моделей, которые базируются на статистическом материале прошлого и современного;

• метод игры. Используется в непосредственных предплановых политических исследованиях, а также для верификации политических прогнозов.

Такая классификация методов политического прогнозирования является самой полной из всех нам известных.

Составление политического прогноза является системой соответствующих поэтапных действий, а именно:

• структурный анализ соответствующей ситуации, а то и политической системы в целом или отдельных ее компонентов;

• определение особенностей и характера связей в политическом процессе, ситуации и зависимостей между ними;

• проявление и определение главных (доминирующих) тенденций, направлений развития действующих в системе политических процессов;

• экстраполяция отдельных процессов относительно их развития в будущем;

• синтез и взаимодействие развития отдельных процессов;

• подготовка комплексного прогноза развития политической системы общества, отдельных ее составляющих и т.д.

Сделать политический прогноз максимально реальным, достоверным можно лишь при условии сочетания изложенных действий.

Политические прогнозы делают политические эксперты.

Политическая экспертиза в различных странах осуществляется по-разному, в зависимости от многих обстоятельств и исторической и политической традиций, уровня демократического развития, особенностей политических процессов и т.п. Существуют и специальные структуры — общественные, государственные, которыми являются институты политического образования, анализа и экспертизы, центры, лаборатории.

Большое значение в отдельных странах уделяется обучению, теоретической и практической подготовке политических экспертов, которые, как правило, являются независимыми — они не входят в никаких субъектов политики, действующих в соответствии с конкретным заказов на осуществление политической экспертизы.

Логическим следствием политического прогноза есть политическое предсказание.

Вообще предсказания — это возможность предсказать развитие последствия событий, процессов, явлений. Оно связано с причинно-следственным процессом и связями.

Предсказание может базироваться на религиозной вере, астрологии, жизненном опыте и научных данных. Политическое предсказания в основном базируется на научных данных и результатах и на глубоком анализе общественной практики, политических процессов .

Применительно к политологии речь должна идти о конкретной — политической — деятельности. Метод без приложения к исследуемому материалу не приносит приращения знаний, но при умелом его выборе и применении помогает ученому находить правильный путь в исследовании изучаемой темы, рационализирует его познавательную деятельность, обеспечивает ее эффективность, способствует систематизации и оценке накопленных предшественниками и им самим фактов и данных.

Метод — это приемы и способы достижения определенных результатов в практической и познавательной деятельности людей.

Методы политических исследований включают два уровня: исследовательские методы политических наук, в том числе методы построения политических теорий разных уровней обобщения, и методы эмпирического исследования на уровне конкретного политологического анализа, т.е. теоретические и прикладные.

На сегодняшний день существуют, по меньшей мере, три различных классификации методов политического анализа1.

Наибольшее распространение получила классификация на следующие три группы: общие методы, общелогические методы и эмпирические методы.

Общие методы. В системе политологической методологии эти методы могут находится как в области теории, так и в области практического исследования.

К тому, что по этому поводу сказано в параграфе 7.1, добавим следующее:

Социологический метод, предполагающий выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений. Этот метод представлен, например, в марксистской трактовке политики как концентрированного выражения экономики, в теории А. Бентли, рассматривающей политику как деятельность различных заинтересованных групп.

Нормативный {нормативно-ценностный) метод. При нем исследования и их обобщение обнаруживают значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости и т.д., разработки политических ценностей и идеалов.

Диалектический метод. С помощью этого метода анализа происходит выявление противоречий и конфликтов, лежащих в основе политических изменений. Согласно теоретической базе этого подхода политическая система представляет собой открытое пространство столкновения социально-политических субъектов. Он делает акцент на динамике и субъектах политических изменений, исследовании их социальных оснований. Вместе с тем конфликтный анализ не позволяет глубоко проникнуть в мотивы участия в политических акциях, в социально-психологические основания конфликтного поведения.

Антропологический метод, требующий изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека, имеющего относительно неизменный, инвариантный набор потребностей в пище, жилище, общении, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и т.д., которые проявляются в политике.

Деятельностный метод, дающий динамическую, «живую» картину политики, рассматривающий ее как специфический процесс, начинающийся с определения целей и принятия решений и имеющий определенные этапы их реализации.

Исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном изменении, выявления связи их прошлого, настоящего и будущего и др. С недавнего времени начали выделять особый метод кейс стади {case studies) — ситуационные исследования. В данном случае подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии, которое произошло в определенном месте и в определенное время, с целью обрисовать, реконструировать одно событие в его цельности, уникальности и невоспроизводимости. Таким образом, ставится задача понять событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях.

Психологический метод (в том числе психоанализ), ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения и т.д. Данный тип анализа становится наиболее востребованным в период нестабильности политической системы общества, при переходных этапах, когда психологизм поведения населения становится наиболее выраженным.

Вторая группа — общелогические методы, относящиеся непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса: это синтез аналитических данных, индукция и дедукция, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические и другие методы. Эта группа связана с областью анализа политики лишь опосредованно.

К эминирическим методам относятся: использование статистики, анализ документов, контент-анализ, анкетный опрос, социологические исследования, «мозговой штурм» (коллективное генерирование идей), экспертные оценки, лабораторные эксперименты, теория игр, включенное наблюдение, интервьюирование и другие.

Эмпирические методы особенно бурно стали развиваться на рубеже XIX — XX вв. Вызвано это было практической потребностью в объективных знаниях политической действительности, главным образом связанных с участием граждан в политике. Особое значение в эмпирических исследованиях отводится проблеме политического поведения; исследованию общественного мнения и политической культуры; изучению влияния различных факторов на политический процесс; системному анализу больших и малых политических структур; комплексному изучению политического управления и руководства обществом; структурно-функциональному анализу политических институтов; метод политического планирования, прогнозирования и др.

Для глубокой и всесторонней проработки всех этих проблем используются методы эмпирической социологии, в частности: наблюдение, анкетное исследование и опрос населения, анализ статистического материала, эксперимент, изучение документов, моделирование и др.

Новые возможности перед политологией открыл анализ статистических материалов. Исследователь, располагающий соответствующей техникой анализа, извлекает из полученной им информации необходимые сведения, прослеживает закономерности, выявляет тенденции.

Эксперимент в политологии практикуется в специфической форме игрового моделирования, когда исследуемый процесс или явление воспроизводится в интересующих политолога параметрах посредством создания ситуации игры. Имитируя развитие того или иного политического явления (конфликта, переговоров, заседания парламента и т.п.), исследователь получает возможность либо предвидеть развитие реального процесса, либо вскрыть его внутренние механизмы.

К числу эмпирических методов политического исследования относятся также контент-анализ, генетический анализ, построение когнитивных карт и т.п.

Здесь следует отдельно выделить когнитивный подход в политическом анализе. Когнитивность принадлежит к числу тех психических процессов, посредством которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию. Когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений и буквально все иные виды мыслительных процессов и имеет тесные связи с накопленным человеком жизненным опытом и его поведением.

Когнитология включает в себя философию (теория познания), когнитивную психологию, нейропсихологию, антропологию, лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Практические достижения последних лет в области искусственного интеллекта обеспечивают притягательность и популярность когнитивной парадигме, осуществляющей в настоящее время стремительную экспансию в мире науки.

Что касается системных методов, то это различные аспекты системного подхода, разработанного в 30-х гг. прошлого века представителями естественных наук и ставшего достоянием социальных и гуманитарных наук сравнительно недавно. Тем не менее сегодня системный анализ — одно из самых распространенных средств политических исследований. Справедливо замечено, что само понятие «политическая система» стало возможным с введением в политологию системного подхода.

В данном подходе исследователи выделяют следующие аспекты:

  • — системно-исторический;
  • — системно-компонентный;
  • — системно-структурный;
  • — системно-функциональный;
  • — системно-интегративный;
  • — системно-коммуникационный.

Наконец, еще одна классификация методов политического анализа.

Согласно этой классификациии выделяются две группы методов политического анализа — общие и частные. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К. ним можно отнести ивент-анализ (англ, event — «событие»), ситуационный анализ и некоторые другие.

К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью, например, характером проблемы, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и др. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.

Таким образом, в данную классификацию лишь частично входят некоторые методы, отнесенные к разряду эмпирических в других классификациях, но включены новые. Прежде всего, имеется в виду ивент-анализ.

Отмечается, что среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, он имеет важнейшее значение. В рамках ивент-анализа политический процесс видится как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, политических убийств и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами. Тем самым данный метод позволяет упорядочить поток политических событий, предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса.

Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:

  • — выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
  • — оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;
  • — установление стратегических целей и тактических задач участников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;
  • — выяснение возможных стратегических союзов и тактических коалиций, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;
  • — формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;
  • — формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации1.

Как метод, ивент-анализ предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация — события — среда — участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) — ограничения деятельности — цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) — альтернативные решения — сценарии и прогнозы — стратегия действий.

Большинство частных методов, не фигурирующих в других квалификациях, связаны с использованием математических методов высокого уровня сложности: корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии; пат-анализ, являющийся примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность моделей путем эмпирической оценки прямых и непрямых воздействий одной переменной па другую; факторный анализ, или метод многомерной математической статистики; методы математической и компьютерной имитации и некоторые другие.

Данная классификация представляется весьма перспективной в свете того, что политический анализ все более усложняется и «прирастает» новыми методами. Однако она не может быть принята как единственная, и заменить собой все прежние.

В связи с этим следует отметить многие новые виды анализа, которые пока трудно поддаются классификации.

  • • Сбор и анализ данных в многочисленных областях.
  • • Анализ политического поведения (настроений, культуры, политической социализации и т.д.) с опорой на психологию и социальную психологию.
  • • Исследование процесса принятия решений с применением формальных и математических методов.
  • • Исследования в области политической коммуникации.
  • • Анализ политических аспектов функционирования групп: политических партий, заинтересованных групп, а также семьи, церкви, предприятия и т.д.
  • • Усовершенствование и операционализация новых подходов (системный анализ, функциональный анализ, кибернетический подход и т.д.).
  • Во многих изданиях, включая словари и справочники, методы политического анализатрудноразделимы с методами политологии (этот феномен можно определить как взаимопроникновение, слитность методологии и методики) и представляются как способы и приемы,которые использует политическая наука для познания, прогнозирования и, впоследствии,теоретического конструирования политической реальности.
  • Яковлев И. Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. 1998. № 2. С. 131.

Политическая наука представляет собой не только некую сумму знаний, но и их систему, различные теории и концепции, противоречивые оценочные материалы. В этой связи перед политологией возникает проблема объективности при анализе политических явлений и процессов. Для ее достижения необходим плюрализм мнений, развитие широкого.международного сотрудничества политологов, постоянная проверка (опытом, исследованиями, временем) политических теорий и концепций.

Интересна точка зрения на эту проблему известного французского политолога и социолога М. Дюверже. В книге «Идея политики. Использование власти в обществе» он обратил внимание на то, что «политические решения основаны не только на объективных данных, но и на оценочных суждениях о человеке и обществе. Политическая наука имеет большое значение, потому что она убирает маски, демистифицирует. Она может прояснить реальные условия выбора, но не может выбирать. Сопоставляя разные точки зрения, дополняя и оценивая их, можно создать более полную картину, также как и фотографии, сделанные с разных сторон, могут, сопоставленные вместе, дать более полную картину предмета, который нельзя увидеть сразу со всех сторон».

М. Дюверже отмечал, что есть два основных взгляда на политику. Согласно первому, политика — это конфликт, борьба в которой власть позволяет тому, кто ею владеет, получать от этого выгоду и управлять обществом. Согласно второму, политика — это попытка внести в жизнь общества правила порядка и справедливости, где власть гарантирует общий интерес и всеобщее благо против давления частных интересов. «В первом случае политика служит установлению привилегий меньшинства над большинством, во втором она является средством реализации интеграции всех граждан в общество и создания справедливого государства».

Заслуживает внимания точка зрения на проблему объективности в политической науке и перуанского исследователя Л.С. Санистебана. Он писал, что «политология стремится дать агентам политического действия (отдельным людям и организациям) общее объяснение политических явлений, для чего использует разработанные ею теории. Политология представляет собой попытку достичь систематического, обоснованного и обладающего объективной ценностью знания о политической действительности, и поэтому она является важным орудием обеспечения эффективности политического действия. Политология не указывает людям, что они должны быть монархистами, республиканцами, либералами или социалистами. Этот идеологический выбор основывается на системе ценностей, коренящихся в определенном мировоззрении. Понятно, что мировоззрение и связанные с ним ценности тесно связаны с тем местом, которое агенты политического действия занимают в обществе».

Политология формулирует теории, объясняющие особейности структуры и функционирования политических систем, и поэтому ее не следует смешивать с политическими идеологиями и доктринами, предлагающими программы действия, основанные на ценностях, которые выражают определенное мировоззрение. Желательно различать научное знание о политической действительности (политологию) и политическое действие как таковое.

Политология как теоретическая наука не предполагает составления определенных политических программ действий, однако она может и должна быть использована при их выработке в той степени, в какой обеспечивает объективно значимые данные и знания о политических явлениях и процессах. Политическое действие, политические программы, основанные на политологической теории, будут реалистичными и эффективными.

Ясно, что существует проблема преодоления субъективизма в политологии. Она получила название «парадокс Маннгейма». Этот исследователь отмечает, что «коль скоро личность есть результат действия социальных сил, всякое знание оказывается зависимым от субъективной точки зрения и социальной принадлежности ученого».

Можно ли преодолеть субъективизм исследователей и преподавателей политологии? В принципе это достижимо, но при условии подготовки специалистов-поли- тологов, владеющих всей совокупностью политических знаний, искренне стремящихся к объективности, открытости и плюрализму в исследованиях и преподавании.

М. Вебер в своей знаменитой работе «Политика как призвание и профессия» обращал внимание на то, что «преподаватель не должен заниматься в аудитории политикой. И прежде всего в том случае, если он исследует сферу политики как ученый, ибо практически политическая установка и научный анализ политических образований и партийной позиции — разные вещи». Студенты в аудитории также не должны заниматься политикой. Их задача — овладеть теоретическим богатством политологического знания, научиться разбираться в сложных политических явлениях и процессах. # .

Итальянский политолог Д. Дзоло полагал, что исследователь при изучении политических явлений должен ставить перед собой следующие цели.

  • 1. Объяснение и предвидение на основе общих законов. Политолог не должен ограничиваться простым сбором данных и их обобщением в четко очерченных временных и пространственных пределах. Ему следует организовывать и отбирать эмпирические данные в свете широкомасштабных теорий подобно тому, как это происходит в естественных науках.
  • 2. Эмпирическая проверяемость и объективность. Действенность политологических обобщений может быть подтверждена путем эмпирической, проверки, ориентиром для которой служат конкретные политические события и действия.
  • 3. Возможность количественной оценки, которая получается в результате точного описания данных с использованием современных методов учета и математического анализа.
  • 4. Систематизирование и накопление данных. Политологи должны вести исследования «систематически»: необходимо постоянное и последовательное взаимодействие между логически структурированными теориями и эмпирическими исследованиями. Постепенное накопление эмпирических данных позволяет развивать теорию и создавать определенное ядро знаний, разделяемых сообществом политологов. Именно таким образом возможно создать подлинно профессиональную организацию политологов, где преодолевается субъективизм сторонников традиционной политической философии.
  • 5. Роль этических и идеологических оценок. Эмпирическое объяснение и предвидение политических явлений может быть четко отделено от оценок и предписаний этического или идеологического характера. Именно таково важнейшее и непременное условие научного и межсубъектного характера положений политической науки. Поэтому интеллектуальный долг политолога состоит в том, чтобы воздерживаться от любой этической или идеологической оценки в ходе своих исследований.

Однако политолог должен в любом случае четко высказываться в отношении тех ценностей, которые он поддерживает каждый раз, когда считает полезным высказать оценки морального или идеологического характера в адрес объектов своего исследования и даже попытаться извлечь из них предписательные указания. Наука, которая во имя абстрактного идеала методологической чистоты отказывается от анализа «ценностей» политики и занимается исключительно «фактами», в конце концов оказывается не в состоянии поставить и тем более решить проблемы политики, поскольку эти проблемы влекут за собой принятие решений относительно целей, пределов и смысла политики.

«Нейтральный» политолог, особенно в кризисные моменты или периоды быстрого изменения политических систем, бурного столкновения различных сил и идеологий, в конце концов оказывается обреченным на интеллектуальное бессилие и молчание. Амбициозная попытка имитировать модель естественных наук приводит к навязыванию политологии высочайших процедурных стандартов, которые оказываются причиной методологической одержимости и одновременно низкой результативности.

Существует ряд важных требований, которыми должен руководствоваться специалист, претендующий на профессиональный анализ политических явлений и процессов.

  • 1. Признание того, что не существует скрытой истины, нет скрытых источников истины. «Все должно быть доказано». Ваши усилия, направленные на познание мира политики, должны основываться на проверке тех утверждений, которые представляются вам как истины.
  • 2. Любой, кто занимается изучением политики, должен поддерживать и отстаивать свою теорию, подкрепляя ее фактами, которые могли бы убедить другого. Для доказательства своего права анализировать политические проблемы вы должны представить мандат, который гарантировал бы качество анализа.
  • 3. Вы должны добывать знания с помощью приемов, доступных контролю. Логическая последовательность и адекватность доказательства — наиболее широко принятые критерии, с помощью которых мы доказываем истинность своих знаний.
  • 4. Занимаясь политологией, вы должны исходить из того, что политический мир упорядочен, что процессы, изучаемые вами, характеризуются регулярностью, которая и обеспечивает возможность накопления и передачи знаний о мире. Не может быть анализа без правил так же, как не может быть анализа без его оценки.
  • 5. Данные и сведения, используемые как доказательства в поддержку (опровержение) тех или иных теорий, воззрений, вероятностных по своей природе, делает политический анализ предположительным, что, однако, нс отрицает совпадения (в той или иной степени) политической реальности и нашего описания ее.
  • 6. Вы имеете право предлагать свое видение политики. Используя правила логики и доказательства, а не свои непроверяемые предчувствия и личный опыт, вы можете принять или отвергнуть объяснения, предложенные другими, и дать другим основания для принятия вашего объяснения.

Российский политолог А.Ю. Шутов предлагает следующий алгоритм анализа политической ситуации.

  • 1. Определение степени информационного обеспечения, верификация принятых к изучению данных, определение их достоверности, степени полноты информации, ее качества.
  • 2. Первичный отбор информации, исключение «бесполезной» информации о политических событиях, не имеющих принципиального значения для анализа данной политической ситуации.
  • 3. Описание политической инфраструктуры с акцентом на те ее составляющие, которые непосредственно задействованы в политическом изменении.
  • 4. Описание содержания действий доминирующего политического субъекта.
  • 5. Описание состояния и политического поведения других субъектов.
  • 6. Описание воздействия внешних факторов, влияющих на политическое изменение.
  • 7. Интерпретация мотивов действий доминирующего политического субъекта, его целей, средств их реализации.
  • 8. Анализ мотивации поведения других политических субъектов, степени .принятия (непринятия) ими политического изменения, возможностей, характера, форм и методов противодействия.
  • 9. Анализ возможностей внешних факторов корректировать результат действий доминирующего политического субъекта.
  • 10. Анализ «идеологии политического изменения», ее адекватности поставленным, достигнутым (достигаемым) целям и задачам.

Является ли политический анализ наукой? Или же это искусство?

На наш взгляд, он может быть и тем, и другим. Политический анализ является искусством постольку, поскольку многими его особенностями можно овладеть на практике, тренируясь под руководством человека, уже достигшего мастерства в политическом анализе. Когда же исследователи политики скрупулезно проверяют свои общие выводы и теории, обращаясь к фактам посредством тщательной проверки, наблюдения, классификации и измерения, тогда политический анализ научен по своему подходу к проблеме.

Известный американский политолог Р.А. Даль отмечал, что «лучший повод в пользу совершенствования мастерства в области политического анализа заключается в том, что он помогает людям сделать наиболее обоснованный выбор между альтернативными вариантами, с которыми они сталкиваются».

Итак, политическая наука не указывает людям, какие политические позиции они должны занимать или в какие партии им вступать. Она предлагает иное — научную систему знаний о политике. А свой политический выбор и политические поступки каждый человек должен делать самостоятельно. Причем вероятность правильного выбора во многом будет зависеть именно от степени овладения человеком политической наукой, которую еще Аристотель называл «королевой всех наук». И, очевидно, неслучайно эта дисциплина является ведущей в большинстве университетов развитых стран.

1.4. Определение политического анализа

Третий подход к пониманию политического анализа
Структура политического анализа и его дефиниция Третий подход к пониманию политического анализа
В результате мы пришли к выводу, что прикладной политический анализ все же обладает научной уникальностью, а, следовательно, под термином «политический анализ» мы должны понимать именно анализ прикладной. Дробление же политического анализа на два типа является не совсем верным. Данный подход представляет собой третье направление в понимании термина «политический анализ», которое, на наш взгляд, наиболее точно отражает его специфику.
Специально подчеркнем, что этим мы ни в коем случае не пытаемся принизить роль теоретических политических исследований. Выше уже отмечались причины, по которым теоретическая политология может не сосредоточивать, свое внимание на проблемах инструментария: наличие общегуманитарных парадигм позволяет решить данную задачу и вооружить политологов-теоретиков методиками, при помощи которых они могут перейти непосредственно к реализации основной цели фундаментальных политологических исследований — раскрытию подлинных механизмов функционирования мира политического. Для прикладной же политологии, не имеющей столь масштабных целей, но обладающей гораздо более строгим объектом исследований, проблема разработки собственных аналитических процедур приобретает особое, если не сказать, первостепенное значение.
Структура политического анализа и его дефиниция
Понимание политического анализа как анализа прикладного уже встречалось в политологии и прежде всего у ряда западных исследователей. Так, автор активно цитируемой и выдержавшей уже несколько изданий книги «Говоря правду власти: искусство и мастерство политического анализа» А. Вилдавски считает политический анализ инструментом решения актуальных политических проблем, стоящих перед участниками текущего политического процесса . При этом он четко указывает, что политический анализ является сугубо прикладной дисциплиной .
Д. Веймер и А. Вайнинг дают более строгое определение политического анализа — по их мнению, это «ориентированный на клиента совет, относящийся к сфере публичных решений и определяемый социальными ценностями» . Мы видим, что данное определение фактически указывает на выделенные нами характерные черты прикладной политологии — строгую ориентацию на конкретного клиента и непосредственное участие в процессе принятия политических решений. Таким образом, Д. Веймер и А. Вайнинг непосредственно связывают политический анализ с исследованиями прикладными.
Аналогичным образом понимает политический анализ и В. Вильямс, считающий его «совокупностью средств синтезирования информации (включая и результаты исследований), которые используются для определения формата политических решений и составления прогнозов относительно будущих потребностей в подобной информации» . В. Вильямс также считает решение политических проблем основной качественной характеристикой политического анализа, отмечая тем самым его сугубо прикладной характер.
Западные политологи справедливо указывают на организацию процесса принятия решений относительно остроактуальных проблем из текущей политической практики как на ключевой момент политического анализа. Однако следует признать, что принятие компетентных политических решений невозможно без двух других существенных компонентов — анализа политической ситуации и создания предположений по поводу ее развития. В. Вильямс в своем определении пытается указать на прогностическую составляющую политического анализа, однако делает это несколько односторонне, поскольку политический анализ занимается не только прогнозированием потребностей в новой информации, значимой для принятия решений — в его задачу входит прогнозирование развития самих событий, как с точки зрения возможной корректировки уже принятых решений, так и для предвидения возникновения новых проблемных ситуаций и заблаговременной подготовки к их разрешению, включающей разработку нескольких стратегий поведения на прогнозный период.
Таким образом, политический анализ, на наш взгляд, включает в себя три основополагающих компонента: анализ сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее развития и принятие компетентных политических решений. Исходя из этого мы можем представить следующее определение политического анализа, понимая его как совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений.

Добавить комментарий