Понятие избирательного права и избирательной системы

Страница 1 из 2

Понятие избирательной системы

Понятие избирательной системы складывается из всей сово­купности правовых норм, регулирующих порядок предоставле­ния избирательных прав, проведения выборов и определения ре­зультатов голосования.

Под избирательной системой (в узком смысле) понимается лишь способ определения результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той или иной избирательной системы оказывает влияние на всю организацию выборов, но главная суть избирательной системы — определение результатов выборов.

Различают следующие виды избирательных систем:

  1. мажоритарную (от французского слова «большинство»);
  2. пропорциональную;
  3. смешанную.

Мажоритарная избирательная система

Главная особенность мажоритарной избирательной системы состоит в том, что избранными считаются те кандидаты (список кандидатов), которые получили большинство избирателей.

Разновидности мажоритарной системы:

  1. мажоритарная система относительного большинства;
  2. мажоритарная система абсолютного большинства;
  3. мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства — это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший по сравнению сдругим наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько избирателей проголосовало против этого кандидата. Такая система используется при выборах представительных органов, например, в США, Великобритании, Индии. В условиях мажоритарной системы относительного большинства, если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. Ведь получив хотя бы один голос, он наберет самое большое количество голосов, так как других-то претендентов нет.

В нашей стране по мажоритарной избирательной системе избирается половина депутатов Государственной Думы, тех, кто баллотируется по одномандатным округам, а также большинство представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления. Некоторые полагают, что мажоритарная система относительного большинства наиболее полно отражает волю избирателей. Но это не так. Предположим, что в трех избирательных округах по 10 тысяч избирателей. Выдвинуты кандидаты в депутаты от трех партий: А, Б и В. В результате выборов в первом избирательном округе кандидат от партии А собрал 9,5 тысячи голосов. Кандидат от партии Б — 100 голосов, кандидат от партии В — 400 голосов. В другом избирательном округе голоса распределились следующим образом: кандидат от партии А — 3,3 тысячи, партии Б — 3,4 тысячи, партии В — 3,3 тысячи голосов. В третьем избирательном округе кандидат от партии А получил 3,4 тысячи голосов, от партии Б — 3,5 тысячи голосов, от партии В — 3,1 тысячи голосов. В результате по трем округам партия А, набравшая 16,2 тысячи голосов, получит одно депутатское место, партия Б, за кандидата которой проголосовали 7 тысяч избирателей, получит 2 депутатских мандата, а партия В, за которую подали 6,2 тысячи голосов, вообще не получит ни одного депутатского мандата.

Этот пример — свидетельство несовершенства избирательной системы относительного большинства и подтверждение значимости избирательной географии.

Мажоритарная система абсолютного большинства (действует во Франции и некоторых других странах, до 1993 года действовала в России) предусматривает, что победитель-кандидат (список кандидатов) на выборах должен получить более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос как минимум). Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Как бы то ни было, мажоритарная система абсолютного большинства при выборах депутатов парламента или иного коллегиального органа представляет собой довольно запутанную, громоздкую систему, требующую достаточно крупных денежных затрат. В этом плане мажоритарная система относительного большинства обходится дешевле, и при ее использовании проще определить победителя.

С другой стороны, в тех странах, где выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, на выборах могут победить и часто побеждают на деле кандидаты, которых поддерживает гораздо менее половины избирателей. Получается, что верх одерживает воля меньшинства, а воля большинства не имеет своего отражения в результатах выборов.

При мажоритарной системе относительного большинства значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых меньшинство подало свои голоса, не считаются избранными.

Возьмем для примера те же три избирательных округа по 10 тысяч избирателей и те же три конкурирующие партии: А, Б и В. Допустим, кандидат от партии А на выборах в первом избирательном округе получил 9 тысяч голосов, кандидат от партии Б — 100 голосов, а кандидат от партии В — 900 голосов. В другом избирательном округе кандидат от партии А получил 900 голосов, кандидат от партии Б — 5,1 тысячи голосов, кандидат от партии В — 4 тысячи голосов. В третьем избирательном округе за кандидата от партии А было отдано 2 тысячи голосов, за кандидата от партии Б — 5,1 тысячи голосов, а за кандидата от партии В — 2,9 тысячи голосов. В данном гипотетическом случае партия А, собравшая 11,9 тысячи голосов, получит только 1 депутатское место. Партия Б, за кандидата которой проголосовало 10, 3 тысячи избирателей, получит 2 депутатских мандата, а партия В, за кандидата которой было подано 7,8 тысячи голосов, всеобще не будет представлена в округе. Вывод тот же: несовершенство избирательной системы абсолютного большинства и значимость так называемой избирательной географии.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием чаще всего наблюдается при выборах должностных лиц. В нашей стране по такой избирательной системе избирается, например, Президент РФ.

Мажоритарная система квалифицированного большинства — это система, при которой избранным считается кандидат, получивший заранее установленное квалифицированное (например, 2/3, 3/4 и т.д.) число голосов. Эта система в мировой практике используется крайне редко.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система — это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Пропорциональная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда в них принимают участие политические партии, которые формируют списки своих кандидатов по многомандатным округам.

Распределение депутатских мандатов при пропорциональной системе осуществляется в ряде стран путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате деления общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

Подробнее

Например, в избирательном округе в ходе выборов всего подано 98 385 голосов. Замещению подлежит 5 мест в представительном органе. Следовательно, избирательная квота (метр) составляет 19 677 голосов. Но в разных избирательных округах на избирательные участки может явиться различное количество избирателей, а значит, в других избирательных округах будет и иная избирательная квота (метр). В отдельных странах законом устанавливается единое для всех избирательных округов число голосов, необходимое для избрания одного депутата (способ единого числа) с целью наилучшего обеспечения принципа равенства. Однако такая практика не получила широкого распространения.

После определения избирательной квоты (метра) от каждого партийного списка депутатские мандаты получает столько человек, сколько раз избирательный метр (квота) укладывается в собранное данной партией на выборах количество голосов. Так, в избирательном округе, где было подано всего 98 385 голосов, за пять депутатских мандатов боролись три политические партии. После подсчета голосов оказались следующие результаты: за список партии А проголосовало 56,7 тыс. человек, за список партии Б было подано 32,3 тыс. голосов, за список партии В — 9385 голосов. Места в выборном органе распределяются следующим образом. Избирательный метр (квота) дважды укладывается в число голосов, полученных партией А, и один раз в количество голосов, собранных партией Б. Партия В пока не получает ни одного мандата. Но распределенными оказались только 3 мандата. Кроме того, избирательный метр (квота) не укладывается целое число раз в количество голосов, собранных каждой из партий. В каждом случае появляется некоторый остаток. Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых сложных при определении результатов голосования по пропорциональной избирательной системе.

Существует несколько способов выхода из данного затруднительного положения. Так, в законодательстве ряда стран закреплено правило наибольшего остатка, под которым понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения между партиями мандатов посредством применения избирательного метра или естественной квоты. При этом под остатком понимается то количество голосов, полученных партией, которое меньше избирательной квоты. В нашем примере у партии А остаток составляет 17 346 голосов, у партии Б — 12 623, у партии В — 9385 голосов. Следовательно, прежде всего еще один мандат получит партия А, поскольку она располагает наибольшим остатком, партия Б также получит еще один мандат, так как ее остаток второй по величине. Партия В так и остается без мандатов. Пять мандатов распределены таким образом: партия А — три мандата, партия Б — два мандата, партия В — ни одного мандата. При этом принцип пропорциональности несколько искажен, так как в конце концов для получения одного мандата каждой партии пришлось собрать разное количество голосов, а голоса, полученные партией В, вообще оказались неучтенными. Такой метод распределения мандатов называется методом Т. Хэра (по имени изобретателя).

После распределения мандатов между партийными списками, встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые подучат мандаты депутатов. Дело в том, что, как правило, в списке кандидатов больше, чем полученных мандатов по результатам голосования. Известны две системы «жестких» и «мягких» списков.

При «жестких» очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке «очередности», указанной в списке.

При «гибких» списках избирателям предоставляется возможность изменить порядок, очередность расположения кандидатов путем преференциального (от французского слова «предпочтение») голосования. Особенность преференциального голосования состоит в том, что избиратель имеет право указать, в какой очередности должны предоставляться мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.

Подробнее о заградительном барьере

В ряде стран при применении пропорциональной избирательной системы действует заградительный барьер.

В этом случае партии, получившие меньший процент голосов, чем это устанавливает закон, не допускаются к распределению депутатских мандатов, хотя бы они и получили в тех или иных округах или в целом в общегосударственном округе такое число голосов, которое достаточно для избрания небольшого числа депутатов. Заградительный барьер неодинаков в разных странах: 1,5% в Израиле, 4% в Болгарии, 5% в Германии, 8% в Египте, 10% в Турции. На выборах в Государственную Думу РФ в 1995 и в 1999 гг. действовал 5% заградительного барьер.

Заградительный барьер предназначен для того, чтобы в парламенте были представлены крупные партии, действительно имеющие влияние среди населения, чтобы депутаты в парламенте не дробились на многочисленные группы в связи с мелкими и мельчайшими интересами. Заградительный барьер преследует также цель, чтобы правительство опиралось в парламенте на определенные крупные партии, а в парламентских республиках и парламентских монархиях — на партийноебольшинство. Он, конечно, искажает пропорциональную избирательную систему, смысл которой состоит в справедливом распределении мест между партиями, но его оправдывают необходимостью.

Противники пропорциональной системы в качестве одного из ее недостатков указывают обезличенность партийных списков. Ведь избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, то есть за партию, за их лидеров, а не за конкретных депутатов. Партии включают в списки, как правило, столько кандидатов, сколько депутатов избирается в представленный орган власти от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие под первыми порядковыми номерами в списке. Но было бы явным преувеличением считать, что избиратели голосуют исключительно за партийные списки, ничего не зная о конкретных кандидатах.

Против пропорциональной системы выдвигают еще один аргумент: невозможность при определенных обстоятельствах обеспечить стабильное большинство в коллегиальных представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Поэтому в отдельных странах, выбирая ту или иную пропорциональную избирательную систему, сознательно идут на введение такой избирательной системы, которая несколько искажает пропорциональность представительства. В странах, где, как правило, в результате выборов в течение длительного времени не удается сформировать в парламенте устойчивого большинства, во многих случаях предпочитают искажения пропорциональности в пользу крупных партий. Ведь отсутствие парламентского большинства в течение длительного времени (особенно в парламентарных государствах) способно привести к сложностям в управлении страной, следствием чего может стать дестабилизация политической жизни, а это уже чревато подрывом демократических устоев. В странах, где крупные партии или партийные блоки регулярно завоевывают большинство мест в парламенте (причем в течение довольно долгого времени большинство может находиться у одной партии или периодически переходить от одной партии к другой), часто ставится задача с целью развития демократии обеспечить адекватное представительство в парламенте разнообразным политическим силам, для чего вводят избирательную систему, при которой пропорциональность несколько искажается в пользу мелких партий.

Некоторые авторы, сравнивая мажоритарную и пропорциональную системы, пытаются выявить их достоинства и недостатки, исходя при этом из посылки, что применяемая избирательная система призвана обеспечить решение двух главных задач:

  1. постоянное взаимодействие представительного органа с населением, которое этот орган представляет;
  2. обеспечение выражения общей воли, настроений представленного населения.

Авторы этих исследований применительно к выборам органов местного самоуправления приходят к выводу, что наибольшей популярностью в России пользуется мажоритарная система выборов по одномандатным округам. При этом они выделяют ряд достоинств и недостатков этой системы.

К преимуществам обычно относят приближенность избранных депутатов к своим избирателям: депутатам хорошо знакомы свои избирательные округа, интересы их жителей и личность депутата и его политические качества знакомы избирателям. Недостатком является следующее: у сформированного на такой основе представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится решить проблемы своего округа.

Пропорциональная же избирательная система обладает рядом противоположных качеств: она ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед избирателями, но в то же время представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования.

Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне. При этом имеются в виду не столько чисто политические муниципальные избирательные объединения, сколько так называемые муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территорий.

По мнению исследователей, более уместно применение смешанной системы.

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система применяется при выборах депутатов и соединяет себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 15

Избирательная система — это установленный нормами права порядок организации и проведения выборов в представительные органы.

Данный термин используют также в более узком смысле: это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов выборов.

Избирательное право имеет также два назначения: объективное и субъективное.

В объективном смыслеизбирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов в государстве.

Следовательно, избирательное право (в объективном смысле) и избирательная система (в широком смысле) схожи по своему содержанию.

Субъективное избирательное право – это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право подразделяют на:

— активное избирательное право, т.е. право граждан избирать;

— пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным.

Следует подчеркнуть, что только при условии проведения свободных и честных выборов можно говорить о том, что воля народа, как единственного источника власти, и полученные результаты голосования совпадают. Задача обеспечения свободных и честных выборов всегда стояла и стоит на персом месте во всех государствах, в том числе и в нашем.

Анализ Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой Советом Межпарламентского союза в марте 1994 года, свидетельствует, что выборы должны основываться на таких общепризнанных принципах, как всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.

В Конституции Республики Беларусь эти важнейшие международные принципы выборов, включая их свободный характер, закреплены. Сейчас важно, чтобы они были наполнены нормами, которые наиболее точно соответствуют нынешнему пониманию демократии, а практика проведения выборов полностью отвечала требованиям законодательства.

Принципы избирательной системы – это основные руководящие начала, соблюдения которых делает выборы легальными, т.е. законными.

Итак, рассмотрим принципы избирательной системы подробнее.

1. Всеобщность избирательного права граждан (ст.64 Конституции Республики Беларусь).

Этот принцип означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право). Круг граждан, не допускаемых к участию в выборах, определен Конституцией.

Так, в выборах не могут участвовать:

1. лица, признанные судом недееспособными;

2. лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы,

3. лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей (сами они могут быть избраны в представительные органы).

Принцип всеобщности избирательного права означает, что в выборах принимают участие все социальные группы и слои граждан, независимо от профессиональной принадлежности, занимаемой должности, вероисповедания, а также то, что все граждане, которые достигли определенного возраста, могут быть избранными в состав соответствующих Советов депутатов.

— Принцип гласности (ст.13 Избирательного кодекса)

Его сущность состоит в том, что ход избирательной компании на всех ее стадиях должен широко доводиться до сведения граждан. Избирательные комиссии должны информировать граждан о ходе создания избирательных округов, регистрации кандидатов в депутаты, определении результатов выборов. Средства массовой информации должны широко освещать ход избирательной компании, предоставлять кандидатам возможность выступить со своей программой и т.д. В день выборов в помещениях для голосования вправе присутствовать депутаты, представители политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, доверенные лица кандидатов, а также наблюдатели от иностранных государств и международных организаций.

— Принцип состязательности кандидатов в депутаты.

Он означает, что по избирательному округу может быть выдвинуто любое количество кандидатов в депутаты, каждый из которых может представить свою предвыборную программу, за которую имеет право вести соответствующую агитацию. Кандидаты состязаются не только по предвыборным программам, но и в личных качествах.

— Принцип несовместимости статуса депутата со служебным положением (ст.59 Избирательного кодекса).

Так, в целях ликвидации влияния со стороны должностных лиц на работу представительных органов власти, судьи, а также другие лица, назначаемые на должность Президентом РБ или по согласованию с ним, не могут быть одновременно депутатами.

Конституционные принципы избирательной системы Республики Беларусь.

2. Принципы равенства избирательных прав (ст.66 Конституции).

Он означает, что выборы всех депутатов являются равными в том смысле, что все избиратели равны в своем праве избирать и быть избранными. Каждый из них имеет один голос, равное право на выражение своего мнения. Все кандидаты в депутаты должны иметь равные возможности предвыборной агитации, встреч с избирателями, выступлений в трудовых коллективах, по радио, телевидению, в печати и сами принимать участие в голосовании.

Принцип равенства означает также равные права в избирательной компании для мужчин и женщин, представителей разных партий, общественных организаций.

3. Принцип прямого избирательного права (ст.67 Конституции РБ).

В данной статье речь идет только о прямых выборах, т.е. когда граждане сами непосредственно избирают депутатов путем подачи своего голоса.

Путем прямых выборов избирается Президент (ст. 81 Конституции), депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. Наряду с прямыми Конституция предусматривает формирование Совета Республики Национального собрания путем косвенных выборов (ст. 91), т.е. когда избиратель избирает депутатов Советов базового уровня, которые в свою очередь в установленном порядке избирают на своих заседаниях членов Совета Республики (об этом подробнее вы узнаете из темы №9 нашего курса).

4. Принцип тайного голосования (ст.68 Конституции РБ).

Голосование является тайным при условии исключения внешнего контроля за волеизъявлением голосующих.

6. Принцип свободы выборов (ст.65 Конституции РБ).

Этот принцип означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Наряду с общепринятыми принципами можно назвать новые принципы, которые обогащают демократическое содержание избирательных норм. К ним можно отнести гласность, состязательность кандидатов в депутаты, несовместимость статуса депутата с должностным положением, общественный контроль за соблюдением процедуры выборов, юридическая защищенность избирателя и кандидата в депутаты.

Избирательный процесс.

Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из стадий:

1) назначение выборов;

2) установление избирательных округов и создание избирательных комиссий;

3) выдвижение и регистрация кандидатов;

4) агитационная кампания;

5) голосование;

6) установление результатов голосования.

7) опубликование результатов выборов.

Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. В Республике Беларусь численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживавших на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе не может превышать 10 процентов.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.

Подготовку и проведение выборов в Республике Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответствующие избирательные комиссии.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Избранным считается кандидат в получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

63. Избирательные округа, их виды и порядок образования. Избирательные участки.

Избирательные округа – это, по существу, избирательная территориальная единица.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Для выборов депутатов Палаты представителей на территории РБ образуется 110 избирательных округов примерно с равной численностью избирателей, с учетом административно-территориального деления республики.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа в пределах норм, установленных Избирательным кодексом, исходя из численности населения, территории и других местных условий, с учетом административно-территориального деления. Так, по выборам в областной Совет депутатов образуется от 40 до 60 избирательных округов, по выборам в сельский, поселковый Совет депутатов – от 11 до 15 (подробнее см. ст. 15 Избирательного кодекса). От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Они образуются не позднее чем за 2 месяца до выборов с числом избирателей не менее 20 и не более 3000. Избиратели в 10-дневный срок должны быть информированы о границах каждого избирательного участка и месте нахождении участковой избирательной комиссии, а также помещения для голосования.

64. Избирательные комиссии, их виды, порядок образования.

Организацию и проведение выборов проводят избирательные комиссии. Избирательная комиссия- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
По территории действия они подразделяются:
— Центральную комиссию по выборам
-территориальные избир комиссии
-окружные избир комиссии
-участковые избир комисси
Систему избирательных комиссий возглавляет Центральная комиссия по выборам. Центральная комиссия по выборам- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, является юр лицом, имеет печать с изображением герба и счет в банке.
Она в пределах своих полномочий организует проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на гос должности народом, обеспечивает проведение республиканских референдумов, решает вопросы связанные с организацией отзывов депутатов Палаты представителей, членов совета Республики и осуществляет контроль на всей территории РБ за проведением выборов.

Ключевыми категориями выборного процесса повсеместно являются содержательные дефиниции «избирательного права» и «избирательной системы». Данные понятия определяют модель построения системы непосредственной демократии в каждом отдельном государстве, закладывая тем самым характерные черты развития законодательства в данной сфере.
Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.
Избирательное право обычно понимается в двух значениях.
1. Объективное избирательное право — система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право — гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в ор-
ганы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).
К обобщённым принципам избирательного права с учётом общемировых тенденций демократизации следует отнести:
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами).
2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере.

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным — болезнь, отъезд отсутствие интереса; так и политическим — своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов).
3) Равное избирательное право — это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона («один человек — один голос»). Нарушение этого принципа — плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые — несколько голосов.
4) Прямые и непрямые выборы (прямое (непосредственное) означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа).
5) Тайное голосование (исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).
Представляется необходимым отметить, что избирательное право ограничено рядом цензов (требований к потенциальному избирателю):
Общие требования (регламентируют активное избирательное право — право избирать):
• возрастной ценз — установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста;
• ценз оседлости — требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам,
которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени;
• имущественный ценз — в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые играют ту же роль;
• профессиональный ценз — лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий;
• «моральный ценз». В некоторых странах предусматривается возможность лишения права на голосование «в случае совершения недостойных поступков», некоторые штаты США, к примеру, требуют, чтобы избиратель имел «хороший характер».
Стоит отметить, что существуют дополнительные требования к пассивному избирательному праву — праву быть избранными:
• более высокий возрастной ценз (23-25 лет — в нижнюю палату и 30-40 — в верхнюю);
• значительно чаще применяется ценз оседлости, и он носит обычно более жесткий характер;
• неизбираемость — невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно — за 6 мес, за год);
• несовместимость — запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;
• образовательный ценз — умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком;
• избирательный залог — пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог.

Кроме понятия «избирательное право» существует понятие «избирательного процесса». В широком смысле слова избирательный процесс — это регламентируемая законом совокупность решений, актов и действий органов государственной власти, об-
щественных объединений и граждан по поводу реализации избирательных прав. Участниками (субъектами) избирательного процесса являются граждане, наделенные активными и пассивными избирательными правами, избирательные комиссии, избирательные объединения, кандидаты на выборную должность, доверенные лица кандидатов, общественные наблюдатели и т.д.
В узком смысле слова избирательный процесс есть урегулированные законом процедуры совершения тех или иных избирательных действий: назначение выборов, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрация, определение результатов голосования и др.

Избирательная комиссия — коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Список избирателей является документом, в котором должны быть поименованы все избиратели, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного участка.

Избирательный округ представляет собой территорию, от которой избирается депутат, иное должностное лицо.

Избирательнаясистема – это совокупность норм, правил и приемов определяющих пути формирования выборных органов.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. Ее следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле – совокупность общественных отношений, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В узком смысле – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосований.

Различают следующие виды избирательной системы:

  • Мажоритарная система.
  • Пропорциональная система.
  • Смешанная система.

Мажоритарная система. Сущность заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются тому кандидату, который собрал установленное законодательством большинство голосов. Мажоритарная система подразделяется:

  • Мажоритарная система относительного большинства.
  • Мажоритарная система абсолютного большинства.
  • Мажоритарная система пропорционального большинства.

Пропорциональная система. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.

Смешанная система – это когда наряду с мажоритарной системой применяется пропорциональная система.

В Республике Беларусь установлена мажоритарная избирательная система. Конституция РБ установила два условия наличия избирательного права – гражданство РБ и возраст (не менее 18 лет). Право избирать в нашей стране не зависит от таких обстоятельств как происхождение, социальное и имущественное положение, национальности, пол, образование, отношение к религии.

Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.
2. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.
3. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Конституция и закон устанавливает ряд цензов:
1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2) Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

3) Гражданство. Избирается только гражданин РБ.
4) Рождения. Президент – только гражданин РБ по рождению.

Важнейшим элементом демократии, политического процесса являются выборы президента, парламента и других лиц, избираемых на государственные должности. Выборы – способ формирования высших и местных органов госвласти. Выборы могут быть:

•парламентскими и президентскими

•общегосударственными и местными

•очередными и досрочными

•многопартийными и однопартийными

Социальные функции выборов:

1)инструмент легитимации (поддержки народа) и совершенствования политической системы общества

2)демократическим путем формирование представительных, законодательных органов власти

3)способ смены политических элит волеизъявлением граждан

4)средство общественного контроля за деятельностью политических институтов

5)политическая социализация граждан

Демократические принципы выборов:

1)свободное волеизъявление избирателей

2)всеобщее избирательное право

3)равенство голосов избирателей

4)прямое избирательное право

5)тайное голосование

6)открытость и гласность

Выборы— это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательное право исп в нескольких значениях:

Избир право в широком или объективном смысле – сов-ть прав норм, регулирующих выборы;

В субъект или узк смысле, избир право – право конкретного гр-на избирать (активное избир право) или быть избранным (пассивное избир право).

Выборы явл показателем уровня демократичности в гос-ве, они способствуют стабильности и ненасильственной смене гос власти в той или иной стране. С помощью выборов в гос-ве утверждается компромисс полит. сил. В отношении понятия избир система в теории отсутствует единство мнения. В узком значении под избирательной системой понимается сов-ть прав норм, кот определ порядок проведения итогов выбора.

Сущ 3 избир системы: мажоритарная (система большинства), пропорциональная и смешанная.

Выделяют несколько видов мажорит избир системы:

1) Абсолютного боль-ва, согласно кот победителем на выборах будет считаться лицо, получившее 50% + 1 голос

2) Относительного боль-ва, согласно кот победившим считается лицо, кот набрало большее кол-во голосов, чем его противники

3) Квалифицированного боль-ва

В РБ действует мажоритарная система абсолютного боль-ва, относит боль-ва лишь устанавливается для 2 – го тура выборов в депутаты, члены СР.

Пропорцион избир система строится на определении результатов выборов на основе пропорции м\д числом полученной партией голосов и кол-вом мондатов.

Смешанная избир система включает 2 элемента (в РФ).

В шир значении избирательная система – совокупность правил, закреплённых как в законодательных актах, так и содержащихся в корпоративных нормах, а также обществ отношения, урегулированные этими правилами, кот возникают в связи с проведением выборов в гос-ве.

Избир система – совокупность прав норм, закрепляющих осн принципы избир права. Это определение базируется на том, что в Конституции чаще всего законеряются лишь принципы выборов, а порядок их проведения

Добавить комментарий