Понятие прав человека

123

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляется с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Под влиянием заключенных в последнее время международных договоров по правам человека кардинально изменилось российское законодательство. Новые законы разрабатываются и рассматриваются с точки зрения их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Основой этих актов является то, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми правами, берущими начало от свойственных природе личности стремлений к свободе, справедливости и достойной жизни. По сути, в российском законодательстве сложился межотраслевой институт — институт прав человека.

Правам человека присущи следующие признаки:

1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

9) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Вместе с тем считаем, что права человека и права гражданина вполне можно объединить понятием «субъективные права», ибо, как справедливо отмечает Н.И. Матузов, «естественные права человека реализуются через всю совокупность конкретных субъективных прав во всех отраслях объективного права», и к тому же в наше время «права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права».

Истоки прав человека можно отыскать на самых ранних этапах государственной организации человечества, ибо определенный набор субъективных прав в той или иной мере был характерен для всех типов права. Уже в социально-политической мысли древности уделялось значительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Однако и в рабовладельческом, и в феодальном обществах права человека так и не вышли «из подполья», не стали реальной социальной ценностью, ибо не было еще благодатной социально-экономической и политико-правовой почвы для них. И только в эпоху буржуазных революций данная идея заявила о себе. Со временем она закрепилась в следующих документах: Декларации независимости США (1776); Декларации прав человека и гражданина Франции (1789); Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) и т.д. и т.п.

Права человека и гражданина сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:

— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

— второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к серединеXX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей’и стран. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешательства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

— третье поколение охватывает права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания:

— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

— экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности:

— основные (участие в управлении обществом и государством);

— дополнительные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству:

— права российских граждан;

— иностранных граждан;

— лиц с двойным гражданством;

— лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения:

— общие (присущие всем гражданам);

— специальные (зависящие от социального и служебного положений, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов:

— индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.);

— коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении:

— негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

— позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:

— права в сфере личной безопасности и частной жизни;

— права в области государственной и общественно-политической жизни;

— права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: 1) гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; 2) индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; 3) гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит:

— право на жизнь (ст. 20) (первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность);

— право на достоинство личности (ст. 21) (предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

— право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) (под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб);

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

— право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

— право на свободу совести (ст. 28).

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

— тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

— в отличие отличных прав, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

— самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

— являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

1) свобода мысли и слова (ст. 29);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

5) право на участие в управлении делами государства (ст. 32);

6) право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

— единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;

— нередко выступают как права и гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

— имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

— требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;

— одни права претерпели существенное изменение ( право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции РФ 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:

1) рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37);

2) социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:

— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);

— право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);

— свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

— право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

3) социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);

— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

4) социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:

— право на отдых (ч. 5 ст. 37);

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

5) социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:

— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры», включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

Права человека — неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует” права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.). Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как «права гражданина” и «права личности”.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и тоже время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства оно становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных а ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно — организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависит от социально-экономического положения, общественно — политического статуса человека, условий его работы и проживания. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД

Права человека- это охраняемая законом мера возможного поведения, направ­ленная на удовлетворение его законных интересов. Это возможности пользоваться на­иболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе.

1.Права человека возникают и развиваются на базе природной и социальной сущ­ности человека с учетом изменяющихся условий жизни общества.

2. Права человека складываются объективно и не зависят от государственного при­знания.

3. Права человека принадлежат индивиду от рождения.

4. Права человека имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер и признаются как естественные.

5. Права человека являются непосредственно действующими.

6. Права человека выступают необходимой частью права.

7. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.

Классификация прав человека и гражданина

Права человека могут классифицироваться по различным критериям. I.По содержанию:

1. гражданскиеили личные(право на жизнь, на охрану достоинства, тайна пере­писки, телефонных переговоров и др.);

2. политические(право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

3. экономические(право частной собственности, предпринимательской деятель­ности, труд, отдых и др.);

4. социальные(право на охрану семьи, материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную экологию и др.);

5. культурные(право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художествен­ного, научного, технического и другого творчества).

II.По принадлежностилица к конкретному государству- на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства.

III.По сфередействия — на: общие(у всех граждан) и специальные(зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионе­ров, ветеранов, беженцев и пр.).

IV.По субъектному составу -на: индивидуальные(право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

Гарантии-.- меры, обеспечивающие возможность реализации прав и свобод.

В зависимости от содержания все гарантии граждан можно разделить на группы: политические, экономические, правовые и др.

Содержанием этих гарантий являются права, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах, а также правила, раскрывающие механизм реализации и защи­ты конституционных прав и свобод, носящие как материальный, так и процессуальный характер.

Гарантии прав человека по Конституции РФ

1) функции защиты прав и свобод человека и гражданина обязано выполнять само государство;

2)каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом;

3)судебная защита прав и свобод человека и гражданина;

4)в соответствии с международными договорами РФ обращение в межгосударс­твенные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

5)государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Конституция РФ особо выделяет судебную защитукак наиболее действенную га­рантию. Суд — независимый орган, подчиняющийся только закону, не связанный никаки­ми ведомственными интересами. Судебное разбирательство точно регламентировано законом. Оно основано на принципах гласности, состязательности, непосредственном участии заинтересованных лиц. В зависимости от характера нарушаемого права судеб­ная защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, граждан­ского и конституционного судопроизводства. В конституционных нормах установлены общие принципы правосудия (ст. 47-55). Основной из них — презумпция невиновности(ст. 49 Конституции РФ):

•право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);

•каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и ус­тановлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ);

•обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции РФ);

•неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ);

■ принцип единственного наказания за одно и то же правонарушение (ст. 50 Конс­титуции РФ);

•принцип недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ);

•право на отказ от дачи свидетельских показаний против себя и своих близких родс­твенников (ст. 51 Конституции РФ);

•право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действия­ми (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);

•запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ст. 54).

В рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав человека, принимают участие и ряд других государственных органов и должностных лиц:

•Президент России как гарант прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конс­титуции РФ);

•Уполномоченный по правам человека;

•Прокуратура Российской Федерации.

Необходимо отметить и такие возможные способы граждан по защите своих прав, как объединения граждан в общественные организации, забастовки как метод протеста против нарушения прав и свобод в определенной сфере, необходимая оборона от не­правомерных действий.

7. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Гражданское общество- это область негосударственных социальных связей и от­ношений автономных индивидов.

Оно включает в себя объединения граждан, которые не имеют непосредственного отношения к власти или государству и стремятся к самостоятельной защите и выраже­нию своих общественных интересов. Главным критерием выделения гражданского об­щества является «отчлененность» от государства определенной области взаимосвязей и взаимодействий людей, развивающихся на началах самоуправления и самоорганиза­ции. В этой сфере жизни в наибольшей степени проявляются свобода человека от госу­дарства, независимость от него. Следовательно, гражданское общество представляет собой такую область жизнедеятельности, в которой действуют свободные граждане, их добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации, огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX в. Она сформировалась в результате теоретического осознания необходимости четкого различия между государством как политическим институтом и гражданским обществом как особой сферой, охватывающей все многообразие соци­альных связей, складывающихся и развивающихся вне государства.

В основе гражданского общества лежит экономическая свобода индивида, много­образие источников жизнедеятельности человека. Гражданское общество воплощается в негосударственных материально-экономических связях людей и их свободных ассоциациях, в традиционных общественных институтах, таких, например, как семья, община, церковь, в иных добровольных объединениях граждан. Важную роль в нем играют средства массовой информации, культурно-образовательные организации, вли­ятельные группы специалистов, объединения людей по месту жительства и т.д. Признаки гражданского общества:

1. Плюрализм, т.е. многообразие институтов и организаций, что позволяет гражда­нам индивидуально реализовывать разнообразные интересы в самых разных сферах.

2. Автономностью, поскольку составляющие его добровольные объединения и ас­социации возникают независимо от государственной воли и функционируют на началах самоуправления и самоорганизации.

3. Развитое общественное создание, опирающееся на систему нравственных цен­ностей, связывающих человека с семьей, общиной, группами интересов. На основе такого сознания вырабатываются необходимые гражданские качества человека, пред­полагающие ответственность личности за общее дело.

4.Демократизм является естественным состоянием, единственным способом су­ществования гражданского общества.

Правовое государство- это такое государство, которое характеризуется верхо­венством закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов использования принадлежащих личности прав и свобод, т.е. деятельность такого государства осуществляется на основе права и пра­вовыми средствами.

Основными признаками правового государства являются:

1. Верховенство законаозначает, что закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. Сама
процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими
правовыми актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к
закону есть неотъемлемая часть правового государства, атрибут сознания и поведения
всех граждан.

Особое место среди законов правового государства занимает конституция, пос­кольку в ней сформулированы основные принципы государственной и общественной жизни. Конституции должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить основному закону, каковым является конституция. Поэтому верховенство закона в правовом государстве предпо­лагает приоритет конституции перед другими законами и приоритет законов перед под­законными актами.

2. Принцип разделения властейпредполагает деление единой государственной
власти на законодательную, исполнительную и судебнуюветви. Разделение влас­
тей — основной принцип организации и деятельности правового государство. Необхо­
димость разграничения единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц.

Равновесие властей поддерживается системой «сдержек и противовесов», то есть специальных организационно-правовых методов, которые, с одной стороны, обеспечи­вают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой — их взаимодействие, взаимоограничение компетенции.

Эта система позволяет распределить власть между различными государственными органами, предупредить ее концентрацию в одних руках и тем самым лишить возмож­ности власть предержащих использовать ее в корыстных целях.

В системе разделения властей законодательная власть в правовой форме закреп­ляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направле­ния внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые слу­жат основой для деятельности судебной власти.

Исполнительная власть непосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность по осущест­влению функций государства. Но в этой деятельности она подотчетна и ответственна перед представительными (законодательными) органами государственной власти. Га­рантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнитель­ных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть отправляет правосудие. Особая роль суда в механизме государс­тва определяется тем, что она является арбитром в спорах о правах. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами, основными при­нципами деятельности которых являются гласность, состязательность, независимость, коллегиальность и законность. Роль судебной власти в системе разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках права путем конституцион­ного надзора и судебного контроля за ними.

3. Реализация и обеспечение прав и свобод личности.Каждый человек обла­дает системой закрепленных государством в правовых нормативных актах прав и сво­бод, которые определяют меру его возможного и допустимого поведения, то есть меру свободы. Характерная обязанность правового государства состоит не только в том, что оно провозглашает эти права и свободы, но и в том, что оно гарантирует их реализа­цию. Человек должен быть уверен, что в рамках дозволенного он вправе поступать так, как считает нужным, что в случае нарушения кем бы то ни было его законных прав он всегда получит поддержку со стороны государства: его право будет восстановлено, а виновные понесут ответственность.

4. Взаимная ответственность личности и государства.

Ответственность государства состоит в том, что оно обязуется: закреплять в право­вых формах права граждан, не ограничивать установленную законом меру их свободы, обеспечивать охрану и защиту законных прав и свобод граждан, а в случае нарушения этих прав и свобод государственными органами и должностными лицами привлекать их к юридической ответственности.

Ответственность личности перед государством выражается в том, чтобы пользо­ваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять воз­ложенные им обязанности. Кроме того, каждый человек обязан подчиняться законным требованиям государственных органов и должностных лиц, а также претерпевать ли­шения личного, материального или организационного характера в случае нарушения им правового порядка.

Добавить комментарий