Понятие регистрационного производства

На этой странице:

Понятие, основные черты и стадии регистрационного производства

Регистрация — акт официального признания законности соответствующего действия, факта.

Регистрационное производство — это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

Целью регистрационного производства является обеспечение государственного учета субъектов и объектов государственной регистрации, создание необходимых условий для реализации и обеспечения защиты гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, обеспечение их безопасности, охрана имущественных и личных неимущественных прав.

Участниками данного производства являются, с одной стороны, органы исполнительной власти, уполномоченные должностные лица, с другой стороны — граждане, общественные объединения, юридические лица различных правовых форм собственности.

Множественность субъектов регистрационного производства обусловливает значительный объем нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие процессуальные правоотношения.

К их числу, например, относятся: федеральные законы от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и многие другие нормативные правовые акты, в том числе ведомственные.

Несмотря на разнообразие правоотношений, связанных с действиями регистрационного характера, им присущи общие свойства, характерные для данного административного производства:

  • • результатом регистрационного производства во всех случаях является принятие юридического акта. Юридическим он признается в силу того, что с момента регистрации, например, общественного объединения возникает его правоспособность юридического лица. Таким образом, государственная регистрация проявляет свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации;
  • • субъектами осуществления государственной регистрации являются исключительно органы исполнительной власти Российской Федерации и их подразделения;
  • • регистрационное производство регламентировано нормами административно-процессуального права, которые в свою очередь устанавливают порядок применения соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности (например, конституционного права — в случае установления статуса общественного объединения, политической партии; гражданского права — в случае установления статуса недвижимости).

Регистрационное производство не является единичным, оно вмещает в себя несколько административных производств (процедур), связанных с государственной регистрацией тех или иных действий. К ним относятся следующие основные виды регистрационных производств (схема 7).

Схема 7

Основные виды регистрационных производств

государственная регистрация юридических лиц

государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

государственная регистрация общественных объединений

государственная регистрация политических партий

государственная регистрация религиозных объединений

государственная регистрация профессиональных союзов

государственная регистрация кредитных организаций

государственная регистрация национально-культурной автономии

государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Перечисленные виды регистрационных производств имеют отличительные, характерные особенности, что находит свое отражение в действующем законодательстве. Каждый вид регистрационного производства имеет свою правовую основу. Это, как правило, федеральный закон и нормативные правовые акты различного уровня, в том числе субъекта Российской Федерации и ведомственные. Например, производство по государственной регистрации юридических лиц регулируется Гражданским кодексом РФ, ФЗ»О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отмечая наличие общих свойств, характерных для всех видов регистрационных производств, следует определить общие характерные стадии таких производств:

• возбуждение производства (прием заявления о государственной регистрации и необходимых документов);

  • • сбор и анализ информации, проверка документов;
  • • принятие решения (включение в соответствующий Реестр);
  • • выдача документов;
  • • надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий.

Далее рассмотрим стадии таких наиболее распространенных производств, как государственная регистрация общественных объединений и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ — обязательная процедура регист рации юридических лиц, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, определенных видов имущества (недвижимого имущества, автомобилей, других транспортных средств) отдельных видов сделок. Система государственной регистрации действует параллельно с системой учета налогоплательщиков. В СССР осуществлялся учет финансовыми органами государственных, кооперативных предприятий и предприятий общественных организаций с целью контроля за законностью их возникновения, реорганизации и прекращения деятельности. Введена постановлением СНК СССР от 9 февраля 1931 г., в соответствии с которым отменялась торговая регистрация органами народных комиссариатов внешней и внутренней торговли и снабжения; дела и архивы по торговой регистрации передавались в ведение Наркомфина СССР и его органов на местах. В 1940 г. СНК СССР утвердил новое положение о государственной регистрации, которое предусматривает учет хозяйственных организаций и предприятий, пользующихся правами юридического лица, их филиалов и представительств, а также единоличных уполномоченных. Без прохождения государственной регистрации предприятия, организации не могли участвовать в хозяйственном обороте, заключать договоры, открывать в учреждениях Госбанка расчетные и текущие счета. Государственная регистрация органами Минфина СССР отменена постановлением Совета Министров СССР от 20 октября 1956 г. В РФ в отношении физических лиц предусмотрена обязательная регистрация:

1) актов гражданского состояния (рождения, смерти, брака и др.);

2) по месту жительства и пребывания;

3) безработных граждан;

4) иностранных граждан;

5) индивидуальных предпринимателей;

6) крестьянских (фермерских) хозяйств;

7) плательщиков страховых взносов;

8) другие виды регистрации. Наряду с общей системой регистрации юридических лиц в РФ установлены особенности регистрации следующих видов организаций:

— акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;

— жилищных, жилищно строительных, дачно строительных кооперативов, потребительских обществ и кооперативов, сельскохозяйственных кооперативов;

— артелей старателей;

— бирж, кредитных организаций (банков), негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций;

— благотворительных организаций;

— иностранных организаций и предприятий с иностранными инвестициями;

— некоммерческих организаций;

— лечебно профилактических организаций, образовательных учреждений, театров;

— общественных организаций, профессиональных союзов;

— органов территориального и местного самоуправления;

— религиозных организаций;

— садоводческих, огородных дачных некоммерческих организаций, садоводческих товариществ;

— субъектов малого предпринимательства;

— товариществ собственников жилья, товариществ индивидуальных застройщиков;

— физкультурно спортивных объединений;

— финансово промышленных групп;

— других видов организаций. Кроме того, установлены обязательные правила регистрации организаций и предприятий:

— изготовляющих наркотические вещества;

— производящих алкогольную продукцию;

— осуществляющих детективную и охранную деятельность;

— производящих обмен валюты;

— осуществляющих иные виды лицензируемой деятельности. В РФ установлены:

а) государственная регистрация прав на недвижимость;

б) регистрация сделок с недвижимым имуществом.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Все темы данного раздела:

Понятие и структура административного процесса
Время — 2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика процесса как юридической категории. 2. Основные черты и подходы к пониманию административного процесса как вида юридическо

Общая характеристика процесса как юридической категории
Характеристике процесса в целом, как общеправовой категории, посвящена обширная литература. Однако вопрос о понятии «процесс» не только в административном праве, но и в других отраслевых науках и н

Основные черты и подходы к пониманию административного процесса как вида юридического процесса
Административный процесс как вид юридического процесса выделяется по отраслевому критерию, как вид процессуальной деятельности, урегулированной административно-процессуальными нормами. Спе

Структура административного процесса
Структура административного процесса определяется категориями индивидуальных конкретных дел, разрешаемых в сфере государственного управления. Элементом структуры административного процесса является

Принципы административного процесса
Административный процесс в целом и все составляющие его производства как деятельность по разрешению индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления базируется на принципах, определ

Стадии административного процесса
Административный процесс, включающий различные виды производств, разворачивается во времени, через определенную процедуру, которая имеет свое начало, продолжение и завершение и складывается из пред

Предмет, источники и система административно-процессуального права
Время — 2 часа Вопросы: 1. О подходах к пониманию административно-процессуального права. 2. Предмет административно-процессуального права как самостоятельной отрасли росс

О подходах к пониманию административно-процессуального права
Статья 72 (п. «к») Конституции Российской Федерации среди предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов называет административное и административно-процессуальное законодательст

Предмет административно-процессуального права как самостоятельной отрасли российского права
Определяющим среди трёх системных признаков процессуальной отрасли права, конечно, является первый — предмет правового регулирования. При харак

Система административно-процессуального права
Система общественных отношений, составляющих предмет регулирования административно-процессуального права, лежит в основе и предопределяет соответствующее системное расположение административно-проц

Источники административно-процессуального права
В юридической науке и юридической практике под источником права понимают нормативный юридический акт, содержащий общие правила поведения субъектов, опубликованный в официальном издании. Уч

Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
Одной из особенностей административно-процессуальных норм является то, что они обеспечивают реализацию материальных норм не только административного права, но и многих других отраслей права.

Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
Для уяснения сущности административно-процессуального регулирования необходимо, прежде всего, определить, что представляет собой административно-процессуальная норма. Она выступает качественной раз

Виды административно-процессуальных норм
Административно-процессуальные нормы регулируют большой объём общественных отношений, что свидетельствует об их разнородности и актуализирует проблему классификации. Это позволит глубже понять их с

Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
Будучи разновидностью правовых отношений, административно-процессуальные отношения обладают всеми признаками первых. Вместе с тем анализ действующего законодательства и практики его применения позв

Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
Время – 2 часа Вопросы: 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления. 2. Субъекты правотворческой деятельност

Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
Ведущую роль в осуществлении подзаконной правотворческой деятельности, безусловно, играют органы исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. К их числу

Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
Производство по принятию нормативных актов государственного управления состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий. Каждая стадия представляет собой совокупность определенных процес

Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления
Порядок осуществления процессуальных действий и способ принятия решений на данной стадии зависит от того, каким органом государственного управления является субъект административно-правотворческой

Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления
Специфика рассматриваемой стадии заключается в том, что процессуальные действия, осуществляемые в ее рамках, с одной стороны, являются частью административно-правотворческого производства (так как

Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления
Рассматриваемая стадия, в отличие от предыдущей, присуща всем разновидностям административно-нормотворческих производств, выделяемых в зависимости от субъектов, их осуществляющих. Порядок процессуа

Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
Время -2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан. 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям

Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
Одним из актуальных вопросов конституционно-правового статуса личности в любом обществе является вопрос об эффективности и доступности механизма обеспечения реализации и защиты её прав, свобод и за

Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления, как и любой другой вид административного производства, обладает стадийностью. Стадии

Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан — важное самостоятельное направление деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, призванное обеспечить соблюд

Общая характеристика регистрационного производства
В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.46), а защита прав и свобод является обязанностью государства (ст.2). Эти полож

Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основные начала государственной регистрации юридических лиц содержатся

Лицензионно-разрешительное производство
Время -2 часа Вопросы: 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса. 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства

Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
Лицензионно-разрешительное производство является самостоятельной формой процессуальной деятельности и обладает следующими чертами: а) носит государственно-властный характер; б) оп

Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
В сферу лицензионно-разрешительного производства попадает довольно широкий круг участников общественных отношений. Одним из субъектов лицензионных правоотношений чаще всего является орган государст

Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
Лицензионно-разрешительное производство имеет самостоятельную структуру и включает в себя два самостоятельных производства. 1. Производство по выдаче лицензий состоит из следующих с

Производство по делам о поощрениях
Время -2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика поощрительного производства. 2. Стадии производства по делам о поощрениях. 3. Особенности производства по делам о

Общая характеристика поощрительного производства
Место производства по делам о поощрении в структуре административного процесса обусловлено тем, что поощрение выступает как метод государственного управления и тем самым деятельность по применению

Стадии производства по делам о поощрениях
Поощрительное производство представляет собой ряд различного рода процедур, целью которых является реализация мер административного поощрения. Следует отметить, что анализ

Возбуждение ходатайства о поощрении
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаютс

Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года №442 «О государственных наградах Российской Федерации» представления к награждению государственными наградами вносятся П

Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
В органах внутренних дел поощрению как методу государственного управления отводится особая роль. С помощью умелого использования всех его составляющих заметно улучшается качество профессиональной д

Контрольно–надзорное производство
Время -2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства. 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности. 3. Ст

Общая характеристика контрольно-надзорного производства
Контроль представляет собой специфическую деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, направленную на постоянное и целенаправленное наблюд

Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
Контрольно-надзорное производство складывается из действий ряда уполномоченных органов, должностных лиц. Кроме этого, в рассматриваемом производстве действуют и другие участники. Всех участников ко

Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
Контрольно-надзорное производство имеет определенную последовательность, закрепленную в нормативных правовых актах и состоящую из определенных стадий. В данном случае стадия – это совокупность посл

Производство по административно-правовым жалобам и спорам
Время -2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика производства по административно-правовым жалобам и спорам. 2. Основные стадии производства по администрати

Общая характеристика производства по административно-правовым жалобам и спорам
Производство по жалобе и спорам как факультативное производство проводится в рамках административной юрисдикции, которая проявляется (как и судебная юрисдикция или административная юстиция) в рассм

Основные стадии производства по административным жалобам
Как уже отмечалось Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирован общий порядок подачи и рассмотрения жалобы, а та

Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
Эта стадия факультативная и осуществляется, если заявитель не удовлетворен результатами рассмотрения и принятым решением по административной жалобе. В соответствии со статьей 5 Федерального закона

Стадия по исполнению принятого решения
Сущность этой стадии заключается в том, что орган (должностное лицо), который принял решение, обязан обеспечить своевременное и правильное исполнение решения по делу. Органы исполнительной власти,

Судебное обжалование незаконных действий и решений органов исполнительной и муниципальной власти (административная юстиция)
Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом защиты прав и свобод граждан и законных интересов организаций, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются действиями с

Дисциплинарное производство
Время -2 часа Вопросы: 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства. Виды дисциплинарных производств. 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники ди

Понятие и особенности дисциплинарного производства
Реформирование государственной службы – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. В этой связи важное значение имеет повышение эффективн

Особенности дисциплинарного производства
1. Фактическим основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности может быть совершение, как дисциплинарного проступка, так и отдельных видов административных правонарушений. Стат

Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
В нормативных актах правила дисциплинарного производства четко не раскрываются. Однако можно выделить правила, характерные для процессуальной деятельности. 1. Соблюдение процессуальных сро

Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
Стадии дисциплинарного производства рассмотрим на примере законодательства о государственной гражданской службе. Порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответст

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
Дисциплинарное производство в органах внутренних дел регламентируетсяПостановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, утвердившим Положение о службе в органах внутренних дел Росс

Рассмотрение материалов дела и принятие решения
Исследовав все материалы и установив вину сотрудника, начальник принимает решение о назначении дисциплинарного взыскания. Увольнение из органов внутренних дел является крайней мерой дисциплинарного

Исполнительное производство
Время — 2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика исполнительного производства. 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение. 3. Стадии исполн

Общая характеристика исполнительного производства
Исполнительное производство является одним из видов административных производств, составляющих административный процесс. Федеральный закон «Об исполнительном производстве не содержит норма

Участники исполнительного производства и их правовое положение
Законодательство закрепляет правовое положение лиц, участвующих в производстве. В соответствии со ст.48 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к ним отно

Стадии исполнительного производства
Стадия исполнительного производства — это совокупность определенных процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем или судом, объединенных единой целью и в совокупности направ

Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
Время – 2 часа. Вопросы: 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения. 2. Процедуры применен

Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
Вопрос о целесообразности выделения в структуре административного процесса производства «по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения» остается среди ученых

Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
В состав рассматриваемого вида производства входят следующие административные процедуры: процедура аннулирования лицензии на занятие лицензируемым видом деятельности; процедура ан

Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
Процедуры применения мер административного пресечения, представляют собой установленный законодательством порядок совершения уполномоченным должностным лицом юридически значимых действий, направлен

Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
Время -2 часа Вопросы: 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях. 2. Задачи и принципы производства

Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
В теории административного процесса особое место занимает производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях понимается ка

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
Статья 24.1 КоАП гласит, что «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, раз

Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за

Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Время – 4 часа Вопросы: 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях. 2. Возбуждение дела об административном правонарушении. 3. Р

Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий. В этом смысле производство прохо

Возбуждение дела об административном правонарушении
Возбуждение дела, являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонар

Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Рассмотрение дела является центральной стадией по делам об административных правонарушениях. Ее сущность состоит в том, что наделенные юрисдикционными полномочиями органы и должностные лица рассмат

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Одним из важнейших средств обеспечения законности деятельности органов внутренних дел как субъектов административной юрисдикции является обжалование или опротестование прокурором постановления по д

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Любой правоприменительный процесс исчерпывается не только принятием решения по делу, но и фактическим его исполнением. Поэтому стадия исполнения постановлений по делу об административном правонаруш

Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
Время -2 часа Вопросы: 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях. 2. Административно-процессуальный статус лиц (

Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
Для обеспечения обоснованного, справедливого привлечения нарушителей к административной ответственности и назначения административных наказаний большое значение имеет определе­ние круга государстве

Подведомственность дел об административных правонарушениях
Подведомственность, устанавливаемая КоАП (Глава 23) и законодатель­ными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органа

Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
К участникам производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ (Глава 25) относит: — лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонаруше

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Время – 4 часа Вопросы: 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 2. Виды

Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
В ходе производства по делу об административном правонарушении перед уполномоченным должностным лицом стоит цель установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для привлечения виновного

Регистрационные производства имеют большое значение для эффективного функционирования многих институтов и субъектов гражданского и административного права, для ведения статистики, учетов и реестров, применения процессуального законодательства. Государственная регистрация во многих случаях является юридическим фактом, в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Гражданское законодательство предусматривает государственную регистрацию:

  • • прав на имущество;
  • • результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • • сделок;
  • • субъектов гражданских правоотношений.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (кадастровый учет, учет федерального имущества, государственный учет жилищного фонда, государственный технический учет и т.д.).

Административное законодательство содержит требования государственной регистрации субъектов, объектов и предметов отдельных правоотношений:

  • • граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства;
  • • избирателей и участников референдума;
  • • нормативных правовых актов;
  • • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;
  • • аварийно-спасательных служб;
  • • систем добровольной сертификации;
  • • транспортных средств;
  • • радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • • средств связи;
  • • актов гражданского состояния;
  • • результатов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации;
  • • потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции и т.д.

Участниками процессуальных правоотношений, возникающих в сфере государственной регистрации, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Порядок государственной регистрации, как правило, предполагает упрощенные административные процедуры и включает следующие стадии 1) прием от заявителей документов, необходимых для государственной регистрации; 2) совершение регистрационных (учетных) действий; 3) выдача заявителю соответствующих документов.

Рассмотрим основные административные производства в сфере государственной регистрации (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Основные административные производства

Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства

Регистрационный учет граждан (рис. 2.7) по месту пребывания и месту жительства был введен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Целями регистрационного учета является обеспечение необходимых условий для реализации гражданами их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими лицами, обществом и государством.

Регистрационный учет заменил собой институт прописки. Введенная в 1933 г. прописка граждан по месту жительства осуществлялась в разрешительном порядке и предполагала оценку целесообразности предоставления гражданам права проживания в том или ином месте.

Статья 27 Конституции РФ закрепила право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Регистрация по месту пребывания и месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь зафиксировать акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. В связи с этим регистрационный учет граждан по месту их пребывания и жительства имеет уведомительный характер и не нарушает конституционных прав граждан.

Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только правом, но и обязанностью гражданина. Вместе с тем сам факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Так, права гражданина на труд и трудоустройство, образование, медицинскую помощь не могут быть ограничены ввиду отсутствия у него регистрации в том или ином регионе.

Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС России.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (так называемые «обслуживающие организации», «эксплуатирующие организации», «дирекции единого заказчика» и т.п.).

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства .

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме и представить:

  • • заявление о регистрации по месту жительства ;
  • • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • • документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор купли-продажи недвижимости, договор социального найма, решение общего собрания членов жилищного кооператива и т.п.) или его надлежаще заверенная копия.

Указанный перечень документов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Следует также иметь в виду, что гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в таком документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В этом случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ или информацию у государственных органов или органов местного самоуправления.

Заявление и копии указанных документов могут быть направлены в орган регистрационного учета в электронной форме через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан по месту жительства с 2004 г. является бесплатной, в связи с этим отменена необходимость предоставлять документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в трехдневный срок со дня поступления документов, проставляя отметку в паспорте гражданина либо выдавая свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Регистрация по месту жительства осуществляется на неограниченный срок, если иное не предусмотрено в документе, являющимся основанием для вселения в жилое помещение.

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

  • • изменение места жительства – на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;
  • • призыв на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;
  • • осуждение к лишению свободы или принудительным работам – на основании вступившего в законную силу приговора суда;
  • • признание безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • • смерть или объявление решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
  • • выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • • обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • • изменение гражданином, указанным в ст. 6.1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, – на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом ч. 2 ст. 6.1 названного Закона;
  • • прекращение гражданином, указанным в ст. 6.1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, кочевого и (или) полукочевого образа жизни – на основании заявления гражданина в письменной форме;
  • • выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, т.е. регистрации гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрации в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрации гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица, – на основании решения органа регистрационного учета, принятого в установленном порядке.

Регистрация по месту пребывания необходима тогда, когда гражданин Российской Федерации временно (свыше 90 дней) проживает в жилом помещении, не являющимся его местом жительства.

При этом гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ.

Кроме того, гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области. Также гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

В течение указанного срока гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • • документ, удостоверяющий личность;
  • • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания, является закрытым, а сама регистрация осуществляется бесплатно.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • • с собственниками, предоставляющими жилые помещения;
  • • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания нормативными актами не ограничен и должен определяться самим гражданином.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в трехдневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей производится, как правило, по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) и при этом независимо от согласия иных лиц.

Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами образовательного учреждения, и документа, удостоверяющего личность заявителя. Документы представляются в органы регистрационного учета должностными лицами образовательных учреждений, ответственными за регистрацию, в течение трех дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

Регистрация гражданина по месту пребывания и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется, как правило, без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация гражданина по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Рассматривая порядок регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, следует отметить имеющее большое значение Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713». Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции РФ п. 10, 12 и 21 указанных Правил, предусматривающие основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Отмена всех оснований для отказа в регистрации по месту пребывания и месту жительства была мотивирована недопустимостью установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, при том что отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации. Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил обязанность органов регистрационного учета производить регистрацию при предоставлении гражданами указанного в постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 комплекта документов.

Вместе с тем, Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 предусматривает, что в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту пребывания органами регистрационного учета в установленном порядке производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства

Федеральными законами может быть предусмотрена дополнительная к общему порядку регистрация отдельных категорий граждан. Так, Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлена возможность обязания лица, освобожденного из мест лишения свободы, являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Такая мера применяется при осуществлении административного надзора, под которым понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.

  • О возможности регистрации, например, в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках, см. постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П, от 30.06.2011 № 13-П.
  • Форма заявления утверждена приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Административная процедура — это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

Административная процедура – это, по сути, алгоритм действий, который должна выполнить публичная администрация (орган государственной власти или орган местного самоуправления) для решения конкретного дела.

Виды процедур

— админстративные процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления след. прав: предоставления доп.документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление. П: регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган, дать пояснения

— контрольно-надзорная административная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в т.ч. в предоставлении доступа к объекту проверки.

— процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет.

— конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность – соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур.

регистрационные процедуры: регистрация нормативного правового акта, регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация юридических лиц. Регистрация нормативного правового акта: Постановление Правительства №1009. Независимая антикоррупционная экспертиза – учебное заведение, или физическое лицо с определенными требованиями.

Добавить комментарий