Последствия несоблюдения правил подведомственности

Исходя из действующего законодательства, можно выделить несколько вариантов последствий нарушения правил подведомственности.

1. Подведомственность является одной из предпосылок права на обращения в суд. Следовательно, в том случае, если дело суду общей юрисдикции не подведомственно, у лица нет права на инициирование процесса (за исключением случаев нарушения договорной и условной подведомственности).

По общему правилу, при обращении в суд общей юрисдикции по неподведомственному ему делу в принятии искового заявления должно быть отказано (ст. 134 ГПК), а если неподведомственность дела обнаружится в процессе рассмотрения дела, то суд прекращает производство по делу (ст. 220 ГПК).

Необходимо заметить, что бывают случаи, когда неясность норм о подведомственности приводит к тому, что суды общей юрисдикции, полагая, что дело подлежит рассмотрению в арбитражных судах, отказывают в его рассмотрении. В свою очередь арбитражные суды, наоборот, полагают, что такое дело подведомственно судам общей юрисдикции. В конечном итоге лицо, нуждающееся в судебной защите, оказывается незащищенным. Полагаем, что помочь в этом вопросе могло бы правило, согласно которому дело, принятое к производству с нарушением правил подведомственности судом общей юрисдикции или арбитражным судом, передается по надлежащей подведомственности соответственно в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Однако, к сожалению, в действующем процессуальном законодательстве такого правила нет.

2. В тех случаях, когда заявлено требование, которое вообще не подлежит рассмотрению в судах, в принятии заявления, безусловно, должно быть отказано. Однако в таких ситуациях можно обнаружить некоторые сложности. Дело в том, что в п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК, в частности, определено, что судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Несложно заметить, что его буквальное применение приводит к следующему: если для суда очевидно, что дело подлежит рассмотрению, например, в арбитражных судах либо КС РФ (иной судебный порядок), то отказать в принятии искового заявления он вправе, но если подано заявление, которое вообще не подлежат рассмотрению в судах, то указанное основание в буквальном смысле получается неприменимым. По нашему мнению, используя целевое и логическое толкование, указанное выше основание к отказу в принятии заявления необходимо применять и в отношении тех случаев, которые вообще не подлежат рассмотрению в судах, а не только в отношении тех дел, которые рассматриваются в иных судебных порядках.

Однако судебная практика в применении указанного основания в отношении вообще не подлежащих рассмотрению в судах дел противоречива. Так, в некоторых случаях суды рассматривают такие дела, в других – отказывают в принятии искового заявления, но часто не по тому основанию, что дело не подведомственно судам.

Судебная практика (позиция ВС РФ): Л. обратилась в Московский городской суд с заявлением об отмене решения Священного Синода Русской Православной Церкви о причислении к лику святых Николая II и членов его семьи.

Судья отказал Л. в принятии заявления по ч. 1 ст. 134 ГПК в связи с тем, что указанное решение Священного Синода Русской Православной Церкви не затрагивает ее прав, свобод и интересов (определение ВС РФ от 16.05.2003 № 5-Γ03–3).

На первый взгляд, может показаться, что в данном случае суд поступил правильно. В то же время очевидно, что он применил не то основание к отказу в принятии заявления, которое было указано нами выше, а другое основание, также закрепленное в п. 1. ч. 1 ст. 134 ГПК. В соответствии с этой нормой судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают прав, свобод или законных интересов заявителя.

Это основание к отказу в принятии заявления применимо не для случаев, которые вообще не регулируются правом, а при обращении с заявлением об обжаловании актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые носят правовой характер, но на заявителя не распространяются. В приведенном примере речь шла об обжаловании решения Священного Синода, который в число органов государственной власти не входит, кроме того, вопрос о пантеоне святых правом не регулируется.

3. В том случае, если в суд обратилось лицо, которое в соответствии с договором или законом должно было соблюсти досудебный порядок рассмотрения дела (т.е. при нарушении условной подведомственности), суд должен возвратить исковое заявление (ст. 135 ГПК). Если же об этом станет известно уже после принятия заявления, то заявление подлежит оставлению без рассмотрения (ст. 222 ГПК).

Нарушение условной подведомственности не лишает лицо права на судебную защиту, поскольку такое нарушение исправимо. Следовательно, после того как досудебный порядок будет соблюден, лицо вправе снова обратиться в суд.

При этом необходимо согласиться с Г. А. Жилиным, что в настоящее время, если возможность предварительного досудебного разрешения спора утрачена, это не может препятствовать рассмотрению дела судом, поскольку это противоречило бы конституционному праву на судебную защиту.

  • 4. Наличие соглашения о том, что спор подлежит рассмотрению в третейском суде (договорная подведомственность), не лишает сторону права на обращение в государственный суд. Однако в том случае, если сторона спора до начала рассмотрения дела по существу заявит о наличии третейского соглашения, суд оставляет заявление без рассмотрения (ст. 222 ГПК). В случае если подобного заявления сделано не было, считается, что сторона отказалась от обращения в третейский суд и согласилась на рассмотрение дела в государственном суде.
  • 5. Как известно, в ст. 47 Конституции определено, что каждый имеет право на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом. Конституционно-правовой смысл термина «подсудность» шире того значения, которое ему придается в процессуальном законодательстве, и охватывает также и категорию подведомственность.

В свою очередь, нарушение ст. 47 Конституции, по мнению КС РФ, является безусловным основанием к отмене судебного акта в суде проверочной инстанции (Определение КС РФ от 3.07.2007 № 623-О-П). Исходя из этой логики получается, что и нарушение правил подведомственности также является таким основанием.

Однако с правильностью подобного подхода во всех случаях согласиться трудно, поскольку им не учитываются некоторые обстоятельства. Речь идет о том, что, с одной стороны, каждый из видов судов имеет четкую специализацию и призван к разрешению определенных дел; с другой стороны, как уже было сказано раньше, налицо множественность проблем, связанных с разграничением подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами и КС РФ. Поэтому при решении вопроса о последствиях нарушения подведомственности проверочным инстанциям необходимо исходить из конкретной ситуации. Так, арбитражные суды и суды общей юрисдикции нередко придерживаются противоположных позиций относительно того, что следует понимать под правильно выбранной подведомственностью, а следовательно, во многих случаях сложно предугадать, что будет расцениваться в качестве ее нарушения.

При этом отправной точкой для судебной защиты должна быть сама гарантированная и обеспеченная возможность обращения в суд, а не проблема определения суда, рассматривающего дело. По верному замечанию Р. В. Зайцева, «недостатки законодательной техники при урегулировании вопросов подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов не должны выступать причиной ограничения права на судебную защиту».

В отношении разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и КС РФ вопрос должен решаться следующим образом. Если, например, суд общей юрисдикции по ошибке рассмотрит какое-либо дело, которое со всей очевидностью отнесено к ведению КС РФ, то такое решение, безусловно, должно быть отменено, поскольку не вызывает сомнений исключительная компетенция органа конституционного контроля на рассмотрение тех дел, которые определены в ст. 125 Конституции. Однако если суд общей юрисдикции рассмотрит дело, вопрос о подведомственности которого КС РФ носит спорный характер, то в том случае, даже если впоследствии будет заявлено о таком нарушении, но вынесенный акт правилен по существу, его необходимо оставить в силе.

Страница 2 из 2

§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем — судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.
Субъектами материального правоотношения являются: физические лица — граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.
Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.
Характер (сущность) спорного правоотношения, как критерий разграничения подведомственности правовых конфликтов, в последние время стал играть большую роль в распределении круга правовых дел по юрисдикционным органам (И.Н. Поляков). Раньше в качестве критерия для определения судебной подведомственности учитывали содержание материального правоотношения. В связи с принятием Конституции РФ, критерий «содержание материального отношения” потерял актуальность, так как ст. 46 Конституции провозгласила праве граждан на судебную защиту нарушенных прав, свобод и охраняемы> законом интересов. Характер спорного правоотношения означает, чк если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. На это обстоятельство указывается в п. 3 постановления № » Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”. Кроме того, Пленум обратил внимание судов на то, что к подведомственное арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.
Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из которых возник спор.
Все остальные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 22 ГПК).
Судам подведомственны дела приказного производства. Судебный приказ выдается, если:
— требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
— требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
— требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
— заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
— заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
— заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
— заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК). Суды рассматривают следующие дела, возникающие из публичных отношений:
— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, Должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Как видно из ст. 245 ГПК, перечень дел, возникающих из публичных отношений, не ограничен.
ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993г. (в ред. от 14 декабря 1995г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003г. № 2).
Суды рассматривают и разрешают дела особого производства:
— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
— об усыновлении (удочерении) ребенка;
— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,
— о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Данный перечень дел законом не ограничен, так как в ч. 2 ст. 262 ГПК закреплено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Впервые закон отнес производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов к подведомственности судов общей юрисдикции. Очевидно, что суды общей юрисдикции могут принимать к производству только те решения третейских судов, характер спора и субъектный состав которых позволяет отнести такие споры к подведомственности судов общей юрисдикции. В противном случае оспаривание решений третейских судов возможно в арбитражном суде. Не все решения третейских судов можно оспаривать в государственных судах. Если стороны в третейской записи или в договоре сделают оговорку, что решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит, то такое решение не может быть предметом оспаривания в государственном суде.
Новеллой является и отнесение к подведомственное суда дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По данным делам действуют общие правила судебной подведомственности. Если спор не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, то вопрос подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 122 ГПК).
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от января 2003г. № 2 указывается, что в определении суда по вопросам принятия такого дела к производству суда должны быть приведены Мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозразделения предъявленных требований.
Правовые последствия неподведомственности дела суду. Если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК выносит определение об отказе в принятии заявления. Если неподведомственность дела суд обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу (ст. 220, ч. 4 ст. 152, ст. 328,361,ч. 1 ст. 390 ГПК). В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.

<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

а) наличие в санкции гражданской процессуальной нормы правовых последствий, наступающих за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских процессуальных обязанностей,

б) наличие право- и дееспособных субъектов, нарушающих предписания гражданских процессуальных норм, и субъектов, управомоченных применять меры защиты

Основанием для применения мер процессуальной защиты является факт невыполнения гражданских процессуальных обязанностей и нарушения субъективных прав В фактический состав правонарушения при применении мер защиты не входит субъективная сторона правонарушения Закон не указывает вину правонарушителя в качестве основания для применения мер процессуальной защиты Такое правонарушение без вины в теории права называют объективно противоправным поведением (С. С. Алексеев)

Глава 11Подведомственность гражданских дел

Вопросы к теме

1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел

2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду

§ 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел

Понятие подведомственности. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды)

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.

Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.

Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией. Следует различать эти два понятия. Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы. Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК). Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.

Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.

§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем — судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.

Субъектами материального правоотношения являются: физические лица — граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.

Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.

Характер (сущность) спорного правоотношения, как критерий разграничения подведомственности правовых конфликтов, в последние время стал играть большую роль в распределении круга правовых дел по юрисдикционным органам (И. Н. Поляков). Раньше в качестве критерия для определения судебной подведомственности учитывали содержание материального правоотношения. В связи с принятием Конституции РФ, критерий «содержание материального отношения» потерял актуальность, так как ст. 46 Конституции провозгласила праве граждан на судебную защиту нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Характер спорного правоотношения означает, что если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. На это обстоятельство указывается в п. 3 постановления №_ » Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» . Кроме того, Пленум обратил внимание судов на то, что к подведомственное арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из которых возник спор.

Российская Федерация как правовое государство обязано обеспечивать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, на основе законодательно закрепленных критериев, которые в нормативной форме (в виде общих правил) предопределяют, в каком суде и по какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе.

Процессуальные последствия несоблюдения правил подведомственности.

Подведомственность спора суду является одним из необходимых условий, при которых возможно рассмотрение его в судебных органах. Поэтому нарушение правил подведомственности влечет за собой определенные процессуальные последствия.

В юридической литературе выделяют два вида неподведомственно- сти дел арбитражным судам: полная неподведомственность и временная неподведомственность (В. В. Ярков). При полной неподведомственное™ нарушение правил определения подведомственности при выборе суда носят неустранимый характер. Временная неподведомственность означает, что при устранении определенных обстоятельств, влияющих на возможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом, экономический спор будет подведомствен арбитражному суду.

Процессуальные последствия несоблюдения правил подведомственности могут быть различны в зависимости от вида подведомственности и от этапа судопроизводства в арбитражном суде.

Несоблюдение общих критериев подведомственности означает полную неподведомственность дела арбитражному суду и возможность его рассмотрения и разрешения иным юрисдикционным органом (к примеру, судом общей юрисдикции).

Процессуальные последствия нарушения правил подведомственности различаются в зависимости от этапа судопроизводства в арбитражном суде.

На этапе возбуждения производства по делу. При решении вопроса о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, если исковое заявление (заявление) не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде, судья отказывает в принятии искового заявления, заявления (п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК).

На этапе судебного разбирательства. В ходе судебного разбирательства арбитражный суд в судебном заседании вправе признать дело неподведомственным и прекратить производство по делу по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК (дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде). Если неподведомственность дела арбитражному суду обнаруживается при пересмотре дела в арбитражных судах вышестоящих инстанций, производство по делу также прекращается.

Несоблюдение критериев исключительной подведомственности также влечет полную неподведомственность дела арбитражному суду и отказ в принятии искового заявления, заявления (на этапе возбуждения производства по делу) либо прекращение производства в суде первой инстанции на этапе судебного разбирательства (при пересмотре судебного акта в вышестоящих инстанциях).

Отказ в принятии искового заявления (заявления) и прекращение производства по делу исключает повторное обращение в суд с такими заявлениями к тому же ответчику (по спору между теми же лицами), о том же предмете и по тем же основаниям (ч. 4 ст. 127.1 и ч. 3 ст. 151 АПК).

Отказ в принятии искового заявления (заявления) как последствие несоблюдения подведомственности также применяется по делам о несостоятельности (банкротстве). Так, согласно ст. 43 Закона о банкротстве на этапе возбуждения производства по делу судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в случае:

  • — нарушения условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, а именно отсутствие внешних признаков банкротства (по сумме требований и сроку их неисполнения);
  • — подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве и введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Нарушение правил договорной и императивной подведомственности следует рассматривать как временную неподведомственность дела арбитражному суду, что, соответственно, влечет применение иных последствий, чем прекращение производства по делу.

Нарушение правил императивной подведомственности. Несоблюдение обязательного претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, в случаях, если он предусмотрен законом или установлен соглашением сторон, влечет за собой временную неподве- домственность дела арбитражному суду, так как требует соблюдения формального порядка урегулирования спора, по общим критериям подведомственного арбитражному суду.

На этапе возбуждения производства по делу (при рассмотрении вопроса о принятии заявления) арбитражный суд, установив факт несоблюдения истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, возвращает исковое заявление (п. 5

ч. 1 ст. 129 АПК).

Если обстоятельство несоблюдения выясняется после принятия искового заявления к производству арбитражного суда, то арбитражный суд в судебном заседании оставляет исковое заявление (заявление) без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК). Применение арбитражным судом данных процессуальных последствий не является препятствием для повторного обращения в арбитражный суд при устранении допущенных нарушений.

Нарушение правил договорной подведомственности. Если в нарушение правил договорной подведомственности (при наличии соглашения между сторонами о передаче дела в третейский суд) заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд, то в данном случае имеет место факт временной неподведомственности (применение последствий которой возможно при наличии определенных условий).

Тем самым наличие арбитражной оговорки не препятствует обращению в суд и возбуждению производства по делу. Исковое заявление принимается к производству арбитражного суда.

После принятия дела к производству при установлении факта договорной подведомственности арбитражный суд на этапе судебного разбирательства вправе оставить исковое заявление без рассмотрения (п. 5, 6 ст. 148 АПК), установив, что:

  • — имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;
  • — стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

При решении вопросов о подведомственности дела также следует учитывать, что дело, по которому предъявлено несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, если разделение этих требований невозможно; если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных арбитражному суду, и об отказе в принятии заявления к производству (о прекращении производства по делу) по требованиям, подведомственным суду общей юрисдикции.

Судебная практика

Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и (или) исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.

В случае, когда суд общей юрисдикции отказал заявителю в рассмотрении по существу его требования ввиду неподведомственности дела суду, арбитражный суд обязан принять и рассмотреть по существу такое требование, что исключает правовую неопределенность и возможные споры о подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

  • См., например: Постановления КС РФ от 16 марта 1998 г. № 9-П, от 20 февраля2006 г. № 1-П, от 17 января 2008 г. № 1-П, от 25 марта 2008 г. № 6-П, от 26 мая 2011 г.№ 10-П.
  • Следует иметь в виду, что по отдельным категориям дел, возникающим из публичных и иных публичных правоотношений, в случае установления факта неподведом-ственности дела на стадии возбуждения производства по делу арбитражный суд вправевозвратить заявление. Такие рекомендации выработаны судебной практикой.
  • См. подробнее: Постановление Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
  • См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2016) от 19 октября 2016.

Несоблюдение заинтересованным лицом правил подведомственности влечет отказ органа (должностного лица) в принятии дела к своему производству. Если же дело будет рассмотрено по существу неуправомоченным на то органом или должностным лицом, то решение такого органа не имеет юридической силы.

Несоблюдение правил судебной подведомственности в зависимости от времени обнаружения нарушения и вида подведомственности влечет следующие последствия:

Если несоблюдение правил судебной подведомственности юридических дел будет обнаружено в момент обращения заинтересованного лица в суд, судья обязан отказать в принятии искового заявления, заявления, жалобы к своему производству (п.1 ч.1 ст.134 ГПК).

1) Если неподведомственность дела суду будет обнаружена после возбуждения производства по делу, то оно (производство по делу) подлежит прекращению (абз. 2 ст.222 ГПК) , за исключением тех дел, которые составляют предмет условной подведомственности суда.

2) При нарушении заинтересованным лицом предварительного внесудебного порядка разрешения дела, подведомственного суду при условии его соблюдения, заявление заинтересованного лица оставляется без рассмотрения, что не препятствует повторному обращению в суд с тем же требованием, если будет соблюден предварительный внесудебный порядок урегулирования правового конфликта.

Если несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора обнаружено после возбуждения производства по делу, то абз. 2 ст.222 ГПК – оставление заявления без рассмотрения;

Если нарушение правил подведомственности будет обнаружено судом вышестоящей инстанцией, то данное судебное решение подлежит отмене и производство по делу подлежит прекращению или заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

47. Подсудность в современном процессуальном праве: понятие, значение, виды. Отличие от смежных категорий.

Понятие подсудности необходимо отличать от подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов обшей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

При возбуждении гражданских дел важно правильно определить как подведомственность дела, так и его подсудность. Условием возникновения гражданского процесса но конкретному спору является решение судьей двусторонней задачи: а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность) и б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).

Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

1. Родовая подсудность — подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы. Родовая подсудность определяется характером дела, предметом спора, в том числе субъектным составом материального правоотношения

2. Территориальная подсудность (Общая) — иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика. Иск к юр. лицу предъявляется по месту нахождения юр.лица или его имущества

3. Альтернативная подсудность (Территориальная) — подсудность по выбору истца, т.е. когда дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе. Истец вправе выбрать суд для рассмотрения и разрешения дела.

4. Договорная подсудность (Территориальная) — т.е. стороны (истец и ответчик) вправе изменить территориальную подсудность по соглашению между собой. Они могут это сделать до принятия дела судом к своему производству.

5. По связи требований (Территориальная) — предъявление иска к нескольким ответчикам как одним, так и несколькими истцами. Ответчиками могут быть граждане и (или) организации, которые проживают (находятся) в разных местах. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким соучастникам.

4. Исключительная подсудность — исключает применение других видов территориальной подсудности: общей территориальной, альтернативной, договорной и по связи требований.

Добавить комментарий