Постсоветский период

Конец XX века отечественной истории является одним из драматических периодов, сравнимым лишь с некоторыми наиболее острыми и переломными в судьбе страны. Падение коммунистического режима, межнациональные конфликты, распад СССР, утрата влияния и престижа на мировой арене, становление новой политической системы с элементами демократии, рост преступности, экономический кризис — вот что определяет облик событий, произошедших в нашей стране, в 90-х годах XX века.

Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленной мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной естественно-политической и экономической ситуации рубежа 80 — 90-х годов оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации — все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

На этом, по сути, закончилась история СССР как единого государства — преемника Российской империи примерно в тех же территориальных и этнических границах. Правопреемником СССР стала Россия — уже иное государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе. Огромный конгломерат народов распался, местные интересы приобрели самодовлеющее значение. С 1992 г. в истории нашего Отечества наступил новый этап развития.

Актуальность темы: актуальность выбранной темы заключается в том, что в рассматриваемый период, по сути, закончилась история СССР как единого государства — преемника Российской империи примерно в тех же территориальных и этнических границах. Правопреемником СССР стала Россия — уже иное государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе. Огромный конгломерат народов распался, местные интересы приобрели самодовлеющее значение. С 1992 г. в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. Учитывая это можно говорить, что история социально – экономического развития России в постсоветский период – суть истории России.

Роспуск КПСС после Августовского путча, прекращение существования СССР и переименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в Российскую Федерацию (РФ) в декабре 1991 г. еще не означали, что покончено с советским социалистическим строем. В 1992 г., стремясь выйти из затяжного кризиса, порожденного всей системой «развитого социализма», Россия вступила на путь радикальных реформ. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и частное предпринимательство. Суть политических – в замене Советов отделенными друг от друга органами законодательной и исполнительной власти, избранными населением путем истинно демократических выборов.

К концу 1991 г. социалистическая система народного хозяйства, слегка подновленная полурыночными мерами периода «перестройки», оказалась на грани краха. Стремительно нарастал дефицит бюджета, который правительство СССР пыталось покрывать внешними займами и выпуском ничем не обеспеченных бумажных денег. Закономерным результатом такой политики стала инфляция; в условиях, когда цены устанавливает государство, она проявлялась в исчезновении товаров из магазинов, откуда они перекачивались на «черный рынок», в беспрерывном росте цен и спекулятивном обмене рублей на доллары на «черном рынке», в недофинансировании промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это вело к спаду, производства и сокращению с каждым месяцем числа занятых в производстве (за период с января по сентябрь 1991 г. число работающих сократилось на 9,9 млн. человек по сравнению с 1990 г.).

В заключении можно сделать следующие выводы:

Сложившаяся социально-экономическая система России в постсоветский период была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали уже половину федерального бюджета.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, её политические и экономические связи с внешним миром.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной ценности и независимости, обеспечения благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а так же помощи западных стран в проведении курса реформ.

Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами, поэтому сейчас внешнеэкономические связи рассматриваются как одно из средств, преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Реформы 90-х годов оказали глобальное воздействие на жизнь российского общества.

В результате радикальных преобразований резко повысился уровень преступности, выросла безработица, высокая смертность населения, низкий уровень рождаемости, а так же уровень реальных доходов.

Итоги проведения экономических реформ в постсоветской России продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободное ценообразование и начался процесс массовой приватизации, приведший к формированию рыночных отношений в обществе. Началась структурная перестройка экономики. А с другой стороны, «шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (прежде всего, в военно-промышленном комплексе), нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации-разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих — с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны. Трагической ценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян и снижение рождаемости.

Негативные проявления последствий рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фоне усилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмы управления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ были предприняты шаги по укреплению исполнительной федеральной власти и одновременно осуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований в направлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.

Распад СССР и ликвидация советского строя поставили проблему национально — государственной идентичности: является Российская Федерация (изменение официального названия государства было осуществлено 21 апреля 1992г.) продолжением исторической Руси – России как великой державы имперского типа, или она обречена на превращение в региональную державу с ограниченной ролью. Руководству Российской Федерации предстояло решить комплекс внешне — и внутриполитических проблем, сверхзадачей которых было сохранение мирового статуса России.

Внешняя политика. Достижением постсоветской дипломатии явилось сохранение за Россией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, что, наряду с принятием РФ правопреемства по международным обязательствам СССР, обеспечило российскую юрисдикцию в отношении оружия массового поражения на территории бывшего Союза и формальное сохранение статуса великой державы.

СНГ. Набравшие инерцию центробежные тенденции крайне затруднили реализацию потенциала сотрудничества.

В хозяйственной сфере усилия по созданию «единого экономического пространства» не увенчались результатами. Больших успехов удалось достичь в военно-политической сфере: были погашены конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Молдавии. Трудности России на этом важнейшем участке ее внешнеполитических интересов усугубляло нарастающее влияние стран НАТО , прежде всего, США, которые стремятся заполнить «постсоветский вакуум».

Бывший «социалистический лагерь». Россия бала вынуждена смириться с утратой влияния в странах Восточной и Центральной Европы.

Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В 90-е гг. были налажены контакты с Китаем, Японией, Индией и др. В 1998г Россия вступает в организацию стран Тихоокеанского региона, что существенно укрепило ее присутствие в этой динамично развивающейся зоне мира.

Отношения с Западом. Начиная с 1992 г. — принимается декларация о «прекращении холодной войны», осуществляются мероприятия по взаимному сокращению запасов оружия массового поражения, налаживается сотрудничество с военными структурами НАТО. Россия вступает (по политическим вопросам) в «семерку», преобразованную в «восьмерку – «клуб» ведущих держав мира.

Достижения в разрядке международной напряженности происходили на фоне падения международного веса России.

С одной стороны, это следствие ослабления военно-экономического потенциала страны (к концу 90-х гг. НАТО превосходило Россию по военным расходам в 20 раз, по ВВП — в 50). С другой — односторонних подходов российской дипломатии (министр иностранных дел А.В.Козырев), исходившей из того, что ликвидация советского режима интегрирует Россию с Западом. Однако партнеры, с удовлетворением воспринявшие падение советского режима, не были склонны признать Россию страной с либеральной политко — экономической системой. Уступчивость России воспринималась как признак отказа от самостоятельной политики. Не оправдал себя расчет на экономическую поддержку, породив проблему экономической зависимости. Односторонняя «нормализация» не могла не породить кризиса, который определился в 1999г. — в связи с событиями на Балканах. Натовские бомбардировки Югославии, обвиненной в геноциде в отношении мусульманского меньшинства, вызвали негативную реакцию российской общественности.

Внутриполитическиое развитие. Экономика. В 1992 г. правительство во главе с Е.Т. Гайдаром, в условиях острейшего экономического кризиса осуществило радикальную реформу («шоковая терапия»): переход на свободные (рыночные) цены и тарифы и приватизация (разгосударствление) собственности. Тактическая цель реформы, устранение угрозы экономического паралича, была достигнута: дефицит на потребительском рынке был устранен; ваучерная (ваучер — удостоверение на право владения долей государственной собственности) приватизация 47 тыс. (из 240тыс.) предприятий принесла в бюджет 150 млрд. рублей. Однако общая стабилизация экономических показателей не произошла. Цены за год выросли на 2400%, произошло резкое снижение жизненного уровня населения. В 1992 г. началось абсолютное сокращение населения России.

Причины: — инерционное воздействие советской экономической модели;

— развал союзного народнохозяйственного комплекса;

— острота кризиса к концу «перестройки», препятствующая реализации «мягкого» перехода в рынок;

— сопротивление части региональной и хозяйственной номенклатуры;

— просчеты в программе и ходе реализации «шоковой терапии» (недооценка экономической инерционности, лазейки в законодательстве);

-непоследовательность действий правительства (с лета 1992 в целях преодоления платежного кризиса началось увеличение денежной эмиссии, что вновь усилило инфляцию).

«Дефолт». Правительство В.С.Черномырдина (с декабря 1992г.) отказалось от борьбы за финансовую стабилизацию, попытавшись с помощью инвестиций стимулировать экономический рост. Политическая нестабильность, инфляция, криминализация экономики, препятствовали притоку средств в реальный сектор. В условиях «сжатия» экономики (в 1990 г. ВВП России составлял 990 млрд. долл., в 1997г. — -580), огромные обязательства государства по выплатам привели летом 1998 г. (правительство возглавлял С.В.Кириенко) к «дефолту» — отказу государства от платы по долгам., сопровождающемуся волной инфляции, кризисом банковской системы, вторичному (после 1992г.) обесцениванию денежных накоплений населения. Правительства Е.М. Примакова, С.В. Степашина справились с непосредственными последствиями «дефолта», начался медленный экономический рост, далеко не удовлетворяющий потребности страны.

Противоречивые итоги хозяйственного развития России в 90-е гг. свидетельствовали, что ультралиберальные надежды на саморегулирование экономики не оправдались

Социальные отношения. Складывается качественно новая социальная структура общества, характеризующаяся крайней дифференциацией уровней жизни. Формируется слой частных собственников, внутри которых доминируют «олигархи» — обладатели мультимиллионных состояний, тесно связанные с властными структурами. На другом полюсе — миллионы безработных, бездомных, беженцев, профессиональных нищих. К концу 90 — х гг. богатые составили 3- 5 % населения, «средний» класс — по разным оценкам — от 7 до 15%, бедные — 25 — 40%, нищие — 40 — 60%.

Политическое развитие. В начале 1992г. сохранялось сочетание советских органов с президентской структурой. Проблемы могли быть решены легитимно путем выработки новой Конституции. Однако российские власти избрали конфронтационный путь, что отражало нарастающее противостояние сторонников (ориентировавшихся на Президента) и противников (представленных большинством депутатов Верховного Совета) радикально — либеральных перемен.

21 сентября 1993 г. Президент объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов РФ и назначении новых парламентских выборов. Отказ парламентского большинства признать эти действия законными (что подтвердил Конституционный суд) и избравшего президентом вице — президента А.В. Руцкого привели к столкновениям в столице, вводу в столицу и обстрелу «Белого дома» (резиденция Верховного Совета) 4 октября, приведшему к многочисленным жертвам. Установился режим президентского единовластия, повлекший формальную ликвидацию советских структур, обязанности которых на местах передавались территориальным администрациям и выборным думам.

В соответствии с принятой в результате референдума 12 декабря 1993г. Конституцией, Россия объявлялась демократической правой федеративной республикой, в которой гарантируются плюрализм собственности и права граждан. При доминировании структур главы государства — президента, реализовывался принцип разделения властей (исполнительная — правительство и администрации субъектов федерации; законодательная — выборные Совет Федерации и Государственная Дума, образующие Федеральное Собрание, и местные представительные органы; судебная — совокупность судебных органов).

Президенство В.В. Путина. 31декабря 1999г. Б.Н.Ельцин подал в отставку, исполняющим обязанности президента стал глава правительства (с лета 1999г.) В.В.Путин. По результатам первого тура выборов, состоявшихся в марте 2000г., Путин был избран Президентом РФ.

Курс нового главы государства, получивший одобрение в обществе, предусматривал продолжение демократических реформ в условиях стабилизации общественно — политической жизни страны и укрепления ее международных позиций.

В 2000-2004гг в области внутренней политики были предприняты шаги по восстановлению субъектности (властно — регулирующей роли в интересах общества) государственных органов, подорванной в предшествующий период:

-проведены мероприятия по устранению клановых влияний на государственную политику;

— учреждено промежуточное звено регионального управления — семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента;

— путем приведения местного законодательства в соответствие с Конституцией и федеральными законами укреплено единое правовое пространство;

— в целях укрепления «вертикали» исполнительной власти пересмотрен порядок формирования верхней палаты парламента: вместо губернаторов членами Совета федерации стали представители региональных администраций и законодательных собраний;

— стимулирован процесс укрупнения политических объединений (по итогам выборов в Государственную Думу 2003 г. в нижней палате сформированы четыре фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина);

-продолжено реформирование экономики, направленное на совершенствование механизмов рыночного стимулирование производства;

— увеличены оборонные расходы и осуществлены шаги по реформированию вооруженных сил;

— предприняты решительные меры по пресечению вооруженного сепаратизма на Северном Кавказе (1994 — 1996 гг. федеральные силы предприняли неудавшуюся попытку сломить чеченский сепаратизм, фактически выведший республику, превращающуюся в один из центров международного терроризма, из состава России; в 1999 — 2000 г. в результате антитеррористической операции федеральный контроль был восстановлен).

В области внешней политики — в условиях роста международной напряженности, вызванной, прежде всего, угрозой глобального терроризма, главное внимание уделялось отстаиванию национальных интересов страны, налаживанию международного сотрудничества.

Выступая сторонником консолидации общественно — политических сил, Путин заручился внушительной поддержкой в обществе, что подтвердили выборы в марте 2004 г., закончившиеся убедительной победой действующего президента.

В настоящее время Россия сталкивается с комплексом сложных внутри — и внешнеполитических проблем.

На международной арене: активизация терроризма, угроза «расползания» ядерного оружия, рост экономической конкуренции. Внутри страны: сохраняющийся узел напряженности на Северном Кавказе; бедность — база социальной напряженности; проблемы качества роста экономики, сохраняющей сырьевую направленность; не завершенность политико-правового реформирования.

Приоритеты второго срока президентских полномочий В.В.Путина:

-рост качества жизни (жилье, здравоохранение, образование, пенсии);

— переход к высокотехнологичной экономике (инновационные механизмы, развитие рыночной инфраструктуры, налоговая и земельная реформы);

-повышение эффективности государства (совершенствование федеративных отношений, судебной системы, государственной службы);

— укрепление национальной безопасности (продолжение модернизации вооруженных сил, парирование внешних угроз, обеспечение устойчивого мира в Чеченской республике).

Мусаев Ислам Лечаевич к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11066

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ

Musaev Islam Lechaevich

Ph.D., Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law

FSBEI of HE «Chechen State University»

POST-SOVIET LAW: BASIC CONCEPTS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация

Закономерности, направления и тенденции, проявляющиеся в ходе развития и эволюции современных концепций в постсоветском праве; процессы, формирующие развитие перспективных направлений в законодательстве Российской Федерации; исследование условий развития и концептуальных перемен в законодательстве в условиях глобализации права, оказывающих значительное влияние на законотворчество в современной России, а также в субъектах Российской Федерации.

Применение общенаучных методов исследования, для системного анализа изучения правовых феноменов и обобщение полученных в итоге результатов исследования. Использование формально-логического, сравнительно-правового и структурно-логического методов познания. Научная новизна состоит в комплексном исследовании актуальных проблем формирования и основных концепций в постсоветском законодательстве; некоторые аспекты в состоянии и эволюции современной системы законодательства Российской Федерации, которые недостаточно проанализированы и отражены в правовой науке.

Ключевые слова: марксистско-ленинская идеология, система законодательства, законотворчество, мировоззренческая основа, концепции развития права, развитие гражданского общества, система права, развитие конституционно-правовой государственности, Чеченская Республика, законодательное регулирование, совершенствование законодательства.

Марксистско-ленинская идеология, как социально-политическое и философское учение, к концу ХХ века окончательно исчерпала свой потенциал, который служил цементирующей основой советского общества на протяжении всего существования СССР. В отсутствии марксистско-ленинской идеологии, той мировоззренческой основы миропонимания, постсоветское правоведение оказалась в запутанном, переходном состоянии.

«Марксгом-ленингом» как идеология, на протяжении всего ХХ века, являлась основной и единственной социально-политическим и философским учением, которая являлась определяющей советскую концепцию теории права и государства. Современная Россия, ставшая на путь правовых демократических преобразований во всех сферах деятельности, избавилась от коммунистической идеологизированного понимания права.

Концепцией развития права в современной России, как и во всем цивилизованном мире, должна основываться на принципах не отчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Данные принципы являются главными необходимыми правовыми основами, которые характеризуют правовое государство, его конституционный строй и гражданское общество. Постсоветское право, претерпев значительные преобразования в общетеоретических основах и отраслевых юридических дисциплинах, достигло определенных позитивных результатов в сфере становления новой правовой системы и государственности в современной России. Тенденции развития и путей совершенствования действующего законодательства на всех уровнях (общефедеральном, региональном и местном), его систематизации и кодификации, положительно

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#27Ш,2©1]9 / PHILOLOGICAL SCIENCES

отражаются на развитии права в целом. Значительными достижениями в постсоветском праве являются развитие и функционирование ряда новых научных дисциплин и исследовательских направлений в сфере частного права, публичного права, соответствующих актуальным нуждам конструктивных преобразований в современной России. Результатами преобразований явились, развитие конституционно-правовой государственности, правовой демократии, политического плюрализма, рыночной экономики. Вместе с тем, обсуждение перспективных концепций развития права, в науке и в современном Российском обществе остается проблемным и во многом нуждающейся в поисках общего знаменателя.

Актуальными проблемами для постсоветского права, на современном этапе, являются решение задач по формированию и развитию гражданского общества, развития правовых институтов государства, что непосредственно влияет на совершенствование современного законодательства. Совершенствование российского законодательства, направлено на повышение качества принимаемых законов, их адаптации к современным реалиям, успешного функционирования во всех отраслях права. Законотворчество в РФ, в основном, адекватно отражает уровень необходимый достижению общепризнанных международных норм и принципов. Законотворческая деятельность в РФ, направленна на принятие и эффективную реализацию новых законов, выполнение указов и постановлений, иных актов, служит преодолению различных конфликтов и коллизий, в том числе юридического характера. Совершенствование и гармонизация современного российского законодательства, для достижения нового уровня развития, нуждается в более динамичных и действенных мерах. Во многом противоречивые, но необходимые процессы модернизации современной российской государственности должны обеспечиваться более эффективной законотворческой деятельностью. Однако, остаются не решенными проблемы обеспечения единого правового пространства страны, связанные с бессистемностью и непоследовательностью в создании многих нормативных правовых актов: различные нарушения в расстановке приоритетов в правовом регулировании. Законотворчество на федеральном и региональном уровне должно развиваться с учетом действующего законодательства. Без должной согласованности со стороны законодателей всех уровней, невозможно избежать нарушений в координации систем правовых актов. Безосновательная спешка в подготовке и реализации проектов важнейших правовых актов, приводит к нарушению сформированных практикой правотворческих норм и правил законодательной техники. Характерной, пока не преодоленной негативной особенностью для современной России, остаются принятие нормативных решений в пользу групповых и корпоративных интересов.

Преодоление кризиса связанного с развалом СССР и становление современной России с образованием единого правового пространства страны,

основывается на Конституции РФ. Совершенствование и дальнейшее развитие законодательства в РФ и в ее субъектах, возможно только в направлении реализации положений «Основного закона». Сложившаяся иерархия в законодательстве РФ, обусловливает две ступени конституционного регулирования: 1). Конституция РФ, 2). Конституции субъектов РФ.

Для решения проблем, в сфере развития данной, двухуровневой системе законодательства и сложившейся системы законодательства и законотворчества, между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, необходим уравновешенный и сбалансированный подход. Главной стратегической задачей в современной России стоящей перед Конституцией РФ, перед обществом и государством, является построение успешного, правового демократического государства.

Постепенно накапливающиеся проблемные задачи в политико-правовой и в социально-экономической жизни, приводит к убеждению того, что существующие правовые основы страны и правовая организация общества нуждаются в качественном улучшении, отвечающим вызовам современного времени. В условиях бурного развития мировой экономики в целом, негативные обстоятельства правовой реальности современной России, особенно в сфере экономики (массовые правонарушения), тормозят процессы становления правового, экономически стабильно развивающегося государства.

С распадом СССР, в течении длительного времени продолжающиеся скороспелые «улучшения» и новации в законодательстве во многом усложнило и запутало общественное сознание, находившееся в определенные исторические этапы на грани деградации, патологии и апатии.

Остаются непреодоленными проблемы консолидации правосознания общества, связанные с разносторонними взглядами на историческое прошлое и перспективы будущего России, без которого сложно выйти из состояния неопределенности, отсутствия координации и непонимания текущей стратегической, социально-экономической и политической ситуации. Вследствие того, что ослабляется регулятивное влияние права на общественное сознание, в результате наблюдается заметное падение уровня правовой культуры граждан, переходящий в крайние формы нигилизма. Затянувшийся во времени процесс, перехода качества и количества законодательного материала, в качественно новый уровень правовой жизни и правовой культуры, отрицательно сказывается на правовые нововведения.

На развитие права в постсоветской России влияет множество факторов, связанные со сложным переходным периодом. Основными дискуссионными концепциями права в юридической литературе характерные для постсоветской России являются конституционно-демократическое (модернизированное марксистско-ленинское направление) и традиционалистское (антизападническое направление), которые по сути консервативны и обращены в

прошлое, не могут стать тем объединяющим началом для постсоветского права. Правопонимание, свойственное Конституции РФ, обусловлены теми базисными принципами, учитывающие фактор Конституции страны, осуществляющий переход от тоталитарного (антиправового социализма) к постсоциалистическому государственно-правовому строю. Связанные с данными реалиями обстоятельства во многом оставляют дискуссионными общие концепции и модели развития отраслей права в постсоветской России.

Важной задачей, решение которой дает возможность эффективного функционирования и успешного существования государства, является образования гражданского общества. Становление гражданского общества в Российской Федерации, в последнее время становится той необходимой реальностью, нужной для оптимального функционирования государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация идеи создания гражданского социума в России встречает множество проблем. Исторически сложившиеся реалии, такие как: слабость правовой культуры среди граждан и представителей всех уровней власти, огромная протяженность государственных границ, большая территория с различными климатическими зонами, пестрый национальный и многоконфессиональный состав населения.

Существуют множество других причин и сложностей в реализации идеи создания гражданского социума. Решение вопросов, способствующих единению национальных заинтересованно-стей, создание условий интеграции регионов, преодоление негативных явлений связанные с множественностью и раздробленностью управленческих структур, бюрократизм и несогласованность действий различных министерств и ведомств.

Сложившиеся реалии дают ясное понимание того, что без сильного и эффективного государства, осуществление правопорядка невозможно. В современном мире, сильным может быть только экономически развитое, правовое демократическое государство. Политические перспективы социума, находятся в прямой зависимости с формированием правового государства. Гражданское общество является фундаментом, стабильного правового государства. Государство подконтрольное гражданскому социуму, должно строиться на балансе взаимных заинтересованностей общества и государства.

Усилия, направленные на формирование гражданского общества, предполагают и достижение более высокой правовой культуры социума современной России, диктуют необходимость выработки нового правового мышления, обновление правовых традиций. Опорой правовой ответственности гражданина и государства, служит стабильность и устойчивость развития институтов гражданского общества и государства. Только правовое, демократическое и социальное государство выступает в ка-

честве одного из определенных зримых, действительных воплощений оптимистических прогнозов для России будущего.

Правомочность законодательных инициатив обеспечивает объективную возможность малым народам РФ принимать участие и отстаивать собственные национальные интересы в рамках реализации основной политики государства. Так, к примеру, в Чеченской Республике такое правомочие представлено Совету при Главе ЧР по развитию гражданского общества и защите прав человека и молодежи Чеченской Республики против коррупции, Региональной Ассоциации общественных объединений Чеченской Республики «Национальный совет общественных, молодёжных и детских объединений», Общественной палате ЧР и другим общественным организациям .

На текущий период времени, без института обращения граждан в учреждения государственной власти, невозможно представить себе отвечающее реалиям ХХ1 века, развитое демократическое правовое государство. В ст. 33 Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации», отразился определенный институт обращения граждан . Свое развитие данный институт, динамично развивается на уровне субъектов Российской Федерации.

Другой формой выражения воли народов России является: проведение пикетов, митингов, шествий, порядок проведения которых регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» . Одним из наиболее приемлемых форм отстаивания интересов гражданского общества, являются осуществление публичных слушаний. Новыми формами законотворческой инициативы граждан в современной России являются: реализация совместных мероприятий; формирования трехсторонних комиссий на уровне субъекта РФ; обсуждение различных проектов новых нормативно-правовых актов, затрагивающие интересы граждан отдельно взятого региона .

Список источников

1. Электронный ресурс http://www.opchr.ru/

2. Электронный ресурс http://constitutionrf.ru/. Конституция РФ 2019 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 09.11.2019.

5. Электронный ресурс https://www.garant.ru/. Гарант. РУ; информационно-правовой портал.

Добавить комментарий