Правила поведения в первобытном обществе

Образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.

Жизнь общества на ранних ступенях развития строилась на началах самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного.

Но, раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса.

Что же предшествовало государственно-организованному обществу? История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Орудия труда были несовершенны (палка, топор), а производительность труда низкая, не всегда соответствовала даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека.

Чтобы обеспечить свое существование, люди должны были объединять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жизни общества лежала коллективная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства.

Все члены общества в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения.

Род(родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке.

Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы собственником средств производства, организатором общего труда. Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, производственные, религиозные и другие интересы.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытном строе были:

а) родовые собрания (народные собрания);

б) старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода;

в) военачальники, выполнявшие функции власти во время войны;

г) жрецы, осуществлявшие религиозные функции власти.

Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Все важнейшие вопросы жизни рода решались народным собранием.

Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял их старейшин и военачальников родов.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы.

Такими нормами были обычаи.

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку людей в результате многократного применения в течение длительного времени и стало естественной жизненной потребностью.

Обычаи регулировали труд людей, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений.

Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Черты первобытных обычаев:

1) они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

2) они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом.

Специальных органов принуждения не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

3) не было различия между правами и обязанностями членов рода: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право, поэтому все социальные нормы первобытного общества по содержанию мононормы.

Вывод:общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

2. Причины возникновения государства.

Основные теории происхождения государства

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования.

По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.

Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло.

Третье крупное общественное разделение труда – появление купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства, а занимаются обменом товаров.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его жизни.

В результате этого появился избыточный продукт. А это привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

Избыточный продукт создавал возможность накопления отдельными семьями, их главами, прежде всего старейшинами и военачальниками, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность.

В новых экономических условиях родоплеменная организация власти становится несостоятельной. Требуется уже другой властный орган, который смог бы управлять качественно новыми общественными отношениями.

Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Такой организацией, выделившейся из общества, становится государство.

Государство – это особая организация власти, состоящая из специальных органов, постоянно занимающихся управлением делами общества. Существует несколько теорий происхождения государства.

1. Теологическая (Аврелий Августин VI-V в., Фома Аквинский). Возникновение и сущность государства связаны с божественным первоисточником: вся власть – от бога.

2. Патриархальная. Основателями ее были Платон, Аристотель, Н. Михайловский (ХIX в.)

Платон в труде «Государство» утверждал: «Государство вырастает из семьи. Власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви».

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх».

Фильмер доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

«за» — изучение архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур создавались у них по аналогии с семейными.

«против» — наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление)

Во времена первобытных людей, когда никаких законов, конституций и других сводов правил ещё не существовало, людьми управляли инстинкты. Это мало чем отличало древних людей от диких животных. Наши праотцы были полностью подчинены власти инстинктов, передавая их сквозь поколения через гены.
С развитием умственных способностей в процессе эволюции, зависимость от власти инстинктов начинала ослабевать. Их постепенно заменяли социальные нормы. Они зародились ещё на ранних стадиях формирования самого общества. Людям необходимо было совместно решать множество задач, а для этого уже нужны были какие-то общепринятые правила.
Социальные нормы первобытного общества уже не давали права на необдуманные импульсивные действия, не ведущие к серьёзным последствиям. Раньше человек мог, не думая реагировать на все раздражающие факторы окружающего мира. Теперь же, между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, призванные регулировать поведение каждого человека в обществе. Эти правила и стали называться социальными нормами.
В период первобытного общества сформировалось несколько видов социальных норм. Их все можно разбить по определённым группам.

Разновидности социальных норм в первобытном обществе

 Обычаи. В процессе становления общества во взаимоотношениях между людьми установились
определённые правила поведения. Многократно повторяясь в течение многих лет, они сформировали обычаи. Обычаи соответствуют самому правильному поведению человека в различных ситуациях. Их можно рассматривать как общепринятую реакцию человека на различные внешние события. Устоявшиеся обычаи передавались от старых к молодым множество веков.
​ Нормы морали. В процессе развития, люди начинали постепенно вырабатывать такие понятия,
как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это положило основу появлению норм морали. Появились они гораздо позже обычаев. С развитием способности оценивать свои поступки и поступки соплеменников, у людей стало формироваться своё видение того, какие вещи не могут считаться допустимыми в их обществе.
​ Религиозные нормы. Необразованность первобытных людей и незнание ими причин многих
природных явлений, привело к формированию религиозного мировоззрения. Стали появляться культы различных богов, жертвоприношения. Люди стали убивать животных или даже себе подобных, чтобы задобрить богов.
​ Система табу. Позже, у первобытных людей сформировался определённый свод правил,
нарушение которых могло привести к тяжёлым последствиям. Так появилось табу — сакральное предписание, категорически воспрещавшие делать определённые вещи. Многие историки полагают, что используя табу, вожди древних племён вырабатывали у своих сородичей покорность и послушание их приказам. Появление табу привело к контролю людьми своих инстинктов. Они больше не были полностью в их власти, как животные. Советский этнограф Е.А. Крейнович полагал, что табу имеет социальные корни. Например, у нивхов — народа, населяющего территории России, Японии и Галиции — система табу выражена в борьбе разных групп людей. Основана эта борьба на противоречиях, возникающих между различными поколениями, а также между мужской частью племени и женской. Охотники, жившие в каменном веке, запрещали женщинам и более молодым представителям племени, есть лучшие куски медвежьего мяса, оставляя их для себя. Хотя, добывали пищу как раз более молодые и ловкие охотники, она всё равно доставалась в первую очередь старейшим представителям племени.
​ Зарок. В отличие от табу, когда окружающее общество запрещало человеку делать те или иные
вещи, зарок представлял собой клятву отказа от чего-либо, которую человек давал сам себе. В местах, где допускалась кровная месть, человек мог поклясться, что не вернётся домой, пока убитый родственник не будет отмщён. В общественном строе древних людей зарок являлся чем-то вроде способа показать свою индивидуальность и характер.
​ Заклинание. Различные заклинания были очень распространены среди пещерных людей. С их
помощью человек пытался оказать влияние на другого человека, заставляя его сделать нужные для себя вещи. Или, наоборот, отказаться от каких-то своих намерений. Разновидностью заклинаний являлись проклятия. В этом случае, человек обращался к сверхъестественным силам с призывом наказать или даже убить другого человека.

Человек, живший в первобытном обществе, был окружён множеством предписаний и запретов. Некоторые социальные нормы первобытного общества, пусть и видоизменившись, дожили до сегодняшних дней. А некоторые сейчас выглядят варварством и дикостью.

Причины появления социальных норм

Ещё до возникновения государств, первобытным людям уже нужны были какие-то общие нормы и правила, согласно которым они могли бы объединяться для выполнения тех или иных задач. Люди уже не могли себе позволить действовать, полностью опираясь лишь на инстинкты и не отличаясь этим от животных. Ведь человечество наделено разумом.
Со временем, всё больше и больше пробуждалось в людях чувство коллективизма. Каждый человек должен был не просто брать, но и отдавать что-то окружающим. Для этого нужны были общие регулирующие нормы. Каждое действие человека оценивалось с точки зрения его соответствия тогдашним понятиям о добре и зле, справедливости и чести. Люди постепенно приходили к пониманию, что их собственное благополучие зависит не только от удовлетворения личных желаний, но и от жизни в гармонии со своими соплеменниками. Социальные нормы, сформировавшиеся в те далёкие годы, позволили людям решать такие важные проблемы, как борьба за выживание и обеспечение внутреннего порядка жизни внутри племени.
Социальные нормы первобытного общества основывались на опыте людей. Не имея идеализированных представлений о том, как все должно быть, они могли лишь сравнивать свой опыт, накопленный столетиями, с текущим положением дел. Это приводило их к выводу о том, что делать допускается, а что должно быть под строжайшим запретом.
Ограничивая себя в своих желаниях и подавляя животные инстинкты, люди сдерживали своё негативное влияние на окружающую среду и развитие собственного рода.

Общество – это совокупность людей, которые исторически поколениями проживают на определенной территории, связанные определенной общностью, экономической, политической, духовной жизни, государственно-правовое пространство.

Власть – это одна из форм управления соц процессами, при которой согласованная совместная деят-ть людей подчиняется определенному руководящему началу, путем определения доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.

Власть возникает при социализации человека, начинает формироваться на уровне формирования человеческого стада, когда появляется потребность в управлении соц процессами.

1. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

2. Социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.

3. Совпадение субъекта и объекта (объект воздействия) власти — источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Власть была по своей природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

4. повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Старейшины и другие «должностные лица» рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.

5. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.


6. отношения регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Особое место занимало табу (запрет). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей, сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест).

7. В догосударственном обществе, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).


8. Власть носила личностный характер, т.е. распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

4. Причины и процесс образования государства как организации власти.

Значительное время в своей истории люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало, чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшину рода и в необходимых случаях военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в любое время.

Власть покоилась на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воинскую доблесть. Власть опиралась на силу авторитета его носителя, а не на авторитет силы. Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта.

Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство.

Существует несколько объективных предпосылок образования государства:

1)Влияние природных явлений (космических, сейсмических, географических, климатических) на формирование государства и права можно считать первоначальным объективным факто­ром, не зависящим от человека и даже непредсказуемым по тем временам. Такое влияние могло выражаться

а) через природ­ные катаклизмы (например, экологическая катастрофа, вызванная предположи­тельно космическими и тектоническими изменениями и по­влекшая за собой движение ледников, наводнения и проч.) Для того чтобы выжить как вид, человече­ство вынуждено было изменить свое бытие: от охоты, собирательства плодов, рыболовства перейти к изго­товлению необходимых изделий, орудий труда, производству продуктов питания.

б) влияние на становле­ние и особенности государств Ближнего Востока, Африки, Америки, оказали географические и климатические условия, предопределившие возможность развития земледелия, необходимость сооружения и эксплуатации мощных ирригаци­онных и культовых сооружений, создание измерительных «ин­струментов» (лунных и солнечных календарей).

в) природные явления косвенно влияли на форми­рование государственно-правовых институтов через мифы, ри­туалы, сознание людей и стереотипы их поведения. Для того чтобы выжить, люди вынуждены были объединяться перед сти­хийными силами природы.

2)Среди экономических факторов, влияющих на возникно­вение государства и права, главным является развитие произ­водства, переход от присваивающей к производящей экономи­ке (особенно в европейских странах). Переход к производящей экономике послужил толчком к 3-м крупным разделениям общественного труда:

а) отделению скотоводства от земледелия,

б) отделению ремесла

в) обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

i) В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

ii) Разделение труда привело к повышению его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

3)Человеческий (антропологический) фактор. Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест, что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное – функции управления прибавочным продуктом. В духовно-психологическом плане у человека уже есть некие варианты выбора и поведения. С точки зрения интеллектуального развития он дошел до понимания необходимости уступки части своей ин­дивидуальной свободы в пользу политической консолидации. Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего слоя, класса.

4)Общественный (социальный) фактор – зарождение государства нача­лось с дробления родовой общины на патриархальные семьи — их интересы уже не совпадали с интере­сами общины. С развитием трудовых и производственных от­ношений, с появлением прибавочного продукта, частной соб­ственности постепенно начинается расслоение общества на со­циально обособленные слои, группы, сословия, касты, классы. Возникает раннеклассовое государство.

Исторические пути возникновения государства

Европейский путь – главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. У греков государство возникло в силу исключительно внутренних причин и процессов развития общества (развитие производства, появления частной собственности, классов, разрыва родовых связей и т. п.). В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Восточный путь возникно­вения государств, которые появились сначала на Древнем Востоке, затем в Африке, Америке. На восточный путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

Добавить комментарий