Право отождествляет с законом

«Право имеет тот, на чьей стороне сила;

границы наших сил – наши законы».

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

«право» — разностороннее содержание. Во-первых, общесоциальный смысл (моральное право, право народов и т.п. Во-вторых, определенная правовая возможность конкретного субъекта(принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания:право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). В-третьих, юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей(объективное право: конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры). В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания.

Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может преврати-ть в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Таким образом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

Право — система норм (правил поведения):

· обусловлена материальными и соц.-культ. условиями жизни общ-ва, его классовым и национал. составом, традициями и обычаями;

· является результатом сочетания индивидуальн., коллективн. и общих интересов;

· выражена в спец. источниках;

· является общеобязательной и обеспечиваемой государственным принуждением;

· направлена на регулирование поведения людей посредств. меры дозволенного.

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим органом законодательной (представительной) власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Термин «закон” многозначен. В узком смысле это акт высшей юр. силы, принятый органом законодат. власти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права.

В современном правоведении выделяются в основном два подхода к соотношению понятий:

1. Позитивистский — право практически полностью отождествляется с законом, а точнее, — с нормативными правовыми актами, исходящими от государства. Такой подход получил наименование нормативного, где речь в основном идет об основах законодательной техники, о возможностях государственных органов по созданию нормативных документов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения. Наибольшее внимание такой подход уделяет форме права, а именно созданию нормативных документов.

2. Неопозитивистский — право не отождествляется с законами и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание заложен правовой идеал. Такой подход получил наименование социологического, в котором основная идея содержится даже не в гуманизме и справедливости, а в том, что право рождается внутри самого гражданского общества.

Стремление отождествить право и закон имеет опр. основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юр. нормы не сущ-ют.

Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права.

Право создается обществом, а закон – гос-вом. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не явл. правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос. власти. Подобные законы м. определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания.

Право появляется задолго до закона в виде неписаных правил поведения – обычаев, санкционированных государственной властью, берущих свои истоки в родовом строе, где они впитали в себя общую волю всех членов общины и, по существу, выполняли роль моральных правил. Эти обычаи, в конечном счете, и трансформировались в закон, но произошло это значительно позже, благодаря развитию культуры, письменности и вообще цивилизации.

Добавить комментарий