Правовая охрана вод

Охрана вод регулируется законодательством Российской Феде рации о водных ресурсах и недрах, (подземные воды являются как полезным ископаемым, так и водными объектами), а также рядом правительственных и ведомственных нормативных актов (инструкций, положений, базовых и государственных нормативов). Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса Российской Федерации (ноябрь 1995) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и нормативных правовых актов ее субъектов, регулирующих водные отношения. Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях: обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; сохранения качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации негативного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Закон «О недрах» (февраль 1992) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и ох раной подземных вод как полезного ископаемого. Он «содержит правовые и экономические основы рационального комплексного использования и их (недр) охраны, обеспечивающих защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также пользователей».

Пользование водами регулируется лицензиями, которые имеют разрешительный характер. Права и обязанности владельца водным объектом, цели и сроки его использования и т.д. оговорены в Положении о порядке лицензирования пользования недрами (1992) и в Инструкции по его применению (1994).

В период подготовки к изданию настоящего учебного пособия в России стали готовиться новые редакции большинства законов, регламентирующих использование природных ресурсов, а также Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, ис пользования и охраны природных, и в частности, водных ресурсов.

ОХРАНА ВОД — система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения природных вод.

Охрана вод является одной из составляющих Охраны природы. В процессе жизнедеятельности общество оказывает на водные объекты разнообразное влияние, которое приводит к изменению их естественного состояния. Одни из них влияют на объём водных ресурсов и гидрологический режим водных объектов, другие — на качество вод, состояние водных экосистем и прилегающих территорий. Масштабы водопользования стали в большинстве стран лимитирующим фактором социально-экономического развития. Использование водных ресурсов, охрана и восстановление водных объектов осуществляются в рамках водного хозяйства (водохозяйственной деятельности). Выделяют промышленное, энергетическое, коммунально-бытовое, сельскохозяйственное, транспортное, рыбохозяйственное, рекреационное, чрезвычайное и природоохранное водопользование. Решения органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов являются обязательными для исполнения всеми водопользователями.

Негативные воздействия на водные ресурсы и их защита. К наиболее распространённым негативным изменениям водных ресурсов относят их истощение и загрязнение водных объектов многочисленными отходами разнообразных производств и жизнедеятельности человека и животных. В РФ существует «Классификация источников загрязнения водных объектов» (Инструкция НВН 33-5.3.03-85).

Для защиты водных ресурсов от истощения и загрязнения вредными веществами предусмотрен комплекс мер: разработка соответствующих законодательных актов; организация мониторинга водных объектов; охрана поверхностных и подземных вод, включая очистку промышленных и бытовых стоков; государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов. Отношения в этой сфере в России регулируются Водным правом.

Главную роль в Охране вод играет государственный учёт поверхностных и подземных вод, который осуществляется в целях текущего и перспективного планирования рационального использования водных ресурсов, их восстановления и охраны. В основе учёта лежат данные государственного мониторинга и сведения, предоставляемые водопользователями.

Мониторинг водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПРиЭ РФ), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Санитарно-эпидемиологическая служба России отвечает за санитарную охрану водоёмов. Кроме того, функционирует сеть санитарных лабораторий на предприятиях, занятых изучением состава сточных вод и качества воды водоёмов. Органы Роспотребнадзора осуществляют государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов и водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.

В России с целью Охраны вод составляются генеральные, бассейновые и территориальные схемы использования водных объектов, в которых определяются принципиальные направления развития водного хозяйства страны. На их основе разрабатываются бассейновые схемы рек и других водных объектов. Территориальные схемы, которые создаются на основе генеральной и бассейновой схем, охватывают конкретные экономические районы страны и субъекты РФ. На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или в курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т. п.

Водоохранные мероприятия предусматривают также устранение негативных воздействий хозяйственной деятельности человека и осуществление строгого контроля за промышленным и сельскохозяйственным стоком вод, обеспечивающего экологическое благополучие в речном бассейне, ограничение нерационального потребления вод. Защита природных вод от загрязнения включает: наблюдение за водными объектами; создание водоохранных зон; развитие безотходных и безводных технологий, а также систем оборотного (замкнутого) водоснабжения; очистку и обеззараживание поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения; очистку сточных вод и удаление минеральных остатков биогенных веществ для предотвращения эвтрофирования водных объектов, в которые сбрасываются очищенные сточные воды. Кроме того, водоохранная деятельность должна быть направлена на предупреждение неблагоприятного воздействия вод (наводнения, маловодья, опасные русловые деформации, опасные ледовые явления и др.).

Смотри также Загрязнение окружающей среды, Очистка природных вод, Очистка сточных вод.

Управление водными ресурсами предполагает организацию охраны вод от загрязнения и засорения. Под загрязнением вод можно понимать сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения. Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

Источниками загрязнения и засорения являются объекты, осуществляющие сброс или поступление иным образом вредных веществ в водные объекты. Это – промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах. Если объем загрязнения и засорения вод от промышленных и сельскохозяйственных предприятий за последние десятилетия уменьшился, то стоки жилищно-коммунального хозяйства увеличиваются, что обусловливает необходимость некоторой перестройки правового регулирования охраны вод от загрязнения и засорения отходами потребления и производства.

Специальные требования охраны вод установлены к таким загрязняющим видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах. При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи и водопользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение подземных водных объектов.

Последнее время в связи с ростом урбанизации и необходимостью повышения экологических требований вызывают беспокойство состояние кладбищ и скотомогильников, в которых споры опасных заболеваний могут сохраняться столетиями и попадать в воды, являющиеся источником питьевого водоснабжения. В бассейне реки Волги указанных захоронений насчитываются сотни, прошедших учет и инвентаризацию. А часть остается пока не известными и обнаруживают себя после загрязнения и заражения подземных водных объектов. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой внесены в администрации десятков субъектов РФ представления, предписания и предостережения (в зависимости от состояния и опасности объекта) об устранении нарушений водного законодательства в связи с нахождением на водосборной площади кладбищ и скотомогильников, которые могут стать источниками массовых инфекционных заболеваний.

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Существенную опасность представляют техногенные аварии и катастрофы: в России ежедневно происходит одна-две крупные аварии на трубопроводах, еженедельно – на транспорте, ежемесячно – в промышленности, раз в полгода – крупномасштабные аварии.

Большое значение для предупреждения аварийного загрязнения водных объектов, ликвидации чрезвычайных ситуаций и бедствий имеет режим гласности, информационного обеспечения охраны водных объектов и всей окружающей природной среды, участия общественности и населения в преодолении вредного воздействия вод. Законодательством РФ о государственной тайне запрещается закрытие прогнозов и сведений о стихийных бедствиях, катастрофах, экологической информации.

В водном законодательстве предусматриваются меры охраны своеобразных водных объектов – болот от загрязнения и засорения. Под болотами понимается избыточно увлажненный участок поверхности земли, характеризующийся накоплением в верхних горизонтах остатков растительности, превращающейся в торф. Болота отличаются от заболоченных территорий слоем торфа в 30 см и более. Может приносить вред осушение болот, под которым понимают комплекс гидротехнических и других мер по удалению излишков воды из почв и горных пород для различных хозяйственных целей. Массовое осушение болот министерством мелиорации и водного хозяйства в 1970–1980-е гг., по сообщениям СМИ, приводило к изменению водного баланса на больших территориях и даже к изменению климатических характеристик местностей. Направленное на повышение плодородия почв и оздоровление местности осушение не должно приводить к обеднению водой той или иной местности, в частности на торфяных почвах.

О водно-болотных угодьях приняты и действуют нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, разработанные в развитие европейских и иных международных соглашений об их сохранении, что обусловливается более значительным вторжением хозяйственной деятельности человека в водные системы и осознанием роли болот в поддержании водохозяйственного баланса и среды обитания. Болота как водные объекты нуждаются в охране при разведке и добыче полезных ископаемых, использовании ядохимикатов в сельском хозяйстве, засорении отходами.

Можно полагать, что законодатель совершенствует и кое-где значительно усиливает правовое регулирование водных отношений, внедряя гражданско-правовые методы взамен административных. Практике предстоит делать вывод об уровне и оправданности такого направления в отношении использования и охраны вод, где их использование, состояние качества, ограниченность и уязвимость касаются всего населения, публичных, национальных, глобальных интересов.

Водные ресурсы, как и водные объекты, их содержащие, подлежат охране от различных видов негативного воздействия. Одними из наиболее эффективных мер их охраны являются правовые меры, состоящие в установлении водным законо

дательством требований в области использования и охраны вод и механизмов обеспечения их соблюдения (мониторинг, контроль, меры юридической ответственности и др.).

Действующий ВК РФ предусматривает ряд таких требований, несоблюдение которых может повлечь неблагоприятные последствия для водопользователей в виде применения к ним мер юридической ответственности. Требования, предусмотренные ВК РФ, можно условно разделить на несколько – это требования, направленные на охрану:

  • – водных объектов (в том числе болот, а также ледников и снежников) от загрязнения и засорения (согласно которым запрещается захоронение в водных объектах отходов производства и потребления, ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс сточных вод, содержащих данные вещества, а также проведение на водных объектах работ, в результате которых осуществляется сброс в них радиоактивных и токсичных веществ);
  • – подземных водных объектов (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты, обязаны принимать меры по предотвращению их загрязнения и засорения, а также истощения подземных вод и соблюдать нормативы допустимого воздействия);
  • – водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем (согласно которым в ходе указанной деятельности должно учитываться их влияние на водные объекты и соблюдаться нормативы допустимого воздействия на них);
  • – водных объектов при проведении работ (согласно которым при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий должны учитываться экологические и градостроительные требования; при заборе воды водопользователи обязаны предотвращать попадание водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения);
  • – водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты в данных целях, должны соблюдать температурный режим водных объектов, учитывать интересы иных водопользователей и принимать меры к сохранению водных биологических ресурсов, объектов животного и растительного мира, соблюдать требования, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий).

Вместе с тем помимо закрепления специфических правовых требований, направленных на охрану водных объектов от различных видов негативного воздействия, действующий ВК РФ устанавливает также режим особой правовой охраны для некоторых природных объектов, непосредственно связанных с охраной вод.

К таким объектам относятся прежде всего специальные зоны – территории, обладающие особым правовым режимом и предназначенные для охраны водных объектов. Среди указанных зон следует выделить следующие.

1. Водоохранные зоны водных объектов – территории, примыкающие к береговой полосе водных объектов, на которых устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее возможного негативного воздействия, а также в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и иных объектов животного и растительного мира. В частности, в пределах водоохранных зон запрещено: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и иных вредных веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянок на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ширина водоохранных зон, начинающихся от береговой линии, определяется действующим ВК РФ исходя из протяженности водотоков (рек и ручьев) от их истока: до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой), от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200 м, радиус водоохранной зоны устья – 50 м. Для водоемов (озер и водохранилищ) она составляет 50 м (кроме озер, расположенных внутри болота, или площадью менее 0,5 кв. км). Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

В состав водоохранных зон входят прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В частности, в их пределах запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина прибрежных защитных полос может достигать 30–40 м в зависимости от уклона берега водного объекта, 50 м для расположенных в пределах болот проточных или сточных озер и соответствующих водотоков и 200 м для водоемов, имеющих особое рыбохозяйственное значение.

  • 2. Зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, – территории, устанавливаемые в целях охраны от загрязнения, засорения и иных негативных воздействий водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.
  • 3. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах – водные объекты и речные бассейны, объявленные таковыми, ввиду того что в результате техногенных и природных явлений в них происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного или растительного мира и иным объектам окружающей среды.
  • 4. Особо охраняемые водные объекты – водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые признаны таковыми в установленном законодательством порядке и режим которых определяется согласно законодательству об особо охраняемых природных территориях.

Законодательством предусмотрена ответственность за ненадлежащее отношение к водным объектам. По административному кодексу предусмотрены наказания в виде штрафов. Если такие меры наказания не помогают, к нарушителям применяется уголовные наказания. Чтобы уберечь оставшиеся ресурсы, разработаны меры на законодательном уровне.

Полностью защитить воду от всех загрязнений невозможно. В нее попадают неучтенные стоки и естественные загрязнители. Наряду с охраной водоемов от загрязнений, разрабатываются мероприятия по восстановлению водных ресурсов. Разработаны технологии очистки воды от органических и неорганических примесей, механической взвеси. После такой многоступенчатой обработки стоков удается сбрасывать в водоемы практически чистую воду.

Правовая охрана вод

Основной законопроект, регламентирующий состояние рек, озер, морей, водохранилищ – Водный Кодекс. В главе 6 говорится об ограничениях использования природных ресурсов. Они регламентируются СанПиНом, охраной поверхностных вод от загрязнения занимаются пользователи объектов – они снижают объем грязных стоков, волонтеры из общественных организаций – проводят всевозможные акции. Предварительно определяются основные загрязнители, разрабатываются меры по минимизации их влияния.

По закону, запрещающему загрязнять водоемы, удается предотвратить загрязнение воды человеком в необратимых масштабах. Правовая защита природных ресурсов не допускает загрязнение вод, в УК РФ определена мера ответственности физических и юридических лиц. Водозабор проводится потребителями для технологических и бытовых нужд, обогрева. При разработке инженерной инфраструктуры на современных предприятиях создается система использования жидкости по замкнутому циклу:

  • происходит многоступенчатая очистка стоков;
  • затем жидкость, соответствующая техническим нормам, используется для отопления, производственных целей.

Санитарная охрана водоемов – это комплекс мероприятий, включающий:

  • правовое регулирование;
  • природоохранные мероприятия;
  • определение границ водоемов, они устанавливаются в охраняемой зоне.

Знаки охраны воды от загрязнения необходимы у питьевых водоемов в пределах водозабора и выше по течению. В этой зоне запрещено купаться, мыть машины, складировать бытовой мусор. Часто факторами, ухудшающими состояние питьевых водоемов, являются загрязнители, поступающие с бытовыми стоками. Возрастает содержание аммиачных соединений, фекальных масс, фосфатных компонентов, входящих в состав моющих средств. Нормы СанПиН направлены на сохранение природных ресурсов.

Химический состав закачиваемой в систему водоснабжения, нормы концентрации загрязнителей определены сводом правил. Предельно-допустимые концентрации и список загрязняющих веществ периодически пересматриваются.

Мониторинг водных объектов

С целью улучшения состояния разработаны указания:

  • по проектированию канализационных систем;
  • заборе проб на определение загрязнителей;
  • периодичности проведения контрольных мероприятий.

Мониторингу подлежат водоохраные зоны. Проводится всесторонняя оценка концентрации загрязнителей. На основании данных мониторинга разрабатываются природоохранные мероприятия, выписываются предписания по устранению нарушений очистки стоков.

Ведение государственного водного кадастра

Водный кадастр ведется для фиксации информации о каждом открытом и подземном водоеме, который потенциально может служить объектом для хозяйственной деятельности. Фиксируются данные:

  • места нахождения источника с координатами;
  • формах использования водных ресурсов;
  • бытовых или гражданских объектах, которые пользуются источником в своих целях (производят забор для хозяйственных, бытовых нужд, сливают очищенные промстотоки, канализационные жидкости);
  • степень загрязнения водоема, виды загрязнителей.

На основании данных Водного кадастра оценивается эффективности использования ресурсов, разрабатываются мероприятия по защите воды от загрязнения. Государственный учет необходим для сохранения водных ресурсов страны. В кадастре содержится информация:

  • о реках, протекающих по территории страны;
  • озерах, представляющих интерес как питьевые или промысловые водоемы;
  • искусственных водохранилищах, созданных для увеличения мощности электростанций или стабилизации водоснабжения городов;
  • внутренних морях;
  • прибрежной океанической акватории.

Данные учета используются для перспективного планирования развития территорий, строительства новых предприятий.

Действия для устранения и предотвращения загрязнения рек, морей и океанов

Разработка мероприятий по охране речных вод способствует сохранению возобновляемых водных ресурсов. В рамках природоохранного комплекса мер регулируется деятельность общественных организаций, созданных для улучшения экологической ситуации в регионах. Они тоже заинтересованы в охране речных вод от загрязнений, проводят акции по сбору и утилизации мусора на прибрежных участках, посещаемых местными жителями. Чистят дно в зонах купания.

Меры по предотвращению обмеления водных объектов направлены на сохранение зеленых насаждений, предупреждению лесных пожаров. Водные объекты – часть единой экосистемы. Сохраняется популяция водоплавающих и околоводных птиц, условия их гнездования. Предусмотрено сохранение животного и растительного мира на прилегающей территории. Нормативы загрязнения поверхностных вод определяют концентрацию загрязнений, при которой водная система сможет восстановиться.

Охрана поверхностных вод от загрязнения

Снизить загрязняющую нагрузку на водный объект поможет очистка стоков. В рамках мер охраны воды от загрязнения предусмотрено:

  • строительство новых очистных сооружений;
  • внедрение технологий восстановления первоначальных свойств и очистки жидкости от механических и химических примесей;
  • сбор мусора у водоемов.

Современные методы очистки стоков помогают снизить загрязненность органическими компонентами на 85%. Для удаления органических загрязнителей с поверхности применяются коагулянты. Они впитывают масляную пленку, нефтепродукты. Проводится биологическая очистка водных объектов с целью восстановления естественной среды.

Доочистка сточных жидкостей на территориях с системой принудительного орошения экономятся водные ресурсы, забор их уменьшается. Снижается объем химических ядохимикатов, для защиты растений применяют биопрепараты, не оказывающие пагубного действия на экосистему. Для финансирования природоохранных мероприятий установлены сборы за пользование водными объектами.

Защита подземных вод от загрязнения

В последние годы возросло число скважин. Активно используются подземные источники.

Охрана внутренних вод России направлена на защиту поземных источников, они тоже заносятся в перечень водных объектов. Загрязнение происходит:

  • во время водозабора;
  • при разработке скважин;
  • от попадания загрязнителей из подземных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых стоков;
  • техногенного поражения (прорыва трубопроводов, транспортирующих агрессивные или токсические компоненты).

Особенно опасно бактериальное заражение. Микроорганизмы попадают с полей, полигонов. Охрана подземных вод от истощения и загрязнения регламентирована законодательством.

Методы очистки воды от загрязнения

Предусмотрена первичная и вторичная переработка стоков. Сначала применяют механический метод очистки от загрязнений. Удаляются нерастворимые примеси, волокнистая взвесь. При фильтрации удаляются сначала крупные, затем мелкие частицы. Фильтровые системы защиты воды от загрязнения спиртами устанавливаются на химических предприятиях.

Вещества, разрушающие органические вещества, используются для очистки стоков, когда происходит загрязнение воды белковыми органическими соединениями. Методы абсорбции, коагуляции, хлорирования, озонирования помогают очистить стоки до приемлемого для слива состояния. Они поступают в реки, озера, водохранилища с минимальным содержанием биологических и химических веществ.

Современные методы очистки – самая действенная мера по сохранению водных объектов. Второй способ улучшения состояния стоков – внедрение перспективных технологий, уменьшающих объем промышленных отходов. Переход на пользование водными ресурсами по замкнутому циклу снижает объем потребления до 20%.

Экологические методы направлены на снижение загрязнителей в открытых водоемах. Это:

  • строительство заградительных сооружений, препятствующих движению грязных стоков;
  • использование натуральных средств для защиты растений на прилегающих полях;
  • посадка зеленых насаждений по берегам, вдоль близко расположенных дорог (листва впитывает свинец, тяжелые металлы, другие загрязнители);
  • удаление грязных иловых отложений, отравляющих водоем, поглощающих кислород, мешающих восстановлению экосистемы.

Очистка воды в домашних условиях

При грамотной утилизации отходов удается очищать загрязненную воду до ее попадания в систему водоотведения. Существуют натуральные моющие средства, не влияющие на экосистему.

При пользовании растворителем, скипидаром, другими химическим жидкостями рачительные хозяева, имеющие автономную систему очистки стоков. проводят очистку жидкостей от органических соединений. Водители, техперсонал, содержащие автомобили в порядке, снижают объем масляных отходов, выхлопных газов, диоксида серы, свинцовых соединений

Экологическая реабилитация водоемов

Уменьшение загрязнения речных вод позволит экосистеме самостоятельно восстановиться. Экологической реабилитацией водоемов занимаются на региональном уровне. Комплекс состоит из нескольких этапов.

Этап подготовительных работ

Проводятся изыскательские работы, делается гидрологическая оценка водоема, его состояния. Изучается рельеф дна, толща залегания ила. Проводится комплексный анализ проб, вываляются загрязнители.

Этап технической реабилитации водоема

Включает мероприятия по механической очистке дна, берегов. При необходимости удаляются иловые отложения. Предусмотрен ремонт или строительство гидрологических сооружений, оберегающих от селей, жидких загрязнений.

Этап биологической реабилитации

Предусмотрено зарыбление, заселение акватории земноводными, микроорганизмами, моллюсками, способствующими восстановлению гидросистемы.

Создание (восстановление) береговой экосистемы

Формирование берегового ландшафта предусмотрено для поддержания чистоты водоема. Делается комплексное озеленение, укрепление берегов определенными видами растений, служащих кормовой базой для обитателей водоема.

Комплексное благоустройство прилегающей территории

Предусмотрена планировка прилегающей территории для устранения грязных стоков. Облагораживаются места потенциальных несанкционированных свалок, устанавливаются контейнеры для сбора отходов.

Для сохранения водоема пересматриваются перспективы использования ресурсов восстановленного водоема, чтобы уберечь его от загрязнителей.

Читайте далее:

Добавить комментарий