Правовое положение личности

Вопрос о правах человека и гражданина — составная часть проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Определение основ правового положения личности в каждом конкретном государстве изначально является основной задачей конституционного правового регулирования. Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет только часть ее общественного статуса и относится исключительно к физическим качествам человека и связям личности только с государством, а не с обществом в целом, в качестве гражданина, апатрида, бипатрида, беженца или вынужденного переселенца.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус — это признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции.

В теории конституционного права принято различать четыре подхода к проблеме правового статуса. Либеральная концепция (первый подход) исходит из естественных, неотчуждаемых прав человека и закрепления в законодательстве таких условий, которые обеспечивают свободное развитие личности. При такой модели акцент в конституционном законодательстве стран делается на той группе прав, которые относятся к автономии личности, но все чаще закрепляются социально-экономические права. Перечень обязанностей гражданина ограничен или вовсе не упоминается в конституциях.

Второй подход связан с марксистско-ленинской концепцией и в настоящее время получил выражение в конституциях Вьетнама, КНР, КНДР, Кубы. В своей основе это коллективистский подход, основанный на приоритете коллективного начала (общества), поэтому главными считаются социально-экономические права. Имеется также широкий перечень обязанностей граждан перед обществом и государством.

Третий подход к правовому статусу личности связан с традиционным мусульманским правом. В конституциях современных мусульманских стран существуют оговорки о равенстве по шариату, с положением о том, что шариат является источником законодательства.

Четвертый подход к правовому положению личности сложился в обычном праве, суть которого заключается в том, что человек рассматривается как неотъемлемая часть племени, поэтому все свои права может реализовывать только совместно с племенем, коллективно. Такой подход находит отражение в конституционном регулировании палат и советов вождей в некоторых странах (Ботсвана, Соломоновы Острова).

Выделяют несколько видов правового статуса:

  • • общий, или конституционный, статус человека и гражданина — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Он является одинаковым для всех граждан или поданных данного государства. Изменение его содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица;
  • • специальный, или родовой, статус определенной категории граждан (подданных) фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (подданных) (студентов, пенсионеров, военнослужащих, преподавателей, инвалидов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
  • • индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности;
  • • статус иностранцев, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным гражданством);
  • • статус физического лица.

Конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан, делающим все иные статусы производными от него. Совокупность конституционного статуса с другими статусами составляет правовое положение личности.

В структуре конституционного статуса личности можно выделить следующие элементы:

  • 1) гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством;
  • 2) правосубъектность личности, которая, в свою очередь, подразделяется:
    • — на правоспособность — способность иметь права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности составляют не сами права и обязанности как таковые, а признаваемая законом возможность их иметь;
    • — дееспособность — это способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять свои права и обязанности. Это более динамичная правовая категория, которая возникает позднее правоспособности и развивается в течение всей жизни человека. Появление и развитие дееспособности связано с физическим и интеллектуальным взрослением человека. Полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия. Если гражданин не обладает дееспособностью, г.е. не вправе по возрасту или состоянию здоровья самостоятельно вступать в правоотношения (ребенок, слабоумный), то от его имени выступают родители, опекуны, попечители, трастовые управляющие;
    • — деликтоспособность — способность понимать значение своих действий и нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Основные права, свободы и обязанности — основные принципы взаимоотношений государства и личности, фиксирующие стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными и целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы.

Гарантии правового статуса — меры, обеспечивающие реализацию прав граждан, четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенных прав и применению санкций к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей, и др.

Основу правового положения личности составляют ее права, свободы и обязанности, которые являются юридическим выражением свободы человека в обществе. Права и свободы представляют собой меру возможного поведения человека в обществе, получившую нормативное закрепление в тексте основного закона страны, в то время как обязанности — это мера должного поведения гражданина, закрепленная в системе законодательства конкретного государства.

Конституционные гарантии прав личности действительны в том случае, если они закреплены не только (и не столько) в тексте основного закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих конституционных гарантий.

Итак, конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-правоприменительных нормативных актов, решений судов.

Для оценки реальности обеспечения прав человека конституционно- правовая практика значительно важнее чистой конституционной теории, закрепленной в тексте соответствующего раздела основного закона.

В качестве успешно действующей (или действовавшей) конституционной схемы можно признать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод.

Способы определения правового положения личности:

  • — позитивный (разрешительный) — устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом;
  • — негативный (запрещающий) — запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу.

Выделяют следующие модели конституционного регулирования общего (конституционного) статуса личности.

Модель стран западной демократии (исторически первая) основана на принципе равноправия (равенство всех независимо от пола, расы, языка, национальности, религии, социального статуса перед законом и судом). Так, в конституциях Мексики, Чили и Аргентины отдельно оговаривается запрет рабства, аристократических титулов и званий — в конституциях США, Японии, Индии, Аргентины и Уругвая, кастовых привилегий — в Индии; законодательно обосновывается обращение с детьми как равноправными партнерами — в конституции Финляндии (1999). Однако в некоторых странах предусмотрена возможность «позитивной» дискриминации (Канадская хартия прав и свобод (1982), Конституция Индии). Личные (естественные) права и свободы объявляются неотчуждаемыми и определяют государственное развитие страны практически во всех конституциях данной модели (например, в Германии, Японии, Италии, США, Парагвае, Франции), в английской концепции rule of law права человека определяются как «остаточная свобода». Конституционные права и свободы гарантируются в том числе и корпорациям (Германия, Португалия, Албания). Ограничение правового статуса возможно только в легитимных целях (Япония, Италия, Германия, Албания, Болгария, Индия, Чехия).

В странах системы общего права кроме законодательного закрепления особая роль принадлежит принципу «право — есть то, что можно защитить в суде», при реализации которого права человека трактуются как притязания на различные проявления свободы, вследствие чего социально-экономические права не признаются субъективными и регулируются специальными законами (Акт о равноправии Великобритании (2010), Конституционный акт Канады (1982)).

Модель стран Латинской Америки характеризуется подробным регулированием правового статуса, в первую очередь в области социально- экономических прав и свобод. Особенность закрепления прав человека и гражданина в этих странах состоит в установлении в тексте конституций социальных обязательств государства (например, Конституция Парагвая предусматривает обязанность государства повышать качество жизни, учитывая влияние крайней бедности, нетрудоспособности, возраста; обязанность восстановления окружающей среды в сочетании со всесторонним развитием человека и т.д.). Особое внимание уделяется средствам защиты правового статуса личности (например, судебный приказ habeas data, судебный приказ безопасности для защиты от незаконных действий государства, не подпадающих под действие habeas corpus и habeas data, и др. (Конституции Бразилии, Парагвая); указание на специализированные судебные органы (Конституции Панамы, Коста-Рики)).

Социалистическая модель характеризуется единственной социалистической государственной идеологией. Приоритет в конституциях принадлежит социально-экономическим права и свободам, осуществляемые права и свободы должны быть реализованы в интересах социалистического строительства (конституции Китая, Кубы). Для Китая особую роль играет менталитет (приоритет обязанностей граждан перед их правами, конфуцианство), в соответствии с которым происходит или не происходит заимствование формулировок западноевропейских конституций в области правового статуса личности.

Модель исламских государств основана на признании ислама в качестве государственной идеологии и основы конституционного и общественного строя. Правовой статус личности объявляется произвольным от воли Аллаха, поэтому права человека в низамах формулируются через обязанность государства. Устанавливается правило, что гарантируемая свобода не может быть использована для критики ислама, в частности свобода вероисповедания не позволяет отказаться от ислама (наказание — смерть).

Модель стран Тропической Африки определяется стандартами обеспечения прав и свобод личности и традиционными ценностями, определяющими место человека в обществе, природе, вселенной; социальную солидарность, почитание старшего поколения.

1. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

«Гражданин» — понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

2. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Понятие

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

Структура

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы:

· правовые нормы, устанавливающие данный статус;

· правосубъектность;

· основные права и обязанности;

· законные интересы;

· гражданство;

· юридическая ответственность;

· правовые принципы;

· правоотношения общего типа.

Виды

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

· Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

· Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

· Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности, совокупность статусов.

Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

· общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

· конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

· отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

· родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

· индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Виды правового статуса. Различают:

· а) общий, или конституционный, статус гражданина;

· б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

· в) индивидуальный статус;

· г) статус физических и юридических лиц;

· д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

· е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

· ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

· з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

· и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

3. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, классификация.

Права человека — это охраняемая законом мера воможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

· они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

· складываются объективно и не зависят от государственного признания;

· принадлежат индивиду от рождения;

· имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

· являются непосредственно действующими;

· признаются высшей социальной ценностью;

· выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

· представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

· их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

• Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражащее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в, чем-то.

Классификация

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения

· первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

· второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

· третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и проч.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания на:

· гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

· политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

· экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

· социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

· культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу- дарству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолених, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении т. негативные (государство должно воздерживаться от конкретны действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

· права в области государственной и общественно-политической жизни;

· права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Основные обязанности человека и гражданина: понятие, классификация

Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения.

Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на «силовое» начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении.

Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

Обязанность — способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право — это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность — область необходимости и подчинения.

Функциональное назначение юридических обязанностей — корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное — формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.

В Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57 — 59).

4. Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

5. Теория и практика прав личности.

Задание к семинару.

1. Заполните таблицу, используя положения Главы 2 Конституции Российской Федерации:

Виды основных прав и свобод личности по Конституции РФ.
личные политические экономические социальные культурные
право на объединение (ст.30)…

2.Оцените такой вид наказания, как смертная казнь через призму соблюдения прав человека, в частности права на жизнь. Аргументируйте свою точку зрения.

3.Какие обязанности человека и гражданина нашли непосредственное закрепление в Конституции Российской Федерации (укажите соответствующие статьи)?

Доктор юридических наук, профессор Н.И.Матузов отмечает: «В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо… В нынешних российских условиях обязанности как дисциплинирующий фактор не менее необходимы, чем права… В конкретных обстоятельствах современной России в целях усиления организующих начал обязанности граждан можно было бы, на наш взгляд, расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами… наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали…». Как Вы относитесь к идее расширения перечня обязанностей личности в Конституции РФ? Дайте обоснованный ответ, указав соответствующие аргументы «за» или «против» подобного расширения.

Тема 5. Основы правового положения личности в РФ

Основы правового положения (статуса) личности (человека и гражданина) — это ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и обеспеченные соответствующими конституционными гарантиями.
Конституция РФ определяет основы правового положения либо граждан РФ, либо людей, не являющихся гражданами РФ, но проживающих на территории государства. Однако объем прав, свобод и обязанностей неграждан РФ уже, и некоторые их качественные характеристики у неграждан государства иные, чем у граждан.
Для реального правового статуса личности важно не только провозглашение прав и свобод и описание их гарантий и в Конституции, но и фактически действующий механизм их реализации, что в условиях нестабильности не всегда достижимо.
Принципами правового статуса личности, провозглашенного в Конституции РФ, являются:
1) равноправие и социальная справедливость. Это означает, что граждане РФ пользуются равными правами и социальными свободами и несут равные обязанности; равны перед законом и судом; в равной мере обеспечиваются государственными гарантиями. Однако равноправие не означает фактического равенства в пользовании и обладании собственностью, материальными, духовными и социальными благами. Социальная справедливость является основополагающей при гарантировании социальных, экономических и культурных прав;
2) сочетание личных и общественных интересов и потребностей;
3) постоянное расширение и углубление прав и свобод;
4) соответствие (баланс) между правами и обязанностями и их единство;
5) расширение гарантий реализации прав и свобод по мере созревания для этого социально-экономических и других условий.
Конституционные нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина регулируют наиболее важные, существенные отношения между человеком и государством и составляют ядро общего правового статуса личности.
Основные права и свободы определяют базисные юридические возможности личности во взаимодействии с государством. Основные обязанности — это закрепленные Конституцией требования государства и общества к человеку и гражданину.
Права человека и права гражданина отличаются по происхождению, способам защиты и другим признакам. Так, права человека — это его естественные права, принадлежащие ему по рождению; они неотчуждаемы, человека нельзя лишить этих прав; они защищаются и охраняются не только данным государством, но и всем мировым сообществом (а иногда и только последним); при нарушении этих прав могут применяться международноправовые санкции (например, ограничивается экспорт и импорт товаров, не предоставляется гуманитарная помощь и т.д.).
Многие права и свободы человека и гражданина закрепляются в национальном законодательстве (в том числе и в Конституции РФ) под влиянием международных актов. Нормы международных договоров, к которым присоединилось государство, имеют приоритет над нормами национального законодательства. Среди важнейших международных документов о правах человека обязательно следует назвать такие, как Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступили в силу 23 марта 1976 года); Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года).
В силу образования Содружества Независимых Государств (СНГ) на территории бывшего СССР следует отметить и некоторые документы стран-участников СНГ, регулирующие вопросы реализации прав и свобод человека. Например, Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 года; Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 года и др.
Принято основные права, свободы (и обязанности) подразделять на такие виды (группы): личные (право на жизнь, здоровье, охрану достоинства, личная неприкосновенность, свобода совести); политические (право на объединение, свобода слова, собраний); экономические (свобода предпринимательства, иной экономической деятельности, право на труд, право собственности); социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение, право пользоваться достижениями культуры и т.д.).
В целом личные гражданские права означают свободу человека принимать решения независимо от государства, вне контроля государства.
Политические права — это свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.
Экономические права связаны с правом собственности и включают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления.
В юридической литературе некоторые авторы анализируют отдельно социальные и культурные права, а также выделяют права экологические в особую группу.
Социальные права сформировались позже других. Они затрагивают область наемного труда, например, свободу заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, на пенсию и т.д.
Права в области культуры позволяют реализовать свободу доступа граждан к духовным и материальным ценностям.
Экологические права связаны с проблемой выживания человечества как биологического вида в условиях экстенсивного развития атомной энергетики, химической промышленности, ресурсодобывающих отраслей, оказывающих неблагоприятное влияние на окружающую среду — среду обитания человека.
Права и свободы человека и гражданина связаны с его обязанностями.
Основными обязанностями являются: обязанность платить законно установленные налоги и сборы; охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество; не нарушать права и свободы других граждан; уважать конституционный строй, общественную нравственность.
Основы правового статуса личности в РФ закреплены в гл. 2 Конституции РФ. В полном объеме гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ).
Государство гарантирует реализацию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина путем создания соответствующих условий экономического, политического, правового, социального, организационного характера. Эти условия дополняют друг друга. Условия и средства (материальные, организационные), реально обеспечивающие возможность пользоваться правами и свободами и точно исполнять возложенные на человека и гражданина обязанности, — это и есть гарантии основных прав, свобод и обязанностей.
Деятельность по реализации государственно-правовой защиты прав, свобод и обязанностей осуществляют все государственные органы, но особенно значительна в этом процессе роль правоохранительных органов — суда, прокуратуры, милиции.

Понятие и принципы уставно- правового статуса жителя

Города Москвы

Основы правового статуса жителя города Москвы являются одним из важнейших институтов уставного права, что определяется как основополагающим характером составляющих его норм, так и сформулированной ч.1, ст.7 Устава города Москвы от 28 июня 1995 г. основной целью осуществления публичной власти в городе — обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах его населения.

Как уже было отмечено в первой главе учебника, в силу верховенства и прямого действия положений Конституции на всей территории Российской Федерации, государственно-правовые институты уставного права города Москвы имеют производный характер от такого рода институтов конституционного права Российской Федерации. Например, институт уставных основ правового статуса жителя города Москвы имеет производный характер от института конституционных основ правового статуса личности в Российской Федерации.

В связи с этим представляется вполне логичным при рассмотрении основ правового статуса жителя города Москвы, отталкиваться от принятых в науке государствоведения общеметодологических подходов к анализу как в целом указанного конституционно-правового статуса, так — образующих его правовых институтов: принципов правового статуса личности; гражданства; основных прав, свобод и обязанностей; гарантий осуществления прав и свобод и их государственной защиты и др.

В курсе конституционного (государственного) права Российской Федерации подконституционно — правовым статусом личности принято понимать совокупность закрепляемых в Конституции и законодательстве Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также гарантий их осуществления, определяемых уровнем экономического, социального, политического и правового развития Российского государства.

При этом, конституционное право (свобода) рассматривается как закрепленное в Конституции субъективное право, предоставляющее человеку и гражданину юридическую возможность совершать определенные действия, предусмотренные нормами права, избирать вид и меру поведения, пользоваться благами, а конституционная обязанность — установленная в Конституции мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения, личного желания.

Предметом правового регулирования конституционного права Российской Федерации являются не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются основными (конституционными), т.е. закреплены в Конституции.

Предметом уставного права города Москвы согласно требований ст.3 Устава являются права, свободы и обязанности жителей города Москвы (москвичей) — граждан Российской Федерации, имеющих место жительство в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города, которые в совокупности с жителями образуют население города Москвы”.

Опираясь на определенную в первой главе диссертации систему и иерархию источников уставного права города Москвы, логично предположить, что права, свободы, обязанности, гарантии их реализации указанных лиц закрепляются в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Гарантии прав и свобод жителя города Москвы можно определить как условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Такого рода гарантии принято делить на: социально-экономические, политические, юридические, духовные, организационно-технические гарантии. Указанные гарантии являются составным элементом правового статуса жителя города Москвы и направлены на обеспечение, охрану и защиту прав и свобод лиц, образующих население города.

Таким образом, под уставно — правовым статусом личности следует понимать совокупность закрепляемых в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы прав, свобод и обязанностей жителей города Москвы, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города, а также гарантий их осуществления, определяемых как уровнем экономического, социального, политического и правового развития Российского государства, так и эффективностью деятельности органов публичной власти города по выполнению определенной в Уставе основной цели ее осуществления — обеспечения прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы.

Следует отметить, что принципы правового статуса москвича, являются производными от общих принципом правового статуса личности в Российской Федерации и выступают в виде общего правила поведения, являются универсальными, императивными нормами, отражающими начала, основы осуществления прав и свобод, закрепленных в федеральном и региональном законодательстве.

1. Принцип равноправия граждан.

С учетом особой важности данный принцип включен в содержание основ конституционного строя. В ст.6, п.2 Конституции закреплено: «Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией». Согласно положений ст.19 Конституции в Российской Федерации все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Исключения из данного принципа предусмотрены в ст. 91, 98, 122 Конституции и касаются особенностей правового статуса главы Российского государства, депутатов, судей и др. Неприкосновенность, особые социальные гарантии их деятельности призваны обеспечивать их независимость, оградить от необоснованных преследований, способствовать беспрепятственной деятельности и самостоятельности в осуществлении конституционных полномочий.

2. Принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека.

Данный принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (п.2, ст.17) и означает, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные права и свободы и соответственно не может их отчуждать ни при каких условиях. В этой связи весьма актуальной представляется проблема соотношения права и закона. Ранее в нашем государственно-правовом механизме господствовала другая точка зрения о том, что права человеку не принадлежат от рождения, а предоставляются государством.

3. Непосредственное действие основных прав и свобод.

Данный принцип впервые в конституционном строительстве России находит отражение в Конституции. Согласно ст.18 Основного закона Российского государства «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Важно отметить, что в ряде случаев общественные отношения, возникающие в процессе реализации указанных положений Конституции, могут регулироваться только конституционными нормами, которые действуют непосредственно и не требуют принятия иных нормативных правовых актов. Такого рода случаи определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»: когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина; когда суд придет к выводу, что федеральный закон противоречит ей; когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Кроме этого, Пленум разъяснил также, что нормативные указы главы Российского государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

5. Соответствие норм национального права России о правах и свободах нормам и принципам международно-правовым актам.

В основе этого принципа лежат положения ч.4, ст.15 Конституции о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», а также – ч.1, ст. 17 Конституции о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Международно-правовая защита прав человека осуществляется в соответствии с Уставом ООН от 26 июня 1945 г., Всеобщей Декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах человека от 19 декабря 1966 г., Международном пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г..

Споры между государствами — членами Совета Европы, участниками указанной Конвенции разрешает Европейский суд по правам человека. Кроме этого, он рассматривает индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав человека и основных свобод, предусмотренных Конвенцией.

6. Общедоступность нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы.

В соответствии с Конституцией «любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения» (п.3 ст.15). Согласно ст.3 и 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» они подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1437 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий