Правовые статусы

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством со­вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязаннос­ти составляют ядро правового статуса.

Содержание

В структуре правового статуса личности выделяют такие эле­менты, как:

• права и обязанности;

• законные интересы;

• правосубъектность;

• гражданство;

• юридическая ответственность;

• правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают соотношение таких философских катего­рий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп­ленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­делённых категорий граждан (студентов, участников войны, биз­несменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполне­ния их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностран­цев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуаль­ные особенности личности и ее реальное положение в системе раз­нообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет уви­деть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает воз­можность проводить сравнение статусов, открывает пути дальней­шего их совершенствования.

Правовой статус — комплексная категория, отражающая взаи­моотношения личности и общества, гражданина и государства, ин­дивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был не­одинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феода­лизм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. При­чинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов).

Правовой статус личности в современной России весьма проти­воречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на чело­века (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политичес­кой системах не является стабильным, обеспеченным. На его при­роду и характер влияют такие негативные процессы в нашей дей­ствительности, как рост преступности и безработицы, бюрокра­тизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата за­работной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической сторо­ны, как индивида с физиологическими свойствами, как предста­вителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто­роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ­ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает ка­чествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон­кретным государством.

Права человека — это универсальная категория, представляю­щая собой вытекающие из природы человека возможности пользо­ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со­временный период права человека рассматриваются как общесо­циальное понятие, отражающее наднациональные, общечелове­ческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и соци­альной сущности человека с учетом постоянно изменяющих­ся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признают­ся как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной фор­мой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело­века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос­ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридичес­ки возможного поведения, направленная на удовлетворение инте­ресов не всякого человека, а лишь того, который находится в ус­тойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юриди­ческие категории, а только как моральные или социальные. Пос­ледние могут существовать независимо от их государственного

Классификация основных прав и свобод личности, признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражаю­щее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина — весьма сложное и многообраз­ное явление. Они могут быть классифицированы на основе следу­ющих критериев:

1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:

Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражаю­щих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в об­ласть свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жи­лища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к сере­дине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурно­го статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от­личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по­зитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспе­чивающих мер (например, право на труд и свободный выбор рабо­ты, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образо­вание, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

Третье поколение — права коллективные или солидарные, по­рожденные глобальными проблемами человечества и принадлежа­щие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, наро­дам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое раз­витие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных про­блем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания — на:

— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объ­единение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

— экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про­гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право уча­ствовать в управлении обществом и государством) и дополнитель­ные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу­дарству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения — на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социально­го, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении — на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельнос­ти, — на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они:

• возникают и развиваются совместно;

• имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло­гии;

• выступают средствами управления, инструментами власти;

• призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

• основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следу­ющем: они не совпадают по формам, функциям и т.д.:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя­ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня­ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа­рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяю­щим фактором (характерно для антидемократических госу­дарств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничи­телем (характерно для правовых государств).

Государство: проблемы правового ограничения

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на пер­вом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной влас­тью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из ко­торых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, об­щества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный инсти­тут, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, эли­там, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).

В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» ин­ститут государственности, а чтобы показать его служебное положе­ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.

Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, ко­торое выступает лишь политической частью общества, историчес­ки призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ниче­го не производят, их нанимает общество и платит за управленчес кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Таким образом, государство, подобно любому явлению, способ­но привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (нега­тивные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт исполь­зовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоя­тельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоот­ношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расши­рению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемле­нию интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремле­нием к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тен­денции к неограниченному расширению? С помощью чего государ­ственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяи­на», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно ис­пользовать в целях минимизации произвола и различных злоупот­реблений?

На эти вопросы существуют разные ответы, широкая амплиту­да мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего про­тивопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интере­сы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого…» Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упоря­дочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы ра­ционального взаимодействия с экономикой и другими организую­щими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению го­сударственной власти, а затем и к ее полному устранению с поли­тической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «без­властие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принуди­тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания вся­кое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государст­венной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолю­тизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, на­зывают право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, <той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

Именно через право было больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиоз­ных норм и т.п.) носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию орга­нов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что по­зволило использовать его в виде своеобразного «лекарства» от зло­употреблений властью со стороны государства, чиновничества.

Понятие и сущность правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи­вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима­ния феномена правового государства.

Собственно в правового государства можно выделить два глав­ных элемента:

Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус­ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра­вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви­нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен­ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу­дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра­зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих фак­торов создает Конституция РФ 1993 г., которая в ч. 1 ст. 34 уста­навливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отноше­нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща­ются в формуле «права человека», которые являются фундамен­тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос­ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули­рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав че­ловека выходят на международный, межгосударственный уро­вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле­мами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь­ных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характе­ризуются общими закономерностями возникновения и функцио­нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и за­ключается сущность правового государства. Право здесь выступа­ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол­нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот­ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни­чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за­слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен­ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ­ные ущемления интересов граждан.

Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места­ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз­вышается над вторым.

Итак, правовое государство — это такая организация полити­ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового государства

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина, создание для личности режима правового стимулирова­ния (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­сударственной власти, формирование для государственных струк­тур правового режима ограничения (формально-юридический аспект).

Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последователь­но исполнять свое главное предназначение — гарантировать каж­дому гражданину возможнсть дальнейшего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естествен­ными, в то время как возможность осуществления функций госу­дарственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социаль­ных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеоб­щей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следу­ющих способов, выступающих в качестве самостоятельных прин­ципов:

• активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод;

• разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

• федерализм который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

• верховенстве закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных про­цедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

• взаимная ответственность государства и личности и т.д. Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель­ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред­ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль­но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст­вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.

Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до­пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед­него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача­ле XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вме­шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности…».

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру­гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз­ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу­ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под­держивать соответствующую физическую форму и постоянно под­тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра­ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под­держивать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, кото­рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

2.4. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА: ФОРМАЛЬНОПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «»правовой статус» и выделяются наиболее общие признаки исследуемого явления. Автор формулирует общетеоретическое понятие правового статуса, а так же делает вывод о необходимости исследования рассматриваемой категории на макро- и микро- уровне.

Ключевые слова: правовой статус, правовая система общества, субъекты права, права и обязанности.

THE CONCEPT OF LEGAL STATUS: FORMAL LEGAL CONTEXT

Sergey Vladimirovich Redkikh, seeker. Place of study: Volgo-Vyatka Government Service Academy. E-mail: red-s@mail.ru.

Keywords: legal status, public legal system, subjects of law, rights and duties.

Понятие «статус» является многоаспектным. В целях правильного понимания смысла понятия используемого одновременно несколькими науками, необходимо уяснить этимологию используемого термина.

Лингвистический анализ термина «статус» не представляется сложным. Слово «статус» означает сложившееся состояние, положение (книжн.)1. В свою очередь положение понимается как место, роль кого-нибудь в общественной жизни, в коллективе, в семье2. С помощью этого понятия описываются многие научные категории, что свидетельствует о его важности в научном описании бытия.

Науки общественного цикла используют термин «статус» исключительно для описания характеристик субъектов, вовлеченных в исследуемое явление. С позиции социологии исследуемый термин рассматривается как «положение личности в системе социальных отношений». Социологи подчеркивают, что статус «представляет собой фактор, достаточно часто решающим образом определяющий характер взаимо-оценки и личностного видения друг друга людьми как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруп-пового взаимодействия»3.

В правовой науке термин «статус» используется для характеристики разнообразных правовых категорий. При этом следует отметить, что само это понятие является слабо исследованным с точки зрения понимания присущих ему признаков и его юридической конструкции. Между тем, данная категория используется правоведами при исследовании правовой системы, законности, сущности права и государства, правовых

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

— 4-е изд. Доп. — М.: Азбуковник, 1999. С.740.

2 Там же. — С. 545.

3 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007. С. 364.

состояний, правовой культуры и т.д. Изучение права начинается с определения места и роли занимаемой в нем человеком. Категория субъекта, является центральной в правовой науке. При этом, нельзя исследовать место и роль человека и других субъектов в правовой системе, не определив их статус по отношению друг к другу.

Правовой статус является разновидностью социального статуса, а, следовательно, ему присущи все существенные характеристики последнего:

а) исследование статуса происходит через призму личности,- его носителями могут быть исключительно субъекты социальных отношений;

б) описание статуса применительно к системе социальных отношений происходит посредством раскрытия его сути через взаимовосприятие субъектами их прав и обязанностей.

С точки зрения нормативного подхода к пониманию права, правила поведения, устанавливаются с целью упорядочения отношений и связей между субъектами (человеком, юридическими лицами, государственными органами и т.д.), то есть само понятие «правила поведения» означает существование определенных связей между субъектами. Вступая между собой в юридические связи, субъекты права подчиняются правилам поведения, санкционированным государством. Необходимо отметить, что правоотношения и юридические связи всегда существуют относительно субъектов права. Упрощенно, понимание правового статуса сводится к положению субъекта в юридических связях, в соответствии с правилами поведения установленными государством, по отношению к другим субъектам, участвующим в этих связях.

Правовой статус представляет собой самостоятельный элемент правовой системы. Н.И. Матузов, в предлагаемом им перечне элементов правовой системы, в качестве самостоятельного элемента выделяет правовой статус4. Указание на статус, как на самостоятельный элемент правовой системы общества, является весьма существенным фактором в изучении данного правового явления. Действительно, рассмотрение правовой системы с точки зрения «единства закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей»5 невозможно без уяснения статусов носителей правовых предписаний, делающих эту систему «живой».

В выделении правового статуса в качестве самостоятельного элемента правовой системы солидарен С.А. Комаров. Автор указывает на статус как на «специфический феномен», который в числе других образует ореол функционирования системы6.

Субъекты права, находятся в постоянной динамике, -изменяются их характеристики, они вступают в различные правоотношения, изменяется содержание их прав и обязанностей. Право существует для того, чтобы упорядочить систему отношений субъектов, а не остановить их правовую реализацию. В этой связи достаточно сложно выделить общие и особенные характеристики субъектов правоотношений и юридических связей. По этой причине, необходимо выделение наиболее устойчивых характеристик состояний субъектов, позволяющих охарактеризовать их не только в

4 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 25.

5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

— 4-е изд. Доп. М.: Азбуковник, 1999. С.717.

6 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М.: Манускрипт, 1998. С. 111-112.

Пробелы в российском законодательстве

3’2009

процессе активной динамики прав и обязанностей, но и состоянии правового покоя. Указанные характеристики объединяются в понятие «правовой статус», который представляет собой законодательно закрепленный набор признаков субъектов права, позволяющий определить положение рассматриваемых субъектов относительно друг друга в правоотношениях и юридических связях существующих в государстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первичный анализ юридической доктрины показывает, что под правовым статусом следует понимать совокупность прав и обязанностей субъектов. Сложность исследуемой категории обуславливает ее понимание учеными не с точки зрения присущих ей признаков, а с позиции исследования отдельных элементов ее юридической конструкции.

В настоящее время проведенный анализ, позволяет систематизировать с определенной долей условности имеющиеся позиции на правовую природу правового статуса в ряд концепций. Изучение научных точек зрения на поставленную проблему можно свести к двум направлениям — «абстрактному» и «реальному». Обе группы понимания правового статуса сближает тот факт, что их представители рассматривают указанный институт через призму прав и обязанностей субъекта.

Представители «абстрактного» направления в качестве определяющего признака, отмечают статичный характер правового статуса, понимая его как законодательно закрепленную модель.

Так, А.Ю. Якимов рассматривает правовой статус с точки зрения абстрактного субъекта права и нормативно закрепленных юридических прав и обязанностей. Под абстрактным субъектом права, автор предлагает понимать «абстрактное лицо, предусмотренное правовыми нормами»7. Ученый заключает, что правовой статус представляет собой лишь модель, в состав которой входят потенциальные права и обязанности.

В результате рассматриваемого варианта понимания правового статуса, последний лишается динамики и становится, лишь нормативно закрепленной статической характеристикой субъекта. «Статус субъекта права не изменен»8 — заключает автор. Ученый констатирует существование субъектов права и субъектов правоотношений. В связи с тем, что динамика права, осуществляется в конкретных правоотношениях, то и динамику правового статуса, ученый связывает с правоотношениями и конкретными их участниками, обозначая ее термином «правовое положение».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что А.Ю. Якимов, при изучении правового статуса, в основу его понимания заложил статический характер правовых предписаний, рассматриваемых через призму абстрактного субъекта права.

На статический характер правового статуса так же указывает и Ю.С. Новикова, отмечающая, что статус «меняется только по воле законодателя, а не отдельных субъектов, на которых он распространяется»9. Неизменность правового статуса, обуславливается, по мнению автора, его составными частями — статутными правами и обязанностями, «которые формируются и функционируют в виде правовых предписаний, то есть относятся к категории объективного права»10.

7 Якимов Ю.А. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003., №4. С. 6.

8 Там же. С. 10.

9 Новикова Ю.С. Правовое состояние как категория права: Диссертация … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 153.

Там же.

По мнению Ю.С. Новиковой, функциональное назначение правового статуса заключается в нормативном равенстве субъектов права, заключающемся в установлении общих границ правомерного поведения.

Таким образом, представители данного направления рассматривают главным образом правовой статус, отрицая его динамику, констатирую его статический, неизменный характер.

Указание на правовой статус, как на исключительно статическую категорию, вызвало несогласие у других ученых. Так, например, Н.В. Витрук считает, что рассмотрение динамики правового статуса с точки зрения правоотношения, является однобоким и «недостаточен для полной и всесторонней характеристики»11. Ученый отмечает, что не все права реализуются через правоотношения, так как существует целые группы прав, возможность реализации которых не связана с правоотношениями.

«Реальное» направление в изучении рассматриваемого правового явления, наоборот, включает динамику прав и обязанностей в структуру правового статуса.

По мнению Н.И. Матузова, правовой статус представляет «комплексную интеграционную категорию, отражающую взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи»12. Ученый, отмечая, динамику статуса, подчеркивает его фактическую основу, уделяя при этом большую роль социальному статусу.

Н.И. Матузов в качестве первоосновы правового статуса, отмечает само общественное отношение, в его возникновении и развитии. С точки зрения методологического подхода, теория Н.И. Матузова, указывает на статус как на часть реальности, опосредуемой правом. Статус не отрывается от конкретного субъекта, который в свою очередь реализует его через юридические связи и правовые отношения.

Аналогичной позиции придерживается С.С. Алексеев. Ученый констатирует, что содержанием правового статуса является правовое положение субъекта, отражающее его «фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством»13. Рассматривая качественные преобразования правового статуса в процессе реализации прав и обязанностей входящих в его структуру на примере статуса должностного лица, С.С. Алексеев, подчеркивает, что в процессе реализации правомочий, субъект приобретает права, не принадлежащие ему априори и тем самым, изменяет содержание своего статуса. Динамический характер статуса, заключается в изменении состава и содержания уже существующих прав и обязанностей.

Вступая в полемику с теоретиками, рассматривающими правовой статус исключительно с точки зрения неизменности содержания, основоположник теории правового положения личности Н.В. Витрук, отмечает, что содержание статуса реализуется не только в правовых отношениях, но и посредством юридических связей. При описании динамики исследуемого явления, Н.В. Витрук, констатирует существование прав, которые находят свою реализацию в не поля правовых отношений. Так, например, автор выделяет права, которые реализуются вне правоотношений, права, которые реализуются не только посредством правоотно-

11 Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 338.

12 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2001. С. 145.

13 Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998. С. 49.

шений и права, которые реализуются «посредством вступления их носителей в правоотношения нескольких видов»14.

Таким образом, сложившиеся в рамках изучения проблемы позиции ученых придают правовому статусу характеристику динамичности. Динамика правового статуса с их точки зрения заключается в отражении фактического положения субъекта права.

Проанализировав концепции понимания правового статуса, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, авторы в основной массе единодушны в понимании исследуемого правового явления применительно к субъектам.

Во-вторых, общим моментом, объединяющим указанные подходы относительно правового статуса, является его нормативное закрепление в законодательстве.

Бесспорным остается и то обстоятельство, что статус закрепляет в себе общие для всех субъектов юридические характеристики.

Нельзя не отметить, что различие в понимании природы правового статуса, заключается в различном уровне его рассмотрения. Концепция абстрактного понимания, основывает свои выводы на рассмотрении исследуемого правового явления, с позиции микроуровня, — уровня правоотношении между субъектами. В этой связи ученые, подчеркивают, постоянную изменчивость юридических характеристик субъектов, выделяя при этом за основу статическую модель абстрактного явления. Понимание правового статуса с точки зрения динамики, напротив, пользуется макроуровнем исследования. Ученые этого направления, рассматривают правовой статус, как комплексное явление, отражающее юридические характеристики субъекта по отношению не к равным с ним субъектам, а общности, частью которой он является.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании изложенного, можно заключить, что при исследовании правового статуса, как правового явления необходимо пользоваться как микро-, так и макро- уровнем исследования. При этом, необходимо, отметить, справедливость суждений ученых, рассматривающих правовой статус, как сочетание статики и динамики, выражающееся в фундаментальных характеристиках субъекта права, и изменчивом характере элементов статуса субъекта правоотношения.

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю.Шведовой. — М., 1999.

2. Азбука социального психолога-практика / Под ред. М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — М., 2007.

3. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. — Саратов, 1987.

4. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / С. А. Комаров.- М., 1998.

5. Якимов, Ю. А. Статус субъекта права (теоретические вопросы) / Ю.А. Якимов // Государство и право. 2003. №4.

6. Новикова, Ю. С. Правовое состояние как категория права. Дис. … канд. юрид. Наук / Ю. С. Новикова. -Екатеринбург, 2005.

7. Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. — М., 2008.

8. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Мату-зова, А. В. Малько. — М., 2001.

9. Алексеев, С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М., 1998.

Рецензия

Статья С. В. Редких посвящена определению основных подходов к пониманию правового статуса и выделению признаков исследуемого явления как общетеоретической категории. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку выработка единообразного подхода к пониманию правового статуса является очень важной и необходимой составной частью теории права.

Исследование правовой природы рассматриваемого автором явления является одной из важных и трудных задач стоящих перед современной теоретической наукой. Автором проведена работа по выделению признаков и правовой природы правового статуса, а так же исследованы подходы к пониманию сущности явления. Не маловажным является и то, что С. В. Редких отмечает статический и динамический характер правового статуса, выражающийся в фундаментальных характеристиках субъектов права, и изменчивом характере элементов статуса субъектов правоотношений.

Научная статья С. В. Редких «»Понятие правого статуса: формально-правовой контекст»соответ-ствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Директор филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Кирове, доктор юридических наук, профессор В. В. Куликов.

14 Витрук Н.В. Указ. соч. С. 339.

Понятие юридическая сила (статус) документа&

Свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Юридическая сила документа — это свойство документа служить подлинным доказательством тех фактов, событий и действий, которые отражены в документе. Юридическая сила документа определяет его способность порождать определенные правовые последствия.

Разные обстоятельства оказывают влияние на приобретение документом юридической силы.

· Требования законности документа. К ним можно отнести соблюдение организацией, ее должностными лицами, готовящими документ, положений действующего законодательства, регламентирующего принятие решения по тем или иным вопросам; компетенции; сроков, дающих право на разрешение вопроса; необходимости предварительного согласования вопроса с другими организациями или подразделениями и т. д.

· Соблюдение ответственными лицами требований, предъявляемых к форме документа, к его отдельным элементам (реквизитам). Юридически значимые реквизиты: наименование организации, дата его подписания (действия, описанного в документе), регистрационный номер документа, подпись (проверка права подписи) (на первом экземпляре документа), печать (не на всех). При отсутствии какого-либо реквизита, оказывающего влияние на обретение документов юридической силы, служащие организации вправе отказать в принятии такого документа, предложив заинтересованному лицу дооформить документ (поставить печать, номер или подпись).

В настоящее время различают следующие типы документов с присущей каждому типу юридической силой:

· Оригинал или подлинники. Это первые и единственные экземпляры официальных документов, подписанные автором или соответствующим должностным лицом и Имеющим юридическую силу;

· Копия или отпуск. Это документы, полностью воспроизводящие информацию подлинников и все их внешние признаки, Не имеющие, однако, юридической силы;

· Заверенные копии – копии с необходимыми реквизитами, придающими им Юридическую силу;

· Выписки – это часть документа. На ней обязательно указывается, из какого документа сделана выписка, ставиться подпись должностного лица и печать организации;

· Дубликаты – это повторные экземпляры подлинника документа, Имеющие такую же юридическую силу, как и подлинник. Дубликаты выдаются при утере или уничтожении подлинника документа.

§ 2. Юридические документы: понятие и виды

Понятие правовых документов

В современном мире документы играют значительную роль. Ранее документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию1.

Появление компьютеров документы не отменило. Напротив, новая форма до­кументов (электронная) сделала документооборот более эффек­тивным.

Как бумажные, так и электронные документы по содержанию могут иметь разный характер: текстовый, графический, видеогра­фический, фотографический, изобразительный, звуковой.

Юридические документы (синоним: правовые документы) ча­ще всего существуют на бумаге.

Юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

Значение юридических документов

Значение юридических документов состоит в следующем:

— с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения и т. д.) становятся объек­тивированными и доступными для других субъектов права;

— они позволяют достичь определенности, стабильности в от­ношениях между людьми, прочности их правового положения;

— благодаря им юридическим действиям придается официаль­ный характер.

Юридическая информация содержится не только в документах. Немалая ее часть документально не оформляется, а просматрива­ется в действиях граждан, должностных лиц. Предположим, вы дарите какую-либо вещь подруге. Понятно, вещь переходит в ее

1 См.: Лопатин В. В.,ЛопатинаЛ. Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1993.

собственность, но документ при этом не составляется. Или ин­спектор Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) жезлом показывает, что проезд по оп­ределенной части магистрали в данный момент запрещен. Непод­чинение этому требованию грозит применением санкции.

Как видим, понятия «юридический акт» и «юридический до­кумент» не совпадают. Однако издание юридических документов среди юридически значимых действий занимает в целом значи­тельное место.

Можно попытаться установить удельный вес юридических до­кументов в зависимости от сферы правового регулирования. Тогда получится, что их большая часть будет обнаружена в правоохрани­тельной сфере. Удельный вес юридических документов снижается в сфере политики. В социальной области, возможно, их будет еще меньше (хотя здесь в основном идет распределение государствен­ных средств, и поэтому юридические документы не теряют своей значимости). В сфере экономики многое происходит без юриди­ческого документооборота (например, граждане часто заключают договоры в устной форме). Это общий взгляд на проблему. Вооб­ще же юриспруденция — это не математика, и точные подсчеты здесьделать трудно. Однако это не означает, что надо вообще от них отказаться.

Признаки юридических документов

Признаковюридическихдокументовпесколъко:

1) они содержат юридически значимую информацию;

2) изготавливаются в процессе юридической деятельности;

3) основанием их издания является законодательство, волеизъ­явления граждан и организаций;

4) они издаются (составляются) в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях);

5) порождают юридические последствия, т. е. имеют обязатель­ный характер (например, издание приказа о зачислении в вуз на дневное отделение дает право на приобретение льготного проезд­ного билета и ни один кассир в метро не может отказать в оформ­лении такого билета);

6) должны быть составлены по всем правилам юридической техники (структура, реквизиты и т. д.);

7) могут иметь как документальную, так и электронную форму. Например, наличие чека устанавливается его предъявлением, но наличие акции может отражаться в электронном виде;

8) предназначены для регулирования общественных отноше­ний, придания им стабильности и устойчивого характера. В при­веденном выше примере необходимость при каждой поездке дока­зывать, что гражданин имеет статус студента, способна поглотить массу человеческой энергии, которой уже, возможно, не останется для учебы.

Виды правовых документов

Юридические документы опосредуют все стадии правового ре­гулирования (правотворчество, действие норм права, их реализа­цию, возложение юридической ответственности). Проводя их классификацию (схемы 3.1, 3.2), лучше ориентироваться на ука­занные выше стадии правового регулирования.

Юридические документы делятся на четыре вида:

1) нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юри­дических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права (см. схему 3.1);

2) интерпретационные акты (или акты толкования)1. Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мыс­ленно толкование (уяснение норм права) производится практиче­ски всегда;

3) документы, фиксирующие юридические факты. Их особен­ность состоит в том, что они регистрируют различные фактиче­ские обстоятельства независимо от их использования в конкрет­ных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т. п.)2. Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

1 А. Ф. Черданцев не выделяет интерпретационные акты в особую группу юри­дических документов. Акты толкования, содержащие интерпретационные нормы, этот автор относит к нормативным документам. См.: Черданцев А. Ф. Логико-язы- ковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. С. 13-19.

2 См.: Исаков В. Б. Юридические факты в российском праве. М., 1998. С. 14.

Международные организации Международные акты, ратифицированные государством
Народ Конституция РФ
Государственная Дума РФ Законы РФ
Президент РФ Указы
Правительство РФ Постановления
Министерства Инструкции
Думы (законодательные собрания) Законы
Губернаторы областей,

краев, президенты республик

Указы
Администрации областей, краев, правительства республик Постановления
Органы местного самоуправления Решения
Организации Корпоративные акты

Наименование субъекта, принявшего нормативный акт

Вид

нормативного акта

Схема 3.1. Виды нормативных актов в Российской Федерации

— фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свиде­тельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об об­разовании, различного рода удостоверения и др.);

— фиксирующие правовой режим объектов (технический пас­порт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и проч.);

— фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом со­стоянии);

Схема 3.2. Ввды правовых актов

дающие определенной компетенцией. Эти документы различают­ся в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Пра­вительства РФ, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов РФ, их отделов и управлений и т. п.); документы правоохранительных ор­ганов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.)1.

Система правовых актов представлена на схеме 3.2.

Юридическаяответственность

занарушениеправилдокументооборота

Надлежащее оформление, хранение, выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие установления законности в стране. Вот почему государство, будучи не безраз­личным к нарушениям в сфере документооборота, устанавливает ответственностьзаследующиеправонарушения,связанныесюриди- ческимидокументами:

— подделка документов, штампов, печатей или бланков, их ис­пользование, передача либо сбыт (ст. 19.23 КоАП РФ);

— умышленная порча или утрата документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ);

— подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);

— изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных де­нег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ);

— изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчет­ных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);

— фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

1 Я. В. Гайвороиская и В. Г. Валковая предлагают выделять еще и акты общего действия (которые содержат неперсонифицированные предписания либо об­щие требования к субъектам) и смешанные акты (где нормы права перемежаются индивидуальными распоряжениями). Представляется, что первые должны быть все же причислены к нормативным, а вторые и к нормативным (при наличии хотя бы одного нормативного предписания), и к индивидуальным (при наличии хо­тя бы одного индивидуального предписания) (см.: Гайворонская Я. В., Балко- вая В. Г. Правовые акты Российской Федерации: общеисторический аспект. Вла­дивосток, 2009. С. 40).

— незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесе­ние заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незакон­ное приобретение гражданства РФ (ст. 292′ УК РФ);

— приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ);

— фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета дирек­торов (наблюдательного совета).

Правовой статус: понятие, структура и виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта права.

Структура правового статуса:

1. Правовые принципы — основополагающие идеи, на которых строится правовой статус: равноправие, равенство перед законом и судом, неотчуждаемость основных прав и свобод, запрет дискриминации, невмешательство во внутренние дела,

Правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с правовым статусом.

3. Полномочия — совокупность прав и обязанностей государства, государственного органа, Юридического лица, должностного лица и т.п.

4. Права и свободы человека — это естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Законные интересы других субъектов права — юридических лиц, государства, субъекта федерации, муниципального образования.

5. Обязанности — мера должного поведения, которое требует государство для обеспечения интересов государства, общества и других индивидов.

6. Юридическая ответственность — обязанность претерпевать лишения в связи с нарушением правовых норм, которая накладывается от имени государства.

7. Правосубъектность — способность быть субъектом правовых отношений, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Виды правовых статусов:

1. Общий — статус лица как члена общества и гражданина государства, закрепляется конституцией, отражает типичное положение (статус гражданина, статус юридического лица).

2. Специальный (родовой) — отражает особенности положения определенных категорий субъектов права: военнослужащих, судей, акционерных обществ, политических партий и т.п.

3. Индивидуальный — отражает положение конкретного субъекта права, включая средства индивидуализации: имя, место жительства, возраст, род занятий гражданина; организационно-правовую форму, юридический адрес, наименование юридического лица и т.п.

Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды.

СТАТУС правовой

ПРАВОВОЙ СТАТУС

описание объема свободы, гарантированной субъектам права определенного типа (индивидуальным, коллективным, институциональным) в обществе и государстве, а также в международных отношениях. Содержание П.с. составляет совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, которые не возникают на основании норм права при наличии юридических фактов, а существуют у субъекта права всегда — в силу его П.с. (см. Субъективное право). Исходным является П.с. индивида (человека и гражданина). В сфере частного права П.с. коллективных или институциональных субъектов (юридических лиц, органов государства и местного самоуправления и т.д.) произволен от П.с. физических лиц: у надиндивидуальных субъектов не может быть такой частноправовой свободы, которой нет у индивида. В сфере публичного права П.с. (компетенция) государственных органов, производный от полномочий государства в целом, ограничен общим П.с. индивида. П.с. юридических л и ц и органов государства устанавливается законом. Общий П.с. индивида состоит из естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина (т.е. прав человека, которые гарантируются каждому, и прав человека, которые в данной стране гарантируются только гражданам этой страны) и абстрактных обязанностей каждого не нарушать права других и быть законопослушным. Этим правам корреспондирует обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека; обязанность быть законопослушным вытекает не из «права» государства устанавливать своими законами обязанности индивидов, а из фактической обязательности велений публичной политической власти. Общий П.с. индивида возникает в индустриальном обществе, где достигается равная свобода (формальное равенство) всех индивидов, и права человека признаются принадлежащими каждому от рождения. В доиндустриальном обществе существуют разные по содержанию сословные П.с. Общий П.с. индивида складывается из трех элементов: 1) описание сферы свободы, в которую не вправе вмешиваться ни частные лица, ни государство (право на жизнь, достоинство личности, свободу и неприкосновенность личности, неприкосновенность частной жизни и жилища, право быть собственником, свобода передвижения и т.д.); 2) притязания на государственную защиту прав и свобод; 3) возможность (главным образом граждан данного государства) свободно участвовать в публичной жизни, в формировании и осуществлении государственной власти (свобода выражения убеждений и мнений, собраний и манифестаций, избирательные права и т.д.). Некоторые категории членов общества имеют приобретенный в соответствии с нормами права специальный П.с, временно или пожизненно ограничивающий (например, лиц, отбывающих назначенное судом наказание в виде пожизненного лишения свободы) или расширяющий объем свободы, гарантированный общим П.с. индивида. В последнем варианте специальные П.с. содержат юридически допустимые привилегии, дополнительные гарантии свободы. Например, специальный П.с. президента, депутата парламента, судьи содержит иммунитет, исключающий привлечение к уголовной ответственности до тех пор, пока гражданин обладает специальным П.с. Дополняющие общий П.с, установленные социальным законодательством привилегии (льготы и преимущества) социально слабых (инвалидов, пенсионеров, многодетных и т.д.) образуют особый (неправовой) социальный статус. См. также Права человека, Право. В.А. Четверти

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Правовой статус государственного органа

Правовой статус государственного органа – это закрепленное нормами права его положение в системе государственных органов. В зависимости от того, какой отраслью права преимущественно регламентируется правовой положение данного органа, говорят о конституционно-правовом статусе (обычно в отношении законодательных органов) и административно-правовом статусе (в отношении органов исполнительной власти).

Говоря о правовом статусе человека, обычно называют две его составляющие – права и обязанности. В отношении государственного органа такой подход неприемлем. Государственный орган – это публично-правовое образование, он создан не «сам для себя», не для реализации своих частных интересов, а для исполнения общественно-значимых функций.

Элементами правового статуса государственного органа являются:

– территориальный уровень действия данного органа (федеральный, региональный, муниципальный);

– принадлежность к определенной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной или отсутствие такой принадлежности);

– организационно-правовая форма (правительство, администрация, министерство, служба, управление и т.д.);

– сферы общественных отношений, управление которыми осуществляет данный орган (определение таких сфер невозможно для органов общей компетенции, которые осуществляют государственное управление во всех сферах общественной жизни);

– порядок формирования органа (назначение или избрание);

– подчиненность, подотчетность, подконтрольность органа, наличие подчиненных ему органов и организаций;

– властные полномочия органа;

– виды правовых актов, которые издает данный орган, их юридическая сила;

– наименование должности руководителя, порядок его назначения (избрания);

– порядок принятия решений в органе (коллегиальный или единоличный);

– наличие и статус структурных, территориальных подразделений в органе;

– источники финансирования органа;

– наличие статуса юридического лица;

– официальная символика органа;

– место нахождения органа.

Выше представлен максимальный перечень элементов правового статуса государственного органа. Иногда отдельных элементов может не быть. Например, государственные органы, состоящие из одного лица (президент, губернатор) не могут иметь организационной структуры. Высшие органы государства не имеют над собой вышестоящих.

Из всего перечня элементов правового статуса государственного органа особое значение имеет его компетенция. Именно компетенция раскрывает содержание его деятельности, а значит и в целом социальное предназначение. Именно ради осуществления определенной компетенции и создаются государственные органы. В этом смысле другие элементы правового статуса можно считать второстепенными.

Компетенция государственного органа включается в себя:

1) предметы ведения органа – сферы общественных отношений, управление которыми данный орган осуществляет (например, экономика, финансы, охрана окружающей среды, охрана правопорядка). При этом предметы ведения у разных органов могут быть общими.

2) полномочия органа – права и обязанности по регулированию предметов ведения. Полномочия каждого органа должны быть четко определены и не должны пересекаться, дублировать друг друга.

Полномочия государственного органа представляют собой одновременно и права, и обязанности, это единство прав и обязанностей. У государственного органа не может быть своих прав в том же смысле, как у человека. Человек может пользоваться или не пользоваться своими правами в зависимости от своих личных предпочтений, желаний, настроений. Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.

Обычно полномочия государственных органов формулируются в нормативных правовых актах следующим образом: государственный орган «реализует», «представляет», «обеспечивает проведение», «осуществляет контроль и надзор», «принимает меры», «определяет порядок», «осуществляет», «регулирует», «вносит предложения», «координирует», «участвует в осуществлении», «создает условия», «назначает», «формирует», «учреждает», «организует проведение» и т.д. Эти формулировки имеют довольно важное значение, поскольку они определяют способ реализации властных функций государственного органа.

Юридическое закрепление правовой статус осуществляется в разных источниках. Так, правовой статус Президента РФ закреплен только в Конституции РФ, Правительства РФ – в Конституции РФ и федеральном конституционном законе, Счетной палаты РФ – в федеральном законе, министерств и других органов исполнительной власти – в положениях, утверждаемых Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от их подчиненности.

Правовой статус (в узком смысле) — юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в К РФ и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах.

Для современного юридического статуса личности в РФ характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам.

Единство и стабильность правового статуса подорваны процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами.

Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 миллионов российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось.

На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы – потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом; ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус– это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего К РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Добавить комментарий