Предмет административного права как науки

Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

Юридические науки в свою очередь делятся:

– на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;

– отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;

– прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;

– международные: международное публичное право, международное частное право;

– изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

История развития административного права России с IX по начало XX веков прошла длительный и противоречивый путь. Подводя итог развитию отрасли и науки административного права можно выделить исторические этапы:

Первый этап (IХ – ХIV века) – развитие государственного управления идет по пути преемственности и опоры на обычаи и традиции управления, сложившиеся в период родо-племенного строя восточных славян. Поступательное развитие государственного управления идет за счет княжеской уставной деятельности, деятельности вечевых народных собраний и местных законодательных актов отдельных княжеств и земель. Этот этап складывается из двух систем управления: а) IХ – ХII века – десятичная численная система управления; б) ХII – XIV века – дворцово-вотчинная система управления, способствовавшая укреплению и развитию феодального государственного управления.

Второй этап (XV – первая половина XVII веков) – происходит формирование основ административного права, основных направлений административно-правовой деятельности Русского централизованного государства. Намечается переход от территориальных начал управления к функциональному аппарату управления. Происходит отделение государственного управления посредством приказной системы от дворцового хозяйства великого князя. Закон является основным источником государственного управления.

Третий этап (вторая половина ХVII – ХVII веков) – происходит процесс становления административного (полицейского) права и выделение его норм и институтов в отрасль правовой системы России. Идет процесс стремительного накопления административных норм, требующих кодификации.

Четвертый этап (XIX – XX века) – происходит законодательное закрепление Сводом Законов Российской империи отрасли административного права (благоустройство и благочиние) в самостоятельную отрасль права, отделенную от законодательной и судебной деятельности. В этом этапе можно выделить два подэтапа: а) первая половина XIX века – складывается новая форма (система) отраслевых управленческих органов с 1802 года, учреждается министерское управление, т.е. начинается процесс развития подотраслей управления; б) кодификация 1835 года М. М. Сперанского завершает процесс законодательного оформления отраслевого управления, которое совершенствуется в годы революции 1905 – 1907 годов с созданием в 1906 году Совета Министров России. Происходит упорядочение отраслевого управления и укрепление их законодательных основ.

Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.

Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки «административное право»:

1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

4) история развития административного права;

5) правоприменительная практика субъектов административного права;

6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

Метод науки «административное право» – совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы:

– диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

– анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

– синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

– аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

– дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

– индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

Частнонаучные методы:

– системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;

– сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

– формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т.д.);

– юридического эксперимента – это апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

– правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 18

Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сферах административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Предметомнауки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования.

Метод— Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права.

К общенаучным методам относятся: анализ; синтез; индукция; дедукция; гипотеза; аналогия; обобщение; абстрагирование; эксперимент; системный подход; системный анализ; математические методы; моделирование; диалектический; исторический и др.

Частнонаучные (специальные) методы познания: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологические методы, функциональный анализ и другие

Так же к основным методам науки административного права относятся: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования.

Место в системе юридических наук.Наука административного права связана с другими научными отраслями. Наиболее тесно она связана с наукой управления, которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления также служат одной из методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Без изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены.

7. Принципы, административного права — основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

§ демократизм нормотворчества и реализации права (проявляется в участии граждан, общественных объединений, движений, и т.п. в формировании административно-правовой политики и совершенствовании административно-правовых норм)

§ равенство граждан перед законом и правоприменителем

§ взаимная ответственность государства и личности

§ презумпция невиновности

§ гуманизм

§ законность

Виды источников административного права

Все источники административного права можно поделить на несколько групп:

I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодатель­ных органов; (Федеральные законы, нормативные акты Фед. Собрания РФ: Конституция, фед.законы, декларации, положения, акты Верховного суда; Законодательные акты субъектов Федерации: уставы, законы субъектов Фед.)

II. Акты Президента Российской Федерации; (указы, распоряжения президента)

III. Акты государственной администрации; (акты федеральных органов и организаций. Административные акты субъектов Федерации)

IV. Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры; (Международные, Федеральные, Административные договоры)

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения. (существуют как правила деятельности в отдельных госу­дарственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых; ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.); они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

Механизм административно-правового регулирования: понятие, элементы.

Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

2. акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

3. акты применения норм административного права;

4. административно-правовые отношения;

5. правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.

10. Функции административно-правового регулирования.

Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учитывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулятивной функции административного права.

1. Правоисполнительная функция- означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении исполнения требований действующего российского законодательства.

2. Правотворческая или правоустановителъная — выражается в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. Практически это означает, что нормы административного права, создаваемые самими органами исполнительной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

3. Правоохранительная функция — обеспечение соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. Следует еще раз подчеркнуть, что в порядке осуществления широкого круга контрольно-надзорных полномочий и применения мер административного принуждения исполнительные органы и их должностные лица практически обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.

административный право наука

Административное право не только представляет собой одну из ведущих отраслей российского права, но также является одной из центральных отраслей российской правовой науки.

Административное право как наука — это система взглядов, представлений, теорий, концепций и позиций по вопросам возникновения, реализации, развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений. Основной задачей административно-правовой науки является выявление проблем и сложностей в функционировании отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов решения данных проблем и вопросов. Результаты научных исследований используются также при толковании норм административного права, а также в ходе правотворческой работы в части использования универсальной правовой терминологии, способствующей единообразному применению норм административного права.

Наука административного права находится на стыке юридических наук и особой науки об управлении являющейся частью блока общественных гуманитарных наук, имеющих своим предметом закономерности развития различных общественных институтов и явлений. Кроме того, в инструментарии административно-правовой науки используются результаты и методы научных разработок таких наук, как социология, политология, психология управления, менеджмент, модернизация управления и т.д.

Общетеоретические правовые науки, такие как теория государства и права, история государства и права, история правовых учений, являются источником для формирования базовой терминологии науки административного права, а также составляют основу ее методологии, обусловливая осуществление основных теоретических обобщений о природе и признаках регулируемых отраслью права отношений, структуре норм административного права, в целом — системе отрасли и ее источников. Отраслевые юридические науки, имеющие самостоятельное научное значение (гражданское, конституционное, уголовное, трудовое право) снабжают административное право разработанной в рамках указанных научных дисциплин терминологией, а также позволяют использовать в целях исследования отдельные общеправовые конструкции, как, например, конструкцию юридической ответственности, в административном праве построенную на принципах, выработанных наукой уголовного права, или конструкцию правосубъектности, заимствованную из гражданского права. В отношении многих юридических наук административное право выступает в качестве донора теоретических представлений и концепций, предоставляя возможность поставить на самостоятельную теоретическую основу многие новые, комплексные отрасли российской юридической науки (финансовое право, земельное право, экологическое, таможенное и т.п.).

Наука об управлении сходна с административным правом по объекту изучения. И та, и другая науки сосредоточены на протекающих в обществе процессах публичного (в частности, государственного) управления. Однако если административное право имеет своим предметом общие закономерности развития и реализации совокупности норм отрасли административного права, регулирующей специфические общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и в связи с ним, то наука об управлении сосредоточена на изучении таких вопросов, как история развития управленческих отношений, значение и роль управления в современном обществе и государстве, формы и методы управления, формирование задач и целей управления, сущность управленческих отношений, их модернизация и реформирование в сфере управления. Таким образом, административное право, используя арсенал науки об управлении и опираясь на разработки общих и частных юридических наук, занимается изучением таких вопросов как:

история возникновения и развития административного права как отрасли права и его отдельных норм и институтов;

особенности предмета и метода правового регулирования отрасли;

сущность и признаки общественных отношений, составляющих предмет отрасли административного права;

понятие и признаки субъектов административного права;

структура и признаки источников административно-правовых норм;

система отрасли, специфика ее норм и институтов (подотраслей);

проблемы правовых форм и методов государственного управления;

соотношение государственного управления с другими явлениями действующего права;

особенности обеспечения законности в государственном управлении;

особенности процессуального оформления управленческих отношений;

зарубежный опыт в области административного права;

проблемы и перспективы развития отрасли;

особенности правового регулирования в различных сферах государственно-управленческих отношений (экономика, природоохрана, социальная сфера, юстиция, внутренние дела, международные отношения, оборона, государственная безопасность) и т.д.

Структура науки административного права тесно связана со структурой отрасли, в связи с чем наука также подразделяется на общую и особенную части. Первая из них составляет совокупность представлений, теорий и концепций об институтах, общих для всей отрасли административного права, а также о самой отрасли, ее предмете и методе. Естественно, что практически в любом научном исследовании или учебном пособии по общей части административного права мы можем обнаружить высказывания автора (или их группы) по таким вопросам, как понятие, предмет, метод, система, источники, субъекты отрасли и т.п. При этом указанные высказывания далеко не всегда будут соответствовать классическим представлениям, преобладающим в административно-правовой науке. Это вполне объяснимо, поскольку плюрализм мнений является в некотором роде условием поступательного развития научной мысли.

Особенная часть административного права зачастую остается в тени исследования. Это происходит в основном потому, что материал для исследования в этой части административного права практически необъятен и чрезвычайно сложен для научного анализа в силу своей неоднородности. Тем не менее, особенная часть административного права на сегодняшний день представляет собой сформированную совокупность теоретических выводов и подходов к нормам административного права, предназначенным для регулирования различных аспектов государственно-управленческой деятельности в различных областях социально-экономической и административно-политической сфер жизнедеятельности общества.

Методология науки административного права отличается традиционностью. К числу ее методов относятся такие общие и специально-юридические методы познания, как исторический, формально-логический, социологический, статистический, сравнительного правоведения и некоторые другие. Современное российское административное право вновь приобрело возможность обращаться к опыту зарубежной науки административного права. В ходе исследований учитываются и исторические закономерности развития отрасли административного права, отдельных ее институтов и подотраслей. Кроме того, исследователи в области административного права непрерывно обращаются к опыту практического администрирования, делая свои научные выводы на базе реальных социологических исследований. Наука административного права служит обширной базой для формирования учебного курса административного права, преподаваемого в высших учебных заведениях юридического образования. Предмет учебного курса составляет изучение тех обобщений науки административного права об одноименной отрасли, которые приобрели более или менее общепризнанный характер, а также основных концепций и тенденций развития административно-правовой науки.

Добавить комментарий