Предмет обжалования

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 99

В соответствии со ст. 19 УПК РФ, действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном УПК РФ.

Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 43 — 45, 48 и 49 УПК РФ.

Свобода обжалования процессуальных действий и решений означает, что любое лицо, которое считает, что его права и свободы нарушены действиями (бездействием) или решениями, принятыми в ходе уголовного судопроизводства, должно иметь возможность их эффективной защиты.

По общему правилу, эффективным способом защиты считается судебный порядок.

Если участник уголовного судопроизводства считает, что его права и свободы нарушены действиями (бездействием) или решениями органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора в ходе досудебного производства, он может выбирать, приносить ли ему жалобу прокурору или в суд (ст.ст. 123 – 125 УПК РФ).

При этом в уголовно-процессуальном порядке в суд могут быть обжалованы постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 года, проверка судом тех или иных актов предварительного расследования не должна предрешать вопросы, которые в дальнейшем станут предметом судебного разбирательства.

Вторая сторона данного принципа состоит в том, что каждый осужденный за совершение преступления имеет право на то, чтобы вынесенный в отношении него приговор или определенное ему уголовное наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Аналогичное право предоставлено и потерпевшему.

При этом такой пересмотр должен позволить обеспечить возможность исправления ошибок, если они были допущены судом первой инстанции.


В уголовном процессе РФ действуют несколько способов исправления судебных ошибок. Первый из них – контроль за законностью и обоснованностью судебных решений, осуществляемый судом второй (апелляционной и кассационной) инстанции. Порядок, установленный законом для производства во второй инстанции призван, с одной стороны, обеспечить возможность исправления любых ошибок, допущенных судом первой инстанции, поэтому суд второй инстанции вправе (в ограниченных пределах) исследовать новые доказательства, проверять ранее вынесенные судебные решения как с точки зрения из законности, так и с точки зрения их обоснованности и справедливости. С другой стороны, неограниченные возможности суда второй инстанции по исправлению ошибок могли бы привести к тому, что право на свободу обжалования было бы, хотя и провозглашено в законе, но на практике не реализовано. Оно превратилось бы в свою противоположность, если бы суд второй инстанции мог, рассмотрев, например, жалобу осужденного на чрезмерно суровое наказание, придти к выводу, что назначенное наказание, напротив, является слишком мягким и изменить его в сторону ужесточения. Естественно, что осужденный (и оправданный), опасаясь изменения приговора в неблагоприятную для них сторону, отказывались бы подавать жалобу на приговор, даже если бы полагали, что судом первой инстанции была допущена серьезная ошибка.

Поэтому закон устанавливает определенные пределы рассмотрения дела судом второй инстанции. В соответствии со ст. 360 УПК РФ, суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано. Если при рассмотрении уголовного дела будут установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения.

При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.

Приговор может быть также отменен в связи с необходимостью назначения более строгого наказания ввиду признания наказания, назначенного судом первой или апелляционной инстанции, несправедливым вследствие его чрезмерной мягкости лишь в случаях, когда по этим основаниям имеется представление прокурора либо заявление частного обвинителя, потерпевшего или его представителя.

Оправдательный приговор, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, может быть отменен судом кассационной инстанции не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего или его представителя, а также по жалобе оправданного, не согласного с основаниями оправдания.

Кроме того, приговор или иное решение суда, вступившее в законную силу, также могут быть пересмотрены в порядке надзора.

Однако поскольку по общему правилу, требование правовой определенности означает, что не должны пересматриваться и изменяться решения суда, которые уже вступили в законную силу, возможность пересмотра дел в порядке надзора ограничена куда более жестко.

Так, в соответствии со ст. 405 УПК РФ, с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года № 5-П, пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела допускаются только в течение года с момента вступления приговора в законную силу.

Второе ограничение возможности инициации надзорного производства заключается в том, что надзорная жалоба или надзорное представление рассматриваются судьей суда надзорной инстанции. В соответствии со ст. 406 УПК РФ, изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Наконец, вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Основаниями возобновления производства по уголовному делу являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства — указанные в части третьей статьи 413 УПК РФ обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу;

2) новые обстоятельства — указанные в части четвертой статьи 413 УПК РФ обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния.

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 290-О данный список вновь открывшихся обстоятельств не является исчерпывающим.

Новыми обстоятельствами являются:

1) признание Конституционным Судом Российской Федерации закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации;

2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) иные новые обстоятельства.

Право возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору или Председателю Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому данный порядок, как и производство в порядке надзора также не может рассматриваться в качестве эффективного средства правовой защиты.

Процессуальный порядок заявления и разрешения жалоб

Жалоба — основанное на законе обращение, по поводу принятия решения, осуществления действия (или бездействия), затрагивающих права и интересы участника уголовного судопроизводства или иного лица в сфере уголовно-процессуальных правоотношений, направленное руководителю следственного органа, прокурору или в суд (судье), которые в пределах определенной законом компетенции, уполномочены на его рассмотрение, с требованием об устранении действительного или предполагаемого нарушения.

Обжалование — основанная на законе деятельность, включающая подачу (принесение), прием, регистрацию и разрешение жалоб на решения, действия (или бездействие) органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда (судьи), принимаемые (осуществляемые) в различных стадиях уголовного судопроизводства.

Институт обжалования — правовой институт, объединяющий систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с условиями, порядком и сроками подачи, приема, регистрации и разрешения жалоб в сфере уголовного судопроизводства.

Право обжалования процессуальных действий и решений, являющееся выражением конституционного принципа свободы обжалования (ст. 33, 45, 46 Конституции РФ), закреплено в качестве принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ).

Свобода обжалования как основополагающая черта института обжалования заключается: (1) в праве обжалования любого процессуального действия и решения, любого должностного лица, осуществляющего судопроизводство, затрагивающего права и интересы заявителя; (2) в праве подачи жалобы каждым, чьи права и интересы, по его мнению, затрагиваются производимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями; (3) при отсутствии установленной законом формы подачи жалобы (исключение составляют апелляционные, кассационные и надзорные жалобы); (4) в запрете преследования за реализацию права обжалования1УПК РФ закреплен порядок обжалования решения о выдаче лица, осуществляемого на основании ст. 463 УПК РФ, на который не распространяются правила, установленные гл. 16 УПК РФ..

Предмет жалоб можно разделить на общий предмет жалоб и конкретный предмет жалоб.

Общий предмет жалоб включает действия (или бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда (судьи), осуществляемые (принимаемые) при производстве по уголовному делу.

В соответствии с п. 32, 33 ст. 5 УПК РФ процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ; процессуальное решение — решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ.

Для бездействия как составной части предмета жалобы характерно неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами закрепленных законом обязанностей по осуществлению судопроизводства, в результате чего нарушаются (либо могут нарушаться) права и интересы участников уголовного судопроизводства. В частности, невыполнение или ненадлежащее выполнение следственных действий по обнаружению, изъятию и закреплению доказательств в интересах обвиняемого (подозреваемого) ограничивает их возможность в защите своих прав. Невручение копии протокола обыска, выемки, наложения ареста на имущество — бездействие, связанное с нарушением закона.

Конкретный предмет жалобы — определенные действия (или бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда (судьи), осуществляемые (принимаемые) ими при производстве по уголовному делу, затрагивающие права или интересы участников уголовного судопроизводства и других лиц.

Закон не определяет конкретного перечня действий и решений, которые могут быть обжалованы, однако в ряде случаев в законе содержится прямое указание на действие или решение как возможный предмет жалобы (постановление и определение об избрании меры пресечения ст. 101 УПК РФ; заключение под стражу — ст. 108 УПК РФ; отказ в возбуждении уголовного дела — ст. 148 УПК РФ, нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу — ч. 2 ст. 123 УПК РФ и др.).

Субъекты обжалования

Субъекты правоотношений, вступающие в уголовно-процессуальные отношения по обжалованию, являются субъектами обжалования. Субъектов обжалования можно классифицировать на субъектов, обладающих правом обжалования (субъекты подами жалоб) и субъектов, правомочных на прием, регистрацию и разрешение жалоб (субъекты рассмотрения жалоб).

В понятие субъектов права обжалования вкладывается самое широкое содержание, которое в соответствии со ст. 123 и ч. 4 ст. 124 УПК РФ включает предусмотренных разделом II УПК участников уголовного судопроизводства, в том числе дознавателя и следователя, а также всех иных лиц, как участвующих, так и не принимающих участия в деле (хозяева или съемщики помещений, в которых производился обыск; владельцы, подвергшихся выемке предметов). Критерий, обусловливающий возможность признания субъектом права обжалования, заключается в том, что проводимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями затрагиваются интересы лица.

Закон предусматривает трех основных субъектов рассмотрения жалоб (руководитель следственною органа, прокурор и суд) и различные инстанции (судебные и несудебные), обладающие правом рассматривать жалобы в пределах компетенции, установленной законодательством.

Участник уголовного судопроизводства обладает правом выбора субъекта рассмотрения жалоб, о чем прямо указано, в частности, в ч. 5 ст. 148 УПК РФ (обжалование отказа в возбуждении уголовного дела).

Жалоба подается заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно руководителю следственного органа, прокурору или в суд либо через дознавателя, следователя, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа, а в суд еще и через прокурора.

Кроме того, жалоба может быть подана через администрацию места содержания лица под стражей или администрацию медицинского стационара, в который лицо помещено для производства судебной экспертизы.

Жалоба может быть устной или письменной. Принесение устных жалоб влечет те же юридические последствия, наступающие при поступлении письменных жалоб. Поэтому устные жалобы заносятся в протокол, который составляется в соответствии с общими правилами составления протоколов: на предварительном следствии — ст. 166 УПК РФ: в суде жалобы заносятся в протокол судебного заседания — ст. 259 УПК РФ.

В письменной жалобе, во всяком случае, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество заявителя; его место жительства, работы или учебы; наименование (Ф.И.О. и должность) органа (лица), действия (решения) которого обжалуются; время их совершения; мотивы, по которым заявитель считает действия (решения) должностного лица неправомерными, ущемляющими его права и интересы; требования заявителя; перечень прилагаемых документов.

Жалобы, в которых отсутствуют достаточные для их разрешения сведения (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.), возвращаются заявителям с разъяснением необходимости восполнения недостающих данных2Инструкция о порядке рассмотрения обращении и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45..

Для того чтобы быть принятой к рассмотрению, в жалобе не обязательно должны содержаться доказательства (обоснование, аргументирование, мотивирование) обжалуемого нарушения, что является гарантией свободы обжалования в досудебном уголовном судопроизводстве. Нечеткость формулировок жалобы (например, просьба об изменении меры пресечения без ссылки на незаконность или необоснованность) не может служить поводом для отказа в принятии ее к производству.

Досудебное производство предусматривает три механизма рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора: руководителем следственного органа, прокурором (ст. 124 УПК РФ) и судом (ст. 125 УПК РФ).

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб руководителем следственного органа и прокурором

Руководитель следственного органа осуществляет процессуальной контроль за деятельностью органов предварительного следствия, в связи с чем наделяется полномочием по рассмотрению и разрешению жалоб на действия (или бездействие) и решения следователя. Участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, обладают также правом обжаловать действия и решения руководителя следственного органа вышестоящему руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, в связи с чем наделяется полномочием по рассмотрению и разрешению жалоб на действия (или бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, следователя и руководителя следственного органа3Приказ Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».. Участники уголовного судопроизводства обладают также правом обжаловать действия и решения прокурора вышестоящему прокурору.

Жалоба на действия и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа и следователя, нижестоящего прокурора, в том числе на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства, поступившая к руководителю следственного органа или прокурору, должна быть рассмотрена в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для объективного рассмотрения (требуется перевод жалобы и ее материалов на русский язык или язык, на котором ведется предварительное следствие; необходимо запросить и получить справки, характеристики, объяснения), допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Проверка жалобы может быть проведена путем изучения материалов уголовного дела, материалов, подтверждающих законность и обоснованность действия или решения, или собиранием дополнительных документов. Проверка по любой жалобе должна начинаться не с рассмотрения приводимых в ней доказательств, а с установления самого события, факта нарушения. Несвязанность руководителя следственного органа и прокурора приводимыми в жалобе доводами — важное условие обеспечения законности и объективности принятия решения. В то же время руководитель следственного органа или прокурор вправе вызвать ее автора для уточнения и пояснения как жалобы в целом, так и отдельных фактов, в ней изложенных.

Порядок проверки и разрешения жалоб находится в плоскости процессуально-контрольных полномочий руководителя следственного органа и надзорных полномочий прокурора.

Решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении облекается в форму мотивированного постановления (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Если жалоба поступила от лица, не являющегося субъектом права обжалования, выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения с указанием мотивов решения.

Заявитель незамедлительно уведомляется о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования вышестоящему руководителю следственного органа, вышестоящему прокурору или в суд (ст. 46 Конституции РФ, ст. 125 УПК РФ).

Если субъект права обжалования изъявит желание ознакомиться с материалами рассмотрения по жалобе, то эти материалы ему предоставить обязаны.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб судом

Предметом обжалования в судебном порядке являются два вида действий и решений дознавателя, органа дознания, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора4Положения УПК РФ, в соответствии с которыми постановление прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может быть обжаловано в процедуре, установленной ст. 125 УПК РФ, в районный суд, а постановление о прекращении такого производства в соответствии с ч. 3 ст. 416 УПК РФ обжалуется в суд, который правомочен решать вопрос о возобновлении производства по уголовному делу, не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, в том числе осужденного. Напротив, они представляют собой дополнительные гарантии для реализации осужденным конституционных прав на судебную защиту и справедливое рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 962-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Фролова Л.Б. на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 125. п. 3 ч. 4 ст. 413. ч. 3 ст. 416 УПК РФ. ч. 1.1 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»»)..

Первая группа — это решения, обжалование которых в суд прямо предусмотрено в УПК РФ: постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125, ч. 5 ст. 148 УПК РФ) и о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). В суд может быть подана жалоба и на отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ). Установление права обжалования в суд именно этих процессуальных решений обусловлено тем, что они влекут прекращение уголовно-процессуальных отношений, препятствуют дальнейшему производству по делу и могут существенно ограничить права и законные интересы гражданина.

Вторую группу составляют иные действия (бездействие) и решения, должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие5Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 (в последующих редакциях) «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ»..

Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора рассматривает районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с ч. 2-6 ст. 152 УПК РФ, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматривает районный суд и военный суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 9 ст. 31, ч. 1 ст. 125 УПК РФ)6Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 20 июля 2012 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положении ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ в связи с жалобой гражданки Р.Г. Мишиной» рассмотрение дел по жалобам на решения и действия (бездействие) должностных лиц межрайонных следственных отделов при производстве предварительного расследования по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, должно осуществляться — безотносительно к месту расположения указанных следственных органов тем районным судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения деяния, содержащего признаки преступления..

Жалобы рассматриваются судьей единолично (ч. 3 ст. 125 УПК РФ).

Принесение жалобы не приостанавливает производство действия и исполнение решения.

В ходе предварительной подготовки к судебному заседанию судья выясняет, подсудна ли жалоба данному суду, подана ли она надлежащим лицом, имеется ли предмет обжалования, содержит ли жалоба необходимые сведения для ее рассмотрения. Решение о назначении судебного заседания оформляется постановлением.

В тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствуют сведения о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), жалоба подлежит возвращению заявителю для устранения недостатков с указанием в постановлении причин принятия решения и разъяснением права вновь обратиться в суд.

Жалоба рассматривается судьей не позднее чем через пять суток со дня ее поступления. Судья проверяет законность и обоснованность действия (бездействия) и решения в форме осуществления правосудия по правилам состязательного судопроизводства в открытом судебном заседании на основе принципа состязательности сторон, с обеспечением им равных возможностей в реализации процессуальных прав. При этом необходимо учитывать положения ст. 161 УПК о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и ст. 241 УПК о проведении судебного разбирательства в закрытом порядке.

При рассмотрении жалобы в судебном заседании участвуют заявитель, а также его защитник, законный представитель или представитель7Положение ч. 3 ст. 125 УПК РФ в его конституционно-правовом истолковании не препятствует допуску представителя к участию в рассмотрении жалобы потерпевшего на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора независимо от того, принимал ранее представитель участие в деле или нет (определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. № 431-О «По жалобе гражданина Саблина О.В. на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 125 УПК РФ»).. В судебном заседании также участвуют прокурор, следователь, руководитель следственного органа.

Закон предусматривает возможность участия в судебном заседании иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, например участник уголовного судопроизводства, имеющий противоположный интерес, должностное лицо, чьи действия или решения обжалуются, и др.

Обязанность по своевременному извещению лиц о времени рассмотрения жалобы возлагается на суд8Извещение допускается в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ»).. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием (посредством заявления ходатайств об этом), не препятствует рассмотрению жалобы и не является основанием для ее удовлетворения. Однако судья наделен правовой возможностью признать явку обязательной.

Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования отражаются в протоколе судебного заседания, копии таких материалов хранятся в производстве по жалобе.

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся лицам, разъясняет им права и обязанности (давать объяснения по жалобе, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, представленными сторонами документами, выписывать из них любые сведения, касающиеся лица, подавшего жалобу, иметь представителя, участвовать в рассмотрении жалобы, заявлять отводы, пользоваться услугами переводчика и т.д.). Затем лицо, подавшее жалобу, если оно участвует в рассмотрении жалобы, обосновывает ее, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Судья может задавать вопросы, уточняя высказанные позиции. Заявителю предоставляется право выступить с репликой.

При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

При рассмотрении жалобы судья не связан доводами, приведенными в жалобе, и обязан всесторонне проверить законность и обоснованность действия или решения9Положение ст. 125 УПК РФ, равно как и ч. 3 ст. 124 УПК РФ, в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказа дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и опенки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом (определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2005 г. № 42-О).. Если при проверке законности и обоснованности действия или решения судья выявит нарушения закона, ущемляющие права участников судопроизводства, либо другие нарушения уголовно-процессуального закона, не связанные с обжалуемым действием или решением, то он доводит об этом до сведения руководителей следственных органов или прокурора, осуществляющего надзор за органами расследования, путем вынесения частного постановления (ч. 4 ст. 29 УПК).

В процессе судебного заседания ведется протокол судебного заседания.

В результате судебной проверки судьей может быть принято постановление:

  1. о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
  2. об оставлении жалобы без удовлетворения.

В первом случае речь идет об удовлетворении жалобы.

Если жалоба поступила от лица, не являющегося субъектом права обжалования, судья выносит постановление об оставлении жалобы без рассмотрения с указанием мотивов решения.

Копия постановления судьи направляется лицу, подавшему жалобу, надзирающему прокурору и руководителю следственного органа. Лицам предоставляется возможность обжаловать принятое решение.

Если состоявшееся судебное решение в порядке ст. 125 УПК не исполняется следственными органами, заявитель вправе обратиться с жалобой на их бездействие. В этих случаях, а также когда при судебном рассмотрении жалобы будут выявлены иные нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц, судам рекомендуется в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ выносить частное определение (постановление), в котором необходимо обратить внимание должностных лиц на допущенные нарушения закона, требующие принятия соответствующих мер.

В отличие от ходатайств, жалобы всегда обращены не к должностному лицу, осуществляющему производство по уголовному делу, а к иным лицам, которые наделены полномочиями разрешать жалобы в установленном законом порядке. Жалоба служит не только средством обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, но и является инструментом для выявления допущенных нарушений уголовно-процессуального закона. Не случайно право на обжалование процессуальных действий и решений законодатель выделил в качестве принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ), а нормы, регламентирующие порядок обжалования действий (бездействия) и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, расположил в Общих положениях УПК РФ, распространяющихся на уголовное судопроизводство в целом. Жалоба – это обращение участника уголовного процесса к должностному лицу или органу государственной власти, уполномоченных на его прием, рассмотрение и разрешение, с просьбой о восстановлении или защите нарушенных прав и законных интересов органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство. При этом заинтересованное лицо может заблуждаться относительно допущенного нарушения или намеренно затягивать, отвлекать от нормального движения уголовного дела, преследуя свои интересы.

Обжалование в уголовном судопроизводстве следует понимать в узком и широком смысле. Обжалование в узком смысле представляет собой деятельность участников процесса, связанную с подачей жалобы на то или иное действие (бездействие) или решение должностного лица в защиту своего права или законного интереса. Обжалование в широком смысле включает в себя не только подачу жалобы заинтересованным лицом, но и деятельность должностных лиц по ее приему, заявлению, разрешению. С этих позиций обжалование представляет собой уголовно-процессуальный институт, устанавливающий в соответствии с законом порядок подачи, приема, рассмотрения и разрешения жалоб на действия и решения суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, которыми предположительно допущены нарушения прав и законных интересов участвующих в деле лиц.

Закон устанавливает различные инстанции, правомочные рассматривать и разрешать жалобы на досудебном этапе производства по делу:

  • судебные решения обжалуются в суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • жалобы на действия и решения прокурора приносятся вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 124 УПК РФ) или в суд (ч. 3 ст. 29, ст. 125 УПК РФ);
  • жалобы на действия и решения следователя, органа дознания, дознавателя – прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Предметом обжалования, согласно ст. 123 УПК РФ, могут выступать действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Под действиями необходимо понимать любые процессуальные действия, включающие следственные действия по уголовному делу. Предметом обжалования может быть также бездействие в случаях, когда соблюдение прав и интересов участников процесса предполагает необходимость совершения должностным лицом определенного действия либо принятия конкретного решения, однако это по каким-то причинам не происходит. Решение – это умозаключение, принятое следователем, дознавателем, прокурором или судом в пределах своей компетенции в установленном законом порядке и облеченное в процессуальном документе. Согласно ст. 123 УПК РФ жалоба может быть подана любыми участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Одной из гарантий реализации лицом права на принесение жалобы является обязанность должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, разъяснить порядок обжалования при проведении процессуальных действий и принятии процессуальных решений и обеспечить возможность реализации этого права (ч. 1 ст. 11 УПК РФ). Такая обязанность возложена на некоторых должностных лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ1 лицу, помещенному в медицинский стационар для проведения судебной экспертизы, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб. Данные права обеспечиваются соответствующим руководителем государственного судебно-экспертного учреждения, осуществляющего функцию руководства при организации и проведении судебной экспертизы в соответствующем учреждении и подразделении (ст. 9 указанного закона).

Отсутствие специально установленной законом формы и вида жалобы создает благоприятные условия для ее принесения и является одним из средств, дополнительно гарантирующих свободу обжалования. Жалоба может быть письменной или устной, изложена в той последовательности, в которой обратившийся сочтет нужным, с приведением обоснования или без такового. Нечеткость формулировки жалобы (например, просьба об изменении меры пресечения без ссылки на незаконность и необоснованность ее применения) не может служить поводом для отказа в принятии ее к производству.

Установление минимума реквизитов (кому адресована жалоба, фамилия и адрес подателя) следует рассматривать исключительно как гарантию своевременного и полного устранения нарушений закона, выявлении их причин и условий. Исключение касается апелляционных и кассационных жалоб и представлений, а также надзорных жалоб или представлений, для которых установлен ряд требований к их содержанию (ст.ст. 3896, 4014, 4123 УПК РФ). Преследование лица за подачу жалобы недопустимо. Это означает, что закон запрещает задерживать лицо, применять в отношении него меру пресечения и т.д., как ответ на поданную им жалобу. Жалоба на действия и решения дознавателя, следователя, органа дознания, прокурора может быть подана в любой момент производства по делу, в том числе и на этапе окончания предварительного расследования. Если на момент подачи жалобы или ее рассмотрения выяснится, что уголовное дело передано в суд для рассмотрения по существу, то жалоба направляется в тот же суд и рассматривается при разрешении судьей вопроса о назначении судебного заседания и заявленных ходатайств. Жалобы, адресованные прокурору или суду, могут быть принесены по почте, телеграфом, через канцелярию соответствующего органа, заявлены в ходе приема граждан.

В случае подачи жалобы на имя прокурора или суда следователю, дознавателю, органу дознания, администрации места содержания под стражей или администрации медицинского стационара, в который помещено лицо для производства судебной экспертизы, соответствующие должностные лица обязаны направить ее адресату. Это должно быть сделано сразу же после ее поступления, поскольку предусмотренный законом срок для рассмотрения и разрешения жалобы исчисляется со дня ее получения. Этим моментом считается день получения жалобы и любым должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство и уполномоченным принять жалобу (ст. 129 УПК РФ). Кроме того, согласно ст. 126 УПК РФ администрация места содержания направляет жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей под стражей, прокурору или в суд немедленно.

В ходе досудебного производства уголовно-процессуальный закон предусматривает две процедуры рассмотрения жалоб на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора: прокурором или руководителем следственного органа (ст. 124 УПК РФ) и судом (ст. 125 УПК РФ). Рассмотрение жалобы прокурором, руководителем следственного органа Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а руководитель следственного органа осуществляет ведомственный контроль за расследованием преступлений, поэтому жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя заинтересованными лицами могут быть направлены для рассмотрения и разрешения прокурору, а на действия и решения следователя – еще и руководителю следственного органа.

Рассмотрение жалобы включает проведение, при необходимости, проверочных действий:

  • изучение материалов дела;
  • получение объяснений от заявителя, субъекта расследования;
  • истребование дополнительных материалов.

В случае необходимости более глубокой проверки могут быть истребованы материалы, отражающие ход и результаты оперативно-розыскной деятельности, посещены места задержанных, заключенных под стражу и т.д. Общий срок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа составляет 3 суток. Увеличение этого срока до 10 суток предусмотрено в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры; заявитель должен быть извещен о таком продлении срока. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа может принять решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) либо об отказе в удовлетворении, что оформляется мотивированным постановлением.

Признав жалобу обоснованной, соответствующее должностное лицо должно принять меры по устранению нарушений закона, а также решить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц или граждан, виновных в нарушении закона. Если при проверке жалобы выяснится, что нарушено не только право лица, о которых оно сообщает, но и другие его права, о нарушении или даже о существовании которых он не знал, прокурор, руководитель следственного органа обязаны принять меры к полному восстановлению всех нарушенных прав и законных интересов гражданина. Аналогичным образом следует поступить и в том случае, если лицо по тем или иным мотивам отказалось от своих требований, изложенных в жалобе.

Прокурор обязан исходить из публичных интересов, поскольку содержание жалобы указывает не только на нарушение прав, но и на возможные недостатки в деятельности органов дознания и предварительного следствия. При отказе в удовлетворении жалобы прокурор должен разъяснить заявителю мотивы такого решения, порядок обжалования. Изложение в письменном виде мотивов отказа в удовлетворении жалобы позволит лицу реализовать принадлежащее ему право обжалования. Процедура рассмотрения и разрешения жалобы прокурором или руководителем следственного органа оканчивается обязательным уведомлением заявителя о принятом решении. Уведомление должно осуществляться сразу же после вынесения решения путем вручения лицу копии постановления. Лицо, подавшее жалобу, может обжаловать принятое по ней решение прокурора как вышестоящему прокурору или вышестоящему руководителю следственного органа (ст. 46 Конституции РФ, ч. 4 ст. 124 УПК РФ), так и в суд.

Характерной чертой обжалования в уголовном судопроизводстве является равноправие сторон при реализации права на подачу жалобы. В случаях, предусмотренных УПК РФ, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа. Судебный порядок рассмотрения жалоб. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В ходе досудебного производства по уголовному делу предметом обжалования в судебном порядке являются два вида действий и решений дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора:

  1. Решения, обжалование которых в суд прямо предусмотрено УПК РФ: об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела. Установление права обжалования в суд именно этих процессуальных решений обусловлено тем, что они существенно влияют на права и законные интересы граждан.
  2. Иные действия (бездействие) и решения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию. Круг действий и решений, подлежащих обжалованию в суд, законодательно не ограничен.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении за щитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения. К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

Вместе с тем, не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде; начальника следственного изолятора). Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником (представителем), законным представителем или непосредственно в суд, либо через дознавателя, следователя или прокурора. Жалобы подаются в районный суд, по общему правилу по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Жалоба рассматривается судьей не позднее 5 суток со дня ее поступления (ч. 3 ст. 125 УПК РФ).

В течение этого срока судья должен уведомить дознавателя, следователя, прокурора, руководителя следственного органа о поступлении жалобы, а также истребовать материалы, обосновывающие законность и обоснованность обжалованных действий и решений. Рассмотрение жалобы осуществляется судьей в открытом судебном заседании, в котором вправе присутствовать заявитель, а также его защитник (представитель). В рассмотрении жалобы судьей участвует прокурор. Закон предусматривает участие в рассмотрении жалоб и иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. В качестве иных лиц могут выступать должностные лица, действия и решения которых обжалуются, участники уголовного судопроизводства, имеющие связанный с жалобой процессуальный интерес и др.

Суд должен принять меры к своевременному извещению лиц о времени рассмотрения жалобы. Судья разъясняет лицам, явившимся в судебное заседание, их права и обязанности, предусмотренные нормами УПК РФ, регламентирующими правовое положение соответствующих участников уголовного судопроизводства. При рассмотрении в суде жалоб участники процесса имеют право: обосновать жалобу, возражать против доводов жалобы, давать пояснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, относящиеся к предмету жалобы, заявлять отводы; защищать свои права и законные интересы любыми средствами и способами, не противоречащими закону.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение; об оставлении жалобы без удовлетворения. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору, руководителю следственного органа. Жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, подаются в порядке, установленном гл. 451 и 471 УПК РФ. Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, подаются в порядке, установленном гл. 481 и 49 УПК РФ. Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, лицо вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Добавить комментарий