Прекарий у франков

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей — Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:

1) VI-VII вв. — период монархии Меровингов и 2) VIII в. — первая половина IX в. -период монархии Каролингов.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства.В марке(крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства.

Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимаяпост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.

Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание- бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получившийиммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

Усиление центральной власти привело к провозглашению в 751 г. сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. А в 800 г. Карл Великий принимает титул императора. Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством, вплоть до смертной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления -традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником(графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

Центральное управление было в то время сравнительно простым: майордом — первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен); маршал — руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском), пфальцграф — возглавлял королевский суд, референдарий — руководитель канцелярии, тезаурарий — «хранитель сокровищ», фактически государственный казначей, и т.д.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности — в почетный наследственный титул.

Источником права в этот период являетсяобычай. В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых»варварских правд». Создаются Салическая, Ринуарская, Бургундская, Аллеманская и др. правды. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права.

С возрастанием королевской власти монархи начинают создавать законодательные постановления- капитулярии, имевшие общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы.Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в «судах сотен», но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.

В начале IX в., после смерти Карла Великого, франкская монархия прекращает свое существование и распадается на ряд самостоятельных государств.

Салическая правда. Возникновение права у франкских племен осуществлялась с помощью записи древнегерманских обычаев. Таким образом появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Аллеменская и др» — сборники записей обычного права. Создание Салической правды относится к периоду правления франкского короля Хлодвига (507—511). В течение веков этот сборник дополнялся и переписывался.

Салической правде присущ казуистический характер и формализм. Нормы, относящиеся к судебному процессу и определяющие штрафы за правонарушения, составляют основное содержание Салической правды. Из текста сборника следует, что в этот период осуществляется переход от общины с коллективной собственностью на землю к соседской общине — марке, где возникает индивидуальная собственность семей. Но при этом сохраняются родовые отношения. В это же время Салическая правда показывает процесс разложения родовых отношений и имущественное расслоение общества. В сборнике говорится об особом правовом положении служилой знати. Например, штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека.

Правовое положение вольноотпущенников и литов было одинаковым. Они имели собственность, вступали в сделки, но в то же время несли службу своему господину и платили оброк. Рабы занимали самое низкое правовое положение, В случае убийства раба господин возмещал его стоимость и не нес другого наказания. Брак, заключенный между рабом и свободным человеком, влек за собой утрату свободы для последнего. Согласно Салической правде, основная часть земли принадлежала сельской общине. Пахотная земля была в собственности общины, но находилась в наследственном пользовании семей. Переделы земли не производились. Право свободною распоряжения наследственными владениями принадлежало обшине. Лишь мужчины могли наследовать землю, а в случае их отсутствия земля переходила в распоряжение общины. В сборнике не усматривается упоминание о частной собственности на землю и сделках с нею. В тексте закона термин «аллод» означает наследственное владение землей. Со временем, во 2-Й половине VI века было установлено, что наследственный надел превращается в индивидуальную отчуждаемую собственность отдельных малых семей — «аллод», который можно дарить, завещать и совершать с ним другие сделки.

Обязательственное право. В Салической правде упоминаются следующие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Сделки заключались публично путем простой передачи веши. В случае неисполнения обязательств возникала имущественная ответственность. За просрочку обязательства предусмотрен штраф. Имущество могло быть описано.

Семейное и наследственное право. Для заключения брака была предусмотрена форма покупки невесты женихом. Похищение невесты запрещалось и наказывалось штрафом. Жених вносил в качестве платы брачный дар, который после смерти супруга передавался детям. В Салической правде предусмотрено наследование по закону и по завещанию. Для наследования предусмотрен различный правовой режим относительно движимого и недвижимого имущества. Движимое имущество наследовали дети, мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Этот порядок наследования свидетельствует о наличии пережитков матриархата. В то же время недвижимое имущество, в том числе земля, передавалось только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, которое совершалось в народном собрании публично и в определенной форме.

Преступление и наказание. Преступления, указанные в Салической правде, можно разделить на четыре вида: !) преступления против личности (убийство, телесные повреждения); 2) преступления против собственности (кража, грабеж и т.п.); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля. В законе упоминаются отягчающие обстоятельства (попытка скрыть следы преступления). Субъектом преступления признавался любой человек, независимо от его правового положения. Характерно отмирание кровной мести, взамен которой был установлен выкуп. Выкуп был поделен на три части: семье убитого, родственникам со стороны родителей и казне.
Судебный процесс. Он осуществлялся в одинаковых формах для уголовных и гражданских дел и носил состязательный характер. Суд возбуждал дело только по инициативе истца. Стороны были равны в правах. Процесс носил состязательный характер, был устным, гласным и отличался формализмом. Применялись три вида доказательств. Первый — соприсяжники — это родственники, соседи и друзья подсудимого. Второй — свидетельства очевидцев. Третий — ордалии («суд Божий»}. Судья и заседатели выбирались на собрании свободных людей. Позже выборный суд постепенно заменяется королевской администрацией.

лат. precarium, ср.-век. лат. precaria, от preces — просьба) — в рим. и ср.-век. праве пользование землей, предоставляемой собственником на более или менее длит. срок по обращенной к нему письм. просьбе. Документ, посредством к-рого земля передавалась испрашивающему ее лицу, наз. престарной грамотой (prestaria). Утратив характерное для рим. П. право собственника требовать возвращения предоставленного в пользование владения, а также необходимость возобновлять прекарный договор каждые 5 лет, П. получил широкое распространение во всех странах раннесредневековой Европы и существовал там вплоть до 13 в. Различаются 4 вида П.: precaria data (данный), при к-ром собственник земли предоставляет просителю в П. свою землю; наибольшие права собственника земли по отношению к црекаристу связаны именно с этой формой П.; precaria oblata (предоставленный) — наиболее распространенный вид П., при к-ром собственник земли (обычно мелкий собственник, нередко крестьянин) дарит ее церкви или светскому магнату и затем получает ее от них обратно уже в качестве П.; если же верховный собственник добавлял к такому П. свой зем. участок, возникали precaria remuneratoria (букв. — П. с вознаграждением); эти П. были относительно редки и предоставлялись, как правило, представителям господствующего класса. Последнее относится и к П., предоставленным по повелению короля или крупных магнатов (precaria verbo regis; p. verbo potentum) церковью. Юридически заключение прекарного договора не вело к возникновению отношений зависимости. П. мог заключаться между лицами различного социального положения: прекаристами крупных церк. вотчин были крестьяне, мелкие феодалы, крупные магнаты, члены королев. семьи и сами короли. П. засвидетельствованы гл. обр. на землях церк. вотчин, роль их в формировании церк. землевладения весьма значительна. Источниками для изучения П. на церк. землях служат гл. обр. сборники формул и картулярии, по косвенным данным к-рых можно судить и о распространении П. на землях светских землевладельцев. Условия П. очень различны: они колебались от обязательства уплачивать незначительный чинш в несколько денариев (т. н. Recognitionszins) до уплаты большого натурального оброка и несения барщины (обычно от 3 дней до 2-3 недель в году). П. в раннее средневековье предоставлялся пожизненно, часто с правом передачи по наследству (обычно до третьего поколения). Прекаристам, имеющим precaria oblata, иногда предоставлялось право выкупа. Последствия заключения прекарного договора были различными в зависимости от социального положения прекаристов. Для представителей феод. слоев П. создавал отношения, приближающиеся к бенефицию, от к-рого П. отличался тем, что de jure не создавал отношений вассальной зависимости, в действительности же такие отношения почти неизбежно возникали; самые термины precaria и beneficjum в источниках часто смешиваются. Наибольшее значение для процесса феодализации и возникновения зависимого крестьянства имели прекарные сделки между феодалами и мелкими собственниками крестьянского типа. Крестьян прекарный договор, хотя и медленным путем, приводил к втягиванию в различные формы зависимости, вплоть до полного закрепощения, чему способствовала возможность для собственника земли изменять и ухудшать условия П. путем увеличения чинша; неуплата чинша в срок могла привести к окончат. превращению земли прекариста в тяглый надел.

Лит.: Энгельс Ф., Франкский период, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19; Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, 5 изд., М., 1922; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеод. общества в Зап. Европе VI-VIII вв., М., 1956 (имеется библ.); его же, Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв., М., 1964; Данилов А. И., К критике допшианской концепции раннесредневековой вотчины, в сб.: Ср. века, в. 9, M., 1957; Мильская Л. Т., Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее роль в закрепощении крестьянства, М., 1957; Романова Е. Д., Прекарий на землях Сен-Галленского аббатства в VIII-IX вв., в сб.: Ср. века, в. 15, М., 1959; Грацианский Н. П., Из социально-экономич. истории зап.-европ. средневековья. Сб. ст., М., 1960; Schr?der R.,K?nssberg E. F. von, Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte, 6 Aufl., В.-Lpz., 1922. Л. Т. Мильская. Москва.

(precarium) — в римском праве форма обладания вещами и правами (обыкновенно — недвижимостями и связанными с ними правами: пользования, права прохода, водопоя и др.), основанная на добровольной и безвозмездной уступке их со стороны собственника вещи или обладателя права по просьбе (откуда и название) лица, получающего пользование, и с правом взять во всякое время обратно данное, иначе говоря — владение из милости. Обыкновенно говорят, что П. не устанавливал никаких юридических отношений между сторонами; передача П. совершалась без всякого соглашения относительно способа и срока пользования; принятый прекаристом способ эксплуатации полученного нисколько не связывал собственника вещи или обладателя права, отданных в П.; во всякое время на основании «естественной справедливости взять у другого свое, когда я захочу этого», по мнению римских юристов, собственник мог отобрать свои вещи или уступленные права обратно. Этими признаками П. отличался как от дарения, так и ссуды, с которыми имеет в других отношениях много точек соприкосновения. Однако по постановлениям римского права прекарист имел юридическое владение вещами, отданными в П., даже в том случае, если стороны условились при передаче П. относительно того, что прекарист получит лишь держание. Это указывает на известную прочность его положения по отношению к вещи, которого не имели держатели вещей по договорам. Собственник вещи имел по отношению к прекаристу интердикт (de precario), основанный не на факте владения, а на низшем, прекарном характере владения прекариста; интердикт имеет силу не только в случае невозвращения вещи при требовании, но и в случае злонамеренного или, позднее, грубо неосторожного оставления ее прекаристом. Отсюда видно, что прекарист стоял в определенном зависимом отношении к лицу, давшему П. Это соответствовало социальной роли института в Риме. На прекарном праве получали обладание недвижимостями, принадлежащими патрициям, клиенты (см.), находившиеся в зависимых отношениях к патрициям и связывавшие их волю лишь доверием к их честности (fides). Позднее в П. отдавали должникам взятые у них в залог имущества их кредиторы — обычай, указывающий и на характер древнеримского залога, делавшего кредитора собственником заложенной вещи, и на первые формы древнеримской ипотеки. В конце империи в Риме и в первой половине средних веков в новых государствах Европы преобразованный институт римского П. получает новую, еще более важную социальную роль. Бедные и слабые люди и мелкие владельцы земель, ища защиты и покровительства сильных и богатых, обращаются к ним с просьбами оказать им эту защиту за уступку в собственность их земель и имущества и предоставить им путем выдачи грамоты право пользоваться этими землями на зависимом праве, обыкновенно с обязанностью платить определенный оброк. Собственники принимали земли по грамоте, содержавшей просьбу (precario), и отдавали их обратно по другой, содержавшей уступку пользования (praestaria). Позднее стали раздаваться в П. и собственные земли крупных владельцев, в интересах привлечения рабочих. Таким образом римский П. преобразовался в средневековую прекарию, носившую уже юридический характер. Прекария устанавливалась на срок (обыкновенно 5 лет), пожизненно и наследственно; срочные уступки делались с правом возобновления на следующее пятилетие и имели целью постоянно поддерживать сознание верховного права собственника земель. Обязываясь платить оброк, прекарист имел средневековое зависимое вещное право на землю, аналогичное позднейшему dom i nium utile, и юридическое владение ею (Sewere). При бессрочных П. принадлежность земли верховному собственнику и признание возможности поворота к нему владения выражались в самом характере реального или символического оброка, свидетельствовавшего о подчинении. Этим прекария долгое время отличалась от других форм зависимого обладания, полученного не из милости, а за услуги (бенефиции) или другие эквиваленты. Прекарное владение доставляло выгоды обеим сторонам: собственникам увеличение владений, оброка, рабочих и военных людей, прекаристам — защиту и часто денежную помощь в виде платы за уступленную землю или просто дара (подмоги), а на церковных землях и многие податные льготы. Для церкви прекария заменяла затрудненное в начале, а затем и запрещенное отчуждение земель. Раздавая свои земли в прекарное владение, она сохраняла свои права на землю и получала оброк или единовременную плату, заменявшую покупную цену. Прекарий получает дальнейшее экономическое развитие по преимуществу на церковных землях, являясь здесь и средством эксплуатации земель, и средством привлечения рабочих, и средством увеличения и охраны владений. Но с ним связываются для церкви и огромные невыгоды. Затрудненные в финансовых расчетах короли требуют от церквей и монастырей раздачи их земель в П. знатным дружинникам за незначительный оброк, взамен платы за их службу, указывая этим, что они не хотят лишать церковь ее владений, а требуют лишь некоторой жертвы. Такие П. носят название П. verbo regis. Отобранные насильно от церкви земли часто «возвращаются» ей в собственность «для удовлетворения справедливости», оставаясь в то же время в прекарном владении королевских слуг. В конце XIII в. П. как особая форма обладания исчезает, сливаясь с другими — бенефициями, наследственными арендами, эмфитевзами — в одну форму средневекового зависимого владения (см. Цензива). Некоторые новые законодательства (французское, цюрихское) рассматривают П. в римском смысле, как особый вид ссуды (см.); другие (общегерманское) совсем его вычеркивают из числа форм обладания и договоров, так как он, поскольку имеет юридический характер, сливается с ссудой, поскольку же не имеет его, не подлежит и юридическому регулированию. Ср. S. Schmidt, «Kommodat und Precarium» (1844); Dankwardt, «Das Precarium und Emphyteuse» (Ih ering’s «Jahrbücher für Dogmatik», XIV); Fustel de Coulanges, «Histoire des institutions politiques de l’ancienne France. Les origines du système fé odal» (Париж, 1890); Garsonnet, «Histoire des locations perp é tuelles» (251 сл., Париж, 1879); Viollet, «Histo ire du droit civil franç.» (665 сл., Париж, 1892); Азаревич, «П. по римскому праву» (Ярославль, 1877).

В. Нечаев.

Из капитулярия 811г.

… приманивая блаженством небесного царства, устрашая вечными муками ада и воимя божие богатых и бедняков, несведущих…простецов лишая имущества, а законных наследников – их наследства, тем самым из – за оскудения их….

Основные формы прекариев.

Наиболее распространенной формой установления зависимости разоряещегося бедняка от крупного землевладельца была практика так называемых прекариев, известная еще с римских времен и распространенная в Франском государстве со времен Меровингов. Прекарий , что дословно означает «переданное по просьбе», есть условное земельное держание , которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника те или иные повинности или оброки.

Существовали три вида прекариев:

1)Прекарий данный. Когда держатель земли получал ее всю от собственника (precaria data). Передавалось такое условное держание человеку, у которого было недостаточно или вовсе небыло земли .

Прекарная грамота (прекарий данный)

Вестготская формула №36, VII в.

Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу….

2) Прекарий возвращенный. Когда он отдавал свою собственную землю крупному землевладельцу и получал её же обратно, но уже не как свою собственную, а как уступленную ему землевладельцем с обязательством несения барщины и оброка; смысл этой операции заключается в том, что, отдавая свою землю,бедняк получал от крупного землевладельца покровительство и в случаях нужды – помощь против других сильных людей .

Прекарная грамота (прекарий возвращенный).

( салическая формула Меркеля №34 конец VIII).

Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, согласно нашей просьбе и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки и для пользования по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно означенное имущество с землями, домами… А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то… с землями, домами… на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших..

3)Прекарий с вознаграждением. В некоторых случаях, особенно когда крупным землевладельцем была церковь или монастырь, бедняк, отдавший свою землю своему будущему господину, получал обратно не только её, но и некоторые прибавление в виде лесного или заболоченного участка, который надо было превратить в участок, годный для посева (ргесапа remuneratoria).

Письмо если кто либо церковное имущество в пользование получит и свою собственность за это даст (прекарий с вознаграждением).

( Формула Маркульфа, кн. II, №39, ок 700 г.)

… Согласно нашей просьбе, ваше милосердие и благоваление определили, что бы некое вашей церкви местечко такое-то, находящиеся там-то … вы позволили на обрабатывать… пожизненно…; мы же, как было условленно, за означенное пользование, а так же для спасение души нашей, другое местечко такое-то, расположенное там-то, посмерти нас обоих вам и приемникам вашим для названной церкви пожертвовали, на том, однако условие, что бы, пока мы живы, вышеназванными местечками – и тем, что вы нам предоставили, и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали названной церкви…, владели на правах пользования….

Во Франкском королевстве преобладала форма прекариев – прекарий возвращенный. Потому, как в силу разных остоятельств, иногда обмана или даже применения силы, со стороны более влиятельных землевладельцев, крестьянин отказывался от права владения землею, в пользу влиятельных людей или церкви. И впоследствии был вынужден брать ее обратно, но уже в форме прекария. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. Название грамоты происходит от латинского слова praesto — «предоставляю». Это документ, по которому земля или имущество передавалось в чье-либо пользование.

Престарная грамота.(прекарий возвращенный)

( Грамота Сен – Галленского монастыря, 838 г.)

…с согласия нашей братии и фогта нашего Пуатона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар, все то, что имеется в тех местах с домами, лесами…так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш…. Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от отдельных местных землевладельцев, причем форма и степень зависимости устанавливалась каждый раз индивидуально. Были, однако такие формы, которые распостранялись сразу и на многих, ставили в зависимость от крупного землевладельца целые деревни и даже несколько деревень.

Формы зависимости крестьянства в средневековье.

Итак, основная масса крестьян в средние века состояла из несвободных или крепостных крестьян. Но сказать так – это значит дать лишь самую общую характеристику правового положения крестьян. Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньеру, причем собственно крепостным считался человек, который зависел от одного и того же сеньера сразу во всех трех отношениях. Это — личная, поземельная и судебная зависимость. Для раннего средневековья было не столь характерно существование людей, зависимых во всех отношениях от одного и того же сеньера, но для поздних форм зависимости, такое положение было почти всеобщим.

Каждый из этих видов зависимости отличался как по своему происхождению, так и по тем специфическим формам повинностей, которые были с ним связаны.

  1. Личная зависимость вела, по – видимому, свое происхождение от рабства. Холоп (а таких было много среди барской челяди), посаженный на землю, оставался сервом, со всеми вытекавшими из этого факта юридическими последствиями, хотя как самостоятельный хозяин на господской земле он фактически был уже не рабом, а крепостным. Юридическими признаками серважа были следующие права господина : серв не имел права передавать по наследству свой надел кому бы то ни было, не уплатив своему сеньеру особого взноса – mortuarium, состоящего либо из части имущества (лучшая голова скота, венчальное украшение или платье его жены и т.д.), либо, в более поздние времена – из определенной суммы денег ; он выплачивал «поголовный» налог – capatikum; запрещались браки между лицами, зависимыми от разных сеньеров, и за разрешение на такой брак требовался особый взнос, forismaritagium, так как он считался сервом, т.е. юридически рабом; все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле синьера, когда, где и сколько угодно.
  2. Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньеру. В силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности – в форме барщины или оброков, обычно пропорционально размерам надела и сообразно тем обычаям, которые были закреплены традицией и были точно перечислены в кадастрах вотчины. Крестьянин периодически должен был «признавать», что земля его надела – не его земля, а сеньера, и тем самым признавать себя обязанным уплачивать традиционные повинности.
  3. Судебная зависимость непосредственных производителей средних веков вытекала из иммунитетных прав сеньера и выражалась в большом количестве разнообразных повинностей. Иммунитетная грамота давала феодалу осуществлять суд на территории, в ней указанной, территории часто выходившей за пределы собственно вотчины иммуниста. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, ровно как и те повинности, которые шли раньше королю или его представителям за отправление имисудебных и административных функций, шли уже не королю, а в пользусеньера. Наиболее распостраненными были баналитеты печи, мельницы и виноградного процесса. Лица, зависимые от сеньера в судебном отношении, обязаны были печь хлеб только в его печи, специально указанной сеньером или принадлежащей ему, обязаны давить вино только под прессом сеньера и молоть зерно только в его мельнице. С судебно административными правами сеньера было связано также право требовать барщину по починке дорог, мостов и т.д. Так же сеньер имел право на пошлины рыночные, дорожные, паромные, мостовые и т.д..

Вывод.

Процесс феодализации, в ходе которого возникли формы поземельной, личной и судебно-административной зависимости, шел как путём «снизу», стихийно, так и путём «сверху». «Снизу», путем захвата крупными земельными собственниками крестьянских наделов, а «сверху» при непосредственном вмешательстве королевской власти. Прекарные отношения характеризуют первый путь. Само собой разумеется, что раз попав в такого рода зависимость бедняки мало по — малу теряли и свою личную свободу; через несколько поколений они были уже в большинстве своем крепостными.

Список источников и литературы.

1.Практикум по истории средних веков. Выпуск первый/ М:1988 г. Источники :»Эдикт короля Хильперика» от 575 года(с. 62).

«Салическая правда»( с.45-70).

«Прекарные и престарные грамоты»(с.87-104).

«Капитулярии» Карла Великого от 811г(с. 95-105)

2. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968г.Жанр: монография, медиевистика.Издательство: Издательство Московского Университета.Количество страниц: 378
Описание: (Из предисловия) Данная книга возникла в результате многократного чтения специального курса по истории средневекового крестьянства для студентов и аспирантов исторического факультета Московского университета. Этим обстоятельством определяется характер работы. Как и всякий курс лекций, особенно если дело идет о специальном курсе, посвященном частной тематике, настоящий курс ставит себе целью подвести итоги тому, что сделано вообще по данной теме как за рубежом, так и в советской литературе, которая, как известно, много занималась и продолжает заниматься проблемами, связанными с историей трудовых масс. Само собой разумеется, что лишь часть материала есть результат исследовательской работы самого автора. Во многих вопросах автор опирается на труды своих коллег — советских медиевистов (Е. А. Косминского, А. И. Неусыхина и др.), которые являются базой ддя-собстввшшхзыводов автора. Много взято из работ буржуазных авторов, ибо буржуазная наука накопила громадный материал фактов и сделала немало полезных обобщений.

Сказкин Сергей Данилович родился в Новочеркасске, там же учился в кадетском корпусе, затем приехал в Москву и поступил в университет. Здесь его учителями были известные ученые А. Н. Савин, Р. Ю. Виппер, Д.М. Петрушевский. С 1920 г., сдав магистерские экзамены, Сказкин становится преподавателем университета. В 1934 г., когда в МГУ был создан исторический факультет, С. Д. Сказкин стал профессором кафедры истории средних веков; с 1949 г. и до последних дней жизни он возглавлял эту кафедру. Ученый преподавал или читал лекции в самых различных вузах и учреждениях Москвы, но основным местом его работы был Институт истории (ныне — Институт мировой истории Российской Академии наук), где с 1962 г. С. Д. Сказкин возглавлял сектор истории средних веков.
С. Д. Сказкин был человеком удивительной культуры, многосторонней образованности, ученым-энциклопедистом. Он писал книги, статьи, учебники, заметки для словарей и энциклопедий, составлял хрестоматии по своей основной специальности — истории средневековой Западной Европы. Но круг его интересов этим не ограничивался.
Его работы посвящены также генезису (возникновению) феодализма и капитализма, международным отношениям, дипломатии, аграрной истории и истории крестьянства, истории религии. В огромном архиве ученого основную часть составляют рукописи по истории средневековой культуры, хотя при жизни он почти ничего не публиковал по этой теме. Правда, он долгие годы читал лекции о культуре средневековья.
Известный историк С. О. Шмидт вспоминал, что эти лекции ‘пленяли самой манерой изложения — он как бы размышлял вместе со студентами, вводя их в лабораторию своей мысли, вел путями и тропами интеллектуального поиска. И получалось это как-то удивительно просто, ненавязчиво’. Ученый намеревался издать свой спецкурс в виде учебника для студентов, но ему все время казалось, что надо еще что-то исправить, уточнить, сопоставить с другими исследованиями. Ученики С. Д. Сказкина оформили и издали на этой основе несколько его статей, однако основная часть материала так и осталась в архиве. Но и то, что ученый успел опубликовать при жизни (более 200 работ), является значительным вкладом в историческую науку.
Ученики С. Д. Сказкина работают практически в каждом крупном научно-исследовательском обществоведческом институте, преподают на исторических факультетах университетов и вузов нашей страны.

Добавить комментарий