Причины принятия конституции 1936

Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права. Многие положения Конституции СССР 1924 г. уже не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Требовалось юридически закрепить огромное число перемен в различных областях жизни страны.

В начале 1930-х гг. экономические проблемы, рожденные НЭПом, требовали радикальных преобразований. Дискуссионным был вопрос о социальной базе политического режима. Общество требовало социального замирения. Широкий, но инертный бюрократический аппарат не мог обеспечить стране быстрый экономический прогресс. Репрессивные меры оказывались малоэффективными. В кризисе находились промышленность и сельское хозяйство. Развитие индустрии шло в приказном порядке, продовольственное положение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения ими плана и дисциплинарных норм. Курс на «сплошную коллективизацию» серьезно ударил по середняку. Перегибы привели к 1300 мятежам в 1929 г. и к 2500 — 3000 восстаний и бунтов в 1930 г. Трещины в «рабоче-крестьянском» союзе расширялись из-за упадка финансовой системы, рост дефицита бюджета, срыв плановых заданий первой пятилетки заставили власть задуматься.

Согласно официальной идеологии было необходимо создать общество всеобщего равенства. Требовалось ликвидировать эксплуататорские классы, лишив их средств производства. Активно осуществлялся лозунг «Не трудящийся да не ест». Политика ограничения сменилась курсом вытеснения буржуазных элементов во всех сферах хозяйства страны. В периодической печати начала 30-х годов декларировался союз рабочих, крестьян и выросшей из этих классов интеллигенции. Заявлялось об успешном развитии союзных республик и о ликвидации неравенства жителей СССР в хозяйственной и культурной сферах. Секретным решением 1931 г. были ограничены гонения на беспартийных специалистов.

Классовая структура общества претерпела значительные изменения. Взять, например, рабочий класс СССР. Его часто называют пролетариатом. Но что такое пролетариат? «Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе хозяйства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат». Но класс капиталистов был уже ликвидирован, а орудия и средства производства переданы государству, руководящей силой которого являлся рабочий класс. Таким образом, «пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма».

Перейдем к вопросу о крестьянстве. Обычно принято говорить, что крестьянство — это такой класс мелких производителей, члены которого разбросаны по всей стране, копаются в одиночку в своих мелких хозяйствах с их отсталой техникой, являются рабами частной собственности и безнаказанно эксплуатируются помещиками, кулаками, купцами, спекулянтами и ростовщиками. Однако, советское крестьянство являлось совершенно другим крестьянством. Во-первых, оно было освобождено от эксплуатации. Во-вторых, — в своем подавляющем большинстве базировалось не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике. Наконец, в основе хозяйства советского крестьянства лежала не частная собственность, а коллективная собственность, выросшая на базе коллективного труда.

Интеллигенция также претерпела большие изменения за истекший период. Изменился, во-первых, состав интеллигенции: 80-90% советской интеллигенции составляли выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоев трудящихся. Во-вторых, изменился самый характер деятельности интеллигенции. Раньше она служила богатым классам, теперь же она должна была служить народу, потому что не стало больше эксплуататорских классов.

Список предпосылок принятия Конституции 1936 не был бы полным, если не сказать несколько слов об изменениях еще в одной области, а именно в области национальных взаимоотношений в СССР. Конституция, принятая в 1924 году, есть первая Конституция Союза ССР. «Это был период, когда отношения между народами не были еще как следует налажены, когда пережитки недоверия к великороссам еще не исчезли, когда центробежные силы все еще продолжали действовать». Нужно было наладить в этих условиях сотрудничество народов на базе экономической, политической и военной взаимопомощи, объединив их в одно союзное многонациональное государство. Советская власть не могла не видеть трудностей этого дела.

С тех пор прошло 14 лет. Истекший период показал, что опыт образования многонационального государства, созданного на базе социализма, удался полностью. Эту победу можно объяснить следующим. Во-первых, отсутствием эксплуататорских классов и эксплуатации. Во-вторых, нахождением у власти рабочего класса, являющегося врагом всякого порабощения и верным носителем идей интернационализма. В-третьих, фактическим осуществлением взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни. И наконец, расцветом национальной культуры народов СССР. «Все эти и подобные им факторы привели к тому, что в корне изменился облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия и развилось чувство взаимной дружбы и наладилось настоящее сотрудничество народов в системе единого союзного государства».

Существовала также необходимость в поиске надежных внешнеполитических союзников и укреплении государственного авторитета на международной арене. Еще в начале — середине 1920-х годов начался постепенный отход от лозунгов мировой революции в сторону построения коммунизма в отдельно взятой стране. Новая конституции должна была законодательно закрепить за гражданами Советского Союза многочисленные права и свободы, для того чтобы разрушить сложившийся на международной арене имидж СССР как тоталитарного государства.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки принятия Конституции 1936 года:

)Изменения в экономической жизни общества, а именно победа социализма во всех сферах народного хозяйства.

)Изменения в классовой структуре общества, а именно ликвидация эксплуататорских классов и передача орудий и средств производства в руки рабочих.

)Изменение характера взаимоотношений между республиками.

)Изменение внешнеполитического курса.

5 декабря в результате постатейного голосования Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Конституция (Основной Закон) Союза ССР не имела преамбулы и состояла из 13 глав: I. Общественное устройство; II. Государственное устройство; III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик; IV. Высшие органы государственной власти союзных республик; V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик; VI. Органы государственного управления союзных республик; VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических, республик; VIII. Местные органы государственной власти; IX. Суд и прокуратура; X. Основные права и обязанности граждан; XI. Избирательная система; XII. Герб, флаг, столица; XIII. Порядок изменения Конституции.

Конституция 1936 провозглашала СССР социалистическим государством рабочих и крестьян (статья 1), образованным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик (статья 13), которым предоставлялись и гарантировались суверенные права (статьи 15-18). 126 статья «руководящим ядром» государственных и общественных организаций провозглашала Коммунистическую партию. Политическую основу Советского Союза, согласно Конституции, составляли Советы депутатов трудящихся (статья 2), которым и принадлежала вся полнота власти(статья 3). Статья 4 провозглашала, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что была уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы, победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Наряду с социалистической системой хозяйства 9 статья Конституции допускала «мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР (статья 30), а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в стране объявлялся Совет Народных Комиссаров СССР (статья 64), а его постановления и распоряжения признавались обязательными к исполнению на всей территории СССР (статья 67). Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах объявлялись Советы депутатов трудящихся (статья 94). Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся объявлялись избираемые ими исполнительные комитеты в составе (статья 99). Согласно 102 статьи Конституции правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Высшим судебным органом признавался Верховный Суд СССР (статья 104). Статья 112 провозглашала, что «судьи независимы и подчиняются только закону». Высший надзор за точным исполнением законов возлагался на Прокурора СССР (статья 113), который назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет (статья 114).

126 статья провозглашала Коммунистическую партию «руководящим ядром» государственных и общественных организаций.

Глава Х Конституции СССР 1936 года целиком была посвящена правам и обязанностям граждан. Согласно ей, все граждане СССР, независимо от их национальности и расы (статья 123), имеют права на труд (статья 118), отдых (статья 119), материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности (120), образование (статья 121), объединение в общественные организации (статья 126). «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». «В целях укрепления социалистического строя» гражданам гарантировались законом свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (статья 124 и 125). Конституция гарантировала гражданам СССР неприкосновенность личности (статья 127), жилища и тайну переписки (статья 128). Взамен каждый гражданин Советского Союза был обязан соблюдать Конституцию СССР, «исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития», «беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся», служить в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (статья 132) и защищать Отечество (статья 133). Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года предоставляла гражданам всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании (статьи 135, 136, 139, 140).

Согласно статье 14, изменение Конституции СССР производилось только по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Таким образом, новая Конституция представляет собой итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний. В отличие от Конституций буржуазных стран, новая Конституция СССР исходит из факта ликвидации капиталистического строя и победы социалистического строя в Советском Союзе. Её основу составляют принципы социализма: социалистическая собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов; ликвидация нищеты большинства и роскоши меньшинства; ликвидация безработицы; труд как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина по формуле: «кто не работает, тот не ест”; право на труд, то есть право каждого гражданина на получение гарантированной работы; право на отдых; право на образование и т.д. Конституция 1936 года отражает и закрепляет в законодательном порядке эти и подобные им устои социализма

Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.

Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.

Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Глава III. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава IV. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Глава V. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава VI. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Глава VII. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ

СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава VIII. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Глава IX. СУД И ПРОКУРАТУРА

Глава Х. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Глава XI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Глава XII. ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА

Глава XIII. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

СТР.

Глава I285

История создания Конституции 1936 года

курсовая работа

Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права. Многие положения Конституции СССР 1924 г. уже не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Требовалось юридически закрепить огромное число перемен в различных областях жизни страны.

В начале 1930-х гг. экономические проблемы, рожденные НЭПом, требовали радикальных преобразований. Дискуссионным был вопрос о социальной базе политического режима. Общество требовало социального замирения. Широкий, но инертный бюрократический аппарат не мог обеспечить стране быстрый экономический прогресс. Репрессивные меры оказывались малоэффективными. В кризисе находились промышленность и сельское хозяйство. Развитие индустрии шло в приказном порядке, продовольственное положение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения ими плана и дисциплинарных норм. Курс на «сплошную коллективизацию» серьезно ударил по середняку. Перегибы привели к 1300 мятежам в 1929 г. и к 2500 — 3000 восстаний и бунтов в 1930 г. Трещины в «рабоче-крестьянском» союзе расширялись из-за упадка финансовой системы, рост дефицита бюджета, срыв плановых заданий первой пятилетки заставили власть задуматься. Чураков Д. Сталинские уроки забылись // Диалог. 1996. №11. С. 73.

Согласно официальной идеологии было необходимо создать общество всеобщего равенства. Требовалось ликвидировать эксплуататорские классы, лишив их средств производства. Активно осуществлялся лозунг «Не трудящийся да не ест». Политика ограничения сменилась курсом вытеснения буржуазных элементов во всех сферах хозяйства страны. В периодической печати начала 30-х годов декларировался союз рабочих, крестьян и выросшей из этих классов интеллигенции. Заявлялось об успешном развитии союзных республик и о ликвидации неравенства жителей СССР в хозяйственной и культурной сферах. Секретным решением 1931 г. были ограничены гонения на беспартийных специалистов. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции. М., 1987. С. 140 — 142.

Классовая структура общества претерпела значительные изменения. Взять, например, рабочий класс СССР. Его часто называют пролетариатом. Но что такое пролетариат? «Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе хозяйства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат». Но класс капиталистов был уже ликвидирован, а орудия и средства производства переданы государству, руководящей силой которого являлся рабочий класс. Таким образом, «пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма».

Перейдем к вопросу о крестьянстве. Обычно принято говорить, что крестьянство — это такой класс мелких производителей, члены которого разбросаны по всей стране, копаются в одиночку в своих мелких хозяйствах с их отсталой техникой, являются рабами частной собственности и безнаказанно эксплуатируются помещиками, кулаками, купцами, спекулянтами и ростовщиками. Однако, советское крестьянство являлось совершенно другим крестьянством. Во-первых, оно было освобождено от эксплуатации. Во-вторых, — в своем подавляющем большинстве базировалось не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике. Наконец, в основе хозяйства советского крестьянства лежала не частная собственность, а коллективная собственность, выросшая на базе коллективного труда.

Интеллигенция также претерпела большие изменения за истекший период. Изменился, во-первых, состав интеллигенции: 80-90% советской интеллигенции составляли выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоев трудящихся. Во-вторых, изменился самый характер деятельности интеллигенции. Раньше она служила богатым классам, теперь же она должна была служить народу, потому что не стало больше эксплуататорских классов.

Список предпосылок принятия Конституции 1936 не был бы полным, если не сказать несколько слов об изменениях еще в одной области, а именно в области национальных взаимоотношений в СССР. Конституция, принятая в 1924 году, есть первая Конституция Союза ССР. «Это был период, когда отношения между народами не были еще как следует налажены, когда пережитки недоверия к великороссам еще не исчезли, когда центробежные силы все еще продолжали действовать». Нужно было наладить в этих условиях сотрудничество народов на базе экономической, политической и военной взаимопомощи, объединив их в одно союзное многонациональное государство. Советская власть не могла не видеть трудностей этого дела.

С тех пор прошло 14 лет. Истекший период показал, что опыт образования многонационального государства, созданного на базе социализма, удался полностью. Эту победу можно объяснить следующим. Во-первых, отсутствием эксплуататорских классов и эксплуатации. Во-вторых, нахождением у власти рабочего класса, являющегося врагом всякого порабощения и верным носителем идей интернационализма. В-третьих, фактическим осуществлением взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни. И наконец, расцветом национальной культуры народов СССР. «Все эти и подобные им факторы привели к тому, что в корне изменился облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия и развилось чувство взаимной дружбы и наладилось настоящее сотрудничество народов в системе единого союзного государства». Сталин И.В. Сочинения. Т. 14. М., 1997. С. 120-125.

Существовала также необходимость в поиске надежных внешнеполитических союзников и укреплении государственного авторитета на международной арене. Еще в начале — середине 1920-х годов начался постепенный отход от лозунгов мировой революции в сторону построения коммунизма в отдельно взятой стране. Новая конституции должна была законодательно закрепить за гражданами Советского Союза многочисленные права и свободы, для того чтобы разрушить сложившийся на международной арене имидж СССР как тоталитарного государства.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки принятия Конституции 1936 года:

1) Изменения в экономической жизни общества, а именно победа социализма во всех сферах народного хозяйства.

2) Изменения в классовой структуре общества, а именно ликвидация эксплуататорских классов и передача орудий и средств производства в руки рабочих.

3) Изменение характера взаимоотношений между республиками.

4) Изменение внешнеполитического курса.

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками.

Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы.

Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.

В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Глава 9 Конституции была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по Конституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное).

Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций; отделение церкви от государства и школы от церкви.

ВКЩ6) объявлялась «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг.

А. Источники и сфера права

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный».

В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.

По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов.

Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании.

\С 30-х годов все большее число постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК). Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения.

В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало админи-стративный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

Б. Правовое регулирование сельского хозяйства

В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направленных на усиление плановых начал.

В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников.

В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте — «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов».

Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений.

Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

В. Правовое регулирование в сфере промышленного производства

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по упрочению трудовой дисциплины…», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном пред-приятии (учреждении).

Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника.

В июле 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вместо существовавших семи- и шестичасового рабочих дней устанавливался восьмичасовой: вместо пятидневной рабочей недели — шестидневная.

Через месяц новым указом запрещался самовольный уход работников с предприятий и из учреждений, а также переход из одной организации в другую. К нарушителям применялись уго-ловные наказания.

В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке.

В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства.

В целом, Конституция 1936 г. закрепила общий принцип равноправия граждан Советского Союза лишь по двум социальным показателям, которые не вызывали никаких политических сомнений: расы и, как это ни странно, национальности. Дискриминация по признаку расы не была актуальна в Советском Союзе. Более того, равенство всех рас было пролетарским принципом, который поддерживался советским государством как интернациональный принцип.

Государственный Комитет по статистике не вел статистику по данному социальному показателю. И поэтому не представляется возможным обсуждать умозрительно реализацию этого принципа применительно к такой социальной характеристике как раса. Иная оценка может быть дана провозглашению и соблюдению принципа равенства по национальному признаку.

Признак равенства по признаку национальности изначально отрицался самой сталинской политикой. После принятия Конституции 1936 г. (как, впрочем, и до этого) этот принцип отрицался повседневностью. Переселение народов, острый «еврейский вопрос» в измерении сталинской политики — все это отрицало идею равноправия граждан СССР по признаку национальности.

Возникает вопрос: почему понимание равноправия было столь ограниченным — лишь по признаку расы и национальной принадлежности? Объясняется это тем, что пролетарская идеология, ставшая затем фундаментом советской идеологии, не признавала равенства по признаку происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам.

Принцип равенства по признаку принадлежности к той или иной религии, вероисповеданию не отрицался, но и не был декларирован в Конституции 1936 г. Статья 124 Конституции закрепляла положение об отделении церкви от государства, и этим закреплялось отделение верующих от неверующих. Соблюдение в отношении их политики равенства не допускалось. Права предоставлялись тем гражданам, которые исповедовали государственную идеологию, а не религию. Независимо от пола религиозная принадлежность была основанием ущербности граждан, относя их к разряду неблагонадежных.

Происхождение и принцип равенства в советском государстве не сочетались принципиально, поскольку в соответствии со ст. 1 Конституции Союз Советских Социалистических Республик был «социалистическим государством рабочих и крестьян». Это была принципиальная установка государства и партии, которая была партией рабочих и крестьян. Происхождение не из рабочих и крестьян изначально исключало гражданина из сферы действия принципа равенства, будь то мужчина или женщина.

Имущественное положение как социальная характеристика было основанием для отнесения граждан к классу, к социальной группе. Но в силу того, что имущие классы были уничтожены, вопрос об имущественном положении не стоял. Равенство было возможно лишь между рабочими и крестьянами, включая имущественное равенство.

Эта цепь исключений может быть продолжена, но логика исключений одна: равенство было нарушено идеей изъятия прав, если это было соединено с идеологическими представлениями. Равенство, как мужчин, так и женщин в обществе подвергалось бесконечным ограничениям.

Принцип равенства не может иметь исключений. Он «соединен» с Гражданином, который равен в правах другому Гражданину, будь то мужчина или женщина. Он абсолютен, этот принцип.

Изъятия касались и принципа равенства по признаку пола. За рамками упомянутых выше исключений равенство вычиталось еще раз.

Статья 122 Конституции СССР закрепила, что «женщине в СССР предоставляются равные права с (выделено мной. — Л.З.) мужчиной». Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого — мужского. Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарты, заложенные в Конституции был однобокими — мужскими. Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина. Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством.

Это проявилось еще в двух статьях Конституции, где содержались специальные нормативные положения относительно равенства граждан при реализации основного политического права — избирать и быть избранным.

Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах.

Депутатом также мог стать любой гражданин — независимо от принадлежности к полу.

Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с (выделено мной. — Л.З.)-мужчинами».

Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Демократия по-социалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти.

33% женщин — среди членов Верховного Совета СССР и аналогично в Верховных Советах республик СССР, и до 50% женщин было представлено во всех структурах власти низового звена — Советах народных депутатов. Женщины, в соответствии с идеологическими и политическими установками Коммунистической партии, должны были олицетворять победу идеологии Советского государства и Коммунистической партии. Женщина-труженица, впрочем, как и мужчина- трудящийся, должны были олицетворять силу государства рабочих и крестьян.

Эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство. Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии. Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК Коммунистической партии, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин.

Такая политика не имела под собой прочных оснований, поскольку общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола. Эта идеология «спускалась» сверху и, следовательно, не была по-настоящему встроена в реальные общественные отношения. Но иллюзия достижения равенства должна была отражать «успехи» социализма, и она это отражала.

На основании принадлежности к полу равенство было скорректировано в сторону пролетарских, социалистических ролей трудящихся — мужчины и женщины. Лозунг «Кто не работает, тот не ест» по-прежнему оставался общепризнанным, хотя и имел изъятия. И изъятия были сделаны по признаку принадлежности к полу.

Во-первых, право на труд было объявлено обязанностью в государстве трудящихся (ст. 12 Конституции). Одновременно эта обязанность гражданина трудиться была декларирована как право. Статья 118 Конституции СССР закрепила, что «граждане СССР имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы» (право обеспечивалось отсутствием безработицы).

Но это право было наполнено по-пролетарски, по-советски идеологическим содержанием. В соответствии с уголовным, административным законодательством преследовались лица, уклоняющиеся от исполнения трудовой обязанности. Эти нормативы имели юридически направленную силу: они касались по преимуществу мужского населения. Они действовали вплоть до начала перестройки. Тот, кто не работал, объявлялся тунеядцем.

Женщина же, в соответствии с представлением советского государства, была не только труженицей, но и матерью. И роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться на производстве при предоставлении ей права быть равной с мужчиной. Право на труд не было жестко связано с обязанностью трудиться лишь для женщины. Она могла иметь лишь статус матери. Роль отца от обязанности трудиться не освобождала.

Гендерно-определенная роль мужчины в период всех лет советской власти состояла в одном: быть тружеником, работником. Роль отца не была предусмотрена идеологией равенства. И государство обеспечивало мужчину работой, которая была не правом, а обязанностью здорового мужчины.

Статус отцовства в Конституции 1936 г. не был предусмотрен. Часть 11 ст. 122 Конституции СССР провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка, государственную помощь многодетным и одиноким матерям, предоставление женщине отпуска по беременности с сохранением содержания, создание широкой сети родильных домов, детский яслей и садов.

Эта конституционная норма означала воспроизведение традиционно патриархатных представлений общества в отношении женщин и их ролей в обществе. Несмотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, отцовство, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений, отца и матери, по Конституции 1936 г. нет оснований.

В 30-е годы принцип отстаивания прав женщин в отношении своих детей был практически неоспорим. Это корни староукладного семейного быта, где жена — мать, а отец — работник. И эта модель была воспроизведена в норме Конституции. Мужчина не имел прав на государственную охрану интересов отцовства и государственную помощь многодетным и одиноким отцам. Отцовство не было включено как стандарт равноправия в сферу государственной протекции, покровительства. Эта гендерно-асимметричная норма (ст. 122) отразила идею неравного статуса матери и отца в обществе.

За годы советской власти государство подорвало экономическую роль мужчины как главы семьи. Эта роль была уничтожена социалистической оплатой труда. Государство и коммунистическая партия взяли на себя патриархатную роль в отношении семьи, закрепив экономическую зависимость всех членов семьи как основы общества от работодателя-государства.

Если женщина имела право выбора: быть матерью или труженицей, или совмещать две роли, то у мужчины такого выбора не было. Он обязан был трудиться. Но в своей единственной роли-статусе он был поставлен в однолинейную экономическую зависимость от государства. И он был обязан только государству своим «благополучием» (впрочем, как и женщина). Он был привязан к государству патриархатному и, в дополнение, тоталитарному по своей сутр. Он состоял в экономической зависимости.

Это подорвало идею, которая была традиционна для русской (дореволюционной), в принципе патриархатной семьи: глава семьи — мужчина-кормилец. Это мог быть отец, муж, брат — все лица мужского пола. Советская экономика не способна была дать мужчине, который раньше традиционно считался главой семейства, достаточного материального обеспечения для содержания семьи. Невольно социалистическое государство, социалистическая экономика сделала роль главы семьи экономически несостоятельной. Это одна из причин изменения характера семейных отношений в 20-е, 30-е и последующие годы.

Помимо этой причины есть и иная. На социалистический рынок труда пришла женщина. Она получила равное с мужчиной право трудиться. Она стала экономически самостоятельной. И это также определяло характер отношений в семье. Семья начинала выстраиваться по типу эгалитарной семьи, где муж и жена имели самостоятельные заработки, но при этом они были экономически привязаны к государству. Женщина ушла от экономической зависимости от мужа-кормильца, и экономическая роль мужа — главы семьи, кормильца осталась лишь в традиции — в истории семьи. С определенного времени экономическая власть стала принадлежать государству — единственному работодателю-кормильцу. Гендерная зависимость уже двух полов от социалистического государства стала характеристикой семьи, и общества с начала 30-х годов.

Оценивать Конституцию 1936 г. без анализа политических репрессий, которые последовали за принятием Конституции, невозможно.

Идея равенства вряд ли имела основополагающее значение в этот период истории страны. «Равенство» двух полов — мужчин и женщин при проведении политики репрессий — предмет особой экспертизы.

При безусловной политико-идеологической направленности репрессий их важной составляющей были репрессии в отношении «врагов народа» и их семей. Данные, ныне известные всем, опубликованные в печати позволяют сделать вывод. Репрессированные граждане СССР — России и других республик, в массе своей не были «врагами народа» Они были «врагами» системы, которая безжалостно уничтожала людей, и государственной идеологии, которая была насильственно навязана и распространена, и которая также использовалась для уничтожения людей.

Репрессии, конечно, не имели под собой идеологии гендерной симметрии. Но в силу внутренней логики репрессий это была симметрия гендерных репрессий. Она воспроизводила правило уничтожения людей — мужчин и женщин, «врагов народа», врагов системы. Редкая семья не была репрессирована. Пострадали даже дети. Они не были носителями идеологии. Но они были связующим звеном поколений. Для системы, которая уничтожала их родителей, они были потенциально опасны. Они были, с позиции тоталитарной системы, продолжателями родов, которые олицетворяли идею сопротивления системе.

ЧСВН (член семьи «врага народа») — это жены и дети, это сыновья и мужья. Это люди, которые были подвергнуты репрессиям. Они были гражданами СССР. Они остаются в памяти тех людей, которые стали внуками репрессированных членов семьи врагов народа.

ЧСВН — это аббревиатура гендерной симметрии, это показатель уничтожения практически всей семьи.

Гендерная симметрия репрессий никогда не исследовалась. Она должна стать предметом будущих исследований для установления истины.

В основе репрессий лежала силовая идеология, которая была воспроизведена в практике уничтожения и унижения общества. Женщина-мать, женщина-жена как объект насилия во многих случаях была включена в круг репрессий лишь на том основании, что была объектом патриархатных, тоталитарных отношений, где женщина признавалась объектом приложения силы — силы власти.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1174 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий