Принцип свободных выборов

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоКонституционное право Россиивопросы

1-15 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 256-258
136. Целями свободных выборов в РФ являются:
• Высшее и непосредственное выражение власти народа
137. Центральная избирательная комиссия состоит из:
• 15 человек
138. Центральная избирательная комиссия формируется:
• назначается по частям Президентом, Советом Федерации, Госдумой
139. частная жалоба на решение судьи по избирательному спору во время избирательной кампании подается в:
• в 5-дневный срок
140. Членами избирательной комиссии в правом решающего голоса могут быть:
• представители политических партий
141. Что такое пассивное избирательное право?
• право быть избранным
142. Что такое списки избирателей?
• списки граждан, имеющих избирательное право, проживающих на территории конкретного избирательного участка

«Конституционное право России как отрасль права»

143. В каких правовых источниках содержатся конституционно-правовые нормы?
• Конституции, законах и других нормативных актах, принятых государственными органами
144. К каким наукам относится конституционное право?
• отраслевым
145. Какие общественные отношения регулируют нормы конституционного права?
• возникающие на основе и по поводу государственной власти
146. Какие субъекты конституционного права действуют на основе п. 1 ст. 4 Конституции России?
• Российская Федерация и ее субъекты
147. Какие субъекты конституционного права указываются в п. 2 ст. 11 Конституции России?
• Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти
148. Какова структура конституционно-правовых норм?
• в основном, они состоят из диспозиции, при этом гипотеза предполагается, а санкция содержится в других отраслях права
149. Может ли возникнуть конституционно-правовое отношение между Правительством России и гражданином?
• только в некоторых случаях
150. Что значит закрепить в норме общественное отношение?
• установить права и обязанности сторон, вступающих в отношение
Пояснение.

Главными признаками демократического являются: гарантии прав и свобод человека; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов; построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; политический плюрализм; публичность власти.

Признаки тоталитарного режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

3) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

7) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

8) экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

9) наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

10) невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

11) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

А) свободные выборы в органы государственной власти — демократический.

Б) правовое государство — демократический.

В) обязательная государственная идеология — тоталитарный.

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества — тоталитарный.

Д) многопартийная система — демократический.

Значение этого принципа организации и проведения избирательных кампаний является универсальным. Поэтому Конституция РФ (ч. 3 ст. 3) прямо закрепляет данный принцип. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.

Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись. Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях»). Реализация принципа свободы выборов и определению результатов голосования закреплена в законодательстве ряда субъектов РФ.

Ранее в большинстве субъектов РФ законодательство было ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование в силу того, что в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1993 года (ст. 58) предусматривается необходимость определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ. В 2006 году минимальный порог явки избирателей был отменен, что соответствует основному содержанию принципа свободных выборов.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсентеизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитичным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за болезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Политическим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.

Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация.

Равное избирательное право

Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один список по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.

Для соблюдения принципа равного избирательного права необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные округа).

Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.

Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избирательные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голосование за других лиц не допускается.

Избирательное право как подотрасль конституционного права: предмет регулирования, основные понятия, источники правовых норм. Разграничение полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере правового регулирования свободных выборов. Субъективное избирательное право: право избирать и быть избранным

Нормы, составляющие правовое регулирование выборов, выделяются в подотрасль конституционного права, а некоторыми учеными – даже в самостоятельную правовую отрасль. Основанием этому служит наличие собственного предмета и метода правового регулирования. Предметом выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Субъектами этих отношений являются граждане и их объединения, а также государственные органы. Метод избирательного права представляет собой совокупность особенностей правового регулирования (заранее установленное императивное закрепление прав и обязанностей сторон, обязательное возникновение правоотношений с определенной периодичностью, свободная и добровольная реализация некоторыми субъектами избирательных правоотношений принадлежащих им субъективных прав, применение специфичных санкций).

<QUEST1< FONT>Избирательное право характеризуется собственной системой нормативных источников, которая включает помимо системообразующего «рамочного» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральные законы и законы субъектов РФ, регламентирующие особенности выборов отдельных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также международные правовые акты, регламентирующие принципы избирательного права. Вместе с тем деление избирательного права на Общую и Особенную части, предлагаемое некоторыми исследователями, не отражается в законодательстве.

Наконец, избирательное право обладает собственным понятийным аппаратом, состоящим из терминов «агитация предвыборная», «выборы», «голосование», «избирательная кампания», «избирательная система», «избирательное объединение», «избирательное право».

§ 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия
в выборах

<QUEST2< FONT>Под принципами права обычно понимают руководящие начала, исходные положения, на основе которых осуществляется правовое регулирование той или иной отрасли права. В научной литературе можно встретить определение принципов избирательного права как многоуровневой системы основных начал, определяющих главное содержание и процесс реализации институтов избирательного права, избирательных прав граждан в рамках демократических и свободных процедур избирательного процесса. Принципы избирательного права можно, конечно, с определенной долей условности, подразделить на принципы реализации избирательных прав и участия в выборах и принципы организации и проведения выборов.

Принципы реализации избирательных прав и участия в выборах, закрепленные законодательством и, прежде всего, Конституцией, выражают сущность народовластия в государстве, являются отличительной чертой демократического избирательного права.

Принцип свободных выборов или добровольности участия в выборах

Принцип свободных выборов или добровольного участия в выборах выражается в признании права каждого гражданина определять степень своего участия в определении направления реализации государственной власти в стране путем участия в выборах. Этот принцип не признается в некоторых зарубежных государствах.

Каждый гражданин имеет право, прежде всего, сам для себя решать, необходимо ли ему такое участие. Принудительное участие в выборах недопустимо в демократическом государстве. Кроме того, каждому гражданину предоставлено право на выражение своего мнения путем голосования за того или иного кандидата. Таким образом, идея добровольности выборов реализуется в принципе свободных выборов и добровольности участия в выборах. Никто не может быть принужден к реализации своего избирательного права. В законодательстве отсутствует юридически закрепленная обязанность участия в выборах. И, как следствие, не предусмотрена ответственность на абсентеизм.

Добавить комментарий