Принципы федеративного устройства РФ

В соответствии со ст. 1 Конституции Россия — это федера­тивное государство. Федеративное устройство Российского госу­дарства обусловлено многонациональным составом населения России, ее огромной территорией и некоторыми другими факто­рами.

Федеративное государственное устройство не является обя­зательным признаком правового государства, которое может быть и унитарным. Но если государство признается и правовым, и федеративным, то эти характеристики не должны противопос­тавляться друг другу. Принципы федеративного устройства не должны противоречить принципам правового государства.

Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции. Однако базовые принципы федеративного устройства содержат­ся в гл. 1 об основах конституционного строя. К принципам фе­деративного устройства России можно отнести следующие.

l Государственная целостность РФ.Она обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; един­ством экономического пространства, которое не допускает уста­новление на территории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции России и федеральных законов на территории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.

Этим же принципом объясняется отсутствие у субъектов Российской Федерации права выхода из состава России. Консти­туция РФ не предоставляет им такого права.

Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

l Единство государственной власти.Этот принцип харак­теризует не только федеративное устройство России, но и суве­ренитет РФ. Он заключается в наличии системы органов и должностных лиц как РФ, так и ее субъектов, составляющих в совокупности государственную власть.

l Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государ­ственной власти субъектов РФ.Указанное разграничение про­водится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О прин­ципах и порядке разграничения предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 20.05.02)1. Оно призвано обеспечить ба­ланс жизненно важных интересов РФ в целом и ее субъектов.

Конституция закрепляет этот принцип в ст. 71—73, используя при этом понятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметами ведения понимается сфера общественных отноше­ний, регулирование которой отнесено к компетенции федераль­ных органов государственной власти или органов государствен­ной власти субъектов РФ. Полномочия — это права и обязанности государственных органов в осуществлении властных действий.

В соответствии со ст. 71 Конституции к ведению РФ, в част­ности, относятся принятие и изменение Конституции и феде­ральных законов; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов власти; управление федеральной собственностью; финансовое и таможенное регу­лирование; денежная эмиссия; внешняя политика; вопросы вой­ны и мира; оборона и безопасность; защита государственной границы РФ; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-ис­полнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и ар-битражно-процессуальное законодательство; стандарты и этало­ны; государственные награды и почетные звания РФ.

1 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176; 2002. № 21. Ст. 1915.

К совместному ведению РФ и ее субъектов, закрепленным ст. 72 Конституции, в частности, относятся обеспечение соответ­ствия Конституции и федеральным законам нормативных актов субъектов РФ; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана памятников истории и культуры; социальная защита; установление общих принципов налогооб­ложения; административное, трудовое, семейное, жилищное, зе­мельное законодательство; кадры правоохранительных органов.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные зако­ны, имеющие прямое действие на всей ее территории. По пред­метам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются фе­деральные законы и в соответствии с ними акты субъектов РФ. Проекты федеральных законов по предметам совместного ве­дения согласовываются с органами государственной власти субъектов РФ. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия федерального закона акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с ним.

В случае противоречия актов субъектов РФ федеральному за­кону, принятому по предметам ведения РФ или полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, дей­ствует федеральный закон. В случае противоречия федерального закона актам субъектов РФ, принятым вне предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует акт субъекта РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), осуществляют по ним собственное правовое регулирование (ч. 4 ст. 76).

l Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с фе­деральными органами государственной власти.Оно означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе России не должно быть субъектов, имею­щих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами.

l Равноправие и самоопределение народов РФ.Многона­циональный народ РФ, принимая Конституцию, исходил, со­гласно ее преамбуле, из общепризнанных принципов равнопра­вия и самоопределения народов. Норма о гарантиях прав

коренных малочисленных народов в соответствии с общеприз­нанными принципами и нормами международного права вклю­чена в главу «Федеративное устройство» Конституции.

Все народы в РФ пользуются равными правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государ­ственного строительства, в развитии культуры и других об­ластях.

В соответствии со ст. 65 Конституции в составе РФ находит­ся 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.

Статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республики в составе РФ явля­ются государствами (ч. 2 ст. 5). Они имеют свои государствен­ные символы, отличаются некоторыми особенностями организа­ции государственной власти (как правило, имеют президента и т. п.), вправе устанавливать свои государственные языки.

Статус краев, областей, городов федерального значения оп­ределяется принимаемыми их законодательными (представи­тельными) органами уставами, которые по своей юридической силе равнозначны конституциям республик.

Автономная область и автономные округа в своем конститу­ционно-правовом статусе несколько отличаются от иных субъек­тов РФ. Созданные до принятия Конституции в целях обеспече­ния малочисленным народам условий для их сохранения и развития, в настоящее время они во многом утратили это каче­ство. Еврейская автономная область входит в РФ непосред­ственно. Автономные округа традиционно входят в состав края или области. Только Чукотский автономный округ в 1992 г. вы­шел из состава Магаданской области и входит в состав РФ не­посредственно.

Согласно ст. 66 (ч. 3) Конституции по представлению законо­дательных и исполнительных органов автономной области, ав­тономного округа может быть принят федеральный закон об ав­тономной области, автономном округе (такие законы пока не принимались). Отношения автономных округов, входящих в со­став края или области, могут регулироваться федеральным зако­ном и договором между органами государственной власти авто­номного округа и, соответственно, органами государственной

власти края или области (ч. 4 ст. 66). Автономии наравне с дру­гими субъектами РФ представлены в Совете Федерации (по два представителя от каждого субъекта).

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 489 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

В основе федеративного устройства России заложена система принципов, которые обусловлены её демократической сущностью. Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ.

Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:

– принцип государственной целостности России;

– принцип единства системы государственной власти;

– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

– принцип равноправия и самоопределения народов в России;

– принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.

1. Государственная целостность России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что РФ состоит из государственно-территориальных и государственно-национальных образований, которые сформированы для достижения общих целей при помощи федеральной власти. Данный принцип предполагает общее стремление всех субъектов РФ к государственному, политическому, экономическому и социальному единству, что находит выражение в государственной целостности России. Она обеспечивается:

– принципом целостности и неприкосновенности территории страны;

– единством экономического пространства, которое не разрешает устанавливать таможенные границы, вводить пошлины и сборы, создавать какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств;

– принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории всей России;

– единым гражданством Российской Федерации;

– лишением субъектов РФ права на выход из состава Федерации либо иного изменения собственного статуса без согласия Российской Федерации, так как одностороннее решение подобного рода вопросов создает угрозы для государственной целостности России и единства системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти. Этот принцип федеративного устройства выступает одной из гарантий государственной целостности России. Единство системы госвласти находит выражение в наличии единого органа либо системы органов, которые в своей совокупности составляют высшую госвласть.

Все юридические признаки единства системы государственной власти проявляются в том, что совокупность компетенций госорганов включает все полномочия, которые нужны для реализации функций государства. А определенные органы данной системы не вправе предписывать одним и тем же субъектам при одинаковых обстоятельствах взаимоисключающие правила для поведения.

В России государственная власть осуществляется системой, в которую включены следующие федеральные госорганы – Президент РФ, исполнительные, законодательные и судебные органы, а также все госорганы субъектов РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ). В Конституции установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. За пределы границ своих полномочий госорганы выходить не вправе.

4. Равноправие и самоопределение народов России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что все народы в Российской Федерации наделены одинаковыми правами. Равноправие народов предполагает равенство их прав и свобод во всех вопросах государственного устройства, в развитии своей культуры и т.д.

Народы России имеют равные права на определение формы своей государственности. В настоящее время в РФ имеется 85 субъекта: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов.

Таким образом, все народы России наделены правом на самоопределение, но оно может реализовываться только в рамках РФ или в любой иной форме, но лишь с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Этот принцип федеративного устройства предполагает, что все субъекты РФ имеют одинаковые права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также что в составе Федерации не должно быть субъектов, которым в данных взаимоотношениях предоставлены какие-либо преимущества относительно правового статуса других её субъектов. В данном смысле все субъекты РФ характеризуются равноправностью.

Однако данное равноправие не означает, что все субъекты РФ обладают полностью одинаковыми правами. Так, республики в составе России имеют несколько больше самостоятельности в сравнении с областями в решении определенных вопросов. При этом равноправие характерно всем республикам в составе РФ, также равноправны все области и края, города федерального значения, автономные округа.

Все принципы государственного устройства России весьма тесно взаимосвязаны. Ключевой целью и практическим назначением принципов федеративного устройства выступает содействие эффективному государственному строительству в России. Важно подчеркнуть, что закрепление в Конституции федеративного устройства государства вовсе не означает, что формы и основы сложившейся федеративной организации страны полностью неизменны. Так может изменяться состав субъектов РФ, объем их полномочий и компетенций и т.д.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Федеративное устройство — форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация — единое и неделимое государство. Государства и государственные образования — субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

2. Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу — республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим.

Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Главой государства является Президент Российской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референдума в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромными полномочиями, которые он осуществляет самостоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответственности перед парламентом. Президент РФ в установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства. Выборы назначаются Советом Федерации.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях:

1) добровольного ухода со своего поста (отставки);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Полномочия Президента в законодательном процессе:

а) обладает правом законодательной инициативы

б) обладает правом вето (может отклонить закон);

в) подписывает и обнародует законы;

г) назначает референдум;

д) назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить

2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

в) принимает решение об отставке Правительства;

г) представляет Государственной Думе кандидату-для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;

д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора;

и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

3. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

Федеральное собрание — парламент Российской Федерации.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается гражданами РФ сроком на четыре года по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. В настоящее время в Совете Федерации на постоянной основе действуют 11 комитетов, в Государственной Думе — 28 комитетов, а также постоянные и временные комиссии.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, на совместных заседаниях голосования не проводятся и решения не принимаются.

Палаты Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) принимают постановления по вопросам их ведения. Постановления Совета Федерации и постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно.

Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему. Коллегия Счётной палаты состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой, его заместителя, назначаемого Советом Федерации, и двенадцати аудиторов, назначаемых по шесть аудиторов каждой палатой Федерального Собрания. Счётная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, внебюджетных фондов и другие контрольно-финансовые полномочия. Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью и не является структурным подразделением Федерального Собрания.

Добавить комментарий