Проблемы финансового права

УДК 347.73

Н. А. Саттарова

О некоторых проблемах финансового права на современном этапе

В статье затрагиваются отдельные проблемы современного финансового права, взаимодействия его отдельных институтов и межотраслевых связей. Особое внимание уделено принципам финансового права, необходимости их научной разработки и эффективной реализации.

Ключевые слова: публичные финансы, экономическая деятельность,

финансово-правовая политика, инфляция, финансовое право, институты финансового права.

«Под воздействием финансового права, хотя и в разной степени, происходит реализация практически всех функций государства и муниципальных образований, что отражается на жизнедеятельности общества в целом и каждой личности в отдельности»1, — пишет профессор права Н.И. Химичева.

Действительно, следует признать, что финансовое право воздействует на важнейшие стороны жизни общества и государства в целом. Посредством норм финансового права, правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований создаются денежные фонды государства и муниципальных образований, направляемые на финансирование общезначимых задач. Без правового регулирования публичных финансовых (денежных) отношений невозможно развитие страны, исключается создание безопасных условий

© Саттарова Н. А., 2013

1 Химичева Н.И. Проблемы финансового права на новом этапе развития Российского государства // Финанс. право. 2006. № 4. С. 26.

развития экономики, невозможна жизнедеятельность всего государства. В современный период развитие России, как государства с рыночной формой экономики, объективно связано с финансовыми, налоговыми отношениями и механизмом их правового регулирования. Особо важное место в механизме финансовой деятельности государства и муниципальных образований, безусловно, занимают правовое регулирование налогообложения, государственный и банковский кредит, денежное обращение, валютное регулирование и др.

В теории финансового права финансовую деятельность государства принято считать плановым процессом мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций. Без финансовой деятельности немыслима нормальная жизнедеятельность государства и общества в целом и конкретного гражданина, в частности.

Важно помнить, что финансовая деятельность государства заключается в правомерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механизма регулирования финансовых отношений. Основными направлениями воздействия на механизм финансово-правового регулирования со стороны финансовой деятельности выступают правотворчество, правореализация и государственное принуждение.

Вместе с тем нельзя утверждать, что в процессе применения финансового законодательства современной России правоприменитель не сталкивается с соответствующими проблемами в области совершенствования законодательства, регулирующего функционирование основных звеньев механизма бюджетной, налоговой деятельности, а также в сфере государственного финансового контроля. Тесная взаимосвязь категорий «финансы», «финансовые ресурсы» «денежные фонды» обусловливает анализ механизма правового воздействия на состояние финансовой и денежной системы страны, которые, в свою очередь, также «переживают» все проявления (не всегда «безоблачные») современной рыночной экономики, поскольку она (экономика) характеризуется хронической инфляцией, которая порождается как диспропорциями в процессе общественного воспроизводства, так и неэффективной экономической политикой.

Следует признать, что экономические законы диктуют соответствующее поведение хозяйствующим субъектам. Однако именно юридические законы должны обеспечить соответствие хозяйственной

деятельности участников рынка экономическим законам, поскольку только в данном случае возможно достичь эффективности экономической деятельности. Следовательно, отмечая возрастающую в настоящее время роль финансового права в жизнедеятельности общества и экономической деятельности государства, необходимо сказать о значении правовых средств, посредством которых достигаются цели правового регулирования общественных отношений в сфере публичных финансов, денежного обращения, финансовой политики.

Кроме того, свою финансовую политику государство реализует также через создаваемую им систему органов государственного финансового контроля, поскольку именно он обеспечивает эффективное государственное управление механизмом образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Возрастание роли и значения всей системы финансового контроля в современных экономико-правовых реалиях является одним из основных элементов системы управления и государственного контроля федеративного государства.

Все рассматриваемые проблемы в свою очередь актуализируют вопросы правотворчества и правоприменения в финансовой сфере, поскольку именно нормами финансового права регулируется вся деятельность государства по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Следовательно, рассуждая о модернизации финансовой политики, важно не забывать и о правовой политике в указанной сфере, т. е. о финансово-правовой политике. Можно бесконечно говорить о путях выхода из кризиса, преодоления посткризисных явлений, модернизации экономики, но если направления и механизм реализации финансовой политики не закреплены в финансовоправовых нормах, или закреплены, но не могут регулировать возникающие существующие при этом правоотношения, об эффективной финансовой политике не приходится говорить. Особо следует отметить, что, закрепляя в нормах права способы, механизм реализации задач государства (муниципальных образований) в финансовой сфере, законодатель способствует функционированию важного и необходимого института юридической ответственности. В финансовом законодательстве до настоящего времени отсутствует системное законодательное закрепление финансового процесса, финансового правонарушения, финансово-правовой ответственности, финансовых санкций.

Необходимо указать, что именно «финансово-правовая политика обеспечивает реализацию финансовой политики посредством принятия и применения государственными и муниципальными органами власти правовых актов, нормы которых определяют права и обязанности участников правоотношений, а также ответственность за их нарушение. Все это характеризует важную роль финансово-правовой политики в обеспечении эффективности функционирования государства и муниципальных образований, а также реализации намеченных перспектив развития страны. Ее роль возрастает в связи с постановкой новых социально-экономических и других задач Российского государства, осуществление которых требует крупных финансовых затрат»2.

В рассматриваемом аспекте следует также указать на закрепление в нормативных актах конкретных антиинфляционных действий, правил поведения участников антиинфляционной политики. Причем, по мнению экономистов, инфляция требует к себе постоянного внимания и регулирования со стороны государства. К тому же, если учесть многофакторность исследуемого процесса, государство обязано использовать целый арсенал антиинфляционных правовых средств. Необходимость правового регулирования денежных, бюджетных, налоговых и других отношений, использование правовых средств антиинфляционных процессов требует особой «гибкости» и «адаптированности» от законодателя к происходящим экономическим процессам. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость закрепления в нормах права сдерживающего инфляцию механизма, например в «Основных направлениях единой государственной денежнокредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов», где отмечается, что в ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе — на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения3.

3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. (утв. Банком России) // Вестн. Банка России. № 65. 24.11.2011.

Таким образом, регулирование отношений управления финансами с помощью правовых средств имеет свои особенности, присущие экономическим, политическим, культурным, национальным условиям развития государства. Но важное значение при анализе воздействия права на определенные общественные отношения имеет четкость содержания правового акта, логичность его структуры, эффективность правовой нормы. Следовательно, эффективными правовыми средствами можно противостоять диктату предприятий-монополистов, диспропорциям общественного воспроизводства, неэффективной экономической политике — главным причинам современной инфляции, что, в свою очередь, обеспечивает эффективную финансово-правовую политику.

Вместе с тем следует выделить отдельные проблемные вопросы финансового права, затрагивающие отраслевые особенности научного обоснования принципов финансового права. Современное финансовое право как отрасль российского права и его многочисленные и разнообразные источники находится в постоянном процессе различных изменений, отмен и дополнений. Эффективности этого процесса способствовала бы системность его проведения, которая охватывала бы названную отрасль права в целом с учетом взаимной связи между ее подотраслями и институтами, взаимодействия с нормами других отраслей права. Следует указать, что отношения, составляющие предмет финансового права, неоднородны. В системе финансового права, как отрасли права, принято выделять такие подотрасли, как бюджетное и налоговое право, а также различные институты, например, финансовоправовые институты банковской деятельности, денежного обращения, валютного регулирования и др., которые тесно взаимосвязаны с нормами гражданского права.

В свою очередь, межотраслевые связи финансового права по своей сути явление объективное. Прежде всего следует исходить из того, что межотраслевые связи вообще — это связи между правовыми нормами, в частности между нормами финансового права и других отраслей права. Указанные связи определяют место финансового права в системе отечественного права. Кроме того, наличие в действующем финансовом законодательстве межотраслевых связей способствует оптимизации правового регулирования. Например, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том

значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (ст. 11 НК РФ).

Следует также обратить внимание на то, что изменение системы межотраслевых связей финансового права происходит в результате изменений в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в обществе в условиях реформирования экономики, развития рыночных отношений, предпринимательской деятельности. Так, наглядным примером проявления межотраслевых связей финансового, бюджетного права является институт государственных и муниципальных закупок. Отношения по определению потребности в товарах, формированию заказов на их поставку возникают в сфере государственного управления; отношения по размещению заказов, заключению государственных контрактов и их исполнению — в сфере имущественного оборота. Важное значение имеют бюджетные отношения по финансированию поставок товаров для государственных нужд. Рассматриваемые отношения регулируются рядом отраслей российского законодательства — административным, финансовым, гражданским законодательством о предпринимательской деятельности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди многих других проблем финансового права обозначена задача выявления и научного обоснования принципов финансового права. Как указывает Н.И. Химичева, глубокая научная разработка названных принципов имеет важнейшее значение, поскольку обоснованные, четко сформулированные и закрепленные в законодательстве принципы отрасли права позволяют определить наиболее актуальные направления: а) развития теории финансового права; б) совершенствования финансового права как отрасли права с учетом его системности и взаимодействия с другими отраслями права; в) повышения эффективности применения финансово-правовых норм соответственно потребностям личности и общества в целом. Общие, научно обоснованные принципы финансового права должны служить основой для их конкретизации и развития в подотраслях и институтах финансового права4.

Принципы финансового права имеют важное значение в системе регулирования экономических, финансовых процессов, поскольку определяют приемлемые и желательные модели поведения всех участников экономической (финансовой) деятельности. При этом

4 Химичева Н.И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии преподавания // Финанс. право. 2009. № 2. С. 5.

сложность реализации принципов финансового права вызывает необходимость самостоятельного научного анализа и практического совершенствования их нормативного закрепления, поскольку только при закреплении указанных принципов возможно повышение эффективности всего процесса финансово-правовой политики. Принципы финансового права являются своеобразной системой координат для правотворческих органов, поэтому именно их научное обоснование, закрепление в нормах права и их реализация в контексте определения направления государственного регулирования экономической (и финансовой) деятельности позволит преодолеть сопутствующие современным реалиям проблемы.

1. Проблемы взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти в финансовой сфере

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Бюджетное право — это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

В развернутом понятии бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других — только учреждают, предопределяют финансовые отношения.

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Зги отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.

Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит — с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

Конституционное оформление России как федеративного государства и признание самостоятельности местного самоуправления определяют наличие взаимоотношений между звеньями бюджетной системы РФ, базирующихся на правовых основах. В результате своего развития бюджетные отношения объективно требуют государственного регулирования и становятся правоотношениями. Бюджетные отношения обусловлены фактом существования государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В федеративном государстве особую важность приобретают одинаковое понимание и реализация сущности бюджетных отношений, как на общефедеральном уровне, так и субъектами РФ и муниципальными образованиями, что возможно только в условиях правового оформления отношений бюджетной сферы. Правовое оформление бюджетных отношений означает их публичное рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, что позволяет осуществлять гарантии построения бюджетной системы на реальных федеративных началах, а не на декларативных. Именно правовая регламентация привносит в бюджетные отношения устойчивость и гарантированность от простого случая и произвола. В результате правового регулирования бюджетные отношения развиваются как результат предметной деятельности государства.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями, которые отличаются от финансовых правоотношений более узкой сферой применения.

Таким образом, бюджетные правоотношения — это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности.

БК РФ не дает определения бюджетных правоотношений. Статья 1 рассматривает бюджетные правоотношения в аспекте объектов регулирования БК РФ и построена по принципу перечисления. Бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ. Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права. Объекты бюджетных правоотношений также разнообразны и включаются в сферу правового регулирования в строгом соответствии с бюджетно-правовыми стадиями.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта — закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т. е. действуют тоже один год. До момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т. д.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории.

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи — обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

в-третьих, для обеспечения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» принимается ряд федеральных законов.

В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

Признание местного самоуправления означает, что государство видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры. Децентрализация управления — это способ не просто сохранения целостности России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства.

Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действовавшее на Руси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.

Крупный специалист в области местного управления князь А.И. Васильчиков, учитывая опыт самоуправления других стран, сделал следующий вывод: «Самоуправление не может быть предоставлено своему собственному произволу. Твердая и полная организация законодательной власти и податной (налоговой) системы должны предшествовать во всякой стране введению местного самоуправления”.

Безобразов В. П. в своей книге «Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть” делает вывод о том, что «государство и самоуправление неразделимы и что попытки разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может же сделаться во втором, — государством в государстве”. По его мнению, «самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть единого целого”.

Исторически это взаимоотношение проявлялось по следующим направлениям:

во-первых, в участии местных органов, собраний граждан в обсуждении проектов законов, которые выставлялись на общее обозрение;

во-вторых, в проведении выборов в центральные органы и территориальные органы власти в формировании исполнительных местных органов;

в-третьих, в организации работы по исполнению законов;

в-четвертых, в реализации предметов совместного ведения.

Специфическим являлось взаимодействие советских органов – это была строгая иерархия властных структур, в том числе и представительных органов. Такая система организации власти была связана с необходимостью жесткого централизованного управления всеми экономическими и социальными процессами в стране.

Местные Советы вместе в формально подчиненными им исполкомами призваны были выполнять в основном те же функции, что и центральные органы власти именно так обеспечивалось единство государственной власти, государственного управления. Такая модель взаимоотношения исходит из принципа «демократического централизма ”, в соответствии, с которым местные Советы были просто подножием пирамиды единой государственной власти.

1. Российское финансовое право в условиях совершенствования экономической и политической системы государства.

2. Проблема совершенствования законодательства, регулирующего финансовую деятельность государства.

3. Развитие науки финансового права в 1990-2010 гг.

4. Систематизация финансово-правовых норм. Деление финансового права на общую и особенную части, подотрасли и институты.

5. Понятие межбюджетных отношений и правовые основы их регулирования в Российской Федерации.

6. Принцип бюджетного федерализма – один из основополагающих принципов бюджетного устройства Российской Федерации.

7. Программа реформирования межбюджетных отношений: цели, задачи, этапы, правовое сопровождение.

8. Разработка методики выравнивания бюджетов в рамках единой бюджетной системы России – ключевая проблема межбюджетного регулирования.

9. Понятие и виды финансовой помощи, предоставляемой в порядке межбюджетного регулирования.

10. Понятие ответственности за нарушение финансово-правовых норм, понятие финансовая ответственность.

11. Основные направления совершенствования правового института государственных доходов.

12. Государственные доходы как правовая категория.

13. Система и виды государственных доходов применительно к бюджетам различного уровня (порядок и принципы закрепления видов доходов за уровнями бюджетной системы).

14. Проблемы формирования муниципальных доходов.

15. Совершенствование системы налоговых доходов (основные направления налоговой реформы в России).

16. Основные принципы налогообложения и их законодательное закрепление в Российской Федерации – теория и практика.

17. Неналоговые государственные и муниципальные доходы, их правовая регламентация.

18. Полномочия Национального банковского совета в РФ. и его правовое положение по отношению к Центральному Банку России.

19. Реструктуризация банковской системы России и программа ее развития до 2010 г.

20. Банкротство кредитных организаций в РФ, административная процедура по выдаче и отзыву лицензий.

21. Правовое регулирование режима свободной конвертации в РФ.

22. Вступление России в ВТО и обязательства российских банков.

23. Преобразование стабилизационного фонда в фонд развития и фонд будущих поколений. (Сравнительный анализ с Норвегией).

24. Валютные ценности и валютный контроль в современной России.

25. Экономическая сущность страхования в РФ.

26. Виды страхования и его правовое регулирование.

27. Обязательное автомобильное страхование в РФ.

28. Правовое регулирование обязательного страхования в РФ.

29. Финансовая достаточность профессиональных участников РЦБ в РФ.

30. Новые положения по торговле на РЦБ в РФ.

31. Изменения бюджетного процесса в РФ, принятые в 2007 году.

32. Виды федеральных доходов и доходов субъектов РФ.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Рассмотрена и рекомендована

на заседании кафедры

протокол от __________ № _________

Зав. кафедрой

_________________В.Д. Плесовских

Дата _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор института, проректор

___________________Г.Н.Чеботарев

____ _________________ 2006 года

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Актуальные проблемы финансового права»

по магистерской программе 030511

«Административное, финансовое право»

«Юриспруденция» (030514)

Автор программы: В.Д. Плесовских (д-р юрид. наук, профессор).

г. Тюмень, 2006

1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ,

ФОРМА КОНТРОЛЯ

Наименование дисциплины Актуальные проблемы финансового права

Цикл и шифр дисциплины по учебному плану общеобязательные дисциплины магистерской подготовки; обязательные дисциплины

СДМ. 02

Компонент национально-региональный (вузовский)

Магистерская программа 030511 – административное, финансовое право

Всего часов по учебному плану 200

Кол-во лекционных часов 48 кол-во семинарских часов 32

Кол-во часов на самостоятельную работу 120

экзамен _____ 11______

(указать семестр)

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Цель изучения дисциплины

«Актуальные проблемы финансового права» — это формирование личного научного и практического мировоззрения обучаемого о правовых аспектах финансовой деятельности государства и муниципальных образований, то есть деятельности, направленной на формирование их финансовой базы в условиях усиливающейся социализации общественной жизни и возрастании значимости финансовой составляющей современной экономики.

2.2. Задачи дисциплины

— исследовать механизм финансово-правового регулирования в современных условиях, обусловленный, с одной стороны, ослаблением управляющей, с другой стороны усилением регулирующей роли государства в экономике;

— раскрыть содержание, проблемы и пути совершенствования финансово-правовой деятельности современного российского государства;

— изложить основные подходы к получению и оценке юридических знаний о состоянии финансовой деятельности государства и муниципальных образований, о методологии и методике науки финансового права в Российской Федерации и развитых зарубежных странах;

— научить обучаемого самостоятельно и творчески использовать полученные знания в своей дальнейшей практической деятельности.

2.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Актуальные проблемы финансового права» имеет непосредственную связь с другими смежными дисциплинами, такими как: «Теорией государства и права», «Историей государства и права», «Сравнительным правоведением», «Конституционным правом», «Административным правом», «Юридической техникой», «Теорией научного познания», «Финансами», и циклом иных дисциплин.

2.4. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины магистр юриспруденции должен знать:

— формы и методы финансово-правовой деятельности государства и муниципальных образований;

— механизм финансово-правового регулирования и его основные элементы;

— основные правовые категории, принципы, положения и иные элементы теории финансового права;

— состояние и уровень развития финансово-правовой науки в Российской Федерации и развитых зарубежных странах.

В результате изучения дисциплины магистр юриспруденции должен уметь:

— анализировать действующие и вновь принимаемые нормативные правовые акты финансовой направленности;

— толковать нормы финансового и административного права;

— применять нормы финансового и административного права при решении конкретных жизненных ситуаций.

В результате изучения дисциплины магистр юриспруденции должен владеть:

— специальной юридической терминологией;

— приемами и способами правового анализа состояния финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

— навыками научных исследований проблем финансово-правовой деятельности государства и муниципальных образований.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Тема 1. Сущность и функции финансов.

Понятие, роль и значение финансов, и их генезис. Социально-экономическая сущность финансов как особой формы экономических отношений. Функции финансов. Виды финансов. Государственное регулирование финансов. Финансы Российской Федерации. Финансы развитых зарубежных стран.

Тема 2. Финансовая система Российской Федерации.

Понятие и структура финансовой системы. Характеристика звеньев финансовой системы. Финансовая система Российской Федерации и её генезис. Финансы в централизованной экономике России. Финансы в реформируемой экономике России. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ. Социально-экономические и правовые проблемы функционирования финансовой системы современной России.

Тема 3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

Понятие, функции, принципы и методы осуществления финансовой деятельности. Финансовая деятельность в развитых зарубежных странах. Сущность и особенности финансовой деятельности в Российской Федерации. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в России и их полномочия. Правовые аспекты финансовой деятельности и проблемы их совершенствования. Финансовые отношения.

РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.

Тема 4. Финансовое право как отрасль российского права.

Предмет, методы, принципы финансового права. Финансовое право в системе отраслей российского права. Система финансового права России. Источники финансового права Российской Федерации. Тенденции и проблемы развития и совершенствования финансового права Российской Федерации.

Тема 5. Становление и развитие теории финансового права в России.

Место и роль финансово-правовой науки в системе общественных наук. Предмет, методы, сущность и содержание теории финансового права. Система науки финансового права. Зарождение, становление и развитие теории финансового права в России. Проблемы развития науки финансового права в современной России.

Тема 6. Тенденции финансово-правового регулирования в зарубежных странах.

Финансовое право в зарубежных странах. Теоретические аспекты развития финансово-правовой науки в зарубежных странах. Основные финансово-правовые институты в зарубежных странах. Развитие финансово-правовых исследований в странах ЕС, СНГ и иных постсоветских государствах.

Тема 7. Общетеоретические проблемы науки финансового права в Российской Федерации.

Актуализация общетеоретических проблем науки финансового права Российской Федерации: задачи, направления и пути их решения.

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.

Тема 8. Правовые нормы и институты финансового права Российской Федерации.

Понятие, особенности и виды финансово-правовых норм. Классификация финансово-правовых норм. Общая характеристика подотраслей и институтов финансового права: бюджетного, налогового, страхового; инвестиционного; валютного; банковского; правового регулирования государственных и муниципальных доходов; правового регулирования государственных и муниципальных расходов; государственного и муниципального кредита; организации денежного обращения и расчетов. Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Теоретико-правовые проблемы исследования норм и институтов финансового права.

Тема 9. Финансово-правовые отношения.

Финансовые правоотношения: содержание, объекты, виды основания для их возникновения, изменения и прекращения. Юридические факты в финансовом праве и их функции. Субъекты финансового права Российской Федерации. Защита прав и интересов субъектов финансовых правоотношений и их теоретико-правовые проблемы.

РАДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Тема 10. Государственный и муниципальный финансовый контроль.

Понятие, значение, принципы и виды финансового контроля. Финансовый контроль в развитых зарубежных странах.

Становление и развитие финансового контроля в Российской Федерации. Финансовая дисциплина. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации, правовые формы и методы их деятельности. Организационные, методологические и правовые проблемы совершенствования финансового контроля в Российской Федерации. Государственный и муниципальный контроль в зарубежных странах.

Тема 11. Финансово-правовая ответственность.

Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности: понятие, признаки, содержание. Финансовые правонарушения как основания финансово-правовой ответственности. Финансовые санкции и порядок их применения. Понятие, функции и признаки финансово-правовой ответственности. Становление теории и финансово-правовой ответственности в Российской Федерации: основные методологические и правовые проблемы.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Название тем

Всего часов

Кол-во часов на аудиторные занятия,

в том числе —

Кол-во

часов на

самосто-

ятельную работу

лекции

практические

занятия

Раздел 1. Финансы и финансовая деятельность.

52

12

10

30

Тема 1. Сущность и функции финансов.

10

2

2

6

Тема 2. Финансовая система Российской Федерации.

16

4

4

8

Тема 3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

26

6

4

16

Раздел 2. Актуальные проблемы методологии финансового права

66

16

10

40

Тема 4. Финансовое право как отрасль российского права.

12

2

2

8

Тема 5. Становление и развитие теории финансового права в России.

18

6

4

8

Тема 6. Тенденции финансово-правового регулирования в зарубежных странах.

22

4

2

16

Тема 7. Общетеоретические проблемы науки финансового права в Российской Федерации.

14

4

2

8

Раздел 3. Содержание и качественная характеристика основных институтов финансового права.

38

10

6

22

Тема 8. Правовые нормы и институты финансового права в Российской Федерации.

26

6

4

16

Тема 9. Финансово-правовые отношения.

12

4

2

6

Раздел 4. Финансовый контроль.

44

10

6

28

Тема 10. Государственный и муниципальный финансовый контроль.

26

6

4

16

Тема 11. Финансово-правовая ответственность.

18

4

2

12

Всего

200

48

32

120

Добавить комментарий