Производное произведение

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12

К объектам авторского права относятсяпроизводные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производными произведениямиявляются произведения, которые представляют собой переработку другого произведения. Составные произведения- произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Такие производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

К переводу произведенияотносится перевод произведения с одного языка на другой (например, с английского на русский), в то м числе на языки не вербального общения. Обработка произведения- процесс, результатом которого является вторичное произведение, созданное в информационных или справочных целях. Аннотация- краткое произведение, вкотором автор отображает краткую характеристику содержания произведения, его концепцию и суть. Реферат- краткое изложение вписьменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Резюме- краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения или иного литературного произведения.

Обзор- произведение, где характеристики других произведений включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе. Инсценировка- переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Аранжировка- переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами, для которых оно не было предназначено в оригинале.

Энциклопедия- справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. Антология – непериодический сборник, включающий избранные (стихотворные) литературно-художественные произведения или извлечения из них. База данных- совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Аудиовизуальные произведениясостоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Телефильм- телевизионный фильм, постановочный (игровой) фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вещания – с учетом технических возможностей телевидения и особенностей восприятия телезрителями изображения на экране телевизора. Телефильм отличается от кинофильмов (видеофильмов) своим художественным построением, т. е. меньшим числом общих планов, отсутствием вполе кадра мелких деталей изображения и при съемке на кинопленку меньшим диапазоном плотностей и пониженным контрастом изображения.

Диафильм- короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединенных общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом. Разновидностью диафильма является микрофильм. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Диафильм может сопровождаться звуком (текст диктора, воспроизведение фонограммы параллельно демонстрации диафильма), а может не сопровождаться.

Слайдфильм- короткометражный фильм, состоящий из периодически сменяющих друг друга слайдов, объединенных общей темой. В отличие от диафильма слайдфильм – это прерывистый показ кадров с детальным пояснением или без такового. Слайд-фильм может сопровождаться звуком (чаще всего текст диктора) или не сопровождаться таковым.

К другим объектам аудиовизуальных произведений можно отнести музыкальный, рекламный клип и видеоклип. Музыкальный клип – аудиовизуальное произведение, представляющее собой сочетание музыкального произведения с короткометражным видеофильмом.

Рекламный клип- короткометражное видеосообщение о рекламируемом товаре, работе или услуге. Видеоклип- часть целого видеофильма, созданная в демонстрационных целях либо объединяющая в себе несколько частей видеофильма.

Субъекты авторского права

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения- создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского прававсегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского праваявляется физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане: авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители.Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследствуи в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Смежные права

Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Смежные права- права, близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т. д.

После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересовсубъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

Основное назначение смежных правсостоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а так же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма- любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

1) права исполнителей;

2) права производителей фонограмм;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

История появления понятия производной
Функции, границы, производная и интеграл являются базовыми понятиями математического анализа, изучаемыми в курсе средней школы. И понятие производной неразрывно связано с понятием функции.
Термин «функция» впервые был предложен немецким философом и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбицем для характеристики разных отрезков, соединяющих точки некоторой кривой в 1692 г. Первое определение функции, которое уже не было связано с геометрическими представлениями, сформулировал Иоганн Бернулли в 1718г. Ученик Иоганна Бернулли Леонард Эйлер в 1748. уточнил определение функции. Заслугам Эйлера приписывают введение для обозначения функции символ f (х).
В определениях Бернулли и Эйлера функцию отождествляли с аналитическим выражением, которым она кажется. Эйлер считал также возможным задавать одну и ту же функцию на разных множествах различными аналитическими выражениями. Эти так называемые «Кусково — заданные функции» широко применяются на практике.
Уже во времена Эйлера стало ясно, что отождествление функции с ее аналитическим выражением сужает само понятие функции, поскольку, во-первых, одним и тем же выражением можно задать различные функции, во-вторых, не всегда функцию можно задать аналитически. Уже Эйлер предполагал возможность задания функции лишь графиком.
Дальнейшее развитие математического анализа и практических применений математики привело к расширению понятия функции. В 1834 г. выдающийся русский математик Николай Иванович Лобачевский сформулировал определение функции, в основу которого была положена идея соответствия: «Общее понятие требует, чтобы функцией от х называть число, которое дается для каждого х и вместе с х постепенно меняется. Значение функции может быть задано или аналитическим выражением, или условием, которое подает средство испытания всех чисел и выбора одного из них; или, наконец, зависимость может существовать и оставаться неизвестной «.
Уже через три года немецкий математик Лежен Дрихле сделал такое обобщение понятия функции: «y есть функция переменной x (на отрезке a ≤ x ≤ b), если каждому значению x соответствует вполне полное значение y, причем не важно, каким образом установлена это соответствие — аналитической формулой, графиком, таблицей или даже просто словами «.
Во второй половине XIX ст . после формирования теории множеств к определению функции, кроме идеи соответствия, была привлечена идея множества, а потому современное определение функции формулируют так: «Соответствие между множествами x и y, при которой каждому элементу x множества X соответствует определенный элемент y множества Y, называют функцией» .
В XX ст .. произошло дальнейшее расширение понятия функции, вызванное нуждами физики. В 1930г. английский физик Поль Дирак ввел понятие так называемой «дельта — функции», а в 1936г. русский математик и механик Сергей Львович Соболев ввел более широкое понятие обобщенной функции, которое охватывает и дельта — функцию.
Происхождение понятия границы, на котором зиждется весь математический анализ и корни которого уходят в глубокую древность, связанное с вычислением площадей криволинейных фигур, объемов тел, ограниченных кривыми поверхностями. Идею границы впервые использовал древнегреческий математик IV в. до н.э. Евдокс Книдский. Метод Евдокса, который был назван «метод исчерпывания», использовали Евклид, Архимед и другие ученые древнего мира.
Первое определение границы дал в середине XVII в. английский математик Джон Валлис. Но тогда еще не было четкого понимания основных понятий, связанных с теорией границ. В частности, термин «бесконечно малая» понимали как указание на размер величины, а не характер ее изменения.
Термин «граница» и соответствующий символ lim впервые был введен английским математиком и механиком Исааком Ньютоном.
Строгое определение предела и непрерывности функции сформулировал в 1823 г. Французский математик Огюстен Луи Коши. Определение непрерывности функции еще раньше Коши сформулировал чешский математик Бернард Больцано. По этим определениям на базе теории действительных чисел было осуществлено строгое обоснование основных положений математического анализа.
Открытию подходов и основ дифференциального исчисления предшествовали работы французского математика и юриста Пьера Ферма, который в 1629 г. предложил способы нахождения наибольших и наименьших значений функций, проведение касательных к произвольным кривым, фактически опирались на применение производных. Этому способствовали также работы Рене Декарта, разработавший метод координат и основы аналитической геометрии. Лишь в 1666 году Ньютон и несколько позднее Лейбниц независимо друг от друга построили теорию дифференциального исчисления. Ньютон пришел к понятию производной, решая задачи о мгновенной скорости, а Лейбниц, — рассматривая геометрическую задачу о проведении касательной к кривой. Ньютон и Лейбниц исследовали проблему максимумов и минимумов функций.
Леонард Эйлер в работе «Дифференциальное исчисление» Дифференциальное исчисление» (1755р.) различал локальный экстремум и крупнейшие и наименьшие значения функции на определенном отрезке. Он первый начал использовать греческую букву Δ для обозначения прироста аргумента ΔX = X2 — X1 и прироста функции ΔY = Y2 — Y1.
Обозначения производной у’ и f’ (х) ввел французский математик Жозеф Луи Лагранж.
Интегральное исчисление и само понятие интеграла возникли из потребностей вычисления площадей плоских фигур и объемов произвольных тел. Идеи интегрального исчисления берут начало в работах древних математиков. Однако это свидетельствует «метод исчерпывания» Евдокса, который позже использовал Архимед в III в. до н. э Суть этого метода заключалась в том, что для вычисления площади плоской фигуры и, увеличивая число сторон многоугольника, находили границу, в которую направлялись площади ступенчатых фигур. Однако для каждой фигуры вычисления предела зависело от выбора специального приема. А проблема общего метода вычисления площадей и объемов фигур оставалась нерешенной. Архимед еще явно не применял общее понятие границы и интеграла, хотя в неявном виде эти понятия использовались.

В XVII в . Иоганном Кеплером, открывший законы движения планет, была успешно осуществлена первая попытка развить идеи Архимеда. Кеплер вычислял площади плоских фигур и объемы тел, опираясь на идею разложения фигуры и тела на бесконечное количество бесконечно малых частей. Из этих частей в результате добавления состояла фигура, площадь которой известно и позволяющая вычислить площадь искомой. В историю математики вошел так называемый «принцип Кавальери», с помощью которого вычисляли площади и объемы. Этот принцип получил теоретическое обоснование позже с помощью интегрального исчисления.
Идеи Кеплера и других ученых стали той почвой, на котором Ньютон и Лейбниц открыли интегральное исчисление. Развитие интегрального исчисления продолжили Эйлер и гораздо позже Пафнутий Львович Чебышев разработал способы интегрирования некоторых классов иррациональных функции.
Современное определение интеграла как предела интегральных сумм принадлежит Коши. Символ ∫ y dx был введен Лейбицем. Знак ∫ напоминает растянутую S (первая буква латинского слова SUMMA — «сумма»). Термин «интеграл» происходит от латинского INTEGER — «целый» и был предложен в 1690 году Иоганном Бернулли.

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1260 ГК РФ

1. Положения комментируемой статьи посвящены авторскому праву на составные и производные произведения. Основным признаком всех составных и производных произведений является их творческий характер. Исключительное право как право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом включает в себя право на перевод и любую другую переработку произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.). Переработка произведения представляет собой перевод произведения из одного вида в другой (из литературного в драматическое и др.), а также такие изменения, вносимые в произведение, которые включают в себя творческий элемент переработчика.

Авторское право переводчика, а также других авторов производных произведений стали охраняться практически одновременно с правами авторов оригинальных произведений. Так, в первом нормативном акте России, содержавшем специальные нормы в отношении авторского права, — Цензурном уставе 1828 г. устанавливалось исключительное право как автора, так и переводчика на использование произведения в течение всей жизни и пятидесяти лет после смерти. В 1830 г. было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое распространило охрану на целый ряд производных произведений, включая переводы.

2. Авторское право переводчиков и переработчиков является производным, зависимым от авторских прав. Автору принадлежит право на перевод. Для использования произведения в переводе или переработке необходимо заключить не только договор с автором перевода, переработки (обладателем исключительного права), но и с автором оригинального произведения об использовании произведения в переработке или переводе. Причем автор перевода, переработки (обладатель исключительного права) предоставляет право на перевод, переработку, а также право на использование переработанного произведения.

Переводчику, переработчику, как и автору оригинального произведения, принадлежат личные и имущественные права, связанные с использованием выполненного им перевода, переработки.

Исключительное право на перевод, переработку действует в течение жизни переводчика, переработчика и 70 лет после его смерти независимо от прав автора оригинального произведения.

В правоприменительной практике возникает немало споров, связанных с определением самостоятельности, оригинальности произведения и его переработкой. Установление оригинальности произведения возможно путем проведения экспертизы. Так, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ не было признано нарушением прав истца — обладателя исключительных прав на творчески созданное картографическое произведение — создание на основе той же исходной информации самостоятельного произведения. Из получившего оценку суда экспертного заключения следовало, что карта истца и карта ответчика различаются внешним оформлением и авторским стилем — оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним; карты истца и ответчика созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации.

При таких обстоятельствах суд в удовлетворении заявленного требования отказал, указав, что наличие исключительных прав у истца на свое картографическое произведение не препятствует иным лицам (в том числе ответчику) самостоятельно создавать на основе той же исходной информации иные карты .

———————————
Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» // Вестник ВАС РФ. 2008. N 2.

3. В п. 2 комментируемой статьи определяется правовой режим составных произведений. Составитель является автором произведения, которое создано в результате объединения, оригинального размещения, обработки других произведений. Результатом творческой деятельности составителя являются разработанная им система расположения материала и его обработка.

К составным произведениям относятся:

— сборники — составные произведения, в состав которых входит несколько произведений, как охраняемых, так и не охраняемых авторским правом;

— антологии — непериодические сборники литературных произведений разных авторов, имеющие жанровую или тематическую общность;

— энциклопедии — сборники научных сведений и справок на различные темы, предназначенные для широкого круга читателей;

— базы данных (см. абз. 2 п. 2 комментируемой статьи). База данных охраняется как составное произведение при условии, что подбор и расположение материала в ней носят творческий характер. При отсутствии такового база данных может охраняться как объект смежных прав (см. комментарии к ст. 1333 — 1336 ГК);

— атласы — сборники карт, таблиц, диаграмм и т.п.;

и другие подобные произведения.

В том случае если в составное произведение входят другие охраняемые произведения, то необходимо различать авторские права авторов произведений, вошедших в составное произведение, и авторское право составителя. Последнее распространяется на сборник в целом, а не на отдельные его части. При этом каждый из авторов произведений, вошедших в составное, вправе использовать свое произведение, если иное не предусмотрено законом или договором (например, если автор передал исключительное право составителю сборника).

4. Особый правовой режим предусмотрен для таких составных произведений, как энциклопедии, энциклопедические словари, сборники научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1260). Данная норма в целом повторяет положения ст. 485 ГК РСФСР 1964 г., согласно которой организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом. Аналогичная норма была определена и в Законе об авторском праве и смежных правах. В то же время п. 2 ст. 11 данного Закона предусматривались исключительные права издателя на использование энциклопедий, словарей и т.п., в то время как п. 7 настоящей статьи закреплено лишь право использования таких изданий, поскольку исключительное право на отдельные произведения сохраняется за авторами.

5. Права издателя на использование издания имеют определенную специфику, отличную от специфики исключительного права автора работы в изданиях, но при этом не должны ограничивать права автора, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю.

Составное произведение иногда называют сборником или компиляцией. Примерами таких произведений являются антология, хрестоматии, энциклопедии, базы данных, справочники и т.д.

Составные произведения являются распространенным видом произведений литературы, науки и искусства, поскольку к ним относятся аудиовизуальные, музыкально-драматические, сценические произведения, мультимедийные и сетевые произведения и т.д. Правовые нормы в отношении составных произведений сформулированы в Бернской конвенции, Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Бернской конвенции «сборники литературных и художественных произведений, например энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющих часть таких сборников» <1>.

<1> Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, 1990. N 287(R). С. 9.

Другими словами, установлено, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе и расположении материалов. Этот критерий Бернской конвенции был изменен в п. 2 ст. 10 Соглашения ТРИПС <1> и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву, которые признали, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе или в расположении материалов. Это изменение критерия оказалось скрытым в русском переводе, поскольку фраза «by reason of the selection or the arrangements» <2> англоязычного текста Договора ВОИС по авторскому праву была переведена как «по подбору и расположению» <3>. В Российской Федерации современный критерий используется с 1993 г., когда еще не было ни Соглашения ТРИПС, ни Договора ВОИС по авторскому праву <4>. В п. 2 ст. 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации используется этот же критерий, соответствующий международным нормам.

<2> WIPO Copyright Treaty. Geneva: WIPO, N 226(E). 2000. P. 10.

<3> Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора. Женева: ВОИС, 2000. N 226(R). С. 7.

<4> См.: Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.: Республика, 1993. С. 12.

В законодательстве многих стран используется в основном следующий унифицированный правовой режим для составных произведений.

1. Автору составного произведения принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, являющихся результатом творческого труда.

Творческий характер труда составителя не столь очевиден, поскольку почти всегда любой подбор или любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Следовательно, существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она редко формулируется законодательно.

2. Составитель может обладать авторским правом при соблюдении прав авторов произведений, включенных в составное произведение.

Это положение соответствует одному из условий охраноспособности произведений (см. § 2.8). Другими словами, авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение.

3. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от их включения в составное произведение, если иное не предусмотрено договором.

Подобная ситуация возникает, если в составном произведении используются произведения, которые не были обнародованы, в противном случае право на использование включенного произведения уже существует у автора. Если же в составное произведение включаются еще не обнародованные произведения, то право на независимое использование включаемого произведения может быть одним из условий договора, который составитель сборника заключает с автором каждого из включаемых произведений. При отсутствии такого письменного договора авторы включаемых произведений оставляют за собой право на независимое использование своих произведений.

Особая ситуация возникает при включении в составное произведение служебных произведений, поскольку исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю (см. § 2.10). Поэтому в случае создания составного произведения из служебных произведений лицом, уполномоченным на то работодателем, недопустимо независимое использование включенных служебных произведений без его разрешения.

4. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания иных составных произведений.

При создании сборника из обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается формальной, поскольку автор редко имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических изданий (газет, журналов, продолжающихся сборников научных трудов и т.д.) принадлежит право на использование таких изданий.

Принадлежность издателю права на издание означает, что этот издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от прав издателя, если они не передали ему такое право. Несомненно, речь может идти о неслужебных произведениях. Если же в периодическое издание включены служебные произведения, то исключительные права принадлежат работодателю автора, однако автор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет право на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за использование его произведения в составном периодическом издании даже при отсутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии договора.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются охраняемыми или нет произведения, которые они включают.

Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охраны на составные произведения, в которые включены неохраняемые произведения, не означает распространение на них охраны.

Добавить комментарий