Развитие адвокатуры в России

Адвокатская деятельность по своей сути является одним из инструментов гражданского общества, предназначенным для защиты конституционных прав в отношении юридической помощи и защиты. Однако статус этой профессии неоднократно менялся на протяжении всей истории адвокатуры в России. Это прежде всего связано с особенностями политического и экономического строя в стране.

История института адвокатуры: краткое изложение

Российскую историю адвокатуры кратко можно описать следующим образом:

  1. Институт поверенных XV-XVI вв.
  2. Судебное представительство XVIII-XIX вв. (дореформенный период).
  3. Реформа 1864 г. Начало формирования адвокатуры «западного типа».
  4. 1864-1917 гг. Развитие присяжного адвокатского института.
  5. Период советской власти 1917-1991 гг. Принятие основополагающих Положений об адвокатской деятельности в 1962 и 1980 гг.
  6. Адвокатура РФ после 1991 г.

Ниже представлено более подробное описание этих этапов.

Суд в Древней Руси

В древности адвокатуры как таковой не существовало. В качестве судебных органов выступал удельный князь, члены его дружины и наместники. Согласно правовым нормам Киевской Руси, изложенным в первом сборнике Русская Правда 1016 г., судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Перед князем представали обе стороны спора, часто приходили всей семьей или общиной и предъявляли аргументы в пользу своей правоты. Нередко дело доходило и до рукоприкладства.

Использовались также приемы «суда Божьего», когда обвиняемого подвергали различным испытаниям и по определенным признакам выносили приговор (поединок противников на одинаковых условиях, жребий, проверка огнем и водой и другие). Такой подход требовал только наличия истца и ответчика, а не защитника.

Поверенные в XIV-XVII века

Первым прообразом современной адвокатуры в истории России можно считать появление судебных поверенных в Средние века. Сообщения о них зафиксированы в законодательных документах XIV- XVI вв.:

Во всех этих сборниках законов институт поверенных описывается как обычное явление, которое существует уже длительное время. Право пользования такими услугами варьировалось. Так в Новгородской судной грамоте это разрешалось любому, а в Псковской – только женщинам, старым и больным людям, монахам. Уже тогда было закреплено положение, согласно которому поверенный не должен был состоять на службе государя, чтобы решение суда не стало предвзятым.

История развития адвокатуры в России в этот период отличается низким уровнем судебной и государственной культуры по сравнению с другими государствами Европы. Так, в Испании адвокаты имели свою сословную организацию уже с начала XIV в.

В XVII веке права этих лиц продолжали развиваться, однако профессиональных организаций еще не существовало. Более того, в обществе того времени к поверенным сложилось очень негативное отношение. Они находились на самой низкой социальной ступени и порой не имели никакого образования, а их услуги заключались в написании жалоб, поэтому их называли ябедниками, «крапивным семенем».

Возникновение термина «адвокат»

Появление термина «адвокат» в истории российской адвокатуры связано с эпохой правления Петра I. Впервые он фигурирует в Воинских уставах, которые легли в основу реформирования юридической системы империи. Однако отношение к адвокатам оставалось таким же – сам государь приравнивал их к товарищам воров и душегубцев. Петр I считал их деятельность бесполезной и более того, мешающей работе судьи.

Его последовательница – императрица Елизавета Петровна в указе 1752 г. и вовсе поставила деятельность адвокатов вне закона. Такая традиция отношения к адвокатуре как к вредному и опасному явлению, подрывающему монархические устои, существовала в России длительное время.

Только 1832 г. был принят закон, в котором был регламентирован порядок отбора лиц для судебных представителей и их деятельность. В западных (литовских, украинских и белорусских) губерниях адвокат должен был иметь дворянское звание, поместье, а их подготовка проводилась под руководством меценатов – более опытных лиц в данном деле. Но эти новшества касались только коммерческих судов.

Реформа судоустройства в 1864 г.

Вместе с развитием буржуазного общества в XIX веке в органах высшей власти была наконец осознана необходимость профессиональной защиты в суде для представителей купеческого сословия и промышленников. В 1864 г. Государственный Совет принял решение о создании организованной адвокатской структуры.

Введение этого законодательного акта считают переломным моментом в истории возникновения адвокатуры. Разработкой проекта реформы занимались самые образованные юристы. Присяжная адвокатская деятельность теперь регламентировалась Судебными Уставами. В 1866 г. они были введены в действие.

Основными требованиями, предъявляемыми к присяжным поверенным, были следующие:

  • высшее образование в области правоведения;
  • возраст – старше 25 лет;
  • практический опыт в судебном ведомстве от 5 лет и более (или в должности помощника присяжных поверенных) ;
  • российское подданство;
  • при наличии не юридического высшего образования – опыт работы в должности не ниже 7 класса в судебном ведомстве.

Претендент на должность присяжного поверенного также не должен быть на государственной службе, состоять под следствием, лишаться сословных или духовных прав по приговору суда. Его кандидатура окончательно утверждалась министром юстиции, а сам поверенный приносил присягу.

Период с 1964 г по 1917 г.

После того как были введены Судебные Уставы, состоялось первое собрание утвержденных присяжных поверенных. В Москве их было всего 21 человек. На собрании был избран Совет, состоящий из 5 членов.

Благодаря скрупулезно отобранному составу поверенных в российской адвокатуре сложилась система высокой культуры и профессиональной чести. Это способствовало изменению правосознания простых людей и их отношения к закону.

Со стороны императорской власти адвокатура не встречала никакой поддержки, а на самых принципиальных из них оказывалось давление. В публицистике деятельность присяжных поверенных продолжали показывать в деструктивном толке. Другим негативным явлением в истории возникновении института адвокатуры был тот факт, что в глубинке страны продолжали действовать архаические традиции в судопроизводстве.

К концу XIX века в России катастрофически не хватало адвокатов – на одного поверенного приходилось около 30 000 населения. К 1910 г. данное соотношение улучшилось почти в 2 раза, но этот показатель все равно был еще очень далек от европейских стран. В Великобритании он в то время составлял: 1 адвокат на 684 граждан.

В 1874 г. был принят закон, с помощью которого власть пыталась поставить под контроль деятельность «подпольных» адвокатов. Так как существовал довольно высокий ценз, то многие профессиональные ходатаи просто не могли стать членами адвокатуры. Однако этот законодательный акт не оказал существенного действия.

Революция 1917 года

В 1917 году, с приходом Советской власти, была упразднена и полностью разрушена вся судебная система, созданная в предшествующие годы. В истории развитии адвокатуры это был переходный период. В марте 1918 г. была предпринята попытка создания новой правозащитной структуры. Декретом предписывалось сформировать при местных Советах коллегии защитников, финансируемые государством.

В ноябре того же года ВЦИК выпустил Положение о народном суде, согласно которому адвокатская деятельность должна осуществляться коллегиями, состоящими из государственных служащих. Они выступали в роли обвинителей либо защитников в гражданском судопроизводстве. Оплата адвокатских услуг со стороны клиентов сохранялась, но средства поступали теперь на счет Комиссариата юстиции. Особенностью этой системы было то, что нельзя было обращаться непосредственно к адвокату. Он допускался к делу только в том случае, если коллегия считала это необходимым. Также был установлен предел численности адвокатов, что привело к ее резкому сокращению.

В 1920 г. была утверждена резолюция, согласно которой все граждане с юридическим образованием обязаны в течение 3-х суток зарегистрироваться в местных органах учета рабочей силы. Целью этого решения стало распределение юристов, которых не хватало в учреждениях. Тех, кто отказывался пройти регистрацию, обвиняли в дезертирстве и подлежали суду.

Период 20-х – 30-х годов XX в.

В 1922 г. советская власть приняла Положение об адвокатуре. Группы защитников, согласно этому документу, функционировали при губернских судах, а адвокатская деятельность оплачивалась по соглашению сторон. Коллегия защитников вновь стала общественным образованием, в котором не имели права находиться государственные служащие, за исключением преподавателей. Ее руководством занимался Президиум, членов которого выбирали на общем собрании.

В 1927 г. адвокатам запретили вести частную практику. В последующие годы это решение то отменяли, то вводили вновь. Профессионалы юридической сферы деятельности рассматривались рабоче-крестьянской властью как буржуазный пережиток прошлого, контрреволюционное сословие. Негативное отношение к адвокатуре в истории становления этого института существовало в течение всего советского периода.

Положение 1939 года

В 1939 г. в СССР было выпущено новое Положение об адвокатуре. Согласно этому документу в субъектах Советского Союза создавались адвокатские коллегии, основной задачей которых являлось оказание юридической помощи. Они подчинялись Народному комиссариату юстиции. В сферу их деятельности входило: юридические консультации, составление жалоб; защита интересов граждан в судебных заседаниях.

К адвокатской работе допускались лица с высшим юридическим образованием, или без него, но с опытом работы. По разрешению наркома юстиции этим могли заниматься и те, кто не состоял в коллегии. В последующие годы неоднократно издавались приказы по контролю приема лиц в адвокатуру.

Данное положение действовало вплоть до 1962 г. Однако говорить о полноценной правозащитной структуре в тот период не приходится – в 30-е гг. развернулась массовая волна репрессий. Судопроизводство в отношении репрессированных производилось в соответствии с особым порядком по делам о контрреволюционном вредительстве. Адвокаты к участию в таких процессах не допускались.

В годы ВОВ количество адвокатов сократилось в связи с их мобилизацией на фронт, а военные трибуналы имели право выносить решение в течение одних суток. В 50-е гг. ситуация в этом отношении улучшилась, были отменены постановления об исключительном порядке ведения рассмотрения судебных дел в отношении репрессированных.

Положение 1962 года

В 1962 г. в РСФСР в силу вступило новое положение, регламентирующее деятельность адвокатов. В соответствии с этим документом коллегии определялись как добровольные объединения, оказывающие юридическую помощь во время следствия, суда и арбитража. Практикующий адвокат обязательно должен был иметь членство в такой организации. Коллегии находились под общим контролем Министерства юстиции РСФСР. В целом они были самоуправляемыми, но решения по ключевым вопросам диктовались государством.

Оплата услуг оказывалась по инструкции, утвержденной в 1966 г. Изменился также порядок приема в члены адвокатских коллегий: такое право имели только те лица, которые имели высшее юридическое образование и практический опыт в должности юриста не меньше 2-х лет. В виде исключения, при согласовании с соответствующими органами, допускались лица, не подходящие по образовательному цензу, но с опытом юридической работы от 5 лет и более.

Советская власть. Период 1962-1991 гг.

В 1977 г. в истории русской адвокатуры впервые появилась статья в Конституции СССР, в которой закреплялось публичное положение этого института, а еще через 2 года был принят Закон об адвокатской деятельности. На основе последнего в 1980 г. разработано Положение об адвокатуре РСФСР. Оно было более усовершенствованным, чем предыдущее, но основные моменты остались теми же. Работа адвокатов регламентировалась этим документом вплоть до 2002 г.

В каждом субъекте СССР функционировала одна коллегия адвокатов. Главным органом управления была конференция членов коллегии, а контрольным – ревизионная комиссия. Наименьшей структурной единицей являлась юридическая консультация во главе с заведующим. Их создание проводилось при согласовании с местной администрацией и органами юстиции.

Новое время. Период после 1991 г.

Несмотря на преобразования 80-х гг., адвокатские коллегии оставались довольно закрытыми организациями. Это было обусловлено политическими реалиями социалистического строя в России. Пункты Положения об адвокатуре 1980 г., соответствующие международному праву, по-настоящему заработали только после 1991 г.

Новый федеральный закон об адвокатуре был принят лишь в 2002 г. Согласно его положениям, в составе субъектов РФ создаются адвокатские палаты, являющиеся негосударственными и некоммерческими организациями. Они учреждаются коллективным собранием (конференцией) адвокатов и являются юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, расчетным и другими банковскими счетами. Создание межрегиональных палат не допускается.

Высший орган – собрание адвокатов – собирают не реже 1 раза в год, при этом должно присутствовать не менее 2/3 членов. Коллегиально принимают решения об избрании ревизионной комиссии и делегатов на Всероссийский съезд, определяют размер отчислений на нужды палаты, устанавливают виды ответственности и меры поощрения адвокатов, принимают другие решения.

Адвокаты имеют право оказывать гражданам и юридическим лицам любую юридическую помощь, которая не запрещена Федеральным законом. Таким образом, эта сфера деятельности в России в настоящее время приведена в соответствие с общепринятыми международными стандартами.

§ 2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа

Законом Российской Империи от 14 мая 1832 г. деятельность судебных представителей (стряпчих) впервые была более или менее законодательно упорядочена, регламентирован порядок отбора и деятельности этого института. Но изменения коснулись не всей судебной системы, а только коммерческих судов, при которых создавался и работал институт судебных стряпчих.

Бурный рост промышленности, производства, развитие капиталистических отношений настоятельно диктовали необходимость серьезной защиты частной собственности, купеческого сословия, предпринимательства, появляющихся крупных и средних промышленных и торговых капиталов. И такая защита появилась еще задолго до судебной реформы 1864 г. в виде коммерческих судов и «адвокатов» нарождающегося нового класса российской буржуазии. Коммерческие суды дореформенной России стали уже тогда состязательными, сравнительно объективными государственными структурами, где судьи вынуждены были считаться с законом, правилами и обычаями делового оборота и принимать грамотные и обоснованные судебные решения. Стряпчие в этих судах отбирались по строжайшему принципу избирательности, с предъявлением аттестатов об образовании, послужных списков, свидетельств о званиях и т. д. Коммерческий суд мог зарегистрировать претендента в качестве судебного стряпчего, а мог и отказать в регистрации без указания причин. Кроме того, суд наделялся правом исключения лиц из числа судебных стряпчих с указанием причин.

Во всех же остальных судах России положение оставалось прежним. И в этих условиях адвокатура (судебные стряпчие, ходатаи по делам), будучи сама неизбежным порождением господствовавшей инквизиторской системы правосудия, в свою очередь оказывала могущественную роль и серьезное влияние на дальнейшую деморализацию правосудия, подводя общественное сознание к необходимости коренных перемен и реформирования правовых институтов государства.

И вот через тридцать с лишним лет после создания института стряпчих в коммерческих судах великие государственные умы подошли, наконец, к осознанию необходимости серьезных правовых реформ и в других сферах российского общества. Прежде всего это касалось всей судебной системы, понимания того, что без состязательного способа судопроизводства невозможен дальнейший исторический процесс на пути к цивилизованным общественным отношениям. А состязательный способ судопроизводства, в свою очередь, невозможен в отсутствии правильно организованной адвокатуры.

Состоявшаяся в 1864 г. судебная реформа явилась выразителем прогрессивных либеральных правовых идей общества и стала началом европейского публичного права в России. Реформа решительно порвала с прошлым не только в строительстве судебной системы, но и в отношении к адвокатской профессии. Государственный Совет в течение пяти предшествующих лет рассмотрел тринадцать необходимых обществу и отличавшихся абсолютной новизной законопроектов (Основных Положений судебной реформы) по судопроизводству: восемь — по гражданскому, четыре — по уголовному и два — по судоустройству, включая и Положение о присяжных поверенных (так после реформы стали называться адвокаты). Кроме того, в это же время приступили к составлению проекта о нотариальной части, о несостоятельности лиц неторгового звания и о посреднических комиссиях.

Как писал А.Ф. Кони в своей книге: «Предназначение судебной реформы заключалось в стремлении нанести удар худшему из всех видов произвола, произволу судебному, прикрывавшемуся маской формальной справедливости» . В этой книге великий реформатор прошлого нарек себя и своих единомышленников и товарищей по великой идее преобразования «детьми реформ». «Отцами» же великих реформ, по его образному выражению, были выдающиеся юристы ХIХ в. Д.Н. Замятин, Н.И. Стояновский, С.И. Зарудный и Д.А. Ровинский.

30 сентября 1862 г. Основные Положения были опубликованы в печати (Дополнения к № 78 «Сенатских Ведомостей»). После этого по всей стране началось активное обсуждение предложенных властью законопроектов, рассмотрение в Государственном Совете поправок и внесенных замечаний, урегулирование разногласий и т. д. К ноябрю 1864 г. обсуждение реформы было закончено, и 20 ноября 1864 г. Императором Александром II утверждены Судебные Уставы, направленные на места для исполнения со знаменитым манифестом. Эту дату принято считать и датой начала юридического бытия российской адвокатуры.

Как и всякий закон, Судебные Уставы не сразу вводились в действие. Сначала предстояло выполнить временные и переходные правила. При этом к Положению о присяжных поверенных Государственный Совет возвращался еще не раз, подчеркивая особую важность данного документа, чтобы «все усилия этого Закона были направлены к тому, чтобы естественным образом водворить в публике полное доверие к новому сословию, а для этого необходимо оградить его и на первое время от всех элементов, несогласных с его достоинством и назначением».

Согласно Судебным Уставам, прием в присяжные поверенные должен был осуществляться Советом присяжных поверенных. Но поскольку в начальный момент работы новых судебных установлений Советов еще не было, Временными правилами предусматривалось образование в каждой губернии особых комитетов из председателей и товарищей председателей судебных палат с возложением на эти комитеты рассмотрения прошений о принятии в число присяжных поверенных и представлении об окончательном их утверждении министру юстиции, с правом обжалования действий министра в Сенате. 29 октября 1865 г. император утвердил Положение о введении в действие Судебных Уставов от 20 ноября 1864 г. Положение это состоит из 92 статей. Первоначальное образование сословия присяжных поверенных включено в гл. 5 и имело семь статей (ст. ст. 44–50, которые и получили название Временных правил).

В соответствии с Временными правилами губернский Комитет немедленно по открытии в округе судебной палаты обязан был пригласить посредством публикации в ведомостях всех желающих поступить в присяжные поверенные и отвечающих требованиям закона. Закон же (имелась в виду ст. 354 Учреждения судебных установлений) предписывал, что «присяжными поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, если они сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должностях по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников».

После набора Комитетом определенного числа адвокатов, которые были утверждены министром юстиции, предполагалось проведение собрания и создание Совета присяжных поверенных. В соответствии со ст. 358 Учреждения судебных установлений присяжные поверенные округа судебной палаты, если их не менее двадцати, входили в палату с просьбой о разрешении избрать Совет. Палата назначала одного из своих членов для председательствования в общем собрании присяжных поверенных при выборе членов Совета. А уже после избрания Совета желающий поступить в число присяжных поверенных подавал прошение об этом в сам Совет. При этом в прошении в соответствии со ст. 379 вышеназванного Учреждения судебных установлений должно было указываться, в каком именно городе избирает он себе место жительства, а также что для поступления его в звание присяжного «нет ни одного из препятствий, предусмотренных ст. 355 сего Учреждения с тем, что ежели впоследствии откроется противное, то он подлежит не только исключению из числа присяжных поверенных, но и преданию суду». К прошению предусматривалось приложение необходимых документов.

Сразу же после опубликования в 1862 г. Основных положений судебной реформы в среде молодых людей, занимающихся или предполагающих заняться судебными делами, начались активные приготовления. При этом подготовка осуществлялась и к деятельности судебной, и к прокурорской, и к адвокатской. Конечно же, наиболее привлекательной казалась деятельность в роли адвоката, ибо с ней у прогрессивно (либерально) настроенной части населения ассоциировалось окончание бесправного российского «кривосудия», феодального беспредела и произвола чиновников.

Создавались кружки, проводились собрания, обсуждения злободневных вопросов. Особенно активно шло обсуждение судебной реформы на страницах печати. Очень приветствовалась идея создания нового судебного института присяжных поверенных. Даже такой ярый приверженец монархического строя, как обер-прокурор Святейшего Синода и член Государственного Совета, учитель и наставник двух императоров — Александра III и Николая II К.П. Победоносцев на первых порах подготовки к реформам отмечал, что «без правильно организованной адвокатуры правосудие существовать не сможет». (Как изменятся взгляды этого человека потом, будет сказано ниже.)

Известный адвокат-реформатор К.К. Арсеньев в своих «Заметках о русской адвокатуре» (СПб., 1875 г.), а затем и в воспоминаниях достаточно образно и полно поведал, как в то бурное время с восторгом воспринималась народом идея создания адвокатуры и как серьезно адвокаты готовились к своей благородной роли.

Объективность названного автора-очевидца подкрепляется не только высокими нравственными качествами этого человека, его выдающимися организаторскими и литературными способностями, но и воспоминаниями другого корифея права и адвокатуры тех лет — В.Д. Спасовича.

Итак, законодательная база для образования адвокатуры была создана. Кто же были первые адвокаты России, прокладывавшие многотрудную и каменистую дорогу на ниве защиты русского человека от темноты феодального беззакония?

Начнем со столицы, где открылись первые в стране пореформенные судебные палаты и был создан первый Совет присяжных поверенных.

Первое прошение в Санкт-Петербургский Комитет о присяжных поверенных поступило от присяжного стряпчего Санкт-Петербургского коммерческого суда надворного советника Ф. Андреева. Затем — от статского советника Д. Стасова, а третьим был уже упоминавшийся выше В. Спасович. Всего в Комитет поступило 68 прошений, из которых двенадцати лицам по различным причинам было отказано в приеме. Всех остальных министр юстиции безоговорочно утвердил в должностях и после этого свои полномочия, касающиеся формирования столичной адвокатуры, признал исчерпанными, о чем уведомил председателя Санкт-Петербургского Комитета.

После введения в действие Судебных Уставов (17 апреля 1866 г.) в Санкт-Петербурге утвержденные присяжные поверенные 2 мая 1866 г. под председательством члена Судебной Палаты А.Н. Маркевича провели свое первое собрание, на котором избрали председателем Совета Д.В. Стасова, товарищем председателя В.Э. Краузольда и членами Совета К.К. Арсеньева, В.П. Гаевского, Г.Г. Принца, В.В. Самарского-Быховца, А.Н. Турчанинова.

В Москве приписанных к округу московской Судебной Палаты оказался 21 присяжный поверенный. 16 сентября того же года под председательством члена Судебной Палаты П.Г. Извольского состоялось первое общее собрание московской адвокатуры, и на нем был избран Совет в количестве пяти человек: председателем — М.И. Доброхотов, товарищем председателя — Я.И. Любимцев, членами — К.А. Рихтер, Б.У. Бениславский, А.А. Имберх.

Таким образом, процесс формирования совершенно нового, независимого правозащитного института присяжных поверенных к 1866–1867 гг. был полностью завершен и начал активную деятельность в таких же новых судах Российской Империи. Надо отметить, что первый состав адвокатуры, сформированный очень скрупулезно, профессионально и грамотно, в дальнейшем обеспечил прекрасную преемственность, высочайшую подготовку новых кадров, а главное — честность и принципиальность в отстаивании интересов своих клиентов при осуществлении судопроизводства; наработал богатейшую практику защиты.

Постепенно в российской адвокатуре сложились великолепные традиции корпоративной чести, высокой культуры, независимости, смелости, мужества, которые адвокатское сословие никому не позволяло нарушать и свято оберегало от «засорения». Судебная реформа Александра II породила целое созвездие блистательных адвокатов. История знает и помнит имена многих корифеев адвокатуры, на примерах жизни и творчества которых учились целые поколения юристов: Урусов, Плевако, Карабчевский, Александров, Андреевский, Спасович, Лохвицкий, Алексеев, Арсеньев, Гейнце, Дурново, Маклаков, Жуковский, Герард, Доброхотов, Потехин, Пржевальский (В.М.), Языков, Сахаров и многие другие.

Создание российской адвокатуры, таким образом, уже само по себе явилось громадным переворотом в общественной жизни страны, в правосознании людей, в отношении власти к закону и человеку. О высочайшем профессионализме российской пореформенной адвокатуры, ее полной независимости ни от суда, ни от прокурора, ни даже от самого императора говорит, например, одно из проведенных дел тех лет. Адвокатом П.А. Александровым обеспечена поистине классическая защита В.И. Засулич, обвиненной в политическом преступлении — покушении на убийство с тяжелым ранением санкт-петербургского градоначальника генерала Ф.Ф. Трепова. После этой защиты по вердикту присяжных подсудимая была полностью оправдана судом. Председательствовал на этом историческом судебном процессе величайший юрист-реформатор русского правосудия А.Ф. Кони (1878 г.). И таких примеров, к чести и адвокатуры и суда присяжных, можно было бы привести немало.

Однако многие процессы для адвокатов заканчивались не так успешно, как процесс над Верой Засулич. Например, показателен процесс над крестьянами деревень Русская и Мордовская Борковка в Самарской губернии. Крестьяне, посчитав землю своей, самовольно распахали владения графа А.В. Орлова-Давыдова, а затем оказали сопротивление полиции и были усмирены лишь дополнительными силами во главе с губернатором. Адвокаты А.А. Демьянов и Н.П. Карабчевский публично подвергли резкому осуждению порку крестьян по приказу губернатора: «Есть, господа судьи, вещи, о которых говорить хладнокровно нельзя. Эта ненужная и позорная расправа не может не вызвать негодования и отвращения у каждого… Вам надлежит это оттенить своим приговором!» Кроме клеймящей власть судебной речи, Карабчевский, являясь представителем на суде графа Орлова-Давыдова, позволил себе также отказаться от порученного ему доверителем поддержания иска к крестьянам, предложив суду оставить его без рассмотрения.

После этого процесса прокурор возбудил против Карабчевского и Демьянова дисциплинарное дело перед Советом присяжных поверенных по обвинению в «неправильных действиях» на процессе, а именно в том, что они объявили преступными действия не крестьян, а властей. Совет присяжных признал действия своих адвокатов правильными. Однако суд встал на сторону властей и приговорил всех подсудимых к аресту до двух недель.

Конечно же, российская власть терпела адвокатуру как данность, но не жаловала и не любила ее. Адвокатура никогда и ни в чем не встречала поддержки у властных структур. Те ходатайства, которые возбуждали перед властью советы присяжных поверенных, систематически оставались без удовлетворения, против наиболее принципиальных и активных адвокатов затевались различные разбирательства, на адвокатов и даже на целые советы осуществлялось неприкрытое давление в прессе юристами, философами и публицистами реакционного толка (например, Чичерин, Катков, а затем и Победоносцев и др.), нередко искажалась роль адвокатуры в жизни общества и ее по старинке продолжали считать деструктивной.

Помимо общих неблагоприятных условий, от которых, как выражался Спасович, адвокатура страдала как часть целого, она подвергалась еще специальным давлениям, действовавшим различным образом и свидетельствовавшим о несоответствии новых судебных уставов не только государственному строю, но и общему низкому культурному уровню в массе своей безграмотного населения страны. Большим недостатком пореформенного установления нового порядка было и то, что в глубинке России продолжали существовать старые обычаи и традиции и даже прежняя автократическая тенденция в судопроизводстве, которое, казалось бы, полностью должно было перейти на либеральный путь развития. Хотя сословные суды и были ликвидированы, однако принцип сословности еще долго применялся в судопроизводстве многих губерний.

Судебные реформы 60-х гг. XIX столетия, конечно, способствовали увеличению количества адвокатов в стране. Однако их все равно не хватало для удовлетворения нужд населения. В 1897 г. на одного адвоката приходилось почти 30 тыс. человек. К 1910 г. соотношение хотя и изменилось (один адвокат на каждые 18 тыс. чел), однако это было очень далеко от более развитых стран Европы. Например, в Англии один адвокат в то время приходился на 684 человека. Прогрессивная судебная система была бельмом на глазу у большинства консервативно настроенного чиновничества.

88 Юридический вестник Самарского университета_Том 4 № 1 2018

-ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ-

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 340.15; 347.9.

БОТ: 10.18287/2542-047Х-2018-4-1-88-92

С. В. Юношев*

ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ

В статье рассматриваются исторические тенденции развития адвокатуры в России. Прослеживается путь становления и развития профессионального адвокатского представительства — от истоков зарождения представительства в отечественном судебном процессе в XV веке и до принятия действующего российского закона об адвокатуре в 2002 году. Показаны сложные и в целом противоречивые отношения между государством и адвокатурой на всем протяжении ее существования. Отдельное внимание уделено «золотому веку» российской адвокатуры, начавшемуся после Великой судебной реформы императора Александра II и длившемуся всего полстолетия. В этой связи подвергнуты анализу как институт присяжных поверенных, так и введенный позднее и вызывавший немало нареканий институт частных поверенных. Далее прослеживается тернистый путь адвокатуры в советский период государства и права — от Декрета о суде № 1 до Положения об адвокатуре РСФСР 1980 года. Принятие действующего Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в 2002 году было обусловлено коренными преобразованиями российского общества, вызвавшими рост спроса на квалифицированную правовую помощь, и потребностями эффективной защиты прав и свобод человека.

Ключевые слова: представительство, адвокатура, адвокат, историческое развитие, инквизиционный процесс, состязательный процесс, судебная реформа, советский период.

Вплоть до XV века в российском законодательстве доминировал принцип «личной явки». По Псковской судной грамоте (1467 г.), приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, глубокие старики и глухие. В остальных случаях судебная защита могла повлечь наказание защитника — вздергивание на дыбу и штраф .

Постепенно зарождается родственное представительство, а позже и наемное. В Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.) о наемных поверенных говорится как о распространенном институте. Лица, облеченные государственной властью, не могли быть представителями по чужим делам — уже тогда адвокатура отделялась от государственной власти, и эта власть пыталась ограничить рост профессионального ходатайства по делам. По Уложению, неугодные власти ходатаи по чужим делам могли быть подвергнуты телесному наказанию и тюремному заключению, а после троекратного наказания лишались права ходатайствовать. Вплоть до Свода законов Российской империи какие-либо организации, объединяющие поверенных, отсутствовали. Никаких формальных требований к лицам, выступающим в судах в качестве поверенных, не предъявлялось, по-

этому этой профессией занимались люди, не имеющие не только юридического, но и хотя бы какого-то образования. Они нередко прибегали к различным обманам, подлогам, чем вызывали к себе недоверие. Свою задачу поверенные видели в том, чтобы запутать дело и затянуть процесс его разрешения, по этому умению и оценивались способности адвоката.

До тех пор пока уголовный процесс не отделился от гражданского, поверенные участвовали в делах всякого рода. С появлением же сыска (инквизиционного процесса) их роль по уголовным делам свелась практически на нет. По остальным делам деятельность поверенного заключалась в «хождении по делу», то есть в написании бумаг, подаче их, явке в суд, представлении доказательств, присутствии при докладах дела.

Интересно, что даже в такое переломное время, как эпоха Петра, отношение к поверенным не изменилось. Известно крайне негативное отношение к ним самого Петра: «…нанимают за себя в суд… ябедников, воров и душепродавцев» . Однако именно в этот период в России впервые возник и вошел затем в обиход термин «адвокат».

Все последующие российские самодержцы вплоть до Николая I были настроены решительно

* © Юношев С. В., 2018

Юношев Станислав Викторович (svyunoshev@gmail.com), кафедра уголовного процесса и криминалистики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34.

против учреждения в России адвокатуры западного образца. Так, например, на предложение князя Голицына о введении адвокатуры Николай I ответил: «Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты» .

Однако идеи Просвещения, распространившиеся в России к началу нового времени, вызвали к жизни необходимость правового регулирования профессиональной защиты и нашли отражение в Своде законов Российской империи (1857 г.). Свод предоставил любому лицу, истцу или ответчику, право производить тяжбу через поверенного, определив, что поверенный действует в суде вместо доверителя и представляет его. Существовавший в то время институт стряпчих должен был обеспечить обвиняемому возможность пользоваться всеми известными закону способами защиты.

В этот период стряпчие и поверенные были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения и организации. Судебным представительством занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свободное от работы время или находясь в отставке. Будучи сведущими в тонкостях бюрократических процедур и языка, стряпчие, как правило, пытались запутать дело, затемнить его или воздействовать закулисными средствами на всемогущую канцелярию или конкретных судей.

При подготовке судебной реформы Государственный совет в 1861 году констатировал, что «в обществе и правительстве распространено мнение, очень верное и вполне основательное, что одна из причин бедственного положения нашего суда заключается в том, что лица, имеющие хождение по делам, большей частью люди очень сомнительной нравственности, не имеющие по большей части никаких сведений — ни юридических, ни практических» .

Однако главный «корень зла» заключался в самих дореформенных судах с их общей коррумпированностью, волокитой, неразберихой. И. С. Аксаков характеризовал эти суды как «воистину мерзость запустения на месте святом» . В таких судах не могло быть иного рода поверенных.

Великая судебная реформа 1864 года утвердила небывалые для России принципы судоустройства и судопроизводства: полная самостоятельность судебной власти, гласность и состязательность судопроизводства, широкое привлечение к отправлению правосудия представителей народа. Предварительное следствие наконец-то было отделено от прокуратуры и полицейского сыска, был введен институт независимости и несменяемости судей, провозглашена и обеспечена состязательность судебного процесса, в котором обвинение и защита получили равные права и равные возможности. Судебный процесс становился гласным, суд отделялся от законодательной и исполнительной властей.

Сердцевину реформы составило учреждение суда присяжных взамен прежнего сословного суда и создание впервые в истории страны отделенной от государства свободной адвокатуры. Профессиональная

адвокатура явилась для России принципиально новым учреждением. Вместо прежних полуграмотных, невежественных и недобросовестных ходатаев по делам в суд пришли хорошо образованные и прогрессивно настроенные юристы.

Поэтому день вступления в силу Судебных уставов 1864 года — 17 апреля 1866 года — не случайно считается днем рождения российской адвокатуры.

«Отцы» судебной реформы, учитывая отечественные традиции, восприняли отчасти германский тип адвокатуры, соединив в лице адвоката функции правозаступничества и судебного представительства, однако организационное устройство адвокатуры было списано с французской модели.

Адвокаты разделялись на две категории: высшую — присяжных поверенных и низшую — частных поверенных, которые появились в 1874 году.

Частные поверенные должны были выдержать экзамен в суде, при этом они могли не иметь высшего юридического образования. Данный экзамен зачастую был чистой формальностью, и свидетельство частного поверенного получали все обращающиеся за этим лица. Многие представители сословия частных поверенных самым серьезным образом компрометировали адвокатское сословие в целом.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и 5-летний стаж судебной практики в качестве чиновника судебной власти или помощника присяжного поверенного (хотя закон предусматривал некоторые исключения из этого общего правила). Помимо этих условий, адвокаты должны были быть финансово независимыми и безукоризненными в нравственном отношении. Они не имели права совмещать свою адвокатскую деятельность с государственной службой, за исключением неоплачиваемых почетных и общественных должностей.

Присяжные поверенные приписывались к судебным палатам, образовывали при каждой палате особую коллегию и избирали свой совет. Совет присяжных поверенных заведовал всеми делами корпорации, в том числе решал вопросы приема и увольнения адвокатов. Защита могла быть предоставлена как на договорной основе, так и по назначению, что подчеркивало ее роль служения общественным интересам. При этом следует подчеркнуть, что защита по назначению обеспечивалась именно присяжными, а не частными поверенными. Это означает, что государство принимало на себя дополнительные обязанности по предоставлению неимущим квалифицированной юридической помощи, поскольку, как отмечали современники, институт частных поверенных не гарантировал «в достаточной степени ни юридических познаний, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных» . Отказ от защиты по назначению не допускался. Нетрудно заметить преемственность этих положений в современном уголовном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем что защитников не хватало для удовлетворения нужд населения, представлять интересы

обвиняемых могли помощники присяжных поверенных, о которых упоминала статься 354 Устава уголовного судопроизводства; их статус формально не был определен, но предполагалось, что это лица, имеющие высшее юридическое образование. Они обязаны были не только осуществлять определенное количество защит по уголовным делам под присмотром присяжного поверенного, но и участвовать в научно-практических конференциях, выступать с докладами по вопросам права. Помощники присяжного поверенного могли быть впоследствии приняты в число присяжных. Как видим, тем самым создавался прообраз нынешних стажеров и помощников адвокатов.

Таким образом, русская пореформенная адвокатура базировалась на следующих принципах: 1) совмещение правозаступничества с судебным представительством; 2) относительная свобода профессии;

3) формальное отсутствие связи с магистратурой;

4) сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам; 5) договорное определение суммы гонорара. Участие защитника допускалось только со стадии судебного разбирательства.

Примерно первые 15 лет своего существования русская адвокатура постоянно чувствовала настороженное к себе отношение как со стороны правительства, так и общества в целом. Однако с конца 1879-х годов адвокатура буквально потрясла общество мужественными выступлениями в целом ряде политических процессов. Возникла целая плеяда имен, которые доныне составляют славу и гордость русской адвокатуры: В. Д. Спасович (по признанию современников, «король» адвокатуры), Ф. Н. Плевако, князь А. И. Урусов, П. А. Александров, Д. В. Стасов, К. К. Арсеньев и многие другие. Их яркие, образные судебные речи быстро стали явлением не только судебной жизни, но и жизни общественной. Они и до сих пор служат образцами судебного ораторского искусства.

В последующие годы правительство царской России неоднократно создавало разного рода комиссии по пересмотру судебных уставов, в том числе правил, касающихся роли и организации адвокатуры. Законодательство, особенно регулирующее деятельность частных поверенных, было несовершенным, количество присяжных проверенных — недостаточным, а их распределение по территории Российской империи — неравномерным. Однако основы деятельности адвокатуры оставались неизменными вплоть до осени 1917 года.

Пришедшие к власти большевики, некоторые из которых сами ранее практиковали в качестве адвокатов (П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и В. Ленин был 1,5 года помощником присяжного поверенного в г. Самаре), прекрасно осознавали опасность адвокатуры для нового режима. В определенных кругах (преимущественно про-курорско-следственных) до сих пор весьма популярно следующее высказывание В. Ленина: «Адвоката надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто

паскудничает…» . Не случайно чуть позже А. Вышинский назовет адвокатуру «самым ярым контрреволюционным сословием» . Вследствие этого первым же законодательным актом о суде — Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 года — адвокатура была распущена, а также было объявлено, что «каждый человек может выступать в качестве адвоката, пока у него имеется правильное сознание». Нельзя не отметить, что адвокаты по всей стране отказались подчиняться этому декрету, указав, что он исходит от организации, не являющейся законной властью, и продолжали, пока было возможно, свою профессиональную деятельность.

Позднее Декретом о суде № 2 от 07.03.1918 при местных советах рабочих и крестьянских депутатов учреждались коллегии правозаступников, которые должны были осуществлять как обвинение, так и защиту в суде. Отбор лиц в эти коллегии осуществлялся самим советом, поэтому туда попадали только те, кто пользовался доверием новой власти. Не зря коллегии правозаступников не пользовались в народе популярностью. Исследователи отмечают, что в этот период граждане редко обращались к членам таких коллегий, поскольку они, по существу, являлись коллегиями обвинителей и предпочитали адвокатов «из бывших» .

Принятое 30 ноября 1918 года Положение о народном суде учредило взамен коллегий правоза-ступников коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. При этом члены новых коллегий становились государственными служащими, назначаемыми местными советами, работающими за оклад. Гражданам запрещалось выбирать адвоката и обращаться к нему лично, они подавали заявление в коллегию или суд, которые и назначали по делу любого адвоката по их усмотрению. Таким образом, государство приобрело полную возможность влиять на дело еще до начала его рассмотрения. В 1920 году прежние коллегии были ликвидированы, а для представления интересов граждан в суде введена обязательная трудовая повинность для всех юристов, работавших в государственных или частных учреждениях, которые периодически привлекались для этого. Адвокатура как корпорация профессиональных защитников была ликвидирована.

Однако спустя два года — 5 июля 1922 года — Наркомат юстиции РСФСР утвердил Положение о коллегии защитников. Эти коллегии образовывались при губернских отделах юстиции, а позднее — при губернских судах. Их первый состав утверждался губернским исполкомом по представлению отдела юстиции, в дальнейшем прием в члены производился самой коллегией, однако исполкому предоставлялось право отвода любого нового члена коллегии. Руководил коллегией президиум, решавший все ее вопросы, в том числе имеющий право налагать дисциплинарные взыскания на адвокатов. Большевики осуществляли постоянный контроль за кадровым составом коллегий защитников и их деятельностью, для чего в их состав

обязательно вводились члены партии, которые, как правило, адвокатскую деятельность не осуществляли, но занимали все руководящие посты в коллегиях. Положение 1922 года не устанавливало какого-либо образовательного ценза для вступления в члены коллегии. Была введена такая организационная форма деятельности коллегии, как юридическая консультация.

В 1926 году Положение о судоустройстве РСФСР учредило за коллегиями защитников непосредственный надзор и руководство со стороны губернских и окружных судов, а в 1928 году этим судам было предоставлено право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.

16 августа 1939 года Совнарком СССР утвердил Положение об адвокатуре СССР, которое в своей основе определило формы существования адвокатуры вплоть до 2002 года.

В соответствии с этим положением действовали областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Общее руководство их деятельностью осуществлял НКЮ СССР, имевший право отвода кандидатур. Непосредственное руководство коллегией осуществлял выборный президиум. Членами коллегии могли быть лица с высшим или средним образованием, последние — при условии стажа работа в органах юстиции не менее года.

Заниматься адвокатской деятельностью могли только члены коллегии и только через юридическую консультацию. Заведующие юридических консультаций назначались президиумом коллегии адвокатов и были подотчетны только ему, а не членам консультации.

В период сталинских репрессий роль адвокатов в уголовном процессе была практически сведена к нулю. Участвуя в политических процессах, адвокаты не могли открыто высказывать собственной позиции и, как правило, не рисковали утверждать о невиновности подзащитных. Выражать свое мнение адвокаты могли лишь в гражданском судопроизводстве.

В эпоху Н. С. Хрущева на волне определенной либерализации общества были сделаны попытки вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, чему способствовало принятие нового Положения об адвокатуре РСФСР (1962 г.). С этого времени в юридической литературе все чаще стали говорить о позитивной роли как адвокатуры в целом, так и адвокатов, участвующих в уголовных делах в качестве защитников. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, допустили адвоката к участию в уголовном процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, а по делам несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту, даже с момента предъявления обвинения, что давало основания считать защитника самостоятельным субъектом уголовного процесса, облеченным процессуальными правами и обязанностями . Это был прорыв, однако по-прежнему государственное руководство адвокатурой не позволило реализовать важнейший из принципов ее деятель-

ности — независимость, общественный, а не государственный статус адвокатуры. При этом в Положении 1962 года существенный крен был сделан на обязанности каждого адвоката оказывать юридическую помощь не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам. Таким образом, адвокаты по существу становились государственными юрисконсультами, судебное представительство оставалось на периферии их деятельности.

Следующий этап развития российской адвокатуры связан с принятием Конституции СССР 1977 года, после чего последовало введение в действие Закона СССР от 30 ноября 1979 года «Об адвокатуре в СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года. Каких-либо принципиальных изменений в организацию и деятельность адвокатуры эти акты не привнесли, однако они закрепили требование о наличии высшего юридического образования как обязательного условия для вступления в коллегию адвокатов. Общее руководство адвокатурой было возложено на Советы народных депутатов и их исполнительные органы как непосредственно, так и через органы юстиции. Министерство юстиции РСФСР и его органы на местах контролировали соблюдение адвокатами законодательства СССР и РСФСР, издавали инструкции и методические рекомендации для коллегий адвокатов. Министерство юстиции, местные органы юстиции, а также исполкомы областных, краевых советов могли приостанавливать любое не соответствующее, по их мнению, законодательству решение общего собрания (конференции) или постановление президиума коллегии адвокатов. Таким образом, Положение 1980 года, как и прежде, допускало непосредственное вмешательство государственных органов в деятельность адвокатских объединений. Инструкциями Министерства юстиции контролировались даже размеры как гонорара за ведение конкретного дела, так и общий месячный доход каждого адвоката (в крупных городах — не более 300 рублей), поэтому обычной стала практика передачи гонораров клиентами адвокатам, минуя кассу. Эти ограничения были сняты только в 1988 году .

Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года формально действовало до 1 июля 2002 года, когда вступил в силу Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, действующий в настоящее время. Принятие нового закона было обусловлено коренными преобразованиями российского общества, вызвавшими рост спроса на квалифицированную правовую помощь, и потребностями эффективной защиты прав и свобод человека. Знаменательно то, что принятие этого закона совпало с вступлением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса России, закрепившего защиту прав и свобод человека назначением уголовного судопроизводства. Объективная необходимость реформирования системы уголовной юстиции обусловила и новые представления о роли адвокатуры в обществе и государстве.

Библиографический список

1. История отечественного государства и права: хрестоматия. М.: МГУ, 1996. 468 с.

2. Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. 512 с.

3. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. СПб.; Киев, 1909. 699 с.

4. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969. 400 с.

5. Адвокатура в России: учебник для вузов / под ред. проф. Л. А. Демидовой, В. И. Сергеева. М.: Юстицинформ, 2005. 569 с.

7. Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. Ч. 1—2. СПб., 1893. 621 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 9 (Июль 1904 — март 1905). М.: Издательство политической литературы, 1967. 580 с.

9. Филиппова Ю. А. Из истории русской адвокатуры // Адвокатская практика. 2005. № 5. С. 11-16.

11. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 256 с.

3. Vladimirsky-Budanov M. F. Obzor istorii russkogo prava . SPb., Kiev, 1909, 699 p. .

7. Vas’kovsky E. V. Organizatsiia advokatury. Ch. 1-2 . SPb., 1893, 621 p. .

S. V. Iunoshev*

ESSAY ON THE DEVELOPMENT OF THE BAR IN RUSSIA

Добавить комментарий