Регистрация заведомо незаконных сделок с землей

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 170 УК РФ

1. Понятие сделки дано в ст. 153 ГК (см. коммент. к ст. 174).

2. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Отношения, возникающие при реализации прав собственности на землю, регулируются гл. 17 ГК. Как указывается в п. 2 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

3. Определять незаконность сделки с землей необходимо путем анализа гражданского и земельного законодательства. Так, в ст. 37 ЗК установлено, что недействительными являются, в частности, такие условия договора купли-продажи земельного участка, которые устанавливают право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию. Следовательно, заключение договора купли-продажи земельного участка под таким условием незаконно, а подобная сделка не подлежит регистрации.

4. Согласно ст. ст. 130, 131 ГК земельные участки — недвижимые вещи, а право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В тех же нормах указано, какие права подлежат регистрации.

В Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяется порядок проведения государственной регистрации прав, удостоверения государственной регистрации прав, дается понятие государственного регистратора. Кроме того, устанавливается, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством РФ (ст. ст. 12 — 14 и др. данного Закона). О порядке проведения регистрационных действий, основаниях государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним см. ст. ст. 16, 17 и др. указанного Закона.

5. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей окончена, когда должностное лицо — государственный регистратор — внесло запись о незаконной сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие государственного регистратора раскрыто в ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. Искажение состоит во внесении не соответствующих действительности записей, подделки записей различными способами, уничтожении части записей.

8. Использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы за использование земли — земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 65 ЗК РФ). Этот порядок определен в главе 31 НК РФ. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (см. коммент. к ст. 285).

10. Субъектом преступления является только то должностное лицо, в полномочия которого входит соответственно регистрация сделок с землей, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, а равно определение размеров платежей за землю. В последнем случае исходя из п. п. 3 и 4 ст. 391 НК ответственность по комментируемой статье могут нести только должностные лица налоговых органов, а также органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 170 УК РФ предусматривает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Непосредственный объект данного преступления — отношения, связанные с государственной регистрацией сделок с землей.

Объективная сторона характеризуется совершением следующих действий: а) регистрация незаконных сделок с землей; б) искажение сведений государственного кадастра недвижимости; в) занижение размеров платежей за землю.

В соответствии со ст. 131 и 551 ГК РФ сделки с землей, как и любые сделки с недвижимостью, в результате которых происходит переход права собственности на недвижимость или изменение других вещных прав на недвижимость, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить производственную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершения подписи на документе, представленном для регистрации. Порядок регистрации сделок, связанных с возникновением права собственности на землю, права землевладения, землепользования (в том числе и временно), и договоров на аренду земельных участков регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При осуществлении государственной регистрации работники учреждений юстиции обязаны проверить законность регистрируемой сделки с землей.

Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Незаконной сделка с землей является тогда, когда она совершена в нарушение общих положений гражданского законодательства либо специальных норм земельного законодательства (ст. 170 УК РФ). В соответствии с нормами гражданского законодательства незаконными являются ничтожные и оспоримые сделки. Ничтожными признаются сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ); совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); мнимые, т.е. сделки, совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, и притворные, совершенные с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК РФ); совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ); совершенные несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. 172 ГК РФ); сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК РФ); совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ); совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ); совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ). Ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом. В отличие от них оспоримые сделки являются недействительными в силу признания их таковыми судом (ст. 166 ГК РФ). Оспоримой является сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств. По иску потерпевшего она может быть признана судом недействительной (ст. 179 ГК РФ).

Как уже отмечалось, незаконными также являются сделки с землей, нарушающие нормативные акты земельного права и Земельный кодекс РФ.

Государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об ученном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов и иных предусмотренных законом сведений. Под искажением сведений государственного кадастра недвижимости следует понимать включение в него ложных (указанных выше) сведений либо внесение в него исправлений, не отвечающих действительности.

Занижение размеров платежей за землю представляет собой уменьшение платежей за землю, их несоответствие ставкам, утвержденным законодательством или иными нормативными актами (в первую очередь это ежегодный земельный налог, взимаемый с собственников земли, землевладельцев и землепользователей, а также нормативная цена земли, установленная для покупки и для получения банковского кредита под залог земельного участка).

С объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным и преступление считается оконченным с момента совершения любого из трех указанных в диспозиции ст. 170 УК РФ деяний.

Субъект преступления — должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает заведомую незаконность регистрируемых сделок с землей и желает совершения таких действий. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица.

1. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета —

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 1701 УК РФ).

Непосредственным объектом является порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг, или системы депозитарного учета, а также права владельцев соответствующих ценных бумаг.

Предмет преступления — единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или система депозитарного учета.

Объективная сторон характеризуется действиями: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество.

Субъект преступления — лицо, осуществляющее указанные действия.

Субъективная сторона — прямой умысел. Лицо сознает, что совершает указанные действия (фальсификацию) и желает этого.

Часть 2 предусматривает ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Часть 3 данной статьи предусматривает еще большее наказание за деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения.

После того, как акт о государственной регистрации земли, а также прочего имущества начал действовать, в Уголовном кодексе РФ появилась статья 170– регистрация незаконных сделок с землёй. Согласно законам, все сделки проходят в строгом порядке, сведения подлежат внесению в ЕГРП (Единая Государственная регистрация права). Контролировать прозрачность и правильность проведения процесса должны государственные служащие.

Понятие

Нарушение процесса проведения сделки осуществляется должностным лицом, поскольку только с помощью него можно зарегистрировать недвижимое имущество. Государственный служащий может намеренно искажать данные о межевании, вносить ложные сведения, умолчать или проигнорировать важную информацию, которая касается оформляемой земли. Также должностное лицо ухищряется в целях личной заинтересованности намерено снизить кадастровую цену объекта.

Понятие нарушения прописано в ст. 170 УК РФ. Состав преступления содержит альтернативные моменты, которые касаются недвижимого имущества.

Правонарушения должностным лицом затрагивают определенные вопросы:

  • целесообразного применения и оборота земель;
  • строгое соблюдение норм и правил, которые касаются государственного оформления участка.

Правонарушение считается только тогда, когда уполномоченное лицо совершит незаконные действия в процессе регистрации участка.

При этом в качестве предмета совершенного преступления выделяют:

  1. ЕГРП (Единая Государственная регистрация права).
  2. Кадастр земельных наделов и недвижимого имущества.
  3. Документы, подтверждающие уплату налогов по собственности или выплату аренды.

Именно в эти предметы вносится ложная информация, которая в дальнейшем выступает в качестве доказательства о незаконном проведении сделки с землёй.

Нормативные положения

В 2015 году была образована новая смежная норма, которая предусматривает наказание за неверное оформление документов при внесении в реестр нового участка земли, а также указания сведений, которые недействительны в реальности.

Неправильная информация может быть указана в документах:

  • план межевания;
  • технический план;
  • акт обследования;
  • проектную документацию проведения межевания участка;
  • карта-план территории.

Чтобы наступила ответственность перед законом, государственный служащий должен выполнить действия: подлог документации, внесение информации, которая не соответствует реальности.

Главной характеристикой злодеяния считается нанесение вреда или ущерба гражданам, юридическим лицам или государству.

Правовая характеристика и состав преступления

Преступления, которые совершаются согласно ст. 170 имеют скрытный характер, поэтому полностью всю картину криминалистических действий получить достаточно сложно. В некоторых случаях сделать это просто невозможно.

Сразу потерпевшее лицо найти не удаётся, поскольку причинение вреда осознаётся через определённый промежуток времени. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом и земельными наделами совершается с помощью субъекта, который имеет достаточную полноту знаний в данной области.

Раскрытие правонарушения может занять длительное время, поскольку имеются дополнительные законодательные документы, подтверждающие проведение определённой операции. Ст. 170 УК РФ состав преступления содержит все признаки, которые характеризуют наличие нарушения законодательства Российской Федерации.

Состав:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект и субъективная сторона.

Согласно проведению действий относительно признаков и определяется наличие совершения преступления.

Объект

В качестве объекта, согласно ст. 170 УК РФ, выступают связи с общественностью, благодаря которым и совершаются регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом. Они имеют отношение к получению прав на владение земельными наделами.

Опасность для общественности и государства в этом случае проявляется:

  1. Нарушение интересов страны и общества, это может затронуть как финансовую часть, так и юридическую.
  2. Возрастание количества подкупных государственных служащих.
  3. Нарушение равенства участков, а также способов их оформления в собственность.

После завершения незаконной сделки с землёй, могут возникнуть определённые трудности и проблемы:

  1. Прекращение оборотов участков.
  2. Удаление земли из сельскохозяйственного оборота, прекращается его обработка и уход.
  3. Нарушение прав собственников.
  4. Получение в собственность больших площадей земли одному лицу.

К тому же незаконные сделки с недвижимостью превращают земельный участок в предмет правонарушений, который получен за счёт подложных сведений о регистрации.

Объективная сторона

К объективной стороне относят 3 операции:

  1. Внесение недостоверной информации в ЕГРП.
  2. Снижение суммы денежной уплаты налогов и других, относящихся к земле, платежей.
  3. Государственная регистрация изначально противоправных действий с участком.

Правонарушение будет считаться выявленным, когда все 3 действия будут исполнены. К тому же определить состав преступления можно на любом этапе, при этом не зависит, наступил ли ущерб собственнику или государству, или нет.

Государственная регистрация земли служащим, изначально знавшим о наличии нелегальных действий с землёй, считается преступлением. Для такой сделки нет разрешающих нормативных документов и актов.

Государственный кадастр выделяет несколько видов операций, которые проводят с земельным участком:

  • приобретение прав на землю (наследование, бессрочное владение участком);
  • получение обывательских прав на участок (договор аренды, рента, купля-продажа).

Росреестр проводит операции, касающиеся прекращения прав на землю и любых отношений с ней. Все действия должны осуществляться согласно КоАП, иметь прозрачность и легальность.

В обязанности государственного служащего, занимающегося оформлением сделок с землёй, входит:

  1. Приём документов.
  2. Проверка достоверности полученных данных.
  3. Оценка всех правомерных действий, которые ранее совершались с участком.
  4. Проведение правовой экспертизы, дающей право на совершение определённого действия по отношению к рассматриваемому земельному наделу.
  5. Поиск причины отказав проведении регистрации.
  6. Отправка запросов в другие государственные инстанции и учреждения для подтверждения подлинности всех представленных сведений.
  7. Выдача свидетельства о регистрации, внесение необходимой достоверной информации в реестр.

К тому же специалист обязательно должен проверить подлинность представленного плана межевания земельного участка, наличие задолженности по платежам.

Субъект и субъективная сторона, наказание и ответственность

Согласно законодательству, субъектом выступает должностное лицо, которое проводит незаконную регистрацию участка. При этом специалист государственной инстанции намеренно использует свой статус по работе.

К субъективной стороне относят желание служащего, на основании которого он совершил неправомерные действия. Заинтересованность субъекта для совершения преступления может иметь различные стороны:

  • меркантильную (желание получить денежную прибыль от лица, совершающего государственную регистрацию участка);
  • персональную (возможность помочь знакомым людям или после проведения операции получить полезные знакомства с важными людьми).

Ст. 170 УК РФ не содержит отягчающих обстоятельств, которые бы смогли как-то смягчить меру наказания преступнику.

Согласно ст. 170 назначается наказание:

  1. Штраф в размере от 200 до 500 тыс. рублей, это соразмерно с заработной платой за 1-3 года;
  2. Принудительные работы в размере 360 часов, а также отстранение и невозможность работы по специальности не менее 3 лет.

Положения по статье не только наказывают уполномоченных служащих, совершивших преступление, но и увеличивают критерии охраны территориальных участков. К тому же контролируют легальность и прозрачность работы государственных служащих.

Основываясь на статистические данные, судебная практика по регистрации земельных наделов, совершаемой против закона, довольно маленькая, поскольку нет возможности в полном объёме собрать необходимые доказательства.

Все незаконные действия совершаются должностными лицами, которые хорошо умеют скрывать преступления.

Большое количество правонарушений в данной области:

  • относится к коррупционным;
  • имеют корыстный характер.

Подлог бумаг настолько сложно доказать, что большинство дел просто разваливается и закрывается.

К примеру, если выявлено нарушение в области незаконной сделки, то все участвующие в процессе лица несут наказание в виде уголовной ответственности. Указанные данные в Росреестре аннулируются и удаляются.

Если в деле присутствуют другие лица, которые не имеют прямого отношения к проведению сделки, при наличии доказательств их причастия, они обвиняются по другим квалифицирующим статьям.

Консультация юриста

Ст. 170.1 УК РФ содержит большое количество комментариев юристов, которые подробно описывают сложившиеся ситуации:

  1. В первую очередь, необходимо понять, что подразумевается под термином сделка с земельным участком. Она включает в себя операции по покупке, продаже, сдачи в аренду или залог. К тому же сделка допускает ипотеку, сервитуты, дарение или наследование.
  2. Сделки считаются неправомерными, если они совершены с нарушениями, которые противоречат законодательству. Например, оформление земли, снятой с государственного учёта, продажа земельного надела лицом, который не считается его собственником, передача арендованного участка в субаренду арендатором без уведомления собственника.
  3. Вся документация казённого кадастра разделяется на главную, вспомогательную и производную. К главной относят единый государственный реестр земель, в котором содержится полная информация обо всех земельных участках, находящихся в обороте или сняты с него. В нём содержится полная информация о кадастровом номере участка, его расположении, площади, с какой целью используется. В основные бумаги включено кадастровое дело, в котором указываются причины возникновения или прекращения существования земли. Именно в такую документацию должностное лицо может быть замечено при внесении заведомо ложных сведений в межевой план. Основные виды содержат кадастровый план, на котором графическим образом изображён сам участок, его границы и расположение.
  4. Если намеренно занижаются платежи за земельный участок, то это приводит к снижению её кадастровой стоимости. Налог является обязательным ежегодным платежом, его размер не зависит от сферы деятельности, которая осуществляется на участке.

В России отмечается высокий рост совершения экономических преступлений в области незаконных сделок с недвижимым имуществом.

Лицо настолько желает заполучить площадь, что готов совершить убийство в отношении действующего собственника. К тому же подобные преступления подрывают экономическое благосостояние страны.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Уголовно-правовые и криминологические проблемы регистрации незаконных сделок с землей»

Актуальность темы исследования. Произошедшие в Российской Федерации в начале девяностых годов XX в. политические изменения повлекли за собой реформу социально-экономических отношений в стране. В частности, коренным преобразованиям подверглись земельные отношения: на смену исключительной государственной собственности на землю пришла множественность форм земельной собственности. Появился и получил дальнейшее развитие институт купли-продажи земли. Земельные участки стали объектом рыночных отношений. Земля является дорогим и востребованным товаром. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости надлежащей защиты имущественных прав землепользователей, в том числе с помощью норм уголовного закона.

В последние годы особо распространенным (но высоко латентным) преступлением в сфере земельных отношений стала регистрация незаконных сделок с землей. Общественная опасность преступления состоит в нарушении экономических интересов государства и равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Незаконные сделки с землей могут привести к выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Состояние экономики, ее эффективность в значительной мере зависят от оборота земли и другой недвижимости. Без надлежащего функционирующего оборота земельных участков и иной недвижимости, то есть без обеспеченной законом возможности совершения купли-продажи, залога и иных сделок, немыслимо успешное развитие предпринимательской деятельности, а значит и экономики в целом1.

В связи с изложенным, как представляется, исследование данной темы на материалах одного из сложных в социальном и геополитическом плане регионе, каковым является Республика Дагестан, стало актуальной задачей уголовно-правовой и криминологической наук.

B.В. Кунцом «Регистрация незаконных сделок с землей: уголовно-правовой и криминологический аспекты (Челябинск, 2004).

Названные авторы внесли существенный вклад в совершенствование борьбы с преступлениями в сфере земельных отношений, их рекомендации в известной мере были учтены в нормах соответствующего законодательства, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации. В то же время специального исследования по данной проблематике, основанного на материалах Республики Дагестан, не было.

1 Сыродоев Н.А. Правовое регулирование оборота земельных участков // Государство и право. — 1999. — №9. — С.41.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с регистрацией незаконных сделок с землей. Предмет исследования составляют:

1) нормы уголовного законодательства;

2) дореволюционное, советское и зарубежное законодательство об ответственности за посягательства на земельные отношения;

3) нормы отраслевого законодательства, регулирующего земельные отношения;

4) правоприменительные акты правоохранительных органов в области регулирования и охраны земельных отношений;

5) юридическая литература по исследуемой проблеме;

6) судебная практика по уголовным делам о регистрации незаконных сделок с землей.

Целью исследования является уголовно-правовой и криминологический анализ регистрации незаконных сделок с землей, а также выработка адекватных мер профилактики рассматриваемых преступлений.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач исследования:

— анализ дореволюционного и советского законодательства, обеспечивающего охрану земельных отношений;

— уголовно-правовая характеристика объективных и субъективных признаков регистрации незаконных сделок с землей;

— выявление особенностей квалификации преступлений изучаемого вида, отграничение от других сходных составов;

— подготовка предложений по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей;

— выявление криминологической картины регистрации: незаконных сделок с землей в Республике Дагестан;

— исследование причин и условий, способствующих совершению регистрации незаконных сделок с землей;

— разработка предложений по совершенствованию действующего уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за посягательства на земельные отношения, а также рекомендаций по их эффективному применению;

— выработка мер по профилактике регистраций незаконных сделок с землей.

Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод, определяющий основные требования к научным теориям. В качестве основных способов достижения поставленных целей были применены логико-правовой, сравнительно-правовой, историко-правовой, социологический, системно-структурный и ряд других методов исследования законодательных и иных нормативных актов, русского дореволюционного и советского законодательства по данной проблеме.

Эмпирическую базу исследования составили данные:

— анализа уголовных дел, рассмотренных Верховным Судом РД в 1997— 2005 гг.;

— анализа данных конкретных социологических исследований, проведенных автором за период с 2002 по 2005 гг., в ходе которых получены экспертные оценки от 200 работников правоохранительных органов, специалистов Федеральной службы кадастра недвижимости;

— изучения сведений, полученных учеными в области уголовного права и криминологии;

— изучения решений Верховного Суда РФ, определений Конституционного Суда РФ, решений иных судов по конкретным делам.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на монографическом уровне предпринята попытка изучения уголовно-правовых и криминологических аспектов регистрации незаконных сделок с землей на региональном уровне (по материалам Республики Дагестан). Сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства об охране земельных отношений, по осуществлению профилактики этих преступлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Земельные ресурсы страны представляют собой весьма важный фактор в формировании среды жизнедеятельности общества. Ресурсы земли обладают повышенной экономической ценностью. Это подтверждает правильность позиции законодателя относительно расположения ст. 170 УК РФ в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

2. Официальные статистические данные о регистрации незаконных сделок с землей не отражают в полной мере реальных тенденций об их состоянии и динамике. Отмечаемый статистикой уровень преступлений рассматриваемой категории не соответствует действительности. Здесь сказывается высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений, как и большинства должностных преступлений.

3. Общесоциальные причины регистрации незаконных сделок с землей в Республике Дагестан связаны с теми недостатками и противоречиями, имеющимися в экономической, политической, идеологической, культурной, психолого-воспитательной и правовой сферах жизнедеятельности российского общества. Наиболее распространенными факторами, способствующими совершению рассматриваемых преступлений являются:

— низкий уровень материального обеспечения большинства граждан, в том числе служащих в различных сферах деятельности;

— некачественный подбор кадров на должности;

— слабый контроль в различных сферах экономики и государственного строительства;

— латентность рассматриваемых преступлений;

— безнаказанность должностных лиц, либеральный подход органов правосудия к рассматриваемой категории преступлений.

4. Изучение личности лиц, совершивших регистрации незаконных сделок с землей, позволяет дать им следующую криминологическую характеристику. Это лица в возрасте 30-50 лет, имеющие, в основном, семью и достаточно высокий уровень образования, с выработанными чертами определенного криминального профессионализма.

5. Мерами предупреждения преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей являются:

— повышение уровня жизни населения;

— совершенствование системы материального и социального обеспечения служащих, повышение их социального статуса;

— улучшение практики правоохранительных органов, прокуратуры и суда по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел о регистрации незаконных сделок с землей, установлению причин и условий совершения рассматриваемых преступлений и их минимизации;

— улучшение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью и средствами массовой информации в борьбе с рассматриваемыми преступлениями, тесное сотрудничество и координация проводимых ими мероприятий на федеральном и региональном уровнях;

— повышение правосознания граждан;

— приведение законодательной базы госземконтроля в соответствие с действующими законодательствами, которыми руководствуются госземинспектора;

— принятие в установленном порядке мер по принудительному прекращению прав на земельные участки, используемые с нарушением земельного законодательства, для последующей продажи права аренды на торгах (конкурсах, аукционнах);

— обеспечение взаимодействия главных государственных инспекторов и инспекторов по охране и использованию земель на местах с соответствующими службами администраций муниципальных образований;

— организация курсов по переподготовке и повышению квалификации госземинспекторов, семинаров по обмену опытом по вопросам госземконтроля;

— обеспечение госземинспекторов специальным оборудованием, транспортом, а также финансированием затрат для проведения мероприятий по госземконтролю (ГСМ, командировочные и т.д.);

— утверждение Инструкции по госземконтролю на региональном уровне.

6. Назрела потребность в расширении полномочий местных органов самоуправления в вопросах контроля за использованием и охраной земель в зоне их территориального владения. Необходимо совершенствовать систему контролирующих специально уполномоченных государственных органов, вывести их из подчинения ведомственных заинтересованных органов и создать единую государственную службу в виде экологической полиции или инспекции, наделить государственные контролирующие органы правовыми полномочиями по раннему выявлению нарушителей и установлению личности виновного.

7. Борьба с преступностью в сфере земельных отношений возможна только в рамках повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, с коррупцией в государственных и муниципальных органах.

8. Диспозицией ст. 170 УК РФ предусматривается ответственность должностных лиц за искажение учетных данных Государственного земельного кадастра. Данное деяние по всем своим объективным и субъективным признакам полностью охватывается составом служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и является конкретизацией признаков этого преступления. В то же время санкцией статьи 292 УК РФ в качестве максимального наказания предусматривается лишение свободы на срок до двух лет, тогда как санкцией ст. 170 УК РФ данный вид наказания не установлен.

9. Следует дополнить главу 22 «Преступления против экономической деятельности»» специальной статьей 1701, предусматривающей ответственность за самовольный захват земельного участка, изложив ее в следующей редакции:

Статья 1701. Самовольный захват земельного участка Самовольный захват, незаконное завладение и (или) пользование чужим земельным участком, наказываются штрафом в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от двухсот до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

2. Те же деяния, совершенные: а) с причинением крупного ущерба законному владельцу земли; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или угрозы его применения; г) должностным лицом с использованием служебного положения -наказываются штрафом в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет».

10.Автор предлагает новую редакцию статьи 170 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

1. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от сорока до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением крупного ущерба государству, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового. 3. Те же деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. 11 .Автором предлагается в перечень преступлений, указанных в примечании к ст. 169 УК РФ, включить статью 170 УК РФ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на монографическом уровне осуществляется анализ проблем уголовно-правовой ответственности за посягательства на землю как объект имущественных и экологических отношений; рассматриваются спорные вопросы квалификации преступлений против земельных отношений; вносятся предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства. Содержащиеся в диссертационном исследовании положения способствуют развитию научных представлений о посягательстве на земельные отношения как преступном деянии и сопутствующих ему формах общественно опасной деятельности. Они могут быть использованы для развития и совершенствования отдельных разделов науки уголовного права и криминологии в ходе дальнейших теоретических разработок данной проблемы.

Положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также при подготовке учебно-методических материалов и пособий.

Практическая значимость исследования. Данное исследование направлено на создание наиболее оптимальной схемы применения действующего уголовного законодательства для борьбы с преступлениями в сфере земельных отношений. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования действующего уголовного законодательства, разработки разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по делам о преступлениях в сфере земельных отношений. В связи со спецификой рассматриваемых преступлений, отсутствием обобщения правоприменительной практики данное исследование приобретает особую значимость для правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику осуществлено посредством участия диссертанта в научно-практических конференциях (Сочи, 2006, Москва, 2006), семинарах и «круглых столах». Основные теоретические положения и выводы автора нашли отражение в научных публикациях, в том числе в центральных печатных изданиях, рекомендованных ВАКом. Основные положения диссертации внедрены в практику работы правоохранительных органов Республики Дагестан и учебный процесс Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографии и приложения.

Добавить комментарий