Силовые структуры государства

Добрый день, судари и сударыни. Сегодняшнюю тему меня попросил осветить один из моих подписчиков. Что я и делаю.

Силовые структуры российской федерации и управление ими

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, ОВД, органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Силовые структуры подчинены Президенту.

Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. №547 был образован Совет безопасности РФ «для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально – политической стабильности в обществе, защите и свобод граждан». В него входят: МВД, Министерство юстиции, Министерство обороны, МЧС, государственная фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, ФСБ, ФС по надзору за оборотом наркотиков, ФС охраны.

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2013 ст. 2 распространяется на сотрудников, прикомандированных к ГФС России.

Статья 2. Денежное довольствие сотрудников

1. Денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Порядок исчисления пенсии

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», далее Закон.

Указанным Законом предусмотрены три вида пенсии:

1, пенсия «за выслугу лет» (раздел 2 Закона);

2. пенсия «по инвалидности» (раздел 3 Закона);

3.пенсия «по случаю потери кормильца» (раздел 4 Закона).

Раздел 5 Закона «Исчисление пенсий».

Статьей 43 определено денежное довольствие для исчисления пенсий

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

  • оклад по воинской должности или должностной оклад (оклад по последней штатной должности – на момент увольнения),
  • оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию
  • (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях)
  • и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 1 января 2014 года этот процент составляет 60,05,

1 октября 2014 года составит — 62,12.

Статья 44. Исчисление пенсий семьям пенсионеров

Семьям пенсионеров, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

Пенсии подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении социальной пенсии, подлежат пересмотру.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Раздел 2 Закона пенсия «за выслугу лет».

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет определен Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «б» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе; состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел и других силовых структурах. Следует отметить, что в 12 лет шесть месяцев стажерский срок не входит, исчисление начинается с момента присвоения звания!

Статья 14. Размеры пенсии.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, уволенным с выслугой 20 лет и более (п. «а» ст.13):

-за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый последующий «полный» год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, уволенным по «общему трудовому стажу» (п. «б» ст.13):

-за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии.

Согласно статье 15 закона минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов социальной пенсии (расчетный размер пенсии).

Раздел 3 Закона пенсия «по инвалидности».

Согласно статье 19 Закона право на пенсию по инвалидности имеют, сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Статьей 22 установлены размеры пенсии по инвалидности:

  • а) инвалидам вследствие военной травмы 1 и 2 групп – 85 процентов, 3 группы – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона;
  • б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, 1 и 2 групп – 75 процентов, 3 группы – 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона.

Статьей 23 установлены минимальные размеры пенсии по инвалидности:

С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии (расчетный размер пенсии) составляет 4323,74 руб.

Раздел 4 Закона пенсия «по случаю потери кормильца».

Согласно статье 28 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров МВД – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Статьей 29 Закона определены члены семьи, имеющие право на пенсию.

Статья 30 определяет право на пенсию супругов, родителей погибших (умерших) сотрудников (пенсионеров) на льготных условиях.

Статьей 36 установлены размеры пенсии по случаю потери кормильца:

  • а) семьям, сотрудников погибших (умерших) вследствие военной травмы (при исполнении служебных обязанностей) – 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи кормильца. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причин смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
  • б) семьям сотрудников (пенсионеров МВД) умерших (погибших) от других причин пенсия устанавливается в размере 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Статьей 37 установлены следующие минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца:

  • а) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона – 200 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 8647,48 руб.;
  • б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «б» статьи 36 Закона – 150 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 6485,61 руб.

Законом определены надбавки и повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров, такие как: инвалиды 1 группы, независимо от причины инвалидности; ветеранам боевых действий; инвалидам вследствие военной травмы; участникам ВОВ; инвалидам ВОВ; несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей; лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и в последствии реабилитированным; тыловикам в годы ВОВ; Героям.. и др.

Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о назначении пенсии помимо вышеуказанного Закона следует руководствоваться:

  • -Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»;
  • -Приказом МВД России от 27 мая 2005 года № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Силы обесп-я безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, ОВД, органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрез-х сит-ций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании закон-ва.

Силовые стр-ры подчинены Президенту. Указом Пр-та РФ от 3 июня 1992г. №547 был образован Совет безопасности РФ «для обеспечения реализации функций Президента по упр-ю гос-вом, формированию внутр., внеш. и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально – политической стабильности в об-ве, защите и свобод граждан». В него входят :МВД, Мин юст, Мин-во обороны, МЧС, гос-я фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, ФСБ, ФС по надзору за оборотом наркотиков, ФС охраны. В совет

Президент РФ: 1.возглавляет Совет безопасности РФ; 2.контролирует и координирует работу гос органов обесп-я безопасности; 3.в пределах опред-ой законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Правительство РФ: 1. в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство гос органами обеспечения безопасности РФ; 2.организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства РФ ( по делам гражд-й обороны, ч/с и ликвидации последствий стихйных бедствий, Мин-во обороны), ФС (Служба внеш разведки, ФСБ, ФС охраны Р.Ф.), ФА (Главное упр-е спец. программ президента): 1.в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; 2. в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Министерство внутренних дел Структурируется территориальными управлениями по субъектам рф (областные, республиканские, краевые увд) и федеральным округам (гу мвд по соответствующему фо).

Вертикальное подчинение от центрального аппарата через окружные, областные (республиканские, краевые), городские и до районных управлений. Включает центральный аппарат и профильные «подсистемы» по всем территориальным управлениям:

  • Департамент охраны общественного порядка (милиция общественной безопасности) – участковые отделы (ОВД), дежурные части, патрульно-постовая служба (ППС), вневедомственная охрана (УВО), дорожная инспекция (ГИБДД, ДПС), лицензионно-разрешительная служба (ЛРР), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН). Функции – поддержание «уличного» общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан, контроль в общественных местах, охрана объектов, предотвращение, пресечение, раскрытие преступлений и правонарушений, не требующих обязательного предварительного следствия, регламентация определённых процедур, дорожное регулирование и т.п.

  • Уголовный розыск (департамент УР). Функции – оперативное пресечение и раскрытие общеуголовных преступлений, розыск преступников, подозреваемых и пропавших без вести, доследственное дознание, оперативное сопровождение предварительного расследования.

  • Департамент экономической безопасности (Управление по борьбе с экономическими преступлениями, УБЭП, бывшее БХСС). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере экономических и налоговых преступлений.

  • Департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ – создан в сентябре 2008 года на базе расформированных управлений по борьбе с оргпреступностью (УБОПов). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере уголовной преступности, мотивированной политическим экстремизмом и организованногоэ

  • Следственные управления (СУ, Главные СУ, замкнуты на Следственный комитет МВД).Функции – предварительное следствие по уголовным делам.

  • Охранно-конвойная служба (ОКС). Функции – охрана и конвоирование контингента изоляторов временного содержания, силовое обеспечение судебных заседаний.

  • Управление «К». Функции – пресечение и раскрытие преступлений в сфере хайтека, контроль над провайдерами, выявление пользователей.

  • Отряды милиции особого назначения (ОМОН).Функции – силовые столкновения в «уличных» условиях, пресечение несанкционированных массовых мероприятий (митингов, демонстраций), захват особо опасных преступников.

  • Отряды милиции специального назначения (ОМСН). Функции – силовые столкновения в порядке борьбы с организованной преступностью, войсковые операции во взаимодействии с вооружёнными силами.

  • Департамент собственной безопасности (УСБ).Функции – предотвращение и пресечение правонарушений, злоупотреблений и коррупции в системе МВД.

  • Службы хозяйственного обеспечения, юридические службы, образовательные учреждения МВД. Функции очевидны по названиям служб.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАБЕЗОПАСНОСТИ Структурируется:

  • территориальными управлениями по субъектам РФ (УФСБ)

  • управлениями и отделами в вооружённых силах

особыми управлениями в пограничных округах

  • «ситуативными» органами в иных организациях (на предприятиях, в учреждениях, спецназах, авиаотрядах и т.д.).

Центральному аппарату ФСБ непосредственно подчинены:

  • Оперативно-поисковое управление

  • Следственное управление

  • Центр спецтехники

  • Центр безопасности связи

  • Комендантская, дежурная, шифровательная службы

  • Академия ФСБ

  • СИЗО «Лефортово»

  • «Профильные» службы ФСБ (распространённые по теруправлениям):

  • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Функции – пресечение деятельности антигосударственных формирований, покушающихся на конституционное устройство РФ, особенно террористических структур и проявлений.

  • Служба контрразведки. Функции – выявление и пресечение иностранной разведывательной деятельности.

  • Служба экономической безопасности. Функции – сбор, анализ и реализация информации экономического характера, относимой к сфере государственной безопасности. Пресечение антигосударственных проявлений в экономической области. Оперативно-силовое сопровождение финансовых и коммерческих процессов.

  • Служба оперативной информации и международных связей. Функции – отслеживание систематизация информационных потоков, поддержание контактов и взаимодействия с иностранными ведомствами.

  • Погранслужба. Функции – охрана государственной границы.

  • Организационно-кадровая служба, контрольная служба, техническая служба, служба обеспечения (хозяйственная). Функции очевидны по названиям служб.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

К центральному аппарату относятся управления:

  • по надзору за соблюдением федерального законодательства

  • по надзору за следствием

  • по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью

  • по надзору за расследованием особо важных дел

  • по надзору за делами о федеральной безопасности

  • по надзору за делами о коррупции

  • по обеспечению участия прокуроров в судебных процессах

  • по надзору за транспортом и таможней

  • по надзору за исполнением наказаний

  • управление делами

  • организационно-инспекторское

  • кадровое

  • первый отдел на правах управления

  • Академия Генпрокуратуры.

Функции очевидны по названиям управлений.

Структурируется:

  • Управлениями Генпрокуратуры по федеральным округам

  • Прокуратурами субъектов РФ, городов, районов

  • Главной военной прокуратурой (ГВП) с собственным центральным аппаратом и прокуратурами по военным округам и гарнизонам

  • Специализированными прокуратурами в субъектах РФ (природоохранными, по надзору за исправительными учреждениями, по надзору за режимными объектами и т.д.).

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Бывший следственный комитет при прокуратуре РФ. Преобразован в самостоятельную структуру 15 января 2011 года.

В центральный аппарат СК входят:

  • Следственное управление

  • Управление процессуального контроля

  • Управление криминалистики

  • Организационно-инспекторское управление

  • Управление обеспечения деятельности

  • Особо выделенное Управление по Северо-Кавказскому ФО.

Функции – разработка государственной политики в сфере уголовного законодательства, качественное расследование особо значимых преступлений, обеспечение законности в ходе следственных действий ( в т.ч. осуществляемых иными ведомствами).

СК структурируется следственными управлениями по федеральным округам, правовым управлением, военным следственным управлением, управлениями по защите гостайны, физической защите. Налицо дублирование со следственными органами МВД. Создание обусловлено конкурентными отношениями Генпрокуратуры с МВД, затем внутренними прокурорскими «разборками» на фоне столкновения политических интересов в высшем эшелоне госвласти.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

Формально не относится к силовым структурам, однако ему подведомственны ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ и ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Центральный аппарат ФСИН включает, в частности, управления:

  • оперативное

  • правовое

  • охраны и конвоирования

  • режима и надзора

  • организации деятельности мест лишения свободы

  • финансово-экономическое

  • капитального строительства.

Отличие от охранно-конвойной службы МВД в сфере компетенции – места лишения свободы, контингент осужденных (а не подследственных и подсудимых). Через десятки территориальных управлений и отделов по федеральным округам и субъектам РФ контролирует сотни колоний, поселений, СИЗО, уголовно-исполнительных инспекций. ФССП также представлена отделениями во всех субъектах РФ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Специализируется на борьбе с наркопреступностью – производством, сбытом, употреблением наркотиков, особенно в формате организованных групп. Включает:

  • аппарат Государственного антинаркотического комитета

  • оперативно-розыскной департамент

  • следственный департамент

  • организационный департамент

  • кадровый департамент

  • департамент межведомственного взаимодействия

  • департамент спецобеспечения

  • департамент собственной безопасности

  • тыловой и финансовый департамент.

Функции очевидны по названиям департаментов. Вертикально структурируется территориальными управлениями по федеральным округам и субъектам РФ. Функции по факту дублируются с МВД и отчасти ФСБ. Создание было обусловлено необходимостью «разведения» конкурирующих силовиков в первой половине 2000-х годов.

Россия / Политическая роль военных/силовых структур

Силовые структуры в РФ включают Вооружённые силы, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Министерство по чрезвычайным ситуациям, различные охранные ведомства. Традиционно в России и СССР особенно влиятельным является руководство Вооружённых сил, органов безопасности и внутренних дел.

После периода ослабления ВПК в ходе радикальных трансформаций в 1990-х годов в настоящее время силовые структуры возвращают своё былое влияние. Особенно заметно увеличение числа бывших работников органов безопасности в высших эшелонах власти.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ имеет полномочия Верховного главнокомандующего, таким образом, формально военные структуры подчинены гражданской власти в лице Президента РФ.

Сегодня Россия имеет смешанную систему набора армии, которая включает в себя как призывников (с 18 до 27 лет), так и контрактную службу. Продолжительность обязательной службы составляет с 2009 года 12 месяцев.

К 2010 году планируется увеличить долю контрактников до 70 % от числа всех военнослужащих.

В настоящее время численность ВС РФ составляет 1 миллион 340 тысяч человек. В ближайшее время планируется сократить их численность до 1 миллиона человек.

← | Политическая роль военных/силовых структур | Вперёд →

Добавить комментарий