Система сюзеренитета

В 476 г. последний император Западной Римской империи под давлением вождя отряда варваров Одоакра был вынужден отречься от престола.

Началась новая эпоха, позже названная Средневековьем.

В это время в Западной Европе появляются первые королевства варваров. Вожди становятся королями, а их военачальники получают за свою службу земельные наделы и начинают именоваться феодалами. Так возникают отношения вассалитета.

Что такое отношения вассалитета?

Одной из особенностей государств Западной Европы в период Средневековья стало появление нового типа отношений между землевладельцами.

Землевладелец в Западной Европе в Средние века именовался феодалом. Данное слово происходит от латинского слова феод (feudum), которое обозначало участок земли, переданный в собственность, взамен несения различной службы, преимущественно воинской.

Когда феодал передавал другому лицу земельный надел, между ними возникали отношения вассалитета. Отношения вассалитета предполагали наличие таких статусов, как вассал и сеньор.

Вассалом называлось лицо, получавшее в собственность земельный надел от феодала. За это вассал обязывался нести в пользу этого феодала ряд повинностей, таких как административная и воинская служба, участие в совете феодала и т. д.

Сеньором называли феодала, который передавал собственность вассалу и брал на себя обязанность защищать его от нападений.

Отношения вассалитета часто путают с понятием феодализма, подменяя одно другим. Под феодализмом подразумевается совокупность всех социально-экономических отношений, существовавших в государствах Западной Европы в Средние века. Тогда как под отношениями вассалитета — только взаимосвязи, возникающие между феодалами.

Чтобы зафиксировать появление взаимоотношений вассалитета, заключался вассальный договор или по-другому договор вассалитета.

Как оформлялся вассальный договор?

Вассальный договор представлял собой ряд процедур, которые включали в себя оммаж, фуа и инвеституру.

Оммаж — процедура, предполагавшая установление личной зависимости.

Во время данной процедуры будущий вассал с непокрытой головой и без оружия вставал на одно колено перед феодалом, вкладывал свои руки в его руки и признавал себя «человеком» феодала, которого отныне он именовал сеньором. В завершении оммажа сеньор целовал вассала в губы и поднимал с колен.

Важным было вставание именно на одно колено, так как считалось, что на два колена вставали только рабы и крепостные крестьяне.

После оммажа следовала следующая процедура, называемая фуа.

Фуа — это клятва в верной службе, которая приносилась вассалом на Евангелии или на реликварии со святыми мощами.

Заключительным этапом установления вассальных отношений являлась инвеститура — официальное введение вассала во владение земельным наделом.

Собственность, передаваемая сеньором своему вассалу за несение службы, продолжала оставаться собственностью сеньора. Такая двойственность собственности была характерна для государств Западной Европы в эпоху Средневековья. Она даже нашла отражение в юридических документах того времени. Двойственность собственности создавала зависимые отношения между вассалом и сеньором. Для вассала она характеризовалась следующей формулой — «Пока я вассал — я феодал. Если я не вассал — я не феодал». Иными словами, пока вассал нес службу, он был собственником земли. В том случае если вассал каким-то образом прекращал выполнение своих обязательств, сеньор имел право отобрать у него землю.

Во время инвеституры сеньор вместе с землей вручал вассалу какой-нибудь символический предмет (кольцо, перчатку, жезл и т. п.) для запоминания самой процедуры. Вассал должен был хранить этот предмет в знак того, что получил от сеньора земельный надел.

Между указанными процедурами не было жесткой связи. Так, можно было принести фуа, не принося оммажа. Также допускались оммажи без последующей передачи земельного надела. И все же традиционно оммаж дополнялся фуа и инвеститурой.

Посредством заключения вассальных договоров выстраивалась феодальная лестница.

Как строилась феодальная лестница?

Феодальная лестница представляла собой иерархическую структуру на ступенях которой располагались феодалы.

На вершине лестницы находился монарх, считавшийся божьим вассалом, и в собственности которого находились все земли государства. Монарх распределял земли между своими вассалами, а те распределяли ее между своими. Так продолжалось до последней ступени феодальной лестницы, которую занимало сословие рыцарей. Рыцари были обладателями небольших земельных владений и не могли иметь своих вассалов.

Отношения между всеми феодалами, включая монарха, были подчинены единому правилу — «вассал моего вассала не мой вассал». Данное правило означало, что сеньор имеет контроль только над теми вассалами, которые прямо подчинены ему, и не имеет контроля над нижестоящими вассалами.

В Англии действовал обратный принцип — «вассал моего вассала мой вассал». Там каждый феодал должен был заключать договор вассалитета с монархом. Все феодалы считались вассалами короля и несли повинности только в его пользу.

Поэтому в случае призыва короля, на военную службу обязаны были являться только его прямые вассалы, а их собственные вассалы являться не должны.

Как исчезли отношения вассалитета?

Со временем в государствах Западной Европы власть монархов усиливалась, а права вассалов ограничивались.

Монархи принуждали всех феодалов приносить им клятву в верности, превращая их в своих прямых вассалов. Процесс превращения вассалов в прямых вассалов монарха носил название иммедиатизации.

Процесс иммедиатизации приводил к тому, что государства объединялись под властью монархов, феодалы теряли свои привилегии в отношении проведения собственной политики, вассальный договор заменялся отношениями подданства.

Благодаря этому процессу монарх переставал быть «первым между равными», превращаясь в единого носителя верховной власти в стране, а феодалы вместе со всеми остальными жителями страны становились подданными государя, хоть и привилегированными.

Привилегированность феодального сословия еще очень долго оставалась актуальной в социальной жизни общества и проявлялась в различных преимуществах во всех сферах, будь то воинская или гражданская служба и т. д.

Даже в современном мире остаются отголоски этой привилегированности, которые можно обнаружить в существовании различных феодальных титулов, например лорды в Англии. Хотя они только отдают дань традициям эпохи Средневековья.

Читайте еще:

  • «Идти в Каноссу». Средневековая история появления фразеологизма

Благодарим вас за прочтение данного материала. Не забудьте подписаться на наш канал и поставить палец вверх — это очень сильно помогает повышать качество контента и мотивирует нас писать новые интересные статьи!

Источником формирования дворянства являлось, в первую очередь, военно-служилое сословие и, в меньшей степени, разбогатевшие крестьянеи горожане.

Довольно долгое время среди историков шли споры на предмет происхождения средневекового дворянства. Некоторые французские историки 19 века считали, что дворянство происходило от германских завоевател ей, а всё остальное население составляли покорённые жители Римской империи. Другие историки считают, что дворянство происходило из смешения знати варварских королевств германского происхождения с крупными римскими землевладельцами. Крупные исследования в Германии и Франции показали, что все известные средневековые фамилии прослеживают свою генеалогию максимум до 8 века, а их родоначальники были незнатного происхождения.

Отмечается постепенное угасание старых германских знатных родов. Во Франции они исчезли в 8 — 9 веке, а в Германии – в 10 — 11 веке. Параллельно исчезает аллодиальное землевладение и ему на смену приходит условное землевладение. Как известно, начало формирования условного землевладения было положено при Карле Мартелле, при Карле Великом происходит углубление этой системы, она дополняется ещё одним связующим элементом – устанавливается институт вассалитета с обязательным принесением клятвы верности. Итогом этого стало формирование поземельной и личной зависимости в среде знати, которая получила название вассально-ленной системы. Основа этой системы – это поземельные отношения на базе феода (или бенефиция). В качестве феода мог выступать абсолютно любой объект, который приносил доход, в т.ч. и деньги. Но наиболее распространённым вариантом феода было земельное владение, т.к. в Средние века земля была наивысшей ценностью.

Феод характеризовался 3мя основными чертами:

— условность;

— наследуемость;

— нерасчленённость (т.е. феод одного человека являлся частью феода другого и сам распадался на феоды третьих лиц).

Например, король передавал землю герцогу на праве феода, при этом герцог был обязан принести клятву верности (т.н. фуа) королю и служить ему.

Так сложилась иерархия держаний и титулов.

Человек, который что-либо лично пожаловал на праве феода, именовался сеньором, человек, который что-либо получил на праве феода – вассалом. Сеньор сеньора именовался сюзереном, а вассал вассала – арьер-вассалом. При этом ополчение из прямых вассалов называлось баном, а из арьер-вассалов – арьер-баном.

Сеньор имел право требовать несения службы только со своих прямых вассалов, так как он лично предоставил феод именно им. При этом размеры службы пропорционально сокращались в зависимости от того, кто требовал её исполнения.

Пример: архиепископ Руана со своего феода содержал 100 рыцарей. По просьбе своего сеньора – герцога Нормандии, архиепископ направлял в его армию 80 рыцарей. В случае если герцога Нормандии просил предоставить вооружённый отряд король Франции, то архиепископ Руана отправлял лишь 40 рыцарей.

Во второй половине 9 века произошло усложнение вассально-ленной системы и стало возможным наличие у одного вассала одновременно нескольких сеньоров (известен случай о 247 сеньорах у одного вассала). В порядке несения службы вводились понятия старшего и младшего сеньора. Старшим считался тот сеньор, с которым вассал, по хронологии, заключил договор в первую очередь. Сначала все вассальные службы выполнялись в пользу старшего сеньора.

Первоначально сроки военной службы не были ограничены ни по продолжительности, ни по возрасту, то есть формально служба могла быть потребована на протяжении всей жизни вассала. Во второй половине 11 века эти ограничения были введены. Срок службы одному сеньору был ограничен 40 днями в году. Срок личной службы был ограничен 60 годами, однако, и после достижения этого возраста человек был обязан поставлять войска.

Все вассальные службы делились на:

— военную помощь (по первому зову сеньора вассал являлся на коне во главе небольшого отряда – ланса, состоявшего из рыцаря, оруженосца и нескольких слуг, т.е. минимум он должен был насчитывать 5-6 человек);

— помощь деньгами при выкупе сеньора из плена. Причём сумма выкупа назначалась самим пленником, условия нахождения в плену зависели от статуса пленника;

— помощь деньгами при посвящении в рыцари старшего сына сеньора;

— помощь деньгами при выдаче старшей дочери сеньора замуж. Главным достоинством невесты считалось её приданое;

— помощь советом, т.е. обязательное участие вассала в заседаниях совещательного органа при дворе сеньора, т.н. курии. Курия решала все важнейшие дела, касавшиеся коллектива вассалов в целом. Предпринять какие-либо действия, затрагивающие интересы вассалов, без их согласия, сеньор не мог. Особенное значение это правило имело в случае конфискации феода. Если сеньор отбирал феод у провинившегося вассала незаконно, то сеньор мог быть за это наказан. Курия заставляла его вернуть феод пострадавшему и освобождала этого вассала от всех личных вассальных служб.

Феод, хотя и передавался по наследству, но оставался зависимым держанием. Поэтому формально-юридически, после смерти вассала феод возвращался господину. Наследник вассала, если хотел вступить в права наследования, был обязан в течение одного года и одного дня (т.н. ассиза) прибыть ко двору сеньора и принести ему клятву верности. Если же наследник не успевал в установленный срок прибыть к сеньору, то феод считался свободным и мог быть передан любому другому человеку.

Если наследник был несовершеннолетним, то сеньор получал право опеки до достижения наследником совершеннолетия. После этого в силу вступала ассиза одного года и одного дня.

Если у умершего вассала не было наследников, а осталась вдова и дочери, то сеньор мог выдать их замуж по своей воле. Женщина могла отказаться от замужества в трёх случаях:

— если она была младше 12 или старше 60 лет;

— если она уходила в монастырь;

— если она брала на себя все вассальные обязанности. В этом случае она могла выйти замуж по своему желанию, и муж мог перезаключить договор на своё имя. Если же он этого не делал, то он оставался мужем своей жены-вассала.

Дворянское сословие традиционно воспринималось в средневековом обществе как единственное сословие, имеющее право участия в военных действиях. Например, в Германии, если крестьянин лишь прикасался к рыцарским доспехам, то он подлежал суровому наказанию. Поэтому вплоть до 15 века дворяне составляли основу вооружённых сил.

Рыцарская конница являлась основной ударной силой в армии. Но уже во второй половине 12 века произошёл первый кризис рыцарской армии. Он был связан с эволюцией вооружения и появлением первых цельнометаллических доспехов. Стоимость таких доспехов была достаточно высока, и далеко не каждый дворянин мог их себе приобрести. В результате к 14 веку значительная часть рыцарства была не в состоянии восполнить доходами со своих феодов необходимые траты на вооружение. Это неизбежно приводило к сокращению рыцарского войска. Решением этой проблемы стало появление денежных феодов, но в силу неразвитости товарно-денежных отношений, широкого распространения такие доходы не получили.

Второй кризис произошёл на рубеже 13 — 14 веков. Он был связан с распространением практики отчуждения феода, сначала частичной (до 1/3), а впоследствии и полной. В 17 веке стало возможным отчуждения не только феода, но и титула с ним связанного.

Окончательный удар по феодальной военной системе был нанесён во второй половине 15 – начале 16 веков. В это время получило распространение огнестрельное оружие, а это повлекло за собой изменение принципов комплектования армии. Согласно правилу системы вассалитета, феодал должен был экипироваться за счёт своих собственных средств.

В итоге основу армии стали составлять пехотинцы, которые служили исключительно за деньги. Снабжение армии взяло на себя государство. В результате, необходимые денежные затраты восполнялись распространением повсеместного регулярного налогообложения. Уже в первой четверти 16 века роль и значение рыцарской конницы приблизилась к нулю, она стала ничтожной. На войне за конницей закрепились функции охраны флангов, тылов, разъездов, несение разведывательной и дозорной службы.

Для дворянства, для которого идея службы была основополагающей идеей, служба в армии на командующих должностях или придворная служба.

Вассал (от кельтского gwa-sawl — служащий) — в средневековой Европе феодал, состоящий в личной зависимости от своего сюзерена.

Вассал, получая земельную собственность в пользование, давал клятву служения сюзерену и был обязан служить ему и нести ряд повинностей.

Кто такие вассалы

Изначально вассалы — ближайшие воины короля, либо его доверенные слуги, за которых вождь несет ответственность, снабжает их оружием, одеждой, едой, иногда выплачивает жалование. Со временем форма награждения изменилась с денежной на поземельную.

Превращение свободного человека в подчиненного происходило посредством определенного ритуала: будущий вассал преклонял колено и вкладывал соединенные ладони в руки сеньора, в ответ сеньор поднимал его с колен и целовал (процедура оммажа), затем вассал приносил клятву верности (фуа).

Система вассального подчинения выработалась во Франкской империи в VIII-XI вв. В первое время она характеризовалась отрицательной верностью: не причинять вреда сюзерену и целостности королевства, уважать жизнь и имущество покровителя. В дальнейшем сформировалась концепция положительной верности, в которой вассалу вменялась обязанность подчинения сюзерену и участия в его военных операциях.

Особенности вассалов

Первоначально право пользование феодом было пожизненным, со смертью вассала земля возвращалась владельцу. Со временем сеньоры вынуждены были предоставить вассалам право передачи собственности сыновьям, которые обязывались приносить в свою очередь клятву верности сюзерену.

асто крупные вассалы получали от сюзерена иммунитетную грамоту (обычно налоговую, судебную либо административную). Подобные документы давали право самостоятельно вершить суд на подвластных землях, собирать налоги в свою пользу, принимать независимые управленческие решения.

Получив в пользование обширные территории, вассал сам мог стать сюзереном, даруя право пользования землей своим вассалам. Таким образом в государстве выстраивалась феодальная лестница с королем на вершине и мелкими рыцарями в основании.

Отличие вассалов в России и Европе

На Руси вассальные отношения складывались путем дарения князем захваченных земель членам своей дружина. Оседавшие на местах воины становились боярами, на них возлагалась обязанности по сбору дани и предоставлению воинов по требованию князя. В вассальную зависимость попадали также князья с захваченных территорий. Основным отличием в положении вассала на Руси являлась возможность бояр выбирать себе сеньора.

В Европе договор между сюзереном и подчиненным разрывался крайне редко, в исключительных случаях. Боярин в Киевской Руси мог по собственному желанию переходить от одного господина к другому в любой момент. При этом земельной собственности он не терял, но и новой не получал.

Это интересно знать

Вассал мог приносить клятву верности нескольким сюзеренам. Это вносило определенную путаницу в то время, когда сеньоры начинали враждовать. Во избежания подобных ситуаций могущественные феодалы требовали от своих вассалов прохождения процедуры «тесного оммажа”, требующей от зависимого полного подчинения.

Правило «вассал моего вассала — не мой вассал” не работало в Англии, где король был всеобщим сюзереном. Обычай возвращать перчатку при вызове на дуэль исходит из процедуры инвеституры, в процессе которой сюзерен символически вручает вассалу посох, кинжал или перчатку, как знак одаривания феодом. В случае разрыва отношений символ возвращался сюзерену.

ВАССАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — сис­те­ма от­но­ше­ний лич­ной и по­зе­мель­ной за­ви­си­мо­сти ме­ж­ду дер­жа­те­ля­ми зем­ли в Западной Ев­ро­пе в сред­ние ве­ка.

Воз­ник как ре­ак­ция ран­не­сред­не­ве­ко­во­го об­ще­ст­ва на рас­сея­ние по­ли­тической вла­сти: че­ло­век, же­лая за­ру­чить­ся за­щи­той и по­кро­ви­тель­ст­вом бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­но­го ли­ца, по­лу­чал от не­го зем­лю, обе­щая вза­мен вер­ность и служ­бу. Так воз­ник­ло сень­о­ри­аль­но-вас­саль­ное об­ще­ст­во, ос­но­ван­ное на сис­те­ме вза­им­ных лич­ных свя­зей и обя­за­тельств дер­жа­те­лей зем­ли — ие­рар­хической «ле­ст­ни­це со­под­чи­не­ния», где ка­ж­дый был од­но­вре­мен­но вас­са­лом и сень­о­ром. На её вер­ши­не на­хо­дил­ся «сень­ор сень­о­ров» — сю­зе­рен (ко­роль), раз­да­вав­ший круп­ные зе­мель­ные дер­жа­ния сво­им вас­са­лам, ко­то­рые, в свою оче­редь, дро­би­ли их на мел­кие дер­жа­ния, и так вплоть до ры­ца­ря, не имев­ше­го вас­са­ла. От­но­ше­ния вассалов оформ­ля­лись до­го­во­ром и со­про­во­ж­да­лись специальным об­ря­дом — вас­саль­ной при­ся­гой (ом­ма­жем).

Объ­ём обя­зан­но­стей вас­са­ла за­ви­сел от ве­ли­чи­ны дер­жа­ния (ле­на, фье­фа). Главным ви­дом служ­бы яв­ля­лась во­ен­ная, или сто­ро­же­вая: вас­сал был обя­зан не­сти её за свой счёт лич­но, а так­же пре­дос­тав­лять и сна­ря­жать не­ко­то­рое чис­ло вои­нов (в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров ле­на, фье­фа) в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка (обыч­но 40 дней в го­ду) для за­щи­ты зе­мель сень­о­ра. Кро­ме то­го, вас­сал был обя­зан со­став­лять сви­ту сень­о­ра, уча­ство­вать в за­се­да­ни­ях его су­да и его совета (ку­рии фео­даль­ной), как пра­ви­ло, три раза в год — на Ро­ж­де­ст­во, Пас­ху и Пя­ти­десят­ни­цу.

На­ко­нец, вас­сал брал на се­бя обя­за­тель­ст­во ока­зы­вать сень­о­ру фи­нан­со­вую по­мощь (со­дер­жать за­мок, при­ни­мать сень­о­ра и его сви­ту, вы­пла­чи­вать осо­бые сум­мы в стро­го оп­ре­де­лён­ных слу­ча­ях: по­свя­ще­ние стар­ше­го сы­на сень­о­ра в ры­ца­ри, за­му­же­ст­во старшей до­че­ри, вы­куп сень­о­ра из пле­на, оп­ла­та его уча­стия в кре­сто­вом по­хо­де). Со сво­ей сто­ро­ны, сень­ор был обя­зан, по­ми­мо пе­ре­да­чи вас­са­лу зем­ли в дер­жа­ние, обес­пе­чить за­щи­ту его лич­но­сти и иму­ще­ст­ва, не дей­ст­во­вать в ущерб его ин­те­ре­сам. Вассалитет не ущем­лял лич­ной не­за­ви­си­мо­сти вас­са­ла и был вы­го­ден обо­им уча­ст­ни­кам до­го­во­ра. На­ру­ше­ние от­но­ше­ний вассалитета влек­ло за со­бой рас­тор­же­ние до­го­во­ра, от­ня­тие фье­фа и не­ред­ко вой­ну.

Воз­ник­но­ве­ние, ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие сис­те­мы вассальных отношений от­ли­ча­лось су­ще­ст­вен­ны­ми ре­гио­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Прин­ци­пы вассалитета бе­рут своё на­ча­ло в вар­вар­ских ко­ро­лев­ст­вах (V-VI века) и по­лу­ча­ют оформ­ле­ние во Франк­ском го­су­дар­ст­ве (VIII-IX веков) в ви­де раз­да­чи ко­ро­лём зе­мель, дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва и др. ис­точ­ни­ков до­хо­да за служ­бу. Пер­во­на­чаль­но зем­ли пе­ре­да­ва­лись вас­са­лу по­жиз­нен­но в ка­че­ст­ве бе­не­фи­ция, но по­сте­пен­но пре­вра­ти­лись в на­след­ст­вен­ное дер­жа­ние (к IX-XI векам).

Сис­те­ма вассалитета дос­тиг­ла наи­выс­ше­го рас­цве­та и наи­боль­шей за­вер­шён­но­сти в XI-XIII веках, ко­гда вас­саль­ные от­но­ше­ния ста­ли за­кре­п­лять­ся в обы­ча­ях и за­ко­нах. Так, в Ку­тю­мах Бо­ве­зи (около 1283 года) Ф. Бо­ма­нуа­ра от­ме­че­но, что «ни­ка­кие обы­чаи, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись бы во­пре­ки ге­не­раль­ной ку­тю­ме (обы­чаю) стра­ны, не име­ют си­лы, ес­ли не раз­ре­ше­ны и не под­твер­жде­ны су­ве­ре­ном, за ис­клю­че­ни­ем во­про­сов о рен­те сень­о­ра или ка­ких-ли­бо его пра­вах на цен­зы и по­вин­но­сти», а в Ве­ли­кой хар­тии воль­но­стей (1215 год) за­ко­но­да­тель­но под­твер­жда­лось, что «ни­кто не дол­жен быть при­ну­ж­да­ем к не­се­нию боль­шей служ­бы за свой ры­цар­ский лен или за дру­гое сво­бод­ное дер­жа­ние, чем та, ка­кая с не­го сле­ду­ет».

Осо­бен­но­сти за­вое­ва­ния Анг­лии обу­сло­ви­ли воз­ник­но­ве­ние на её тер­ри­то­рии пря­мо­го вассалитета, ха­рак­те­ри­зо­вав­ше­го­ся за­ви­си­мо­стью вас­са­лов не­по­сред­ст­вен­но от сю­зе­ре­на-ко­ро­ля (Солс­бе­рий­ская при­ся­га, 1086). В кон­ти­нен­таль­ной Западной Ев­ро­пе при­ум­но­же­ние зе­мель­ных дер­жа­ний влек­ло за со­бой ус­лож­не­ние сис­те­мы вассалитета: один вас­сал был свя­зан с не­сколь­ки­ми сень­о­ра­ми, что ста­ви­ло под уг­ро­зу вы­пол­не­ние им обя­за­тельств вассалитета в слу­чае кон­флик­та сень­о­ров. В свя­зи с этим воз­ник­ла сис­те­ма клас­си­фи­ка­ции фье­фов по прин­ци­пу зна­чи­мо­сти и по­яв­ле­ние «тес­но­го ом­ма­жа», т. е. пре­иму­ще­ст­вен­ных прав в от­но­ше­нии од­но­го сень­о­ра в срав­не­нии с ос­таль­ны­ми.

В пе­ри­од тер­ри­то­ри­аль­ной раз­дроб­лен­но­сти вассалитет со­став­лял ос­но­ву по­ли­тического строя западноев­ропейских феодальных мо­нар­хий и слу­жил един­ст­вен­ной фор­мой свя­зи фео­далов как со­ци­аль­ной груп­пы, обес­пе­чи­ваю­щей её един­ст­во. С об­ра­зо­ва­ни­ем со­слов­ной мо­нар­хии и фор­ми­ро­ва­ни­ем цен­тра­ли­зованных национальных го­су­дарств вассалитет по­сте­пен­но ут­ра­тил своё зна­че­ние. В XIII-XVI веках во­еннная служ­ба вас­са­лов по­сте­пен­но за­ме­ня­лась пла­те­жа­ми, ар­мия ста­нови­лась на­ём­ной, а за­тем про­фес­сио­наль­ной. В эту эпо­ху рас­ши­ре­ние прав на зем­лю сде­ла­ло воз­мож­ным её от­чу­ж­де­ние и по­сле­дую­щую скуп­ку вы­ход­ца­ми из не­бла­го­род­ных сло­ёв. Вассалитет как ин­сти­тут был уп­разд­нён в хо­де ев­ропейских ре­во­лю­ций XVIII-XIX веков.

Добавить комментарий