Собственник информации

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Этические и правовые нормы информационной деятельности

Изучив эту тему, вы узнаете:
— почему необходимо правовое регулирование в информационной деятельности людей;
— из чего состоит право собственности на информационный продукт;
— почему при работе с информацией необходимо соблюдать этические нормы.

Правовое регулирование

Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.
♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.
♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.
♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки: законодательная власть (законы) —> судебная власть (суд) —> —> исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Так, в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным становится организационный фактор государственной политики. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Цивилизованному отношению производителей и потребителей информационных продуктов должен способствовать и фактор информированности. Это наличие справочно-навигационных средств и структур, помогающих находить нужную информацию. Сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей, можно найти в различных справочниках, например в «Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций».

Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
♦ общие положения;
♦ информационные ресурсы;
♦ пользование информационными ресурсами;
♦ информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения; 
♦ защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию.

Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:
♦ как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на регулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий и средств их обеспечения.

Ввод закона в действие и обеспечение выполнения его положений гарантирует, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики в России.

Однако для нормального функционирования нашего общества в новой информационной среде и вхождения в информационное общество существующих правовых актов явно недостаточно. В настоящее время решение проблемы правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов находится в России на начальной стадии. Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:
♦ охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг;
♦ защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов;
♦ правовую основу функционирования и применения информационных систем, Интернета, телекоммуникационных технологий.

Этические нормы

Взаимоотношения людей в обществе базируются на выработанных человечеством нормах нравственности и морали. Для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей, используется термин «этика».

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек в той или иной ситуации, и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.

Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически именно мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особую роль эта форма регулирования деловых от ношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за деятельностью людей.

Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности.

Так, например, концентрация большого количества информации о людях в базах данных порождает потенциальную опасность несанкционированного доступа к ней и использования ее неподобающим образом. Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов. Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей и служить причиной необоснованных отказов при приеме на работу. Техническую информацию из компьютеров фирм и предприятий стремятся любой ценой заполучить конкуренты. Электронные адреса, собранные законным способом (например, при заказе товаров по Интернету), могут попасть в руки нечистоплотных бизнесменов и использоваться для массовой рассылки раздражающей рекламы.

Успешная информационная деятельность людей во многом зависит от соблюдения таких этических норм и принципов, как честность, точность, корректность, объективность в оценке и представлении информации, порядочность и другие нравственные категории. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Внедрение этических норм на практике возможно с помощью тренингов, принятия этических кодексов, создания комитетов по этике, разработки специальных программ подготовки работников. 

Условиями формирования этических норм, соответствующих требованиям сегодняшнего времени, являются: правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода.

Контрольные вопросы и задания

Задания

2. Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т. п., в которых можно найти информацию:
а) о программных продуктах;
б) о компьютерах;
в) об информационных системах;
г) о новинках мировой киноиндустрии.

3. Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для:
а) России;
б) международного сообщества.

Контрольные вопросы

1. Почему информацию можно считать объектом собственности?

2. Что такое право распоряжения?

3. Что такое право владения?

4. Что такое право пользования?

5. Какие юридические документы составляют нормативно-правовую основу мер по защите авторских прав?

6. Какие вы знаете законы для информационной сферы?

7. В чем суть этических норм при работе с информацией?

Основные понятия защиты информации.

Под информацией понимается сведения: о фактах, событиях, процессах и явлениях, о состоянии объектов (их свой­ствах, характеристиках) в некоторой предметной области, воспринимае­мые человеком или специальным устройством и используемые (необхо­димые) для оптимизации принимаемых решений в процессе управления данными объектами.

Информация может существовать в различных фор­мах в виде совокупностей некоторых знаков (символов, сигналов и т.п.) на носителях различных типов.

Защита информации – деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Объект — компьютерная или автоматизированная система обработки данных.

Субъект — лю­бая сущность, способная инициировать выполнение операций над объек­тами.

Доступ — категория субъектно-объектной модели, описывающая процесс выполнения операций субъектов над объектами

Потоком информации между объектом Оm и объек­том Оj называется произвольная операция над объектом Оj реализуемая в субъекте Si, и зависящая от Оm.

Граф доступов – граф, который определяет доступ субъектов к объектам.

Можно сформулировать три аксиомы защищенных АС:

Аксиома 1. В защищенной АС всегда присутствует активный компо­нент (субъект), выполняющий контроль операций субъектов над объектами. Этот компонент фактически отвечает за реализацию некоторой поли­тики безопасности.

Аксиома 2. Для выполнения в защищенной АС операций над объек­тами необходима дополнительная информация (и наличие содержащего ее объекта) о разрешенных и запрещенных операциях субъектов с объ­ектами.

Также сформулирована аксиома, имеющая фундаментальное значе­ние для всей теории информационной безопасности.

Аксиома 3. Все вопросы безопасности информации в АС описыва­ются доступами субъектов к объектам.

Под автоматизированной системой обработки информации (АС) будем понимать организационно-техническую систему, представляющую собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

  • технических средств обработки и передачи данных (средств вычисли­тельной техники и связи);
  • методов и алгоритмов обработки в виде соответствующего программ­ного обеспечения;
  • информации (массивов, наборов, баз данных) на различных носителях;
  • персонала и пользователей системы, объединенных по организацион­но-структурному, тематическому, технологическому или другим при­знакам для выполнения автоматизированной обработки информации (данных) с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов информационных отношений.

Одной из особенностей обеспечения информационной безопасности в АС является то, что абстрактным понятиям, таким как «субъект доступа», «информация» и т.п., ставятся в соответствие физические представления в среде вычислительной техники:

  • для представления «субъектов доступа» — активные программы и процессы,
  • для представления информации — машинные носители информации виде внешних устройств компьютерных систем (терминалов, печатающих устройств, различных накопителей, линий и каналов связи), томов разделов и подразделов томов, файлов, записей, полей записей, оперативной памяти и т.д.

Информационная безопасность АС — состояние рассматриваемой автоматизированной системы, при котором она, с одной стороны, способна на противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних информационных угроз, а с другой — ее наличие и функционирование не создает информационных угроз для элементов самой системы и внешней среды.

Постановка задачи построения защищенной автоматизированной системы.

Защищенные автоматизированные системы – автоматизированные системы, в которых обеспечивается безопасность информации.

Защищенные автоматизированные системы должны для определенных условий эксплуатации обеспечивать безопасность (конфиденциальность и целостность) обработки информации и поддерживать свою работоспособность в условиях воздействия на систему заданного множества угроз.

Свойства защищенной АС:

  • Осуществлять автоматизацию некоторого процесса обработки, включая все аспекты этого процесса, связанные с обеспечением обработки информации.
  • Успешно противостоит угрозам безопасности, действующим в определенной среде.
  • Соответствовать требованиям и критериям стандартов информационной безопасности.

ИБ достигается проведением (руководством) соответствующего уровня политики ИБ. Основной документ на основе которого проводится политика ИБ – программа ИБ. В документе приводятся цели политики ИБ и основные направления решения задач защиты информации в КС. В ней также должны содержаться общие требования и принципы построения системы защиты информации в КС.

Для того чтобы построить защищенную систему необходимо: провести единый комплекс правовых норм, организационных мер, технических, программных и криптографических средств, обеспечивающий защищенность информации в АС в соответствии с принятой политикой безопасности, т.е. создать систему защиты.

Ценность информации.

Ценность информации оп­ределяется степенью ее полезности для владельца. Обладание ис­тинной (достоверной) информацией дает ее владельцу определен­ные преимущества. Истинной или достоверной информацией яв­ляется информация, которая с достаточной для владельца (поль­зователя) точностью отражает объекты и процессы окружающего мира в определенных временных и пространственных рамках.

Информация, искаженно представляющая действительность (недостоверная информация), может нанести владельцу значи­тельный материальный и моральный ущерб. Если информация искажена умышленно, то ее называют дезинформацией.

Законом «Об информации, информатизации и защите инфор­мации» гарантируется право собственника информации на ее ис­пользование и защиту от доступа к ней других лиц (организаций). Если доступ к информации ограничивается, то такая информация является конфиденциальной. Конфиденциальная информация мо­жет содержать государственную или коммерческую тайну. Ком­мерческую тайну могут содержать сведения, принадлежащие ча­стному лицу, фирме, корпорации и т. п. Государственную тайну могут содержать сведения, принадлежащие государству (государ­ственному учреждению). В соответствии с законом «О государст­венной тайне» сведениям, представляющим ценность для го­сударства, может быть присвоена одна из трех возможных степе­ней секретности. В порядке возрастания ценности (важности) ин­формации ей может быть присвоена степень (гриф) «секретно», «совершенно секретно» или «особой важности». В государст­венных учреждениях менее важной информации может присваи­ваться гриф «для служебного пользования».

Для обозначения ценности конфиденциальной коммерческой информации используются три категории:

  • «коммерческая тайна — строго конфиденциально»;
  • «коммерческая тайна — конфиденциально»;
  • «коммерческая тайна».

Используется и другой подход к градации ценности коммер­ческой информации:

  • «строго конфиденциально — строгий учет»;
  • «строго конфиденциально»;
  • «конфиденциально».

Ценность информации изменяется во времени.

Распространение информации и ее использование приводят к изменению ее ценности и цены. Характер изменения ценности во времени зависит от вида информации.

Ценность большинства видов информации, циркулирующей в обществе, со временем уменьшается — информация стареет.

Информация покупается и продается.

Ее правомочно рассматривать как товар, имеющий определен­ную цену. Цена, как и ценность информации, связаны с полезно­стью информации для конкретных людей, организаций, госу­дарств. Информация может быть ценной для ее владельца, но бес­полезной для других. В этом случае информация не может быть товаром, а, следовательно, она не имеет и цены.

Информация может быть получена тремя путями:

  • проведением научных исследований;
  • покупкой информации;
  • противоправным добыванием информации.

Как любой товар, информация имеет себестоимость, которая определяется затратами на ее получение. Себестоимость зависит от выбора путей получения информации и минимизации затрат при добывании необходимых сведений выбранным путем. Ин­формация добывается с целью получения прибыли или преиму­ществ перед конкурентами, противоборствующими сторонами. Для этого информация:

  • продается на рынке;
  • внедряется в производство для получения новых техноло­гий и товаров, приносящих прибыль;
  • используется в научных исследованиях;
  • позволяет принимать оптимальные решения в управлении.

Модели ценности информации

Для организации защиты информации, необходимы средства и усилия, в связи с этим необходимо соотносить ценность защищаемой информации и потери на организацию её защиты. Для решения этой задачи, вводятся дополнительные понятия — модели ценности информации.

Аддитивная модель

При использовании аддитивной модели, определение ценности базируется на экспертных оценках компонент данной информации, и при объективности денежных оценок её компонент, подсчитывается искомая величина — их сумма в денежном эквиваленте. Основная проблема заключается в том, что количественная оценка компонент информации часто оценивается необъективно, даже при её оценке высококвалифицированными специалистами — причина заключается в неоднородности компонент информации в целом. Для решения этой проблемы принято использовать иерархическую относительную шкалу, которая представляет собой линейный порядок, с помощью которого сравниваются отдельные компоненты защищаемой информации по ценности одна относительно другой. Случай единой шкалы равносилен тому, что все компоненты, имеющие равную порядковую оценку, равноценны одна относительно другой.

Развитие информационных технологий, создание проектов в интернете выдвигают на первый план вопросы адаптации авторских прав в сфере IT. Создатели бизнеса в этой сфере сталкиваются с проблемами юридической безопасности, масштабы которой постоянно увеличиваются.

Плагиат и воровство идей становится распространенным явлением, а после появления в интернете новых разработок или произведений доказывать авторство очень проблематично. Результаты интеллектуальной деятельности являются нематериальными активами, но ценность их может быть значительна и увеличиваться со временем.

Разработка и создание сайтов, дизайнерские проекты выполняются творческими коллективами, а при большом числе участвующих вероятность утечки информации очень велика, продукты интеллектуальных разработок легко похитить. Как защитить свои достижения, когда это лучше сделать?

Способы защиты интеллектуальной собственности в сфере IT

Разработка любых проектов (дизайнерских, маркетинговых, создание программного обеспечения и т.д.) должна включать официальную регистрацию полученных результатов практически на любой стадии, как только новое решение становится охраняемым или патентоспособным.

Можно оформить документы в ФГБУ ФИПС (Роспатент) и получить права на:

  • средства индивидуализации — товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров
  • технические решения — в виде изобретений, полезных моделей или промышленных образцов
  • программы для ЭВМ и базы данных

Дополнительную защиту автор может обеспечить правильно составленным и заключенным договором по выполнению авторского заказа с разработчиками проекта.

Регистрация товарного знака

Получение свидетельства на товарный знак для IT-сферы производится по правилам,

общим для регистрации обозначений в качестве товарных знаков. В эту категорию включаются названия торговых марок, брендов, логотипы, слоганы, дизайнерские аббревиатуры, обладающие различительной способностью и соответствующие требованиям законодательства.

Главные требования для регистрации товарных знаков в России — заявителем могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, товарный знак заявляется для определенных классов товаров и услуг. Например, по МКТУ в класс 42 включены разработки по техническому и программному обеспечению компьютеров. В качестве товарного знака может охраняться интерфейс, например, компания Apple оформила товарный знак на интерфейс разработанных «умных часов».

Читайте также: Как самостоятельно зарегистрировать товарный знак?

Товарные знаки классифицируются по виду как словесные, изобразительные, комбинированные, объемные или звуковые. Результаты дизайнерских разработок в 3D-формате можно зарегистрировать как объемный товарный знак. Музыкальные отрывки, шумовые эффекты, используемые как позывные или заставки программ, озвучиваемые слоганы регистрируются как товарные знаки звукового вида.

Словесные товарные знаки лучше зарегистрировать в кириллице и латинице, получив в дальнейшем исключительные права на объект в большем объеме.

Юридическую защиту сайтов обеспечивает регистрация в качестве товарных знаков доменных имен сайтов. Права на такие адреса в интернете позволяют запрещать другим лицам использовать аналогичные названия.

При наличии зарегистрированного домена в качестве товарного знака организация ВОИС в спорных вопросах принимает сторону правообладателя такого знака.

Патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Технические решения в области информационных технологий могут рассматриваться как объекты патентного права и также регистрироваться в ФГБУ ФИПС (Роспатент), на них выдаются патенты.

Алгоритмы информационных разработок могут получить охрану как изобретения, преимущественно на способ осуществления. Способы или системы – могут быть запатентованы как изобретения. Интерфейсы регистрируются как промышленные образцы, могут охраняться по внешнему виду программы (картинки) отражаемой на мониторах.

Читайте также: Как получить патент в России?

Технические средства, аппараты, устройства и их части — охраняются как изобретения и полезные модели. Дизайнерские модели регистрируются в качестве промышленных образцов. Не относятся к изобретениям математические и бизнес-методы.

Программы для ЭВМ и Базы данных

Разрабатываемые IT решения, получаемые при создании программных продуктов, также могут получить защиту. Кроме интерфейсов и алгоритмов охраняться могут следующие объекты, которые защищаются авторским правом, обязательная регистрация для них не требуется.

  • исходный код, записываемый программистами;
  • базы данных;
  • программно-аппаратные комплексы;
  • программы для ЭВМ.

Для более эффективной защиты интересов создателей программ в ФГБУ ФИПС (Роспатент) проводится процедура государственной регистрации программ ЭВМ, в результате выдается свидетельство на охрану кода. В обиходе такой документ получил название патента на программу для ЭВМ. Его наличие позволяет эффективно решать спорные вопросы. В документе указывается автор программы и правообладатель, которому принадлежат права на название, распространение и защиту программы.

Более сложный способ патентования программы ЭВМ – это представить программу и описать ее действие в виде алгоритма, реализация которого производится с использованием технических средств. В описание необходимо включить достигаемый технический результат от используемого решения. Практически получается патент на изобретение по типу способа.

Договор на выполнение авторского заказа

Порядок выполнения разработок по программному обеспечению регулируется правильно составленным договором между заказчиком и автором. В документе определяются права и обязанности сторон, а главное указывается, что автор передает результаты выполненных работ заказчику и все права на программное обеспечение принадлежат заказчику.

Заказчику принадлежат исключительные права на разработанное ПО, его составные части, а также он имеет право зарегистрировать полученные решения как объекты патентного права, если они отвечают таковым требованиям. Автор не имеет права передавать ПО другим лицам или использовать его самостоятельно.

В договоре прописываются вопросы конфиденциальности, ответственности сторон. Передача прав на разработанные продукты фиксируется по дате подписания акта о сдаче-приемке выполненных работ. Такой договор является юридическим документом и может служить основанием для защиты при решении спорных вопросов в суде. Специалисты Патентного бюро «Защитовед» помогут разработать такой договор.

Сложностью для решения споров по использованию различных обозначений в интернете является положение о территориальном принципе правовой охраны товарных знаков (как правило, территория ограничена одной страной). В интернет-пространстве понятие о принадлежности к какой-либо стране становится неопределенным, поэтому необходимо использовать все возможные способы для защиты своих разработок.

Выполнение разработок в сфере информационных технологий требует затрат на интеллектуальный труд высокого уровня, результаты которого имеют огромную ценность. Защита и охрана достижений различными способами и на любом этапе – залог сохранности полученной интеллектуальной собственности.

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

Начиная с 90-х годов, в России создается необходимая правовая база для регулирования общественных отношений, связанных с созданием, распространением и использованием компьютерных программ. В настоящее время законодательство в сфере информатизации охватывает по разным оценкам, от 70 до 500 нормативно-правовых актов (включая акты, которыми предусматривается создание отраслевых или специализированных автоматизированных систем).

Рассмотрим основные нормативно-правовые документы в области компьютерного права.

1. «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

1.1. Закрепляет права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 ч.4):

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень сведений, составляющих государственную тайну, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, порядок защиты государственной тайны, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны, порядок проставления грифа секретности на документах и др. вопросы.

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники,

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности);

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

о системе президентской, правительственной, шифрованной;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

В статье 10 данного закона впервые в отечественном законодательстве было введено понятие «собственник информации» (предприятие, учреждение, организация и граждане).

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

1.2. Обеспечивает право граждан на охрану личной тайны (ст. 24 ч.1 и другие) и обязанности государства по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24 ч. 2):

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ (англ law /juridical/legal regime of information) — нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, а также исключительные права на информацию. В соответствии со ст. 128 ГК информация является одним из объектов гражданских прав.

Статья 128. Объекты гражданских прав.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В четвертой части ГК «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 30.06.2008) отражены ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.

Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 1226. Интеллектуальные права

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Статья 1345. Патентные права

1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

2. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:

1) исключительное право;

2) право авторства.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат также другие права, в том числе право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации. (ст. 1)

Статья 2. В законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. (ст.2)

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (ЗАКОН РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 01.12.2007) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ» (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007)

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ» (принят ГД ФС РФ 09.07.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008), служебную тайну (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ СО СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ») и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6.Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

В этом законе определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Об уголовной ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции см. статью 178 Уголовного кодекса РФ.

Об административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке см. статью 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Об административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий см. статью 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Об административной ответственности за недобросовестную конкуренцию см. статью 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию

1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

3. Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

6. ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Статья 24. Иные средства массовой информации

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

  1. «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 22.07.2008)(далее УК).

Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

За нарушение авторских прав на программы для ЭВМ законодательством предусмотрена гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность.

Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав

1. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частью второй статьи, если они совершены:

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере — двести пятьдесят тысяч рублей.

Так же существуют и другие статьи УК РФ, регулирующие правоотношения в данном сегменте права, это:

Глава 28. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами —

наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

Добавить комментарий