Содержание государства

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства — это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.

По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.

Такое понимание сущности государства было положено в основу деятельности властей в период социализма в нашей стране. Это использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, насильственные формы социалистических преобразований. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные его характеристики. Прежде всего это относится к тому общесоциальному назначению, которое заключено в государственной организации общества, той значимости порядка, стабильности, которое сопряжено с деятельностью государства и др.

В этой связи в рамках современной теории государства актуально не столько раскрытие классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего социального назначения. Заметим, в западных теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающих интересы всего общества. В отечественной юриспруденции последних лет признается, что наряду с «классовым следом» в природе государства, необходимо рассматривать и его другие характеристики. С этой точки зрения государство рассматривается как большая социальная и культурная ценность, объективная организация современного общества.

По-видимому, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало, сопряженное с реализацией принуждения, либо общесоциальное (компромиссное). Эти два начала сочетаются в сущности государства, без учета этого характеристика сущности государства не будет полной.

Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества, обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется государственное управление обществом.

В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. При этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть в целом назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.

Содержание государства.В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего, отметим, «содержание» — понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме. В литературе также высказано следующее суждение: «содержание понятия, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления».

Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже.

В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.

В юридической литературе по этому поводу высказано следующее суждение: » под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач». В этой связи можно сказать, что содержание государства проявляется не только в его деятельности (функциях), но и в его механизме, т.е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деятельности (внутренних и внешних).

Содержание государства многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных социальных сил на государственную власть, на различные ее ветви. Например, представители различных партийных объединений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) занимают решающие позиции в Государственной Думе РФ, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.

Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.

Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определенную форму». Соответственно говорится о соотношении формы государства и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определенность содержание государства приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное государство как государственная форма – такое государство, которое состоит из ряда государственных образований, на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

Содержание государства не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан, может способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.

Следовательно, содержание и форма – традиционные философские категории, используемые относительно государства, способствуют раскрытию его специфики как важнейшего политического института, осуществляющего управление делами общества, обеспечивающего его стабильность.

Сущность государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А. Б. Венгеров, проф. В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий