Соотношение права и социальных норм

Место права в системе социальных норм, его роль в системе нормативного регулирования определяется свойствами, отличающими право от иных социальных норм. С этой точки зрения значимы следующие свойства права:

• Связь права с государством — от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение норм.

• Общеобязательность правовых норм — никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством, распространенность и степень императивности всех иных норм значительно меньше.

• Формальная определенность — нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм.

• Системность права — нормы права регулируют поведение взаимосвязано, комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право — единственная нормативная система, стремящаяся преодолеть противоречивость отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единствозаключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы -все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

Различиясоциальных норм многоплановы. Они определяются, прежде всего, свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями: разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм:

• по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

• по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.

Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже.

Взаимодействиеправа и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм.

Взаимодействие права и других норм — обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм.

Влияние права на иные социальные нормы

Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.

Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.

В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства.

Влияние на право иных социальных норм

Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать право.

Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.

В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т.п. могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.

Особую сложность представляет собой вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами.

Противоречия между правом и иными социальными нормами

Тот факт, что социальные нормы формируются различными общностями, под влиянием различных условий жизнедеятельности, в разные исторические периоды и преследуют различные цели, порождает возможность противоречий между социальными нормами. Социальные нормы выражают интересы формирующей их социальной общности, а т.к. интересы различных социальных групп могут быть различны, то противоречивость социальных норм становится очевидной. Наибольшую значимость имеют противоречия между правом и иными социальными нормами.

При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все так просто. Всегда нужно помнить о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограничены. Отнюдь не все социальные нормы можно вытеснить с помощью норм правовых. Неприятие юридических нововведений большей частью общества приведет в лучшем случае к массовым уклонениям от соблюдения предписаний правовых норм, а то и к массовому противоправному поведению. Общеизвестно, что любой массовидный процесс сам по себе уже становится нормой. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан. В противном случае не помогут ни правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является взаимодополняемость права и иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами — все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а, следовательно, и неэффективны. Законодатель может пойти на явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволят добиться приоритета правовых норм.

Итак, идеальным вариантом является создание законодателем новых правовых норм с учетом сложившейся социальной регуляции. В случае же возникновения противоречий способом их преодоления является изменение либо правовой, либо иной социальной нормы. Как мы уже поняли, не всегда эффективной будет попытка вытеснения социальных норм вновь изданными правовыми предписаниями. Более того, в некоторых случаях, когда речь идет об особо значимых и устойчивых социальных нормах — прежде всего о нормах морали — единственным способом преодоления противоречий может быть изменение норм права. Нормы права обладают динамизмом, что позволяет им более оперативно реагировать на изменения социальной ситуации, поэтому изменить норму права гораздо легче — и эффективнее, — чем норму морали.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.

Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.

Корпоративные нормы. Особое место в политической жизни общества, наряду с нормами права, занимают корпоративные нормы, главным образом это нормы негосударственных организаций, как, например, нормы общественных организаций, политических партии, клубов и т.д. Они представляют собой установленные учредительными или руководящими органами этих общественных организаций правила поведения, закрепленные в уставах и решениях этих организаций и направленные на выполнение задач этих общественных организаций. К таким нормам относятся, прежде всего, нормы, которые регулируют отношения внутри общественной организации, определяют порядок приема в данную общественную организацию, характер осуществления ее членами прав и обязанностей и т.д. Иначе говоря, корпоративные формы регулируют внутреннюю жизнь данной общественной организации. Обычаи. Право демократического государства взаимодействует также с прогрессивными обычаями и традициями. Обычаи в обществе складываются в результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества, которые способствуют возникновению устойчивых общественных отношений. На основе этих устойчивых общественных отношений складываются правила поведения, которые входят в привычку и становятся обычаем. Они порождены самим образом жизни того или иного социального слоя или социальной группы. Традиции по своему характеру регулирования общественных отношений сходны с обычаями, но, в отличие от последних, традиции не детально регламентируют общественное отношение, а только определяют общую линию поведения (например, обычай после регистрации брака ездить на могилу неизвестного солдата; традиция организовывать весной дни по уборке города, т.н. субботники и т.д.). Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, устойчивость, отсутствие письменной формы, охрана от нарушений силой общественного мнения.

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

1) все они регулируют общественные отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) они определяют границы должного и возможного поведения;

4) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений;

Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной – закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей – мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право – с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали – общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности социальных норм взаимодействуют друг с другом в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный анализ их регулятивных особенностей следует проводить c учетом:

а) источников формирования социальных норм;

б) их предметов регулирования;

в) характера (степени) внутренней организации;

г) форм существования (объективирования вовне);

д) способов регулятивного воздействия: механизмов (методов, средств) обеспечения реализации своих норм.

Политические нормы

В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя есть точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т.п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закрепляется в нормативном юридическом акте, она становится юридической нормой политического содержания. Так, конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осознания субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм — отношения собственности.

Политические нормы регулируют деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.

Таким образом, можно сказать, что политические нормы– это социальные нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, сфере борьбы интересов больших социальных групп.

Следует отметить, что по содержанию (обусловленному спецификой предмета регулирования) кроме политических норм в литературе выделяют и другие виды социальных норм: нормы культуры — культуры поведения, в том числе в быту; эстетические нормы – требования моды, соответствующих манер, правила этикета и т. п.; игровые нормы – правила, регламентирующие действия людей в спортивных и иных играх; и т. д.

Обычаи

Обычаи — это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

а) живут в общественном сознании (а именно — в общественной психологии);

б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование: они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную, то есть ограниченную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования — системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также исторической длительностью этих процессов.

Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особенностями формирования и механизма действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и начинает действовать, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Примыкают к обычаям и обыкновения (деловые обыкновения). Деловые обыкновения — это обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами. Деловое обыкновение может стать источником права в случае его санкционирования государством.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» — обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название церемониала (правила церемонии).

Право и обычаи взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время простые обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Добавить комментарий