Соотношение природоресурсного и экологического права

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

• Природорсурсное право явл составной частью экологического права (отношения по охране и по использованию природных ресурсов тесно взаимосвязаны и регулируются едиными нормами права . они делят не на особенную и общую часть, а на природоохранную и природоресурсное. Дифференциация на прородоресурсное и природоохранное не конструктивно – разные стороны одного явления (взаимоотношений общества и природы). Природоресурсное право – особенная часть экологическое право

• Природоресурсное право – самостоятельная и комплексная отрасль права, т.к. у неё есть свой предмет и метод, тогда как соотносится ЭП иПП. Взаимодействие природы и общества сладываетс две большие группы:

 По воздействию на природные ресурсы, с целью их извлечения (изъятия) из природной среды для последующего потребления + отношения связанные по охране этих природных ресурсов (это предмет ПП)

 Отношения, связанные с иным воздействием человека на природу (экол безопасность, отношения в сфере отходов)

(экологическое право)

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА

Предмет. Общественные отношения, свяанные с использованием и охраной природных компонентов и объектов, закрепленных в законодательстве в качестве объектов природопользования.

Система ПП обусловлена наличием правовых норм общего действия – норм, осуществляющих правовое регулирование по использованию всех видов природных ресурсов и норм единичного действия, регулирующих отдельные виды природных ресурсов.

ИСТОЧНИКИ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Источники ПП – это н\п акты и нормативные договоры ратифицированные РФ обычаи и традиции, которые содержат нормы регулирующие отношения в сфере ресурсопользования.

Источниками природоресурсного законодательства как комплексного института экологического права признаны Уголовный кодекс Республики Беларусь, устанавливающий уголовную ответственность за экологические преступления, и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за административные экологические проступки.

Источниками природоресурсного права является огромное количество подзаконных нормативных актов Республики Беларусь регулированию природоохранных и связанных с ними других общественных отношений.

Кодексы, законы и декреты, регулирующие природоресурсные и природоохранные отношения, образуют систему экологического законодательства. .

Источниками права признаются юридически значимые формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой. Истории юриспруденции известны следующие виды источников права: религиозные канонические и обычные предписания; правовой обычай; идеи и доктрины; общие принципы права; нормативный акт государственного органа; договор нормативного содержания и судебный прецедент.

Под нормативными актами государственных органов как источниками природоресурсного права как совокупность отраслей, регулирующих использование и охрану ресурсов недр, растительного и животного мира, водных и лесных ресурсов следует понимать конституционные, общие и специальные кодифицированные и некодифицированные законодательные, а также подзаконные нормативно-правовые акты, которые являются примерами упорядоченного выражения правовых норм, регулирующих экологические, т. е. природоресурсовые и природоохранные отношения.

К важнейшим специальным кодифицированным и некодифицированным природоресурсовым законодательным актам, относятся Кодек Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., Водный кодекс Республики Беларусь от 21 мая 2015 г., Лесной кодекс Республики Беларусь от 8 июня 2000 г., Кодекс Республики Беларусь о недрах от 10 июня 2008 г., Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 16 декабря 2008 г., Закон Республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г., нормы которых регулируют отношения в связи с использованием и охраной указанных природных ресурсов.

4 СИСТЕМА ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Система ПП:

Многие учёные сходятся к тому мнению, что у них есть и общая и особенное право, в общую входят принципы, П отношения, право природопользования, управление в сфере природопользования). В особенную: использование и охрана недр, природных объектов, недр, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. Выделяют специальную часть, кот изучает зарубежный опят с целью заимствования положительных положений.

Система природоресурсного законодательства состоит из:

• общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров РФ (ратифицированных ею),

• Конституция РФ,

• нормативные многосторонние и двухсторонние договоры заключаемые между РФ и органами государственной власти субъектов РФ (пример: один из договоров использования территории и воды Байкала),

• подзаконных нормативных актов, которые включают в себя нормативные указы Президента РФ.

• Постановления правительства РФ

• Ведомственные акты

• Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

• Обычаи и традиции правового оборота

Соотношение Природоресурсного И Экологического Права

Природоресурсное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.

Природоресурсное право как учебная дисциплина, изучает подотрасли экологического права, регулирующие общественные отношения по использованию и охране отдельных компонентов природной среды (земельные, горные, водные, отношения по использованию и охране растительного мира, животного мира и атмосферного воздуха), которые выделяются в самостоятельный раздел экологического права.

Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался ранее юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. В экологическое право большинство авторов включает в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное и др. отрасли права, составляющие его Особенную часть.

В то же время некоторые российские авторы, например Ерофеев Б.В, приводят разграничения между природоресурсным и экологическим правом, указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.

Теория зкшогического «ран

Н.А. Духно

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА

Не умаляя роль и значение экологического права как самостоятельной отрасли права в правовой системе России, следует заметить, что вся широта необходимого регулирования взаимодействия общество -природа этим правом не охватывается.

Экологическое право проявляет себя в основном в системе мер, направленных на охрану окружающей среды. В меньшей степени оно заметно при защите компонентов природной среды.

Окружающая среда является объектом в процессе многообразного взаимодействия общество — природа. Скпадывающие-ся при этом отношения не являются однородными в своей основной сущности. Одни отношения преследуют потребительские цели, другие — охранные, третьи — защитные и т.п.

Охрана природы, как одна из сторон взаимодействия общество — природа, возникла и существует как объективная потребность человечества. Она нужна не столько, чтобы сберечь природную среду в естественном состоянии, сколько для того, чтобы естественные условия жизни, производственная и иная деятельность человека отвечали его жизненным потребностям.

Эколого-правовая охрана окружающей среды является важным, но не единственным средством, обеспечивающим решение сложной задачи по сохранению природы, оставляя ее благоприятной для жизни людей.

В достижении цели охраны природы применяются в сочетании все допустимые средства, и это правильный курс в условиях безудержного роста техногенного воздействия на природную среду. Они тесно связаны между собой, но реализуются в разно-

родных общественных отношениях, и не все из них становятся правовыми отношениями. Правовые методы охраны окружающей среды охватываются экологическим правом.

Все другие неправовые средства имеют другую не юридическую природу. Именно по этим основаниям они не могут входить в содержание экологического права.

Жизнь людей не может существовать без развития взаимодействия охраны природы и использования ее ресурсов. Это две противоположные стороны единого целого в жизни человечества. Потребление и охрана природы эти противоположности в своей борьбе обеспечивают жизнь людей на Земле.

Человеческие потребности составляют основу любой деятельности. Жизнь людей зависит не только от состояния окружающей среды, но и от того, как удовлетворяются иные жизненно важные их потребности.

Повседневная потребность каждого человека в пищи, жилище, в удовлетворении физических, культурных и иных необходимых благ непрерывно увлекают человечество к использованию природных ресурсов. Этот процесс невозможно и немыслимо остановить.

Отношения, складывающиеся по поводу использования природных ресурсов, управлению рациональным природопользованием, регулируются природоресурсным правом. Представляется, что оно должно занять в правовой системе место отдельной отрасли права. Речь идет не о том, что следует заменить экологическое право на природоре-сурсное. Это две самостоятельные отрасли права. Каждая из них регулирует свою одно-

родную группу общественных отношений, складывающихся по поводу взаимодействия общество — природа.

В экологическом праве невозможно формулировать нормы, взаимоисключающие друг друга. Правовые способы охраны окружающей среды не станут результативными, если в них включать противоречивые требования, с одной стороны, требования по сохранению природы, а с другой — ее потреблению, использованию. При таком положении требования охраны окружающей среды останутся декларативными.

Учет, контроль естественной сущности природных объектов, сам процесс их правовой охраны подлежат регулированию экологическим правом.

Природоресурсное право призвано регулировать: использование биологических ресурсов в пределах их природной способности к восстановлению; производительность почв, сохраняя их долгосрочное плодородие и предупреждая эрозии и любые другие формы саморазрушения; потребление ресурсов многократного использования, включая воду, обеспечивая повторное их использование и очистку; обеспечение мер потребления невозобнов-ляемых ресурсов однократного использования с учетом их запаса.

Взаимодействие общество — природа, целью которого является использование природных ресурсов, формирует отношения, которые становятся предметом регулирования природоресурсного права.

Правоотношения, складывающиеся по поводу использования природных объектов (земельные участки, участки недр, водные объекты и др.), как справедливо замечает профессор Г.В. Чубуков, существенно отличаются от тех, которые традиционно признаются предметом регулирования гражданского законодательства РФ1.

Потребность рационального природопользования формулируется законодательством РФ о земле, о водном фонде, о лесном фонде, о недрах, о растительном и жи-

1 Чубуков Г.В. Природоресурсное право Российской Феде-

рации. М., 2006. С. 13.

вотном мире, об атмосферном воздухе.

Основной перечень объектов, по поводу которых складываются природоресур-сные правоотношения, содержится в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»2. К ним законодатель относит землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озонный слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Природные комплексы и природные ландшафты не могут быть объектами приро-доресурсного права. Они подлежат охране правовыми способами, регулируемыми нормами экологического права. Эти объекты не подвергались изменениям в результате хозяйственной и иной деятельности человека.

Объектами природоресурсного права являются природные ресурсы, включающие в себя компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Сущностью природоресурсных отношений является использование природных ресурсов в потребительских целях. Природо-ресурсное право, регулируя эти отношения, призвано обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

Соотношение природоресурсного права и экологического права устанавливается реальным существованием противоречий между охраной природы и ее использованием. Эти две взаимоисключающие стороны жизни человечества в окружающей среде постоянно находятся в противоречии. Но они предполагают друг друга, образуя диалектические противоположности. Борьба этих противоположностей регулируется, с одной стороны, экологическим правом, а с другой -природоресурсным правом.

2 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2006. № 7(19)

Развитие человечества, его жизнь осуществляются в постоянной борьбе двух противоположностей. Их единство, обеспечивающее благоприятные условия жизни на каждый исторический момент, достигается правовым регулированием, с одной стороны, экологическим правом, а с другой — приро-доресурсным правом.

По своим качественным характеристикам окружающая среда во многих случаях и во многих местах остается неблагоприятной. Поэтому когда речь идет о качестве окружающей среды, то это не означает, что она может быть только благоприятной.

Качественное состояние окружающей среды может устанавливаться расчетными показателями. Они необходимы для обеспечения рационального использования природных ресурсов. Но и при этом окружающая среда может оставаться неблагоприятной.

Охрана окружающей среды может быть там, где она остается благоприятной. Рассуждения о благоприятной окружающей среде, как о предмете правового регулирования экологического права, относятся к состоянию той среды, которая отвечает необходимым условиям для нормальной, здоровой жизни и активной деятельности людей. Уровень этого состояния может быть в каждый исторический момент меньшим или большим. Но во все времена он должен быть благоприятным для жизни каждого человека не по расчетным нормативам. Необходимы объективные показатели состояния окружающей среды. И они должны быть доступны пониманию всех живущих людей в среде обитания.

К таким показателям следует относить, прежде всего, здоровое поколение живущих людей; продолжительность жизни людей на протяжении нескольких поколений; увеличение рождаемости полноценных, здоровых детей; отсутствие эпидемий; отсутствие заболеваний и больных людей; наличие доброкачественных продуктов питания и других продуктов природы, необходимых для здоровой жизни людей и т.п.

Плохое здоровье, малая продолжительность жизни людей, рождение больных

детей, наличие заболеваний и других негативных факторов являются подтверждением неблагоприятного состояния окружающей среды независимо от того, какими расчетными показателями она характеризуется.

Окружающая человека среда необходима обществу не как самоцель, а как условие здоровой жизни.

Потребность защиты окружающей среды обусловлена состоянием ее неблагоприятности. Сам процесс восстановления экологически неблагоприятных участков среды обитания следует считать защитой природы. Защищать следует именно то, что загрязнено, истощено, трансформировано или подвержено другим изменениям, ставшим причиной неблагоприятных условий для жизни и здоровья людей.

Способы защиты, обеспечивающие восстановление экологических систем, являются разнообразными. Они определяются политической волей государства и степенью активности общества, требующего и призывающего к ликвидации вреда, причиненного окружающей среде. К таким способам могут относиться экономические, технические, финансовые и другие не правовые способы. Их не следует относить к предметам исследования юридических наук.

Все правовые способы защиты окружающей среды определяются соответствующей отраслью права. Но не каждая отрасль права может устанавливать способы защиты, приводящие к восстановлению окружающей среды. И не все эти способы регулируются экологическим правом. Правовые способы защиты можно разделить на два вида: карательные и правовосстановительные. Карательные способы защиты по своей сущности не обладают свойствами восстанавливать раз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Земельное право – одна из отраслей современного права, которая регулирует общественные отношения в сфере реализации права собственности, а также других вещных прав за землю.

Что такое Земельное право

Земельное право — отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране земельных ресурсов. Предметом права являются общественные земельные отношения, которые складываются, изменяются под влиянием намерений и волеизъявления людей. (Что такое Право)

Данное право регулирует отношения по поводу земли, в отношении которой установлен определенный правовой режим, с учетом выполняемых социальных, хозяйственных и иных функций. Земля выступает в качестве ограниченного территориального базиса — как место расположения, размещения людей, жилья, производства, железных и автомобильных дорог, космодромов, аэродромов и иных сооружений.

Социальная функция выражается в «том, что земля, равно как и другие природные ресурсы (ее недра, воды, растительный и животный мир), — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Экологическая функция выражается в том, что земля выступает средством жизнеобеспечения различного рода живых организмов, необходимой основой и стимулятором роста растений, представляет собой неотъемлемую часть единой глобальной экологической системы.

Земля может выступать самостоятельным объектом права собственности, вещных и иных прав государства, юридических лиц, отдельных граждан. Экономико-производственная функция заключается в использовании ее как ничем не заменимого средства производства в сельском, лесном хозяйстве.

Как объект хозяйствования (хозяйственный объект) она участвует не только в чисто земельных отношениях, но и в отношениях, регулируемых лесным, правом, (лесовосстановление, защита и охрана лесов, организация рационального использования земель лесного фонда), гражданским правом (купля-продажа, дарение, мена, залог, наследование, аренда и т.п.), а также трудовым и аграрным правом (организация деятельности сельскохозяйственных предприятий).

Предмет земельного права

Совокупность земельных общественных отношений, выступающих предметом З.п., включает:

  • отношения по поводу собственности, вещных и иных прав граждан и юридических лиц на землю (земельные участки);
  • управленческие отношения, возникающие в сфере осуществления государством и уполномоченными им органами государственного контроля, учета земель и регистрации землепользования, земельного кадастра, землеустройства, земельного мониторинга и т. п.;
  • договорные земельные отношения, возникающие по поводу разнообразных сделок с землей;
  • земельно-процессуальные отношения (земельный процесс);
  • отношения по консервации, деградации земельных территорий (по созданию особо охраняемых территорий, природных комплексов);
  • отношения, возникающие в сфере восстановления и улучшения плодородия почв, охраны земель от ветровой и водной эрозии и т.п.;
  • охранительные земельные отношения, связанные с применением мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

Система З.п. представляет собой внутреннюю структуру построения отрасли, порядок и четкую последовательность расположения ее правовых институтов. Общая часть З.п. объединяет:

  • общие положения З.п.;
  • право собственности, вещные и иные права на землю;
  • управление земельными ресурсами;
  • право землепользования;
  • земельный процесс;
  • правовая охрана земель;
  • юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В особенной части З.п. устанавливаются правовые режимы:

  • земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, т.е. расположенных в пределах черты поселений;
  • земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения (к ним относятся земли, отведенные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач);
  • земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (к ним в первую очередь относятся земли особо охраняемых природных территорий);
  • земель лесного фонда, т.е. покрытых лесом (лесной растительностью) и не покрытых ею, но предназначенных для ее восстановления, нужд лесного хозяйства и лесной промышленности;
  • земель водного фонда, т.е. занятых водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земель, выделенных под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов;
  • земель запаса, т.е. не предоставленных в собственность, владение, пользование и аренду.

Для З.п. последних лет характерен метод экологизации, выражающий возрастающее влияние экологии, закрепляющий в земельно-правовых нормах требования по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, экологических принципов и нормативов в использовании земель, защите ее от негативных последствий производственной и иной деятельности.

Субъекты и объекты земельного права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Господствовавший ранее в советском З.п. императивный метод, который четко устанавливал границы возможного и должного поведения субъектов земельных отношений в виде конкретных предписаний, ограничений, запретов, разрешений, в условиях перехода к рыночных отношениям и созданию многоукладной экономики все более уступает место диспозитивному методу регулирования. Последний предполагает возможность выбора собственного усмотрения участников земельных общественных отношений. Отказ государства от монополии на собственность и вовлечение ее в сферу товарооборота расширил рамки правовых дозволений в современных условиях. Если ранее предприятия, учреждения, организации и граждане имели право получить земельный участок только во владение и пользование (и то с ограниченными правами), то теперь они могут приобрести его на праве собственности и определять его юридическую судьбу — продать, сдать в аренду, подарить, сдать под залог, завещать и т.п.

В связи с расширением хозяйственной самостоятельности субъектов земельных отношений наибольшее значение получили методы рекомендаций, акционирования, делегирования (т.е. передачи определенной части правомочий, к примеру, по поводу осуществления внутрихозяйственного самоконтроля, учета земель, самим собственникам земельного участка, арендаторам, а также местным органам самоуправления).

В пользу диспозитивного метода свидетельствует не только переход к договорным отношениям по поводу земли как составной части недвижимого имущества, но и новый, более демократичный процессуальный порядок рассмотрения земельных споров. Если в условиях прежнего режима основная масса земельных споров разрешалась административно-командным способом, то в нынешних на его смену приходит судебно-арбитражный порядок рассмотрения земельных споров.

С методом тесно соприкасаются и принципы З.п.:

  • приоритет экологического благополучия граждан при использовании и охране земель;
  • принцип всемерной охраны и рационального использования земель и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • принцип разнообразия форм собственности и равновеликой защиты всех форм собственности;
  • принцип многообразия субъектов государственного регулирования земельных отношений.

Многие принципы З.п. содержатся в нормах земельного и экологического законодательства:

  • принцип программирования и прогнозирования землепользования и охраны земель;
  • принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования;
  • принцип целевого характера землепользования;
  • принцип платности землепользования;
  • принцип государственного контроля за соблюдением земельного законодательства;
  • принцип лицензирования землепользования.

Под источниками З.п. понимается совокупность земельно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные отношения.

Метод земельного права

Не менее важное значение, чем предмет регулирования, для характеристики земельного права имеет метод, посредством которого осуществляется регулирование земельных отношений. Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае — земельных отношений. Метод земельного права соответствует его предмету. Точно так же, как и предмет земельного права, его метод имеет комплексный характер. Имеет место сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивному методу регулирования свойственно проявление принципа «власть — подчинение». Участники таких отношений неравноправны, предписания одного являются обязательными для исполнения, а обязанностью другого является неукоснительное следование этим предписаниям. Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др.

Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др. Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения.

В отечественном законодательстве общая тенденция изменения метода земельного права как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область. Все большая группа общественных отношений регулируется с применением диспозитивного метода. Данная тенденция идет в разрез с тенденциями, сложившимися в европейском и североамериканском праве, где роль государства как регулятора отношений в сфере использования природных ресурсов постоянно
увеличивается и пропорционально растет роль императивного метода правового регулирования природоресурсных правоотношений.

Принципы земельного права

Система принципов земельного права:

  1. непосредственно регулирует земельные отношения;
  2. выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения;
  3. определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения;
  4. обеспечивает системность земельно-правового регулирования;
  5. служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ):

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  4. участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  7. платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
  8. деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

  1. международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
  2. Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  3. международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;
  4. федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;
  5. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
  6. законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
  7. нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовая охрана земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Если рассматривать соотношение «земельное права» с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования. Структура «земельного права» отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет «метод правового регулирования» как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту, можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы развития земельно-правовых отношений

Основные принципы развития земельно-правовых отношений в РФ определены в ст. 1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами, «земля» рассматривается в качестве главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве. Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

В земельное право входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений (ввиду специфики объекта правового регулирования земельного права – земли). Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли и земельных отношений. Этим и объясняются особенности земельного права.

  • Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287 ГК РФ).
  • Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.
  • К источникам земельного права России относятся — Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ – нормативный акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ » О землеустройстве», ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д. В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы. Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством. Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков. Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Земельные споры Земельное право – одна из отраслей современного права, которая регулирует общественные отношения в с… 878 1-1-2012 История земельного права России… Земельное право – одна из отраслей современного права, которая регулирует общественные отношения в с… 0 2-26-2020 Аграрные реформы Земельное право – одна из отраслей современного права, которая регулирует общественные отношения в с… 0 2-27-2020 Земельные правоотношения… Земельное право – одна из отраслей современного права, которая регулирует общественные отношения в с… 0 2-27-2020

Добавить комментарий