Сословно представительная монархия в Германии

Германиякак самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств — Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию и отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли — Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.

После короткого периода относительного единства в Х—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул «короля франков», но и короновались в Риме как «императоры римлян», получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X— ХПвв.).

2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона «Священная Римская империя» пала.

§ 1. Становление и развитие раннефеодального государства

Особенности сословной структуры. Развитие феодализма происходило в различных германских герцогствах достаточно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, которая ревностно охраняла свою автономию, старинные племенные обычаи населения.

В XI—XII вв. в Германии сформировались основные классы — сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежали герцоги — племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты -— королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI—XII вв. эти верхушечные слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты — «князья церкви». Окончательно особое сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе Генриха 1(919—936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное сословие. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы, которые выделились из несвободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. В XII в. еще сохранялось деление на «благородных» и «неблагородных» рыцарей, но в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. «Саксонское зерцало» (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных-«щитов» (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и «неблагородные» свободные, получившие название «шеффешкое сословие». Из них подбирались судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию «благородных».

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории — свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно «Саксонскому зерцалу», складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики — это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чин-ша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.

Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались.

В пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с Х в. началось строительство многочисленных крепостей — бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI—XII вв. в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей — горожан. Взаимоотношения городов с императорской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз императорской власти и городов здесь практически не сложился.

Раннефеодальнай монархия. В первой трети Х—XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

В этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров «Священной Римской империи».

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона 1 (936—973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название «оттоновских привилегий». Оттон 1 ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (представление духовного сана светской властью). «Епископальная система» Оттона 1 позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель.

Эти доходы составляли материальную основу относительно сильной королевской власти, равно как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий), главной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король «творил справедливость», издавал имперские законы и даже церковные каноны.

Епископальная политика Оттона 1 нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон 1 короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон 1 признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору. С Оттона 1 германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

Центральный аппарат в Германии в X—-XII вв. сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления, свойственной эпохе Каролингов. Избираемый феодалами император постоянно разъезжал со своим двором по империи, поддерживая свою власть в различных ее частях. Высшие слуги дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей — герцога Саксонского, архиепископов Майнцского, Трирского и других, бесконтрольно управлявших германскими землями в периоды длительного отсутствия императоров. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), рассматривающий важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей.

С XII в. начинается постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах. Прежние королевские чиновники — графы — превращаются в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Таким образом, начиная с XII в. деятельность центрального и местного аппарата Германии все меньше зависела от воли и желания императора и все больше определялась политическими интересами и привилегиями князей.

Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших духовных князей Германии. Кроме него существовали императорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы — заведующие императорским имуществом, префекты городов.

Военные силы империи подразделялись на имперские и княжеские. Королевское (императорское) войско состояло из воинских контингентов, поставляемых его вассалами, хотя первое время император мог опираться также на министериалов, управляющих его поместьями и обязанных служить императору «конно и оружно». Число воинов, которых были обязаны приводить светские и духовные князья, устанавливалось императором, однако условия участия в военных походах определялись феодальным обычаем и решениями феодальных съездов. В итальянских, кампаниях участие всех вассалов в походе было обязательным, но на деле не всегда соблюдалось.

Верховным главнокомандующим был император. Командование контингентами поручалось князьям, которые осуществляли его через графов и сотников. До XII в. в случае нападения на страну в ополчение могли призываться крестьяне.

Судебная система Германии была унаследована от каролинг-ской монархии. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора постепенно ограничивалась в пользу светских и духовных князей, а судебная система приобретала всё более сложный и многоступенчатый характер. Феодалы, которые первоначально имели право судить лишь своих крепостных, распространили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владений. Для свободных существовали сословные суды, действовавшие на основе принципа «суда равных»: княжеские, графские, шеффенские и т.п. В зависимых городах суд находился в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городские суды, действовавшие на основе норм городского права. Свои суды имели и церковные корпорации. Германия в период феодальной раздробленности Общественный строй. Государственный строй. Судоустройство. 1, К XIII в. территория Германии значительно увеличилась. На востоке возникали крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любеком объединились в крупный торговый союз — Ганзу. С XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей. В XIII — XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословногопредставительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. Существовали: имперские сословия (в империи) — имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; ✓ земские сословия (в княжествах) — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Духовенство разделилось на: высшее — епископы, аббаты; низшее — сельские и городские священники. В германских городах имущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп: патрициата — городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности; бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату; городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане. Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы феодалами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным: в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду; на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими наделами земли, барщина здесь была заменена денежной рентой; на колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях — они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали феодалам умеренные фиксированные платежи. 2. Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела. Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, существовало кого суда. Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она включала в себя следующее: установление мира между княжествами, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. В княжествах сложились свои местные сословие)-представительные учреждения — ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан; в некоторых землях в эти собрания также входили представители свободного крестьянства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством. Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус города определял объем его самостоятельности. Германские города были трех видов: имперские — непосредственные вассалы короля; вольные — пользовавшиеся полным самоуправлением; княжеские — подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились. К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть — магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Должности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрициат, присваивал себе право избрания городского совета и замещения 81 S городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой — ремесленники вхо- дили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета. 3, Система судоустройства Германии характеризуется наличием нескольких видов судов: сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории; церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной сто- роны, на определенные людей (духовенство и некоторые раз- ряды светских лиц), с другой — на круг дел (дела о бра- ках, духовных завещаниях и т. д.); городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, в других — городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.

В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была сосредоточена в руках коллегии курфюрстов (архиепископ Майнцский, архиепископ Кельнский, архиепископ Трирский, маркграф Бранденбургский, король Чешский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский), которая выбирала германского императора.

Председателем коллегии с правом решающего голоса был архиепископ Майнцский, коллегия курфюрстов собиралась во Франкфурте-на-Майне. Кроме того, ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд курфюрстов для обсуждения государственных дел.

Курфюрсты взимали пошлины, раздавали земельные держания чеканили монеты, фактически внутри страны была установлена олигархия курфюрстов, за императором по сути оставались лишь полномочия во внешнеполитической сфере.

Имперский орган сословного представительства в Германии — рейхстаг, состоял из трех курий: коллегия курфюрстов; коллегия князей, графов и свободных господ; коллегия представителей имперских городов. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Этому способствовало, в частности, провозглашение «вечного земского мира» (запрещение междоусобных войн)

Вормским рейхстагом. Общеимперским учреждением был также имперский суд (учрежденный решением Вормсского рейхстага 1495 г.), его члены назначались курфюрстами, городами и императором.

В Германии, как и во Франции, существовали местные сословно-представительные органы — ландтаги. В ландтагах было три замкнутые курии духовенства, рыцарей и горожан. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества. Согласие ландтага обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов.

Именно Германия стала родиной Реформации религиозного по форме, буржуазного по содержанию движения под лозунгом реформы католической церкви, именно в Германии опубликовал свои знаменитые тезисы Мартин Лютер. Реформация еще больше разъединила Германию, теперь еще и по признаку вероисповедания: на протестантский север и католический юг. Реформация повлекла за собой Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг., которая способствовала закреплению германской политической и экономической раздробленности.

Государственный строй :Конец XV — первая половина XVI в. в Германии — период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по-иному, чем в Англии и во Франции. Ни один город в Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам.

В то время как в Англии и во Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация в первой половине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавило еще одно — вероисповедание: Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части.Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524—1526 гг.

В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства; княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны.

Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война (1618—1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решила политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти, по Вестфальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться.

Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных — пришли в упадок. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличавшийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами.

Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически даже не соприкасавшихся друг с другом.

В конце XVIII в. Пруссия стала абсолютной монархией Управление Пруссией было централизованным. Высший орган управления — тайный совет — должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления.

Департаменту внутренних дел, который носил название «Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов”, в отдельных провинциях подчинялись и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства.

Наряду с ними действовали ландраты — земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т. е. были сословными учреждениями.

В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т. е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управлявших делами города, назначались правительством.

Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, они также осуществляли патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно.

Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер.

В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским

Общественный строй Германии представлял собой следующие социальные группы:

Рыцарство — как социальный класс, сложившись в ХIII в., превратился в замкнутое сословие. Рыцари считали важным делом военную профессию. Звание рыцаря (нем. всадник) передавалась по наследству. По степени знатности и богатства рыцарство делилось на ранги. «Саксонское» и «Швабское зерцало», источники германского права, таких рангов выделяют семь.

Представители каждого ранга занимали различное положение в государстве.

Первое место занимал «король», его особа олицетворяла первый ранг рыцарства .

Во втором ранге стояли высшие сановники духовенства: архиепископы, епископы, аббаты являлись прямыми вассалами императора.

Третий ранг занимали светские вассалы императора или князья, королевский судья, владетельные князь, герцоги , пфальцграфы, ландграфы, маркграфы, графы.

Четвертый ранг составляли вассалы князей-графы. В пятом ранге свободные господа (вассалы графов и князей, которые получили рыцарское звание по выслуге).

В шестом — вассалы свободных господ. В седьмом — вассалы феодалов шестого ранга (однощитные рыцари).

Низшую группу феодального общества Германии составляли горожане (бюргеры) свободные крестьяне.

Свободное крестьянство обладало имущественными правами податных людей: владели собственностью, не неся повинностей перед феодалами (алюдисты) и чиновники, которые уплачивали за землю (ценз).Крестьянство было не однородно и среди него выделялся зажиточный верхний слой (Вестфалия, Фрисландия, Бавария).

Из этого социального слоя подбирались судьи в общинных судах (шеффены).

На другом полюсе социальной лестницы находились малоземельные крестьяне (бюргеры), которые занимались батрачеством и не были полноправными членами крестьянской общины.Бюргеры платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались, так как город выполнял все повинности коллективно, бюргер обложению не подлежал.

На самом низу общественно-социальной лестницы находились крепостные и холопы . Первые именовались «зависимыми на земле», вторые «лично зависимыми».

Положение крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечно наследственное держание земельные наделы (тяглые изоры) и отбывали феодалам денежные и натуральные повинности, а также барщину.Крепостные уплачивали поголовный налог и пошлину при получении наследства, иногда требовалась пошлина при вступлении в брак.

Право перехода от одного помещика к другому и право выхода из крепостного состояния они не имели.

Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем, устанавливались по произволу господ.

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи. Особое значение в истории феодального государства Германии имели длительный конфликт между государством и церковью, и открытая борьба между германскими императорами и римскими папами.

Германское государство образовалось в результате раздела 843 г. Франкского государства на: Западно-Франкское королевство, Восточно-Франкского и Серединного.

Восточно-Франкское королевство, доставшиеся Людовику Немецкому, развивалась под влиянием следующих факторов:

1. Германия находилась на Востоке Европы, и сдерживала орды кочевников.

2. Сильные пережитки первобытно общинного строя. Племенные герцоги соперничали друг с другом, разваливая единое государство на части.

Особенности развитии Германии:

1. Длительное сохранение раздробленности германских герцогов (княжеств), обусловили экономическое отставание Германии (застойный характер общины и медленное развитие феодальных отношений).

2. Смена форм государственности (раннефеодальной – сеньориальной, сословно-представительной, абсолютной монархии), происходило не в рамках всего государства (империи), а в границах отдельных княжеств, земель, которые с XIII в. превратились в самостоятельные.

3. Существование политическо-автономных княжествах вызвало разнородно- правовые уклады.

Раннефеодальная монархия (X-XIII вв.)

Возникновение государства происходит во время правления королей Генриха I и Оттона I.

Генриха I под угрозой вторжения венгров с Востока, разделил население на два сословия:

  1. Военное сословие.

  2. Податное сословие.

Оттона I (936-973 гг.) – ограничил самостоятельность герцогов.

Оттона I расширил права церкви (епископов и аббатов) за счет герцогов (князей). Он издал «оттоновские привилегии», по которым епископы и аббаты получали широкие Иммунитетные привилегии, их владения освобождались от герцоговской юрисдикции, а сами они получали права герцогов.

Оттона I помог папе Римскому в борьбе против его врагов, и получил титул императора «Священной Римской империи германской нации».

Центральная власть

Глава государства император. Его избирали герцоги (князья). Для решения общеимперские вопросы, созывался съезд (рейхстаг), крупных феодалов.

Местная власть

Управление строилось на принципах дворцово-вотчиной системы. На местах управляли графы. Со временем они присвоили наследственные права.

С XII в. происходит усиление власти герцогов, маркграфов, графов и епископов, что привело к политической децентрализации и формированию сеньориальной монархии.

  1. Сеньориальная и сословно-представительная монархия

Государственный строй сеньориальной монархии был юридически закреплен «Золотой Буллой» 1356 г., изданной императором Карлом IV (1347-1378 гг.).

«Золотая Булла» учредила олигархическую форму сеньориальной монархии:

1. Полная государственная самостоятельность курфюрстов, как глав своих княжеств.

2. Политическое равенство курфюрстов королю.

Юридически империя стала конфедерацией государств.

Во главе империи номинально был император, которого избирала коллегия курфюрстов (выборщиков) – четыре светских и три духовных – большинством голосов.

1. Не было общеимператорской постоянной армии.

2. Император не имел право вмешиваться во внутренние дела князей.

3. Узаконены были частные войны и войны отдельных князей с иностранными государствами.

Коллегия курфюрстов имела право суда над императором, являясь верховной властью в стране.

Совещательными функциями обладал общеимперское собрание (рейхстаг).

Рейхстаг состоял из трех палат:

  1. Курфюрстов.

  2. Князей и графов (в Германии, их было 300).

  3. Имперских городов.

Принимаемые решения носили для всех рекомендательный характер.

Сословно-представительная монархия, складывалась в отдельных княжествах представлявших по «Золотой Булле» самостоятельные государства.

Главой государства – княжества был князь.

Власть князя ограничивал сословно-представительный орган – ландтаг.

Он не имел решающего голоса по вопросам руководства государством, но определяли финансы государства.

Существовали двух или трех палатные ландтаги, где заседали дворянство, горожане, порой свободное крестьянство.

В Германии периода сословно-представительной монархии самостоятельной политико-административной единицей стали ряд городов.

Законодательная власть в них принадлежала городскому совету, где заседало бюргерство. Совет состоял из комиссий.

Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с бургомистром.

В 14 в. завергился процесс формирования сословий.

С XIV в. значимым институтом власти стал рейхстаг. Название органа закреплено за ним с 1495 г. Рейхстаг, как и генеральные штаты, исторически вырос из феодальных советов. Первоначально на съезды феодалов призывались только князья и графы. В 1180 г. оформилась вторая курия (палата) — курия графов и князей. Рейхстаг не принято рассматривать как классический сословно-представительный орган, каким является, например, английский парламент. Рейхстаг являлся ассамблеей (собранием) сословной элиты, имел подчеркнуто аристократический характер.

Он состоял из трех курий:

курии курфюрстов,

курии князей и графов;

курии имперских городов.

Крестьянство и мелкое дворянство не имели своих представителей в этом органе.

История рейхстага распадается на 2 периода:

1) с 1495 г. до 1654 г.;

2) с 1654 г. до 1806 г.

На первом этапеистории рейхстаг созывался нерегулярно. По окончании работы каждого рейхстага принимались постановления. После согласования их с императоромпостановленияприобреталисилу закона. В XVII–XVIII вв. на смену постановлениям приходятимперские резолюции, которые за тем включаются в корпус имперского законодательства.

Компетенция рейхстагане была четко определена:

1) вопросы войны и мира

2) международных отношений

3) финансовые вопросы.

Император имел право формулировать вопросы, выносимые на обсуждения рейхстага. Вопросы обсуждались по куриям отдельно, после этого между палатами проходили переговоры до тех пор, пока решение не будет принято. В случае внесения императором нового предложения оно вновь поступало на обсуждение рейхстага. Постановление рейхстага исполнялись за счет средств отдельных земель.

При наличии различных интересов княжеств деятельность рейхстага и его решения были малоэффективны.

В XV в. династии Штауфенов принадлежали обширные владения: Бургундия, Эльзас, Нидерланды, Богемия, Моравия, Силезия, Венгрия, Трансильвания и другие территории.

Однако для укрепления государственности и королевской власти необходимо было провести общеимперскую реформу. Такая реформа была проведена в период правления императора Максимилиана I Штауфена (1493–1519 гг.). С его именем были связаны надежды на восстановление прежней великой империи. На рейхстаге в Вормсе в 1495 г. император пошел на компромисс с князьями, которые стремились сохранить свой суверенитет.

На Вормском рейхстаге были приняты важные решения:

1) установлен вечный земский мир;

2) запрещены частные войны;

3) введена подать на имперские нужды (имперский пфенник);

4) создан высший судебный орган — Имперский камеральный суд — Рейхскамергерихт.

По окончанию работы рейхстага император утвердил первый уставсуда, отразивший пожелания чинов и короны.

Возглавлялимперский суд самимператор.

Цель суда— защита мира в землях империи.

Имперский камеральный судвыступал в качестве судапервой инстанциипо делам имперских подданных. Иными словами, любой подданный империи, включая горожан и крестьян, имел право обратиться в этот суд и обжаловать решение нижестоящего суда, с которым не был согласен. Исключение делалось для непосредственных подданных короны, они могли напрямую обращаться в Имперский камеральный суд.

В качестве суда второй инстанцииРейхскамергерихтвыступал по делам подданных отдельных княжеств по спорам с их владельцами. Кроме того, Имперский камеральный суд разрешал конфликты между лицами одного сословия — имперскими князьями и графами, а также занимался рассмотрением дел, связанных с различными правонарушениями в системе налогообложения. На основе решений рейхстага

1495 г. империя была разделена на десять судебных округов, во главе с князьями — блюстителями мира, призванными приводить в исполнение решение суда.

Однако реформа не достигла своих целей. Попытка ввести обязательный имперский налог — «общий пфенник» для нужд обороны страны фактически провалилась. У имперского камерального суда не было органов для приведения исполнения их решений, князья — блюстители мира мало заботились об имперских интересах.

Хотя реформа не решила основных проблем империи, связанных со слабостью императорской власти и феодальной раздробленностью, тем не менее помогла пережить грядущие кризисы Реформации и Тридцатилетней войны.

XV в. стал важным этапом в укреплении территориальных княжеств. Первоначально власть князя в отдельных княжествах ограничивалась собранием местных членов — ландтагами.

Ландтаги — сословные представительства духовенства, дворянства и княжеских городов. В некоторых землях в ландтаги входили и представители крестьян. Сословные собрания могли состоять из трех палат, но в иных княжествах таких палат было две (духовенство и дворянство заседали вместе). Ландтаги не всегда собирались регулярно. Депутаты получали от своих избирателей инструкции, носившие обязательных характер.

Компетенция ландтаговизменялась на протяжении веков.

1) Без согласия ландтага князь не мог издавать или изменять законы.

2) Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов и объявления войны.

3) В ряде германских государств объявление войны могло быть провозглашено только с согласия ландтага.

4) Ландтаги наблюдали за доброкачественностью чеканки монеты, охраной лесов, к их компетенции относились попечение о бедных и церковные дела.

5) В случае прекращения правящей династии ландтаги могли разрешать вопрос об избрании нового государя.

6) Кроме того, ландтаг считался верховным судом княжества, пока не были учреждены особые суды — гофгерихты. После их создания ландтаги стали апелляционными инстанциями в отношении гофгерихтов.

В XVI в. территориальный государь и его двор, ранее странствовавшие от одного замка к другому, окончательно обретают оседлость.

В княжествах складываются резиденции государей и его двора, например Мюнхен — в герцогстве Баварском, Дрезден — в герцогстве Саксонском. В течение XVI в. увеличивается численность двора немецких государей. Так, двор Виттельсбахов в Мюнхене насчитывающей в 1508 г. 162 человека, увеличился к концу XVI в. до 700 человек, а двор курфюрста Бранденбургского в середине XVI в. состоял из 450 служащих.

Лиц, служивших при дворе, можно подразделить на две категории.

К первойотносилисьпридворные(лица дворянского происхождения), несущие рыцарскую службу своему государю и составляющие его свиту.

Во вторуюкатегорию входилислужащие, занятые регулярной работой в сферах управления.

Постепенно князья расширили органы территориального управления, организацию финансового контроля, административное деление, усовершенствовали территориальное законодательство.

Высшим органом управления при территориальном государе становится Княжеский совет. Образцом для организации и деятельности Княжеских советов послужил Устав Придворного совета Максимилиана. Несмотря на некоторые местные особенности, принципы работы советов имеют общие черты. Княжеские советы являлись центральными административно-судебными органами.

Цель их создания— укрепление власти государя.

Вооруженные силыкняжеств состояли изземской милиции. Каждый дворянин был обязан явиться на войну в сопровождении своих вассалов и крепостных. Впоследствии дворяне стали поставлять с каждого имения вооруженных людей для конного войска. В дальнейшем княжества пришли к системенаемных войск.На местах управление осуществлялось посредствомбургов(городских поселений). Во главе бургов стоял назначенный князембургграф, сосредоточивший в своих руках все сферы местного управления.

Добавить комментарий