Состояние земель РФ

На территории страны почти по­всеместно наблюдается развитие процессов деградации почвенного и растительного покрова.

Основными негативными процессами, приводящими к деграда­ции почвенного покрова, являются: водная и ветровая (дефляция) эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание, уплотнение и дегумификация.Эрозия — один из наиболее опасных видов деградации, вызы­вающих разрушение почв и утрату ими плодородия.

По данным государственного учета, по состоянию на 1 января 2003 г. в Российской Федерации доля сельскохозяйственных угодий и общей площади земель сельскохозяйственного назначения и фон­да перераспределения земель, почвы которых признаны эрозионно опасными, составляет 17,8 %, на пашне — 12,1 %. Водной эрозии подвержено 17,8 % почв сельскохозяйственных угодий, для пашни данный показатель составляет 12,1 %. Наиболее опасны с точки зрения развития водной эрозии Поволж­ский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказ­ский районы.

Ветровая эрозия почв наиболее интенсивно проявляется в регио­нах, находящихся в пустынной, полупустынной, сухостепной и степной зонах, где распространены почвы легкого гранулометриче­ского состава и карбонатные почвы. Этот вид эрозии преобладает на территории Республики Калмыкия и Астраханской области, в ряде районов Республики Дагестан, Ставропольского края, Волго­градской и Ростовской областей, Омской области и некоторых других субъектов Российской Федерации.Эрозионные процессы в более значительной степени проявля­ются на пашне, а также на других угодьях, характеризующихся раз­реженной травянистой растительностью, почвы под которой теряютсвою устойчивость к разрушительному воздействию водных и вет­ровых потоков и подвергаются интенсивному смыву и выдуванию.В совокупности с другими факторами водная и ветровая эрозия вызывает развитие таких негативных процессов, как уменьшение гумусового слоя почвы, дегумификация, изменение гранулометрического состава почв, потеря важнейших элементов питания. Противоэрозионные мероприятия, направлен­ные на ликвидацию, предупреждение или значительное уменьше­ние степени воздействия эрозионных процессов на почвы, а также восстановление плодородия эродированных земель, в стране прак­тически не проводятся.

Опустынивание — это совокупное проявление физико-геогра­фических и антропогенных процессов, приводящее к деградации всех форм органической жизни, что ведет, в свою очередь, к снижению природно-экономического потенциала территории. Существенное значение в развитии процессов опустынивания на засушливых территориях имеет хозяйственная деятельность человека, зачастую сопровож­дающаяся нерациональным использованием почвенных, водных и растительных ресурсов.

К опасным и потенциально опасным с точки зрения опустыни­вания регионам относятся земли Республики Калмыкия, Астрахан­ской, Волгоградской, Ростовской областей, а также отдельные районы Воронежской, Курской, Саратовской, Самарской, Орен­бургской, Белгородской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Читинской областей, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского и Красноярского краев, Республик Дагестан, Башкортостан, Хакасия, Тыва, Бурятия, Чечня и Ингушетия.

На ускорение процесса заболачивания и деградации кормовых угодий в значительной мере влияют распространившиеся в послед­ние годы процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кус­тарником и мелколесьем. Наиболее переувлажнены сельскохозяй­ственные угодья Тверской, Смоленской, Вологодской, Псковской, Калининградской, Амурской и ряда других областей, Хабаровского и Приморского краев. Но если переувлажнение и заболачивание в отмеченных субъектах Российской Федерации определяются сов­местным влиянием природных и антропогенных факторов, то увели­чение площадей переувлажненных и заболоченных земель, отмечаю­щееся в последние годы в степной, сухостепной и полупустынной зонах, связано главным образом с влиянием антропогенного факто­ра. Так, отмечено переувлажнение черноземов в Краснодарском крае и областях Центрально-Черноземного района, где ранее эти процессы были слабо развиты.Увеличение площади переувлажненных и заболоченных почв связано также с ухудшением состояния мелиорированных земель, вызванным практически полным прекращением работ по реконст­рукции и эксплуатации мелиоративных систем, а также процессами подтопления, развитие которых обусловлено главным образом влиянием сооружаемых и уже действующих прудов и водохрани­лищ. По данным государственного учета, за­соленные и солонцеватые, а также с солонцовыми комплексами почвы распространены на 20,1 % сельскохозяйственных угодий, из иих 6,8 % приходится на пашню.Наиболее значительные площади засоленных и солонцеватых почв сосредоточены в Поволжском районе (Республика Калмыкия, Астраханская и Саратовская, Волгоградская области).

Проведенный Росземкадастром анализ качественного состояния земель в России, показывает, что на территории страны почти повсеместно наблюдается развитие процессов деградации почвенного и растительного покрова, отражающейся на эффективности земледелия и вызывающей расширение территорий, экологическое состояние которых является проблемным или, даже, кризисным. Во многих районах отмечается ухудшение состояния почв пашни и других сельскохозяйственных угодий, растительного покрова сенокосов и пастбищ. Для урбанизированных территорий наиболее типичным является развитие таких негативных процессов, как разрушение почвенного покрова, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами.

Основными негативными процессами, приводящими к деградации почвенного покрова, относятся: водная и ветровая (дефляция) эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание, уплотнение и слитизация, дегумификация.

Эрозия является одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и утрату ими плодородия.

По данным государственного учета по состоянию на 1 января 2001 года в Российской Федерации доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земель сельскохозяйственного назначения и фонда перераспределения земель, почвы которых признаны эрозионноопасными, составляет 58,6 %, доля таких почв на пашне составляет 41,1%. Водной эрозии подвержено 17,8% почв сельскохозяйственных угодий, для пашни величина данного показателя составляет 12,1 %. Процессами ветровой эрозии охвачено 8,4 % почв всех сельскохозяйственных угодий, дефлировано 5,3 % почв пашни, 2,1 % почв сенокосов и 9,7 % почв пастбищ. Совместному воздействию водной и ветровой эрозии почв подвержено 2,4 % сельскохозяйственных угодий страны.

Наиболее опасными с точки зрения развития водной эрозии являются Поволжский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский районы.

Ветровая эрозия почв наиболее интенсивно проявляется в регионах, находящихся в пустынной, полупустынной, сухостепной и степной зонах, где распространены почвы легкого механического состава и карбонатные почвы. Этот вид эрозии преобладает на территории Республики Калмыкия и Астраханской области, в ряде районов Республики Дагестан, Ставропольского края, Волгоградской и Ростовской областей, Республики Хакасия, Республики Тыва, Омской области и некоторых других субъектов Российской Федерации.

Эрозионные процессы в более значительной степени проявляются на пашне, а также на других угодьях характеризующихся разреженной травянистой растительностью, почвы под которой теряют свою устойчивость к разрушительному воздействию водных и ветровых потоков и подвергаются интенсивному смыву и выдуванию.

В совокупности с другими факторами водная и ветровая эрозия вызывает развитие таких негативных процессов, как уменьшение гумусового слоя почвы, дегумификация, вторичная карбонатность, изменение гранулометрического состава почв, потеря важнейших элементов питания. Проведение противоэрозионных мероприятий, направленных на ликвидацию, предупреждение или значительное уменьшение степени воздействия эрозионных процессов на почвы, а также восстановление плодородия эродированных земель, в настоящее время в стране практически свернуто.

В целях снижения отрицательного воздействия эрозионных процессов на экологическое состояние земельных ресурсов необходимо проведение взаимоувязанных организационно-хозяйственных, агротехнических, лесофито-мелиоративных и гидротехнических мероприятий, а также переход на адаптивно — ландшафтные системы земледелия.

Опустынивание — это совокупное, проявление физико-географических и антропогенных процессов, приводящее к разрушению экосистем аридных и полуаридных областей и деградации всех форм органической жизни, что ведет, в свою очередь, к снижению природно-экономического потенциала территории.

Наряду с природными предпосылками существенную роль в развитии процессов опустынивания на засушливых территориях играет хозяйственная деятельность человека, зачастую сопровождающаяся нерациональным использованием почвенных, водных и растительных ресурсов.

В настоящее время к опасным и потенциально опасным с точки зрения опустынивания регионам относятся земли Республики Калмыкия, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, а также отдельные районы Воронежской, Курской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Белгородской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Читинской Областей, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского и Красноярского краев, республик Дагестан, Башкортостан, Хакасия, Тыва, Бурятия, Чечня и Ингушетия.

Для всех перечисленных субъектов российской Федерации характерно развитие таких неблагоприятных процессов, как ветровая и водная эрозия почв, ухудшение физических, химических и биологических, а, следовательно, и экономических свойств почв, потеря значительной части растительного покрова, которые в существенной мере обусловлены хозяйственной деятельностью населения и особенностями его расселения на этих территориях.

В настоящее время доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земель сельскохозяйственного назначения и фонда перераспределения земель, почвы которых

Переувлажнение и заболачивание интенсивно проявляется на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в Дальневосточном, Северном, Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Западном экономических районах, а также во всех регионах, где сооружаются дамбы, плотины, водохранилища автострады и другие виды работ, следствием которых является подъем грунтовых вод и существенное изменение водного режима почв.

На ускорение процесса заболачивания и деградации кормовых угодий в значительной мере влияет распространившееся в последние годы явление зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Наиболее переувлажнены сельскохозяйственные угодья Тверской, Смоленской, Вологодской, Псковской, Калининградской, Амурской и ряда других областей, Хабаровского и Приморского краев. Но, если переувлажнение и заболачивание отмеченных субъектах Российской Федерации определяется совместным влиянием природных и антропогенных факторов, то увеличение площадей переувлажненных и заболоченных земель, отмечающееся в последние годы в степной, сухостепной и полупустынной зонах, связано, главным образом, с влиянием антропогенного фактора.

Происходит переувлажнение черноземов в Краснодарском крае и областях Центрально-Черноземного района, где ранее эти процессы были слабо развиты.

Увеличение площади переувлажненных и заболоченных почв связано также с ухудшением состояния мелиорированных земель, вызванным практически полным прекращением работ по реконструкции и эксплуатации мелиоративных систем, а также процессами подтопления, развитие которых обусловлено, главным образом, влиянием сооружаемых и уже действующих прудов и водохранилищ. Дренированность территории снизилась в ряде районов в связи с перехватом поверхностного стока воды насыпями автомобильных и железных дорог.

Подтопление и затопление земель происходит в Волго-Вятском, Поволжском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном районах, особенно на прилегающих к крупным гидротехническим сооружениям территориях, а также во многих городах и других поселениях.

По данным государственного учета в Российской Федерации засоленные и солонцеватые, а также с солонцовыми комплексами почвы распространены на 20,1 % сельскохозяйственных угодий, из них 6,В% приходится на пашню.

Наиболее значительные площади засоленных и солонцеватых почв сосредоточены в Поволжском районе (Республика Калмыкия, Астраханская и Саратовская области) Значительные площади засоленных почв находятся в Западно-Сибирском районе (Новосибирская и Омская области), Северо-Кавказском районе (Ростовская область, Ставропольский край, Республика Дагестан). Тенденция к увеличению площади засоленных почв, особенно на орошаемой пашне, продолжает сохраняться, что присуще, прежде всего, объектам, на которых реконструкция оросительных сетей прекращена и не осуществляются другие необходимые мероприятия.

Особую тревогу на протяжении последних лет вызывает устойчивая тенденция дегумификации почв пашни. Анализ качественного состояния пахотных угодий показывает, что содержание гумуса и питательных веществ на значительных площадях сократилось. Интенсивный вынос питательных веществ, истощительное использование земель при резком сокращении внесения минеральных и органических удобрений. уменьшение объемов проведения агрохимических и мелиоративных мероприятий, значительно снизили уровень плодородия пашни. Данные, характеризующие гумусное состояние почв, свидетельствуют о том, что содержание гумуса в почвах пашни уменьшилось во многих районах России. Например, в течение последних двадцати лет содержание гумуса в почвах Республики Калмыкия снизилось на 20-23 %, в почвах Краснодарского края — на 4,4 — 17,1 %, Саратовской области — 6,0-16,0 %.

В Российской Федерации 3,1% пашни засорено камнями. Наличие камней обусловлено геоморфологическими особенностями территорий. Так, много в горных районах, сложенных каменистым аллювием поймах рек, на участках с близким залеганием или выходом на поверхность завалуненных и каменистых моренных отложений. Основная масса каменистых почв сосредоточена в Нечерноземной зоне. Так, основная доля засоренной камнями пашни приходятся на Тверскую (44,1 %), Вологодскую (22 %) и Новгородскую (22,8 %) области. Значительные площади засоренных камнями сенокосов и пастбищ сосредоточены в Восточной Сибири, особенно в горных ее районах, в том числе в Республике Тыва, Читинской области и Красноярском крае. Крупные их массивы встречаются они также в Предуралье и на Северном Кавказе, особенно в Республике Дагестан.

В последние годы опасные масштабы на территории России, особенно в Северном, Северо-Западном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском, Центральном районах, приобрели процессы зарастания кормовых угодий кустарником __и_ мелколесьем, которое приводит не только к сокращению площади кормовых угодий, но и оказывает отрицательное влияние на качественное изменение травостоя лугов и пастбищ, способствует появлению в травостое грубостебельных, сорных и ядовитых трав. В целом по Российской Федерации кустарником и мелколесьем заросло 10,9 % сенокосов и 8,7 % пастбищ.

Зарастание кормовых угодий наиболее характерно для лесной зоны Европейской части России. Так, например, в Новгородской области кустарником и мелколесьем заросло 39 % сенокосов, в Псковской области — около 37 %, Тверской, Смоленской, Калужской — около 30 %. В последние годы одной из причин зарастания кормовых угодий, особенно сенокосов, стало резкое снижение поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях. Нерегулярное и несвоевременное сенокошение и сохранение некошеных участков в течение ряда лет приводит к зарастанию этого вида сельскохозяйственных угодий.

Наряду с зарастанием, на пастбищах и сенокосах, особенно переувлажненных и заболоченных, отмечаются процессы закочкаривания. Наиболее интенсивно этот процесс проявляется на пастбищах в Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском и Центральном экономических районах. Связано это, прежде всего, с неумеренным использованием под выпас угодий с переувлажненными почвами, весьма чувствительными к пастбищным нагрузкам.

Неизбежным следствием бессистемного и интенсивного пастбищного использования кормовых угодий является их сбитость, что в первую очередь сказывается на видовом составе растительности. В целом по России доля сбитых пастбищ составляет 27,5 % их общей площади, из них средне сбитых -15,9 %, сильно сбитых — 10,6 %.

Очень активно идет процесс деградации пастбищ в результате перевыпаса в Поволжском районе, где сосредоточено около половины всех сбитых пастбищ России. Более всего пострадали от перевыпаса пастбища Республики Калмыкия, где доля средне- и сильносбитых пастбищ составляет 73,5 %.

Загрязнение и захламление земель в той или иной мере наблюдается во всех категориях земель, за исключением земель природоохранного назначения и значительной части земель лесного фонда.

Загрязнение земель различными токсикантами и другими веществами характерно для территорий, непосредственно примыкающих к промышленным предприятиям и подверженных также воздействиям газопылевых выбросов вредных веществ из атмосферы; территорий, находящихся вдоль автомобильных трасс и нефтепроводов; а также территорий, подверженных воздействиям других объектов, загрязняющих природную среду.

По данным обследований отмечается, что за последние годы загрязнение земель, находящихся за пределами промышленных и санитарно-защитных зон, меняется незначительно. В наиболее значительной степени загрязнены тяжелыми металлами и другими веществами земли вокруг крупных объектов цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и энергетики.

Значительно загрязнены нефтью и нефтепродуктами земли в Западно-Сибирском и Северо-Кавказском районах, на территории Республики Коми, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, а также на территории Среднего и Нижнего Поволжья. Наиболее сильное загрязнение земель радионуклидами по-прежнему имеет место в Брянской, Тульской, Калужской и Челябинской областях.

Захламление земель промышленными и бытовыми отходами наблюдается во всех крупных городах и на прилегающих к ним территориях, где нередко имеются несанкционированные свалки, занимающие значительные площади земель, загрязняющие эти земли и другие компоненты окружающей среды, снижающие биологическую продуктивность почв незахламленной части территории. Так, например, в Свердловской области в результате многолетней деятельности промышленных предприятий накоплено около 35 млрд. тонн отходов в виде свалок, которые являются источниками вторичного загрязнения окружающей среды, в том числе и почвы.

Оглавление

Значение и состояние земель

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам, водам и т.д.).

Земля в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование

общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует «земельными». В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений.

Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

  • Методы регулирования земельных отношений:
  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права.

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к

примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования,

права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Принципы земельного права

Принципы земельного законодательства определены в ст. 1 Земельного кодекса РФ. К ним относятся:

  • Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
  • Приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.
  • Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
  • Участие граждан и общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
  • Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
  • Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
  • Платность использования земли.
  • Деление земель по целевому назначению на категории.
  • Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
  • Дифференцированный подход к установлению правового режима земель.
  • Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
  • Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений.

Понятие и классификация источников земельного права

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, 7

который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы (законы), кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, Конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной — законодательство подразделяется на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и Субъектов РФ, субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ проходят процедуру согласования с субъектами РФ.

Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех

уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральное земельное законодательство

Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Федеральное земельное законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных отношений.

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет 9

порядок предоставления и изъятия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Земельный фонд России, его состояние и проблемы использования

Все земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Такой фонд — это совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории Российской Федерации. Площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2013 года составила 1709,8 млн. га.

В зависимости от установленного правового режима, фактического состояния и иных характеристик земельный фонд делится на различные виды земель. Основными из них являются земельные угодья и категории земель.

Земельные угодья — это земли, систематически используемые или пригодные для использования иод конкретные хозяйственные цели и отличающиеся по природно-историческим признакам.

Сельскохозяйственные угодья (220,2 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны) — это такие земельные угодья, которые систематически используются для получения сельскохозяйственной продукции: пашня; залежь; кормовые угодья (сенокосы и пастбища); многолетние насаждения.

При этом:

  • — пашня систематически обрабатывается и используется под посевы сельскохозяйственных культу р;
  • — залежь — это такие земли, которые ранее использовались иод пашню, но более года не используются для посева сельскохозяйственных культур;
  • — сенокос систематически используется под сенокошение;
  • — пастбище систематически используется для выпаса животных;
  • — многолетние насаждения — это такое сельскохозяйственное угодье, которое используется под искусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые многолетние насаждения для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции.

Рис. 12. Структура сельскохозяйственных угодий

Структу ра сельскохозяйственных угодий такова: пашня составляет 121,5 млн. га, залежь — 4,9 млн. га, многолетние насаждения —

  • 1,8 млн. га, сенокосы — 24,0 млн. га, пастбища — 68,0 млн. га (рис.
  • 12).

За период земельной реформы (с 1990 года) в целом по Российской Федерации произошло сокращение площади сельскохозяйственных угодий на 2,2 млн. га. Это негативная тенденция. В структуре сельскохозяйственных угодий изменения за указанный период также негативные — сокращение площади земель, используемых под пашню, на 10,8 млн. га.

Весьма ценными сельскохозяйственными угодьями являются мелиорированные земли (орошаемые и осушенные). В Российской Федерации во всех категориях земель имеется 10,9 млн. га мелиорируемых угодий, из них 8,9 млн. га — сельскохозяйственные угодья. Однако доля мелиорированных земель в России существенно ниже, чем у наших основных конкурентов на рынке продовольствия — и составляет менее 8%. Тогда как в Китае — 44%, в Индии — 36%, в США-40%.

Причем, внимание к мелиорации оказалось ослаблено именно в период рыночных реформ. Так, если к началу 90-х годов в Российской Федерации использовалось 11,5 млн. га мелиорированных сельскохозяйственных угодий (6,1 млн. га — орошаемых и 5,4 млн. га — осушенных), то к настоящему времени в пользовании сельскохозяйственных товаропроизводителей находятся 9,1 млн. га мелиорированных земель (4,2 млн. га орошаемых и 4,7 млн. га осушенных). При этом пятая часть орошаемых земель находится в неудовлетворительном мелиоративном состоянии, а свыше 500 тыс. га орошаемых земель вообще не используются в сельскохозяйственном производстве.

Большая часть осушаемых земель находится на северо-западе России. Значительные площади осушаются в Калининградской (1047,8 тыс. га), Ленинградской (557,9 тыс. га), Псковской (388,6 тыс. га) и Новгородской (352,6 тыс. га) областях, Республике Карелия (524,8 тыс. га). Состояние мелиорированных земель в указанных субъектах Российской Федерации преимущественно неудовлетворительное.

Важным шагом но улучшению такого положения должна стать реализация принятой в 2013 году федеральной целевой программы

«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

Кроме того, значительные площади сельскохозяйственных угодий подвержены разного рода негативным процессам, снижающим эффективность их использования, вызывающим деградацию, а в ряде случаев — необходимость прекращения их сельскохозяйственного использования.

Наиболее опасным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, является эрозия. Она может быть водной, когда происходят смыв плодородного слоя почвы (плоскостная эрозия), ее размыв, проникающий и в более глубокие слои (линейная эрозия), обрушение берегов водоемов (абразивная эрозия) или же ветровой, когда почвы разрушаются в результате пыльных бурь (дефляция). К настоящему времени эродировано, де- флировано и находится в эрозионно- опасном состоянии более 60% сельскохозяйственных угодий. Первопричиной эрозии являются природные факторы: климат и тип почв. Но часто их воздействие усилено или даже спровоцировано человеком, например, разрушение почвы сельскохозяйственной техникой и пастьбой скота, ошибками при организации орошения (ирригационная эрозия). Причем, эрозия ведет не только к истощению пашни, но и к загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на значительных территориях.

Вводной эрозии в той или иной степени подвержены земли в 75 субъектах Российской Федерации (в 3-х регионах эродировано до 1% пахотных земель, в 24-х — от 1 до 10%, в 33-х — от 10 до 20%, в 11 — от 20 до 30%, в 4-х — более 30%). Причем, в различных природно-климатических условиях смыв вызывается разными причинами. Так, в республиках Северного Кавказа и в Дальневосточных регионах эрозия обусловлена, главным образом, ливнями. В лесной зоне, где образуются большие запасы снега, эрозия вызывается их таянием.

Процессы ветровой эрозии наблюдаются в 43 регионах, находящихся в пустынной, полупустынной, сухостепной и степной зонах. Здесь распространены почвы легкого механического состава и карбонатные почвы. Но это наиболее развитые в сельскохозяйственном отношении районы — юг европейской части России и Западной Сибири. К рубежу XX-XXI веков в 17 регионах ветровой эрозии было подвержено до 1 % пахотных земель, в 11 — до 10%, в 5 — от 10 до 20%, в 10 — более 20% .

Поэтому при использовании эрозионно-опасных земель необходимо осуществление комплекса противоэрозионных мероприятий, в том числе развитие контурно-мелиоративного и ландшафтного земледелия, почвозащитная организация территории, минимизация обработки почв и ограничение пропашных культур на эродированных землях, их залужение, лесомелиоративные посадки и другие. Комплекс таких противоэрозионных мер был осуществлен, в частности, согласно программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 № 99, позднее продленной до 2013 года). Это позволило защитить от водной эрозии, затопления и подтопления 548,91 тыс. га и еще 1201,32 тыс. га от ветровой эрозии и опустынивания.

Глобальным явлением современности стало опустынивание земель. Развитие процессов опустынивания в той или иной мере отмечается в 35 субъектах Российской Федерации. Этому процессу уже подвержены или опасны в этом отношении около 50 млн. га. При опустынивании нарушается природное равновесие, происходит деградация растительного и почвенного покрова, снижение продуктивности кормовых угодий, сопряженные с целым рядом других негативных процессов (засоление, осолонцевание, резкое снижение содержания гумуса). Оно является результатом интегрального воздействия вышеназванных факторов на экосистемы аридных и субаридных зон. Развитию опустынивания способствует нерациональное использование земель (перевыпас скота, несоблюдение пастби- щеоборотов, резкое снижение объемов противоэрозионных и фитомелиоративных работ) и недостаточный учет экологических факторов. В наибольшей степени опустынивание затронуло территорию Черных земель (Республика Калмыкия, северная часть Дагестана, Астраханская область). Но очаги различной степени опустынивания имеются на территории полутора десятков других регионов (Республика Хакасия, Республика Тыва, Забайкальский край), расположенных в зоне недостаточного увлажнения.

Среди других негативных процессов следует отметить подтопление, засоление, зарастание кустарником, загрязнение, и другие природные и антропогенные (вызванные человеческой деятельностью) процессы, ухудшающие не только сельскохозяйственные, но и несельскохозяйственные угодья.

К несельскохозяйственным угодьям отнесены земли иод водой, включая болота; лесные площади и земли под лесными насаждениями; земли застройки; земли иод дорогами; нарушенные земли; а также прочие земли (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, территории консервации и т.д.).

Категория земель в составе земельного фонда — это его часть, которая выделяется по основному целевому назначению и имеет определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом. Законодательство предусматривает семь категорий земель (рис. 13):

Рис. 13. Распределение земельного фонда по категориям

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, они имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения КФХ, ЛИХ, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.

Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории земель составляет 196,2 млн. га, а несельскохозяйственных угодий — 189,9 млн. га (таковыми являются земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями (28,8 млн. га), поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства). При этом более 26% (101,4 млн. га) несельскохозяйственных угодий категории составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. На практике, если границы населенных пунктов не были установлены, то в их состав включаются земли по результатам инвентаризаций земель, утвержденных компетентными органами власти (фактическая застройка, включая примыкающие к домам приусадебные участки; это особенно характерно для земель сельских населенных пунктов). К городским населенным пунктам относят города и поселки. К сельским населенным пунктам относят села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты.

К землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иною специального назначения отнесены земли, которые расположены за границами населенных пунктов. И они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. В их составе находятся:

  • — земли промышленности (1749,0 тыс. га) — это земельные участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также земельные участки, предоставленные предприятиям горно-добывающей и нефтегазовой промышленности, для разработки полезных ископаемых;
  • — земли энергетики (138,7 тыс. га), к которым отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций и других электростанций, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и других сооружений;
  • — земли транспорта (2298,7 тыс. га). К ним относят земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, морского, внутреннего водного транспорта. Для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта;
  • — земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, занимающие 28,0 тыс. га;
  • — земли для целей обеспечения космической деятельности, имеющие площадь 11,7 тыс. га;
  • — земли обороны и безопасности, составляющие в общей сложности 11 945,7 тыс. га.

Площадь земель иного специатьного назначения, отнесенных к данной категории, составила 727,1 тыс. га. Эти земли представлены участками, выделенными мелким организациям, автозаправочным станциям и т.п. Сюда относятся участки под выкупленными в собственность цехами промышленных предприятий, иод зверохозяй- ствами, а также под объектами соцкультбыта, расположенными за границами населенных пунктов, такими как школы, больницы, ветеринарные пункты, индивидуальные жилые дома, свалки, кладбища, монастыри и пр. Фактически к землям иного специального назначения в настоящее время отнесены земельные участки, предоставленные для различных целей и неучтенные в других категориях земель.

В структуре угодий, данной категории земель, преобладают лесопокрытые земли (24,3%). Сельскохозяйственные угодья занимают площадь 1,1 млн. га (6,5%), из которых около 754,7 тыс. га приходится на земли обороны, ранее предоставленные в основном военным совхозам для производства сельскохозяйственной продукции и гражданам для сельскохозяйственных целей. Сельскохозяйственные угодья, расположенные в полосе отвода железных дорог, занимают 120,5 тыс. га. Эти земли могут предоставляться в виде служебных наделов для огородничества и выпаса скота.

К особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

В состав земель данной категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, в том числе биосферными, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Кроме природных территорий, в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для земель данной категории установлен особый режим особой охраны. В целях обеспечения их сохранности они полностью или частично изымаются из хозяйственного использования. Правовой режим земельных участков, отнесенных к данной категории, зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.

Значительную часть земель особо охраняемых территорий и объектов составляют ООПТ (45,9 млн. га, сосредоточенные в основном в Красноярском крае, республиках Саха (Якутия), Коми и Бурятия, Хабаровском крае, Иркутской и Архангельской областях, Ямало-Ненецком автономном округе). Площадь земель лечебнооздоровительных местностей и курортов составляет 32,4 тыс. га, земель рекреационного назначения — 183,1 тыс. га, земель историко- культурного назначения — 17,8 тыс. га.

К землям лесного фонда относят как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, участки, занятые питомниками и т.п.). К нелесным отнесены земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, и др.). Площадь земель лесного фонда составляет 1121,9 млн. га.

В настоящее время продолжаются работы по переводу в лесной фонд лесопокрытых земель, ранее включенных в состав других категорий земель (всего таких 57,7 млн. га), в том числе ранее находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций.

К землям водного фонда (28,0 млн. га) относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на них.

В то же время значительные площади земель, подлежащих отнесению к категории земель водного фонда, включены в состав других категорий (всего земель под водой (без болот) по стране имеется 72,2 млн. га), в том числе это лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

Земли запаса — это земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (90,9 млн. га). Это неиспользуемые земли. В земли запаса в установленном порядке могут переводиться деградированные сельскохозяйственные угодья, а также земли, подверженные радиоактивному и химическому загрязнению и выведенные из хозяйственного использования. В состав земель запаса также входят земли, занятые обширными природными объектами, не вовлеченные в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, ледники, пески, галечники и т.п., а также земли под участками леса и водными объектами. В отношении последних при необходимости в установленном порядке проводятся мероприятия по их переводу в другие категории земель согласно требованиям лесного, водного и земельного законодательства.

До введения в действие ЗК РФ к землям запаса относился также неиспользуемый фонд перераспределения земель, однако теперь он входит в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Еще одной важнейшей характеристикой земельного фонда является его распределение по формам собственности — земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

В настоящее время большая часть земельного фонда страны (I

Большая часть частной земельной собственности приходится на земельные доли. К настоящему времени в общей долевой собственности в виде земельных долей находится большая часть сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения (107, 4 млн. га из 196,1 млн. га).

За время земельной реформы менялись цели, к которым в данном вопросе стремилось государство (сначала — создавая земельные доли, а затем, пытаясь урегулировать возникшие и усугубляющиеся проблемы). При этом можно выделить 6 этапов.

На первом этапе (1990-1991 гг.) было подтверждено многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, но без осуществления практических действий, направленных на формирование частной земельной собственности в гаком масштабе, который был бы сопоставим с государственной земельной собственностью.

На втором этане (1992-1993 гг.) произошло наделение сельского населения земельными долями. При этом решались три задачи:

в массовом порядке быстро создать частную земельную собственность;

  • — способствовать ускоренной реорганизации колхозов и совхозов;
  • — оптимизировать сложившуюся систему сельскохозяйственного землепользования — путем последующей концентрации земли у наиболее эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Результатом этого этапа стало появление почти 12 млн. частных земельных собственников (собственников земельных долей).

Третий этап (1994-2002) характеризуется расширением возможностей собственников земельных долей распорядиться ими. Доли разрешалось продавать, сдавать в залог и аренду, передавать но наследству, обменивать на имущественный пай (не увязывая эго с выходом из хозяйства); за счет долей можно было увеличить свое подсобное хозяйство, передав долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания. Причем, сделки с долями могли совершаться без согласия других участников долевой собственности. Но в это же время возникли существенные пробелы в земельном законодательстве, а решения по поводу земельных долей были приняты Президентом Российской Федерации и не подкреплены нормами закона. Это порождало многочисленные сомнения в их правомерности. В результате ожидавшейся концентрации земельных долей не произошло.

Должным образом статус земельных долей был определен только на четвертом этапе (2002-2005), когда удалось принять закон об обороте сельхозземель, согласно которому земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного закона, признавалась долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Принятие указанного закона не только определило правовой статус земельных долей, но и повлекло некоторое ограничение (в сравнении с 90-ми годами) прав по распоряжению земельной долей, тогда же органы государственной власти (или местного самоуправления, если так решат региональные законодатели) получили рычаги регулирования сделок с долями через механизм преимущественного права их покупки.

Рис. 14. Соотношение статуса и объема прав но распоряжению земельными долями, в сравнении с долями, свойственными гражданскому законодательству

Пятый этап (2005-2010) начался после внесения принципиальных поправок в закон об обороте сельхозземель, согласно которым преимущественное право покупки земельных долей перешло от органов публичной власти к сельскохозяйственным организациям или членам КФХ, использующим соответствующие земельные участки. А права собственников земельных долей по распоряжению ими были существенно ограничены — сохранилась возможность лишь их завещания, отказа и передачи другому сособственнику или хозяйству.

Для обладателей прав на земельные доли наиболее существенным различие вышеназванных этапов заключалось в том, что возможности по совершению сделок с земельными долями (рис. 14, первый и второй этапы на нем объединены в этап формирования долей).

Текущий (шестой) этап начался в конце 2010 года, когда появилась законодательная возможность передачи в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, т.е. таких, собственники которых все еще не предприняли каких-либо действий по распоряжению землей, доставшейся им в собственность (по различным оценкам суммарная площадь таких долей достигла 25 млн. га).

Помимо ситу ации с земельными долями основными проблемами в состоянии и использовании земельного фонда является ухудшение качественного состояния земель вследствие их подверженности разного рода негативным процессам, а также неиспользование сельскохозяйственных земель и выбывание их из аграрной сферы (главным образом — под застройку).

Как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года, в стране не используется почти пятая часть сельскохозяйственных угодий (41,5 млн. га). При таком неиспользовании следует различать три ситуации:

  • — земли, ранее освоенные под сельскохозяйственные угодья, но с учетом изменившихся глобальных условий ведение на них сельскохозяйственного производства стало неоправданно (в основном, это участки в малонаселенных, фактически брошенных за последние годы территориях);
  • — трудности финансового характера, не позволяющие некоторым сельскохозяйственным организациям использовать имеющиеся земельные ресурсы в полном объеме (как правило, в хозяйственном обороте при этом остаются лишь наиболее плодородные земли);
  • — приобретение сельскохозяйственных угодий не для выращивания на них сельскохозяйственной продукции, а с целью их скупки по относительно дешевой цене, имея в виду последующую выгодную перепродажу при возможности использования таких земель под несельскохозяйственные цели (жилая и нежилая застройка, организация досуга и отдыха населения, различные сервисные цели — тогда цена на землю вырастет). Или просто когда понадобятся свободные средства. Такое неиспользование стало достаточно распространенным и вполне ожидаемым негативным последствием перехода к рыночным отношениям.

В настоящее время наибольшее количество неиспользуемой пашни сосредоточено в Северо-Западном федеральном округе — 42% от всей площади пашни, и в Дальневосточном федеральном округе — 37%. Более 20% площади пашни не используется в Сибирском федеральном округе (24%) и Центральном федеральном округе (23%). При этом состояние неиспользуемых пахотных угодий ухудшается — они деградируют: 7,8 млн. га неиспользуемой пашни

(37%) закустарено и покрыто лесом, 1,8 млн. га (8,5%) подвержено эрозии и еще около 600 тыс. га (3%) заболочено и подтоплено .

Наиболее действенный механизм борьбы с такими явлениями — это принудительное изъятие неиспользуемых земельных участков.

Контрольные вопросы:

  • 1. Что входит в понятие «земельный фонд»?
  • 2. Что такое земельные угодья?
  • 3. В чем различие сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий?
  • 4. Что такое мелиорированные земли, где расположена их большая часть и каково их качественное состояние?
  • 5. Каковы основные негативные процессы, ухудшающие состояние земель?
  • 6. В чем различие между водной и ветровой эрозией?
  • 7. Что такое категория земель? Какие категории земель Вы знаете?
  • 8. Какие земли признаются законодательством в качестве земель сельскохозяйственного назначения?
  • 9. Охарактеризуйте земли населенных пунктов.
  • 10. Охарактеризуйте земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
  • 11. Какие земли относят к особо охраняемым территориям?
  • 12. Какие земли относят к лесному фонду и водному фонду?
  • 13. Что такое земли запаса?
  • 14. Что такое земельные доли?
  • 15. Охарактеризуйте этапы в процессе создания земельных долей и урегулирования связанных с ними проблем.
  • 16. В чем заключается проблема неиспользования земель?

Добавить комментарий