Социального обеспечения

Право социального обеспечения сегодня является одной из самых молодых сфер российского права. Оно представляет собой совокупность нормативов, которые регулируют правовое, экономическое и другое обеспечение физических лиц, испытывающих нужду в социальной защите. В данной статье рассмотрим понятие, виды соц. обеспечения, а также другие немаловажные аспекты темы.

Конституционная база

Для начала следует отметить, что права граждан в области социального обеспечения устанавливается именно конституцией. В соответствии с положениями действующей на территории РФ Конституции государство является ответственным за существование общества; каждый индивид несет определенные обязанности перед другими лицами и социумом в целом; полагается обеспечение гражданам достойной жизнедеятельности посредством гарантии каждому конкретного размера прожиточного минимума. Так, правила соц. обеспечения и соц. защиты предполагают, что абсолютно каждый житель России наделен правом достойного уровня жизни, куда входит соответствующее питание, жилье, одежда, а также непрерывное улучшение условий, необходимых ему. Государством должны создаваться условия для полноценной занятости населения. Если же то или иное лицо не имеет занятия по причинам, которые от его не зависят, так или иначе данному гражданину гарантируется обучение новым для него специальностям и повышение квалификации. При этом обязательно учитываются потребности общества, а также пособия, которые выдаются по причине безработицы.

Принципы социального обеспечения

Организация соц. обеспечения строится на определенных принципах. Они закреплены Всеобщей декларацией свобод и прав человека 1948 года. Сюда целесообразно отнести право каждого человека на социальное обеспечение и поддержание нужных условий для свободного и достойного развития личности в социальном, экономическом и культурном плане. Сегодня на территории Российской Федерации каждый гражданин наделен правом такого уровня жизни, который включает одежду, пищу, жилище, а также медицинское обслуживание, необходимое для поддержания благосостояния и здоровья как его самого, так и его семьи. Помимо этого, актуальным является право на определенные виды соц. обеспечения в случае инвалидности, безработицы, болезни, наступления старости, вдовства или других ситуаций, связанных с утратой денежных и иных средств для существования по обстоятельствам, которые не зависят от человека.

Правовая отрасль

Далее целесообразно рассмотреть обеспечение с точки зрения правовой отрасли. Так, понятие соц. обеспечения предполагает совокупность правовых нормативов и институтов, посредством которых осуществляется регулирование комплекса общественных отношений специфическим методом. Стоит отметить, что данные отношения возникают, как правило, при реализации государством за счет денежных средств государственного бюджета, а также организации всех организационно-правовых нормативов и форм владения, гражданских и социально-экономических мероприятий, связанных с:

  • Обеспечением нетрудоспособного и престарелого населения натуральными и денежными благами.
  • Предоставлением людям услуг медицинского, санаторно-курортного плана, а также социального обслуживания.
  • Содержанием инвалидов и престарелых в специальных интернатах.
  • Регулированием общественных отношений вспомогательного характера, связанных с процессом осуществления и оформления права на ключевые виды соц. обеспечения.

Отрасль науки и учебная дисциплина

Если рассматривать категорию с точки зрения научной отрасли, то соц. обеспечение – это наука не только непосредственно об обеспечении, но и о его организационно-правовых формах, предмете, разновидностях реализации. Сюда же целесообразно отнести методики и правовую систему социального обеспечения, источники и актуальные на сегодняшний день проблемы теории, решению которых посвящаются громоздкие труды как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Изучим категорию также с точки зрения учебной дисциплины. Соц. обеспечение – это комплекс положений теоретического характера и фактической информации касательно отношений, связанных с социальным обеспечением граждан, которое урегулировано нормативами ПСО и утверждено типовыми или базовыми учебными программами на основе определенного учебного плана.

Современное понятие категории социального обеспечения

Если коснуться общего определения изучаемой категории, то под социальным обеспечением следует понимать форму выражения государственной социальной политики, которая в первую очередь направлена на обеспечение некоторых категорий граждан в материальном плане из денежных средств государственного бюджета. Немаловажную роль здесь играют и внебюджетные фонды государственного значения. Как правило, использование данных средств связано с наступлением социальных рисков, которые признаются государством на конкретном этапе его развития значимыми в социальном ключе.

Виды соц. обеспечения

Важно иметь в виду, что граждане РФ в случае наступления болезни, старости, частичной или полной утраты трудоспособности, а также при достижении пенсионного возраста, необходимости в помощи в воспитании ребенка или нескольких детей, надобности санаторно-курортного или медицинского лечения и обслуживания, так или иначе, обеспечиваются различными разновидностями социального обеспечения посредством названных организационно-правовых форм. Рассмотрим их подробнее. В настоящее время система соц. обеспечения состоит из следующих выплат:

  • Пенсии, а также доплаты к ним и всевозможные надбавки.
  • Льготы.
  • Пособия.
  • Услуги бесплатного характера.
  • Материальные блага в натуральном виде.

Пенсии

По решению Департамента соц. обеспечения основную долю в социальном обеспечении на территории РФ занимают пенсии. В юридической литературе можно отыскать разные трактовки пенсии. Стоит отметить, что пристальное внимание в процессе определения данного понятия авторы уделяют тому, что пенсия – это материальное обеспечение нуждающихся граждан по возрасту, при потере кормильца, по инвалидности или за выслугу лет в виде денежных выплат в определенных размерах ежемесячно. Названная категория выплат соц. обеспечения основной целью преследует обеспечение нетрудоспособных и престарелых.

Некоторыми авторами пенсия определяется как денежное содержание людей при наступлении стойкой или постоянной нетрудоспособности. Назначается оно за их труд в прошлом. Так как в юридической литературе все мнения касательно представленного понятия исследованы обстоятельным образом, не смысла анализировать их. Важно лишь выделить основные признаки, которые присущи пенсионной категории:

  • Выплаты денежного характера.
  • Ежемесячное начисление.
  • Алиментарный характер.
  • Выплаты за счет средств государственного бюджета, а также денег некоторых разновидностей структур.
  • Выплаты при старости, потере кормильца, инвалидности или за выслугу лет.
  • Так или иначе, выплаты обусловлены конкретной продолжительностью трудового стажа.
  • Суммы состоят в зависимости от заработной платы в прошлом.

Следует иметь в виду, что все названные признаки изучаемой категории соц. обеспечения и соц. защиты позволяют полноценным образом раскрыть понятие пенсии, назначаемой и выплачиваемой в систематической порядке.

Пособия

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается обеспечение граждан, а также их семей многими разновидностями пособий, связанных с социальным обеспечением. Анализ актуальных признаков понятия позволяет выделить черты, которые помогают разграничить пособия и иные категории социального характера:

  • Выплаты денежного характера, которые назначаются отделом соц. обеспечения.
  • Ежемесячные или разовые выплаты.
  • За счет государственного бюджета, денежных средств предприятий, которые аккумулированы в ФСЗН и иных фондах.
  • Алиментарный характер.
  • По решению Департамента соц. обеспечения выплачиваются людям и их семьям в случаях, предусмотренных законодательством. Цели выплат: возмещение или восполнение утраченного заработка по причине беременности, болезни; покрытие расходов дополнительного характера, которые вызваны смертью, рождением ребенка, необходимостью лечения; оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, женам военнослужащих, одиноким матерям в воспитании детей.
  • Суммы в некоторых случаях зависят от прошлого заработка, в остальных – в твердом размере.

Услуги населению

Важно учитывать, что гражданам Российской Федерации сегодня предоставляется целый ряд услуг, которые также служит разновидностью социального обеспечения. Под услугой следует понимать некую потребительскую стоимость, которую доставляет труд человека подобно иному товару. Особая потребительская стоимость данного труда и называется услугами. Необходимо знать, что в отношении всего ряда услуг, которыми обеспечиваются люди и их семьи в соответствии с социальным обеспечением, общим является следующее:

  • Предоставляются как разновидность соц. обеспечения со стороны государства, а также предприятий разных видов.
  • Формируются за счет средств государственного бюджета или предприятий.
  • Носят алиментарный характер.

Льготы

Под понятием льгот в категории социального обеспечения следует понимать социально-экономические мероприятия, которые проводятся государством, структурами всех видов за счет собственных средств. Основной целью в данном случае служит облегчение материального положения людей, которые не в состоянии нести полноценные расходы, связанные с удовлетворением бытовых и иных нужд, по причине инвалидности, старости, особого семейного положения и так далее. Важнейшими льготами на настоящий момент являются:

  • Льготы, относящиеся к приобретению лекарственных средств.
  • Льготы, связанные с оплатой расходов на содержание детей в сельских школах, а также школах-интернатах.
  • Льготы, относящиеся к оплате расходов по отдыху в пионерских лагерях.
  • Льготы, связанные с частичной оплатой путевок в санаторно-курортные учреждения.
  • Льготы по оплате изделий протезно-ортопедического плана, если в этом есть необходимость.
  • Льготы в использовании общественного транспорта и так далее.

Натуральные блага

И наконец, рассмотрим заключительную категорию социального обеспечения, функционирующую на территории Российской Федерации. Под материальными благами натурального происхождения принято понимать предоставление определенных вещей со стороны государства или предприятий, среди которых слуховые аппараты, ортопедическая обувь, протезно-ортопедические и иные восстановительные механизмы, инвалидные коляски, автомобили с функцией ручного управления и так далее. Кроме того, в случае санаторно-курортного лечения или отдыха гражданам, которым необходимо социальное обеспечение, предоставляются спальные принадлежности и питание.

Функция — слово латинского происхождения, означает выполнение, свершения. Под ней понимают деятельность, обязанность, работу, назначение, роль и т.п. Впервые этот термин в научный оборот ввел в 1692 г. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц. Сейчас в науке этот термин употребляется в разных значениях. В философии — это отношение двух (группы) объектов, изменение одного из которых ведет к изменению другого. В математике — величина, которая меняется с изменением независимой переменной (аргумента). В физиологии — специфическая деятельность органа или организма (например, функция обмена веществ). В социологии — роль, которую выполняет определенный социальный институт отношении общества. В лингвистике — назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.

Этот термин сто лет назад стали употреблять и в юридической науке для характеристики социальной роли государства и права.Его используют во многих смыслах, но среди ученых нет единства относительно необходимости этого термина, его понятие, названия и содержания отдельных функций и их классификации. Попытка через функции раскрыть классовую сущность права и сформировать особые функции отдельных отраслей права с применением их в дальнейшем как одного из критериев разграничения норм права самостоятельными отраслями права завел исследователей в тупик.

В литературе по теории права чаще всего дают три определения функций права, которые поддерживают и специалисты права социального обеспечения. Под ними понимают или социальное назначение права, или направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

Функции права социального обеспечения — это правовые характеристики социальной роли (назначения) этой отрасли права в жизни общества и главных направлений воздействия его норм на поведение людей с целью реализации целей и задач государства в сфере социального обеспечения населения.

Основной функцией права социального обеспечения регулятивная. Именно в ней проявляется суть и ценность этой отрасли права. Назначение права социального обеспечения — регулирование общественных отношений, складывающихся в условиях индивидуальной формы распределения материальных благ из специально созданных для этого социальных фондов.С помощью норм права социального обеспечения определяются:

1) цель и задачи государства в сфере социальной защиты населения,

2) круг субъектов, уполномоченных создавать социальные фонды и осуществлять с ним социальные выплаты,

3) круг субъектов из числа инвалидов, лиц стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства;

4) размеры взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных средств в социальных страховых фондов и их виды,

5) перечень видов социального обеспечения, предоставляемых наиболее уязвимым слоям населения;

6) условия предоставления определенного вида социального обеспечения круг жизненных обстоятельств, с какими социально-обеспечительных нормы связывают наступление тех или иных юридических последствий (болезнь, старость, потеря трудоспособности, инвалидность, безработица и т.д.)

7) компетенция государственных органов и правовой статус (права и обязанности) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения

8) порядок и размеры предоставления отдельного вида социального обеспечения,

9) государственные гарантии по обеспечению социальных прав человека и гражданина;

10) основы негосударственного социального обеспечения отдельных групп населения.

Задачей регулятивной функции права социального обеспечения не только фиксация субъективного состава социально-обеспечительных правоотношений, правового статуса участников этих отношений и определение юридических фактов, при которых могут возникать указанные правоотношения, но и изменение или отмену отдельных его элементов или введения новых. Ведь государственное социальное обеспечение возможно только на основании норм права. Физическое лицо может претендовать при наличии соответствующих условий только на тот вид социального обеспечения, который закреплен в законе. Орган социальной защиты населения обязан предоставить такой вид обеспечения также только на основании закона. Нормы права здесь выступают критерием оценки действий субъектов социально-обеспечительных правоотношений, возникающих на их базе.

Право социального обеспечения на длительное время в пределах государства закрепляет возможное и должное поведение людей в сфере социального обеспечения и с помощью угрозы применения государственного принуждения заставляет их действовать в определенных правом рамках и тем самым удерживает социально-обеспечительных правоотношения в желаемом состоянии. Эти отношения характеризуются стабильностью, цикличностью, непрерывным повторением, прогнозируемость, т.е. постоянным воспроизводством. Под влиянием общественной жизни эти отношения корректируются нормами права.

Одним из свойств социально-обеспечительных норм является их нормативность, которая включает предписания, правила поведения общего характера, которые распространяются на любого, кто попадает в сферу действия этих норм, а также способность права социального обеспечения в соответствии с его предписаниями четко зафиксировать общественные отношения, складывающиеся при предоставлении физическим лицам пенсий, пособий, социальных услуг. Таким образом, с помощью утверждения в жизни общества нормативных основ упорядочиваются общественные отношения в социальной сфере.

Регулятивное воздействие права социального обеспечения на общественные отношения состоит в том, что нормы этой отрасли права, определяя права и обязанности субъектов социально-обеспечительных правоотношений, тем самым выступают общеобязательному образцом их правомерного поведения. Эти нормы детально и в императивной форме определяют условия, при которых лицо имеет право на социальное обеспечение, порядок реализации этого права, компетенцию органов социальной защиты населения в этой сфере.

Отдельная отрасль права состоит не только из регулятивных, но и правоохранительных норм, определяющих условия применения к субъектам мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Направление воздействия этих норм на общественные отношения и характеризует охранительную функцию права.

В охранной функцией права социального обеспечения понимают целенаправленное воздействие норм данной отрасли права на социально-обеспечительных правоотношения с целью охраны их и вытеснение из них отношений, вредных для общества с точки зрения государства. Составляющими этой функции являются:

1) запреты, предусмотренные нормами права,

2) санкции, которые принимают к правонарушителям,

3) непосредственное юридическая ответственность субъектов правоотношений.

В основе охранительной функции права социального обеспечения лежат запрещающие правовые нормы, которые указывают, что не следует делать, какие действия будут осуждены государством. В случае совершения противоправного деяния наступает юридическая ответственность, целью которой является защита установленного правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Эта цель конкретизируется в функциях юридической ответственности, к которым чаще всего относят репрессивно-карательную (штрафную) и правовосстановительные (компенсационную).

Главным назначения охранительной функции права социального обеспечения, прежде всего, превентивная (предупредительная) охрана социально-обеспечительных правоотношений, предупреждения нарушения норм права, на основании которых возникли эти отношения. Нормы права детально предусматривают процедуру реализации гражданами своего права на конкретный вид социального обеспечения. Законодательство устанавливает различные виды юридической ответственности должностных лиц органов социальной защиты населения за создание препятствий в реализации гражданами своих социальных прав (бюрократизм, волокита, безосновательный отказ в удовлетворении того или иного ходатайства, вымогательство взятки и т.д.). Закон также возлагает на граждан обязанность (а значит предполагает и надлежащую ответственность) представлять в органы социальной защиты населения достоверные сведения о фактах, имеющих юридическое значение для социального обеспечения. Установление запретов и санкций за их нарушение побуждает субъектов социально-обеспечительных правоотношений действовать согласно предписаниям правовых норм. Соблюдение гражданами и должностными лицами требований социального законодательства является критерием эффективности охранительной функции права социального обеспечения.

Социально- обеспечительные отношения появляются задолго до введения обязательного социального страхования. Оказание помощи увечным, малоимущим, сиротам и иным категориям нуждающихся имеет тысячелетнюю историю. Главным субъектом-попечителем в то время являлось государство. Реализуя одну из своих внутренних функции, оно с различной степенью эффективности пыталось решать возникающие социальные проблемы, расходуя на указанные цели часть собственного бюджета.

И сегодня роль государственного социального обеспечения является чрезвычайно значимой. В силу причин

объективного характера распространение обязательного социального страхования па всех субъектов не представляется возможным. Часть лиц, претендующих на социальные выплаты, нс относится к числу трудоспособных и компенсация утраченного заработка в их отношении бессмысленна. Для некоторых категорий граждан вероятность реализации социальных рисков существенно выше по сравнению с остальными застрахованными лицами (например, военнослужащими). Последовательная реализация страховых принципов потребовала бы в таком случае установления более высокой платы за страхование – установление повышенного страхового тарифа. Так как в большинстве случаев работодателем (и плательщиком страховых взносов) выступает государство, последнее считает целесообразным использование иной модели исполнения собственных социальных обязательств.

В рамках государственного социального обеспечения осуществляется прямое финансирование за счет бюджетных средств выплат лицам, имеющим особые заслуги перед государством (например, ветераны Великой Отечественной войны). Аналогично решается вопрос в случаях, когда государство может рассматриваться как причинитель или сопричинитель вреда – социальное обеспечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, репрессированных граждан.

В ряде случаев решение об отнесении того или иного вида социального риска к страховым или нестраховым является субъективным и принимается по усмотрению законодателя. Так, социальное обеспечение безработных граждан, которое на сегодняшний день осуществляется в рамках государственного социального обеспечения, до 2001 г. имело статус страхового обеспечения. При этом законодательство, регулирующее отношения в сфере содействия занятости, в остальных вопросах принципиально не менялось. Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств бюджетов. В первом варианте это один из видов страхового обеспечения, во втором – государственное социальное обеспечение. Соотношение объемов финансирования за счет каждого из источников может меняться в зависимости от целого ряда факторов. Более того, законодатель вправе отдать предпочтение только одной из организационно-правовых форм.

Так как социальное обеспечение отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то расходные обязательства социальной направленности предусмотрены федеральным и региональными бюджетами.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по контракту и приравненных к ним по условиям пенсионного обеспечения категорий граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, ежегодно пересматривается и характеризуется более высоким уровнем предоставлений по сравнению с обязательным пенсионным страхованием.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые для ветеранов труда, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Логично предположить, что в зависимости от экономического положения субъекта РФ может варьироваться как перечень мер, так и их размер. С позиций социальной справедливости такая дифференциация вряд ли может быть признана обоснованной.

В последнее время получила широкое распространение практика передачи федеральных полномочий на уровень субъектов РФ, сопровождающаяся предоставлением субвенций.

Основания и виды государственного социального обеспечения достаточно разнообразны. В качестве первых могут выступать обстоятельства, как связанные с утратой заработка (дохода), так и противоположные, когда изменение материального положения не связано с утратой заработка, либо уровень материальной обеспеченности не является значимым.

Виды государственного социального обеспечения наряду с упоминавшимися пенсиями и пособиями могут включать натуральные предоставления – предметы первой необходимости, продукты питания, топливо и т.д., а также различные социальные услуги, целью оказания которых является оказание помощи в преодолении трудной жизненной ситуации.

Разнообразие субъектов получателей государственного социального обеспечения, их специфический правовой статус предполагает участие широкого круга обязанных субъектов. В их числе можно назвать органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, специальные подразделения правоохранительных органов.

Говоря о негосударственном социальном обеспечении, следует отметить его давние исторические традиции. Именно негосударственное социальное обеспечение на протяжении длительного исторического отрезка времени являлось если не доминирующим, то равнозначным государственному. Семейное, цеховое, религиозное обеспечение, благотворительность частных лиц успешно решали задачи помощи малоимущим категориям граждан.

Культивировавшиеся в советский период патерналистские идеи существенно изменили ментальность граждан и прервали преемственность в сфере частной благотворительности. Свойственные капиталистическому обществу ориентиры на максимальное участие самого гражданина в формировании достойной пенсии, участие в программах добровольного медицинского страхования приживаются в России достаточно медленно. Определенную роль в популяризации негосударственных форм социального обеспечения играет стремительно снижающееся качество бесплатных медицинских услуг, рост доходов российских граждан, рекламные проекты ПФР.

В рамках негосударственного социального обеспечения можно выделить наиболее значимые формы: негосударственное пенсионное обеспечение, дополнительное социальное страхование, благотворительность.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения неразрывно связано с деятельностью НПФ. Правовой основой их деятельности является Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которым НПФ представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, осуществляющей деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Па основании заключенного с НПФ пенсионного договора у участника фонда возникает право на получение негосударственной пенсии, размер которой зависит исключительно от финансовых возможностей участника (вкладчика) фонда и избранной пенсионной схемы. Зачастую НПФ создавались в составе финансово-промышленных групп и были призваны одновременно решать задачи накопления денежных средств для выплаты корпоративной пенсии. В НПФ могут быть переданы средства, предназначенные для выплаты накопительной части трудовой пенсии. При наличии устойчивого роста доходов российских граждан данная форма будет стремительно развиваться.

Стремление получать качественную медицинскую помощь в более комфортных условиях является движущей силой добровольного медицинского страхования. Возможность его осуществления была закреплена на законодательном уровне в 1993 г. и за прошедшее время число застрахованных лиц выросло на порядок. Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен как самим гражданином, так и работодателем в пользу работника. Данное обстоятельство может рассматриваться как стимулирующий элемент корпоративной политики. Социальноответственные работодатели вправе к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли отнести суммы их платежей (взносов) по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, в частности по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Благотворительная деятельность в нашей стране регламентируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-Φ3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Осуществляемая в целях:

  • – социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • – оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • – содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • – социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • – благотворительность в полной мере выступает в качестве формы социального обеспечения.

Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Для благотворительной деятельности характерна адресность, гибкий подход к основаниям предоставления обеспечения, оперативность. Видами социального обеспечения являются как денежные средства, так и натуральные предоставления – горячие обеды, одежда и обувь, медикаменты и т.п. В рамках благотворительных программ могут создаваться и финансироваться специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, престарелых граждан, инвалидов.

Социальное обеспечение — это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.), многодетным и одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и т. д.); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это понятие связывается с утверждением всеобщего блага (как идеала), принципов социальной справедливости, социальной защищенности, достойных условий существования. Это означает, что при любых системных и структурных преобразованиях экономики страны приоритетной целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальное государство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менее обеспеченных слоев), обеспечить занятость и права работника, развивать систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и другие социальные выплаты.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

В число социальных приоритетов государственной политики российское государство относит программы и мероприятия по их реализации в области социальной защиты семьи, охране материнства и детства.

Россия полностью выполняет Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и ветеранов войны, семей погибших военнослужащих.

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в постоянном процессе развития. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единое мнение. Но при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой.

По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, а всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

  • — объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;
  • — особые фонды, источники социального обеспечения;
  • — особые способы предоставления средств к существованию;
  • — закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Также сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется и в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

  • · Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
  • · Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
  • · Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
  • · Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:

  • — назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
  • — предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС;
  • — оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Государственное право

  • похожие работы
  • все работы по предмету
  • задать вопрос

Понятие и система социальной защиты населения

1. Понятие социальной защиты населения. Соотношение понятий «социальная защита населения» и «социальное обеспечение».

2. Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения.

3. Нормативные источники социальной защиты населения.

4. Правовое регулирование социальной защиты населения.

Вопрос 1.

Термин социальная защита населения стал использоваться недавно. В законодательстве термин «социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита — это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное — это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить — это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения — это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Соотношение понятий социальное обеспечение и социальная защита. До начала реформ все эти функции выполняла система социального обеспечения, но между этими понятиями существует большая разница.

Социальное обеспечение — это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения. Социальное обеспечение в СССР именовалось государственным, т.е. для неё характерна моносубъектность. Система же социальной защиты является более развернутой, и здесь наблюдается многосубъектность, т.е. социальная защита может исходить как от государства, субъектов государства, так и от муниципальных образований, от предприятий и организаций, специализированных структур (негосударственные пенсионные фонды), благотворительных организаций и т.д.

Система социальной защиты по объему гораздо шире, чем система социального обеспечения. Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, т.е. в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Кроме социального обеспечения в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

Вопрос 2.

Организационно-правовая форма социальной защиты населения — это закрепленный в правовых нормах, способ организации и осуществления социальной защиты, характеризующийся особыми основаниями ее предоставления, спецификой субъектного состава возникающих отношений, а также степенью и методами правовой регламентации на различных уровнях правотворчества и другими существенными признаками.

Основными формами социальной защиты населения являются: социальное страхование и социальная помощь. Шайходинов выделяет еще одну форму социальной защиты населения — социальная поддержка и понимает под ней предоставление материальной помощи гражданам, имеющим среднедушевой доход выше прожиточного минимума, но нуждающихся в поддержке в силу их личных особенностей. Напр., можно говорить о социальной поддержке как системе компенсаций гражданам, имеющим особые заслуги перед обществом или государством.

Основные отличия социального страхования от социальной помощи:

1. Различие по способу финансирования. Социальное страхование финансируется за счет обособленного финансового источника (внебюджетные социальные фонды), которые образуются преимущественно за счет страховых взносов. Социальная помощь финансируется из бюджетов различных уровней.

2. По способу управления. Социальное страхование должно управляться на принципах социального партнерства, т.е. и представители застрахованных, и страхователей должны участвовать в управлении системой. Управление государственной социальной помощью осуществляют соответствующими государственными органами.

3. По основаниям предоставления. Обеспечение по социальному страхованию не зависит от уровня доходов застрахованного лица и предоставляется при наступлении страхового случая. Социальная же помощь предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума.

Социальное страхование — это система мер по компенсации и минимизации социального страхового риска. Под социальным риском понимается изменение материального положения застрахованного лица при наступлении неблагоприятных ситуаций. Социальный риск это предполагаемое, вероятностное событие, относительно которого не всегда можно определить время наступления, длительность рисковой ситуации. Возможность прогнозирования социальных рисков означает также возможность расчета страховых тарифов, т.е. тех ставок, по которым должны уплачиваться страховые взносы. Для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы, надо собрать несколько больше денежных средств, чем для покрытия текущих нужд, другими словами, обеспечение по социальному страхованию в денежном выражении должно требовать меньше финансовых ресурсов, чем их собрано, за счет этого достигается эквивалентность социального страхования.

Круг субъектов социального страхования значительно шире, чем в системе социальной помощи. Он включает в себя, во-первых, застрахованное лицо, это центральный субъект системы, на реализацию интересов которого она и должна быть направлена, это лицо которое рискует остаться на трудовом рынке без дохода и работы. Круг этих субъектов (застрахованных лиц) различается в конкретных видах социального страхования. Во-вторых, страхователь — это работодатель или иное лицо, обязанное уплачивать страховые взносы. В-третьих, страховщик, он собирает страховые взносы, аккумулирует их и предоставляет страховое обеспечение. В качестве страховщика в большинстве случаев выступают внебюджетные социальные фонды: пенсионный, фонд социального страхования и т.д. В-четвертых, иные субъекты, чаще всего это органы (организации), предоставляющие страховое обеспечение. Напр., в государственном пенсионном страховании до 1 июля 2001 г. полномочия по назначению и выплате производили органы социальной защиты населения. Указом Президента от сентября 2000 г. назначением и выплатой теперь занимаются пенсионные фонды.

Виды социального страхования, самая главная классификация по видам социального страхового риска:

1. Пенсионное.

2. Обязательное медицинское.

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков).

4. Страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти.

Для того, чтобы более полно уяснить себе вопрос социального страхования, вы должны ознакомиться со следующими нормативными актами: федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999-го года; федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998-го года (в редакции от 17.07.99г.); глава 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог».

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, напр., в виде трудоустройства. Если не удается чела трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По способу учета и компенсации социального риска. Социальная защита может быть страховой и нестраховой. К страховым формам можно отнести обязательное государственное страхование некоторых категорий населения (судьи, прокуроры) и некоторые виды коммерческого страхования. Не страховые формы: социальная помощь, социальная поддержка, это те формы, где не осуществляется предварительная оценка, учет, выявление социального риска.

3. По субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская (паритетная) и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации.

4. В зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона.

5. В зависимости от степени охвата субъектов получателей: общие (распространяются на всех граждан без исключения, напр., защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Вопрос 3.

Самостоятельно — не первый курс уже, такие вопросы должны знать «на зубок».

Вопрос 4.

Отрасли социальной защиты как таковой нет. Есть только такая отрасль — право социального обеспечения, причем это одна из самых молодых отраслей. Она основана в 1966-ом Андреевым В.С., он доказал, что есть группа отношений, ранее входящих в предмет трудового права, и отличающихся определенной спецификой, и именно он дал название отрасли, обозначил особенности предмета и метода отрасли. Особенности предмета права социального обеспечения:

1. Обязательным участником отношений, входящих в предмет является гражданин, нуждающийся в социальном обеспечении. Противоположной стороной является, по Андрееву, государственный орган, предоставляющий от имени государства социальное обеспечение.

2. Эти отношения опосредуют предоставление социального обеспечения гражданам на безвозмездной, безэквивалентной основе, и в связи с этим получили название социально-алиментных отношений (от слова алиментные). Гражданское процессуальное право обеспечивает защиту социальных прав.

Метод права социального обеспечения:

Общеправовой — дозволение, запрет, предписание.

Централизованный метод — когда выбор субъекта достаточно ограничен или вообще безальтернативен.

Развиваются договорные методы регулирования — на договорах основана система обязательного медицинского страхования, договоры заключаются на предоставление социальных услуг, причем развивается возмездность в этих отношениях. Напр., полная оплата социальных услуг, если чел может оплатить их сам.

Такую многоуровневость правового регулирования можно рассматривать как специфику права социального обеспечения.

Проблему отраслевого деления в праве нельзя рассматривать абсолютно. Сейчас четких границ деления в праве нет, т.к. существует социальная диффузия. Трудовое, гражданское (опека, попечительство, патронаж), право социального обеспечения и чуть-чуть финансовое, именно они регулируют вопросы социальной защиты населения, но и этот перечень можно продолжить. В этой области, очень широко развито межотраслевое функциональное воздействие правовых норм.

Описание предмета: «Государственное право»

Государственное право — отрасль права, представляющая собой систему внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливают: — социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства; — осуществление основных прав и свобод человека и гражданина; — систему государственной власти; и — систему внутреннего самоуправления.

Литература

Образцы работ

Тема и предмет Тип и объем работы
Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения г. Москвы
Право социального обеспечения
Диплом
97 стр.
Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения г. Москвы
Право социального обеспечения
Диплом
99 стр.
Совершенствование управления социальной защитой населения на примере ЮАО г.Москвы
Социальное обеспечение
Дипломный проект
125 стр.
Формирование механизма социальной защиты населения (на примере Анадырского муниципального района)
Социальное обеспечение
Диплом
97 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Добавить комментарий